Русская беседа
 
25 Апреля 2024, 11:13:00  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Вторник Пятой Седмицы Великого Поста  (Прочитано 3388 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103700

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 08 Апреля 2008, 18:23:23 »

ВТОРНИК 5-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА


Слово 16. О сребролюбии.


Преподобный Иоанн Лествичник

1. Большая часть премудрых учителей, после описанного нами сладострастного мучителя, полагают обыкновенно сего тмоглавного беса сребролюбия. Чтобы и нам, немудрым, не изменить порядка премудрых, восхотели и мы последовать тому же распределению и правилу. Итак, если угодно, поговорим немного о сем недуге, а потом скажем вкратце и о врачевании.

2. Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия, извинение себя своими немощами, предсказатель старости, предвозвестник голода, гадатель о бездождии.

3. Сребролюбец есть хулитель Евангелия, и добровольный отступник. Стяжавший любовь расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает.

4. Оплакивающий себя самого, даже и тела своего отвергся, и не щадит его в случае нужды.

5. Не говори, что собираешь деньги ради нищих; ибо и две лепты вдовицы купили царство небесное.

6. Страннолюбец и сребролюбец друг с другом встретились; и второй назвал первого безрассудным.

7. Победивший страсть сию отсек попечения; а связанный ею никогда не молится чисто.

8. Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистию к бедным. Сребролюбец бывает милостив, пока собирает деньги; а как скоро накопил их, так и сжал руки.

9. Видел я нищих деньгами, которые, в сожительстве с нищими духом, обогатившись духовно и забыли первую свою нищету.

10. Монах, любящий деньги, чужд лености; он ежечасно вспоминает слово апостола: праздный да не яст (2 Сол. 3, 10); и другое: руце сии послужисте мне и сущим со мною (Деян. 20, 34).

Шестнадцатая борьба. Кто в ней одержал победу, тот или любовь Божию приобрел, или отсек суетные попечения.


Слово 12. О лжи

1. Железо и камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство порождают ложь.

2. Ложь есть истребление любви; а клятвопреступление есть отвержение от Бога.

3. Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит вся глаголющiя лжу (Пс. 5, 7): то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами?

4. Видал я людей, которые величались ложью и празднословием, и остротами своими, возбуждая смех, истребляли в слушавших плач и сокрушение духа.

5. Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика, как от губительной заразы; тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: «не опечаливай», внушают они нам, «повествователя»; или «не выставляй себя человеком более боголюбивым, нежели прочие». Отскочи скоро, не медли; а если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти и последнем суде; ибо лучше тебе окропиться, в сем случае, малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы.

6. Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное что, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва.

7. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, – свою совесть.

8. Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности.

9. Один лжет ради увеселения, другой – ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло.

10. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет.

11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью.

12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее.

13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства.

14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может.

Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.


«Лествица», преподобный Иоанн Лествичник

http://www.pravoslavie.ru/put/040323113416
« Последнее редактирование: 28 Марта 2023, 09:05:26 от Александр Васильевич » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 31 Марта 2020, 01:31:19 »


Толкования на ветхозаветные чтения





Книга Притчей Соломоновых, 15

Во вторник пятой седмицы Великого поста. (Притч. XV, 7–19).


Гл. XV, 7. Устне мудрых связуются чувством (ведением), сердца же безумных нетверда.

Истинно мудрому свойственна великая осторожность в слове. Он наперед в сердце своем хорошенько обдумает, говорить ли что и как говорить, чтобы не сказать чего–нибудь не во время и бесполезного для слушателей. Он не дает воли своим устам, связуя их размышлением. Не так поступают безумные, — нерассудительные. Сердца их не тверды: умы их быстро увлекаются первыми впечатлениями и под влиянием этих впечатлений, не проверенных, без здраваго и основательного обсуждения воспринятых, язык их спешит говорить слова безрассудные и нелепые.

8. Жертвы нечестивых мерзость Господеви, обеты (молитвы) же праведных приятны Ему.

