Когда нация под подозрением
Парламентаризм в корне отличается от христианского понимания власти, согласно которому источник власти – Бог, а государственная власть – посредник между Богом и народом. Если во главе государства стоит царь, такой принцип правления называется единовластием, самодержавием. Это представление о власти родилось в Византии, было унаследовано от нее Московским царством, затем Российской империей и господствовало до февраля 1917 года. Главной целью революционного переворота, точнее, тех, кто его организовывал и стоял за спинами бунтующих толп, – было свержение Божьего Помазанника на троне и, как следствие, уничтожение Русской державы. Когда Чубайс заявляет, что «Февраль 1917 года мы не отдадим», он, выступая от имени ненавистников России, знает, что говорит.
Наша наука как-то не решается прямо сказать, чем были 90-е годы для нашей истории. Очевидно, слово «контрреволюция» неудобна для нынешней правящей элиты, поскольку вызывает инстинктивное отторжение у большинства наших граждан, хотя это слово вполне адекватно определяет сущность того, что происходило в горбачевско-ельцинский период. Пока новому смутному времени не будет дана объективная оценка, мы не выработаем положительной национальной идеи, которая объединит народы России, и фактической господствующей идеологией, – она не афишируется, но последовательно осуществляется российской элитой на практике – останется социал-дарвинизм с его принципом «выживают самые сильные», а на проверку самые бесчестные и наглые.
Власти без чести и без славы, основанной на насилии, а нередко купленной за деньги, неуютно в мире, где число недовольных неуклонно растет. Она не любит народ и боится его.
Руководители революционных перемен в России, все равно совершались они снизу, как в 1905-1907 и 1917 годах, или сверху – Иваном Грозным, Петром I, Горбачевым-Ельциным, – опирались не на титульную нацию, а на иностранцев или инородцев.
Известно, что Иван Грозный уничтожал древние русские боярские роды с помощью опричнины. Эта беспощадная царская гвардия появилась после женитьбы царя на Кученей, дочери кабардинского князя Темрюка. Следствием брака Ивана IV с Темрюковной стало то, что в ближайшем окружении царя появились и быстро набрали силу – военную и экономическую – азиатские кланы, связанные между собой родственными связями. «Все русские летописцы, – пишет историк Владимир Куковенко, – единодушно обвиняют Кученей в том, что она явилась главной вдохновительницей создания опричнины. Именно она зажгла «пожар лютости», что полыхал над Россией двадцать лет». Во главе опричнины был поставлен сын Темрюка – Салтанкул. Во главе опричных полков – Шейдяков (ногай) и Муртозалей (татарский царевич). Понятно, что они набирали полки преимущественно из своих соплеменников. Вспомним, что в «Песне о купце Калашникове» Михаила Лермонтова имя опричника – любимца царя Ивана Васильевича – Киребеевич. Были и русские опричники – князь Афанасий Вяземский, Алексей Басманов, его сын Федор... Но царь выдал их на расправу. «Похоже, что Салтанкул, – пишет Владимир Куковенко, – проводил безжалостные этнические чистки в своих рядах». Опричники изгоняли русских бояр и дворян с их земель, занимали чужие поместья. Так на Руси появились помещики Черкасские (Салтанкул – основатель этого дворянского рода), Салтыковы, Уваровы, Мурзины… Окружив себя новой гвардией, царь, как пишут ливонцы Таубе и Крузе, долгое время служившие в рядах опричнины, стал «подозревать всё население в измене». Как это перекликается с замечанием выдающегося русского философа Александра Панарина, сделанным в работе «Горизонты глобальной гражданской войны»:«Народ находится на подозрении»!
Петр I, проводя реформы, ломавшие весь строй русской жизни, в значительной мере опирался на немцев. Итогом немецкого засилья стала бироновщина. При императрице Анне Иоанновне, когда Бирон правил Россией, при дворе первое место занимали немцы; во главе Министерства императорского двора стоял немец; в коллегиях президентами были немцы; во главе армии находились немцы. Учреждённая Бироном и Анной Тайная канцелярия была завалена политическими доносами. Вся страна боялась восклицания «Слово и дело!», которым начиналась процедура сыска. Царил террор. Ссылка в Сибирь была самым лёгким наказанием: многих секли кнутом, многим резали язык, многие погибали под секирою палача; немало было и колесованных. Князья Артемий Волынский, Иван Долгорукий и его родственники были преданы мучительной казни. Клириков, в том числе архиереев, протестовавших против попыток изменить по немецкому образцу православные обряды и таинства (делами церкви распоряжался тогда лютеранин Остерман), сажали на кол…
Грянул 1917 год. В карательном аппарате тех, кто пришел к власти после Октябрьского переворота (в большевистской опричнине), славяне составляли явное меньшинство. Так считают не только представители русской патриотики. Сошлюсь на мнение популярного латышского композитора Раймонда Паулуса. Когда его обвинили в том, что он предался русским и является предателем латышского народа, маэстро ответил: «Я изучал то, что происходило в 1917 и 1918 годах. Кто был главными убийцами? Наши соотечественники. Что они творили на Украине? Кто сформировал весь этот чекистский аппарат? В основном наши и евреи, хотя они и были потом сами ликвидированы. Кто отстаивал ту революцию? И кто служил в охране Кремля? Латышские стрелки».
