(Окончание)Епископ Феофил окормлял и часть верующих в Сталинской (Донецкой), Курской и Воронежской областях. Однако за исключением Харьковской епархии на востоке Украины влияние автономистов было подавляющим. В тех местах, где автокефалисты не находили поддержку у населения, они обращались за помощью к местным оккупационным властям. И последние, как правило, шли навстречу. Однако это происходило лишь до тех пор, пока не начали учащаться антигерманские акции бандеровских партизан.
Бандеровцы развернули кампанию террора на значительных территориях, но большинство украинского населения продолжало поддерживать автономную Церковь. По сводке СД от 18 октября 1941 г., к автономной Церкви относилось 55 % верующих, в то время как к автокефальной — 40 %. Однако в это время оккупация Украины еще не завершилась, и удельный вес западной части республики в этих расчетах был непропорционально велик. К 1942 г. доля сторонников автокефальной Церкви не превышала 30 %. Даже в Житомирской епархии она равнялась только четверти, а в более восточных областях была и того ниже. В Черниговской епархии автокефальные храмы вообще отсутствовали18.
Есть и еще один показатель — число верующих. Но оценкам некоторых американских исследователей, в автономной Церкви было вдвое больше прихожан, чем в автокефальной. Подсчеты М. В. Шкаровского, сделанные по архивным документам на материалах 10 епархий — Винницкой, Киевской, Днепропетровской, Ровенской, Черниговской, Полтавской, Житомирской, Одесской, Николаевской и Кировоградской, показали, что доля автокефальных приходов составляла 25 % — 1190 общин из 4747. При этом, как пишет исследователь, «отсутствуют данные по 4 западным (бывшим польским, включая Брестскую и Пинскую) и по 5 восточным епархиям, которые в принципе должны друг друга уравновешивать и не менять сильно цифру 25 % в ту или другую сторону»19.
Большинство населения оккупированных областей Украины стремилось к восстановлению традиционного Православия. Проявление разного рода модернизма, вроде замены церковнославянского языка украинским, светской одежды и коротких волос священников-автокефалистов, лишь отталкивали население от автокефалистов. Кроме того, автокефальная Церковь нарушала некоторые каноны, казавшиеся вообще неприемлемыми для населения. В частности, автокефалисты практиковали введение в сан епископов женатых священников. Этим объясняется и то обстоятельство, что у автокефалистов полностью отсутствовали монастыри.
Монашество Украины отвергало автокефальных священнослужителей как неканоничных. Первоначально все 15 монастырей западных областей республики относились к автономной Церкви. Немецкие власти ставили особые препятствия восстановлению монашества. Они запрещали пострижение мужчин трудоспособного возраста, считая это уклонением от рабочей повинности. Тем не менее, по подсчетам М. В. Шкаровского, на оккупированной советской части Украины было восстановлено 45 монастырей: по 12 в Киевской и Одесской областях, 6 в Житомирской, 4 в Ровенской, по 3 в Черниговской, Полтавской, Винницкой и по 1 в Сумской и Днепропетровской областях. Число монашествующих подсчитано тем же автором по 32 обителям — 2391, в том числе 1505 женщин и 886 мужчин. В целом же, 46 монастырей относилось к автономной Церкви и лишь два небольших монастыря на Волыни с 70 иноками перешли в 1943 г. к автокефалистам20.
В результате наступления Красной армии в 1943 г. значительная часть украинского духовенства эвакуировалась в западную часть республики, и там вспыхнула открытая межцерковная борьба. В этой борьбе на первых порах доминировала автономная Церковь. В конце 1942 г. она вновь открыла Духовную семинарию в Кременце, которая была закрыта еще в 1939 году. Тогда бандеровцы развернули массовый террор против прорусски настроенных священнослужителей. 7 мая 1943 г. украинские националисты убили митрополита Алексия (Громадского), а в августе того же года они захватили в плен и повесили в лесу епископа Владимиро-Волынского Мануила (Тарковского). Только на Волыни было убито в течение лета 1943 г. 27 священников. В ряде случаев их убивали вместе с членами их семей. В результате террора выросло число автокефальных приходов, особенно на упоминаемой уже нами Волыни. Здесь в течение 1943 г. более 600 приходов перешло в автокефальную Церковь. Лишь в городах Волыни некоторые приходы решались оставаться в подчинении автономной Церкви, ибо здесь террор бандеровцев был слабее. И с приходом Красной армии террор бандеровцев не прекращался. 23 сентября 1944 г. епископ Волынский Николай (Чуфаровский) докладывал Патриаршему Местоблюстителю Алексию (Симанскому) в Москву, что за последнее время бандеровцы убили па Волыни 5 священников автономной Церкви «за признание Московской Патриархии»: «...многие священники говорили мне, что 3–4 месяца они не ночуют в квартире, а уходят в поле, боясь партизан»21.
