Русская беседа
 
19 Апреля 2024, 16:52:50  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: Великий Вторник Страстной Седмицы  (Прочитано 8902 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103582

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #15 : 03 Апреля 2018, 19:48:03 »

о. Андрей Ткачев

Толпа ищет крови. Великий Вторник



Кесарю - кесарево, зло ищет оправдания.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=uXTD_vZFefA
« Последнее редактирование: 26 Апреля 2021, 20:50:22 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103582

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #16 : 23 Апреля 2019, 01:39:46 »

Поучение в Великий Вторник


Сцена из Апокалипсиса. Монастырь Дионисиат, Афон

Вы, слушатели-христиане, вчера слышали чтение Евангелия на Литургии. Помните, как там между прочим Иисус Христос ученикам Своим говорил: Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за Имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга (Мф. 24, 9–10).

Когда это тогда? Пред разрушением Иерусалима и храма, а потом и пред кончиной мира и преставлением света. Кто будет ненавидим всеми народами? Апостолы Христовы, их преемники, пастыри и учители Церкви и вообще православные христиане. За чье это имя будут ненавидимы? За имя Его, Господа нашего Иисуса Христа. А кто эти, которые будут друг друга предавать, друг друга ненавидеть? Те самые люди, которые возненавидят апостолов и их преемников, сначала их, а потом, после, друг друга.

Так действительно и было пред разрушением Иерусалима и храма. Апостолов и их преемников везде ненавидели, гнали, преследовали, убивали, а потом, после, сами гонители возненавидели друг друга. Так было пред разрушением Иерусалима и храма; так, без сомнения, будет пред кончиной мира и преставлением света. Так, слушатели, и всегда бывает пред большими общественными бедствиями, пред падением царств и народов. Сначала люди возненавидят духовных служителей Божиих, пастырей Церкви, потом, когда от ненависти к духовным распространится в людях безверие, разврат, люди эти возненавидят друг друга, друг друга будут предавать, друг на друга восставать, и вслед за тем наступают общественные бедствия, и общество людей развратных, безбожных падает, царства их разрушаются. Почитайте историю этих бедствий и падений, и вы увидите, что безверие и разврат, эти предвестники общественных бедствий и падения царств, с того именно всегда начинались, то есть с ненависти к духовным, и потому-то враги обществ всегда сначала стараются возбуждать в людях ненависть к пастырям Церкви, служителям Божиим. Без света Божия, во тьме неверия и разврата люди скорее друг друга возненавидят, друг на друга нападут, и затем, само собой, все тотчас расстроится, разрушится, падет... не падет, устоит разве только ради каких избранных, святых или святыни какой.

Итак, слушатели, бойтесь ненавидеть духовных. От ненависти к духовным безверие и разврат в обществе, от неверия и разврата – бедствия общественные. И частные дома падают, беднеют от того же. Растет, цветет дом, богатеет, изобилует всем, но вот члены его начинают хладеть к Церкви, вот они тайно и явно начинают ненавидеть пастырей ее, делом и словом оскорбляют, притесняют их, и вот потом они начинают хладеть и к своим занятиям, и друг к другу. Тогда дому беда неминуемая; и если он не падет тотчас, то не падет тоже разве только ради какой святыни в доме, ради какого-нибудь благочестивого члена дома, ради одного избранного в доме остановится на время падение его неминуемое.

И всякого царства и всякого дома стояние зависит от святого в них семени. Семя свято стояние мира. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут, утверждает Сам Бог (Мф. 24, 35). Аминь.

Протоиерей Родион Путятин

https://pravoslavie.ru/52782.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103582

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #17 : 13 Апреля 2020, 19:40:19 »

СЛОВО В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры!

Через несколько дней мы будем переживать Страдания Господа, Который взошел на Крест ради нашего спасения. Как ученики Христовы мы символически будем участвовать и в погребении снятого с Креста Спасителя. И, чтобы наши переживания были искренние и глубокие, Святая Церковь в эти дни нас приготовляет к этому важнейшему событию года. Она приготовляет нас так, как Сам Спаситель приготовлял учеников.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры!

Через несколько дней мы будем переживать Страдания Господа, Который взошел на Крест ради нашего спасения. Как ученики Христовы мы символически будем участвовать и в погребении снятого с Креста Спасителя. И, чтобы наши переживания были искренние и глубокие, Святая Церковь в эти дни нас приготовляет к этому важнейшему событию года. Она приготовляет нас так, как Сам Спаситель приготовлял учеников.

Слушать аудиофайл по нижеприведённой ссылке:

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/Vel_vtor_Iov-6a1178.mp3

(MP3 файл. Продолжительность 11:52 мин. Размер 5.7 Mb)

Иеромонах Иов (Гумеров)

http://pravoslavie.ru/46037.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103582

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #18 : 13 Апреля 2020, 19:52:56 »

БДИТЕ!

Слово в Великий вторник


Притча о десяти девах

Слушать аудиофайл по нижеприведённой ссылке:

http://pravoslavie.ru/podcasta/VelVtor_Siluan-f3309b.mp3

«Повела матушка меня одного во храм господень в Страстную неделю к обедни. День был ясный, и я, вспоминая теперь, точно вижу вновь, как возносился из кадила фимиам и тихо восходил вверх, а сверху, в куполе, в узенькое окошечко, так и льются на нас в церковь Божьи лучи, и, восходя к ним волнами, как бы таял в них фимиам. Смотрел я умиленно и в первый раз отроду принял я тогда в душу первое семя слова Божия осмысленно. Вышел на средину храма отрок с большою книгой, такою большою, что, показалось мне тогда, с трудом даже и нес ее, и возложил на налой, отверз и начал читать, и вдруг я тогда в первый раз нечто понял, в первый раз в жизни понял, что во храме Божием читают… А затем тихое и сладостное пение во храме: “Да исправится молитва моя”, и снова фимиам от кадила священника и коленопреклоненная молитва!»

Трогают ли сердца наши, дорогие братия и сестры, эти слова? Может быть, вспоминая детство, кому-то из нас рисуется подобная тихая светлая картина храма Божия и молитвы церковной. Великий наш писатель описал как раз то, что сегодня все мы видели и в чем участвовали: и из узких окон льются солнечные лучи, и чтец выходил с книгой тяжелой, и чудное пение «Да исправится молитва моя». Так трогательны и прекрасны последние дни ожидания великой радости Воскресения Христова, так благолепно и благоговейно Церковь чтит память о последних земных днях Господа нашего, а мы же мысленно с вами в сегодняшний Великий вторник идем за Господом, беседующим со Своими учениками. Идем в Святый Град Иерусалим, где скоро произойдет ужасное событие – убийство Благодетеля рода людского, идем, чтобы послушать последние его наставления.

