Русская беседа
 
29 Марта 2024, 06:15:01  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Пяток Пятой Седмицы Великого Поста  (Прочитано 3421 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 10 Апреля 2008, 15:18:34 »

ПЯТОК 5-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Песнми неусыпными благодарственно Град в бранех бодрую поет Предстательницу.


Похвала Богоматери

В пятницу вечером совершается торжественная служба Похвалы Пресвятой Богородицы. На ней поется Акафист Божией Матери, разделенный на четыре части. Исторически этот праздник связан с защитой Константинополя, когда греки, предстательством Богородицы, одержали победу над агарянами.

Об акафисте Пресвятой Богородице

Слово «акафист» (от греч. «имнос акафистос» – букв. «гимн, при исполнении которого нельзя сидеть», в церк.-слав. переводе – «неседален») имеет два связанных между собой значения:

1) торжественное песнопение «Акафист ко Пресвятой Богородице», исполняемое на утрени праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, который отмечается Церковью в субботу 5-й седмицы Великого Поста;

2) особый жанр церковных песнопений, содержанием которого является восхваление Господа, Богоматери и святых, форма же определена «Акафистом ко Пресвятой Богородице».

В конце V – первой половине VI века византийская гимнография обогащается новым церковно-поэтическим жанром – кондаком, который представляет собой многострофный гимн, содержащий обычно от 18 до 30 строф (икосов), одинаковых по числу стихов и по ритмической организации соответствующих стихов. В начале кондака помещалась вводная строфа, именуемая «кукулием», или «проимием», отличная от последующих икосов своей метрической и мелодической структурой, но объединенная с ними единым рефреном. Дальнейшие строфы кондака имеют совершенно единообразную в пределах каждого отдельного гимна структуру и единый рефрент, своим ритмичным возвращением четко членящий целое на равные отрезки. Последняя строфа содержит молитвенное обращение к воспеваемому лицу. Икосы обычно связываются акростихом. Исполнялся кондак таким образом, что кукулий и все строфы пел солист, тогда как рефрент – хор или народ.

Появление и одновременно расцвет кондаков связывается с именем святого Романа Сладкопевца – талантливейшего христианского песнописца первой половины VI века. Уроженец западносирийского города Эмеса святой Роман сумел соединить в зрелой и органичной форме кондака традиции эллинской ритмически организованной гомилетической прозы, с одной стороны, с традициями ветхозаветной и сирийской христианской поэзии, с другой. По сообщению Менология императора Василия II, после чудесного побуждения к творчеству, последовавшего во время явления ему во сне Пресвятой Богородицы, Сладкопевец написал около тысячи кондаков на все праздники и на дни памяти знаменитых святых (в настоящее время сохранилось около 85).

«Акафист ко Пресвятой Богородице» является разновидностью кондака в первоначальном значении последнего термина. В нем 24 строфы (не считая кукулия), составляющих в акростихе греческий алфавит. Двенадцать из них (большие) сохранили название «икосы», другие двенадцать (меньшие) стали именоваться «кондаками» (третье значение данного слова или, во всяком случае, особое внутри второго, если руководствоваться формальными признаками). Вслед за кукулием эти строфы последовательно чередуются, причем икосы оканчиваются рефрентом «Радуйся Невесто Неневестная», а кондаки рефрентом «Аллилуйя». В кондаках, до седьмого, преобладает содержание историческое, затем – догматическое. Икосы состоят из двух неравных частей: повествовательной и прославительной. После первой из них, очерчивающей определенный момент священной истории, догматического вероучения или образа Пресвятой Богородицы, следуют связанные с этой частью многосложные именования Божией Матери, вводимые приветственным обращением «хере» (радуйся). Число таких херетизмов неизменно – кроме рефрена шесть пар, объединенных изосиллабическим тождеством, синтаксическим параллелизмом, обильными созвучиями и даже регулярной стиховой рифмой.

Херетизмы являются характеристической чертой акафистного жанра, одна из функций которого заключается именно в том, чтобы представить в отчетливых и возвышенных образах-употреблениях значение тех или иных событий Священной или церковной истории, сохранить догматическую правильность их понимания. Не следует забывать, что столь решительно возобладавшая именно в Акафисте концентрическая структура употреблений (то есть такая, когда они располагаются вокруг одного центрального лица или понятия) восходит к Священному Писанию Нового Завета. Достаточно назвать цикл притч 8-й главы Евангелия от Матфея, где Царство Небесное последовательно уподобляется человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; зерну горчичному; закваске; сокровищу, скрытому в поле; купцу, ищущему хороших жемчужин; неводу, закинутому в море (стихи 24, 31, 33, 44, 45, 47). Также и святоотеческая экзегетика, систематически настаивающая на единстве смысла для огромного ряда символов (когда, например, все ветхозаветные образы невинной жертвы прообразуют Крестные Страдания Спасителя), стимулировала развитие формальной структуры концентрических уподоблений, которая столь последовательно осуществилась в Великом Акафисте, где Пресвятой Богородице придано в общей сложности 145 уподоблений.

http://www.pravoslavie.ru/put/040326115813


« Последнее редактирование: 08 Апреля 2023, 21:23:29 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 04 Апреля 2014, 10:35:32 »

Бог усмотрит

Слово протоиерея Александра Шаргунова на литургии Преждеосвященных Даров в пятницу 5-й седмицы



«Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя», — молились мы позавчера двадцатью четырьмя покаянными стихирами. Вся Церковь, говорят святые отцы, есть Церковь кающихся и Церковь погибающих. Мы все уже спасены — Церковь исповедует эту тайну, — и в то же время все мы погибаем. И цена нашего спасения должна быть пережита нами на той глубине, на какой она была явлена Самим Спасителем.

Сегодняшняя наша беседа — о святом пророке Аврааме. Чтение о нем продолжалось за всеми богослужениями этой седмицы. Но о самом главном событии мы слышали сегодня. О том непостижимом и страшном, что произошло с ним после долгого испытания его верности Божиим обетованиям и после их исполнения — рождения возлюбленного сына Исаака. Совершается высшее испытание веры Авраама. В его принесении в жертву Исаака, сына обетования, говорят нам святые отцы, уже прообразуется Голгофа.

Эта жертва Авраама должна и нам напоминать о нашей жизни, должна каждого из нас подвергать испытанию, насколько глубока наша вера и верность Богу. Ибо и для нас придет час, когда Божии пути будут не нашими путями. И ответ человека, верного своему Богу, будет для нас непонятен. Кто может, в самом деле, это понять, что так подобало пострадать и войти в славу Христу — истинному, как говорят святые отцы, Исааку. Потому это и есть испытание, которое превосходит наше разумение, — испытание веры.