Выборы преемника митрополита Алексия, погибшего от рук бандеровцев, должны были состояться на Соборе всех архиереев автономной Церкви. В июне 1943 г. епископ Пантелеймон обратился с таким предложением к германским властям. Однако это предложение не было удовлетворено немцами. Они последовательно проводили политику децентрализации церковного управления. Разрешено было только выбрать старшего иерарха в генерал-бецирке Волынь-Подолия на архиерейском совещании 6 епископов этого округа 6–7 июня 1943 г. в г. Ковеле. Остальным автономным архиереям комиссар Кох запретил приезд на совещание. В присутствии его представителя тайным голосованием был избран архиепископ Дамаскин (Малюта). Все архиереи автономной Церкви единодушно отвергли ее раздробление на части по числу генерал-бецирков. В конечном счете после упорной борьбы они добились разрешения провести свой общий собор, который должен был состояться в Киеве 19 сентября 1943 года. Однако стремительное наступление Красной армии помешало его проведению. В апреле 1944 г. после эвакуации в Варшаву Владыка Пантелеймон (Рудык) все же был избран главой автономной Украинской Церкви с возведением его в сан архиепископа22.
Все автокефальные архиереи после изгнания фашистов из Украины ушли с ними на запад. Лишь престарелый самопровозглашенный митрополит Феофил (Булдовский) отказался от эвакуации. Из 16 автономных епископов 7 остались со своей паствой, а восьмой вернулся из Германии после окончания войны. Позднее многие священнослужители были арестованы органами НКВД по подозрению в сотрудничестве с немцами, которое, как правило, выражалось только в том, что священники открывали храмы и совершали в них богослужения по разрешению германских властей. Большая часть украинского духовенства в годы немецкой оккупации занимала патриотическую позицию. Уже в декабрьских 1941 г. сводках немецкой службы безопасности говорилось о связях автономной Церкви с советской агентурой. Приводился, например, такой факт: 7 ноября 1941 г. в Киеве под председательством митрополита Алексия (Громадского) прошло собрание с участием 40 священников, из которых двое были изобличены как советские агенты, у них обнаружили воззвание Патриаршего Местоблюстителя Сергия (Страгородского). Арестованные священники А. Вишняков и П. Остринский были расстреляны, а у остальных взяли подписку о неучастии во враждебной Германии деятельности. В донесении СД от 6 марта 1942 г. сообщалось о расстреле бургомистра г. Кременчуга за то, что он с помощью местного священника крестил евреев, давал им христианские имена и таким способом спасал от смерти. В Черкасской области за поимку священника Писаренко в ноябре 1942 г. гебитс-комиссар объявил вознаграждение в 10 тыс. марок, однако предателей не оказалось. Священник отец Никита из Житомирской области писал 29 апреля 1944 г. в Московскую Патриархию: «В 1942 г. в нашем лесу открылась группа партизан, с которыми я взял тесную связь и помогал им чем только мог... Когда в ноябре месяце 1943 г. заняли наш район партизаны Маликовского соединения, я начал писать в Московскую Патриархию и даже послал 100 руб. денег на высылку мне какой-либо литературы или хотя бы русского календаря. И до сих пор ничего нет. Я стараюсь всеми силами помогать Красной армии, отдаю весь доход, как хлебом, так и полотном и деньгами». Широко известен случай спасения монахинями из закарпатского женского монастыря в Домбоке 215 детей. Их монахини взяли из разбитого эшелона, направлявшегося в Германию. Потом 5 месяцев до подхода Красной армии они нелегально укрывали детей в своей обители23.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в целом «религиозное возрождение» на Украине носило патриотический характер. Оно протекало так же бурно, как и в западных областях России. За годы немецкой оккупации в республике было открыто не менее 5400 православных храмов. В отчетах Совета по делам Русской Православной Церкви указывалось, что на 1 июля 1945 г. на Украине имелось 6072 действующих храма. При этом 587 зданий уже изъяли у приходских общин местные власти, так как они до войны использовались как общественные учреждения. М. В. Шкаровский приводит такую статистику открытых храмов за годы Великой Отечественной войны на Украине: в Винницкой области — 822 храма, в Киевской — 798, Одесской — 600, Днепропетровской — 468, Ровенской — 470, Черниговской и Сумской — 410, Полтавской — 359, Житомирской — 400, Сталинской (Донецкой) — 222, Харьковской — 155, Николаевской и Кировоградской — 420, Ворошиловградской — 128, Херсонской — 80, в Запорожской области — не менее 7024.
