Как известно, боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами строились только в Советском Союзе и состояли на вооружении только отечественных ракетных войск стратегического назначения. В других странах, в первую очередь в США, предпринимались попытки разработки подобных систем, но эти проекты были закрыты ввиду сложности и отсутствия серьезных преимуществ перед существующим оружием. По некоторым данным, новая попытка разработать БЖРК в настоящее время предпринимается Китаем. Стало известно, что в начале декабря прошли первые испытания этой системы.
О последних успехах проекта разработки китайского «ракетного поезда» сообщает американское издание The Washington Free Beacon в статье Билла Гертца «China Tests New ICBM from Railroad Car» («Китай испытал новую МБР на железнодорожном вагоне»), опубликованной 21 декабря. Автору этой статьи из его источников в разведывательных структурах удалось узнать о новейших разработках китайской промышленности в области стратегических вооружений. Сообщается, что американские разведчики узнали об испытаниях Китаем перспективного ракетного комплекса на базе железнодорожного состава.
В самом начале своей статьи Б. Гертц отмечает, что испытанный Китаем ракетной комплекс способен атаковать цели на всей территории Соединенных Штатов. По данным неназванного источника в американском военном ведомстве, 5 декабря был зафиксирован факт бросковых испытаний ракеты DF-41, проведенных на одном из полигонов западной части Китая. Отмечается, что пока доступно крайне мало сведений о новом китайском проекте перспективного БЖРК.
Предполагаемый облик БЖРК с ракетой DF-41. Фото Free Beacon / Asian Arms Control ProjectПо имеющимся данным, не так давно прототип ракетного комплекса был доставлен на полигон Wuzhai (условное обозначение, используемое американской разведкой), также известный как «космодром Тайюань» в провинции Шаньси. О существовании этой площадки, как гласят рассекреченные документы ЦРУ, известно с 1982 года.
Б. Гертц признает, что недавние испытания ракетного комплекса является важной вехой в истории китайской оборонной промышленности. Кроме того, они показывают, что Китай намерен усиливать свои стратегические ядерные силы не только подвижными грунтовыми ракетными комплексами, но и аналогичными системами железнодорожного базирования. Все это должно серьезно затруднить процесс обнаружения и отслеживания ракетных комплексов, занятых в дежурстве.
Пентагон пока отказывается от комментариев по поводу новейших китайских разработок. Free Beacon сообщает, что официальный представитель министерства обороны Билл Урбан не стал комментировать имеющуюся ситуацию. Он отметил, что военное ведомство никак не намерено комментировать китайские работы в деле разработки новых вооружений, однако тщательно следит за ними.
Автор американского издания напоминает, что ранее в свободном доступе появлялись изображения перспективного китайского железнодорожного ракетного комплекса. На этих фотографиях демонстрировалась ракета DF-41, расположенная на подъемной пусковой установке, которая, в свою очередь, смонтирована на базе железнодорожного вагона.
Сообщается, что межконтинентальная баллистическая ракета DF-41 на данный момент является самым совершенным представителем своего класса, созданного китайской промышленностью. По данным неназванных источников, накануне бросковых испытаний на железнодорожной пусковой установке ракета этого типа использовалась в полноценных летных испытаниях. Известно, что DF-41 имеет дальность полета до 7500 миль (порядка 12,5 тыс. км) и оснащается разделяемой головной частью с боевыми блоками индивидуального наведения.
Б. Гертц ссылается на мнение неназванных военных экспертов, которые оценивают саму концепцию БЖРК и ее перспективы. Они полагают, что главной задачей появления такой военной техники является упрощение сохранения стратегических ядерных сил при атаке со стороны потенциального противника. Ракеты мобильного базирования могут быть рассредоточены по территории страны и таким образом выведены из-под упреждающего удара, в том числе и перспективными средствами т.н. быстрого глобального удара. Пентагон планирует принять на вооружение перспективные вооружения, которые позволят наносить удары по любым целям во всех районах планеты в течение считанных минут. Наличие мобильных пусковых установок позволит китайским вооруженным силам спасти часть ракет от упреждающего удара противника.
Американская разведка полагает, что готовый серийный вариант межконтинентальной ракеты DF-41 получит разделяющуюся головную часть с 10 ядерными боевыми блоками. В настоящее время китайские МБР оснащаются моноблочными головными частями, что определяет специфику стратегии их применения. Общий боекомплект наземной компоненты ядерной триады Китая при этом оценивается в 300 боевых блоков. Принятие на вооружение ракеты DF-41 позволит значительно увеличить число развернутых боезарядов.