«И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама», — слышим мы в книге Бытия. То есть испытывал его на крепость веры. «И сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я». Единственный ответ человека, который всегда слушает Бога и готов к послушанию Ему. «Бог сказал», — постараемся осознать, что в этих словах Бога присутствует Божия любовь. И в будущем Господь хочет как бы опереться на то, что Он заповедует Аврааму. «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, сына обетования и старости твоей — у тебя нет никого, кроме него, и в нем все твое потомство — этого ребенка, которого ты так любишь, Исаака, имя которого ты произносишь с таким радостным изумлением, и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».

Снова нам открывается будущее. Даже Авраам не знает, куда он должен идти, чтобы пострадать и принести жертву. Он знает только, что это одна из гор, о которой Бог скажет ему. За Исааком, сыном обетования, стоит Тот, Кто будет его потомством — Господь наш Иисус Христос и чада обетования, которыми являемся мы. И гора Мориа расположена там, где будет построен Иерусалимский храм, рядом с Гефсиманией и Голгофой.

Превосходящее всякое разумение Слово Божие поражает Авраама в самое сердце. Испытание Авраама — не просто, как говорят, испытание двойной верности, потому что в отношениях с Богом может быть только одна верность. Но он переживает раздирание между Богом, Который с ним говорит, и своей отцовской любовью к сыну. Мы знаем, историки скажут нам, что во времена Авраама не было столь необычным приносить в жертву своих перворожденных. Среди раскопок до сих пор находят скелеты детей, принесенных в жертву Ваалу. Но эти человеческие жертвоприношения были сатанинскими. Они исходили от «человеконенавистника и человекоубийцы от начала». А здесь перворожденный сын, данный Самим Богом, — тот, на ком сосредоточена надежда всего человечества, и от которого должен родиться Мессия Христос, чтобы разрушить в мире дела диавола Своею жертвенной, крестной, самоотдающей любовью. Поэтому у Авраама здесь не просто выбор между Богом, Который говорит с ним, и собственным возлюбленным единородным сыном. Здесь присутствует ужас и мрак — больший, чем когда по исхождении из Ура Халдейского, после жертвоприношения по повелению Божию животных, при захождении солнца Бог говорил с Авраамом и заключил с ним завет. То же Божие слово, которое торжественно провозгласило, что он будет отцом потомства более многочисленного, чем звезды небесные, повелевает ему теперь принести в жертву Исаака.

Бог не хочет, чтобы мы привыкали к дарам, которые мы получили от Него. И в особенности к высшему дару благодати — к нашему усыновлению Богу. Подобно Исааку, мы — «чада обетования», мы дети Божии по благодати. Разве может Бог разрушать то, что Он созидает в Своих отношениях с человеком? Но надо чтобы Аврааму открылось на подлинной глубине, что значит отцовство, которое он получил. Бог хочет, чтобы он воспринял свое чадо — чадо по плоти — во имя Божие, как бы в ином уже родстве, в самом высшем, с Богом соединенном. «Что ты имеешь, что бы ни получил», — мы помним это слово Писания, обращенное к каждому из нас. Не привыкать к дару Господню должен человек, но возвращать его снова в руки Божии. И снова принимать его в каждое мгновение своей жизни, принимать этот самый дар из рук Господних.

Существует опасность для нас уподобиться старшему сыну из евангельской притчи о блудном сыне, который перестал ценить свое счастье быть всегда с отцом. В чем величие Авраама? В том, что он не выбирает между послушанием Богу и отцовской любовью к своему сыну, не запутывается в неразрешимых никаким естественным разумом противоречиях. Его подвиг — во всецелом послушании Богу, он предает себя до конца Ему. До сих пор он делал то, что от него зависело, а теперь дело превосходит его силы. Только Бог может найти выход в этом страшном тупике ценою чуда. И Авраам вверяет судьбу своего сына и свою собственную судьбу Богу. Вот что такое послушание веры, о котором говорит апостол Павел. Благодаря этому послушанию может осуществиться замысел Божий о спасении рода человеческого.

И мы читаем в Книге Бытия: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего», — обратите внимание, все совершается просто, почти буднично, в то время как происходят более чем чрезвычайные события, — «взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог». Во всем он поступает так, как сказал ему Бог. «На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам». И далее следует описание события, превосходящее всякое описание. Этот старец идет вместе со своим юным сыном. «И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего». Как не увидеть тут Христа, идущего к Голгофе со Своим Крестом, говорят святые отцы. И далее Авраам «взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой». Смотрите, какой непосредственный, простой разговор, — отец мой! Он отвечает: «Вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» И мы знаем ответ Авраама, ответ человека, у которого нет колебания в выборе, что ему делать, но который все предает в руки Божии, Авраам сказал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой».

Мы слышим предельное слово веры, которое говорит нам, что значит быть верующими людьми, быть чадами Авраама, принадлежать его роду. Что значит быть причастниками Креста Христова, что значит носить на себе Крест Христов. Апостол Павел пишет в Послании к Евреям: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11, 17—19). Вот значение этих слов  «Бог усмотрит». И он получил его в предзнаменование, говорит апостол. То есть это было прообразом согласно святоотеческому учению Православной Церкви. Спасение Исаака прообразовало Крестные Страдания и Воскресение Христово.

«Бог усмотрит Себе агнца, сын мой». Мы не знаем, о чем в подробностях беседовал со Своими учениками Воскресший Христос, когда шел с ними по дороге в Эммаус. Но совершенно ясно, что Он упоминал и о жертве Исаака, потому что она относится непосредственно к нашему Господу. И когда апостол Петр говорит о Страданиях и Славе Христовой как о наших страданиях и славе, мы понимаем, что в случае с Исааком речь идет и о нашей жизни. И когда апостол Павел пишет в Послании к Римлянам, что вера Авраама вменилась ему в праведность, он добавляет: «А, впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам». Вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Который предан за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего. Вот долгота, широта, высота и глубина Креста Христова, и наше участие в жертве Авраама верою.

Господь наш Иисус Христос был предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Но все в этих страшных, исполненных ужаса и мрака событиях начинается и кончается радостью. Сам Господь говорит об этом: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой. И увидел, и возрадовался». Святые отцы сравнивают это его «возрадовался» с радостью Пресвятой Девы Марии, когда Она встречает святую праведную Елисавету, с ее радостью от присутствия Божия: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем». И радостью апостола Петра, оттого что, как говорит он, обращаясь к нам: «Не видя Господа, вы любите Его».

