Русская беседа
 
02 Ноября 2024, 01:24:58  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Протоиерей Олег Стеняев. О справедливости  (Прочитано 1293 раз)
0 Пользователей и 3 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106353

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 23 Июля 2016, 19:58:39 »

Протоиерей Олег Стеняев

О справедливости

О какой справедливости говорят, когда ее требуют? Справедлив ли Господь с нами? И должен ли христианин настаивать на справедливости или следовать иному принципу? Рассуждает протоиерей Олег Стеняев.



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://youtu.be/aokI9gP9mt0

 В современном обществе люди часто говорят о справедливости. И, прежде всего, они требуют справедливости по отношению к себе. Но давайте задумаемся: хотим ли мы, чтобы Бог относился к нам по справедливости?

Справедливость – это категория правосудности, а правосудность требует наказания – наказания согрешившего. Перед лицом Божиих заповедей все виновны, нет ни одного, кто бы исполнил Божий закон. Как сказано апостолом Павлом: «Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3: 10–12). Так какой же справедливости ищут люди, о какой справедливости они говорят? Они имеют в виду справедливость только для себя. Не правосудность Бога, а человеческое представление о справедливом или несправедливом отношении к нему, человеку.

Мы, христиане, понимаем, что, если бы нашим судиею и обвинителем был только Закон Божий и только Закон Божий по справедливости выносил окончательное решение, то, так как все мы согрешили, все оказались бы под наказанием. И потому в Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Но если по благодати, то не по делам (то есть не по справедливости. – прот. О.С.); иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам (то есть по справедливости. – прот. О.С.), то это уже не благодать (уже не милость. – прот. О.С.); иначе дело не есть уже дело» (Рим. 11: 6).


Христос и грешница. 2011. Миронов Андрей Николаевич

Мы должны выстраивать отношения с другими людьми, не отталкиваясь от своего понимания справедливости, а если мы от Бога ожидаем милости, прощения и благодати, то и мы должны быть прощающими, милостивыми и благодатными по отношению к другим людям, ибо мера того, как мы относимся к другим людям, может оказаться мерой того, как Бог отнесется к нам.

    Если бы Бог поступал по справедливости, Божественная правосудность коснулась бы карающей рукой каждого

У некоторых людей есть обостренное чувство справедливости, особенно если дело касается социальных вопросов, и они требуют, требуют, требуют… А всегда ли мы требуем то, что мы действительно заслужили? То, что мы реально заработали? А обвиняя другого и настаивая на справедливости наказания, относимся ли мы так же и к себе? Воистину, если бы Бог поступал по справедливости в этом мире, то никто не смог бы выжить в нем – Божественная правосудность коснулась бы каждого карающей рукой. И мы читаем в Евангелии: «Закон дан чрез Моисея, благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). В нашем Боге милость превозносится над судом, то есть над правосудностью и справедливостью. Поэтому всякий раз, когда мы требуем справедливости, всякий раз, когда мы требуем, чтобы наши права были восстановлены в полном объеме, давайте осознаем, что в этом мире справедлив только один – это Бог. Но Он не выстраивает отношения с нами по принципу правосудности, понимая, что без благодати мы не имеем надежды на спасение и на Божие прощение.

    Бог творит человека в милосердии

В Библии есть два основных имени Бога: в славяно-русской Библии это имя «Бог» и имя «Господь». Имя «Бог» выражает меру божественной правосудности, и мир творится на основах правосудности, мир природы. Другое имя Бога – «Господь» – означает меру Божественного милосердия. Когда появляется это имя Бога в Библии? Когда говорится о сотворении человека, во 1-й главе Книги Бытия. То есть Бог, творя человека, который наделен свободной волей и может использовать ее не по назначению, творит его не только на основах правосудия, справедливости, но и на основе милосердия.

