Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 19:07:52  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Камертон сердца. Новая книга  (Прочитано 1952 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 12 Января 2017, 06:37:11 »

Камертон сердца

Новая книга



Моё знакомство с Анатолием Улуновым было чисто писательское. Году в 2003 встал вопрос о его приеме в Союз писателей России. И я обратил внимание, что рекомендации в писательский союз Улунову дали сразу два весьма уважаемых мной прозаика – Иван Никульшин и Евгений Лазарев. Такие рекомендации говорят о многом и заставляют поневоле приглядеться к тому, кто их удостоился. На тот момент я с творчеством Анатолия Дмитриевича знаком не был.

Понемногу, годами, открывал для себя этого поистине удивительного в своей разносторонности человека, всякий раз удивляясь его многогранному интересу к жизни. Что он по профессии военврач в высоком чине, узнал вскоре. Потом открыл для себя Улунова, как боевого офицера, участника военных событий на Кавказе и в Афганистане. Следующей гранью широкой улуновской натуры стал для меня тот факт, что новый член писательского сообщества является кавалером пяти боевых орденов и парашютистом-десантником.

И как писатель Анатолий Дмитриевич широкоформатен. Не просто автор множества замечательных книг, но книг очень разножанровых. Пишет поэзию, прозу, даже в жанре эпиграммы, что называется, засветился. Он предстает человеком, который никогда, с детства, не привык плыть по течению, скорее наоборот – всегда идет по пути высшего сопротивления. Не отличавшийся крепким здоровьем в детстве, он после очередной мальчишеской травмы и серьезного диагноза порок сердца решил заниматься спортом и стать врачом. Именно телесное нездоровье помогло сильному духом парню в 19 лет стать кандидатом в мастера спорта по спортивной гимнастике. А боязнь высоты сподвигла его пойти служить в десантные войска. Очень мирный его характер побудил его попроситься служить в Афганистан, когда там начались боевые действия.

Не идти на поводу у обстоятельств – вот характер этого человека. Ориентирами для него стали сильные люди, настоящие мужчины – в жизни и в литературе. Ориентир на сильных характером людей помог Улунову в художественном слове запечатлеть характеры этих людей, ведь некоторые из которых впоследствии и стали героями его произведений. А вот тягу к литературе, искусству, живописи, истории Анатолий Дмитриевич унаследовал от отца – книгочея и интеллектуала.

Жизнь изрядно помотала Анатолия Дмитриевича по России. Урождённый сибиряк, родился на Алтае, жил в Кемерово, учился в Томске перед тем, как попасть в Ленинградскую военную медицинскую академию… Самарцем стал уже будучи зрелым человеком и офицером - в 1993 году. Во многом Самара и Волга окончательно привели Анатолия Дмитриевича в литературу, куда он явился уже человеком, которому есть что сказать в своих произведениях. Выдумывать сюжеты, чем сегодня частенько грешат оторванные от реальной жизни писатели, ему нужды не было, повидал немало, насмотрелся на людей в самых разных, часто экстремальных обстоятельствах.

Служба в десантных войсках, почти два года в Афганистане командование медицинским батальоном. Боль за распад великой державы, которой дал присягу и верно служил. Все это не отпускало, требовало выхода и в конце концов – стало книгами. Анатолий Дмитриевич часто работает в очень непростом жанре – на стыке документалистики и художественности. С одной стороны, как офицер и очевидец многих страшных событий понимает, что о них надо говорить правду и только правду по принципу «Тут не убавить, не прибавить – так это было на земле».

С другой стороны прекрасно понимая, как писатель, что без художественной составляющей полной правды писатель не может сказать. Такие же проблемы, думается, испытывали в процессе творчества многие наши писатели, призванные литературой с военной службы, а часто и совмещавшие военное и литературное служение России…

Своими учителями в литературе Улунов считает Сергея Есенина и Владимира Высоцкого. Любит этих поэтов за созвучное ему восприятие жизни, что находит в их стихотворениях. Время службы на Кавказе помогло Анатолию Дмитриевичу открыть для себя и полюбить стихи Расула Гамзатова. Он даже специально приезжал в аулы, которые связаны с творчеством гениального аварского поэта. Однажды в Дагестане Анатолий Дмитриевич удостоился подарка от Президента России! Владимир Путин подарил нашему писателю-земляку наручные именные часы, которыми Анатолий Дмитриевич дорожит больше, чем боевыми наградами! А ведь среди его наград есть даже Орден Мужества и Орден за заслуги перед Отечеством!