В Иерусалиме Господь идет в Храм, и к нему снова обращаются со своими коварными вопросами вожди духовные – фарисеи и саддукеи, непримиримые между собой враги в борьбе за власть над душами человеческими. Они подходят не вместе, а по группам, сначала одни, потом другие. Если не удастся превзойти Христа в споре, они думают своими многочисленными вопросами привести чувства Его в смятение. Если им до этого не удавалось сломить Господа своей хитростью, то теперь они хотят испугать его своей многочисленностью. Их злоба и ненависть, как ужасная проказа, постоянно распаляет омраченный ум; как прокаженный расчесывает себя, свои струпы, пытаясь в боли от этого найти хоть какое-то утешение от болезненного мучительного зуда, так и они выдумывают все новые и новые вопросы, чтобы подловить своего же Спасителя, спровоцировать Его на неосторожное слово и, уцепившись за это, привлечь или к суду власти светской – римских языческих проконсулов, или к суду духовному – синедриона. Какие радость и наслаждение они ожидают получить, увидев Его страдания и муки, – поистине радость сатанинскую. Но Господь, зная их лукавство, мудро отвечает фарисеям, что нет греха подавать народу богоизбранному подать римским захватчикам – «Богу Божие, а кесарю кесарево воздать подобает». Отвечает не веровавшим в воскресение умерших саддукеям, уличив их в сознательном сокрытии слов Священного Писания, знаемого ими наизусть: «Не читали ли вы реченного вам Богом: “Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова”? Бог не есть Бог мертвых, но живых». После этих ответов никто уже не задает Христу лукавых вопросов. Они обличены во лжи и коварстве и позорно уходят. С Христом остаются лишь ученики и слушающие, которые не задают вопросов, а ожидают наставления. Господь, обращаясь к ним, обличает вождей Израилевых: «Горе, горе вам, книжники и фарисеи!» – это выражение крайней печали о жестоковыйных людях. Христу нужна не видимость праведности, а сама праведность; не нужны непомерные обязательства и подвиги, а нужны милость и вера. Сказав это, Он выходит из Храма, к Нему подходят ученики и показывают величественные храмовые строения: как они мощны, велики и красивы. Вместо же похвалы они слышат, что все это будет разрушено. Поднявшись же на Елеонскую гору, ученики наедине, без посторонних, спрашивают о времени разрушения Храма, и Господь говорит страшное слово о признаках приближения этого времени. Войны, голод, эпидемии, землетрясения, лжеучения, ненависть, умножение беззаконий… И как самое главное – охладение любви.

После же этого произносит Христос две хорошо нам знакомые притчи: о десяти девах и о талантах. Если вспомним содержание стихир, которые пелись за сегодняшним богослужением, то увидим, что в них не отразилось ни коварных вопросов фарисеев и саддукеев, ни грозных предзнаменований кончины мира сего, а раскрываются эти два иносказания. Общая у них цель – подвигнуть к бодрствованию и вниманию. И до нас с вами доносится слово Христа: «Бдите!» Осталось совсем немного до Брачного пира, на который мы приглашены, и скоро ответ нам придется дать за использование талантов. Девы – это мы с вами, то есть Церковь; сон в ожидании Жениха – смерть; елей в светильниках – добродетели, а продающие – все нуждающиеся в нашей помощи. Таланты, о которых говорится в другой притче, – это наши способности, данные нам для собственной пользы и пользы ближнего. Но как порой нам, действительно юродивым от мирских забот и страстей и неверным рабам, приобрести елея и приумножить таланты?

Оказывается, для достижения этих двух целей есть общие средства: «заимствуй давшему ти, раздавай нищим и стяжи друга Господа, да станеши одесную Его». Милосердие – вот тот универсальный ключ, который открывает нам двери радостного Брачного пира и соделывает нас благими, то есть добрыми, рабами Божиими. Что такое милосердие? Это мать любви – любви, отличающей христиан, превосходящей все знамения, служащей признаком учеников Христовых. А кто такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет, не это одно делает милостивым – надо, чтобы при этом было сердечное милосердие. И те милостивы, которые обнищали из любви ко Христу, ради нас обнищавшему, но, вспоминая о бедных, вдовах, сиротах и больных и не имея, что им дать, страдают жалостью о них и плачут, уподобляясь Иову, который говорит о себе: «Не плакал ли я о том, кто был в горе?» (Иов 30: 25). Они, когда что имеют, с искренним радушием помогают нуждающимся, а когда не имеют, дают им убедительные наставления о том, что способствует спасению души, повинуясь слову того, кто сказал: «Даром получил, без зависти отдаю» (Прем. 7: 13). Таковы истинно милостивые, ублажаемые Господом Иисусом Христом. Такой милостью они, как лествицей, восходят к совершенной душевной чистоте – говорит преподобный Симеон Новый Богослов.

Если вчерашний день был пронизан воспоминанием воздержания Иосифа от соблазнений женой Потифара, то сегодня милосердие преподносится нам как обязательное условие спасения. «Иже бо дело единое и пребольшое убо яве делает, о других же небрежет, паче же о милостыни, не входит со Христом в вечное упокоение», – читаем мы в сегодняшнем синаксаре. Помня об этом, сосредоточимся же, братия и сестры, в эти предпраздничные дни, будем внимательны и трезвы, омоем свои души покаянием и причастием Святых Таин Христовых, облечемся во одежды света и радости духовной, возьмем драгоценные светильники наших душ, заправим их милосердием и другими добродетелями и терпеливо, отгоняя от себя греховной сон и плотское расслабление, будем ожидать зова: «Вот Жених идет, выходите навстречу Ему».

Иеродиакон Силуан (Никитин)

http://pravoslavie.ru/61192.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103582

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #19 : 13 Апреля 2020, 20:09:32 »

ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК, ИЛИ КАК ЗАЖЕЧЬ СВЕТИЛЬНИК СВОЕГО СЕРДЦА?

На Литургии Преждеосвященных Даров Великого Вторника читается евангельская притча о десяти девах: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.


   
Из них пять было мудрых и пять неразумных.
Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:1–13).


Разберем с Божьей помощью духовную символику этой притчи. Жених – это Христос. Десять дев – человечество. Пришествие Жениха – это Второе Пришествие Христово и Страшный суд. Символ брака – это символ брака души человеческой и Бога. Символ вечного блаженства праведников в раю. Светильники – это наша жизнь. Масло в светильниках – наши добрые дела. Огонек в светильниках – это вера в Бога. Сон – смерть. Пробуждение – символ частного Страшного суда после смерти и Всеобщего Страшного суда. Полночь – символ внезапности прихода Спасителя. Девы с горящими светильниками – праведники, которые войдут в рай. Юродивые девы – грешники, которые за жизнь не потрудились совершить добрые дела и достойно подготовиться к Пришествию Христову. Потому они не войдут в Царствие Небесное, но попадут в ад.

Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос делает из этой притчи однозначный и вполне определенный вывод: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».

Что же такое бодрствование в евангельском понимании? Эта тема тесно смыкается с темой вышеупомянутой притчи, а именно «елея в светильниках». Елей – это символ милости, но не только Божией, но и нашей – символ милости к людям и творения им добра, символ стремления жить по заповедям Божиим, жить жизнью Церкви Христовой, бороться со своими страстями и похотями и преображать себя ради стяжания Духа Святого.

Но откуда начинается творение этих добрых дел? В чем их основа и начало? Ответ этот нам дает бедная вдова из Евангелия (см. Лк. 21:1–4), которая положила в сокровищницу храма все, что она имела, все пропитание свое. Положила из-за любви к Богу не только все, что имела, но и в высшем смысле пожертвовала собой ради Творца – своим насыщением, своим чревом, своим комфортом. Она не только положила в сокровищницу храма монеты, но, образно выражаясь, отдала Богу всю себя. И, конечно, я в этом уверен, ушла обласканная Господом как любящим Отцом.

