EVG
Гость
|
|
« : 11 Января 2016, 17:02:48 » |
|
Слово плоть бысть
Очерк
Сошествие с небес Сына Божия.
Объяснение иконографического рисунка.
Иоан. 1, 14. Евр. 1, 3 – 6. Псал. 39, 7 – 9.1, Тим. 3, 16.
«Христос рождается! Славьте! С небес Христос! – Выходите во сретение!»
К таким чувствам влечёт нас Матерь Церковь, празднуя Рождество нашего Спасителя, снизшедшего воплощением Своим на землю за оторвавшимся от Бога человеком! Она вводит нас в созерцание тайны снизшествия в мир Того, по образу Коего сотворен был человек и – в поклонение «непреложному» Его вочеловечению. «Приходите, вернии! – внушает Церковь. – Предадимся Божественному нас возведению, взирая на схождение Божественное» [1][1] умами очищенными!..
При таких размышлениях может оказывать нам не малую помощь к Богомыслию и христианская иконография, в особенности при сочетании символического её элемента с историческим. Таковы предлагаемые в сей книжке два весьма замечательные и важные изображения, из которых одно находится в одном из древних списков славянского Евангелия[2] [2], а другое в стенописи римской катакомбы Агнии, относимое к началу IV-го века[3] [3].
Величествен предмет первого, необыкновенного изображения! – Оно представляет нам таинственное «введение Первородного во вселенную, с поклонением Ему Ангелов Божиих», о чём сказано в послании к Евреям (гл. 1, ст. 6).
Человек, в падении своём, оторвался от Бога, как ветка, оторвавшаяся от живоносного древа, и, вместо соединения с Источником жизни и Его свойствами и силами, захотел быть независимым от Него и отделиться, с подчинённою земною природою, от Вседержителя, – вместо жизни Божественной погрузился в мир чувственный и отдался духу этого мира; – но погибшего пришёл взыскать и спасти Сам Господь! (Матф. 18, 11), – Вечный Свет от Вечного Света, Отчее сияние, Слово, собезначальное Богу, – Сын Божий, благоволивши быть Сыном человеческим, – сходит с небес ко грешному человечеству, преклонив небеса (Псал. 17, 10). – Тихому молчанию содержащу вся, и нощи в своем течении преполовляющейся, Всемогущее Слово Твое Господи с небес от Престолов Царских в средину погибельныя земли сниде. (Премудр. Солом. 18, 14 – 15). И вот – пред нами в означенном изображении является, так сказать, происшедшее в пренебесной области таинственное сошествие Бога Слова на землю. А именно: изображён в небе небес предвечный Отец с исходящим Духом Святым, и луч Его, тройственный, входит в особую сферу, в которой, в светозарных сияниях, в виде отроческом Сын Божий проходит сквозь тьму и нисходит на облаках небесных. Его сретают силы небесные, в виде серафимском, и ангелы, созерцающие проявление таинства от веков утаенного. – «Он сошел с неба, – говорить св. Василий Великий, – и не отлучился от Отца; родился в вертепе, и не сошел с престола; возлег в яслях, и не оставил Отчих недр; родился, воплотившись от Девы, и как Бог, был без отца; снишел, и не отлучился от горних; взошел, и не соделал прибавления в Троице; в образе раба явился, и не утратил равночестия со Отцем, но есть Слово, и Образ, и Сияние; – Слово, ибо никогда неотделен от ума; Образ, не из воска вылитый круг, но печать равнообразная; Сияние, ибо свет совечен солнцу; Образ, потому что видевый Сына, виде Отца (Иоан. 14, 9)» [4][4]. Таинство Боговоплощения не подлежит никакому описанию и никакому изображению! Познает его тот, кому благоволит Сын открыть его (Лук. 10, 22), и мы будем познавать его и славить во всю вечность! – Потому Церковь, матерински благословив иконописание, как одно из средств, содействующих пробуждению наших чувств, ограничивала графическое представление события снизшествия Сына Божия на землю изображениями: или поклонения пастырей возлегшему в ясли Спасителю мира, или поклонения Ему приведенных светом звезды. Однако, благоговейные изображения событий Божия о людях домостроительства бывали многократно предметом живописи, – и фресковой, и изукрашавшей списки Евангелия, и других священных книг. Одно из таковых изображений и представляем мы вниманию читателей наших, как весьма замечательное. Оно, как мы уже сказали, вводит созерцателя в происшедшее в небесах таинство пред Христовым воплощением. Оно представляет нам небесные сферы в великий момент таинственного схождения Спасителя к роду человеческому. Из Божественного неба небес (Псал. 113, 24 и псал. 148, 4), составляющего высшую и центральную сферу, изображён сходящим от Вечного Отца, чрез Духа Святаго, триединый луч, вводимый в сферу воплощения, которая служит посредствующим соединением Божественного неба с небесами – ангельским и нашим. В этой второй, средней сфере Сын Божий изображен в виде отрока, в особом нимбе – овальном, и в исходящем из Его святой телесности светозарном сиянии. С этою самою сферою славы (Евр. 1, 3. Исх. 16, 10, Исх. 33, 18. Лев. 9, 23. III Цар. 8, 11. Псал. 16, 15. Псал. 23, 10) Он, преклоняя небеса, рассекает мрак; причём окружён четырьмя живыми силами[5] [5], в серафимском виде представленными.
Необходимо надлежит заметить при сем, что световая сфера, в которой нисходит Божественный Отрок, есть сфера славы Божией[6] [6], в которой Спаситель изображается на всех древнейших, традиционных, православных иконах потому, что Он, как сияние Отчее, являлся в присносущном свете: и в Завете Ветхом, (на очистилище Кивота Завета во Святая Святых скинии), и проявил этот самый свет и на горе Фаворской, и в Своем преславном воскресении. (Ср. снимки с древних икон в «Рад. Хр.» прежних годов). Он, облекающийся светом, яко ризою (Псал. 103, 2), облекся и славою воплощения (Псал. 92, 1); так что в «Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 1, 19). Что же касается до нимбов овальных, в которых часто изображается Слово воплощенное (каков протяжённый нимб на рассмотренном нами изображении), то – двумя кругами, входящими частью один в другой, а тем образующими овал, внутри которого помещается изображение Христа, означается – изящным геометрическим символизмом соединение двух естеств Божественного и человеческого во Христе.
В прямой связи с этим благоговейным изображением находится присоединённое нами на рисунке снятое изображение в катакомбах, по которому низшедший Сын Божий представляется воплотившимся в Пречистой Деве как бы во втором своем небе, в котором воссиял Он как Солнце правды, и – пребывающим на живом Своем престоле. Воздетые руки Пречистой (как потом принято изображать Ее на иконах под именем Знамения), могут выражать, в отношении нисходящего с небес Безлетного Сына Божия, принятие Его в пречистую Ее утробу Богоносную, а вместе с тем и дают нам указание на молитвенную тайну и души Богоприимной... Превосходным дополнением к этому изображению может служить, как выражение исполнения небесного снизшествия, земным вочеловечением, изображение Пресв. Девы первых веков, найденное в Альбанской катакомбе Де-ля-Стелла (к Ю.-В. от Рима, при озере), с надписью над главою по-гречески «Матерь Божия», известное под именем Альбанской «Orante», на котором Богоматерь представлена не с Богомладенцем, а только с распростертыми руками – как таинственно воспринимающая в лоно свое снисходящее Слово, еже плоть бысть и вселися в ны (Иоан. 1, 14), и – как «Ходатайница рода христианского» – «Молящаяся» («Orante»)[7] [7].
|