Авраам увидел издалека, через то, что произошло с его сыном Исааком, день Господень, день Его Воскресения. Он видел его и раньше, в чудесном рождении Исаака, которое вызвало у него радость и смех, святой смех. Имя Исаак значит смех. Это есть тайна будущего века, говорят святые отцы, то есть полнота радости. Ибо Христос — истинное обетование, данное ему Богом. Истинная причина его радости. Он возрадовался, увидев день Христов, день Его Крестных страданий и славы.

Святые отцы говорят о нашей христианской жизни, что мы одновременно уже дома, но еще в пути. Поистине, нам дано уже знать, что такое жизнь будущего века, Христова благодать. Но мы только идем к этой будущей жизни. Мы возрадовались, увидев день Господень, «Воскресение Христово видевши». Но одновременно мы видим этот день только издалека.

С самого начала истории Спасения человечество жило ожиданием Сына Обетования. Мы уже знаем Его, и в то же время еще ждем Его во Втором и Славном Его Пришествии. Все обещано нам, и все уже Господь совершил. И мы должны возлагать на Него все наши скорби, весь путь, который нам предстоит пройти.

Размышляя о том, что говорит об Аврааме Книга Бытия, невольно вспоминаются слова апостола Павла: «Если Бог за нас, то кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил». А сына Авраама, добавим мы, пощадил. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» Вот твердый и несокрушимый камень нашей христианской надежды: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас — как с Ним не дарует нам и всего?» Бог побеждается Своею верностью. Эта верность — Он Сам, Его естество. Он не может быть другим, потому что Он есть Любовь. Он истинен и верен. Вслед за Исааком грядет Тот, с Кем Бог Отец заключил вечный завет, Тот, Кто будет Богом, и одновременно будет принадлежать нашему человеческому роду.

Христос — истинный духовный Исаак, Христос посреди нас. Через Него нам дается всякая жизнь. «Верующий в Меня, имеет Жизнь Вечную», — говорит Он. Но Он еще не явился нам в полноте. Мы — чада Божии, но мы еще не видим Его во всей Славе. Только в будущей жизни мы увидим Его, как говорит апостол Иоанн Богослов, таким, каков Он есть, лицом к лицу.

В конце 22 главы Книги Бытия, когда Авраам возвел очи свои и увидел агнца, запутавшегося в чаще рогами своими, и принес его во всесожжение вместо своего сына, мы слышим его слова: «Господь усмотрит. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы, на горе Господней, усмотрится». И чтобы эта история Авраама, отца нашего, не просто была прочитана нами, как очередное ветхозаветное чтение, которое полагается слышать Великим постом, а чтобы она продолжилась в нас, — мы должны не просто нашими словами, но и всей нашей жизнью свидетельствовать, что значит этот непостижимый дар веры, который мы получили от Бога.

Мы очень плохо ценим то, что нам дано веровать. Столько людей в мире погибают без веры, столько в мире бед и несчастий! Но все несчастья и беды, вместе взятые, ничто не значат по сравнению с тем, чтобы быть лишенными веры. Эта вера очень дорого стоит, и мы должны страшиться, чтобы она не стала колеблющейся, как говорят святые отцы, перестав жить надеждой. Когда уныние в нашей жизни — это значит, что нет у нас надежды. И о какой любви можем мы говорить? Мы не знаем, какие еще испытания, какие потрясения истории, и какие личные скорби нас ждут впереди. Но Церковь наша всем сонмом древних и новых святых, всем сонмом новых мучеников и исповедников Российских, всеми наследниками Авраама, убеждает нас быть готовыми все на свете оставить и все потерять, ради того, чтобы сохранить свободу быть верующими людьми, быть Божиими людьми, Христовыми.

Наша жизнь нам не принадлежит. Она принадлежит Слову Божию, воле Божией, замыслу Божию о нас, бесконечно превосходящему всякое человеческое ведение. Все, что не является недвижимым камнем этой веры, мы должны быть готовы, подобно Аврааму, оставить, если потребует это Господь. Это значит, что речь идет о том, чтобы нам жить не больше и не меньше, чем по Слову Божию, по Евангелию. Как Бог говорит с нами, так мы и должны жить. Не больше, чем по Евангелию. «Да будет слово ваше да – да, нет – нет, а что сверх этого, то от лукавого». И не меньше, чем по Евангелию. Ничего, ни одной йоты не опустить из всего, что дано нам в Евангелии, и Предании, которое свято хранится Церковью. Никто, кем бы он ни был, никакая группа людей не имеет власти сказать: вот это новое — то, чего раньше не было, а вот то, что устарело, вот то, что сегодня уже не имеет значения, а вот то, что по-прежнему ценно. Вот этот подвижник святой, он принадлежит Церкви, со всею своею святостью, а этот не принадлежит. Но чтобы быть способными нам воспринимать Слово Божие, мудрствовать вместе с Церковью, не преувеличивая ничего и не преуменьшая, нам нужна вера Авраама, идущая до глубины тайны «Бог усмотрит», готовая пожертвовать самым дорогим, что есть у нас, с уверенностью, что «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее». И что «любящему Бога все содействует во благо».

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2014/04/04/bog_usmotrit/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 12 Апреля 2019, 00:47:33 »


Толкования на ветхозаветные чтения пятницы Пятой Седмицы Великого Поста


Книга Притчей Соломоновых, 17

17 На всяко время друг да будет тебе, братия же в нуждах полезни да будут: сего бо ради раждаются.
18 Муж безумен плещет и радуется себе, якоже поручаяйся испоручит друга своего, на своих же устнах огнь сокровишствует.
19 Грехолюбец радуется сваром, а жестокосердый не усрящет благих.
20 Муж удобопреложный языком впадет во злая: сердце же безумнаго болезнь стяжавшему е.
21 Не веселится отец о сыне ненаказаннем: сын же мудр веселит матерь свою.
22 Сердце веселящеся благоиметися творит: мужу же печальну засышут кости.
23 Приемлющему дары неправедно в недра не предуспевают путие: нечестивый же укланяет пути правды.
24 Лице разумно мужа премудра, очи же безумнаго на концех земли.
25 Гнев отцу сын безумен, и болезнь рождшей его.
26 Тщеты творити мужу праведну не добро, ниже преподобно наветовати властем праведным.
27 Иже щадит глагол произнести жесток, разумен: долготерпеливый же муж премудр, лучше ищущаго науки.
28 Несмысленному вопросившу о мудрости, мудрость вменится: нема же кто себе творит, возмнится разумен быти.

