Русская беседа
 
19 Декабря 2018, 03:50:10  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Среда Четвертой Седмицы Великого Поста  (Прочитано 1776 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72415

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 01 Апреля 2008, 18:13:21 »

СРЕДА 4-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Вне креста нет живого познания Христа.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)



"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мк. 8, 34). За Господом, пронесшим Крест на Голгофу, нельзя идти без креста, и все идущие за Ним непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и скорби, налегающие и извне, и изнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так сросся с христианином, что где христианин, там и этот крест, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу истинному христианину. Задача его - очистить себя и исправить. Он как больной, которому нужны то прижигания, то отрезания, а как это может быть без боли? Он хочет вырваться из плена сильного врага, а как это может быть без борьбы и ран? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венец!
 
Святитель Феофан Затворник
 
О несении Креста

Мы должны понять, что Господь не принуждает нас к ношению Его Креста, то есть к претерпеванию того страдания, какое Он принял ради нас. Он не говорит: если кто хочет идти за Мною, возьми крест Мой, но возьми каждый крест свой (Мф. 16, 24). Ибо Господь наш знает, что мы не сможем нести Крест Его, свои же кресты по силе нашей и с Его помощью нести можем.
 
Святитель Димитрий Ростовский

И этот Крест не столько был тягостен для Него, сколько облегчителен и спасителен для нас. Его бремя - наше успокоение; Его подвиги - наша награда; Его пот - наше облегчение; Его слезы - наше очищение; Его раны - наше исцеление; Его страдание - наше утешение; Его Кровь - наше искупление; Его Крест - наш вход в рай; Его смерть - наша жизнь.
 
Платон, митрополит Московский

Крест наш состоит в страхе Господнем. Поэтому как распятый не может двигаться, как бы ему хотелось, так и мы свою волю и желания должны направлять не к тому, что нам приятно и что льстит нашим похотям, но по закону Господа, с Которым мы сораспялись. И как пригвожденный ко кресту не думает о настоящем и предметах своей страсти, не заботится о завтрашнем дне, не желает владений, не гордится, не спорит, не ревнует, не скорбит о настоящем, не помнит прошедших обид, но считает себя умершим для всего вещественного, думает только о том, куда он пойдет через несколько минут, так и мы, пригвоздившись к страху Господню, должны умереть для всего, то есть не только для мирских пороков, но и для всего мирского, и обратить все внимание туда, куда можем в каждую минуту переселиться, ибо таким образом мы можем умертвить все наши похоти и плотские страсти.
 
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Каждый человек имеет свой крест, и когда раб Христов ради Божией любви терпеливо несет свой крест, то он приобщается к страданию Господню, а крест его бывает сообразен Кресту Господню. Страдания же наши Господь наш считает как бы Своими страданиями. И как делающим добрые дела сказал об этих делах: "так как вы сделали это по одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне" (Мф. 25, 40), так и об обидах, наносимых нам, говорит обижающим нас: "Так как вы сделали им, сделали Мне". Ибо Господь страдает в нас, как бы в своих собственных членах; мы же, страдающие, как бы собирая куски, оставшиеся от трапезы, собираем некие остатки от страданий Господних, согласно словам апостола: "восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых" (Кол. 1, 24).
 
Святитель Димитрий Ростовский

 
Крест свой и Крест Христов

Господь сказал ученикам своим: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною" (Мф. 16, 24).

Что значит крест свой? Почему этот крест свой, то есть отдельный каждого человека, вместе называется и крестом Христовым?

Крест свой: скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека - свои.

Крест свой: пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они свои.

Крест свой: греховные недуги, или страсти, которые у каждого человека - свои! С одними из них мы родимся, другими заражаемся на пути земной жизни.

Крест Христов - учение Христово (Псал. CXVIII, 38, 120).

Суетен и безплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в крест Христов.

Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым: потому что ученик Христов твердо убежден, что над ним неусыпно бдит Христос, что Христос попускает ему скорби, как необходимое и неминуемое условие христианства, что никакая скорбь не приблизилась бы к нему, если б не была попущена Христом, что скорбями христианин усвоивается Христу, соделывается причастником Его участи на земле, а потому и на небе.

Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым: потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственной целию своей жизни. Эти всесвятые заповеди соделываются крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстьми и похотьми его (Гал. 5, 24).

Отсюда ясно - почему для принятия креста, предварительно нужно отвергнуться себя даже до погубления души своей.

Так сильно обильно усвоился грех падшему естеству нашему, что Слово Божие не останавливается называть его душою падшего человека.

Чтоб воспринять на рамена крест, должно прежде отказать телу в его прихотливых пожеланиях, доставляя ему одно необходимое для существования; должно признать свою правду лютейшею неправдою пред Богом, свой разум - совершенным неразумением, и, наконец предавшись Богу со всею силою веры, предавшись непрестанному изучению Евангелия, отречься от воли своей.

Совершивший такое отречение от себя способен к принятию креста своего. С покорностию Богу, призывая Божию помощь для укрепления своей немощи, он смотрит без боязни и смущения на приближающуюся скорбь, уготовляется великодушно и мужественно перенести ее, уповает, что посредством ее он соделается причастником страданий Христовых, достигнет таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но и самим делом, самою жизнию.

Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную легость. Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть, сказал Господь (Мф.11, 30).

Крест возлагается на рамена учеником Христовым, когда ученик Христов признает себя достойным скорбей, нисполанных ему Божественным промыслом.

Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования о Христе и спасения.

Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя.

Терпеливое несение креста своего есть истинное покаяние.

Распятый на кресте! Исповедайся Господу в праведности судеб Его. Обвинением себя оправдай суд Божий, и получишь отпущение грехов твоих.

Распятый на кресте! Познай Христа; - и отверзутся тебе врата рая.

С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство.

С креста твоего благодари Господа за безценный дар, за крест твой, - за драгоценную участь, за участь подражать Христу страданиями твоими.

С креста богословствуй: потому что крест есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного Богословия. Вне креста нет его: оно сокровенно в кресте Христовом.

Крест свой изменяется в крест Христов, когда ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни, - когда несет его с благодарением Христу, с славословием Христа. От славословия и благодарения является в страдальце духовное утешение; благодарение и славословие делается обильнейшим источником непостижимой, нетленной радости, которая благодатно кипит в сердце, изливается на душу, изливается на самое тело.

Крест Христов, только по наружности своей, для плотских очей, есть поприще жестокое. Для ученика и последователя Христова он - поприще высшего духовного наслаждения. Так велико это наслаждение, что скорбь вполне заглушается наслаждением, и последователь Христов среди лютейших томлений ощущает одно наслаждение.

Говорила юная Мавра юному супругу своему Тимофею, который терпел страшные муки, и приглашал принять ее участие в мученичестве: "Боюсь, брат мой, чтоб мне не устрашиться, когда я увижу страшные муки и разгневанного игемона, чтоб не измочь мне в терпении по молодости лет моих". Ей отвечал мученик: "Уповай на Господа нашего Иисуса Христа, и будут для тебя муки елеем, изливаемым на тело твое, и духом росу в костях твоих, облегчающим все болезни твои".

Крест - сила и слава всех от век святых.

Крест - целитель страстей, губитель демонов.

Смертоносен крест для тех, которые креста своего не преобразили в крест Христов, которые с креста своего ропщут на Божественный Промысл, хулят его, предаются безнадежию и отчаянию. Несознающиеся и некающиеся грешники на кресте своем умирают вечною смертию, лишаясь нетерпением истинной жизни, жизни в Боге. Они снимаются с креста своего только для того, чтоб снизойти душам в вечный гроб: в темницы ада.

Крест Христов возносит от земли распятого на нем ученика Христова. Ученик Христов, распятый на кресте своем, мудрствует горняя, умом и сердцем жительствует на небе, и созерцает таинства Духа во Христе Иисусе, Господе нашем.

Аще кто хощет по Мне ити, сказал Господь, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет. Аминь.
 
