«Литература удерживает человека от деградации»Известные пастыри о самых выдающихся русских писателях …«Левада-центр» ко Всемирному дню писателя провел опрос, попросив респондентов назвать самых выдающихся русских писателей (можно было называть несколько имен, без подсказок), пишет Regions.ru.
Первую тройку составили русские классики, выше всего ценящиеся и за рубежом: Л.Н.Толстой (45%), Ф.М.Достоевский (23%) и А.П.Чехов (18%).
А.С.Пушкин, который для русских всегда был бесспорным «номером первым», оказался на четвертом месте (15%) – может быть, потому, что в народном сознании он «не писатель, а поэт». Н.В.Гоголь и М.А.Шолохов набрали по 13%, М.А.Булгаков – 11%.
В списке нередко встречающихся имен фигурируют также И.С.Тургенев (9%), Максим Горький (7%), М.Ю.Лермонтов (6%), А.И.Солженицын (5%), И.А.Бунин, А.И.Куприн, Н.А.Некрасов (по 4%), А.С.Грибоедов, А.Н.Островский, Дарья Донцова и Борис Акунин (по 3%), В.П.Астафьев, Н.С.Лесков, В.В.Набоков, В.С.Пикуль, М.М.Пришвин, М.Е.Салтыков-Щедрин, Константин Симонов, А.Н.Толстой, В.М.Шукшин (по 2%).
Корреспондент Regions.ru опросил священнослужителей, кого назвали бы главными русскими писателями они и почему. Священник Пётр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, признался: «Для меня "писатель номер один" - все-таки Пушкин. В его произведениях столько мудрости, смысла... Очень нравится мне Чехов – писатель, остро чувствующий неправду, фальшь, лицемерие. Писал он образно, но при этом совсем не назидательно».
«"Номер три", наверное, все-таки Достоевский, - отметил он. - У него была поразительная способность заглянуть в самые потаенные места человеческой души, куда никто не заглядывал. А Лев Толстой мне нравится как раз своей назидательностью. Но все-таки он утомляет морализаторством, оно у него нарочитое. Но, бесспорно, Толстой очень наблюдателен».
«Из советских писателей я бы выделил Алексея Николаевича Толстого. Да, у него есть идеологически выдержанные произведения - например, "Хождение по мукам". Но написано оно мастерски, читается взахлеб. И роман "Петр Первый" просто потрясает – в первую очередь, масштабом таланта автора. А его "Буратино?…" - это же азбука для родителей, воспитывающих подростков. Главный герой, в общем-то, разгильдяй, и все равно он побеждает. Наш Буратино даст сто очков вперед Пиноккио. "Приключения Пиноккио" – просто морализаторская сказка, а "Золотой ключик, или приключения Буратино" - уже шедевр», - убежден отец Пётр.
«Люблю я и Шолохова, и Бунина, и Пастернака. Почему-то не очень нравятся Солженицын, Шаламов и Платонов - мне кажется, у них "тяжелый слог", - полагает он. - А вот наших "шестидесятников" я читал с удовольствием, например, Вадима Шефнера - у него мудрые притчи».
«Я прочел несколько вещей Владимира Сорокина, и был поражен - это очень талантливо, хотя, быть может, мрачно: "Тридцатая любовь Марины", "День опричника"... А вот Пелевин мне показался графоманом, который рассчитывает, что люди будут хвалить его произведения, дабы не показаться дураками. Но всегда же найдется тот, кто воскликнет: "А король-то голый!" А вообще я люблю авторов, в произведениях которых есть мудрость и любовь к человеку», - заключил пастырь.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, сказал: «Я очень люблю Александра Сергеевича Пушкина – и в особенности его прозу. Нравится мне произведение Грибоедова "Горе от ума" - при всей несносности самого автора как человека. Выделил бы я и произведения Льва Николаевича Толстого - за некоторым вполне понятным исключением (я имею в виду так называемые "религиозные сочинения"). Нельзя не назвать и Федора Михайловича Достоевского, - и я бы не сказал, что Лев Николаевич как писатель значительнее его. Я бы добавил еще и Михаила Николаевича Загоскина: его роман "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году" - одно из радостных воспоминаний детства».