Гл.18

1 Вины ищет муж хотя отлучитися от другов, на всяко же время поносимь будет.
2 Не требует премудрости муж скудоумен, зане паче водится безумием.
3 Егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит: находит же ему безчестие и поношение.
4 Вода глубока слово в сердцы мужа, река же изскачущи и источник жизни.
5 Чудитися лицу нечестиваго не добро, ниже преподобно укланяти праведное на суде.



Святитель Иоанн Златоуст. Толкования на Притчи Соломона


Святитель Иоанн Златоуст


Глава XVII

«На всякое время друг да будет тебе» (Притч. 17:17), то есть, он нужен не только в радости, но и в скорби, не только в счастливых, но в трудных обстоятельствах, и при этих последних более, чем при тех. Или то говорит: если хочешь иметь друзей, то приобретай таких, чтобы оставались (друзьями) во всякое время. «Братия же в нуждах полезни да будут, сего бо ради раждаются». Не за одно родное родство нужно ценить брата, но и за благодеяния, за поведение и многочисленные услуги. «Сего бо ради раждаются», чтобы принимать участие в твоем несчастии, так что не делающий этого не достоин такого названия. Общники одной душевной жизни помогают нуждам близкого им.

Притч. 17:18. Муж безумен плещет и радуется себе, якоже поручаяйся испоручит друга своего.

    Радующийся за другого радуется о себе самом; судью делает более суровым. Тем более ручающийся. Видишь? Не просто сказал, а — за своих друзей, не врагов. Почему (так) требуется? Еще не были способны слышать, что должно любить врагов. Чтобы не было нарушения закона, дело это измеряет дружбой.

Притч. 17:19. Жестокосердый не усрящет благих.

Почему? Как имеющий прикрывать свои бедствия. «Муж удобопреложный языком впадет в злая» (Притч. 17:20). Худо быть не твердым и не постоянным. «Не веселится отец о сыне ненаказаннем» (Притч. 17:21). Как это? Не видим ли многих радующихся? Нет. Это не дело природы. Природа — ничто (Οὐδεν ἄρα φύσις), а мудрость. Если сын не веселит, то, очевидно, потому, что не имеет мудрости; а разумный веселит, но это дело не природы.

Притч. 17:22. Сердце веселящееся благоиметися творит.

   Большое прилагает попечение об этом, так как уныние составляет зло. «Приемлющему дары неправедно в недра, не преуспевают путие» (Притч. 17:23). Если кто принимает в сердце неправедные мысли, то пути его не бывают успешны. «Дарами» назвал [здесь] страстные и самые постыдные мысли, внушаемые нам демонами.

Притч. 17:24. Лице разумно мужа премудра, очи же безумнаго на концах земли.

Видишь, как в том указывает сосредоточение мысли, а в этом - рассеянность, ротозейство, любопытство ко всему? Или (говорит то), что тот смотрит разумно, а этот, не довольствуясь тем, что у него под ногами, всюду блуждает мыслями. Не для того мы имеем глаза, чтобы обращать на худые дела (σώμασιν), а чтобы обуздывать их, чтобы полагать им предел и меру. «На концах земли» или на крайнем непотребстве.

Притч. 17:26. Тщеты творити мужу праведну не добро.

    Поелику они (т. е., праведные) особенно это терпят; а другим (не оказывается) справедливости; неправеднаго же нужно наказывать и очень. «Ниже преподобно наветовати властем праведным». И владетель может быть праведным. «Иже щадит глагол произнести жесток, разумен» (Притч. 17:27). Глаголом жестоким назвал мысль, возбуждающую гнев, и слово, располагающее к этому. «Несмысленному, вопросившу о мудрости, мудрость вменится» (Притч. 17:28). Когда неученый и несведущий спрашивает о мудрых словах или предметах, то считается мудрым, хотя был бы непонимающим вследствие невежества. Этого недостаточно, чтобы ему была приписана мудрость.


Глава ХVIII.


Притч. 18:4.
Вода глубока слово в сердце мужа: река же изскачущая и источник жизни.

    «Глубока» или многая, и может часто произвести и реки вместо одной; или то говорит, что хранятся и содержатся в глубине. Как неизмерима вода, так необъятно слово в сердце человека, живущего по воле Божией. А «словом» называет знание. Таковой слушает слова Иисуса: будет в сердце его «источник воды текущия [в живот вечный]» (Ин. 4:14). «Изскачущая» или обильно изливающаяся, орошающая окружающее и возбуждающая к плодоношению. «Чудится лицу нечестиваго не добро» (Притч. 18:5), хотя бы имел важное звание я прикрывал правду красноречием. Удивляется лицу нечестивого и тот, кто допускает злобу, присущую диаволу.


***


А.П. Лопухин. Толковая Библия. Книга Притчей Соломоновых

В ст. 17 высказывается добытая опытом жизни всего человечества истина, у классиков выраженная в изречении: amicus certus in re incerta cernitor; то же гласит и соответствующая арабская поговорка. Ст. 18 повторяет отрицательное суждение Премудрого о поручительстве, ср. VI:1-5; XI:15. В ст. 19 сварливость и высокомерие представляются источником греха и осуждения (ср. Сир XXVIII:9). Для ст. 20 ср. Притч VI:14.

21-26. Группа притчей разнообразного содержания начинается часто повторяемой у Премудрого мыслью о том, что дети - или источник радости или причина великих огорчений для родителей (ст. 21, сн. X:1; XV:26; XXIII:24). Ст. 22 говорит о несомненном влиянии веселого или подавленного настроения духа человека на его тело (ср. XV:13). Ст. 23 - о подкупе в суде (ср. XXI:14). В ст. 24 противополагаются друг другу сосредоточенное изучение предмета разумным (ср. IV:25) и рассеянное блуждание глупца по разнообразным отдаленным предметам. Ст. 25 сн. ст. 21 и X:1. Ст. 26 осуждает противодействие злых людей праведным и вельможам или властям, как представителям законности.

27-28. Похвала умеренному употреблению дара слова. Ст. 27 напоминает X:19 (сн. Иак I:19). Мысль ст. 27 о том, что молчание - верное средство прослыть мудрым, даже и для глупца, - встречается напр., в Иов XIII:5.

Гл.18

1-5. Осуждается эгоистическая замкнутость своенравного человека, лишающая его возможности услышать и осуществить какой-либо полезный совет (ст. 1-2), с замечанием о посрамлении нечестия вообще (ст. 3). Затем устанавливается глубокий взгляд на внутреннюю природу человеческой речи, преимущественно человека мудрого: речь его, прежде произнесения, слагается в глубине души его, подобно сокрытой в недрах земли, воде: глубина и обдуманность содержания, обилие ценных мыслей и животворность речи мудрого - таковы пункты сравнения ее с ключевой водой (ст. 4. Сн. XX:5; Еккл VII:24). Из отдельных сентенций здесь, прежде всего, осуждается всякое лицеприятие на суде (ст. 5): устранить это зло ставил своею целью среди Израиля библейского еще Моисей (Лев XIX:15; Втор X:17).


http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolkovanija-na-pritchi-solomona/#0_12
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/solomon/txt14.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 31 Марта 2023, 01:30:10 »


Толкования на ветхозаветные чтения





Книга Притчей Соломоновых, 17

В пяток пятой седмицы Великого поста. (Притч. ΧVII, 17–28; ΧVIΙΙ, 1–5).