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

http://www.pravoslavie.ru/put/040317114637
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72415

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 10 Апреля 2013, 08:21:30 »

Протоиерей  Александр  Шаргунов

Слово в среду Крестопоклонной седмицы



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня у нас средопостная среда, святая Церковь приносит поклонение Честному Животворящему Кресту Христову.

А что говорит о Кресте Христовом слово Божие? Мы слышали, как всегда за литургией Преждеосвященных Даров, книгу Бытия, пророчество Исаии и Притчи Соломоновы. Как будто не о Кресте это слово, но слово Божие - всегда крестное, как свидетельствует апостол. Крестное в самом конкретном смысле, как сейчас мы увидим. Все, что открывает нам жизнь, - две противостоящие друг другу тайны: «тайна беззакония» и «тайна благочестия», тайна греха и тайна креста. Тайна креста заключается в отдаче себя Богу и людям. А тайна греха - в сосредоточенности на себе. Некоторые спрашивают, откуда появилосьзло. Почему тот, кто был светлее всех, денница, стал темнее всех? Каждый из нас может увидеть на себе эту коренную причину греха. Отсюда произрастают все прочие грехи, и никто не свободен от этой порчи. Только любовь Божия, Крест Христов, Его жертвенная отдача может исцелить нас от этой замкнутости на себе, от этого саморазрушения, ищущего утвердиться в душе человеческой и в истории.

Сегодня книга Бытия повествует нам о Ное, о том, как после спасения от потопа, единственный со своей семьей во всем роде человеческом, он устраивает пир. Праздник у него, он пьет вино. Но он пьет, от избытка радости, слишком свободно, не зная удержу, и становится пьяным. Это был его грех, великий грех. И хуже всего, что это произошло так скоро после избавления, которое даровал ему Господь. Бог оставил его, когда он слишком замкнулся на себе, на своей радости, и забыл о Боге. И Бог предоставил его собственной свободе. А нам оставил его в Священном Писании, чтобы показать, что даже лучшие из людей, после того как совершилось первое грехопадение, не могут избежать греха. Они могут быть бдительными в своей духовной жизни, исполненными решимости быть верными Богу, и когда приходят к ним испытания, мужественно одолевают их. Но из-за самонадеянности, из-за забвения благодати Божией, когда они уже кроме себя ничего не видят, внезапно впадают в грех. Они впадают в грех, когда час испытаний прошел. Они, как говорится, терпят кораблекрушение в гавани. Именно это произошло с Ноем. Он пережил всемирный потоп, все погибли, а он за верность Богу остался живым. И вот теперь подвергается падению.

Мы сейчас проходим Великий пост. Это как бы плавание среди всемирного потопагреховного, который происходит на наших глазах. Есть некоторые из нас, кто внимательно относятся к тайнам жизни, - им открываются глубины добра и зла. Постом и молитвой они укрепляются в верности Богу. Но вот завершится пост, плавание придет к концу. Святая Церковь уже сегодня предупреждает нас - как бы нам не оказаться подобными этому ветхозаветному праведнику, который прошел все испытания, а когда достиг безопасного места, потерпел поражение. Мы должны быть особенно осторожными после утешения благодатью.

И еще один урок преподает нам сегодня Господь. Когда у нас благополучие, избыток всего, это может быть для нас испытанием не менее опасным, чем скорби и бедствия. Многие люди самым жалким образом терпят поражение, когда у них, кажется, все прекрасно. Потому Господь и посылает эти скорби и бедствия, чтобы привести нас в чувство, чтобы мы знали, что еще не достигли цели, что мы еще в дороге. А если бы мы об этом не забывали никогда, если бы мы лицом своим были всегда обращены ко Господу, туда, куда путь наш лежит, то Господь бы, наверное, не посылал нам этих скорбей.