Эта статистика явно свидетельствует о церковном возрождении на Украине в годы войны.
Авторы, изучавшие религиозную ситуацию на Украине в период немецкой оккупации, отмечают, что попытки распространения украинского национализма здесь натолкнулись на полное безразличие православного духовенства. Хотя автокефалисты имели немалые успехи на Украине. Интересно сопоставить разное отношение оккупационных немецких властей к национальному сепаратизму в Белоруссии и на Украине. В Белоруссии, где сепаратистские настроения были очень слабыми, немцы искусственно поддерживали эти настроения и поощряли деятельность националистов из Западной Белоруссии, не допуская при этом создания двух параллельных церковных структур, и настаивали на автокефалии Белорусской Церкви (в чем, однако, они потерпели полную неудачу), так как, не находя поддержки среди населения, сепаратисты и сторонники автокефалии полностью зависели от немцев, которые могли использовать их в своих целях. На Украине же оккупационные власти были обеспокоены повышенной деятельностью националистов из Галиции, которые стремились захватить в свои руки общественную и культурную жизнь в Восточной Украине. Стремясь ослабить русское влияние, немцы поддерживали украинский национализм, но в то же время опасались, не имея возможности полностью его контролировать. Вот почему они допустили создание двух параллельных церковных иерархий, несмотря на то, что автономная церковь признавала верховный авторитет Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).
Еще раз отметим тот факт, что в то время, как все «автокефальные» епископы, за исключением 80-летнего Феофила (Булдовского), ушли с немцами на запад, из 16 «автономных» епископов 7 остались со своей паствой, а восьмой вернулся из Германии после окончания войны.
В своих посланиях военного времени глава Московского Патриархата митрополит Сергий (Страгородский), как уже было сказано, исключал всякое сотрудничество Церкви с немцами. Отношение же Московской Патриархии к Украинской автономной Церкви было сочувственным, о чем свидетельствовал, например, официальный некролог, посвященный памяти архиепископа Вениамина (Новицкого), в прошлом епископа автономной церкви, который провел десять лет в советских лагерях и являлся одним из самых выдающихся епископов Патриаршей Церкви. В этом некрологе признавалось, что, оказавшись в чрезвычайно стесненных обстоятельствах, Украинская автономная Церковь была единственной легальной организацией, вокруг которой могли сплотиться народные силы и в которой они находили поддержку во время величайших испытаний, постигших страну25.
___________________________________________________
1 Шкаровский М. В. Крест и свастика. С. 424.
2 Там же. С. 428.
3 Там же. С. 431.
4 Там же. С. 435.
5 Немчинский А. Жертвы минной войны // Совершенно секретно. 1995. № 2. С. 28.
6 Шкаровский М. В. Крест и свастика. С. 435–436.
7 Там же. С. 437.
8 Там же. С. 444.
9 Винтер Э. Политика Ватикана в отношении СССР. 1917–1968 гг. М., 1977. С. 166.
10 Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. С. 72–74.
11 Страж Дома Господня. С. 566–569; Правда о религии в России. С. 129–135; Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. С. 13–17.
12 Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви 1917–1990. М., 1994. С. 119.
13 Журнал Московской Патриархии. 1977. № 1. С. 19–20.
14 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. С. 214–215; Шкаровский М. В. Крест и свастика. С. 446–47.
15 Шкаровский М. В. Крест и свастика. С. 446–447.
16 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. С. 215.
17 Шкаровский М. В. Крест и свастика. С. 447–448.
18 Там же. С. 449.
19 Цит. по: Шкаровский М. В. Крест и свастика. С. 449–450.
20 Шкаровский М. В. Крест и свастика. С. 450.
21 Там же. Крест и свастика. С. 451.
22 Фотиев К., Свитич А. Православная Церковь на Украине и в Польше в XX столетии. 1917–1950 гг. М., 1997. С. 271; Шкаровский М. В. Крест и свастика. С. 451–452.
23 Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943–1945) // Отечественные архивы. 1995. № 3. С. 53; Партизанский акафист // Наука и религия. 1995. № 5. С. 7; Тихие обители // Наука и религия. 1995. № 5. С. 8; Шкаровский М. В. Крест и свастика. 452–53.
24 Шкаровский М. В. Крест и свастика. С. 453; Русская Православная Церковь стала на правильный путь // Исторический архив. 1994. № 4. С. 99–100.
25 Цит. по: Поспеловский Д. В. Указ. соч. С. 217.
Профессор Евгений Титков (Арзамас)http://www.voskres.ru/history/titkov.htm