Богоугодность и небогоугодность жертв и молитв зависит от нравственного состояния приносящих жертвы и молитвы. От людей праведных по внутренним расположениям и по жизни Господь приемлет жертвы и молитвы с благоволением. А жертвы нечестивых и их лицемерные молитвы для Него отвратительны, ибо приносящие их не перестают прогневлять Бога отсутствием в их сердцах страха Божия и всякими неправдами в отношении к ближним. Мысль эта часто встречается в ветхозаветном Писании, с особенною же силою она выражена в словах Господа у пророка Исаии: «Беззаконник, закалающий (в жертву) вола — тоже, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву — тоже, что задушающий пса; приносящий семидал — тоже, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам — тоже, что молящийся идолу» (Исаия LХVI, 3. Слич. Исаия I, 11. Иерем. VI, 20; ХIV, 12. Осия V, 6; VIΙΙ, 13; IX, 5. Амос. V, 22. Мал. I, 7).

9. Мерзость Господеви путие нечестивых, гонящыя же правду (последователей правды) любит.

Господь никому не хочет погибели, — Он всем хощет спасения и в разум истины придти. Но упорство в нечестии, сопротивление гласу зовущей ко спасению благодати Божией, ожесточение во зле, навлекают на нечестивых праведный гнев Господа; Он не может миловать нечестивых, доколе они продолжают ходить путями нечестия. Эти пути, т. е. правила и действия их, — для Него мерзость, отвратительны. Напротив любит Он тех, которые сами любят Его и любовь свою к Нему свидетельствуют ревностию к правде, к творению воли Его. «Вы друзи мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам» (Иоан. ΧV, 14), рек Христос.

10. Наказание незлобиваго познавается от мимоходящих, ненавидящии же обличения скончаваются срамно.

Незлобивый, приемлющий наказание, т. е. вразумление и обличение в виду мимоходящих, — на виду у всех, всенародно, — противополагается здесь ненавидящему обличения, не терпящему обличений вообще не только публичных, но и частных, наедине. Публичное обличение подвергает обличаемого сраму или позору со стороны свидетелей; но незлобивый незлобиво и смиренно переносит этот срам, за то несрамно скончавается, — умирает, оставляя по себе память честного и доброго человека, тогда как ненавидящий обличения и вопреки им продолжающий предаваться грехам и порокам, за которые заслужил обличения, скончавается срамно: он худо жил, худо и оканчивает жизнь, сопровождаемый в могилу недобрыми отзывами о нем сограждан.

11. Ад и пагуба явна пред Господем, како не и сердца человеков?

Если и человек иногда угадывает по внешним обнаружениям, что у кого на сердце, — не наипаче ли открыты сердца людей Богу, перед всеведением Которого нет ничего на свете сокровенного, Который с одинаковою ясностию ведает, что́ происходит на земле и что́ делается в аде, в царстве отшедших душ, куда никто из живущих не проникал, — Который знает пагубу, т. е. где и в каком положении находится то, что без вести, бесследно пропало. В виду этого всеведения Божия должно воздерживаться не только от худых поступков, но и от худых помыслов, от внутренних движений злобы и нецеломудрия. Их не примечают люди, но знает Тот, пред очами Которого вся нага и объявлена (Евр. ΙV, 13).

12. Не возлюбит ненаказанный обличающих его, с мудрыми же не побеседует.

Идет речь о неблаговоспитанности. Она проявляется в том, что неблаговоспитанные (ненаказанные) терпеть не могут слушать обличение своего невежества и порочных склонностей от людей мудрых, и потому избегают общения с ними, не вступают в беседу с ними, предпочитая им общество льстецов и таких же легкомысленных и порочных, как и они сами.

13. Сердцу веселящуся лице цветет, в печалех же сущу (а когда печально), сетует.

По тесной связи души с телом, душевное состояние отражается на теле. Лицо есть зеркало души. Когда весело на сердце, тогда и лицо имеет цветущий, бодрый вид. Когда на сердце тяжесть, печаль, тогда и лицо сетует, — имеет вид недовольства и грусти.

14. Сердце правое ищет чувства, уста же ненаказанных уразумеют злая.

Сей стих допускает такое изложение: сердце людей благовоспитанных право, не испорчено. Обладая таким сердцем, они жаждут ведения (чувства) истины и добра, и потому уста их не изрекают ничего худого; от них не услышите ничего подобного тому, что привыкли произносить уста людей неблаговоспитанных (ненаказанных), у которых сердце испорчено и потому не ищет ведения истины и добра.

