Русская беседа
 
29 Ноября 2024, 05:34:36  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Неделя по Рождестве Христовом  (Прочитано 1550 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106529

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 10 Января 2016, 09:34:10 »

Иеромонах Никон (Париманчук)

Духовное родство

Слово в Неделю по Рождестве Христовом, в день памяти Давида Царя, Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня


Праведные Иосиф Обручник, пророк и царь Давид, апостол Иаков, брат Господень

 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

С продолжающимися днями празднования Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Евангелист Иоанн, повествуя о последней беседе Христа со Своими учениками, приводит слова своего Божественного Учителя: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16: 21).

И каждый христианин тоже пребывает в скорбях и находится в муках духовного рождения – рождения нового человека из существа старого, ветхого естества. Но эта болезнь, этот труд рождения бывает и причиной радости духовной, которой одаривает каждого Господь Спаситель в эти святые дни после Своего рождения.

И среди этих праздничных дней Православная Церковь особо выделяет первый воскресный день после дня Рождества, когда православные наиболее полно собираются на молитву в храме и могут благодарно вспомнить святых праотцев Христа Спасителя: царя Давида, старца Иосифа, бывшего обручником Пресвятой Девы Марии, и сына Иосифа, сводного брата Господня и апостола Церкви Божией Иакова.

Жизнь и отдельного человека, и целого народа можно уподобить книге, где каждый прожитый день, год, каждое людское поколение – своя страница.

И жизнь всего человечества прообразовательно отображена в книге Священного Писания.

Все мы слышали о книге псалмов, входящей в состав Ветхого Завета, которая называется Псалтирь, большинство псалмов которой составлено пророком Давидом. Это несколько десятков листов Священного Писания. Часто упоминается святой пророк и на страницах Книг Царств, и в Новом Завете. Несколько страничек Священного Писания – это послание апостола Иакова, обращенное ко всем христианам. И лишь несколько раз упоминается имя Иосифа – хранителя девства Пречистой Богородицы, который разделил тяготы земной жизни Христа Спасителя с первых ее дней и был ее хранителем. Именно ему Ангел Господень дал повеление о бегстве в Египет, как слышали об этом мы сейчас в Евангелии.

Как ни различны по объему воспоминания об этих святых, но все они запечатлелись в общей книге Жизни, и каждый из этих святых служил родившемуся Христу, каждый из них откликнулся на зов прийти на служение Господу.

И воспоминание их в один день, духовное родство их основано на труде надежды, труде противостояния искушениям, труде верности. Каждый служил своим житием пришествию в мир Спасителя.

И земное бытие каждого из нас берет свой исток от родителей наших, которые в свою очередь получили священный дар жизни через своих отцев и матерей, от всех тех, кого мы поминаем как «почивших сродников наших», – всех тех, которые в свое время, как новые ветви и новая листва, произрастали от общего ствола рода человеческого. Ближних наших родственников мы знаем, помним их имена, но чем далее в прошлое, тем гуще туман забвения их личных имен и их личных жизней, которые, завершившись, как опавшие листья, опустились к корням общего древа жизни человеческой, чтобы дать его корням питательную силу житейского знания и духовного опыта.

И мы, однажды через родителей наших получив от Господа, как наследство, священный дар жизни, должны благодарно помнить о них и в молитвах, и в делах, но и быть готовыми в определенный срок уступить нашим будущим потомкам место жизни.

В нашем роду были и благочестивые, и нечестивые, были и грешные, и праведные, как и в земном родстве Христа Спасителя, перечисляемом святыми апостолами, были и верные, и неверные Богу предки. Но Спаситель не погнушался, не постыдился этой несовершенной и не идеальной родословной, и через это произволение Своего Божественного смирения породнился со всем родом человеческим. От этого родства сердца наши чувствуют радость праздника, от того «родился Человек [для всех нас] в мир».

Но в какой мир родился Христос? В мир хаоса, смятения и зла.

Пришел в мир, в котором отсутствовал сам мир. Так плачет дитя в первый миг рождения, невольно выражая скорбь, с которой неразрывно сопряжен весь путь земного бытия.

Христос пришел к нам не на праздник, но чтобы саму жизнь нашу сделать праздником. Но праздник – это не шумное застолье. Родился, чтобы разделить с нами, смертными детьми Своими, всё это тяжелое поприще нашего земного бытия, чтобы дать нам крест Свой Божественный, несение которого и есть смысл жизни и цель спасения души.