Требуя справедливости от других людей, требуя для себя каких-то привилегий, давайте вспомним и о других людях, которые, может быть, именно по справедливости имеют больше оснований требовать то, что так настойчиво требуем мы только для себя. Поистине, как сказано, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 5). Иногда лучше, может быть, не считаться со своим видением справедливости – только для себя и во имя себя, а проявлять благость, прощение и терпение, совершать свой апостолат, идя по узкому и тернистому пути христианина. А широкий, пространный путь, по которому идут многие, со своим пониманием прав человека, принципов справедливости, – это взаимоисключающие представления о правах, о справедливости, о честности, когда каждый защищает права только одного человека – самого себя.

И святые отцы поучают нас, что подлинно духовным человеком является только тот, кто может проявить жертвенное начало. Кто, не считаясь со своими какими-то личными выгодами, со своим личным, субъективным представлением о справедливости, будет взыскивать правду Божию.

Проявляя милосердие к каждому смертному, Господь дает прикасаться к милости в этой жизни и нам.

http://www.pravoslavie.ru/95545.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106353

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 23 Июля 2016, 20:01:08 »

Архимандрит Сильвестр (Лукашенко)

О справедливости и любви в современном обществе



 В последние десятилетия тема справедливости в человеческой цивилизации занимает большое значение. Сейчас – это одна из наиболее актуальных и сложных проблем, особенно на Западе.

Начало научному исследованию было положено американским философом Джоном Роулзом. В 1971 году вышла в свет его книга "Теория справедливости". "Справедливость, – писал Роулз, – есть главная добродетель социальных установлений, как истина есть главная добродетель систем мышления".

В настоящее время проблема справедливости сильно обострена, чему способствует как распространение информационно-коммуникационных технологий, поляризованность общества, так и глобальный экономический, а теперь уже и политический кризис. Проблема справедливости, и социальной справедливости в первую очередь, становятся вызовом: человечество требует справедливых решений, прежде всего создания справедливого общества.

Определимся с тем, что наши соотечественники понимают под справедливостью. По опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенному в 2007 году, либеральный взгляд на социальную справедливость – "социальное равенство, равноправие, законность для всех" – поддерживают наибольшее число опрошенных – 19%; 14% опрошенных считают, что социальная справедливость "это когда всего у всех поровну и нет ни бедных, ни богатых", 13% считают, что справедливость в обществе – это благополучие народа, достойные зарплаты и пенсии, доступное жилье: 6% под социальной справедливостью понимают социальную защиту, поддержку нуждающихся слоёв населения со стороны государства; 3% считают "от каждого по способностям – каждому по труду"; 2% говорят о справедливости как о бесплатной качественной медицине и доступном для всех образовании. Мы видим, что каждый человек и разные группы людей воспринимают справедливость субъективно.

Но не всегда в человеческом обществе понимание справедливости носило воздаятельные, распределительные функции.

В древности, в Ветхом Завете Господь дал народу израильскому Закон. Он воспринимался обществом как справедливость. Можно разбирать многочисленные установления закона в отношении тех или иных действий или же наказаний всего народа Божия или же каждого человека в отдельности, но главное в следующем. Во-первых, Закон не взирает на лица. Во-вторых, каждый лично должен отвечать за свои поступки, "отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление" (Втор. 24:16). В-третьих, преступления против личности человека карались очень строго. И, в-четвертых, самым страшным преступлением было преступление против Бога. Таков Закон, такова была справедливость.

Для чего же был дан Закон? Как сказано в Писании, Закон был дан по "причине преступлений" (Гал. 3:19), чему множество подтверждений мы находим в истории. Цель его в том, чтобы те, кто его принимали стали "чистыми от делания порока" и воздержались от дел порочных (Григорий Нисский, свт. Точное толкование Экклезиаста Соломонова).

Принцип справедливости известен в Древней Греции. Но эта справедливость имеет нравственный и культурный оттенок. Справедлив совершенный мир, правильно организованный и не имеющий ущерба космос. В Древнем Риме мы видим, как это понятие принимает юридический оттенок: каждому своё, каждому по заслугам – гласит здесь формула справедливости. Такое понимание больше всего приближает нас к социальной справедливости, с которой мы сталкиваемся уже в более позднюю эпоху, эпоху реформации. О какой социальной справедливости здесь идет речь? Именно о той, которая требует правильного распределения по заслугам, о той, которая требует воздаяния в качестве наказания, которая требует вернуть человеку желаемое им. Таков принцип гуманизма, на котором строится и современная культура.