Вот чего от нас хочет Господь. Он желает, чтобы мы принесли в жертву Ему своего Исаака, самое дорогое, что у нас есть – сердце свое. И это не насилие, не жестокость, а начало новой жизни. Потому что распинаются страсти, а воскресает святость, умирает грех, а восстает праведность. В таком случае обновляется все естество человека и максимально возможно соединяется с Богом, получая от Него полнокровную полноценную жизнь и обилие благодатных даров.

Но для этого нужно встряхнуться, пробудиться от леностного сна, смахнуть с себя земную пыль, возжечь лампадку на престоле своего сердца и шагнуть навстречу Богу.

Иерей Андрей Чиженко

Портал «Православная жизнь»


http://pravoslavie.ru/102614.html

https://pravlife.org/content/velikiy-vtornik-ili-kak-zazhech-svetilnik-svoego-serdca
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103582

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #20 : 26 Апреля 2021, 20:53:14 »

Великий вторник. Притча о десяти девах. Протоиерей Олег Стеняев



Страстная неделя, великий вторник - второй день самой важной для христианина недели в году. Недели перед Воскресением Христовым. Каждый день Страстной седмицы мы вспоминаем особые по величию и важности события из последних дней земного пути Спасителя. Именно поэтому эти дни называются Великими и Святыми.
О каких же событиях повествует нам Евангелие в Святой Вторник Страстной Седмицы?

🔸Что значит кесарево кесарю, а Богу Богово?
🔸О Воскресении мертвых.
🔸Какая главная заповедь христианина?
🔸Чего должен беречься и остерегаться в своей жизни каждый верующий?
🔸О втором Пришествии Сына Человеческого.
🔸О каких приметах гибели мира говорится в Евангелии?
🔸Почему одна из примет -  "ели, пили, женились, выходили замуж" -, ведь люди всегда делали это, что тогда имеется в виду?

Во всем этом разбираемся с протоиереем Олегом Стеняевым.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=7cN0lXY3b5A
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103582

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #21 : 27 Апреля 2021, 14:50:27 »

«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный»

Слово в Великий Вторник



Завершился еще один Великий пост в нашей жизни, и на утрени этих Страстных дней из открытых Царских врат уже льется незримый свет Креста Христова и Воскресения. Глубоко сознавая невозможность для нас войти в этот свет, мы поем: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам, да вниду в онь». Что сказать о людях, которые отказались придти на пир Царя, и о человеке, который вошел не в брачных одеждах? Мы знаем, что большинство отвернулось от Церкви. Царство Христово открывается в храмах Божиих неделя за неделей, и кому оно оказывается неинтересным, придумывает свои извинения.

Но Бог отвергает и тех, кто хочет войти в Царство, не исполняя волю Царя. Они извергаются во тьму кромешную, которая присутствует сегодня во всех делах и переживаниях отвернувшихся от Бога. Как будто ничего особенного не происходит, но человек оказывается предателем Бога. Как созвучно это: «Друг, почему ты здесь? Как вошел ты сюда не в брачных одеждах?» тому, что сказал Господь в Гефсиманском саду, когда обратился к Иуде: «Друг, для чего ты здесь?» Без Гефсимании и Голгофы нет пира пасхальной веры.

Господь говорит нам в Евангелии, что до времени всех принимает в Царство Божие. Плевелы заповедано не выдергивать, а сохранять. Пусть они растут вместе с пшеницей — а когда придет последний час, тогда Господь отделит одно от другого (Мф. 12, 25—30). И другой образ мы знаем, когда Царство Божие уподобляется сетям, в которые попадает множество рыб, самых разных, и всех выносят на берег, а потом отделяют хороших рыб от плохих (Мф. 13, 47, 48).

Итак, Господь видит человека, одетого не в брачные одежды. Что такое брачная одежда? Мы слышали слова апостола: «Облекитесь в смирение, в кротость, в смиренномудрие, в долготерпение, в милосердие, а более всего, над всем стяжите любовь, которая есть печать совершенства» (Кол. 3, 12—14). Это наша брачная одежда. Преподобный Макарий Великий говорит, что это благодать Духа Святаго. Кто не облачен в эту пресветлую одежду, тот не может присутствовать на пиру вечной радости Христовой.

«Друг, для чего ты здесь?» — спрашивает Христос этого человека. «А почему Он другом его называет? — восклицает святой Николай (Велимирович). — Потому что он хочет показать, как высоко Он ценит достоинство человека. Он называет его другом, чтобы показать, что всякий человек — Его друг. Без исключения всякий человек Его друг».

«Вы друзья Мои, — говорит Он на Тайной Вечери, — если вы исполняете то, что Я вам говорю» (Ин. 15, 14). Говорит Он это апостолам, Своим ученикам — и всем нам. А этот человек не исполнял то, что говорил Бог. Почему же его называет другом, почему же другом назовет Христос того, кто не исполняет Его повеление, заповеди Его? Потому что этот человек крещеный, потому что он облечен в благодать, как будто бы в пресветлую, в пречистую, от Господа дарованную одежду. И он записан в книгу жизни, потому что он крещен, он среди тех, кто должен быть на пиру Царства Божия.

Но Господь называет его другом, чтобы показать ему, что он предал Его. Не Господь отступил от дружбы с ним, а он отступил от Господа. Может быть, он увидит и поймет, что он наделал?

И об этом человеке сказано: «Он же молчал». А что ему было сказать? Что он не мог купить брачную одежду, не мог ее скроить и сшить? А ему не надо было ее ни кроить, ни шить. Она была уже приготовлена Спасителем — та самая одежда, о которой Церковь воспевает как об одежде спасения, златотканой брачной ризе, которую Господь дарует каждому человеку, приходящему с покаянием, с осознанием этой тайны, возвещаемой ныне для всех.

Много званых, говорит Господь, а мало избранных. Все мы званые и все мы крещеные, а кто же из нас избранный? Каждый раз, когда мы причащаемся Пречистых Страшных Христовых Таин, мы причащаемся этой тайне, о которой сегодня говорит Христос. И, может быть, каждый раз Он кому-то из приступающих к Святым Христовым Тайнам, говорит: «Друг, для чего ты здесь? Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» И может быть, Он говорит это кому-то уже в последний раз.

Он долготерпелив — Он в течение сорока лет ждал покаяния богоотступнического народа. Но никто из смертных не может гарантировать, что сегодняшний день не станет решающим его судьбу днем, что не призовет его Господь сегодня к себе, и не встанет он пред Престолом Божиим, и Господь перед ангелами и святыми скажет: «Друг, почему ты вошел сюда не в брачных одеждах?»

Как надо было дорожить нам тем, что дает Господь, и не откладывать наше обращение к Нему и наше покаяние. В Великую Пятницу мы увидим двух разбойников, которые были распяты рядом с тайной нашего спасения, рядом с Господом. Один из них пошел во тьму вечную, облеченный в одежду греха и позора, и отвержения дара Божия. А другой исповедовал Христа Господом, своим Спасителем и сказал: «Помяни меня, Господи, во Царствии Своем» (Лк. 23, 42). И в тот же самый миг грязная одежда — скверна всей его жизни — спала с него, и он был облечен в ризу спасения.