Господь беспомощным Младенцем воплощается в этот мир, чтобы показать, что Он с нами во вся дни живота нашего – от колыбели до могилы.

Не гнушается родиться ночью в нечистоте пещеры – прообраза мрачного, холодного и бессердечного мира, лишенного милосердия.

Не брезгует сойти в мир среди бессловесных скотов, которые есть прообраз нашего духовного невежества и упрямства.

Не боится доверить Свою жизнь, но кому? – Своей Пречистой Матери, Которая Сама еще беспомощная Юница, довериться немощному старцу Иосифу, утомленному и годами жизни, и попечениями о своих родных детях, и переходом для переписи народной, и ночным временем, и бытовым неустройством. Не смущается довериться Своему мнимому брату Иакову, который еще сам ничего не смыслит в жизни.

А опасность была, и опасность действительная.

Царь Ирод, как прочитано было сегодня, «увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2: 16).

Нас пугает и возмущает эта несправедливость жизни, ум наш не может согласовать праздничное событие Рождества с последовавшей за ним гибелью невинных душ.

Потому что мы только словами хвалы приближаемся к Богу, но сердечные дела наши далеки от Него.

Мы видим еще только половину мира – только мир вещественный, но считаем, что это и есть полнота всего творения Божиего.

Мы видим эту жизнь, земную жизнь – и считаем, что она и есть всё, как будто забываем, что отойти нам предстоит не в «мир теней», а к Спасителю нашему. «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12: 7).

Мы стремимся к порогу мира духовного, за которым находится наш Владыка – Творец и Вседержитель, но мы «земля еси» и столь привязаны к земле и всему земному, что не можем подняться ввысь, горе и увидеть жизнь будущего века, в которую переходят все – но только «творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5: 29).

Мы – гордые, смелые, самостоятельные и самонадеянные – лучше знаем, что есть зло и добро, счастье человеческое, что есть благо; понимаем без чужих советов и подсказок, как получше, поудобнее устроиться в этой жизни.

И в этом своем духовном ослеплении настойчиво просим у Господа земного благополучия. Но у Господа нашего этого нет. Потому что не открыть мифический рог земного изобилия, начать золотой век пришел Он к нам, но пришел в смирении даровать спасение грешникам, то есть всем нам, каждому.

Поэтому если чего мы и можем просить у Господа, пришедшего к нам таким образом, так только смирения. Смирения пред Богом и пред ближним, который сотворен по образу и по подобию Божиему. Но просим, скрыто требуем от ближнего служения себе, жертвоприношения себе, поклонения себе, любви к себе, желая во всем начальствовать, желая во всем исполнения своей воли.

Но вот иной пример отношения к ближним – пример царя Давида, причем пример отношения не просто к ближним, но к воинам, которые всегда безгласны пред начальствующим.

Во время сражения с филистимлянами царь захотел пить и сказал: «Кто напоит меня водою?..»

«Тогда трое… храбрых пробились сквозь стан [вражеский] и почерпнули воды из колодезя… и принесли Давиду. Но он не захотел пить ее и вылил ее во славу Господа, и сказал: сохрани меня Господь, чтоб я сделал это! не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни?» (2 Цар. 23: 16–17).

Осознаем ли мы, что делаем, когда угнетаем ближних своих, и чью кровь пьем, когда пытаемся начальствовать над ними?

Будем смиряться и смиряться.

Каждый раз, молясь перед Святым Причастием, мы обращаемся от своего лица к Господу словами святителя Иоанна Златоустого и просим Его: «смирися и ныне смирению моему, и якоже восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи, сице восприими и в яслех безсловесныя моея души».

И Господь, Божественный Младенец, доверится нам и возляжет Своим Божественным миром в нас, когда мы не будем увеличивать скорби наших близких, а значит – и скорби Христовы.

И мы, пусть хоть мало, но приблизимся ко Христу и дадим Ему приют – Ему и чадам Его: больным, заключенным, бедным и всем несчастным в этой временной жизни, когда поможем им, как и Сам он говорил об этом (см.: Мф. 25: 35–40).

Если же и этого нет, то забудем о своей гордости и будем просить смирения и покаяния у Господа.