Гл. XVII, 17. Братия в нуждах полезни да будут, сего бо ради раждаются.

Братья родные — естественные друзья. Друга трудно найти, но брат — готовый друг с самого детства. Поэтому в случае нужд, — т. е. затруднительных обстоятельств, — гораздо лучше обращаться к помощи брата, чем друга. Друг не обязан помогать нам материальными средствами, — друзей соединяет одна нравственная связь, — но на родных братьях лежит эта обязанность, — на то они и родные, на то они и рождаются от одного отца с матерью, чтобы разделить с родителями заботы их о детях, а по смерти родителей заменить их в этих заботах. «Кто о своих, особенно о домашних не печется, тот отрекся веры и хуже неверного» (1 Тимоф. V, 8 ). Соединяющая братьев единокровность дает право одним братьям пользоваться услугами других всегда, — особенно в нуждах, и от родного не так тяжело принять эти услуги, как от чужого. И как благотворна взаимная друг другу помощь братьев! «Брат от брата помогаем, яко град тверд и высок» (Притч. ΧVIΙΙ, 19), т. е. положение их безопасно, как неприступная крепость.

18. Муж безумен (малоумный) плещет и радуется себе (о себе), якоже (когда) поручаяйся испоручит (ручается за) друга своего, на своих же устнах огнь сокровиществует (собирает).

По дружбе иной с целию помочь своему другу в нужде, берет на себя посредничество между им и заимодавцем, дает честное слово последнему уплатить ему долг своего друга в случае его неустойки, — ручается за него и радуется, если ручательство его принято. Но радость его преждевременна. Хорошо, если друг его, за которого он поручился, окажется исправным плательщиком и не доведет своего поручителя до необходимости расплачиваться за него. В противном случае поручитель в своих устах огонь собирает. Легко произнести своими устами ручательство, легко сказать: даю честное слово за друга моего, — но не всегда легко исполнить это слово, — а не исполнивший данное слово, своими устами накликал на себя беду, должен испытать душевную муку, столь же болезненную, как если бы его жгли огнем.

19. Грехолюбец радуется сваром, а жестокосердый не усрящет благих (не найдет добра).

Радоваться сварам, значит находить удовольствие в ссорах, — в том, чтобы заводить ссоры, подбивать к ним других, принимать в них участие. Грехолюбец, которому свойственно это преступное удовольствие, поистине есть жестокосердый человек; но жестокосердый не найдет добра: раздор и брань никогда не доведут до добра, — они раздражают оскорбляемых против оскорбляющих и подвергают последних оскорблениям не менее тяжким, как и те, какие они сами наносят другим.

20. Муж удобопреложный (изменчивый) языком впадет в злая. Сердце же безумнаго болезнь (горе) стяжавшему е́ (имеющему его).

Изменчивый своим языком, значит неверный своему слову, вероломный, также лицемерный, хвалящий вас в глаза, а за глаза порицающий, — также об одном и том же дающий противоположные отзывы, сегодня утверждает он то, что завтра будет отрицать. Такой человек впадет в злая, т. е., в беду. Он обыкновенно подвергается суровому обличению за свое двоедушие, навлекает на себя со всех сторон негодование и презрение. Обличаемая Премудрым изменчивость языком может происходить не от злонамеренности, а только от легкомыслия. Легкомысленному всего лучше молчать в сознании своего духовного убожества; но он чужд этого сознания и дает волю своему языку, — что у него на уме, то и на языке. Последствия легкомысленного употребления языка, естественно, причиняют горе сердцу легкомысленного: сердце легкомысленного — болезнь имеющему его. Он, конечно, по своему неразумию, не предвидит этой болезни, этих горьких для его сердца последствий, — и чем они неожиданнее, тем они горчае для него.

21. Не веселится отец о сыне ненаказаннем, сын же мудр веселит матерь свою.

Сын ненаказанный, — это или совсем ничему не обученный, ни в чем не наставленный по небрежности родителей, или не усвоивший себе уроков мудрости, ему преподанных. В обоих случаях он ведет себя так, что поведением своим только огорчает отца и матерь. Но ничто столько не радует их, как видеть в своем сыне мудрость в соединении с благочестием, — плод доброго воспитания, даннаго ему родителями (сл. X, 1).

22. Сердце веселящееся благоиметися творит (благоприятствует здоровью), мужу же печальну засышут кости.

По тесной связи души с телом душевное состояние может быть благоприятно или вредно для здоровья. Благодушие, мирное, радостное настроение духа благоприятствует здоровью и в случае болезни помогает выздоровлению. Напротив, уныние сушит кости. Уныние обыкновенно соединяется с отвращением от пищи; вследствие этого мозг в костях лишается надлежащего питания, отчего сила телесная ослабевает.

23. Приемлющему дары неправедно в недра не предуспевают путие, нечестивый же уклоняет (уклоняется от) пути правды.

Идет речь о неправедном судье. Он приемлет подарки неправедно, т. е. дает себя подкупать для совершения неправды, и прячет полученные подарки в пазуху с целию быть незамечену сторонними свидетелями. Но напрасно он мечтает разжиться путями неправды, — эти пути не предуспевают, не споспешествуют его благополучию, — неправедно нажитое непрочно. И видит это неправедный судья, но не вразумляется, не отстает от привычки творить неправду, по- прежнему уклоняется от пути правды. Причиною тому — нечестие. Он Бога не боится, суда Его не страшится и под влиянием нечестия творить неправду сделалось его потребностию, обратилось в непобедимую привычку.

24. Лице разумно (умно у) мужа премудра, очи же безумнаго (глупого) на концах земли.

Ум и глупость отражаются на лице. У человека умного и лице умное, ум светится в его глазах, взор у него сосредоточенный. По всему видно, что душа его занята размышлением. Не таковы глаза глупого: он смотрит рассеянно, глаза его блуждают по сторонам, — по всем концам земли; по всему видно, что в душе его царит пустота, ни о чем серьезно он не думает, ни на чем не останавливает надлежащего внимания.

25. Гнев отцу сын безумный и болезнь рождшей его.