Последствием греха Ноя был стыд и позор. Господь показывает, что такое грех - это всегда стыд. Человек опозорен. Обнажен к своему стыду, подобно Адаму, когда тот вкусил запрещенный плод. Позор может быть вечным, когда Господь на последнем Своем Суде откроет сокровенные тайны каждого. Еще нам показано здесь, какое великое зло пьянство. Оно обнажает все слабости человека и делает его уязвимым для врага. Мы живем в мире, где повальное пьянство, и народ наш спивается. Это пьянство выводит наружу все темное, недостойное, нечистое, что есть в человеке. Пьяные стражи открывают ворота крепости, которую они поставлены охранять. Сам народ наш открывает врагу все ворота крепости нашего отечества. Что толку кричать, что там враги и там враги. Мы сами все ворота раскрыли для них.

В мире - пьянство греха. С первого дня Поста Церковь в cвоих стихирах напоминает нам об этом. Человек опьяняется грехом, грех кажется сладким, и море ему по колено. И он тонет, гибнет в этой пучине, которая бесчестит его, делает презираемым. Весь наш народ бесчестит и делает презренным в глазах других народов. Когда пьяный приходит в себя, ужас охватывает его от одной мысли, что он натворил, как он мог такое сделать. А бывает, что это пьянство греха беспробудно, и протрезвения не наступает.

Какую первую молитву произносит Церковь, после пресуществления Святых Даров? Первые слова священника после совершения самого великого, что может быть на земле: да будет это «во трезвение души». Трезвость нам необходима, прежде всего потому что мы все опьянены грехом. И нетрезво, нездраво судим обо всем, что с нами происходит.

Нам показано сегодня бесстыдство и нечестие Хама. Сейчас время Хама, и время сейчас сказать об этом. Перед нами человек, который, увидев наготу своего отца, пошел и радостно рассказал о случившемся двум своим братьям. Он обрадовался. Чему же он обрадовался? Да, наверное, он и сам порой напивался допьяна. Как часто те, кто ходят кривыми путями, радуются, когда кто-то впадает в тот же грех, что и они. Это диавольская радость, диавол этому радуется.

Хам зовет других людей - братьев своих, чтобы родного отца выставить перед нимипосмешищем. Самое ужасное в его грехе, что он грех превращает в смех, в то, над чем можно смеяться. Это предел падения. То, что у нас сейчас происходит. Через все средства массовой информации круглосуточно идет это хамство - обнажается позор народа и выставляется всем на осмеяние.

И мы видим благочестивую, в страхе Божием, заботу об отце других сыновей Ноя - Сима и Иафета, которые накидывают на него одежду, покрывая его позор. Мы призываемся научиться этой главнейшей добродетели, связанной с тайной Креста,- накидывать одежду на стыд других, покрывать любовью недостатки и грехи своих ближних. Кто может покрыть любовью грехи других людей, кроме Христа? Для чего пришел Он в мир, для чего взял на Себя все последствия нашего бесстыдства, нашей греховности? Для того, чтобы Крестом Своим, любовью Крестной покрыть все наши грехи.

Когда Ной приходит в себя, он ужасается тому, что произошло. С сердечным покаянием обращается он к Богу, и дух пророчества снова сходит на Ноя, потому что Господь не оставляет Своих. Господь знает немощь человеческую, и когда мы с покаянием обращаемся к Нему, оплакивая свой грех, Господь покрывает наш грех любовью. Подобно умирающему Иакову, Ной говорит своим сыновьям, что с нимистанет, и произносит проклятие на сына Хама, на Ханаана. Мы знаем о земле Ханаанской, о том, каким был народ, населявший ее, - люди, исполненные диких суеверий, которые открывают уже путь к сатанизму. Так один грех Хама определяет участь целого народа и в итоге - всего человечества.

Ной произносит проклятие на сына Хамова. Он говорит, что тот будет рабом рабов Сима и Иафета. Это как будто о нашем народе сказано, что он будет рабом рабов, если будет жить так, как показано сегодня, - в этом пьянстве греха, в этой нераскаянности, в этом бесстыдстве и позоре. Проклятие Ноя идет до конца истории. Бог часто наказывает за нечестие, перенося нечестие родителей на их детей. За грех Хама будет наказан его сын.