15. На всяко время очи злых приемлют злая (пристальны к злому), добрии же безмолвствуют (спокойны) присно.

Злые люди пристально, несытыми глазами смотрят на все, что обещает дать пищу их злому сердцу. Они ищут зла, ищут удовлетворения своих порочных страстей, и это искание бывает для них источником душевных тревог, — они не знают душевного мира, они испытывают постоянно душевную муку. Страсть потому и называется страстию, что вносит в душу страдания. Ничего подобного не испытывают люди добрые, — ревнители добродетели. Они отвращают очи свои от всего, что́ может возбуждать и питать в душе страсти, и потому присно безмолвствуют, постоянно бывают покойны. Совесть не упрекает их в беззакониях и дарит их миром душевным.

16. Лучше частица (доля) малая со страхом Господним, нежели сокровища велия без боязни.

Счастие отнюдь не заключается в обилии земных сокровищ. Лучше иметь небольшие средства жизни и пользоваться ими со страхом Божиим, с смиренным чувством зависимости от Бога и упованием на Его милость, чем обладать огромными сокровищами, но не иметь страха Божия, питать в себе уверенность, будто при обилии земных сокровищ можно обойтись без Бога. Богач, чуждый страха Божия, в случае обеднения, есть самое несчастное существо: он впадает в уныние, в отчаяние, — ему незнакомы утешения веры, доступные бедняку, имеющему страх Божий.

17. Лучше учреждение (угощение) от зелий с любовию и благодатию (благостию), нежели представление тельцев со враждою.

Хлебосольство имеет цену только в соединении с любовию. Поэтому лучше быть в гостях у бедного, если за столом его, состоящим из одних овощей, сидят люди искренно друг друга любящие и благожелательные, чем бывать на пиру у богатого, если за столом его, роскошным и сытным, соединены люди, скрывающие в сердце под личиною дружбы и учтивости вражду к хозяину и друг к другу.

18. Муж ярый устрояет брани, долготерпеливый же и будущую укрощает. Терпеливый муж угасит суды, нечестивый же воздвизает (их).

Здесь идет речь о пагубных последствиях гневливости в противоположность терпеливости. Гневливый заводит ссоры по маловажным причинам, — он придирается к словам, которые кажутся ему обидными намеками на него, хотя сказаны совсем не на его счет. Главною причиною гневливости служит крайне развитое самолюбие. Кто чужд самолюбия, тот никогда не увлекается порывами гнева, даже по справедливым причинам. Он терпелив и сдержан, и не только не начинает ссоры, но предотвращает угрожающую ссору, погашает в себе и других искру вражды, чтобы искра не раздулась в пламя. Во многих случаях он имел бы право преследовать обидчика судебным порядком; но он не любит судиться, спешит прекращать спор мировою, не делает из него судебного дела. Он поступает так не только по миролюбию, но и по благочестивому побуждению, боясь оскорбить враждою Бога мира и любви. Нечестивый, напротив, не только не избегает распрей, но еще затевает их и воздвизает суды, пользуется всяким удобным случаем, чтобы притянуть кого–нибудь к суду.

19. Путие праздных постлани тернием, мужественных же углаждени.

Ленивые люди терпеть не могут обременять себя трудами, и если возьмутся за какое дело, бросают его из опасения кажущихся для них непреодолимыми препятствий: они боятся запутаться в терниях на своем пути, т. е. попасть в безвыходное положение, и потому ничего не делают. Напротив люди мужественные, если примутся за какое дело, терпеливо доводят его до конца и при встрече с препятствиями на пути к своей цели, стараются всячески преодолеть их и достигают своей цели: путь их делается гладким, очищается от препятствий.


Виссарион (Нечаев), епископ Костромской и Галичский

https://predanie.ru/book/216411-tolkovanie-na-paremii-iz-knigi-pritchey/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 12 Апреля 2021, 23:40:38 »