В процессе захвата власти, когда – повторю слова Александра Сергеевича Панарина – титульная нация берется под подозрение, новая элита выдает своеобразный социальный заказ на отсутствие чести, на предательство и ненависть. Предатель, чтобы оправдаться в своих глазах, обязан ненавидеть то, что предает. Происходит развенчание прославленных исторических личностей, являющихся опорными для нашего национального самосознания.
Контрреволюция Горбачева – Ельцина, катастрофические политические и социально-экономические последствия которой до сих пор не преодолены, поставила страну перед ситуацией, когда, по меткому замечанию журналистки в газете «Православная Москва», не народ меняет правительство, а правительство меняет народ. В информации, размещенной на портале Asarussia.ru со ссылкой на консультанта одного из силовых ведомств, говорится о том, что в сегодняшней Москве русских насчитывается 31 процент, а представителей мусульманских народов – 33 процента.
Но если мусульманские роды, переселившиеся в Россию при московских царях, принимали православную веру, впитывали русский быт, русскую культуру и уже через два-три поколения становились русскими (Николай Яковлевич Данилевский, создавший теорию культурно-исторических типов, где особое место отводил России и славянству как особой цивилизации, писал, что у русского народа есть «уподобительная сила», способность «претворять в свою плоть и кровь инородцев, с которыми приходит в соприкосновение или столкновение»), то сегодня этого не происходит. Мусульманские диаспоры во всем мире, в том числе и в нашей стране, демонстрируют устойчивость, показывая несостоятельность мультикультурных проектов: поклонники Магомета держатся своих традиций, не торопятся переходить в христианство, скорее наблюдается противоположный процесс (биография Варвары Карауловой – пример в этом отношении весьма показательный).
Титульный русский этнос ослаблен, возможность его воздействия на иные народы «мягкой силы» – культурой – искусственно ограничивается: русскому языку и литературе в образовательных программах отводится все меньше часов, книгоиздательское дело захвачено дельцами от искусства. «Вот и получается, – пишет историк, политолог, директор Центра русских исследований Московского гуманитарного университета Андрей Фурсов, – что функцию литературы начинает выполнять антилитература (акунины-донцовы), культуры – антикультура (от «Дом-2» до версии «Руслана и Людмилы» в «режиссуре» Д.Чернякова)… Короче говоря, тень перестала знать свое место, на марше «живые мертвецы».
«Смена народа» элитой, которая пришла к власти после распада Советского Союза, не может не угрожать самой власти: в результате она рискует окончательно лишиться социальной базы, и без того крайне урезанной перестройкой и либеральными реформами. На протяжении многих лет в России происходило понижение авторитета власти – процесс гибельный для нашей страны. Он порождает апатию ее граждан, делает многих равнодушными к судьбе государства, в котором они больше не видят своего защитника и сосредотачивают все свои силы на личном выживании.
Два типа свободы
Сегодня можно сказать со всей определенностью: опыт парламентской законодательной власти в постсоветской России (так же, как учреждение Государственной Думы Российской империи в 1905 году) принес нашей стране слишком много издержек, чтобы признать его состоятельным. Мы не та страна. Россия исторически тяготеет к единодержавию – в силу своих тянущихся из Византии религиозных представлений о сакральности власти, в силу своих исторических традиций. Диктатура Сталина была не следствием «тиранических» качеств вождя, она была объективно обусловлена – во-первых, необходимостью управлять огромной страной в условиях враждебного окружения, во-вторых, – необходимостью искать социальную опору в широких народных массах и учитывать тот образ власти, к которому они, сотни лет жившие в условиях единодержавного правления, тяготели.
Авторитет Владимира Путина, показателем которого служит его неизменно высокий рейтинг, разумеется, объясняется личными достоинствами президента, его качествами политического лидера. Но не в меньшей мере в нем «виноват» и сам русский народ, который устал от руководителей, страдающих то старческим слабоумием, то словесным недержанием, то алкоголизмом. Народ хочет видеть во главе государства сильную личность, способную адекватно отвечать на вызовы современности. Руководитель, лишённый авторитета, не отвечает представлению русского человека о сакральности власти, не отвечает его религиозному чувству, а оно живёт у нас даже в самом отъявленном атеисте – русский человек не бывает без веры. Поэтому всякие попытки насадить у нас демократию западного образца, даже если предположить, что они делаются с благими намерениями и что Запад остается очагом демократии, обречены на провал. И оттого всякий лидер, деятельность которого в той или иной мере отвечает интересам страны, встречает на Западе непонимание, растущее раздражение, переходящую в ненависть. Авторитет российского лидера неизменно воспринимается там как авторитаризм.