Дети естественно наследуют дурную предрасположенность своих отцов и подражают их нечестивой жизни. Ужасно, когда они ничего не предпринимают для того, чтобы освободиться от наследия проклятия, в особенности после того, как пришел Христос и всем людям без исключения предложил дар прощения грехов.

В мире существует милость, все превосходящая, но существует и правда, и справедливость. Милость открывается только тогда, когда человек приходит к осознанию, что без справедливости, без правды он не может жить. Потому справедливо, что бесчестие приходит на тех, кто бесчестит других. Особенно на тех, кто бесчестит своих родителей. Сегодня этому греху хамства хотят приобщить всех - даже детей, начиная с младенчества. Какое бесчестие ждет новое поколение! И ничего не исправится, что бы мы ни предпринимали, пока мы не увидим самую суть, откуда это идет, и что Господь предлагает нам.

Ной благословляет Сима и Иафета, вернее, как сказано, он благословляет Бога заСима, называя Господа «Богом Сима». В этих словах, что Бог есть Бог Сима, заключаются все благословения. И Симу щедро воздается за то добро, которое он совершил, за почитание своего отца, за то, что он покрыл грех другого человека. Так что Сам Бог становится честью этого человека. Здесь снова раскрывается нам тайна Креста. Бог воздает славу Богу за то доброе дело, которое сотворил Сим. И когда мы видим добрые дела какого-нибудь человека, мы должны прославлять в первую очередь Бога. Тайна доброго дела велика. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех», - говорит Господь (Мф. 5, 16).Поскольку добро восходит к Самому Богу, оно не забывается никогда, так же, как и зло не остается ненаказанным, пока оно нераскаянно. Поэтому честь и милость для человека творить добро, то есть быть служителем Самого Бога.

Ной видит, что Божие благодеяние Симу и его роду будут свидетельствовать всему миру, что Он Бог Симов. Этим указывается нам на то, что Церковь Свою Господь созиждет в потомстве Сима. Если бы не было Сима, не было бы богоизбранного народа иудейского, не было бы Христа, не было бы нашего спасения. За одно это доброе дело Господь дает благословение роду Симову, и в течение долгого времени этот народ будет единственным богоизбранным народом, Божиим народом. Тем народом, который откроет путь человечеству к тайне Креста, и в котором явится тайна Креста. Но окажется ли способным этот народ сам приобщиться тайне спасения?

Ной благословляет Иафета: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых». Святые отцы говорят, что, прежде всего, речь здесь идет о потомках Иафета, которые будут столь многочисленными и победоносными, что завладеют шатрами Сима. Это пророчество прежде всего - в историческом плане. Оно исполнилось, когда иудеи, потомки Сима, вначале были покорены греками, а впоследствии римлянами - теми, кто были потомками Иафета. Вот что значат слова «и да вселится он в шатрах Симовых». И в то же время речь здесь идет об обращении язычников и о приведении их в Церковь. Бог победит сердце Иафета, и он, побежденный Богом, будет жить в шатрах Симовых, то есть иудеев и язычников соединит благовестие Креста Христова. Двумя руками, простертыми на Кресте, Господь обнимает весь род человеческий Своей любовью. И иудеев, и язычников - всех соединяет Он в этих благословенных шатрах.

Здесь напоминание нам, что только Бог может привести в Церковь тех, кто отделился от Нее. Что души человеческие невозможно привести в Церковь силой. Вся история свидетельствует об этом. Для того все происходит, чтобы убедить нас в этой простой истине. Умы и сердца человеческие должны быть побеждены Богом. Как Бог побеждает? Своей любовью, Своим Крестом. А как может открыться этот Крест? Через нас - мы должны быть, прежде всего, побежденными любовью Христовой, истиной Божией. И свою жизнь сделать крестной, чтобы через нее другие люди могли увидеть Крест Христов и обратиться ко Господу. Вот о чем это пророчество.

И далее сказано, что Бог после этого продлил жизнь Ною. Его долгая жизнь на земле была наградой за его благочестие, и она явилась великим благословением всему миру. Жизнь его явилась прообразом Самого Христа, Который спасет мир от гибели не только физической, но и вечной. Прообразом Его Креста.