Предполагается, что в своем новом проекте Китай использовал некоторые наработки, полученные от третьих стран. Так, в докладе программы «Проект по контролю вооружений в Азии» (Asian Arms Control Project) Джорджтаунского университета утверждается, что китайские специалисты в своем проекте использовали технологии, полученные от Украины. Именно украинские предприятия до распада Советского Союза принимали активное участие в создании БЖРК с ракетой SS-24 (РТ-23УТТХ «Молодец»).
Б. Гертц напоминает, что еще в 2006 году китайское телевидение рассказывало о неком проекте разработки боевого железнодорожного ракетного комплекса. В сюжете государственного телеканала демонстрировались пусковые установки, командные системы и т.д. оборудование на базе вагонов, замаскированных под пассажирские.
Спутниковый снимок площадки космодрома Тайюань с опытной пусковой установкой БЖРК. Фото Free Beacon / Potomac FoundationВ докладе специалистов Джорджтаунского университета в качестве доказательства использования наработок по советскому проекту, полученных от Украины, указывались некоторые технические особенности двух БЖРК. Так, китайский комплекс, как и его советский предшественник, нередко именуемый за рубежом Land nuclear submarine («Сухопутная атомная подлодка»), использует систему т.н. холодного старта с выбросом ракеты из транспортно-пускового контейнера перед включением маршевых двигателей.
В качестве дополнительного доказательства приводилась информация о китайских планах по разработке и строительству развитой железнодорожной сети в центральной части страны. Многочисленные перегоны и тоннели смогут использоваться для перемещения БЖРК во время боевого дежурства и выполнения различных операций по их обслуживанию.
Издание Free Beacon приводит мнение Филипа А. Карбера, военного эксперта организации Potomac Foundation. Он утверждает, что не так давно специалисты этого фонда проанализировали коммерческие спутниковые фотографии и на одной из них обнаружили ракету DF-41, установленную на специальном пусковом комплексе. Если это действительно была перспективная МБР DF-41, то она должна нести разделяющуюся головную часть. Сочетание высокой мобильности, маскировки под гражданские составы, возможности строительства защищенных объектов обслуживания и разделяющихся головных частей делает БЖРК крайне сложной целью для обнаружения и отслеживания.
Ф.А. Карбер, имеющий отношение к исследованию Джорджтаунского университета, отмечает, что о существовании китайского проекта боевого железнодорожного ракетного комплекса стало известно примерно четыре года назад. Тем не менее, тогда подобные сообщения не принимались всерьез. За прошедшее время появилась информация о строительстве в интересах 2-го артиллерийского корпуса Китая (структура, отвечающая за эксплуатацию и применение ядерных вооружений) порядка 2000 км специальных железных дорог, которые в будущем могут использоваться «ракетными поездами».
Перспективная система путей и тоннелей значительно расширит возможности Китая в отношении ракетно-ядерных ударов по целям на территории Соединенных Штатов. Появляется возможность отвести траектории полета МБР от Аляски, где располагаются американские базы с ракетами-перехватчиками, осуществляющими защиту от нападения. Эксперты также получили доступ к изображениям крупных тоннелей, размеры которых позволяют одновременно прятать до трех поездов со специальными вагонами.
Первые официальные заявления о существовании перспективной межконтинентальной ракеты DF-41 относятся к августу 2014 года. Официальный представитель китайского военного ведомства Гэн Яньшэн заявил, что новый проект разрабатывается в целях безопасности государства. При этом военные не рассматривают никакие третьи страны в качестве потенциального противника и целей для новых ракет. Также представитель Минобороны Китая затронул тему маскировки. По его словам, мобильность ракетных комплексов чрезвычайно затрудняет их отслеживание при помощи разведывательных спутников.
Еще в 2013 году китайские военные пришли к выводам о перспективах американской программы быстрого глобального удара. Минобороны Китая полагает, что подобные ударные системы представляют большую опасность для китайских стратегических ядерных сил. В этом году вышел новый доклад за авторством комитета Всекитайского собрания народных представителей, посвященный безопасности государства. Авторы этого документа подчеркивали важность создания и развертывания новых межконтинентальных баллистических ракет, которые должны иметь возможность преодоления противоракетной обороны противника и являться полноценным сдерживающим фактором, защищающим страну от нападения потенциального противника.