А Господь, память Рождества Которого мы обновляем в церковном праздновании, говорит нам: отныне «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

http://www.pravoslavie.ru/76431.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106529

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 10 Января 2016, 09:37:27 »

Слово в Неделю по Рождестве Христовом



Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Священномученик Иларион, небесный покровитель нашей обители писал, что «праздник Рождества Христова не есть воспоминание рождения на земле великого учителя в идиллической обстановке вертепа. Нет, это величайшее торжество о совершении великой благочестия, т.е. религиозной тайны: Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16)[1]».

Событие Рождества Христова не было ни случайностью, ни исторической неожиданностью. Оно было исполнением обещания, произнесенного Богом еще в раю нашим прародителям, о том, что Семя Жены, тое есть Сын Матери Божией сотрет (поразит, сокрушит) главу змия[2]. Ожидание исполнения сего обетования было долгим и томительным. Множеством святых мужей Божиих – пророков в Духе Святом предсказали, каким будет это великое событие, каким будет ожидаемый Мессия, тем самым укрепляя и утешая народ в этом ожидании.

Среди этих пророков, которых Церковь именует и великими и малыми, был и ныне чтимый святой царь и псалмопевец Давид, прямой предок Царицы Небесной. «Богоотца вси восхвалим, Давида царя, из него бо пройде жезл – Дева. Из Нея возсия цвет – Христос»[3] – так величает храмовое песнопение святого именинника.

Жизнь Давида была наполнена и ратными подвигами и заботами о государственном устройстве, тогда еще полукочевого еврейского народа; были в его жизни и тяжкие грехопадения, были и примеры такого покаяния, которое и до ныне для нас остаются высочайшим примером и уроком. Сам будущий царь происходил из семьи старейшины города Вифлеема Иессея. Будучи самым младшим из восьми его сыновей он пас овец.

Святой Давид от юности был кроток и боголюбив. Уже в юные годы в минуты досуга он, играя на псалтири, от избытка сердца слагал под ее звуки славословия Богу. За эту великую любовь к Богу, Господь избрал его себе царем и через пророка Самуила помазал его на царство и на пророческое служение.

Это вызвало в царе Сауле ревность и от этого времени Саул, от которого отступил Дух Господень, мучился завистью и унынием[4].

Много пришлось претерпеть Давиду от злого, но законного царя. Не желая мстить своему притеснителю, он не смел поднять на него оружие. В этих скорбях он взывал: «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя» (Пс. 58, 2). «Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой» (Пс. 41, 12). «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь» (Пс. 33, 20).

Во время войны с филистимлянами Давид с помощь Божией одолел неприятельского воина Голиафа.

Давид отказался от воинского снаряжения и вышел на единоборство только с пращой – примитивным даже в те времена оружием. На насмешки Голиафа юноша отвечал: «Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во Имя Господа Саваофа, Бога воинов израильских...» (1 Цар.17, 45).

После гибели на войне Саула и его наследников святой Давид был провозглашен царем над всеми двенадцатью коленами Израильскими.

Но он не превозносился в дни благоденствия, творил суд и правду над своим народом. Но вот случилась беда: увлекшись красотой Вирсавии, царь приказал послать ее мужа Урию в самое опасное место сражения. Урия погиб, а царь Давид женился на Вирсавии. Для обличения преступного царя Бог послал пророка Нафана. С глубокой скорбью взывал раскаявшийся властелин: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...» (Пс 50,1). Господь простил пророка. Но во искупление вины бедствия не отходили от него. Сын Давида Авессалом восстал против отца, и ему пришлось покинуть Иерусалим и скрываться.

За пролитую но войнах кровь Господь не дал возможности святому воздвигнуть храм Богу Вышнему, но отдал это его сыну, Соломону.

Однако все скорби и испытания святой царь принимал, как подобает и нам современным христианам, со смирением как воздаяния за свои согрешения.

Почил пророк Давид за тысячу лет до Рождества Христова и погребен был в Иерусалиме.

Благодатью Святого Духа святой пророк Давид составил Псалтирь – эту великую книгу, о которой мы слышали более всех книг из Ветхого Завета, книга, в которой выражены все переживания верующей души: ее скорбь об утрате Бога и молитва о милости и заступничестве от Всевышнего; безмерное ликование при соединении с Богом и горение божественной ревностью. Сколько в ней прекрасных духовных строк, которые всем памятны: «Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей…» (Пс. 50) или «Живый в помощи Вышняго…» (Пс. 90), «Благослови душе моя Господа…» (Пс.102) и «Внуши Боже, Молитву мою и не презри моления моего…» (Пс. 54) и еще много-много других – всех не перечислить.