Отцу и матери свойственно, по самой природе, любить детей. Но чем больше они любят их, тем прискорбнее для них поведение глупых, легкомысленных, и, по легкомыслию, порочных детей. Оно возбуждает в родителях негодование и боль в сердцах их.

26. Тщеты творити (вредить) мужу праведну не добро, ниже преподобно (непристойно) наветовати властем праведным.

Распространению пороков и беззаконий противодействуют люди праведные силою нравственною, силою слова и примера, — начальники справедливые — силою власти, которая затем и существует, чтобы обуздывать зло и защищать граждан от злых людей. В том и другом виде противодействие злу, конечно, неприятно злым людям: вместо того, чтобы смириться и раскаяться, они только злятся на своих обличителей и судей, стараются вредить им своими кознями (наветами), злоумышляя даже на их жизнь. Так поступать, без сомнения, не добро и не преподобно, — нечестно.

27. Иже щадит (остерегается) глагол произнести жесток, разумен. Долготерпеливый же муж премудр, лучше ищущаго науки.

Заповедуется терпение и самообладание в обращении с людьми невежественными, грубыми и дерзкими. Трудно удержаться от того, чтобы на их грубые и невежественные выходки тотчас же не отвечать выражением негодования, не произнести жестокого глагола против них, с целию обуздать их. Но увлекаться в сем случае порывами негодования было бы неблагоразумно. Муж благоразумный не отказывается от обличения и вразумления людей грубых и дерзких, но в тоже время он долготерпелив. Он умеет вовремя смолчать и дожидается благоприятного случая для вразумления их, именно когда и сам будет спокоен и в них заметит некоторые признаки приемлемости к его словам. Поступая так, он поступает лучше ищущего науки, лучше того, кто, в порыве негодования, спешит проучить невежду и дерзкого. Кто действует с такою поспешностию, тот только озлобит невежду и грубияна, даст ему повод к новым дерзостям, да и себя еще пуще расстроит, — и следственно ни ему, ни себе не принесет пользы.

28. Несмысленному, вопросившему о мудрости, мудрость вменится. Нема же кто себе творит, возмнится разумен быти.

Похваляется скромность в слове и молчаливость. Скромность в слове есть такое достоинство, что если несмысленный, вместо того, чтобы развязно говорить, чего хорошенько не понимает, смиренно будет просить у мудрых вразумления, то за самое это прошение сочтут его мудрым. Равно и молчаливость сочтут за признак разумности, если молчаливый, сознавая свое духовное убожество, будет нема себе творити, т. е. тщательно будет хранить свои уста, чтобы не сказать глупости, и только будет прислушиваться к умным речам.

Гл. XVIII, 1. Вины (предлогов) ищет муж хотя отлучитися от другов, на всякое же время поносимь будет.

Случается, что иной завел себе друзей. Сначала он живет с ними душа в душу, но затем мало–помалу охладевает к ним и решается прекратить связь с ними. Но как это сделать? Сказать им прямо, что он не чувствует прежнего расположения к ним и за грех почитает считать своими друзьями тех, которые ему надоели, — он не решается из опасения или огорчить их, или себя уронить в их глазах, — и начинает хитрить пред ними, придумывать разные предлоги для оправдания своего нежелания продолжать с ними дружбу. Этот недостаток прямоты и откровенности навлекает на него с их стороны справедливое негодование, — они делаются его врагами и во всякое время поносят его, не за то, что оказался неверным другом, а за его нечестность при расставании с ними, за те несправедливые предлоги, какие он придумывал, чтобы отделаться от них.

2. Не требует премудрости муж скудоумен, зане паче водится безумием.

Люди скудоумные не всегда сознают свое скудоумие и пренебрегают советами и руководством людей мудрых, в уверенности, что они лучше всякого понимают, как устроить свое положение, как поступить в том или другом случае. Но на самом деле они ничего не понимают и водятся безумием, — т. е. следуют крайне невежественному образу мыслей и оттого впадают в непоправимые ошибки.

3. Егда приидет нечестивый во глубину зол, не радит: находит же (за то приходит) ему бесчестие и поношение.

Нечестивый, дошедши до крайней степени нечестия, нерадит о своем нравственном состоянии, не заботится о возвращении на путь истины или потому, что совесть заглушена в нем привычкою к грехам и перестала обличать его, или по отчаянию в милосердии Божием. Положение его поистине самое жалкое, тем паче, что оно навлекает на него бесчестие и укоризны со стороны ближних. Но пришедший в глубину зол, конечно, нерадит о сем бесчестии: он не дорожит своею честию, не старается заслужить доброе мнение о нем ближних.

4. Вода глубока слово в сердце мужа, река же изскачущая и источник жизни.

Похваляется речь мудрого мужа. Прежде чем она будет произнесена, она слагается в глубине души его и в этом отношении походит на глубокую воду, — на воду, глубоко скрывающуюся в недрах земли. Это речь обдуманная в противоположность словам легкомысленным, слетающим с языка опрометчиво, без предварительного размышления. Далее, речь мудрого обильна, — обилует не столько словами, сколько назидательными мыслями и чувствами, и в этом отношении похожа на реку, питаемую неистощимыми родниками и никогда не иссякающую. Наконец, речь мудрого животворна, — она также благотворно действует на душу слушающего, как благотворна для тела ключевая вода (источник жизни), утоляющая жажду, освежающая и укрепляющая человека, утомленного и ослабевшего от зноя и тяжелой работы.

5. Чудитися (дивиться) лицу нечестиваго не добро, ниже преподобно уклоняти (отклонять) праведное (правду) на суде.

Внушается судьям беспристрастие в произведении суда и произнесении судебного приговора. Если предстанет на суд человек нечестивый и беззаконный, но вместе богатый и знатный, то судьи не должны дивиться его лицу, — т. е. не должны подобострастно смотреть на него, поражаясь блеском его богатства и знатности. Не добро и не преподобно, т. е. бесчестно поступили бы судьи, если бы, ослепляемые этим блеском, стали склоняться в пользу явно виноватого подсудимого с нарушением справедливости. Суд должен быть для всех, для богатых и бедных, для знатных и незнатных, равен. Приговор судебный должен иметь в основании не внешнее положение подсудимого, а его виновность или невиновность в преступлении, подлежащем суду.


Виссарион (Нечаев), епископ Костромской и Галичский

https://predanie.ru/book/216411-tolkovanie-na-paremii-iz-knigi-pritchey/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 31 Марта 2023, 01:30:22 »


Пятница пятой седмицы Великого Поста


Песнми неусыпными благодарственно Град в бранех бодрую поет Предстательницу.