«В ответах опрошенных прозвучали Лесков, Тургенев и Бунин - не могу сказать, что эти писатели были от меня далеки, - признался он. - Я бы также отметил мастера слова Антона Павловича Чехова. Еще я очень люблю Алексея Константиновича Толстого, которого считаю замечательным русским писателем, поэтому тоже с удовольствием отдал бы ему первые позиции».
«Я не очень люблю Шолохова, но "Тихий Дон" мне нравится - не идеологическая его составляющая, но описание быта, нравов казаков. Мне кажется, это, по меньшей мере, поучительно. Так что с некоторыми оговорками в число выдающихся писателей я бы включил и этого автора», - заключил отец Филипп.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, убежден, что «без Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого очень трудно представить себе русскую литературу и вообще понять Россию. Они показали то, что мы называем "русской душой". Чтобы понимать Россию XIX века, как и современную, надо почитать "Братьев Карамазовых", "Бесов", "Идиота". Это панорама русской жизни, которая в полной мере раскрывает всю глубину, красоту, а иногда ужас, который был в русской душе».
«Толстой скорее мастер описания более приземленных душевных переживаний человека. В романах "Анна Каренина", "Война и мир" показана не духовная, а душевная составляющая переживаний человека, живущего на земле, но мыслящего масштабно. Толстой отошел от Православной Церкви, у него был свой взгляд на религию, свое учение о человеке, и как мастер он сумел очень ярко показать это в своих произведениях», - отметил он.
«У меня много любимых авторов. Я с удовольствием читаю Николая Лескова, Михаила Булгакова. А из поэтов, конечно, любимый Борис Постернак! – подчеркнул однофамилец поэта. - У современных авторов, на мой взгляд, одна серьезная проблема: система ценностей. Среди них многие прекрасно пишут, они отличные стилисты – это Захар Прилепин, Виктор Пелевин, - да даже Донцова и Улицкая хорошо владеют языком, но в конечном счете им нечего сказать. Или пишут о незначительных проблемах, или не видят глубоких смыслов, которые были в дореволюционной литературе и были связаны, как ни крути, с религиозностью. Поиск смыслов всегда характеризовал русского человека. А когда смыслов нет, остается только оболочка. Ярче всего это выражено в творчестве Набокова. Именно его произведения открывают дорогу постмодернизму, когда язык воспринимают как эквилибристику, умение красиво выражать полное отсутствие смыслов. И это характеризует не только современную отечественную, но и западную литературу. Религия ушла из современной жизни, общество ищет смыслы в других областях или не ищет их вообще. И в силу этого все становится мелким и примитивным, пусть красивым, как конфета, но не имеющим ничего интересного внутри».
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает, что «выдающийся писатель – довольно расплывчатая и условная формулировка. Конечно, для любого мыслящего человека литература - это элемент культуры, а культура - это элемент связи человека со своим первообразом. Культура помогает человеку избавиться от дефектов своей природы и вернуться к исходному богоподобному состоянию. Она удерживает человека от деградации. Приняв это в расчет, мы можем говорить о роли русских писателей в российской и мировой культуре».
«В перечисленной первой тройке авторов я бы Чехова заменил на Пушкина, а Антона Павловича все же поставил бы несколько ниже. Льва Николаевича Толстого при всей трагедии его личности действительно поставил бы первым вместе с Федором Михайловичем Достоевским и Александром Сергеевичем Пушкиным. А из ХХ века я бы отметил, конечно, Василия Макаровича Шукшина, Андрея Платонова и Константина Симонова», - заключил отец Макарий.
04.03.2016http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/04/literatura_uderzhivaet_cheloveka_ot_degradacii/