Но самое главное сокровище этой книги – ее великие пророчества о Мессии, которые были изречены Духом Святым через благочестивого царя.

Давид Духом Святым предсказал сам факт прихода в мир Христа Спасителя (Пс. 88, 20), Божественную и человеческую природу Его – царя не иудейского народа, но Искупителя всего человечества.

Пророк предсказал поклонение волхвов и будущее священническое служение Мессии – проповедь среди народов и обращение их к истине.

Проречены были и торжественный въезд в Иерусалим (Пс. 8:3; 117:25-26) и предательство ближайшим другом и учеником (Пс. 40:10; 54:14) а вскоре и горькая смерть самого предателя (Пс. 54:16,24; 108:18).

Святой пророк предсказал страсти Христовы с такой силой, и в таких подробностях, как будто был им свидетель: отвержение иудеями и язычниками: «Предсташа царие земстии и, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его», (Пс. 2,1), преследования и клевету «яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася» (Пс. 108, 2)

Он описал и ложное обвинение Праведника (Пс. 26, 12; 34, 11; 108, 2; 2, 2,3) и Его молчание на суде (Пс. 37; 14) насмешки над Ним (Пс. 21:7,8,16; 108:25), издевательства, избиения, плевки, бичевание (Пс. 34:15,21). Предсказал позорную смерть – распятие (Пс. 21, 15–18), вкушение уксуса и желчи вместо питья (Пс. 68, 22).

Предвидел Духом Святым и молитву Спасителя о врагах (Пс. 108, 4) и восклицания на кресте: «В руце Твои предложу дух мой» (Пс. 30:6).

Торжественным гимном воскресения в пасхальную ночь звучат пророческие слова 67-го псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его».

Пророк предсказал Вознесение Сына Божия и его седение одесную Бога Отца (Пс. 15, 11; 23, 7; 67, 19; 109, 1; 117, 19) и Второе славное пришествие (Пс. 49, 3-6)

И вечное Царство над миром: «Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего» (Пс. 44: 6-7)

Вот каковы пророчества этой книги!

И если святой Давид великий пророк, то пример того, как надо внимать и исполнять пророчества – жития святых сегодняшнего дня – праведного Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня.

Овдовевший благоговейный восьмидесятилетний старец Иосиф, имевший шестерых детей от первого брака, был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия от дней введения во храм. По святой чистоте он и в мыслях не мог допустить что-либо скверное подумать о Деве Марии, почему и был способен неизвращенным разумом принять от Ангела весть о великой тайне Воплощения. Он стоял у колыбели младенца при поклонении Тому пастухов и волхвов, а все свое последующее жительство посвятил служению Богородице и Ее Богомладенцу. В дни бегства в Египет от гнева царя Ирода он был хранителем их жизней, а потом зарабатывал на Их пропитание трудом плотника. Скончался святой Иосиф в возрасте около ста лет.

Святой апостол Иаков, брат Господень был старшим сыном Иосифа Обручника от первого брака. Он не сомневался, не говорил как некоторые о Христе: «Не сын ли это Иосифа, не беспомощным ли младенцем его я сопровождал в Египет, не простой ли это человек?» Но, приняв Христа как Спасителя, последовал за ним как ученик, трудами апостольскими утверждал учение Царства Божия.

После Вознесения Господня он был первым Иерусалимским епископом, пользовался великим уважением у простых жителей Святого Града. Принял мученическую смерть за Христа: его сбросили по приказу первосвященников с крыши Иерусалимского храма за публичную проповедь народу об исполнении пророчеств, о пришествии Мессии – Богочеловека Господа Иисуса Христа. Так погубившие Христова апостола иудейские священники отвергли исполнение пророчеств и отвергли свое спасение.

Их пример вразумление нам, что не только важно получить пророчество, знать его, как знали мудрецы иерусалимские, призванные Иродом для совета. Важно и дорого исполнить его своей жизнью.

В эти дни, вновь переживая радость исполнения благой вести, мы веруем, что все пророчества исполнились. Все, что человечеству необходимо было знать для спасения, для прощения грехов и обретения вечной жизни, явлено нам в Евангелии – этом изложении Божьего Слова. Нет больше духовных тайн ни на небе, ни на земле.