Святоотеческие толкования на ветхозаветные чтения



Книга Притчей Соломоновых, 15

7 Устне мудрых связуются чувством, сердца же безумных не тверда.
8 Жертвы нечестивых мерзость Господеви, обеты же правоходящих приятни Ему.
9 Мерзость Господеви путие нечестивых: гонящыя же правду любит.
10 Наказание незлобиваго познавается от мимоходящих: ненавидящии же обличения скончаваются срамно.
11 Ад и Пагуба явна пред Господем, како не и сердца человеков?
12 Не возлюбит ненаказанный обличающих его, с мудрыми же не побеседует.
13 Сердцу веселящуся, лице цветет: в печалех же сущу, сетует.
14 Сердце правое ищет чувства: уста же ненаказанных уразумеют злая.
15 На всяко время очи злых приемлют злая: добрии же безмолвствуют присно.
16 Лучше частица малая со страхом Господним, нежели сокровища велия без боязни.
17 Лучше учреждение от зелий с любовию и благодатию, нежели представление телцев со враждою.
18 Муж ярый устрояет брани, долготерпеливый же и будущую укрощает. Терпеливый муж угасит суды, нечестивый же воздвизает паче.
19 Путие праздных постлани тернием, мужественных же углаждени.  



Святитель Иоанн Златоуст. Толкования на Притчи Соломона


Святитель Иоанн Златоуст


Глава XV

Притч. 15:10. Ненавидящии обличения скончаваются срамно.

   (Это бывает) или тогда, когда они подвергаются порицаниям или дают отчет в словах, так как когда встречаются с софистами, ничего не могут сказать; или заповеди назвал обличениями, так как они обличают нас в грехах. «Ад и пагуба явна пред Господем: како не и сердца человеков» (Притч. 15:11)? Кому все известно, тому как (могут быть неизвестными) сердца людей? Поэтому особенно вели правильную жизнь верующие в то, что и над мыслью, и над делающимся сокровенно наблюдает промыслительное око, Судия и Каратель. «Пагубой» называет не совершенную гибель, а такую, в какой скрывается то, что избегает наблюдения других, — «пагуба» близка к аду. Особенность мудрых состоит в том, чтобы обличать худо делающих; ничто так не обнаруживает дела мудрости, как то, чтобы жить с пользою для других. «Сердцу веселящуся лицо цветет» (Притч. 15:13). Для чего это сказано? Чтобы мы делали его веселым посредством праведности и не утучняли тела, так как желающие праведности веселят свою душу. Или: (человек) делается веселым чрез добродетели, а печальным — чрез грехи.

Притч. 15:14. Сердце правое ищет чувства.

   Чувства, то есть, знания мудрости, чтобы сделаться мудрым. «Злая» — или то, что гибельно, или — великая злоба. «На всяко время очи злых приемлют злая» (Притч. 15:15). Если и не случится, не произойдет (чего-либо худого), ожидание тревожит их, они впереди видят страхи; или (говорит), что, сообразно с своими делами, получают наказание.

Притч. 15:17. Лучше учреждение от зелий с любовию.

    Это значит: при страхе Божием, при любви между людьми, если она есть, лучше малое, чем многое; но в дорогом удовольствие, а в удовольствии дорогое, как говорит Гезиод. Презирающий грехи «угасит суды» (Притч. 15:18). Неразумный ничего не делает с размышлением, а разумный «исправляет» (Притч. 15:21), то есть, являет действие по своему намерению. Пренебрегающие рассматривать нужное дело с другими презирают совет, поэтому бывают не тверды, думая, что они значат нечто, хотя ничего не значат. Нужно поэтому советоваться не с собою, а с многими. «В сердцах советных» (βουλευομένων ­ «советующих») (Притч. 15:22) вместо: в разумении (ἐν τῇ διανοία). «Путями живота» (Притч. 15:24) называет деятельныя (πρακτικάς) добродетели, приносящие знания. Слова и действия гордых разрушает Господь (Притч. 15:25), а дом души, чуждой этого, утверждает. Не о делах только и словах делается большое и тщательное изыскание, но и о намерении (Притч. 15:26). У имеющих чистое сердце не только мысли, но и слова достойны уважения.


***


Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года


Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

"Преисподняя и Аваддон открыты перед Господом, тем более сердца сынов человеческих" (Прит. 15, 11). А грешник все думает, что его никто не видит, и, укрываясь от глаз человеческих темнотою ночи или пустотою места, полагает, что никем не замечен. Божие око видело все; ангел хранитель и совесть были свидетелями. Станешь некогда на суд, тогда все скрытое разоблачится; свидетели неподкупные будут налицо - и умолкнешь. Приговор состоится безапелляционный. Одно средство предотвратить эту неизбежную крайность - покаяние. Дверь к нему отворена. Поспеши войти, пока не пробил час, который ударит, когда - не знаешь, и положит конец и грехам твоим, и всякой надежде помилования.