По некоторым данным, напоминает Б. Гертц, Пентагон в настоящее время рассматривает возможность симметричного ответа на российские и китайские проекты мобильных ракетных комплексов. Для этого американские специалисты изучают возможность создания мобильных ракетных комплексов различных классов, на базе автомобильной или железнодорожной техники.
Также автор издания Free Beacon ссылается на эксперта в области китайских военных программ Рика Фишера. Он утверждает, что военные Китая достаточно давно заинтересовались тематикой БЖРК. Советская ракета SS-24 перевозилась специальным поездом и могла доставлять десять боевых блоков на дальность до 10 тыс. км. Новейшая китайская ракета DF-41 имеет схожие характеристики. Китай имеет определенный опыт в создании железнодорожной техники с высокими характеристиками грузоподъемности, что может быть полезным при создании БЖРК.
По мнению Р. Фишера, сходство SS-24 и DF-41 не ограничивается лишь общими особенностями облика комплексов. Он полагает, что китайская МБР, как и советский/российский аналог, использует т.н. холодный старт с выбросом ракеты из контейнера при помощи порохового аккумулятора давления. Специалист считает, что целью недавних испытаний была именно проверка подобного метода выброса ракеты из транспортно-пускового контейнера.
Предположительно вагон с пусковой установкой. Фото Free Beacon / Asian Arms Control ProjectФишер напоминает о преимуществах холодного старта. Выброс ракеты с включением двигателей после выхода из транспортно-пускового контейнера предъявляет менее высокие требования к конструкции последнего. Из-за этого подобный способ старта является предпочтительным для перспективной ракетной техники.
Эксперт затронул тему протяженности китайских железных дорог. На данный момент страна, по данным Р. Фишера, располагает 74565 милями железных дорог, в том числе 9942 милями скоростных. К концу десятилетия общая протяженность китайских дорог возрастет до 170 тыс. миль. Таким образом, перспективные китайские БЖРК получат возможность быстрого рассредоточения по территории страны, для чего смогут использоваться как обычные, так и скоростные дороги. Характеристики ракет DF-41, в свою очередь, позволят удвоить количество развернутых боевых блоков, а также атаковать цели на всей территории США из любой точки Китая.
Наращивание китайского ядерного потенциала, по мнению Р. Фишера, должно побудить американское руководство пересмотреть свои взгляды на ограничения в области стратегических вооружений. В настоящее время, напоминает эксперт, Москва и Пекин усиливают военно-политическое и военно-техническое сотрудничество. Официальный Вашингтон должен учитывать эти обстоятельства, в том числе и риск объединения российских и китайских усилий в области ракетно-ядерного вооружения. Такие объединенные силы могут оказаться серьезным инструментом для давления на США, например, в вопросе независимости Тайваня, которую отказывается признавать китайское руководство.
Б. Гертц напоминает, что Россия в настоящее время тоже занимается созданием своего нового «ракетного поезда». Командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев ранее упоминал, что проект (условное название «Баргузин») будет готов к 2017 году. Несколько дней назад, 17 декабря, он рассказал, что предварительный вариант проекта уже готов, а теперь ведется подготовка к разработке полного комплекта необходимой документации.
Новый российский БЖРК должен основываться на некоторых наработках по старому проекту, созданному в советское время. По данным российских средств массовой информации, появление нового железнодорожного ракетного комплекса должно стать асимметричным ответом на американскую программу т.н. быстрого глобального удара.
***
Различные отрывочные сведения о китайском проекте БЖРК появлялись на протяжении нескольких последних лет. Теперь, благодаря источникам Билла Гертца в разведывательных организациях, стало известно о проведении испытаний перспективной системы. По последним данным, 5 декабря китайские специалисты провели бросковые испытания ракеты (предположительно) DF-41 на железнодорожной пусковой установке. Пока, как следует из последних сообщений, китайская промышленность занимается отработкой процесса выброса ракеты из транспортно-пускового контейнера.
В дальнейшем следует ожидать полноценные пуски при помощи новых стартовых систем и иные испытания, вплоть до полноценного выхода «ракетного поезда» на огневую позицию с последующей атакой учебной цели и уходом из района пуска. На проведение всех необходимых работ, по-видимому, понадобится несколько лет.