Остается немного времени, прежде чем Господь посетит нас Своим испытанием. Будем делать все от нас зависящее, чтобы готовиться к встрече с нашим Господом! Сделаем то немногое, что от нас зависит, а все остальное Он Сам завершит. Он уготовал нам этот пир веры среди Пасхи, чтобы мы были на самом деле Его друзьями в вечной нескончаемой жизни, в радости Царства Его и нашего.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

https://ruskline.ru/news_rl/2021/04/27/chertog_tvoi_vizhdu_spase_moi_ukrashennyi_
« Последнее редактирование: 27 Апреля 2021, 14:52:08 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103582

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #22 : 18 Апреля 2022, 23:02:06 »

Великий Вторник



Богослужение Великого Вторника:

Утром: Часы, Изобразительные и Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.


Вечером: Великое Повечерие

См.видео по нижеприведённой ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=oGQKYLdIl1Q


Богословие Великого Вторника:

В этот день Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христовы и поучения, задумали схватить Его и убить. Но напасть на Христа открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

Утреня Великого Вторника также, как и Утреня вчерашнего дня начинается пением тропаря Се Жених грядет. В основе его лежит притча о десяти девах (Мф. 25:1-13). В Великий Понедельник на утрени был как бы лишь отдаленный крик в нощи: Се Жених грядет. Он повторяется и теперь, но усиливается и расширяется постепенно в последующих песнопениях и в Евангельском чтении на Литургии: Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных... Вместе с образом десяти дев, в Евангелии этого дня предлагаются два других символа: притча о талантах и пророчество о Страшном Суде (Мф. 25:14-46).


Уильям Блэйк. Притча о десяти девах. 1822

Это именно то поучение, которое Христос произнес в тот самый Вторник, практически накануне Своих Страстей. «Нарастая и ширясь, развернулось то, что намечалось вчера. Вчера был предложен образ смоковницы, не давшей плода, и образ этот ныне претворился в притчу о таланте, который ленивый и лукавый раб скрыл в земле; а вчерашняя повесть о кончине мира развертывается ныне в грозную картину Страшного Суда, когда придет Сын Человеческий и все святые Ангелы с Ним. Об этих страшных и трепетных часах, ожидающих мир, и говорит в значительной части богослужение Великого Вторника. Перед концом истории, перед всемирной Пасхой и таинственным восьмым днем Воскресения Христова наступит «седьмого дня буря», своя Страстная для всего человечества неделя — кончина мира и Страшный Суд…» (В.Зандер).

Вновь на Часах мы слышим чтения из книги Исход и историю о страданиях праведного Иова и вновь задумываемся над великими параллелями. Смерть Христова явилась освобождением нашим от рабства греху, смерти и диаволу, поистине она явилась великим Исходом из тьмы и сени смертной в Царство Божией Правды и Истины; пример праведного Иова, претерпевшего страдания на грани человеческих сил, показывает нам что руки злых людей сознательно сделали с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.

Начинается Вечерня. Здесь темы десяти дев со светильниками, притчи о талантах и темы Суда лишь намеченные на богослужении Утрени разворачивается во всей силе и великолепии. Во время пения стихир мы ставим себя на место этих дев, мы думаем, а что мы сделали с талантами, данными нам Богом и размышляем над тем, готовы ли мы к Суду? Душевною леностию воздремався, не стяжах Женише Христе, горяща светильника иже от добродетелей, и девам уподобихся буим... Впрочем, переведем эти стихиры с церковно-славянского на русский язык:

От душевного нерадения задремав, не приобрел я, Жених-Христос, светильника, горящего добродетелями, и уподобился девицам неразумным, во время работы мечтая. Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка, но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни, и с разумными девами введи в Твой брачный чертог, где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно: «Господи, слава Тебе!»

Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант. Со страхом дар прими, отдай в рост для Давшего тебе, раздай нищим и приобрети этим друга в Господе, чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе, и услышать блаженный глас: «Войди, раб, в радость Господа Твоего!» Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего, по великой Твоей милости.

Когда придешь Ты во славе с ангельскими воинствами и сядешь, Иисусе, на престоле для разбирательства, не разлучи меня с Собою, Пастырь Благой: ибо познаны Тобою пути правые, а левые развращены. Не погуби же с козлами меня закосневшего во грехе, но сопричислив меня к овцам, стоящим справа, спаси как Человеколюбец.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=kum4b_TP56s

https://foma.ru/velikij-vtornik.html
« Последнее редактирование: 18 Апреля 2022, 23:08:59 от Александр Васильевич » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #23 : 11 Апреля 2023, 00:10:05 »


Великий Вторник Страстной седмицы

Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Мф.25, 13




Великий Вторник. Притча о десяти девах. Современная греческая фреска


Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24, 1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21, 46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11, 18), слушал Его с услаждением (Мк. 12, 37).

Из Евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную для времени Великой Седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.

Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни богослужения Православной Церкви», т.2




Песнопения из службы во вторник Страстной седмицы Великого Поста

Душевною леностию воздремався, не стяжах, Женише Христе, горяща светильника, иже от добродетелей, и девам уподобихся буим, во время делания глумляся; утробы щедрот Твоих не затвори мне, Владыко, но оттряс мой омраченный сон, возстави, Милостиве, и с мудрыми введи девами в чертог Твой, идеже глас чистый празднующих, и вопиющих непрестанно: Господи, слава Тебе!

«Усыпленный душевною леностию, я не приобрел, Христе-Жених, горящего светильника, который составляют добродетели, и уподобился неразумным девам в своей бессмысленной жизненной деятельности, Владыка! Не закрой для меня любвеобильного сердца Твоего, но, отогнав мой беспросыпный сон, восставь и введи меня с мудрыми девами в Свой чертог, где радостный голос празднующих и взывающих непрестанно: Господи, слава Тебе!»

Стихира



Евангелие от Матфея

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продавцу и купите себе.

Когда же пошли они прикупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! Отвори нам. Он же сказал в ответ: истинно говорю вам, не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Мф. 25, 1-13



Бодрствуйте!

Дорогие братия и сестры, приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15), – говорил Спаситель Апостолам. Теперь он уже не прекровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26, 2). Видя скорбь, охватившую Апостолов, Он утешает учеников обещанием, что не оставит их.

Но вместе с тем Господь не скрывает и того, что и их, и всех вообще христиан ожидает такая же участь, как и Его – их Божественного Учителя: Помните слово, которое Я сказал вам: Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 20, 18 и 19).

И снова, видя их скорбными, Господь утешает их: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, и Сам Я буду с вами до скончания века. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (ср.: Ин. 16, 33; 14, 16; ср.: Мф. 28, 20; Ин. 14, 27).

Господь просит своих учеников, чтобы они пребывали в Нем и исполняли Его заповеди, ибо без Него они не могут творить ничего: Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Если пребудете во мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Я иду приготовить место вам. И … прииду опять (Ин. 15, 4, 7; 14, 2, 3).

Господь утешает их, открывая, что за скорбями последует радость, что им уготована награда в Будущем Царстве. И поскольку учеников Его интересовал вопрос, каким будет Пришествие Господа на землю, то Спаситель возвещает им ту Божественную истину, что в скончание мира Он придет со славою великою судить живых и мертвых и всех веровавших в Него искренно и с покаянием до конца жизни своей пребывших сподобит Царствия Своего, а неверовавших или отвергшихся, без покаяния до конца жизни пребывших, осудит на муку вечную.

