Алексей Подымов Кто отвечает за рост цен?Похоже, никто не знает, как остановить инфляциюК апрелю инфляция в России составила 4.8 процента. Всего лишь за три месяца она достигла половины от 9.5 процентов, обещанных Минэкономразвития по итогам нынешнего года.
Решение о замораживании цен на социально значимые продукты питания было больше политической акцией и не дало реального эффекта. Тем не менее, видимо, это соглашение, заключенное 24 октября 2007-го, может быть продлено до конца нынешнего года - пока срок моратория должен завершиться 30 апреля. Быть может, менее жесткое, скорее всего, менее эффективное, и уж точно не грозящее такими непредсказуемыми последствиями, как ныне действующее. Пока успокаивает одно: в мае взрыва цен на продовольствие не будет, а там надо надеяться на хороший урожай.
Если в оставшиеся 9 месяцев года цены на потребительском рынке будут расти такими же темпами, то показатель инфляции по итогам года составит не обещанные 8.5, а все 12-13 процентов. Ни Центробанку, ни Минфину пока не удается переломить восходящий ценовой тренд, начало которому положил прошлогодний осенний взрыв дороговизны на потребительском рынке России.
Тогда у правительства и случился просчет относительно прогноза по инфляции - вместо 7-8 процентов страна получила почти 12-процентный рост цен.
И первый тревожный звонок сегодня уже прозвучал на Дальнем Востоке и в Сибири, где главный продукт в каждой российской семье – хлеб – вздорожал на десятки процентов.
Мучные, зерновые и хлебные «интервенции», организованные по личному распоряжению премьера, успокоили ситуацию, но надолго ли, это вряд ли кто знает.
Но вернемся к ныне действующему соглашению о «замораживании цен». Поначалу его срок ограничили 31-м января 2008-го, потом, очевидно, в связи с президентскими выборами, продлили до майских праздников. Оно фиксировало цены по состоянию на 15 октября 2007 года. В январе этого года соглашение было продлено до 1 мая и фиксирует цены уже по состоянию на 28 января. Перечень продуктов, цены на которые заморожены, включает в себя пшеничный и ржаной хлеб, молоко не менее 1.5 процентов жирности, кефир не менее 1 процента, подсолнечное масло, куриные яйца. Если нынешний законопроект пройдет, то в данный перечень дополнительно будут включены сливочное масло, говядина, свинина, курятина. Но за счет каких ресурсов будут пролонгировать «заморозку»? Ведь речи об использовании резервных средств на субсидирование сельского производителя не идет в принципе. Не идет речь и о снижении налоговой нагрузки ни для них, ни для кого другого в цепочке от поля, пастбища и грядки до прилавка.
А Минэкономразвития, ничтоже сумняшеся, уже предлагает в принудительном порядке ввести государственное регулирование цен на ряд продуктов, среди которых пшеничный и ржаной хлеб, молоко, кефир, растительное и сливочное масло, говядина, свинина, мясо птицы, яйца, соль, сахар, чай.
Соответствующий законопроект уже направлен в ведомства и, можно не сомневаться, получит поддержку большинства из них. Во всяком случае, в Минсельхоз успели дать разъяснения, что ничего не имеют против разумного госрегулирования по части цен на продукты питания. Лишь бы это не ударило по сельским производителям.
Впрочем, как добиться того, чтобы «не ударило», никто ни в Минсельхозе, ни в МЭРТе сейчас разъяснить не сможет. Заморозишь цены на одно - производители и продавцы обязательно станут отыгрываться на другом, а дешевый ассортимент из магазинов будет попросту «вымываться». Зато, надо думать, скрипучее бюрократическое колесо на это раз прокрутится довольно быстро – и идею МЭРТ пустят «в массы». После министерств и ведомств предстоит рассмотрение документа на уровне правительства, и, если законопроект получит поддержку в кабинете министров, пройдет через сито думских поправок и предложений, это будет означать, что «заморозка» цен на продукты питания продлится до конца года нынешнего.
И все же, о чем спор, в чем суть идеи МЭРТа? Директор департамента государственного регулирования внутренней торговли федерального ведомства Павел Волков разъяснил, что «это может быть как установление максимальной наценки, так и предельной цены». Решать, какой именно механизм задействовать, в каждом отдельном случае будет правительство. Проект закона не содержит также конкретных предложений по наценкам. Они могут применяться как к оптовым ценам, так и ценам производителей. Ограничены в наценке будут лишь те торговые сети, доля рынка которых составляет более 15 процентов. Введение госрегулирования цен – мера исключительная и не должна превышать 180 дней. То есть, на этот раз на продление заранее наложили эмбарго. Но полгода – срок немалый, мало ли что к тому времени случится на мировом рынке продовольствия. Тем более, что всех чуть ли не ежедневно пугают «спадом».
Инициативу МЭРТ производители продуктов питания, как и ожидалось, восприняли весьма болезненно. Ныне действующие временные ограничения на рост цен больно бьют по их рентабельности. Нормальный потребитель, конечно, двумя руками за введение ограничений на рост цен. Но справедливо ли, что за рост цен на продукты питания должны отвечать лишь те, кто их производит? Ведь в растущих ценах на хлеб, масло, сыры и мясо, помимо дороговизны продовольственного сырья на мировом рынке, есть вклад и нефтегазового сектора, и транспортников, и электроэнергетики, и компаний, производящих минудобрения, да и многие другие «шили костюм».
Наши естественные монополисты – чья «естественность» начинает откровенно раздражать - год от года повышают тарифы на свою продукцию и услуги.
Это, в свою очередь, сказывается на рентабельности аграрного сектора, а, в конечном счете - на розничной цене продуктов питания. Вот и возникает вопрос: почему бы не распространить ограничения на рост тарифов и на «Газпром», ОАО «РЖД» и РАО «ЕЭС России»?
Ведь цены на газ в этом году внутри страны растут быстрее, чем для европейцев и соседей по СНГ, не слишком отстают в стоимости нефтепродукты и электроэнергия. Соответственно, не стоят на месте и тарифы на перевозку сельскохозяйственных грузов по железной дороге и автотранспортом. А потом – смотри ценники на прилавках магазинов и продуктовых рынков.
Имеющиеся в стране финансовые резервы мы готовы направлять куда угодно, но только не на усмирение потребительских цен. Рост цен на продовольствие тем более неприятен, что национальная валюта при этом продолжает укрепляться. Значит, дешевеет импорт – а это не самый эффективный путь для того, чтобы поддержать национального сельхозпроизводителя.
Сегодня наши чиновники любят к месту и не месту подчеркнуть, что Россия – «островок стабильности». Если цены в очередной раз вырастут, для «простых потребителей» станет актуальной песня про остров невезения…
http://www.stoletie.ru/obschestvo/kto_otvechaet_za_rost_cen.htm