Волосы дыбом и с ума сошли: кто злил президента В конце прошлой недели, зачитывая постановление одного из липецких судей, президент Владимир Путин признался, что у него от таких вещей «волосы оставшиеся дыбом встают».Пока обстоятельства дела проверяют, Лента.ру решила вспомнить, какие еще эпизоды вызывали возмущение президента и какими были последствия.
В постановлении суда, которое возмутило президента, говорилось, что гражданин совершил преступление «путем написания заявления» в Липецкую облпрокуратуру.
«Что это такое? Совсем с ума сошли, что ли?» — недоумевал президент на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека в четверг, 8 декабря.На следующий день выяснилось, что автор документа — судья из Липецкой области Екатерина Геворкян. Привлечь к уголовной ответственности пытались гражданина РФ Василия Урываева по заявлению гражданина Великобритании Саймона Шекилса, соседа Урываева по участку в селе Капитанщино.
Из-за чего поссорились соседи — доподлинно неизвестно, но Урываев якобы оскорбил потерпевшего и оклеветал его — как раз тем, что подал заявление прокурорам. Теперь все обстоятельства проверит квалификационная коллегия судей, а за ходом дела следит федеральная пресса.
Были и другие эпизоды, которые вызывали резкую реакцию главы государства.
Когда не с кого спроситьОдно из самых жестких, хотя и в некоторой степени ироничных высказываний президента за минувший год связано с проектом трассы Керчь — Симферополь. В марте он потребовал у вице-премьера Дмитрия Козака и теперь уже бывшего главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева определить ответственных за реализацию проекта.
Президент негодовал, что спросить за стройку не с кого:
«Нужен конкретный орган, нужен конкретный человек, который отвечает за весь проект, чтобы мне не нужно было названивать по телефонам по всему правительству либо в субъекты Федерации. Должен быть тот, кто лично отвечает за результаты работы и за расходование государственных денег».
СМИ приводили и другой оборот: нужен человек, «которого можно будет повесить, если он не сделает ничего». Но этой части цитаты позже не оказалось в официальной стенограмме совещания.О постановлениях, определяющих ответственных, правительство публично не сообщало, однако тема, очевидно, попала в зону прямого и постоянного федерального внимания: с тех пор на уровне премьера прошло несколько совещаний, где обсуждалось дорожное хозяйство Крыма. Глава кабмина признавал, что ситуация с дорогами в Крыму и Севастополе «аховая», потому что в отрасль давно не вкладывались.
Он напомнил, что федеральный центр финансирует работы, но дорожное строительство — это все-таки работа региональных властей.
«Контролируйте обязательно, лично этим занимайтесь», — сказал глава правительства, обращаясь к главе Крыма Сергею Аксенову и севастопольскому губернатору Сергею Меняйло, которого теперь сменил Дмитрий Овсянников.
Когда срывают срокиСо стройками всегда возникало много накладок, и чем больше стройка, тем масштабнее ожидался скандал. В феврале 2013 года, примерно за год до Олимпиады, Путин разнес в пух и прах тогдашнего главу совета директоров компании «Курорты Северного Кавказа» Ахмеда Билалова.
«Прилетело» в первую очередь за срыв сроков. Путин осматривал спортивно-туристический комплекс, со сдачей которого запаздывали уже больше чем на год. Виноватой назвали компанию Билалова, бывшего исполнителя заказа. Ко всему прочему оказалось, что объект подорожал, а издержки придется оплачивать «Сбербанку».
На фото: Комплекс трамплинов «Русские горки» в Красной ПолянеГлава «Сбербанка» Герман Греф почти в то же время признавался, что материалы для строительства трамплина приходится завозить на объект до утверждения документов. Иначе, мол, не сдадим вовремя, и меня самого с трамплина запустят, вслух опасался Греф на одном из бизнес-завтраков в ходе Инвестиционного форума в Сочи.
Запоздавший со сроками Билалов на тот момент совмещал руководство «Курортами» с вице-президентством в Олимпийском комитете.
«И вице-президент Олимпийского комитета занимается вот такой стройкой? И так стаскивает ее по срокам?» — возмутился Путин.В конечном итоге Билалов лишился всех постов. В октябре МВД России сообщало, что уголовное дело в отношении бывшего руководства «Курортов Северного Кавказа» продолжается, «активно проводятся следственные действия».
Правоохранители пытаются выяснить, как полученные на олимпийскую стройку 5 миллиардов рублей оказались на счетах банка, который вскоре обанкротился. Фигурантов дела ищут, но пока безуспешно.