Но вот, имея таких свидетелей истины некоторые, в гордой самоуверенности и непомерном тщеславии считают, что Господь будет продолжать давать еще новейшие пророчества, которые будут являтся дополнением к Новому Завету или даже представят собой некий Новейший Завет. Эти люди, сами себя возводящие в сан пророков, или даже новых христов, создают свои учения и секты, провозглашают себя новявленными спасителями человечества.

Но цель их одна: они хотят своих наивных последователей сделать из рабов Божиих в рабов человеческих, жаждут поклонения своей личности, себе – твари, а не Богу Творцу. А бедные люди с жадностью пытаются увидеть в этом мутном зеркале отражение своей будущей судьбы, прозреть свое благополучие, узнать, что станет с миром, каков будет курс валют, какая футбольная команда одержит верх. И лжеучители-шарлатаны без смущения уводят своих последователей с пути евангельской правды. Святые пророки, для спасения нашего открывавшие Истину – Самого Христа, преданы и отвергнуты; Бог – забыт и смехотворным суевериям жадно внимают люди, считающие себя не только взрослыми и рассудительными, но даже именующие себя христианами.

Но, по словам другого великого пророка Даниила «тайны, о которой мы спрашиваем не откроют, не могут открыть ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели» (Дан. 2: 27). Сегодняшнее чтение из Послания Галатам апостола Павла гласит: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1,11–12).

В пророки нельзя назначить и записаться. Пророков во все времена поставлял на их служение Дух Святой.

«Ложный пророк – это не пророк, не посланный Богом» – писал священномученик Иларион. Мы можем смело продолжить мысль нашего святого покровителя и сказать, что ложные пророки посланники тьмы и ее служителей.

Будем помнить это твердо и спрашивающим нас о пророчествах в современном мире скажем: «Господь Бог не меняется, и слово Его совершенно и постоянно».

Это слово есть писание Ветхого Завета и Нового Завета, которые свидетельствуют о Христе и спасении Им через Свою жертвенную смерть рода человеческого. Наше главное пророчество: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом[5].

Время пророчеств свершилось, настало время труда по исполнению этих обетований.

И память трех сегодняшних святых – святых Ветхого и Нового Завета тому доказательство.

Нам же, совершающим праздничное поклонение Богомладенцу остается только с благодарностью повторять слова апостола Иоанна Богослова: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6; 68).

«Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы; днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается; силы Небесные радуются, и земля с человеки веселится; волсви Владыце дары приносят, пастырие Рожденному дивятся. Мы же непрестанно вопием: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»[6].

Аминь!

Иеродиакон Никон (Париманчук)

[1] «Воплощение», Творения, т. 3.

[2] См.: Быт. 3,15.

[3] стихира на «Господи, воззвах».

[4] См.: 1 Цар. 16, 13, 14.

[5] свт. Афанасий Великий.

[6] Служба Рождества Христова. Богородичен на «Хвалитнех».

http://www.pravoslavie.ru/43975.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106529

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 10 Января 2016, 09:44:23 »

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя по Рождестве Христовом




Мф, 4 зач., 2, 13—23

Когда же волхвы отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.



Иудейский царь Ирод, обманутый волхвами, замышляет убийство Богомладенца. Если ему не удалось осуществить свой преступный замысел после того, как волхвы ушли домой другим путем, — это не значит, что он отказался от своего намерения. Он уверен, что, убив всех младенцев в Вифлееме, он поразит в их числе и родившегося Царя Иудейского.

И Христос в вечер Рождества становится изгнанником. Он разделяет Свою судьбу со всеми людьми, с миллионами наших современников. Сколь многие из них познали, что значит быть изгнанниками из своей земли, когда необходимо вставать среди ночи и спасать свою жизнь бегством! Но бегство Святого Семейства имеет одну особенность. Младенец, Которого хотят спасти, — Сын Божий, и волхвы называют Его «родившимся Царем Иудейским» (Мф. 2, 2). Он вынужден бежать от Ирода Великого, могущественного и жестокого царя. Начинается неравная борьба между Иродом, облеченным полнотой власти, готовым потопить в крови всякое сопротивление, и нищим Семейством, в котором он ищет убить Младенца.