***


А.П. Лопухин. Толковая Библия. Книга Притчей Соломоновых

В ст. 8-9 высказывается весьма часто повторяемая священными писателями мысль о том, что необходимым условием богоугодности жертвы, молитвы и всего внешнего богопочтения является чистое нравственное настроение и искреннее расположение человека, что, напротив, при отсутствии этих условий, жертвы и молитвы отвратительны пред Богом (Притч XXI:27; Ис I:11; LXVI:3; Иер VI:20; Oc V:6; VIII:13; Ам V:21-22 и др. ). Бог любит только ищущего правды, нечестивцев же и презрителей мудрости отвращает, и их постигает гибель (ст. 9-10). Для предупреждения злых дел и даже нечистых помышлений, человеку надо всегда помнить о всеведении Божием, пред которым открыты недоступные человеческому глазу области: преисподняя, ад, евр. шеол и гибель, евр. Аваддон (ст. 11), т. е. область гибели и смерти (сн. Притч XXVII:20; Иов XXVI:6; XXVIII:22); в Апокалипсисе именем Аваддона, по-гречески Аполлиона (т. е. губителя) назван Ангел - царь бездны (Откр XI:9). Тем более открыты всеведению Божию все тайны человеческого сердца (ср. Пс CXXXVIII). Далее указано несколько нравственно-психологических черт характеристики мудрого и нечестивого (ст. 13-15).

Указывается на превосходство нравственных благ, мира и любви перед материальным довольствием, соединенным с отсутствием страха Божия и с ненавистью к ближним (ст. 16-17, сн. Пс XXXVI:16); в связи с последним осуждается сварливость и восхваляется миролюбие (ст. 18, сн. XXVI:21), а также показывается вред праздности и польза трудолюбия и мужества (ст. 19).


http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolkovanija-na-pritchi-solomona/#0_12
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/solomon/txt14.html
« Последнее редактирование: 28 Марта 2023, 09:07:16 от Александр Васильевич » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 05 Апреля 2022, 04:52:20 »


Вторник 5-й седмицы Великого Поста

О лжи и сребролюбии



Статуя атакующего быка на улице Уолл-стрит в Нью-Йорке, прозванная также золотым тельцом


О сребролюбии

1. Большая часть премудрых учителей, после описанного нами сладострастного мучителя, полагают обыкновенно сего тьмоглавого беса сребролюбия. Чтобы и нам, немудрым, не изменить порядка премудрых, восхотели и мы последовать тому же распределению и правилу. Итак, если угодно, поговорим немного о сем недуге, а потом скажем вкратце и о врачевании.

2. Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия, извинение себя своими немощами, предсказатель старости, предвозвестник голода, гадатель о бездождии.

3. Сребролюбец есть хулитель Евангелия, и добровольный отступник. Стяжавший любовь расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает.

4. Оплакивающий себя самого, даже и тела своего отвергся, и не щадит его в случае нужды.

5. Не говори, что собираешь деньги ради нищих; ибо и две лепты вдовицы купили царство небесное.

6. Страннолюбец и сребролюбец друг с другом встретились; и второй назвал первого безрассудным.

7. Победивший страсть сию отсек попечения; а связанный ею никогда не молится чисто.

8. Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистию к бедным. Сребролюбец бывает милостив, пока собирает деньги; а как скоро накопил их, так и сжал руки.

9. Видел я нищих деньгами, которые, в сожительстве с нищими духом, обогатившись духовно и забыли первую свою нищету.

(Шестнадцатая борьба. Кто в ней одержал победу, тот или любовь Божию приобрел, или отсек суетные попечения.)


О лжи

1. Железо и камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство порождают ложь.

2. Ложь есть истребление любви; а клятвопреступление есть отвержение от Бога.

3. Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит вся глаголющiя лжу (Пс. 5, 7): то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами?

4. Видал я людей, которые величались ложью и празднословием, и остротами своими, возбуждая смех, истребляли в слушавших плач и сокрушение духа.

5. Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика, как от губительной заразы; тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: «не опечаливай», внушают они нам, «повествователя»; или «не выставляй себя человеком более боголюбивым, нежели прочие». Отскочи скоро, не медли; а если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти и последнем суде; ибо лучше тебе окропиться, в сем случае, малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы.

6. Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное что, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва.

7. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, – свою совесть.

8. Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности.

9. Один лжет ради увеселения, другой – ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло.

10. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет.

11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью.

12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее.

13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства.

14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может.


«Лествица», преподобный Иоанн Лествичник


http://pravoslavie.ru/1664.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 28 Марта 2023, 00:58:30 »


Толкования на ветхозаветные чтения





Книга Притчей Соломоновых, 15

Во вторник пятой седмицы Великого поста. (Притч. XV, 7–19).


Гл. XV, 7. Устне мудрых связуются чувством (ведением), сердца же безумных нетверда.

Истинно мудрому свойственна великая осторожность в слове. Он наперед в сердце своем хорошенько обдумает, говорить ли что и как говорить, чтобы не сказать чего–нибудь не во время и бесполезного для слушателей. Он не дает воли своим устам, связуя их размышлением. Не так поступают безумные, — нерассудительные. Сердца их не тверды: умы их быстро увлекаются первыми впечатлениями и под влиянием этих впечатлений, не проверенных, без здраваго и основательного обсуждения воспринятых, язык их спешит говорить слова безрассудные и нелепые.

8. Жертвы нечестивых мерзость Господеви, обеты (молитвы) же праведных приятны Ему.

Богоугодность и небогоугодность жертв и молитв зависит от нравственного состояния приносящих жертвы и молитвы. От людей праведных по внутренним расположениям и по жизни Господь приемлет жертвы и молитвы с благоволением. А жертвы нечестивых и их лицемерные молитвы для Него отвратительны, ибо приносящие их не перестают прогневлять Бога отсутствием в их сердцах страха Божия и всякими неправдами в отношении к ближним. Мысль эта часто встречается в ветхозаветном Писании, с особенною же силою она выражена в словах Господа у пророка Исаии: «Беззаконник, закалающий (в жертву) вола — тоже, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву — тоже, что задушающий пса; приносящий семидал — тоже, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам — тоже, что молящийся идолу» (Исаия LХVI, 3. Слич. Исаия I, 11. Иерем. VI, 20; ХIV, 12. Осия V, 6; VIΙΙ, 13; IX, 5. Амос. V, 22. Мал. I, 7).

9. Мерзость Господеви путие нечестивых, гонящыя же правду (последователей правды) любит.

Господь никому не хочет погибели, — Он всем хощет спасения и в разум истины придти. Но упорство в нечестии, сопротивление гласу зовущей ко спасению благодати Божией, ожесточение во зле, навлекают на нечестивых праведный гнев Господа; Он не может миловать нечестивых, доколе они продолжают ходить путями нечестия. Эти пути, т. е. правила и действия их, — для Него мерзость, отвратительны. Напротив любит Он тех, которые сами любят Его и любовь свою к Нему свидетельствуют ревностию к правде, к творению воли Его. «Вы друзи мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам» (Иоан. ΧV, 14), рек Христос.

10. Наказание незлобиваго познавается от мимоходящих, ненавидящии же обличения скончаваются срамно.

Незлобивый, приемлющий наказание, т. е. вразумление и обличение в виду мимоходящих, — на виду у всех, всенародно, — противополагается здесь ненавидящему обличения, не терпящему обличений вообще не только публичных, но и частных, наедине. Публичное обличение подвергает обличаемого сраму или позору со стороны свидетелей; но незлобивый незлобиво и смиренно переносит этот срам, за то несрамно скончавается, — умирает, оставляя по себе память честного и доброго человека, тогда как ненавидящий обличения и вопреки им продолжающий предаваться грехам и порокам, за которые заслужил обличения, скончавается срамно: он худо жил, худо и оканчивает жизнь, сопровождаемый в могилу недобрыми отзывами о нем сограждан.

11. Ад и пагуба явна пред Господем, како не и сердца человеков?

