В послании справедливо говорилось и о царской России: «Но от всех этих вредных (папских. – Н.С.) влияний благодатью Божией спасенные невредимыми православные славянские церкви, возлюбленные дщери православного Востока, и в особенности великая и славная церковь богоспасаемой России сохранили и сохранят до скончания века православие веры, представляя собою ясное свидетельство свободы во Христе. Напрасно поэтому папская энциклика обещает славянским церквам благоденствие и величие. Ибо благоволением всеблагого Бога они имеют эти и другие подобные блага, твердо пребывая в отеческом православии и хвалясь им о Христе» (п.22).
Как видим, не было и намёка на бедственное положение Русской Православной Церкви, якобы приниженной гнётом самодержавия. Спустя три года, в 1898 году, Антоний (Храповицкий) составил секретную записку, озаглавленную по латыни «Disciplina arcana» («Тайное учение»). Цель – «освобождение Церкви от порабощения государственностью», т.е. царским строем (см.: Архиепископ Никон (Рклицкий). Митрополит Антоний (Храповицкий). Кн. 1, с. 264-265).
Исторически совершенно нелепы сетования, что русский православный император имел власть над Церковью. Разве византийский император, перед которым папы когда-то заискивали, не влиял на церковные дела? И почему власть русского царя ужасна, а власть светского сеньора – папы – «благодатна»? Но папы достигли светской власти путём подкупа и подлога, ни о какой законности не было и речи. И об этом тоже писал Патриарх Анфим VII в своём послании 1895 года.
Разумеется, Патриарх Анфим VII знал о папстве не только то, что написал в сравнительно кратком ответе Льву XIII.
Мы можем вспомнить и кондотьера Барнабо Висконти, тирана в Милане, объявившего себя папой и конфисковавшего земли духовенства. Висконти рассуждал верно: раз папа Григорий XI (1370-1378) платит наёмным войскам, собирает налоги и берёт взаймы, т.е. ведёт себя как кондотьер, то почему обычный кондотьер не может вести себя как папа?
Ныне «евро-батюшки» зовут нас к «святыням неразделённой церкви», в Рим, Венецию, Флоренцию, выдумывая неизвестно откуда взявшиеся там «мощи». Конечно, в Италии есть могилы, требующие пристального внимания историков.
Но «мощи» ли в тех гробницах? Так, в кафедральном папском соборе Флоренции Санта Мария дель Фьоре в 1394 году был похоронен английский кондотьер Джон Хоквуд (Гауквуд), известный в Италии под именем Джованни Акуто. Его закованные в броню английские рыцари беспрепятственно грабили и сжигали дотла целые города. Сотни женщин, раздетых догола, Хоквуд отдавал своему воинству, поднимавшему детей на пики. Хоквуд стал уважаемым сеньором, женился на незаконной дочери миланского тирана Барнабо Висконти – Доннине.
Хоквуда нанимали и папа Григорий XI, и его личный представитель (легат) кардинал-граф Роберт Женевский, впоследствии – папа Климент VII. Однажды при разграблении очередного города даже Хоквуд на мгновенье усомнился в необходимости резни. Но его «пастырь», кардинал-кондотьер Роберт Женевский, закричал: «Крови! Я хочу крови! Режь всех, не щадя никого!». И Хоквуд повиновался. Так что с «послушанием» и «благословением» у Хоквуда всё в порядке. Он даже назвал своё наёмное войско «святым», воюя за папу Григория XI. В конце концов Хоквуду больше всех предложила Флоренция, сделав его «генерал-капитаном» (главнокомандующим).
Порок в Италии часто сочетался с сентиментальностью. И Хоквуду простили всё, раз он нашёл во Флоренции, как восхищались итальянцы, – «свою вторую родину». В Санта-Мария дель Фьоре есть даже изображение Хоквуда на внутренней стене, сделанное в XIV веке. «Лик» кондотьера напоминает «добрым католикам» о мужестве настоящих римлян.
Всё это отнюдь не «предания старины глубокой». Кардинал-граф Роберт Женевский, он же авиньонский папа Климент VII (1378-1394), – из Савойской династии, объединившей Италию в 1870 году и лишённой итальянской короны лишь в 1946 году.
Сегодня агенты Запада и все ненавистники царской России пытаются опорочить Св. Царственных Мучеников, навязать лжеостанки, изобразить Петра Великого жалкой фигурой, а русских православных – рабской толпой при обер-прокуроре Св. Синода.
Тем более важны добрые искренние слова Константинопольского Патриарха Анфима VII о русской дореволюционной Церкви, благоденствовавшей при царском строе.
Анфим VII и члены Св. Синода обличили «еретические плевелы» и «ложные сети» римских пап, преисполненных «помыслами чрезмерной гордости». «Папская церковь» противопоставлена «нашей православной кафолической (т.е. соборной. – Н.С.) и апостольской Христовой Церкви» (п.1-3).
Дальше разбирались «противоевангельская и незаконная прибавка «и от Сына» – Filioque, опресноки, чистилище и другие новшества папской церкви (п.7-13).
Говоря о сути энциклики Льва XIII – о требовании признать власть папы, Анфим VII и члены Св. Синода отвечали: «...обращаясь к отцам и вселенским соборам первых девяти веков, мы удостоверяемся, что никогда епископ римский не считался высшим начальником и непогрешимым главою Церкви, и что всякий епископ есть глава и предстоятель своей частной церкви, подчиняющейся только соборным постановлениям и решениям кафолической (т.е. Вселенской Православной. – Н.С.) Церкви как единственно непогрешимым» (п.14).