Когда это будет?
(Мф. 24, 3) – спрашивали ученики. Но Господь отвечал им, что о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24, 36). Таким образом, Священное Писание сохраняет в глубокой тайне и не открывает нам определенно времени Второго пришествия для того, чтобы мы всегда соблюдали себя в чистоте и непорочности и готовы были встретить Господа во всякое время.

Поэтому-то Господь и предостерегает учеников: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. Итак, бодрствуйте (Мф. 24, 42; ср.: Лк. 17, 26 и 27, 30; Мф. 25, 13).

В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон – это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни. Для того, чтобы глубже напечатлеть в нас чувство опасности, необходимости бодрствования и пробудить нашу совесть от духовной дремоты, Господь рассказал притчу о десяти девах, которую мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении.

Эта притча научает нас тому, чтобы, приняв веру, мы сопровождали ее добрыми делами, которыми только и может поддерживаться наша духовная жизнь. Неразумные девы, вышедшие навстречу Жениху, не приготовили для своих светильников елея добрых дел. Мудрые же вместе со светильниками запаслись и добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха. Так и наша жизнь должна вся быть приготовлением к встрече с Господом, а для этого на всем протяжении ее должны мы непрестанно заботиться о приобретении и сохранении живой веры и горячей любви к Богу, Источнику любви, и к ближним.

Заботы века сего затмевают самую существенную заботу и цель нашей жизни – озарение светом Христовым, ее спасение и уготовление к Вечному Царству. Будем трезвиться, чтобы войти в Небесный чертог с мудрыми девами и сподобиться от Господа вечных благ. Аминь.


Архимандрит Кирилл (Павлов)

http://www.pravoslavie.ru/put/1692.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103582

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #24 : 11 Апреля 2023, 22:30:36 »

Митрополит Трифон (Туркестанов)

Великий Вторник Страстной Седмицы



Великий Вторник. Обедня

Завтра после литургии мы в последний раз услышим дивную молитву Ефрема Сирина, которая так близка нашему сердцу; мне кажется, что каждый из нас знает ее с самого раннего детства. В этой молитве выражается сущность всего того, что должна просить душа христианина.

«Господи и Владыко живота моего!»

Эта молитва создана преподобным Ефремом Сириным. Кто из нас не знает его жития? Ефрем Сирин был, как показывает его название, родом из Сирии; он принадлежал к числу величайших подвижников своего времени, поистине о нем можно сказать, что хотя он по телу был человек, но по духу он был как Ангел бесплотный; с ранних лет он удалился от мира в пустыню, где и проводил великое подвижническое житие.

Он пользовался глубочайшим уважением своих современников и сам являлся учителем, он учил, он обличал пороки, когда замечал их; во время голода молитвами своими испрашивал хлеб, насыщал голодных, исцелял различные болезни, являлся защитником христиан перед язычниками; его писания приносили огромную пользу, так их уважали, что они читались в церкви после Евангелия и Апостола, постоянно в своих молитвах он просит всех простить друг другу, он просит бросить пороки, а потом стараться приобретать христианские добродетели.

Так как это невозможно сделать без помощи Божией, то якорем благих основных чувств христианина должно быть смирение; это чувство – смирение, осознание своих слабых сил, в надежде на помощь Божию; в этом-то и отличие христианства от язычества, язычники горделиво говорят так: пусть боги дадут нам богатство, здоровье, честь, а добродетели сами собою достигнутся.

Это говорит тот, кто не знает своей души, тот, кто никогда не проникал в глубину своего сердца и своих чувств; он никогда не проникал духом в смысл христианских добродетелей, а христианин проникает в свою душу, рассматривает в ней, как глубоко проник туда грех, как сплетено зло с добром, как яд греха проник глубоко, и чтобы быть истинным христианином, а не казаться только таковым по виду, как много надо пламенной борьбы; человек будет казаться наверху чистым, а внутри его есть яд гордости.

И вот, в осознании своей слабости, своего бессилия, христианин обращается с пламенной надеждой к Богу, пламенно молится Господу, взывает: «О Владыко моей жизни! Если Ты не можешь мне помочь, то я ничего без Тебя не могу сделать: вырежь зло из глубины моей души и насади туда семена добра». Так молится христианин; и мы, готовясь к величайшему Таинству, будем взывать к Нему с надеждой на Его помощь.

1918 год


«ЗЕМНОЕ НЕБО» АРХИПАСТЫРЯ

«Слабым беспомощным ребенком родился я в мир…»



Будущий митрополит Трифон (в миру Борис Петрович Туркестанов) родился 29 ноября 1861 года в Москве. Его отец, князь Петр Николаевич Туркестанов (1830 – 1891), был прямым потомком древнего княжеского рода из Грузии. Он отличался тонким умом и мягким сердцем, глубокой религиозностью. Прадед – князь Борис Панкратьевич Туркестаношвили, в память которого будущий владыка получил имя, – выехал в Россию при Петре I. Мать Бориса Петровича Туркестанова, Варвара Александровна (урожденная Нарышкина), была племянницей игумении Марии (Тучковой) – основательницы Спасо-Бородинского монастыря. Как и супруг, она тоже отличалась большой набожностью, ее пленяло все возвышенное и прекрасное.

В семье князей Туркестановых было шестеро детей. Зимой семья жила в Москве, а летом – в старинном подмосковном имении Говорово. Весь семейный уклад был подчинен размеренному строю церковной жизни с чередой постов, говений, паломничеств и праздничных торжеств.

С малых лет будущий владыка алтарничал, пел на клиросе, познавая дивную красоту и глубину богослужения.

Будучи еще младенцем, он тяжело заболел. Врачи потеряли надежду на его выздоровление. Варвара Александровна ходила в церковь святого мученика Трифона и молилась об исцелении сына, обещая после выздоровления посвятить его Богу и, если сын сподобится монашеского чина, дать ему имя Трифон.

Борис выздоровел. Варвара Александровна совершила с ним поездку в Оптину пустынь к прославленному на всю Россию старцу Амвросию.

Встречая их, старец неожиданно сказал стоящему перед ним народу: «Дайте дорогу – архиерей идет».

Расступившиеся люди с удивлением увидели вместо архиерея молодую женщину с ребенком.

Учился Борис в классической гимназии Л. П. Поливанова на Пречистенке, одной из лучших в Москве. Окончив в 1883 году гимназию, Борис поступил в Московский университет. Во время учебы увлекался театром, участвовал в любительских спектаклях.

В 1887 году Борис поступил послушником в Оптину пустынь к старцу Амвросию, который и благословил его на монашество.

31 декабря 1889 года Борис принял монашеский постриг с именем Трифон в честь святого мученика Трифона – так исполнился обет, данный матерью.

«Слава Тебе за земную жизнь, предвестницу небесной…»



Вскоре отец Трифон был рукоположен в иеродиаконы, а 6 января 1890 года – в иеромонахи.

В час кончины своей, в 1891 году, старец Амвросий сумел утешить юношу, сказав ему, что «смерть посылается Милосердным Господом в самое лучшее время для человека, когда его душа наиболее к ней приуготовлена».