И когда посмотришь на жизнь и творчество этого человека, то понимаешь, что историко-художественная книга «Камертон памяти» в творчестве Улунова – неизбежность. Слишком много передумано, чтобы втуне пропасть, а не стать достоянием молодого читателя – на него, в основном, рассчитан «Камертон». Уже само название книги говорит о том, что фальшивить в разговоре с молодыми нельзя, если не хочешь потерять их доверие. А сподвиг на создание этой книги Анатолия Дмитриевича разговор с любознательной внучкой о Ленине. Вопросы, заданные устами «младенца» и попытки ответить на них честно, но своими словами, а не словами политинформаторов советского времени стали отправной точкой книги.

И тут уже Анатолий Дмитриевич должен был говорить не просто, как офицер, дававший присягу СССР, но и как дед, обязанный ответить, почему «плохой» Ленин стал знаменем целой эпохи. А ещё как писатель, который вообще грешить против истины, какой бы горько  й та ни была, не вправе. Ведь книги имеют обыкновение переживать своих авторов.

Думаю, книга, где правда поверяется горькими раздумьями и пусть и запоздалой, но работой над ошибками, будет востребована молодыми читателями. Не зная прошлого своей страны, не уважая этого прошлого, любое поколение не сможет построить достойного настоящего, не говоря уж о будущем. Эта мысль пронизывает все, даже самые печальные страницы книги. Мысль о том, что слова словами, а судят человека по делам его. Так было и так будет.

Книга интересна тем, что как писатель Анатолий Улунов задействует сразу несколько взглядов самых разных людей прошлого на личность Ленина – фигуры мирового масштаба, это уже ясно давно, но, как и многие великие люди – личностью очень непростой.

Непроста и задача, поставленная перед собой автором книги «Камертон памяти» - сказать правду, часто горькую, выстраданную в долгих жизненных раздумьях. Но при этом не унизить истории своей страны. Для вождя мирового пролетариата В.И. Ульянова-Ленина Самара – город особый. Город, сделавший изгнанного студента Володю Ульянова Владимиром Лениным. Очень интересно взглянуть на Самару того времени, когда семья Ульяновых приехала сюда, глазами самых разных людей. К примеру, купца Рытикова, у которых семейство Ульяновых снимало квартиру.

Взглянуть на жизнь революционного сословия глазами людей почвенных. Очень интересен психологический портрет будущего вождя мирового пролетариата, заядлого спорщика, если глянуть на Володю Ульянова глазами купца и членов его семьи. Книга написана как бы большой и малой кистью. С одной стороны события осмысляются глазами «маленьких людей», с другой дается взгляд на эпоху с точки зрения «больших людей» – представителей царской династии Романовых. Такой избранный автором многослойный метод помогает молодежи понять, что любая эпоха неоднозначна, а великая эпоха неоднозначна по великому. Еще очень подкупает в книге, что нет деления на «белых» и на «красных», ведь ни одна правда не может быть абсолютной.

Много сейчас у нас развелось «художественных историков», которые требуют, чтобы им верили, как истине в последней инстанции. А сами вместо того, чтобы проливать свет на темные страницы истории, рассказывают нам всевозможные истории. Потому им не веришь, сердцем чуешь – врут, хотя закидывают они читателя цифрами и фактами, блещут интеллектом… Веры им нет!

Потому что уж очень уверены, что они умнее читателя, больно категоричны. Анатолий Улунов не пытается подчинить себе читателя в непростых раздумьях о судьбе России. Он старается вызвать читателя на размышления и на диалог. И камертоном этого диалога-оркестра, в котором у каждого из сограждан своя мелодия, где нельзя фальшивить, этим камертоном является даже не столько память ума, сколько сердце человеческое.

Эдуард Анашкин (Самарская область)

http://www.voskres.ru/literature/critics/anashkin47.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!