Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 22:19:10  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Незачем лишнее слово… О книге «Посредине России»  (Прочитано 1766 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 31 Декабря 2016, 04:00:49 »

Незачем лишнее слово…

О книге «Посредине России»



Где родился – там и пригодился. Эту русскую пословицу можно с полным основанием отнести к судьбе и творчеству замечательного и всероссийски известного поэта-кемеровчанина Сергея Донбая. И  пригодился поэт Донбай не только родному городу Кемерово, своей малой родине, но и большой родине – России. На таких вот поэтах, материковых по судьбе и по сути творчества, по сути, и зиждется современная литература и поэзия. Держу в руках подаренный  Сергеем Лаврентьевичем весомый сборник стихотворений «Посредине России», вышедший в престижной серии «Библиотека современной русской поэзии» в издательстве «Российский писатель». Предисловие к сборнику написал никто иной, как выдающийся наш поэт, живой классик Станислав Юрьевич Куняев, многие годы стоящий у руля лучшего литературного  журнала России «Наш современник», основанного ещё Пушкиным!

Читаешь сборник и в очередной раз утверждаешься в мысли, что поэтом мало стать. Поэтом надо сначала родиться. С природным чутьем на красоту и с неискоренимой верностью своим истокам. А еще с твердым пониманием того, что никто, кроме тебя, не увековечит в поэтическом слове то, что должен увековечить только ты. А без этого образ России будет неполный. Судьба судила  поэту Сергею Донбаю появиться на свет в семье  известного в Кемерово  архитектора Лаврентия Ивановича Донбая. Город украшают множество зданий, выстроенных по его проектам. Однако  судьба сохранила Серёжу Донбая  от незавидного для поэта удела мальчика-мажора.  Он вырос и в районе, который в Кемерово называют Соцгородом. Вырос среди рабочего народа, о котором впоследствии напишет лучшие свои произведения. Сейчас почти позабыли мы когда-то такой часто встречаемый в литературе термин, как народность,  Но ведь без народности литература просто обречена на вырождение: если она не востребована народом, на языке которого создается, как говорится, на кой нужна такая литература и кто ее будет читать?

Сергею Донбаю не пришлось на заре творческой юности искать свою магистральную тему, свою дорогу в поэзии. Тема сама нашла его – рассказать о тех людях, что являются солью земли, о родной природе.  Тема народности в творчестве Донбая трансформировалась и  столько редкую ныне «производственную» тему. О людях трудах так, как рассказал Сергей Донбай, мало кто рассказал сегодня.  А ведь человек и интересен в первую очередь тем, что он созидает. Созидание – это и есть цель нашего прихода в этот мир, будь мы крестьяне, поэты или сталевары…   

…Московская книга Сергея Донбая носит название «Посредине России».  Это книга о Сибири! Сибирь-матушка и есть середина-сердцевина России. Географы уверены, что географический центр России отнюдь не в Москве и тем более не в Петербурге. Он на территории Сибири. И это не той Сибири, что «у черта на куличках».  Как посмотришь на события в мире – потоп, пожар,  теракт,  майдан… А в Сибири в это время снег сияет да звезды мерцают.  Разве это «у черта на куличках»?  Это «у Бога за пазухой»!

Дверь открой посредине России

И лицом к быстрине прикоснись.

Сколько там мужики искурили

В тамбурах, размышляя про жизнь.

Мы с тобою на встречных экспрессах

Разминемся. Помедлить нельзя!

Полетят параллельно и резко

Наши волосы, руки, глаза.

Свежий ветер, простор неоглядный…

Через слёзы предстанет страна –

Наши волосы треплет и гладит

На восток и на запад она.

Сибирский неоглядный простор – что на запад, что на восток! - и сибирские ветра поют в стихотворениях Сергея Донбая. Этот простор и эти ветра не придуманы силой вдохновения, пусть и высокого. Они всегда были с поэтом, они жили и живут в нем. Не дают заспесиветь да зачванливеть.

Мама помнит, на сносях картошку копала…

Я не помню, когда у меня неприязнь

Появилась к той части людей, что считала,

Что спесиво считала: земля – это грязь.

Человек красен своим трудом, как сибирская изба пирогами. Не понимать это могут лишь  спесивые нахлебники, которых Сергей Донбай двумя строками пригвоздил, как приговорил. Поневоле вдруг вспомнилось горькое стихотворение Ивана Бунина про Россию, столь созвучное ситуации:

Они глумятся над тобою..

Они, о Родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат…

Один наш русский император говорил, что Россию время от времени надо «подмораживать». А в Сибири климат такой, что сама, без монарших указаний, вымораживает матушка-Сибирь все гнилое и чуждое. И в людях, и в природе:

…Уже, подчеркивая стужу,

Весь нараспашку, весь наружу

Знакомый тополь – погляди! –

Рванул одежду на груди.

