«Без воспитательной составляющей нельзя говорить о целостном образовании»Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам и гостям XXIV Международных Рождественских чтенийСегодня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил видеообращение к участникам и гостям XXIV Международных Рождественских образовательных чтений на тему «Традиция и новации: культура, общество, личность», сообщает Патриархия.ru.
«Сегодня делегации всех Поместных Православных Церквей собрались в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези для совместной молитвы и братского общения, - отметил он. - По этой причине я, к сожалению, не могу принять участие в открытии Чтений и работать вместе с вами. Тема нынешних Рождественских чтений — это традиции и новации. От их продуманного и гармоничного соединения зависит, как показывает исторический опыт, успешное развитие любой системы, будь то система образовательная, общественная, или же государственная».
«Прежде всего, - продолжил Святейший Владыка, - необходимо подчеркнуть, что традиция — это не досадный анахронизм или воспоминание о далеком прошлом. Традиция передает от поколения к поколению только значимые духовные и культурные ценности, а все остальное исчезает само по себе, потому что перестает быть востребованным. Благодаря традиции сохраняется преемственность и непрерывность истории человечества. Новация — это то, что возникает из текущего культурно-исторического контекста и важно, чтобы это новое не входило в неразрешимое противоречие и тем более не разрушало ценности, сохраняемые традицией. Новация — если только она действительно имеет культурную ценность — может актуализировать ценности традиции и сама со временем стать фундаментом для появления новой традиции».
Предстоятель Русской Церкви глубоко убежден в том, что «для того, чтобы идти вперед, чтобы успешно развиваться дальше, нам, прежде всего, необходимо ясно понимать, что есть сердцевина традиционного начала в жизни нашего народа. Основой основ всей народной жизни всегда были и остаются ценности, проистекающие из Богозданной нравственной природы человека, опознаваемые совестью и рационально выражаемые в Божественном откровении. Именно на этих ценностях, несущих, по словам Николая Александровича Бердяева, отблеск Божественного света, и зиждется великая русская культура. Культура тесным и непосредственным образом связана с образованием, которое само по себе является одним из важнейших механизмов передачи традиции, ибо в процессе образования человек усваивает, в том числе и значимые духовные и культурные ценности».
«Неслучайно особенностью отечественного образования наряду с фундаментальностью всегда являлась его воспитательная функция, - напомнил он. - Образование есть обучение плюс воспитание; без воспитательной составляющей нельзя всерьез говорить о целостном образовании. Убежден, что нам необходимо бережно хранить этот подход к образованию в контексте любых реформ и изменений. Сохраняя воспитательную составляющую образования, мы должны учитывать быстро меняющуюся реальность и стараться быть эффективными перед лицом современных вызовов, поскольку от этого во многом зависит не только нравственное просвещение молодых соотечественников, но и духовная безопасность всего нашего общества».
«Именно такие, воспитательно-просветительские цели преследует введенный во всех российских регионах в 2012 году предмет "Основы религиозных культур и светской этики", - подчеркнул Святейший Владыка. - Предмет этот пока преподается лишь в 4-м классе. С радостью хотел бы отметить, что большинство родителей и педагогов поддерживает расширение преподавания религиозных культур и светской этики на другие года обучения. В этой связи вновь обращаюсь к Министерству образования с предложением продумать возможность такого расширения в рамках школьной программы».
Святейший Патриарх также считает необходимым продолжать работу по обеспечению равного финансирования государственных образовательных организаций и православных школ и гимназий, которые работают в рамках признанного в нашем государстве образовательного стандарта.
Первоиерарх сказал несколько слов о преподавании теологии в российских вузах. «Повторюсь, ибо неоднократно в различных своих выступлениях на эту тему уже говорил о том, что теология, существующая, кстати, в большинстве вузов Европы с момента их основания, — это для нас не экзотика, а требование времени, - уверен он. - Известно, что сегодня политические экстремисты пытаются использовать религиозные убеждения людей, не имеющих достаточных знаний о своей вере, в злонамеренных целях, что нередко приводит к формированию искаженных или даже фанатичных взглядов, способных нанести большой вред личности и государству».
«Нашему обществу необходимо осознать, что теология — это не попытка сделать в одночасье всех религиозными и набожными и не вторжение в иное интеллектуальное пространство, - заверил Предстоятель Русской Церкви. - Теология в вузах — это культурный императив для современного российского общества, которое на протяжении длительного времени было отчуждено от религии как особой и важнейшей сферы человеческого бытия. Это — прививка от экстремизма, эксплуатирующего религиозные убеждения людей».
Свое обращение Святейший Владыка завершил поздравлением в адрес Синодального отдела религиозного образования и катехизации, который в этом году отмечает свой 25-летний юбилей. «За эти годы при активном взаимодействии с Министерствами образования России, Беларуси и Украины, органами законодательной и исполнительной власти, при широкой поддержке педагогической и родительской общественности нам, по милости Божией, многое удалось сделать», - отметил он.
«Дорогие братья и сестры! Вы прибыли на этот форум, чтобы поделиться своими наработками и опытом, узнать нечто новое, приобщиться к опыту своих коллег из других регионов и стран. Сердечно желаю всем организаторам и участникам Рождественских чтений плодотворной работы, взаимопонимания и духа соработничества, дабы Всемогущий Господь укрепил нас в трудах на пользу Матери-Церкви и даровал крепость сил и Свою неоскудевающую помощь в служении ближним», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.
http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/25/bez_vospitatelnoj_sostavlyayuwej_nelzya_govorit_o_celostnom_obrazovanii/