Единственный враг, которого Ирод не может сокрушить, — его собственная смерть, день ото дня все более приближающаяся к нему. Она безжалостно смотрит на него, и однажды отнимет у него навсегда его жизнь — со всей его властью и силой. Из страха перед этим врагом — ничем не устранимой личной смертью — Ирод ищет убить Младенца, Который может претендовать на его царский трон. Отсюда панический ужас, толкающий его на убийство всех младенцев этого возраста в окрестностях Вифлеема.

Нас не может не печалить, что он так легко находит исполнителей неслыханного кровавого преступления. Однако вся история мира свидетельствует, что в них никогда не бывает недостатка. Точно так же Христос будет стоять перед Пилатом, и толпа будет кричать: «Распни, распни Его! Нет у нас царя, кроме кесаря». Историки говорят, что Ироду в это время было около семидесяти лет, так что Младенец, только что родившийся, не мог представлять для него как для царя какой-либо опасности. Это злодеяние было совершено чисто по внушению человеконенавистника диавола, распаляющего его гордостью и жестокостью. Перед нами — предтеча антихриста. Поразительно, что он убивает всех младенцев в возрасте двух лет и ниже. Богомладенцу, по всей видимости, не было тогда и года. Однако Ирод убивает всех детей до двух лет, чтобы не упустить Христа. Он убивает младенцев не только в Вифлееме, но и в его окрестностях, являя безумие зла.

Так исполняется пророчество Писания: «Глас в Раме слышен: плач и рыдание, и вопль великий. Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться, ибо их нет». Это пророчество уже исполнилось однажды во времена Иеремии. Мы слышим в Писании его слово о Иерусалиме, ведомом в плен, покидающем землю, где остается гробница Рахили. Для него Рахиль — образ Земли Обетованной, она плачет о детях, которые должны быть там, но их там нет. Точно так же в Вифлееме надежда на будущее исчезает со смертью детей. В Рождество Христово это пророчество раскрылось с новой силой.

«По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву». Уже второй раз мы слышим о явлении Иосифу Ангела. Он вверяет свою Семью деснице Божией, и Бог ведет его. Он приемлет Младенца, Который не от него, а от Бога — не как сокровище, ему принадлежащее, но как служение, доверенное ему Богом. Теперь вся его жизнь сосредоточена на этом служении. Содержание его жизни составляет не то, что лично с ним происходит, но служение этому Младенцу, Который станет Спасителем всех людей. Праведный Иосиф предается водительству Божию, и Бог показывает ему, какой следующий шаг он должен сделать. Он бежит, потом возвращается с Младенцем и Его Матерью и, наконец, поселяется в безвестном селении Назарет.

Это происходит после смерти Ирода, которая наступила очень скоро после убиения невинных младенцев. «Мне отмщение и Аз воздам», — говорит Господь. Как быстро может совершаться Божие отмщение! Из всех грехов невинно пролитая кровь скорее всего переполняет долготерпение Божие. Такой злобы и неистовства был исполнен Ирод, что являлся непрестанным мучением для себя и страхом для окружающих. Господь показывает нам, что представляют из себя гонители Его и Его последователей. Все, кто противостоит Христу и Его Церкви, оказываются извергами. Они — вне рода человеческого. Они будут извержены из числа людей — если не покаются.

И снова слово Божие напоминает нам, как осмотрительно совершает с самого начала Свой путь Спаситель, и научает этому Свою Церковь. Можно было бы думать, что Младенец, родившийся в Вифлееме, туда же и возвратится. Но святой Иосиф Обручник со всяким опасением остерегается неосторожных шагов. «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти». Мы видим, как одни враги сменяют других, чтобы сражаться со Христом и Его Церковью. Едва исчезает один, как на его месте появляется другой. Диаволу надо, чтобы вражда против Господа и Церкви Его в мире не ослабевала. Святой Иосиф Обручник не идет с Богомладенцем и Божией Матерью в Иудею, потому что Бог никогда не хочет подвергать Своих чад бессмысленной опасности. Но все делает только ради их испытания в верности и ради вечной их славы. Придет час, когда они, благодаря Бога, пойдут за Своим Господом на крест. Но теперь — время пребывания в Назарете.