Похвала Богоматери

В пятницу вечером совершается торжественная служба Похвалы Пресвятой Богородицы. На ней поется Акафист Божией Матери, разделенный на четыре части. Исторически этот праздник связан с защитой Константинополя, когда греки, предстательством Богородицы, одержали победу над агарянами.


Об акафисте Пресвятой Богородице

Слово «акафист» (от греч. «имнос акафистос» – букв. «гимн, при исполнении которого нельзя сидеть», в церк.-слав. переводе – «неседален») имеет два связанных между собой значения:

1) торжественное песнопение «Акафист ко Пресвятой Богородице», исполняемое на утрени праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, который отмечается Церковью в субботу 5-й седмицы Великого Поста;

2) особый жанр церковных песнопений, содержанием которого является восхваление Господа, Богоматери и святых, форма же определена «Акафистом ко Пресвятой Богородице».

В конце V – первой половине VI века византийская гимнография обогащается новым церковно-поэтическим жанром – кондаком, который представляет собой многострофный гимн, содержащий обычно от 18 до 30 строф (икосов), одинаковых по числу стихов и по ритмической организации соответствующих стихов. В начале кондака помещалась вводная строфа, именуемая «кукулием», или «проимием», отличная от последующих икосов своей метрической и мелодической структурой, но объединенная с ними единым рефреном. Дальнейшие строфы кондака имеют совершенно единообразную в пределах каждого отдельного гимна структуру и единый рефрент, своим ритмичным возвращением четко членящий целое на равные отрезки. Последняя строфа содержит молитвенное обращение к воспеваемому лицу. Икосы обычно связываются акростихом. Исполнялся кондак таким образом, что кукулий и все строфы пел солист, тогда как рефрент – хор или народ.

Появление и одновременно расцвет кондаков связывается с именем святого Романа Сладкопевца – талантливейшего христианского песнописца первой половины VI века. Уроженец западносирийского города Эмеса святой Роман сумел соединить в зрелой и органичной форме кондака традиции эллинской ритмически организованной гомилетической прозы, с одной стороны, с традициями ветхозаветной и сирийской христианской поэзии, с другой. По сообщению Менология императора Василия II, после чудесного побуждения к творчеству, последовавшего во время явления ему во сне Пресвятой Богородицы, Сладкопевец написал около тысячи кондаков на все праздники и на дни памяти знаменитых святых (в настоящее время сохранилось около 85).

«Акафист ко Пресвятой Богородице» является разновидностью кондака в первоначальном значении последнего термина. В нем 24 строфы (не считая кукулия), составляющих в акростихе греческий алфавит. Двенадцать из них (большие) сохранили название «икосы», другие двенадцать (меньшие) стали именоваться «кондаками» (третье значение данного слова или, во всяком случае, особое внутри второго, если руководствоваться формальными признаками). Вслед за кукулием эти строфы последовательно чередуются, причем икосы оканчиваются рефрентом «Радуйся Невесто Неневестная», а кондаки рефрентом «Аллилуйя». В кондаках, до седьмого, преобладает содержание историческое, затем – догматическое. Икосы состоят из двух неравных частей: повествовательной и прославительной. После первой из них, очерчивающей определенный момент священной истории, догматического вероучения или образа Пресвятой Богородицы, следуют связанные с этой частью многосложные именования Божией Матери, вводимые приветственным обращением «хере» (радуйся). Число таких херетизмов неизменно – кроме рефрена шесть пар, объединенных изосиллабическим тождеством, синтаксическим параллелизмом, обильными созвучиями и даже регулярной стиховой рифмой.

Херетизмы являются характеристической чертой акафистного жанра, одна из функций которого заключается именно в том, чтобы представить в отчетливых и возвышенных образах-употреблениях значение тех или иных событий Священной или церковной истории, сохранить догматическую правильность их понимания. Не следует забывать, что столь решительно возобладавшая именно в Акафисте концентрическая структура употреблений (то есть такая, когда они располагаются вокруг одного центрального лица или понятия) восходит к Священному Писанию Нового Завета. Достаточно назвать цикл притч 8-й главы Евангелия от Матфея, где Царство Небесное последовательно уподобляется человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; зерну горчичному; закваске; сокровищу, скрытому в поле; купцу, ищущему хороших жемчужин; неводу, закинутому в море (стихи 24, 31, 33, 44, 45, 47). Также и святоотеческая экзегетика, систематически настаивающая на единстве смысла для огромного ряда символов (когда, например, все ветхозаветные образы невинной жертвы прообразуют Крестные Страдания Спасителя), стимулировала развитие формальной структуры концентрических уподоблений, которая столь последовательно осуществилась в Великом Акафисте, где Пресвятой Богородице придано в общей сложности 145 уподоблений.


https://pravoslavie.ru/1672.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 31 Марта 2023, 01:30:35 »


Похвала Богородицы



Икона Похвала Богородице

Похвала Богородицы в 2023 году, или Суббота Акафиста, приходится на 1 апреля (при этом сам акафист Похвалы Богородицы служится накануне, в пятницу вечером — 31 марта).

Этот особый день, посвященный Пресвятой Деве Марии, в церковном календаре появился после чудесного избавления Константинополя от вражеской осады в 626 году. Это был не единственный случай, когда Богоматерь по молитвам жителей города спасла его от захватчиков. Поэтому обычай собираться раз в год в знаменитом Влахернском храме (куда горожане приходили в трудные дни для молитвы) и благодарить Богородицу за милость и защиту укоренилась в Константинополе. Постепенно этот исключительно византийский праздник распространился по всей Православной Церкви. И уже более десяти веков Похвала Богородицы празднуется на пятой неделе Великого поста. Связано это с тем, что по преданию именно в пятую субботу Четыредесятницы случилось чудесное спасение города, которое и положило начало традиции.

Какое же отношение этот праздник имеет к нам сегодня? В кондаке Богородице, написанном в честь избавления Константинополя в 626 году, поется: «яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи» («имеющая силу непобедимую, от всяких нас бед освободи»). Конечно, приходя в этот день в храм, современные верующие вспоминают не только те далекие события — сложно искренне благодарить за то, что известно лишь по нескольким строчкам из книги. Но в жизни каждого верующего человека есть моменты, когда мы обращаемся к Богоматери с какой-то своей скорбью и получаем облегчение, чувствуем участие Матери Божьей в нашей собственной жизни. Каждому есть за что поблагодарить Ее.

А вместе все мы благодарим Ее за то, что Она сподобилась стать Матерью Господа нашего Иисуса Христа.