Мы видим также, что Бог ставит предел жизни Ноя. Многого сподобил его Господь, он видел два мира: до и после потопа. Единственный, кто (со своей семьей), видел два мира здесь на земле. Но все равно жизнь его подошла к концу. Будучи праведным, после смерти своей он перешел в новый мир, бесконечно лучший, чем те два мира, которые он видел здесь на земле. В знамение того, что откроется нам спасением Христовым, Его Крестом. Новый мир для всех людей, для всех, кто с покаянием обращается к Богу.

Еще мы слышали сегодня пророчество Исаии - тоже о Кресте. Оно, прежде всего, о бедствиях, которые Бог посылает народу за его грехи. Приходят великие беды на землю. И Господь спасает Свой народ, тех, кто хранит Ему верность. Через пророка Исаию Господь обращается к этому народу: «Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев» (Ис. 26, 20). Идите, говорит Он, как Ной в ковчег, как тот, который закрыл за собой двери. Когда угрожает опасность, следует иногда отступить, скрыться до времени, как праведный Илия скрывался у потока от нечестивых. Бывают такие бури, говорят святые отцы, такие духовные испытания, такие скорби, что нужно лечь, накрыться с головой одеялом и лежать, пока не пройдут эти бури над твоей головой. Надо укрыться от этих бурь, войти в свои покои, чтобы испытать свое сердце, насколько оно верно добру, правде Христовой, чтобы помолиться, укрепиться Богом и смирить себя перед той реальностью, которой мы окружены.

Господь уверяет, что беды будут не на долгое время. На малое, самое малое время, какое только может быть. Когда пройдут они, то покажутся как совершенно ничто. На мгновение, говорит Господь, укройся. Все, что с нами происходит, покажется мгновением, когда откроется нам настоящая жизнь.

Святитель Афанасий Великий, когда он был изгнан из Александрии Юлианом Отступником, и друзья его были в унынии, ободрял их: «Это маленькое облачко, которое скоро развеется», - говорил он. Между тем, вся жизнь его была исполнена бесчисленных скорбей. Но и все эти скорби, он верил, как это облачко, - развеются в одно мгновение.

Господь уверяет нас через пророка, что все враги будут поражены за то зло, которое они причинили народу Божию. Еще немного, и мы это увидим - все, кто хранит верность Господу. Ибо вот Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззакония, и безвинная кровь святых и мучеников, пролитая на земле, вопиет. Пророк воспевает милость и суд - «милость и суд воспою Тебе, Господи», - то есть тайну Креста, которая открывает и милость и суд каждому человеку и всему роду человеческому. Когда Господь явится, Он поразит, как мы слышали по-церковнославянски, «драконта». Трижды звучалосегодня это слово «драконт». Это чудовище - нечестивый надменный тиран, который является страхом для очень многих, который столь свиреп, что никто не восстает против него. Такимибылив свое время, говорит нам Священное Писание, Сеннахирим, Навуходоносор и Антиох. Вот чудовища, о которых идет речь.

После того как Христос Своим Крестом, поразил этого драконта, смертельно раненный зверь, зная, что ему мало осталось времени, старается погубить как можно большее число людей. Знаем мы имена всех этих самых драконтов, которые были в истории Нового Завета, - от Нерона и далее, до недавней нашей истории, до Гитлера и Ленина, и сегодня продолжают появляться все новые и новые драконты.

Пророк Исаия сравнивает этих гонителей с драконом за их силу, за их злобу и ярость. И со змеем сравнивает, который скользит и проникает даже в мысли, в сердце, во внутреннее души человека. Великие властители мира сего, если они выступают против Церкви, в очах Божиих суть драконы и змеи. Они слишком велики, чтобы люди могли справиться с ними сами, поэтому Бог берет все в Свои руки, Он Сам выходит со Своим судом. Он уже одержал эту победу на Кресте над диаволом, над драконом, над древним змием, а тем более над слугами его. И когда исполнится полнота времен, говорит пророк Исаия, Он поразит того, кто имеет, как ему мнится, всю власть на земле.

