Михаил Смолин, заместитель директора РИСИ - руководитель центра
кандидат исторических наукИван Солоневич о революцииПисательская манера Ивана Солоневича (1891–1953) своеобразна и рационалистична, у него нет схем, систем или других «научных» и книжных атрибутов. Его книги и статьи — это слепки с социальной психологии социалистических, национал-социалистических и просто демократических обществ, ему современных, которые он изучал и знал изнутри, живя в них. И.Л. Солоневич — в некотором роде социальный испытатель, изучавший не по своей воле социалистические общества России и Германии и знавший их не по книгам, а в реальной жизни, поэтому в его книгах и статьях нет клеветы или лжи, а есть лишь констатация
лично увиденного и
лично пережитого; это свидетельство из первоисточника о революции и социализме, каковы они есть в их жизненных реалиях.
При этом он имел возможность сравнивать гитлеровский рейх со сталинским СССР, дореволюционную Империю с послереволюционной Россией.
«Я должен сознаться, - говорил Иван Солоневич, - совершенно откровенно: я принадлежу к числу тех странных и отсталых людей, русских людей, отношение которых к русской монархии точнее всего выражается ненаучным термином:
любовь».
Отказ от монархии для него был отказом от тысячелетней русской истории, поэтому монархия для него была светом в «тёмном царстве», чаянием нормальной, спокойной, тихой и налаженной жизни, когда каждый занимается своим делом, а не когда все занимаются сразу всем, да ещё и с катастрофическим энтузиазмом. «Народ, в его целом, - писал И.Л. Солоневич, - править не может — как не может “весь народ” писать картины, лечить зубы, командовать армиями, проектировать мосты. Здесь нужен “специалист”, которому народ будет доверять. В наших русских условиях таким “специалистом” был Царь».
Судьба Ивана Солоневича удивительна: редко кого-либо так ещё носило по свету, и попадал он в места напряжённейшего социального движения словно бы для того, чтобы оставить о них свои впечатления-свидетельства.
Будучи гимназистом, он печатался в редактируемой его отцом, Л.М. Солоневичем, газете «Северно-западная жизнь», проводившей политическую линию П.А. Столыпина в Западном крае. Затем он переезжает в Петроград, где поступает в университет и сотрудничает в одной из самых известных дореволюционных консервативных газет — «Новом времени». Перед самой революцией он попадает рядовым в лейб-гвардии Кексгольмский полк, как будто нарочно для того, чтобы стать свидетелем зарождения революции. Далее — связь с атаманом Дутовым, белый Юг, борьба с большевизмом. Всё это ключевые места исторических событий того времени.
Оставшись в России, он проходит все этапы советской эпопеи: военный коммунизм и НЭП, троцкистско-бухаринские загибы и уклоны, концлагерь и побег в 1934 г. из СССР. В эмиграции Иван Солоневич попадает в самую гущу политических событий, предшествующих Второй Мировой войне. Здесь, потеряв любимую жену, разорванную в куски бомбой, подложенной сотрудниками советского торгпредства в Болгарии, он перебирается весною 1938 г. в национал-социалистическую Германию — единственное место, где он мог чувствовать себя в безопасности от преследований советских властей. В Германии национал-социалистическое гестапо, как и коммунистическо-социалистическое ГПУ в СССР, не оставляет в покое непокорного писателя, несколько раз его арестовывают и наконец ссылают в провинцию, в Темпельбург, где он живёт во время всех перипетий Второй Мировой войны.
Далее — английская оккупационная зона, зловещий призрак голода, начало холодной войны… И почти весь этот путь Ивана Солоневича отражён в его письменных «фотографиях», сделанных профессиональной рукой (сорокалетний репортёрский стаж) в его книгах и статьях.
Уникальное время, уникальный свидетель и уникальный писатель…
Солоневич, пожалуй, самый современный писатель из классиков русского консерватизма. Пережив две революции (февральскую и октябрьскую), две мировые войны, десяток арестов, три смертных приговора, семнадцать лет в социалистической России и семь лет в национал-социалистической Германии, потеряв любимую жену, Иван Солоневич прошёл все, что можно было пройти человеку. Его опыт, опыт его поколения вряд ли можно сравнить с опытом любого другого поколения, он уникален и крайне важен для нас сегодня, когда под «национальным возрождением» хотят протащить его суррогат — либо в виде национал-социализма, либо под личиной коммуно-социализма.