Акафист Похвала Богородице

Акафист Похвала Богородице — это молебное благодарственное пение, посвященное Той, Которая родила Спасителя всем миру. Раз в году — на пятой неделе Великого поста — верующие собираются в храме, чтобы вместе обратиться к Ней. Есть немало хвалебных песен, посвященных Иисусу, святым, церковным праздникам, но все они появились позже, чем Акафист Богоматери. Именно он стал началом новой гимнографической традиции в VI-VII веках. И до сих пор это единственный из всех акафист, который вписан в богослужебный устав и включен непосредственно в церковную службу.

«Радуйся…, радуйся…, радуйся…» — повторяются на протяжении всего акафиста слова Архангела, благовестившего Деве Марии о рождении Сына. И, кажется, так неожиданно звучит этот призыв в дни Великого поста, когда все в храме настраивает на покаяние: когда всего лишь два дня назад здесь же звучал Великий канон Андрея Критского на Мариином стоянии, все ближе Страстная седмица и все напоминает о Жертве, принесенной на Голгофе…

Но ведь Сам Христос заповедал не быть унылыми во время поста (Мф.6:16). Воскресение Христово свершилось, и мы знаем об этом. Можем ли мы не радоваться и не благодарить Господа и Матерь Божью?..


Икона Похвала Богородице

События праздника и Акафист Богоматери легли в основу иконы «Похвала Богородице», получившей распространение в XIV-XV веках. Дева Мария изображается в окружении пророков, у каждого из которых в руках свитки с предсказаниями прихода в мир Мессии и предметы, символизирующие это событие. В своих пророчествах они иносказательно говорили о Пресвятой Деве, например, как о лестнице, соединяющей Небо и землю, как о расцветшем жезле и как о вратах, через которые придет Христос… Бывает, что рядом с Богородицей изображаются святые-гимнографы, восхвалявшие ее в своих молитвенных трудах. В клеймах иконы могут быть изображены события жизни Богородицы и случаи Ее заступничества и помощи верующим.

Икона «Похвала Богородице» поистине «гимн в красках»: в ней находят визуальное отображение поэтические образы, связанные с Богородицей и встречающиеся в посвященном Ей Акафисте.

Развитие темы Похвалы Пресвятой Богородицы можно увидеть в храмовых росписях XVI-XVII веков. В Ферапонтовом Богородице-Рождественском монастыре сохранился цикл фресок «Похвала Богородице», созданный знаменитым иконописцем Дионисием и его сыновьями. Этот сюжет есть и в росписях Успенского собора Московского Кремля. Там же, в Успенском соборе, хранится и самая древняя в России икона «Похвала Богородицы с Акафистом», датируемая второй половиной XIV века.

Что же касается иконы, перед которой молились жители Константинополя во Влахернском храме, то этот образ Пречистой с Младенцем, называемый Одигидрия (Путеводительница), стал одним из самых распространенных в православной иконографии. Считается, что Влахернская икона после падения Византии была перенесена на Афон, а позже прислана в Москву и сейчас находится в Успенском соборе.

В праздник Акафист может читаться перед любой богородичной иконой.


Служба Похвала Богородице

Служба праздника Похвала Богородицы не похожа ни на одну другую службу года. Бывает, что по просьбам верующих или по приходской традиции в церкви читаются акафисты, но лишь раз в году акафист в один и тот же день звучит во всех православных храмах во время богослужения.

Вечером в пятницу на утрене после обычного начала, псалмов и молитв с кондака «Взбранной Воеводе…» начинается Акафист. Он состоит из 12 икосов (хвалебных строф, содержащих рефрен «радуйся») и 12 кондаков (меньших по объему, чем икосы, строф, завершающихся рефреном «Аллилуйя»), но во время богослужения делится на четыре части — по 3 кондака и 3 икоса. Для чтения фрагментов Акафиста священнослужитель выходит через царские врата и встает перед помещенной в центре храма иконой Богородицы.

В Субботу Акафиста, как и во все субботы Великой Четыредесятницы, служится Литургия Иоанна Златоуста. К Евангелию дня прибавляется фрагмент Евангелия, посвященный Богородице.


Храмы Похвалы Богородицы в Москве

Похвала Богородицы — престольный праздник одного из пределов Успенского собора Московского Кремля. Именно в Похвальском приделе, по утверждению историков, в XVI-XVII веках совершались наречения митрополитов и патриархов. Там же, в Кремле, есть и не действующий, но внешне частично отреставрированный храм Похвалы Богородицы в здании Комендатуры. Когда-то это был домовый храм в жилых боярских палатах.

Первый и единственный в Москве доступный всем верующим храм в честь праздника Похвалы Богородицы был построен в XV веке на берегу Москва-реки неподалеку от того места, где сейчас находится Храм Христа Спасителя. После пожара в XVII веке деревянный храм сменился каменным. В 30-е годы ХХ века старинная церковь Похвалы Богородицы была снесена вслед за находившимся рядом кафедральным собором — оба храма мешали строительству Дворца Советов, которое, к слову сказать, так и не было завершено. Храм Христа Спасителя был восстановлен в 90-е годы ХХ века.

Несколько лет назад появился и храм Похвалы Богородицы в Москве. В июле 2012 года был отслужен первый молебен на месте строительства Похвальской церкви в московском районе Зябликово. Сейчас между Ореховым и Борисовским проездами, на окраине яблоневого сада, находится временный храм, но при нем активно живет приход, действует воскресная школа и проходят занятия по хоровому пению, работает социальная служба… Прихожане надеются, что на


Тропарь и кондак праздника

Тропарь Похвалы Богородицы: Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Уразумев таинственный смысл повеления Божия, поспешно явился бесплотный [Архангел] в доме Иосифа и сказал Непознавшей брака: «Приклонивший [Своим] сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим вид раба, я в изумлении восклицаю: радуйся, Дева, в брак не вступившая».

Кондак Похвалы Богородицы: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Тропарь, то есть, краткое молитвенное песнопение с объяснением смысла праздника, рассказывает о явлении Архангела в доме Иосифа с благовестием о рождении через Нее Сына Божия. Господень Посланник призывает Марию: «радуйся, Невесто Неневестная». И эти его слова повторяются на протяжении всего Акафиста. Они же есть и в другой краткой молитве — кондаке Похвалы Богородицы: «Взбранной Воеводе победительная…»

Этот кондак был посвящен конкретным событиям 626 года, когда Константинополь по милосердию Богородицы был спасен от нападения варваров. Но постепенно историческая привязка все больше стиралась, и молитва приобретала все более обобщенный смысл. «Взбранной Воеводе» читается верующими в ежедневном молитвенном правиле, ее же повторяют при необходимости, обращаясь к Богородице с просьбой о помощи и заступничестве.


Источник
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!