Преподобный Амвросий благословил его учиться в Московской духовной академии, куда отец Трифон и поступил в 1891 году.

Во время учебы иеромонах Трифон избрал служение в пересыльной тюрьме. Монахи-причетники умоляли его отказаться от этого служения: преступники, мол, сумеют с ним расправиться. Но отец Трифон продолжал служить. Как потом вспоминал владыка, ни одна служба не производила на него такого впечатления. Великим постом он произносил молитву Ефрема Сирина. Арестанты, закованные по рукам и ногам, клали поклоны. «Дай Бог, – не раз говорил владыка, – чтобы православные христиане так каялись, как эти преступники».

После блаженной кончины отца Амвросия иеромонах Трифон перешел под духовное водительство старца Гефсиманского скита преподобного Варнавы. Он познакомился с ним еще будучи гимназистом. Тогда старец произвел на юного богомольца, посетившего скит, неизгладимое впечатление своей высокой подвижнической жизнью.

«Что меня особенно в нем пленяло, – вспоминал владыка, – это то, что удовлетворение телесных потребностей для него никогда не было каким-то делом, к которому надо было особенно готовиться. Никаких поблажек себе, никакой даже самой невинной прихоти: он вовсе не пил чая, носил самую простую одежду, вкушал самую грубую пищу… никогда как следует не обедал, а так, перехватит что-нибудь, и опять за дело. Он никогда как следует не спал, а так, “прикорнет”, как говорится, во всей одежде на своем деревянном ложе, с подушкой, набитой чуть ли не булыжником, и снова встает на молитву…

Мое знакомство с ним началось с конца семидесятых годов, когда еще гимназистом я посетил для говенья Петровским постом скитские пещеры. Мне давно хотелось с ним познакомиться… но долго не решался это сделать, потому что у многих людей светского общества существует совершенно неправильный взгляд на подвижников, то есть на людей высокой созерцательной жизни, особенно же на тех, которые, по общему мнению, отличаются даром прозорливости, то есть предвидением будущего.

Им все кажется, что все такие люди отличаются крайнею суровостью к приходящим к ним грешникам. Они боятся даже, что те поразят их каким-нибудь суровым наказанием или смутят душу страшным пророчеством.

Сознаюсь, что и я не был лишен в годы моей юности этого предрассудка. То было еще до знакомства с о. Амвросием, Оптиной пустынью и вообще русским православным монашеством.

Но вот я решился повидаться с о. Варнавой. Сначала поговев в продолжение недели, усердно помолившись в маленьком пещерном храме Черниговской Божией Матери, на месте которого теперь воздвигнут громадный собор, я со страхом и трепетом чудным июльским вечером постучался в дверь маленького деревянного домика, в котором обитал о. Варнава.

Долго он мне не отворял, наконец послышались шаги, щелкнула задвижка и на пороге появился седой монах небольшого роста, с мягкою, доброю улыбкой на устах, с проницательным взором темных очей.

Вглядевшись в меня, он произнес тем радостным, ласковым тоном, который так памятен всем, близко его знавшим: “А! Милый барин! Ну, рад тебя видеть, мы тебя все здесь полюбили”, и с этими словами он меня благословил, обнял одною рукою и чрез темные сенцы ввел меня в свою келью, освещенную одною восковой свечой.

…Несколько простых икон в переднем углу, перед ними на аналое медный крест и Евангелие, рядом деревянный стол с несколькими книжками и брошюрами духовно-нравственного содержания, в углу деревянная кровать, покрытая одним войлоком. Вот и все. Но сколько великих дел совершилось в этой убогой обстановке!

Сколько изнемогавших в борьбе с самими собой и житейскими невзгодами душ получили здесь себе облегчение и помощь! Сколько людей, дошедших до полного отчаяния, выходили отсюда бодрыми и готовыми на всякий подвиг!

Да, много великих тайн хранит эта бедная келья, поистине она неизмеримо выше и драгоценнее роскошных чертогов земных богачей».

В 1895 году отец Трифон окончил академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Древнехристианские и Оптинские старцы».

С 1895 по 1901 год отец Трифон был смотрителем московского духовного училища, ректором Вифанской, а затем Московской духовных семинарий.

18 июля 1901 года он стал епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, и был на этом посту почти 15 лет.

В речи на его епископской хиротонии священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Московский (затем Киевский и Галицкий), который считал чрезвычайно важным делом христианизацию московской аристократии и интеллигенции, сказал: «Не оставляй вне пастырского воздействия и те наши сословия, к которым ты так близко стоишь по своему происхождению. Не упускай случая указывать им на возможность совмещения здравых научных познаний с искренней верой, современных открытий и усовершенствований с вечными началами духовной жизни».

Епископ Трифон часто совершал богослужения, очень полюбившиеся москвичам, много проповедовал, вел огромную церковную и общественную работу, не оставляя и своих научных трудов. Он знал пять языков: греческий, латынь, французский, немецкий и английский. За удивительный дар слова верующий народ прозвал его «московским Златоустом».

Духовно окормляя многих знатных особ, владыка Трифон никогда не забывал и о простом народе. Он часто специально для простолюдинов служил ранние литургии, за что был удостоен прозвища «кухаркин архиерей».

Все эти годы отца, а затем владыку Трифона продолжал окормлять старец Варнава. С ним он советовался во всяком своем деле и получал от него благословение. Это продолжалось до самой кончины старца в 1906 году.

«Последний раз, – вспоминал владыка, – я вместе с ним совершил Божественную литургию в четверг на первой неделе Великого поста и навеки простился с ним. Последние слова его были: “Прежде я иногда при моих приездах в Москву объезжал тебя, ну а теперь я часто, очень часто буду тебя навещать”. С этими словами он пожал мне руку, и уже более живым его я не видел».

«Ты миром озаряешь душу во время тяжких скорбей и страданий…»



9 сентября 1909 года владыкой Трифоном освящен больничный храм во имя святых жен Марфы и Марии, небесных покровительниц обители, основанной великой княгиней Елизаветой Федоровной, причисленной ныне к лику святых. А 9 апреля 1910 года за всенощным бдением по чину, разработанному Святейшим Синодом, епископ Трифон посвятил 17 насельниц Марфо-Мариинской обители в звание крестовых сестер любви и милосердия.

На следующий день за Божественной литургией митрополит Московский Владимир, который был духовником великой княгини Елизаветы Федоровны, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елизавету Федоровну возвел в сан настоятельницы. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир… но вместе со всеми вами я восхожу в более высокий мир – мир бедных и страдающих».

В дальнейшем владыка Трифон часто навещал Марфо-Мариинскую обитель.

8 апреля 1912 года он сослужил вместе с епископом Анастасием при освящении митрополитом Московским Владимиром соборного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

20 июля 1914 года, в день начала Первой мировой войны, преосвященный Трифон осенил собравшихся иконой «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому». Икона была написана келарем Троице-Сергиевой лавры Евстафием (Головкиным) на доске от гроба преподобного. Этот образ во время войны всегда находился на фронте.

Во время войны преосвященный Трифон добровольно стал полковым священником и целый год провел на передовых позициях в действующей армии.

26 февраля 1915 года за мужество и храбрость при совершении богослужений на линии огня и за беседы в окопах с воинами во время боя он был награжден панагией на Георгиевской ленте и орденом святого Александра Невского.