«Апостол Петр, которого умышленно паписты выдают за основателя римской церкви и первого её епископа, основываясь на апокрифических книгах II века, так называемых «Псевдоклиментинах», – обращается по изображению в Св. Писании как равный к другим апостолам на апостольском соборе в Иерусалиме, и в другой раз резко обличается апостолом Павлом, как ясно видно это из послания к Галатам» (п.14).
Затем Анфим VII говорит о «Лжеисидоровых декреталиях» – «сборнике неподлинных и вымышленных царских указов» IX века, на котором папы пытались обосновать свои «властолюбивые притязания» (п.17).
Итог – «...нынешняя римская церковь есть церковь нововведений, подделывания писаний отцов Церкви и извращённого толкования Св. Писания и определений св. соборов» (п.20).
В век навязываемого экуменизма послание Анфима VII – под негласным запретом. Современные «греческие» краснобаи не упоминают Патриарха Анфима VII. В Фессалониках, где греков надо искать по методу Диогена – с факелом среди бела дня, ныне модна теологическая тонкость: «католики – не схизматики и не еретики, они – другие». Вот и думай-гадай, какие «другие»? Ясно, что люди хорошие, раз не схизматики и не еретики.
А ведь чистые греки папу на дух не выносят. Они могут не знать ни богословия, ни истории, но то, что книга против папизма – хорошая книга, вам объяснит даже простой грек-мирянин.
У нас из-за дружбы Хрущева с Ватиканом и страшных гонений на Православную Церковь, Московское Совещание 1948 года покрыто громадными наносами, как будто речь идёт о седой древности и археологических раскопках в Месопотамии.
Митрополит Никодим (Ротов), игрок словами, в разгар 1960-х годов извратил текст послания Анфима VII, выбросив всё обличение папства и оставив только выражения типа: «для осуществления благочестивого желания единения церквей прежде всего нужно, чтобы определено было одно общее начало и основание...» (из п.5) («ЖМП», 1965, № 11, с. 40-46). У Анфима VII эти слова – часть полемики с Римом, а у Никодима (Ротова) они приобрели совсем другой, противоположный, смысл.
Острота неприятия папского фарисейства была утрачена. Только в 1990-е годы она быстро восстановилась под влиянием приснопамятного Митрополита Иоанна (Снычева) Санкт-Петербургского и Ладожского и как итог жизненных наблюдений простых русских людей за папскими незваными «гостями». Владыка Иоанн продолжил работу Анфима VII по катехизации православных людей, по защите их от папских сетей.
Патриарх Анфим VII, пребывая на покое, готовил к изданию труды Св. Иоанна Златоуста. Сайт Варфоломея упоминает, что Анфим VII «издал катехизис аббата Владимира Гетте» (когда – не сообщается). (Но «ПЭ» и на это не хватило.)
Кто такой аббат Владимир Гетте? Его подлинное имя Рене-Франсуа Гетте, очень способный французский историк и писатель. Иезуиты предложили ему вступить в их орден. Он отказался и за это внезапно подвергся гонениям. Его критический ум, как древняя катапульта, разбивал любые папские стены и башни. Нравы папизма он знал изнутри. Принятый в Православие нашим дореволюционным Синодом, отец Владимир Гетте (+1892) продолжал до конца своих дней сокрушать «схизматическое папство», как он сам выражался. Раз уж Анфим VII взялся за труды Владимира Гетте – значит, он нанёс папству новый сильный удар.
Жил Анфим VII – подчеркнём – скромно, на небольшую пенсию. По нашим источникам, Анфим VII умер внезапно 5 декабря 1913 года. На сайте Варфоломея всё выглядит спокойно – Анфим VII «умер глубоким стариком». Но дата приведена та же.
Неверная дата – 6 декабря, указана в «ПЭ». «ПЭ» часто использует книгу Афинского Архиепископа Христодула «Патриархи нации» (Волос, 1995 г.). У Христодула как раз опечатка (6-е декабря вместо 5-го) в краткой справке на Анфима VII. (Но и это для «ПЭ» не предел ляпов – в т.XIV, с.709 уже сам Христодул превратился в Хризостома!)
Тогдашний Патриарх Герман V (Кавакопулос) (+1920) и члены Св. Синода похоронили Анфима VII в ставропигиальном монастыре Живоносный Источник в Валукли, в Константинополе. Много народа пришло на похороны Анфима VII. (Последняя фраза на сайте Варфоломея отсутствует, а «ПЭ» о погребении Анфима VII не сочла нужным написать.)
Герман V уже в начале следующего, 1914-го, года, столкнулся с грубым насилием масонов-младотурок и османской толпы. Он искал заступничества России, но вскоре Турция открыто встала на сторону Германии в Первой Мировой войне. Беззакония переросли в террор. Автор «ПЭ» по фамилии Герд, напротив, видит правление младотурок в счастливо-розовом свете и пишет в статье о Германе V: «Тем не менее, патриаршество Г. прошло сравнительно спокойно, возможно из-за старости и утомления патриарха предшествующими десятилетиями борьбы» (т. XI, с.264).
Наконец, факт, о котором «граждане мира» тоже не вспоминают: 6 и 7 сентября 1955 года, в Константинополе, по приказу турецких властей, обезумевшая чернь разрушила 4 тысячи греческих домов и лавок, разграбила и сожгла 73 православные церкви, 2 монастыря, 26 школ и богатейшую библиотеку, собранную одним митрополитом, умершим от побоев и унижений спустя трое суток. Это произошло при турецком премьер-министре Мендересе. В его «честь» сейчас в Турции назван аэропорт и даже университет! Турки разгромили в сентябре 1955 года и монастырское кладбище в Валукли, осквернив могилы патриархов.
Но мы должны помнить учёного и аскета, подвижника и церковного политика Патриарха Анфима VII. Вечная ему память!
2009 г.
Николай Селищев, член Русского Исторического Общества
http://www.voskres.ru/oikumena/selitshev.htm