Между тем, демократия в Европе и Соединенных Штатах вступила в углубляющийся системный кризис, дальнейшее развитие которого ведет к ее перерождению в свою противоположность – либеральный фашизм. Частная жизнь на Западе подвергается всё более жесткой и мелочной регламентации. Страх населения перед террористами власти использовали для контроля над личностью, грозящий превратиться в тотальный. Прослушивание телефонных разговоров и перлюстрация электронной почты, имплантировние чипов под кожу – всё это стало обычным делом. Английская пословица «Мой дом – моя крепость» потеряла смысл: ювенальная юстиция бесцеремонно вторгается в детско-родительские отношения, причем отнюдь не с целью выполнения библейской заповеди «чти отца твоего и матерь твою». Обывателю внушили, что свобода сексуальных извращений – есть высшее торжество демократии. Одновременно в европейских городах стремительно растет население мусульманских диаспор, а там господствуют законы шариата, для которых гомосексуализм и педофилия – преступления, карающиеся смертной казнью. Война между цивилизациями, которую предрекал американский политолог Самуэль Хантингтон, грозит превратиться в гражданскую войну внутри самого Запада.
Русский взгляд на свободу в корне отличается от западного, он не сводится к демократии, которая по сути дела является результатом цифрового, количественного и потому механистического подхода, характерного для европейского типа мышления, довольствующегося внешним. Восток больше ценит свободу внутреннюю. Борьба за свободу здесь, прежде всего, – борьба с грехом, порабощающим человека. «Где Дух Господень, там свобода» (Кор.3.17). Свобода от греха. И напротив, свобода, к которой движется западная демократия – это свобода для греха, свобода быть слугой дьявола, не зря сегодня на Западе доминирует антихристианский дискурс: британские власти не разрешают открытое ношение нательного креста; Европейский суд по правам человека запрещает распятия в школах Италии. 2 октября этого года в городе Росберг американского штата Орегон 26-летний Крис Харпер Мерсер застрелил девять и ранил семь человек только за то, что они назвали себя христианами. Появление серийного убийцы не назовешь случайным в странах, где главный праздник католиков – Рождество – запрещено называть Христовым, зато празднуется с национальным размахом сатанинский Хэллоуин, который, по наблюдениям протоирея Димитрия Дудко, несколько лет прожившего в Англии, «проповедует патологическую агрессию».
Функция государства, в соответствии с представлением православных христиан,– создавать и оберегать пространство спасения для своих граждан, у которых, как выразилась одна болгарская монахиня, «есть только одна свобода: свобода быть рабами Божьими». Такое представление опять-таки идет от Византии. Его впечатляющей иллюстрацией служит построенный 1400 лет назад Юстинианом Великим храм Святой Софии в Константинополе: огромный, как бы парящий в небе купол – образ неба и одновременно связи небесного и земного, символ мощной империи, под твердью которого совершается спасение его подданных, подданных царства Нового Завета, превосходящего ветхозаветное Иудейское царство. Недаром, построив собор, Юстиниан, имея в виду знаменитый Иерусалимский храм, воскликнул: «Соломон, я победил тебя!»
Христианский Восток приобрел многовековой опыт внутренней – «тайной свободы», говоря словами Пушкина. Сильная государственная власть ей не могла препятствовать даже в условиях цензурного гнета. Одним из проявлений этой свободы является взлет русской литературы в XIX веке, в период, который в исторической литературе приято называть «николаевской реакцией. Характерно, что внешняя – «явная свобода», наступившая после развала СССР, не дала ничего сравнимого с творческими вершинами русской и советской классики.
Сегодня Россия медленно, но всё же возвращается на свой особый путь. Можно сказать, что она вступает в стадию «постсоветского термидора». Наша страна снова усваивает функцию «удерживающего», противостоя усилиям Запада и, прежде всего, США отбросить историю назад. Лишенные исторических корней Соединённые Штаты, надо признать, изрядно в этом преуспели как в сфере политики (созданное их попечением «Исламское государство» возвращает мир в мрачную эпоху раннего средневековья), так и в сфере этики (моральная деградация западного общества достигла предельных значений, откатываясь не только от христианства, но и от заповедей Ветхого Завета). Власть в глазах русских людей начинает обретать те характеристики, которые отвечают их надеждам.
Владимир Смык
http://www.voskres.ru/articles/smik2.htm