И, кажется, что пошутили

Над нами летние деньки,

Чтоб стало снова ощутимей,

Что мы с тобой сибиряки.

Сергей Донбай очень разноплановый поэт. Он способен сочетать в своем творчестве эпический порыв человека труда и пронзительную лирику. В творчестве Сергея Лаврентьевича очень сильна тема любви. Думаю, она заслуживает отдельного разговора. Зато прямиком из классической русской поэзии вытекает в творчестве Донбая пейзажная лирика:

Дела природы повторимы.

Опять остыл небесный круг.

И птиц крылатые гольфстримы

Над головой текут на юг.

Нет, мы другие в каждом круге –

Природы дети и дела –

Лишь вновь над печкой греем руки,

Лишь стынет звездная зола.

Как видим, взгляд поэта устремлен не только к земле, к  человеку труда. Его взгляд влечет и небо, вечное и вроде бы отрешенное от обитающего на земле человека. Но по глубокому убеждению поэта – греющего человека свыше и дарующего ему нездешний свет «звездной золы». Высокая созерцательность большинства стихотворений Сергея Донбая о природе отнюдь не тяготеет к немоте. Мысль изреченная не может быть ложью, если она выстрадана и выношена годами  душой поэта.

По эпохе, выпавшей на его творческую юность в  Новосибирске, Сергей Донбай относится к поколению шестидесятников. Но какая же огромная разница между ним, с его глубокими сибирскими корнями и теми резвыми в суждениях «детьми арбатов», что фактически присвоили себе шестидесятые годы! Словно и не было в это время на просторах нашей необъятной страны настоящих поэтов, а только прыткие горластые «собирателей стадионов»… Хотя термин «шестидесятники» в современной литературе патриотического крыла стал почти ругательным, тем не менее поколенчески Сергей Донбай принадлежит именно к «шестидесятникам».

Шестидесятые новосибирские его годы  отмечены первыми  публикациями. Это потом уже, по мере творческого и личностного взросления поэта, ширился и углублялся ракурс его видения России и, соответственно, расширялась география его публикаций, шагнувшая за  сибирские  пределы. Но сначала в ныне далеком  1970 году была  первая «кемеровская» книга стихотворений “Утренняя дорога”, которая продолжилась поэтическими книгами  “День”, “Смута”, “Проснись у меня на плече”, “Стихотворения” и другими.

В отличие от другого поэта-шестидесятника с архитектурным образованием – Андрея Вознесенского Сергей Донбай возводил в своих стихах не безликие серые общечеловеческие конструкции, а «строения», стройные именно русским сибирским ладом.  Потому что сибиряк Донбай, в отличие от резвых столичных арбатских коллег, не страдал тягой к лишним словам, лишним словам в Сибире просто не место. Слово в Сибири – синоним дела. Не это ли залог творчества поэтов Сибири?

Родные леса отдыхают в мороз.

В них тихо, легко и свободно.

Дубравам, кедровникам, рощам берез

Молчание это угодно.

Мы долго молчали и вместе, и врозь,

Отчаянно и всенародно.

И столько молчания в нас набралось,

Что сделалось крику подобно.

И стали кричать мы, казалось, легко:

Сплотимся! Даем обещанье!

Впервые на свете! Не зря полегло! –

Но крик стал похож на молчанье…

… И стали роптать мы, и ропщем, но суть

За прошлым стоит косогором…

Откуда и как нам теперь почерпнуть,

Чтоб ропоту стать разговором?

Не там ли, где лес отдыхает в мороз,

И незачем лишнее слово,

Где столько страданья вокруг собралось,

Что речью быть нашей готово?

И все-таки поэзия отвоевала у архитектуры своего верного рыцаря Сергея Донбая. Он оставил институт  “Кемеровгражданпроект”, где проработал многие годы,  и связал свою судьбу с журналом “Огни Кузбасса” - одним из самых уважаемых в России литературных изданий. Пришел туда Сергей Донбай на  должность ответственного секретаря, а затем стал и главным редактором. Параллельно окормляет Сергей Лаврентьевич с высоты своего опыта молодые сибирские литературные таланты в литературном объединении  “Притомье”. Чтобы не «притомились» наши будущие словотворцы на непростых литературных дорогах, и из множества дорог нашли и проложили свою, единственную. Как нашел ее когда-то и идет по ней поэт  Сергей Донбай.

Эдуард Анашкин (Самарская область)

http://www.voskres.ru/literature/critics/anashkin46.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!