На польском фронте владыка Трифон был контужен и ослеп на один глаз. Онвынужден был возвратиться в Москву.

С июня 1916 года владыка – настоятель Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря. Вплоть до закрытия обители в начале 1918 года он служил во всех приделах, которые знаменовали земную жизнь Спасителя, и вкладывал свои средства в ремонт обители. Вблизи монастыря владыка, опять-таки на свои средства, построил женскую гимназию, где читал лекции об Оптинском старце Амвросии и других подвижниках благочестия с показом диапозитивов.

«Не страшны бури житейские тому, у кого в сердце сияет светильник Твоего огня»

После закрытия монастыря владыка Трифон переехал в Москву и участия в административных делах Церкви не принимал.

Около полугода он жил на Поварской улице у брата Александра Петровича, неподалеку от храма святого Симеона Столпника, куда владыку приглашали служить.

Впоследствии, когда улице дали имя Воровского, он шутил: «Я служил на Поварской, а теперь на Воровской».

Затем он переехал на Знаменку к своей сестре Екатерине Петровне Бутурлиной, которая с мужем занимала в доме второй этаж. Здесь у владыки была комната и походная церковь, которой он пользовался еще на фронте. Потом пришлось переселиться вниз, в швейцарскую.

(Окончание следует)
« Последнее редактирование: 11 Апреля 2023, 22:35:25 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103582

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #25 : 11 Апреля 2023, 22:32:06 »

(Окончание)

С этого времени начался новый, наиболее тяжелый период жизни владыки Трифона, продолжавшийся до самой его блаженной кончины: ему неоднократно приходилось менять место жительства, вместо монашеской кельи жить в коммунальных квартиpax, причем даже в этих условиях он не мог быть спокоен за свое будущее, так как новые власти его не прописывали и лишали продовольственных карточек.

Владыка ни разу не был ни арестован, ни даже выслан из Москвы, но его неоднократно вызывали в ГПУ по поводу прописки. В последние годы своей жизни он жил только в домах, принадлежавших частным лицам.

Владыка часто служил по приглашению в разных московских храмах: то на Знаменке, то в Никитском монастыре, то на Афонском подворье (Полянский переулок)…

Каждый раз его службы собирали толпы молящихся. Наиболее преданная часть паствы еще теснее сплотилась вокруг него, сопровождая его и бывая на всех службах.

Находясь формально на покое, владыка был поистине одним из главных духовных водителей русского Православия. К нему постоянно шел поток посетителей за советом и по духовным, и по житейским вопросам. Верующий народ уже почитал его как великого архиерея, замечательного проповедника и духоносного старца-подвижника.

Митрополит Трифон был известен как смиреннейший, но и неподкупный иерарх, преданный истине Христовой, как человек святой благочестивой жизни. Его советы и мнения нередко были решающими не только для судеб его многочисленных духовных детей, но и при многих событиях, связанных с судьбой Русской Православной Церкви после октябрьского переворота.

В период обновленчества владыка Трифон, не колебаясь, оставался верен Патриаршей Церкви. Его любил Святейший Патриарх Тихон и нередко служил вместе с ним, а в 1923 году возвел в сан архиепископа. Они были двумя великими духовными столпами, которые поддерживали святую Русскую Церковь в жестокое и многоскорбное для России время.

Святой Патриарх Тихон пережил несколько покушений, множество допросов, тюремное заключение. Он скончался 7 апреля 1925 года.

Со смертью Святейшего Патриарха начался новый этап исповеднического пути Русской Церкви – время «длинной, темной ночи», как говорил сам святитель Тихон.

После ареста патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), управление Церковью перешло к его заместителю – Нижегородскому митрополиту Сергию (Страгородскому).

Архиепископ Трифон глубоко уважал митрополита Сергия и высоко ценил его как глубокого ученого богослова и крупного церковного администратора. Он видел, что его трагические попытки «договориться» с безбожной властью продиктованы искренним желанием спасти жизни тысяч верующих от новых волн репрессий, а оставшиеся малые островки церковных структур – от полного разорения.

19 августа 1927 года митрополит Сергий обнародовал Декларацию о лояльности Церкви к советскому государству.

Архиепископ Трифон некоторое время не служил, но позже принял моление «о властях», которое было прибавлено к великой ектенье.

В 1931 году исполнилось 30 лет архиерейского служения архиепископа Трифона. Свой юбилей он встретил в церкви Космы и Дамиана на Маросейке. Служба прошла с особенной теплотой и воодушевлением. После богослужения благодарные прихожане украсили комнату владыки Трифона зеленью и гирляндами из живых цветов. К этому юбилею указом митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Трифон был возведен в сан митрополита.

«Сего я менее всего ожидал», – писал позднее митрополит одному из своих духовных чад. А в своем ответе Патриаршему местоблюстителю подчеркивал, что он никогда не стремился к такому высокому сану, но принимает его со смирением как новый этап своего служения Православной Церкви.

Роль владыки Трифона еще более возросла. Его слово было законом для тех, кто остался верен Православию в трагических условиях тогдашней русской жизни. Люди верили, что его устами говорил Сам Господь.

«Наитием Святого Духа Ты озаряешь мысль художников…»


Митрополит Трифон. 1929. На обороте авторская надпись: «Митрополит Трифон, в миру Князь Туркестанов - Павел Корин 1929 г.»

Павел Дмитриевич Корин вспоминал, что владыку Трифона и большинство духовных лиц для своей грандиозной «Руси уходящей» он смог написать с натуры только благодаря благословению архипастыря.

В 1925 году у одра почившего Патриарха Тихона Корин увидел, как в эти трагические, но одновременно и звездные мгновения Святая Русь проявляет всю свою могущественную духовную суть. Даже самим своим величавым исходом она являла знак вечности. У художника, наделенного философским складом ума, конечно же, возникло острое желание запечатлеть и сохранить для будущих поколений образы и характеры этих людей. Но как в разгар репрессий в Москве уговорить пастырей и архипастырей позировать ему?

Благодаря рекомендации друга и наставника Михаила Васильевича Нестерова, к которому Корин пришел за советом и помощью, первым молодому художнику согласился позировать владыка Трифон. Правда, сославшись на больные ноги и преклонный возраст, – всего лишь четыре сеанса.

За эти отпущенные ему четыре сеанса Корин смог написать лишь голову иерарха. А те прекрасно найденные детали для психологической характеристики архипастыря – огненное пасхальное облачение со всеми атрибутами, которые мы видим на картине, художник искал и находил уже потом. Но, несмотря на некоторую диспропорцию в изображении своего героя, главное было достигнуто: образ владыки Трифона был запечатлен.

В дальнейшем все, кого художник приглашал в мастерскую, соглашались позировать лишь после того, как узнавали о благословении владыки, которого уважала и чтила вся тогдашняя православная Москва.

«Слава Тебе, возведшему нас на небо…»



Незадолго до своей кончины митрополит Трифон ослеп на оба глаза.

О последнем периоде жизни владыки вспоминает его духовная дочь Мария Тимофеевна.