Мы слышим сегодня, что нашего Спасителя называют Иисусом из Назарета — то, что для иудеев было соблазном. Ибо «из Назарета может ли быть что доброе?» В Евангелии сказано, что так исполняется реченное пророками, что Он Назореем наречется. Святые отцы говорят, что в этом имени есть некая тайна. Согласно пророку Исаии, оно означает Отрасль, из которой произойдет спасение всем. Он называет Его Великим Назореем. Не то, что Христос будет в строгом смысле назореем, ибо Он будет пить вино и прикасаться к умершим. Но пророк называет Его так за Его исключительную, единственную святость, за всецелое посвящение Себя Богу в деле спасения рода человеческого. И это имя, к которому учителя духовности будут относиться с презрением. Быть назарянином — значит быть человеком, от которого нельзя ожидать ничего хорошего и который не заслуживает никакого уважения. Так велико помрачение и падение человеческое, в том числе среди тех, кто должен бы быть «светом языков».

Но Господь берет на Себя с самого начала весь наш позор, чтобы дать нам Свою славу. Пусть никакие оскорбления не будут для нас непереносимы, если мы сподобляемся получить их ради Христа. Наш Господь называет Себя самым уничижительным именем. Он пришел, чтобы всех спасти, чтобы имя Назорей — «человек из Назарета» было созвучно имени Еммануил — «с нами Бог», Господь наш Иисус Христос.

Протоиерей Александр Шаргунов

http://www.pravoslavie.ru/3913.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106529

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 10 Января 2016, 18:42:38 »

Служение Церкви Христовой

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю по Рождестве Христовом



Христос рождается, и с Ним рождается Его Церковь. Кто составляет эту первую Церковь? Божия Матерь, пастухи и волхвы. И другие — может быть, менее известные или совсем неизвестные нам люди. Тайна Рождества открывается нам не только непосредственно через Богомладенца и через ангелов, но и через этих людей.

Сегодня мы совершаем память святых Давида-царя, Иосифа-Обручника и апостола Иакова, брата Господня — самых близких по плоти из входящих в родословную Спасителя. Но их близость ко Господу не определяется только кровным родством.

Посмотрите, например, на святого праведного Иосифа, хранителя девства Пречистой. Евангелие от Матфея подчеркивает, насколько важна роль Иосифа в том, что происходит со Христом, пришедшем на землю нашего ради спасения. Он — поистине соработник Бога и сотаинник Его советов, служитель Святого Семейства и, значит, будущей Церкви. То, что он совершает по отношению ко Господу и Его Матери, дает нам пример, как надо действовать в исключительно трудных и опасных обстоятельствах. Таких, какие были по Рождестве Христовом, о которых Писание предвозвещало: «Из Египта воззвал Я Сына Моего», «Он Назореем наречется».

Мы склонны порой почти не замечать участие Иосифа в тайне Рождества Христова. Но задумаемся, что значат, например, слова — «се, Ангел Господень является во сне Иосифу». Они не означают, что Иосиф был просто внешним исполнителем. Они означают, что он непрестанно размышляет, его дни и ночи лишены покоя. Верою он хочет проникнуть в тайну, узнать меру своей ответственности. И оттого что он пребывает всегда в молитве, ему дается откровение Духа Святого.

Получив это откровение, он действует. В ответственный момент, когда от него зависит слишком многое, перед лицом предельной опасности, он принимает мужественное решение. Царь Ирод ищет погубить Младенца. И бегство в Египет не могло быть незначительным событием. Дважды Евангелие упоминает об этом событии и праведном Иосифе в таких словах: «Он встал, взял Младенца и Матерь Его». Перед нами — ревностный служитель рождающейся Церкви, этой крошечной Церкви, с самого начала гонимой, угрожаемой гибелью в Своем Источнике, окруженной опасными обстоятельствами и событиями.

Эта Церковь скоро распространится на весь мир. Но и после этого ей не избежать преследований. Мы знаем, что ныне она гонима и в опасности. Страдания, которые она пережила в минувшем веке в нашем Отечестве, не закончились. Всюду, где есть христиане, — те, кто даром благодати вступил в родство со Христом, — эта хрупкая Церковь встречается, и будет встречаться с новыми страшными испытаниями. Кроткое послушание Духу Святому и мужественные решения — вот всегдашний жребий епископов, священников, монахов, всех верных, ответственных за благовестие истины Рождества Христова в мире. То, что произошло со Святым Семейством в Назарете, освящает то, что происходит с Церковью сегодня. Мы принадлежим этой Церкви, которую хоронят из века в век, и которая не перестает давать миру Того, Кто — Путь, Истина и Жизнь. И спасение от гибели всего человечества.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/06/sluzhenie_cerkvi_hristovoj/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!