Если и человек иногда угадывает по внешним обнаружениям, что у кого на сердце, — не наипаче ли открыты сердца людей Богу, перед всеведением Которого нет ничего на свете сокровенного, Который с одинаковою ясностию ведает, что́ происходит на земле и что́ делается в аде, в царстве отшедших душ, куда никто из живущих не проникал, — Который знает пагубу, т. е. где и в каком положении находится то, что без вести, бесследно пропало. В виду этого всеведения Божия должно воздерживаться не только от худых поступков, но и от худых помыслов, от внутренних движений злобы и нецеломудрия. Их не примечают люди, но знает Тот, пред очами Которого вся нага и объявлена (Евр. ΙV, 13).

12. Не возлюбит ненаказанный обличающих его, с мудрыми же не побеседует.

Идет речь о неблаговоспитанности. Она проявляется в том, что неблаговоспитанные (ненаказанные) терпеть не могут слушать обличение своего невежества и порочных склонностей от людей мудрых, и потому избегают общения с ними, не вступают в беседу с ними, предпочитая им общество льстецов и таких же легкомысленных и порочных, как и они сами.

13. Сердцу веселящуся лице цветет, в печалех же сущу (а когда печально), сетует.

По тесной связи души с телом, душевное состояние отражается на теле. Лицо есть зеркало души. Когда весело на сердце, тогда и лицо имеет цветущий, бодрый вид. Когда на сердце тяжесть, печаль, тогда и лицо сетует, — имеет вид недовольства и грусти.

14. Сердце правое ищет чувства, уста же ненаказанных уразумеют злая.

Сей стих допускает такое изложение: сердце людей благовоспитанных право, не испорчено. Обладая таким сердцем, они жаждут ведения (чувства) истины и добра, и потому уста их не изрекают ничего худого; от них не услышите ничего подобного тому, что привыкли произносить уста людей неблаговоспитанных (ненаказанных), у которых сердце испорчено и потому не ищет ведения истины и добра.

15. На всяко время очи злых приемлют злая (пристальны к злому), добрии же безмолвствуют (спокойны) присно.

Злые люди пристально, несытыми глазами смотрят на все, что обещает дать пищу их злому сердцу. Они ищут зла, ищут удовлетворения своих порочных страстей, и это искание бывает для них источником душевных тревог, — они не знают душевного мира, они испытывают постоянно душевную муку. Страсть потому и называется страстию, что вносит в душу страдания. Ничего подобного не испытывают люди добрые, — ревнители добродетели. Они отвращают очи свои от всего, что́ может возбуждать и питать в душе страсти, и потому присно безмолвствуют, постоянно бывают покойны. Совесть не упрекает их в беззакониях и дарит их миром душевным.

16. Лучше частица (доля) малая со страхом Господним, нежели сокровища велия без боязни.

Счастие отнюдь не заключается в обилии земных сокровищ. Лучше иметь небольшие средства жизни и пользоваться ими со страхом Божиим, с смиренным чувством зависимости от Бога и упованием на Его милость, чем обладать огромными сокровищами, но не иметь страха Божия, питать в себе уверенность, будто при обилии земных сокровищ можно обойтись без Бога. Богач, чуждый страха Божия, в случае обеднения, есть самое несчастное существо: он впадает в уныние, в отчаяние, — ему незнакомы утешения веры, доступные бедняку, имеющему страх Божий.

17. Лучше учреждение (угощение) от зелий с любовию и благодатию (благостию), нежели представление тельцев со враждою.

Хлебосольство имеет цену только в соединении с любовию. Поэтому лучше быть в гостях у бедного, если за столом его, состоящим из одних овощей, сидят люди искренно друг друга любящие и благожелательные, чем бывать на пиру у богатого, если за столом его, роскошным и сытным, соединены люди, скрывающие в сердце под личиною дружбы и учтивости вражду к хозяину и друг к другу.

18. Муж ярый устрояет брани, долготерпеливый же и будущую укрощает. Терпеливый муж угасит суды, нечестивый же воздвизает (их).

Здесь идет речь о пагубных последствиях гневливости в противоположность терпеливости. Гневливый заводит ссоры по маловажным причинам, — он придирается к словам, которые кажутся ему обидными намеками на него, хотя сказаны совсем не на его счет. Главною причиною гневливости служит крайне развитое самолюбие. Кто чужд самолюбия, тот никогда не увлекается порывами гнева, даже по справедливым причинам. Он терпелив и сдержан, и не только не начинает ссоры, но предотвращает угрожающую ссору, погашает в себе и других искру вражды, чтобы искра не раздулась в пламя. Во многих случаях он имел бы право преследовать обидчика судебным порядком; но он не любит судиться, спешит прекращать спор мировою, не делает из него судебного дела. Он поступает так не только по миролюбию, но и по благочестивому побуждению, боясь оскорбить враждою Бога мира и любви. Нечестивый, напротив, не только не избегает распрей, но еще затевает их и воздвизает суды, пользуется всяким удобным случаем, чтобы притянуть кого–нибудь к суду.