«В 1934 году владыка тяжело заболел, и в день своих именин 1 февраля он служил в церкви святых Адриана и Наталии, говорил проповедь, что он служит в последний раз, и просил за него молиться. Последняя служба его была на Пасху, в субботу, в церкви Малого Вознесения. Была поздняя обедня, он был очень слаб, его поддерживали иподиаконы, народу было очень много, он, сидя, всех благословлял, и слез было море, все чувствовали, что это в последний раз, больше его в храме не увидим.

У владыки давно было желание принять схиму. Митрополит Сергий прислал разрешение, и все уже было готово, но по некоторым причинам было отложено».

После этой службы митрополит уже сидя благословил всех, кто был в храме и вышел, поддерживаемый иподиаконами.

В мае он слег и уже больше не вставал, а 5 июня продиктовал своей духовной дочери свою последнюю молитву.

«Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Пречистыя Твоея Матери, святых ангелов-хранителей наших и всех святых, приими мою усердную молитву за всех моих чад духовных, живых и мертвых.

Приими молитву за всех благотворящих мне, милующих и даруй всем милость Твою великую: живых соблюди в мире и благосостоянии, усопшим даруй вечный покой и бесконечные радости.

Господи, Боже мой, видишь Ты искренность молитвы моей, яко ничим же могу возблагодарить их, токмо сей усердной моей молитвой.

Приими же сия словеса моя, яко дело благотворения, и помилуй всех нас».

Иеродиакон Феофан вспоминает, что еще раньше свое служение в день святого мученика Трифона владыка закончил словами: он чувствует, что в последний раз молится со своей московской паствой и просит в случае кончины не отказать записать его в свои поминания и молиться об упокоении его души. Просил не говорить никаких речей при его погребении и завещал отпеть его монашеским отпеванием, как это было в Древней Руси, и положить его в мантии и в клобуке.

«14 июня 1934 года, – вспоминает отец Феофан, – в день смерти, он, будучи уже слепым, просил своих духовных детей “петь Пасху” и сам с ними пел. Настоятель храма мученика Трифона хотел привезти чудотворную икону мученика Трифона к владыке, но владыка по своему смирению отказался, говоря, что он не может принять такую святыню, потому что здесь, в этой комнате, проходит вся его жизнь. При его кончине была кадровая сестра, которая ко мне обратилась и сказала, что она много видела смертей, но такой тихой кончины, как у владыки Трифона, она не видела».

Отпевали митрополита Трифона Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) в сослужении архиепископа Смоленского и Дорогобужского Серафима (Остроумова) и архиепископа Дмитровского Питирима (Крылова) в храме Адриана и Наталии, в котором владыка Трифон любил молиться и где находилась чудотворная икона мученика Трифона.

«Его похороны, – вспоминал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), – вылились в настоящую демонстрацию. Я, к сожалению, на похоронах не был, хотя мог бы быть, мне уже было восемь лет. Отпевали его на Сухаревке, в церкви Адриана и Наталии, и до Немецкого кладбища огромная процессия шла за гробом. По Москве тогда религиозные процессии были запрещены – и все же масса людей под проливным дождем сопровождала его».

Вспоминает духовная дочь владыки: «В могилу его опускали два архиерея – епископы Питирим и Серафим. Отслужили литию и стали расходиться, потому что все были мокрые до костей – вместе с нами плакала и природа».

Промыслом Божиим на Введенском (Немецком) кладбище, первоначально предназначенном только для инославных, было погребено немало православных подвижников, украсивших Русскую Церковь подвигами молитвы и добрых дел. Среди них был и праведный Алексий Мечёв, чьи мощи ныне почивают в храме святителя Николая в Кленниках, настоятелем которого он был. Служа как-то на этом кладбище панихиду на одной из могил, митрополит Трифон сказал, что здесь ему очень понравилось, и он желал бы, чтобы его здесь похоронили.

Господь исполнил желание Своего избранника. К могиле его и доныне идут с молитвой православные люди. На белом мраморном кресте начертаны слова владыки: «Дети, любите храм Божий. Храм Божий – это земное небо».

«Слава Богу за все»


Митрополит Трифон (Туркестанов)

Многие из духовных чад и сподвижников владыки Трифона, пострадавшие за Христа, уже прославлены нашей Церковью в лике святых. А владыку Трифона Господь оградил от тюрем и лагерей. Но это не умаляет его подвига. В трудные для Отечества и Церкви годы владыка был одним из тех, чьими молитвами выстояла и победила своих гонителей Русская Церковь. К владыке Трифону в полной мере можно отнести слова церковного песнопения: «Земный ангел и человек небесный».

В 1929 году владыка Трифон написал удивительный благодарственный акафист Господу, который стал его духовным завещанием.

Этот акафист имеет некоторые особенности, выделяющие его из ряда традиционных гимнов, предназначенных для общецерковного употребления: он написан на современном русском языке, а не на церковно-славянском, как было принято, и имеет глубоко личный характер. Владыка Трифон смело вводит в акафисте свое «я» в ткань поэтического повествования и обращается к Творцу из глубины своего сердца, из глубины своего земного существования.

Известно, что этот вдохновенный гимн Творцу и Его творению десятки лет распространялся по России путем церковного самиздата, а в 1970-е годы был впервые напечатан за рубежом.

При первых публикациях авторство акафиста ошибочно приписывалось погибшему в ссылке священнику Григорию Петрову. Позднее, когда появление акафиста в печати стало возможным уже на Родине, произведение митрополита Трифона с указанием его авторства получило общецерковную известность.



Акафист «Слава Богу за все» неизменно потрясает нас красотой и силой любви и благодарности Богу за все, что сотворил Господь по Своему бесконечному милосердию к нам, грешным, даже в этом материальном мире, где мы только странники. Что же тогда увидят праведники в Царствии Небесном?

«Слава Богу за все» – в этих словах главный духовный опыт Русской Православной Церкви во время самых жестоких гонений, когда-либо в истории переносимых Церковью Христовой.

Вспомним, что этими же словами закончил свое выступление в 1922 году на процессе по делу об изъятии церковных ценностей митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), невинно осужденный и приговоренный к расстрелу.

Сам Христос сказал: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33), и потому, какими бы трудными и печальными ни были события земной истории, сила Божия всегда побеждает.

Идет смертельный бой, и мы знаем, что Христос уже победил врага рода человеческого, но должен победить и каждый из нас. Воскресение стало возможным только после Голгофы. Бесчисленные жертвы за Христа новомучеников и исповедников Российских в самом кровавом в истории России XX веке стали их победой, открывшей им путь в жизнь вечную.

Об этом и поет великий сын России, благодаря Бога за «все ведомые и сокровенные благодеяния Твоя, за земную жизнь и за небесные радости Царствия Твоего будущего», чтобы, «умножив вверенные нам таланты, мы вошли в вечную радость Господа своего с победной хвалой: Аллилуия!»

Акафист, озаглавленный словами, которые, по преданию, произнес, умирая в ссылке, святитель Иоанн Златоуст, можно назвать «песней благодарения», вдохновенным ответом митрополита Трифона на призыв апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18).

Упокой, Господи, душу великого русского архипастыря, так вдохновенно воспевшего Тебя в своем благодарственном духовном гимне-молитве!


Николай Головкин
член Союза писателей России


https://pravoslavie.ru/put/061130150599.htm
« Последнее редактирование: 11 Апреля 2023, 22:40:58 от Александр Васильевич » Записан
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!