Эти суррогаты одного — социалистического — происхождения стремятся подмять под себя национальное возрождение России. «Настоящая угроза будущему России, - писал Иван Солоневич, - если исключить внешние опасности, заключается только и исключительно в тех последышах ВКП(б), которые под всякими “национальными” и даже “демократическими” восклицательными знаками продолжают нынешнюю традицию ВКП(б)».
Унижения, принесённые либеральной демократией России в 90-е г. XX века, как-то начали заслонять (оттенять) события собственно советской истории, чем умело стали пользоваться коммунисты, этакие «консерваторы-народники» с коммунистическим лицом, а по сути всё те же коммунисты, лишь надевшие личину настоящих консерваторов и патриотов.
Видя современные либеральные безобразия, живя в гуще этого гнусного болота, русский человек иной раз вспоминает что-либо светлое и из прошлого «светлого будущего», чаще всего, правда, из личной жизни, а не общественной или государственной.
Эту «грусть» хорошо излечивают книги Ивана Солоневича. Его вообще надо читать и перечитывать всякий раз, как наседает подобная «грусть» по социалистическим временам прошлого. Лекарство это безотказное для всякого здорового человека. Людей же, безнадёжно социальнобольных, невозможно исцелить уже никаким лекарством, даже Солоневичем…
Он, как здоровый и гармонически развитый человек, желал жить на родине, в семейном кругу, заниматься любимым делом. Все эти естественные желания его были вдрызг разрушены революцией. И только очень сильные люди, как Иван Лукьянович, могли не погибнуть, не сломаться, да ещё и пытаться влиять на события своего уникального времени.
Семипудовый богатырь с добродушной улыбкой, не потерявший благожелательности и вкуса к жизни, Иван Солоневич являет собой особый тип оптимистического политического публициста. Отвергая всякую философию и любые системные доктрины, он подчёркнуто прост и доходчив в своих книгах и статьях. Не будучи балагуром-рассказчиком или писателем-эстетом, для которых основной задачей являлось желание произвести впечатление своими текстами, он своей главной целью ставил необходимость «достучаться» до читателя. Для Ивана Солоневича публицистический текст — это действенное оружие, всегда направленное своим творцом точно в цель. Он ведёт простой разговор с читателем, разговор бывалого и сильного человека, который убеждён в своей правоте, проверенной многими испытаниями и многолетней борьбой.
Вероятно, человеку, не испытавшему, как Иван Солоневич, все прелести социальных экспериментов, трудно понять всю глубину того отвращения, которое он питал ко всяческим революциям и социализмам.
Революцию, как он удачно выразился, чаще всего описывали с «преобладанием романа над уголовной хроникой», всегда пытаясь выдумать какой-нибудь литературный ход, чтобы чистую уголовщину прикрыть благородной идеальной романтикой или хотя бы разбавить кровавую реальность флёром вымысла. И.Л. Солоневич называл такой подход
бессовестным.
Будучи человеком прямодушным и физически крепким (профессиональный спортсмен), Иван Солоневич был трезвым в своих суждениях и оценках, не вынося никакого вымысла и никакого приукрашивания действительности.
Социализм он называл «диктатурой бессовестности». Следуя этому определению, можно ли сказать, что в своей сути, указанной И. Солоневичем, социализм в России кончился? Думаю, что он лишь сменил одну демократическую вывеску на другую.
Публицистика Ивана Солоневича не носит научного характера, для него вообще «после научностей Гегелей и Марксов термин “научность” принимает явно скандальный характер». Критерием его публицистики является здравый смысл…
«Жизнь страны — всякой страны, - настаивал Иван Солоневич, - определяется не героическими подвигами, не стахановскими достижениями, не пятилетними или четырёхлетними планами и не декламацией об этих планах; она определяется миллиардами маленьких усилий сотен миллионов маленьких людей. Эта жизнь, как это отметила даже и философия, разнообразна до крайности».
Этот взгляд на суть социальных процессов далее был сформулирован им в таких словах: «Будущая наука об общественных отношениях (сейчас у нас её нет) займётся, вероятно, и тем, что я бы назвал
микротомией социальной ткани. То есть: оставит в покое декорации и декламации и начнёт изучать процессы, совершающиеся в клетках социального организма».
Для исследования органов и тканей животных и растительных организмов учёные-биологи используют специальный инструмент — микротом, который способен срезать тончайшие слои исследуемого объекта.