Еще пророк Исаия говорит о великой милости Господней по отношению к Его Церкви. Она в очах Божиих - плодоносный виноградник, с которого собирают драгоценные плоды во славу Божию. То есть все, кто воспринял благодать Креста Христова, благодать любви Божией, становятся этими драгоценными плодами. И Господь бдит над Своей Церковью. Он хранитель Израиля: «Се не уснет, храняй Израиля», - говорит нам слово Божие. Теперь многие беззаконнуют на Церковь Христову. Многие хотели бы уничтожить Ее, но Господь не даст сокрушить Свою Церковь среди скорби и гонений, среди кажущегося благополучия, которое бывает не меньшим искушением и испытанием. Господь - наше прибежище, наша сила. Христос распятый - сила Божия, говорит апостол Павел. Силой Божией, Крестом Христовым, силой, которой Бог сотворилмир, человека, которой Он хранит мир, которая раскрывается в Кресте Его, будет сокрушен диавол.

Этот благословенный путь, о котором возвещает пророк Исаия, показывает нам сегодня в своих Притчах и Соломон. Он говорит, что путь этот называется верою. Вера - это путь, который Бог проложил для человека на земле. Если человек не идет этим путем, он идет беспутно, и вообще непонятно, где находится. Это царский путь, это путь Царя царей, это путь, которым прошел Сам Спаситель, и путь, которым прошли до нас все святые. До Христа пророки шли этим путем, все древние и новые мученики прошли этим путем, бесчисленные стада словесных овец прошли этим путем и оставили свой след. Пророк Исаия говорит, что Господь обещает нам Свою жизнь не только в конце пути, но эту жизнь Он дает нам в пути. Путь поста и путь жизни нашей - крестный, он дарует нам спасение той любовью Божией, которую Господь явил на Своем Кресте. Да будет поклонение наше Кресту Христову воистину всей жизнью и смертью нашей. Аминь.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/10/slovo_v_sredu_krestopoklonnoj_sedmicy/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 8378


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 13 Марта 2018, 23:57:07 »


Святоотеческие толкования на вехозаветные чтения.


Книга Притчей Соломоновых, 12

23 Муж разумивый престол чувствия: сердце же безумных срящет клятвы.
24 Рука избранных одержит удобь: льстивии же будут во пленении.
25 Страшное слово сердце мужа праведна смущает, весть же благая веселит его.
26 Разумив праведник себе друг будет: мысли же нечестивых некротки: согрешающих постигнут злая, путь же нечестивых прельстит я.
27 Не улучит льстивый ловитвы: стяжание же честное муж чистый.
28 В путех правды живот, путие же злопомнящих в смерть.


Гл.13

1 Сын благоразумный послушлив отцу, сын же непокорливый в погибель.
2 От плодов правды снесть благий: душы же беззаконных погибают безвременно.
3 Иже хранит своя уста, соблюдает свою душу: продерзивый же устнама устрашит себе.
4 В похотех есть всяк праздный: руки же мужественных в прилежании.
5 Словесе неправедна ненавидит праведник: нечестивый же стыдится и не возимет дерзновения.
6 Правда хранит незлобивыя: нечестивыя же злы творит грех.
7 Суть богатяще себе, ничесоже имуще: и суть смиряющеся во мнозе богатстве.
8 Избавление мужа души свое ему богатство: нищий же не терпит прещения.
9 Свет праведным всегда, свет же нечестивых угасает: души льстивыя заблуждают во гресех, праведнии же щедрят и милуют.



Святитель Иоанн Златоуст. Толкования на Притчи Соломона


Святитель Иоанн Златоуст


Глава XII

Притч. 12:23Муж разумный престол чувствия.

    Все его чувство, вследствие его разумности, в нем остается, то есть, место (его) покоя, седалище, в нем находится; (оно) не удаляется, а в нем царствует; или — что разум есть глава и царство чувства; или — от противоположного: все разумеющий может быть назван престолом чувства, как, напротив, называется престол беззакония. «Безумных срящут клятвы», потому что идут путем, находящимся под проклятием.