19. Путие праздных постлани тернием, мужественных же углаждени.

Ленивые люди терпеть не могут обременять себя трудами, и если возьмутся за какое дело, бросают его из опасения кажущихся для них непреодолимыми препятствий: они боятся запутаться в терниях на своем пути, т. е. попасть в безвыходное положение, и потому ничего не делают. Напротив люди мужественные, если примутся за какое дело, терпеливо доводят его до конца и при встрече с препятствиями на пути к своей цели, стараются всячески преодолеть их и достигают своей цели: путь их делается гладким, очищается от препятствий.


Виссарион (Нечаев), епископ Костромской и Галичский

https://predanie.ru/book/216411-tolkovanie-na-paremii-iz-knigi-pritchey/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 28 Марта 2023, 01:00:41 »


Богослужения пятой седмицы Великого поста. «Мариино стояние». Суббота Акафиста





Пятая седмица Великого поста занимает особое место среди седмиц Великого поста во многом благодаря четвергу Великого канона («Мариино стояние»). Кроме того, значимым днем является Суббота Акафиста


Содержание седмичных служб

Служба Великого канона в четверг 5-й седмицы является ярко выраженным покаянным богослужением. Песнопения четверга: Великий канон, кондак «Душе моя…», 24 стихиры на вечерне — в полноте раскрывают идею покаяния со всех ее сторон.

Песнопения Триоди остальных дней продолжают раскрывать идеи покаяния и ценности поста, характерные для предыдущих (1 – 3) седмиц Четыредесятницы. Например, вот такие характерные тропари трипеснцев:

«Ниневи́тяны спа́сл еси́ Го́споди Человеколю́бче, дре́вле пока́явшыяся, в пла́чи и посте́, я́ко благоутро́бен: на́с же ми́лостию Твое́ю уще́дри, недоуме́ющих де́лы испове́датися Тебе́» (понедельник, 8-я песнь, 1-й трипеснец, 3-й тропарь).

«Е́ва плене́на бы́сть плодо́м: ви́ждь ты́ душе́ моя́, не прельща́йся, а́ще приложи́т тебе́ зми́й когда́ совеща́яй, я́сти тебе́ сла́стныя плоды́» (вторник, 2-я песнь, 2-й трипеснец, 2-й тропарь).

   
Особенности богослужения в четверг 5-й седмицы

Служба Великого канона, которая в обиходе называется «Мариино стояние», совершается в четверг. Сам Великий канон читается на утрене, которая совершается в среду вечером. Если в среду или четверг случится Благовещение Пресвятой Богородицы или престольный праздник, служба Великого канона переносится на вторник.


Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородице

Акафист сложился  в 3 этапа в течение 200 лет: в VI веке была написана основа Акафиста, в VII веке добавлены воззвания «Радуйся…» в каждый икос по 12 фраз, в VIII веке составлен начальный кондак «Взбранной Воеводе…». Пение Акафиста сначала было приурочено к празднику Благовещения (по содержанию тема Акафиста – Боговоплощение) и изначально было связано с намерением воздать благодарность Богу и Богородице за победу в войне с персами в 1-й трети VII века. Впоследствии постепенно Акафист стали отделять от праздника 25 марта. Причем разные Уставы называли особые дни для Акафиста: 23 марта (Студийско-Алексиевский Типикон), вторник 6-й седмицы (Триодь из лавры святителя Афанасия) или за 5 дней до Благовещения (итальянская версия Студийского Устава). Однако уже в X–XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях (после XII в.).

Есть объяснение, что закрепление Акафиста за 5-й субботой поста произошло уже после того, как в четверг стали совершать службу Великого канона. Обе службы объединяет их историческая связь с Константинополем: служба Великого канона связана с памятью о землетрясении, Акафист – с избавлением от персов.


Источник
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!