Когда прикармливают своихВ конце 2011 года заявления Путина, занимающего должность председателя правительства, произвели переполох во всей электроэнергетической отрасли. В последних числах ноября он потребовал проверить наличие серых схем и офшорных активов в энергокомпаниях с госучастием. К 19 декабря ситуация не особенно изменилась.
«Сказал же, прямо сказал: проверьте, пожалуйста, это. Наведите порядок. Все же слышали.
Нет, все, кого это касается, пальцем не пошевелили: ни от офшоров не избавились, ни компании свои не закрыли, где сидят они сами и их близкие родственники. Все продолжили!
Странно даже, честное слово, просто странно! Ну хоть чувство самосохранения должно быть какое-то?!» — недоумевал глава государства.По его словам, были установлены «далеко не единичные случаи, когда энергетические комплексы целых регионов Российской Федерации оказываются подконтрольны семейным кланам».
В пример приводили экс-руководство МРСК Северного Кавказа: Магомед Каитов лишился поста гендиректора еще до памятного для энергетиков декабрьского совещания. Виток борьбы с коррупцией в отрасли привел к цепочке перестановок и увольнений, а заодно заставил поработать в новогодние каникулы не только электриков, но и «белых воротничков», которые все праздники напролет готовили антикоррупционные отчеты.
Когда чиновники не торопятсяРегулярно приводила к разбору полетов и такая чувствительная для граждан тема, как рост тарифов ЖКХ. На заседании правительства в феврале 2013 года досталось уже не существующему теперь Министерству регионального развития.
Глава ведомства Игорь Слюняев, который потом сменил фамилию на Албин, убеждал, что взаимосвязи между реальной платой граждан и регулированием тарифов не существует. Граждан эти тонкости совершенно не волнуют, заявил в ответ президент.
«Вот они, платежки. Идите и объясните людям, почему они в январе или в декабре—ноябре должны были платить такие деньги, а в январе—феврале — вот такой скачок, — говорил Путин министру.— И это в некоторых районах Петербурга. А в Мурманске, вы говорите, в отдельных муниципалитетах — на 200 с лишним процентов. С ума сошли, что ли?»
С тем же вопросом он обратился к правительству — точнее, к курирующему работу ОАО «РЖД» вице-премьеру Аркадию Дворковичу — в феврале 2015 года, когда в регионах возникли перебои с пригородным железнодорожным сообщением.
«Мы понимаем, насколько это серьезно. Это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионах», — подчеркивал глава государства.РЖД пообещало пустить поезда и вскоре действительно открыло движение на большинстве маршрутов.
Когда губернаторы расслабилисьНе прийти на мероприятие с участием Путина — довольно рискованная затея. Чего только стоит история с владельцем «Мечела» Игорем Зюзиным: он сказался больным и отсутствовал на совещании по развитию металлургии летом 2008 года. Тогдашний премьер поинтересовался, не пригласить ли доктора к уважаемому бизнесмену. Котировки компании мигом обвалились до исторического минимума.
На фото: Экс-губернатор Кировской области Никита Белых в Басманном суде МосквыПодотчетным чиновникам может достаться еще крепче, чем коммерсантам. В канун 2012 года премьеру Путину доложили о тарифах на горячую воду в населенных пунктах Кировской области.
«Как получилось, что в Кирове дважды сразу на 40 процентов взяли и выросли тарифы на горячую воду?
Городок такой Нововятский — прямо на 40 процентов взяли и вздули. Руководство региона такие вещи вообще не отслеживает, что ли?» — спрашивал глава правительства.Замгубернатора Алексей Кузнецов не смог отговориться тем, что не владеет информацией.
«У вас таких данных нет, а у людей, которые платят за горячую воду, такие данные есть. Вот, пожалуйста, счет-квитанция по месяцам», — продолжал наседать Путин.Тут же он вспомнил о главе области: «Белых где? Где губернатор?»
Выяснилось, что Никита Белых еще не вышел из отпуска.
«Вы пошлите, пожалуйста, сигнальчик. Пускай заканчивает отпуск, выходит на работу. Работать надо. Пора всем на работу», — резюмировал Путин.Глава Кировской области оперативно вышел из отпуска, который, как писали СМИ, проводил в Швейцарии. Но в губернаторах все равно не усидел — правда, совсем по другому поводу.
Юлия Макароваhttp://rusvesna.su/news/1481528553