Притч. 12:24. Рука избранных одержит удобь.

   Ничего нет богаче добродетели, ничего — сильнее, ничего — действеннее. Или «рукою называет» деятельность святых, которые господствуют над миром. А недобрые мужи будут пленены демонами.

Притч. 12:25. Страшное слово сердце мужа праведна смущает: весть же благая веселит его.

    Смущает слово о наказаниях в законе, а слушая благовестие в Евангелиях радуется. Смотри на полезное при том и другом положении: если услышит что-либо доброе о ближних, не завидует, а сорадуется; если произойдет что-нибудь худое с ним самим, умеряется и его скорбь в радость. У нечестивых наоборот: когда нужно скорбеть вследствие (услышанных) страшных слов, они относятся к этому с презрением, а когда (следует) радоваться при добрых известиях, они впадают в изнеможение, вследствие испытываемых ими противоположных чувств.

Притч. 12:27. Не улучит льстивый ловитвы.

    Так как наша мысль (может быть уподоблена) охотнику и рыбаку, то коварный человек не получит ловитвы противоположных мыслей, а сам сделается их добычей.

Глава XIII

Притч. 13:3. Иже хранит свои уста, соблюдает свою душу.

   Смотри: мы первые производим добрые плоды, а также причиняем себе вред. Хранит (свои уста) тот, кто умеет говорить: «Положи, Господи, хранение устом моим» (Пс. 140:3). А безрассудно пользуется устами тот, кто не думает о том, что говорит, ни о том, за что ручается. «В похотех есть всяк праздный» (Притч. 13:4). Такой, как бы ни был богат, бездеятельностью губит богатство; или (говорит о том), как труд отвлекает мысль от бесполезных желаний. А заботящиеся о том, что (у них) есть, прибавляют к этому и то, чего нет. «Суть богатяще себе ничтоже имуще, и суть смиряющеся во мнозе богатстве» (Притч. 13:7). Таким образом, ни богатство не служит причиной высокомерия, ни бедность -смирения. Или: «богатящими себе» (названы) считающие себя мудрецами.

Притч. 13:8. Избавление мужа души свое ему богатство.

    Что говоришь? Что делаешь, восхваляя так богатство? Во-первых, говорит не вообще о всяком богатстве, а о собственном от праведных трудов; следовательно, бедность — не порок. Или то говорит, что бедному и угрожать никто, может быть, не станет; ничего не имеющего зачем станет кто-нибудь стращать? Таким образом, жизнь последнего чужда беспокойств. Или «своим богатством» называет праведность, которая избавляет от смерти. А не думает о прещении, то есть, угрозе наказанием, бедный добродетелями.


***


А.П. Лопухин. Толковая Библия. Книга Притчей Соломоновых

23-28. Похваляются сдержанность в слове, присущая мудрому (ст. 23), умение его - утешить словом печального (25) и вообще преподаваемое им руководство ближнему (ст. 26), прилежание и трудолюбие (24, 27); напротив осуждаются противоположные пороки нечестивого. Общее заключение главы: путь правды ведет к истинной жизни и бессмертию (ст. 28).

Гл.13, 1-3. Мысль о долге внимания юноши к урокам мудрости - излюбленная мысль Премудрого (ср. XV:12). Столь же обычны в книге Притчей мысли о ценности дара слова и об ответственности за злоупотребление этим даром (ст. 2-3, сн. XII:14; XVIII:21).

4-9. Блага жизни бывают двоякие: духовные, религиозно-нравственные и материальные, часто связанные одни с другими; соответственно с этим в данном отделе совместно и попеременно говорится то о наблюдениях над внешнею жизнью людей (ст. 7-8.) и о житейских требованиях материального благополучия, как то: об отвращении от лености и о прилежании (ст. 4), о бережливости (ст. 11) о силе и опасностях богатства (ст. 8.), - то излагаются собственно истины нравоучения, как: о благотворности и славе праведности (5-6, 9).


http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolkovanija-na-pritchi-solomona/#0_12
http://www.церковно-славянская-библия.рф/rusbible/html/slavic/prit.html#11
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!