Но такая справедливость как мы уже говорили, имеет распределяющий, воздающий характер. Благодаря этому она несет и различение, и разделение. Поэтому естественны в общении между людьми, в обществе, выстроенном на справедливости, конфликты. Основываясь на справедливости, мы всегда будем находиться в состоянии борьбы. Поэтому вполне естественно, что в современном обществе распадается семья, где каждый из супругов ищет своего, возникает рознь между социальными и национальными группами. Так и приходят в общества социальные конфликты войны и революции.

Получается, что справедливость в восприятии каждого человека, каждой социальной и политической группы своя, т.е. субъективная. Для делающего беззаконие справедливость в том, что не справедливым является запрет совершать беззаконие. Вспомним недавнее революционное прошлое нашего государства: "Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем". Классический пример справедливости в действии.

Для того, чтобы нейтрализовать эти конфликты, распределяющая справедливость призывает на помощь действие закона. Получается, что люди, стремящиеся к справедливости в обществе, договариваются между собой о соблюдении норм и правил общего жития – законов. Проблема в том, что они наделяют этот закон характеристиками этой самой справедливости. Он должен быть справедлив. Но каковы критерии, позволяющие признать тот или иной закон справедливым? Закон не может быть справедливым или не справедливым, он может быть совершенным или нет. И в конечном итоге люди, жаждущие справедливости, стремятся к исправлению уже установленных законов, к разрушению их. Хотя, естественно, что соблюдение законности в обществе – гарантия большей его стабильности. Обратимся к современной истории: в обществе есть группы, говорящие о правах личности, которая самостоятельна в своем выборе, затем о толерантности, в соответствии с которым общество должно попытаться понять этих людей, они указывают на несовершенство закона, не учитывающего все реалии жизни человека, а затем они будут требовать подчинения уже действующему закону тех людей, которые живут, основываясь на законах, которые были раньше.

В силу такой конфликтности, хотелось бы найти другой принцип в первую очередь внутренней жизни человека, который бы не разъединял общество и людей между собой, а старался объединять, принцип, который бы укладывался в традиционные ценностные установки. Таковым может быть только закон любви, любви как милосердия, сострадания, взаимопонимания, жертвенности, патриотизма. При сохранении понимания того, что закон любви – это внутренний закон, к которому человек должен стремиться, а справедливость – внешний закон, который в силу нашего несовершенства позволяет обществу жить более устойчиво и более организованно. Таким образом, целью в личностном развитии и как следствие в общественном, должно стать максимальное приближение к идеалу любви.

К сожалению, эти понятия настолько трансформировались в сознании человека, что утеряли свой изначальный смысл. Даже в Ветхом Завете Бог был не столько справедлив, сколько милостив. Хотя одно из проявлений милости – закон справедливого суда. Вспомним о том, что "суд – дело Божие" (Втор. 1:17).

Вспомним Священное Писание. Заповедь любви не ограничивается пределами одного народа, она говорит о настоящей любви между людьми. Как сказано в Писании: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (1 Кор. гл. 13). Таким образом, мы видим здесь состояние безконфликтности. Обратим внимание, что именно к этому закону любви и подводил человечество ветхозаветный закон. Об этом и говорит Писание: "... Весь Закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя" (Гал. 5, 14) или же "Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи" (Прит. 10:12). Но, желая найти удовлетворение в материальном, человек подменил временным понимание настоящего блага.

Таким образом видится вектор развития общества в современных культурных границах, учитывая многоконфессиональный и многонациональный состав последнего. Наша задача – поднять значимость понятия любви и научиться раскрывать его ценность в произведениях культуры, в образовательном процессе. Ибо любовь нас объединяет и дает нам возможность жить безконфликтно в одной многонациональной и поликультурной семье. При этом не исключая действия традиционного понятия справедливости, не исключая действия Закона. Любовь является внутренним законом бытия человека, а справедливость – внешним законом жизни как человека, так и общества в целом.

http://www.pravoslavie.ru/74763.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!