Автор издания The Washington Free Beacon справедливо отмечает положительные качества, присущие железнодорожным ракетным комплексам. Подобная техника способна курсировать по существующей железнодорожной сети и ожидать приказ на выполнение пуска. При этом поезда со специальным оборудованием и вооружением имеют минимальные отличия от прочих составов, что способствует их маскировке. Имеющиеся у Китая железные дороги в теории позволяют «спрятать» значительное число поездов с ракетным вооружением, а планы по развитию сети только увеличат подобный ее потенциал.
Специалисты уже узнали основные характеристики и особенности ракеты DF-41. Согласно открытым источникам, это изделие сможет атаковать цели на дальностях до 12,5 тыс. км и доставлять к ним десять боевых блоков индивидуального наведения. В сочетании с возможностью запуска ракет почти из любой точки Китая подобные характеристики делают DF-41 крайне опасным для противника оружием, способным держать под контролем почти половину земного шара.
Сроки завершения работ по новому проекту и принятия перспективного БЖРК на вооружение пока остаются под вопросом. Из последних новостей ясно, что китайские специалисты, используя некоторые советские наработки, смогли разработать новую систему вооружения, а также довести ее до стадий первых испытаний пусковой установки и ракеты. Последующие работы могут занять, как минимум, несколько лет, однако проявление тех или иных проблем способно привести к затягиванию проекта.
Экипаж перспективного китайского БЖРК. Фото Free Beacon / Asian Arms Control ProjectНе претендуя на истину в последней инстанции, можно предположить, что проект разработки китайского БЖРК будет завершен к концу текущего десятилетия. Вскоре после этого промышленность освоит серийное строительство новой техники и начнет поставлять ее в войска. Эксплуатировать новые «ракетные поезда», по-видимому, будет 2-й артиллерийский корпус, в ведении которого находятся другие ракетные комплексы наземного базирования. Таким образом, предсказываемое американскими экспертами двукратное увеличение количества развернутых боеприпасов может произойти к середине следующего десятилетия.
Отмечается, что появление китайского БЖРК может быть своеобразным асимметричным ответом на американскую программу быстрого глобального удара. Благодаря реализации этого проекта Китай получит возможность выведения большей части развернутых ракет с боевыми блоками из-под удара потенциального противника. С точки зрения Соединенных Штатов подобный шаг официального Пекина может выглядеть достаточно угрожающе. Каким будет ответ США – пока не вполне ясно. Возможно, американское руководство решит усилить свою группировку разведывательных спутников или решить проблему поиска иными средствами. Кроме того, возможно сосредоточение кораблей с противоракетами в предполагаемых районах пролета китайских МБР, что позволит сохранить группировку противоракет на пути полета DF-41. Так или иначе, требуется создать некую достаточно сложную структуру по поиску и, при необходимости, уничтожению китайских БЖРК.
В контексте нового китайского проекта также стоит затронуть его возможную роль в гипотетическом противостоянии Китая и России. Американские специалисты полагают, что в будущем Москва и Пекин могут объединить усилия для совместного давления на Вашингтон, однако нельзя исключать возможность развития событий по менее оптимистичному для России сценарию. Нетрудно догадаться, что перспективный БЖРК с ракетой DF-41 может представлять серьезную опасность не только для США, но и для России и даже для Европы. Известные характеристики позволят этому комплексу «держать на прицеле» значительные части российской территории.
Противодействие подобной угрозе будет связано с серьезными трудностями. Потребуется прикладывать все усилия для поиска поездов с ракетным вооружением на маршрутах патрулирования и обнаружения их баз или секретных тоннелей с оборудованием для обслуживания. С учетом особенностей имеющейся группировки разведывательных спутников решение подобной задачи может быть достаточно трудным. Как именно будет решаться такая проблема – покажет время.
Согласно последним сообщениям, китайская промышленность активно занимается созданием перспективной системы стратегических вооружений с рядом характерных особенностей. Точные характеристики этой системы и сроки завершения работ пока остаются неизвестными, но уже сейчас у зарубежных специалистов и военачальников появился повод для беспокойства. Как показывает статья Б. Гертца в издании The Washington Free Beacon и приведенные в ней мнения экспертов, ракета DF-41 и железнодорожный комплекс для ее запуска, даже не выйдя из стадии испытаний, способны повлиять на планы множества государств.
Статья «China Tests New ICBM from Railroad Car»:
http://freebeacon.com/national-security/china-tests-new-icbm-from-railroad-car/