Историку, социологу или политологу очень редко случается описать то или иное событие, столь же проникнув в его внутренний смысл, столь же его прочувствовав, сколь на это способен умный и внимательный современник, свидетель самого события. Свидетель находится внутри события, он видит, слышит всё, что происходит, участвует сам в историческом процессе и потому с наибольшей точностью может передать атмосферу истории, её динамику и, наконец, смысл, вкладываемый в неё современниками.
По мере отдаления исследователя от события труднее становится восстановить в полном объёме и передать психологический портрет прошедшего, воссоздать и объяснить строение социальной ткани исследуемого времени и порожденных им явлений. Именно поэтому свидетельства современников бесценны и ничем не заменимы, и если их нет, то учёному приходится домысливать недостающее. «Мелочи» исчезают в таких ситуациях полностью, а из них, как правило, и вырастают большие социальные события. Так возникает проблема генезиса глобального события. Глобальные события закрывают от взора современников, а значит и от последующих исследователей, события малозначащие, из которых суммируются глобальные.
Социология, изучающая общественные исторические процессы и склонная заниматься глобальными макротомическими вопросами, традиционно остаётся крайне глуха к сфере малых социальных срезов — к изменениям микротомическим.
В этом смысле Иван Солоневич — уникальный общественный свидетель и социальный «копиист» первой половины XX столетия, времени мировых потрясений и социальных катастроф, в которых, по его собственному признанию, он участвовал лично, «своей шкурой». Судьба Ивана Солоневича удивительна: он попадал в места наибольшего социального движения как будто специально для того, чтобы оставить о них свои письменные «фотографии».
Лишённый сухой схематичности, демонстративной системности и других «научных» атрибутов, слог И.Л. Солоневича наиболее доходчив до слуха постсоветского читателя, его простота носит черты миссионерско-политические, и потому не понять его мысль невозможно, если только изначально не питать глубокого предубеждения к его личности или его писаниям. Он перенял одну из базовых установок русской публицистики — откровенно беседовать со своим читателем — и гениально продолжил традицию имперской публицистики — имперской по размаху тем и интимности разговора, когда с читателем говорят доверительно, как с самым близким и дорогим другом, говорят, как писали бы в письме к постоянному и тонкому, поверенному в душевных делах товарищу.
У великих мастеров русского слова имперское величие и личностная, интимная душевность сливались в удивительное единство, рождая вечные творения человеческого духа. Потрясающая откровенность, открытость в писательстве — дар уникальный, и он присущ Ивану Солоневичу в полной мере.
Если говорить об учителях Ивана Солоневича, то необходимо назвать по меньшей мере три имени: М.О. Меньшиков, В.В. Розанов и Л.А. Тихомиров. Феномен Ивана Солоневича возрос из публицистического мастерства Михаила Меньшикова, из его «Писем к ближним», стиль которых Иван Солоневич в своих произведениях довел до глубокой степени доверительности; из логичности и синкретичности таланта Льва Тихомирова, даже не всего Тихомирова, а конкретно его книги «Монархическая государственность», с которой Иван Солоневич не расставался во всех перипетиях своей эмигрантской жизни; из своеобразной микротомичности личной жизни Василия Розанова.
Иван Солоневич не мог не читать розановские «Уединенное» и «Опавшие листья» (они выходили именно тогда, когда Иван Лукьянович уже жил в Петрограде и работал в «Новом времени»). Он не мог не перенять у своего любимого писателя интимной доверительности к читателю и внимания к кажущимся мелочам, тонко и убедительно перенеся их на социальную ткань.
Интересно объяснял особость своего писательства сам В.В. Розанов: «Я ввёл в литературу самое мелочное, мимолётное, невидимые движения души, паутинки быта»; «У меня есть какой-то фетишизм мелочей. “Мелочи” суть мои “боги”».
Влияние корифеев русской мысли старшего поколения на И.Л. Солоневича, на его стиль и его мысль нисколько не уменьшают его собственной значимости и оригинальности вклада в русскую политическую мысль.
Миф о Николае IIПочти любой русский политический мыслитель всегда являлся и аналитиком русской истории. Иван Солоневич был не исключением, а, напротив, ярким образчиком этого правила. Его взгляд на русскую историю очень необычен и оригинален. По сути его «Народная Монархия» не только политическая, но и историческая книга, выясняющая взгляд автора на роль Самодержавия в русской истории.
(Окончание следует)