Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 18:40:09  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Иисусова молитва для мирян. Разъясняют пастыри  (Прочитано 2965 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106504

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 19 Января 2017, 06:01:44 »

Иисусова молитва для мирян

Разъясняют пастыри

Есть мнение, что Иисусову молитву – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – могут творить только монахи, а мирянам это духовное делание неполезно. Так ли это? Можно ли молиться Иисусовой молитвой мирянам? И как это делать с наибольшей духовной пользой? Что вообще значит для нас Иисусова молитва?



 Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами

Протоиерей Андрей Овчинников:

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), занятие Иисусовой молитвой есть общехристианское делание. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – эти слова апостола Павла обращены ко всем христианам, без различия, монах ты или мирянин. Святитель Игнатий знал современников христиан из мирян, которые в делании Иисусовой молитвы достигали значительных успехов. Причина очевидна: в его время была живая духовная жизнь многих людей и возможность соприкоснуться с подлинным делателем молитвы Иисусовой, который мог научить сначала правильной, а потом и непрестанной молитве. Понятно, что духовными молитвенными центрами и школами были святые обители. Из них молитвенный опыт выходил и в мир, где его впитывали и совершенствовали лучшие из христиан.

Наше время стало другим, оно внесло в жизнь Церкви значительные особенности и изменения. Главная среди них – разрушенная традиция духовной жизни. Мы, современные христиане, в большинстве своем первопроходцы на пути духовном. Многие делания, главные из которых – жизнь по совету духовника, покаяние в грехах, несение креста, отсечение своей воли и, конечно, молитва – даются нам непросто, и ошибки здесь неизбежны. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.

Попробуем дать некоторые советы на тему Иисусовой молитвы не столько из личного опыта, которого почти ни у кого нет, сколько из духовных советов наших славных отцов и старцев.

    Ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах

    1. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12). На этих словах основана наша вера в великую благодатную силу имени Иисусова. Этим именем, по слову преподобного Иоанна Лествичника, нужно сокрушать всю силу наших врагов и супостатов. Ощущение и реальность духовной брани, необходимость Божественной помощи в деле спасения должны обращать каждого христианина к Иисусовой молитве.
    2. Упражнение в Иисусовой молитве – это продолжение общего молитвенного труда. «Сначала научись молиться правильно, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – научившись правильно, молись постоянно». Без молитвы не может быть никакой духовной жизни. Молитва – это всегда труд и принуждение себя. Молитва как дар Божий дается только молящемуся. Со временем состояние скуки и сухости сердца сменится на духовную бодрость и желание молитвы. Благодатная внимательная молитва придет только к тому, кто смиренно и терпеливо совершает свои молитвенные правила, среди которых должна быть и молитва Иисусова.
    3. Полезно определить себе небольшое время для Иисусовой молитвы или количество молитв, для которого используют четки. Можно порекомендовать раз в неделю заменять утреннее и вечернее правила этой молитвой – 15 минут утром и вечером.
    4. Главное в Иисусовой молитве не количество, а качество. Запомним, что ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах. Увлечение внешним молитвенным подвигом и особенно погоня за числом прочитанных молитв может привести к опасному состоянию, близкому к прелести. У отцов оно называется мнением.
    5. Некоторые боятся прелести от занятия Иисусовой молитвой. Прелесть – это удел гордых и своевольных людей. «Мы все в прелести», – так думает смиренный человек и обращается к Богу с покаянным молитвенным плачем. Смиренному невозможно пасть и быть прельщенным лукавыми духами.
    6. Замечательным подспорьем в Иисусовой молитве служит акафист Иисусу Сладчайшему. Обязательно его прочитывайте 2–3 раза в неделю.
    7. Для мирян Иисусова молитва всё-таки есть больше вспомогательное, а не основное молитвенное делание. Эта молитва может и должна быть всегда с нами. Ценность этой молитвы в ее краткости; ее можно совершать как устно, если позволяют условия и обстановка, так и умно, прочитывая ее внутри себя. Миряне много времени проводят в транспорте, в дороге, очередях, на прогулках, в трудах по дому. В данных занятиях нельзя терять драгоценного времени, а лучше делать необходимые дела и одновременно творить Иисусову молитву. Здесь самое главное – практика и старание.
    8. И, наверное, самое главное. Это связь Иисусовой молитвы с нашей жизнью. Как мы живем, так и молимся, и как молимся, так и живем. Для делателя молитвы Иисусовой требуется особая жизнь, в правильном понимании строгая. Главными препятствиями в молитве являются рассеянность и житейская суета. Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто постоянно слушает музыку и не вылезает из соцсетей, кто любит веселые компании и пустые разговоры. Здесь для многих нужна остановка: слишком сильна привязка к миру и его удовольствиям. Всё это заполняет ум и сердце и не дает человеку правильно и цельно обратиться к Богу в молитве. Будем разумно менять жизнь, изгоняя из нее всё пустое и ненужное для духовного роста и плодотворной молитвы.

   

Через молитву Иисусову мы со Христом везде

    Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто не вылезает из соцсетей

Священник Валерий Духанин:

– Иисусова молитва дана всем – и монахам, и мирянам. Христианин – это тот, кто всегда со Христом, а этому и служит молитва Иисусова. Посредством молитвы Иисусовой мы со Христом бываем везде – и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом.

Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.

В Древнем Патерике приводится такое сравнение. Когда котел подогревается огнем, то на него не сядет ни одна муха со своими бактериями. А когда котел остывает, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Душа искушается, когда остывает, когда огонек молитвы угас. А когда вновь молится, искушения рассеиваются. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, произносить молитву Иисусову – и накал помыслов схлынет.

Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.

Если сказать прямо, то страстный человек – это человек, который не молится. Без молитвы ты никогда не будешь с Богом. А если не будешь с Богом, то что у тебя будет в душе? Молитва Иисусова – это самая доступная, простая по словам, но глубокая по содержанию молитва, которую ты можешь иметь в любом месте и в любое время.

Еще святые отцы называли молитву Иисусову царицей добродетелей, потому что она привлекает все остальные добродетели. Терпение и смирение, воздержание и целомудрие, милосердие и любовь – всё это связано с молитвой Иисусовой. Потому что она приобщает Христу, молящийся перенимает образ Христов, воспринимает от Господа добродетели.

    Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов

Есть, конечно, ряд ошибок, которые случаются с молящимися. Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов или что-то представлять в воображении. Молитва Иисусова должна быть без образов, со вниманием к словам, наполнена благоговением и покаянным чувством. Такая молитва дисциплинирует ум и очищает сердце, душе становится легче, потому что уходят посторонние помыслы и хаотичные чувства.

Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.

 

Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие

Священник Димитрий Шишкин:

– Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима. Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет. И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни. Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте. Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии – главное здесь, как и в любой молитве.

Но вот еще о чем, кажется, нужно сказать. Иногда даже эту простую молитву произносить очень сложно, и святитель Игнатий (Брянчанинов), например, определяет в этом случае «малую меру» необходимого, то есть внимание к произносимым словам в посильном приложении к ним своего сердца, пусть даже и с понуждением. Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось. И молитва Иисусова в этом случае – это те простейшие «узелки» на веревочной лестнице, по которой мы хоть и с трудом, но можем и должны постепенно взбираться горе, в Царствие Божие. А Господь, подавший нам эту «лестницу», разве не поможет, не поддержит, не укрепит? Конечно, поддержит, и наставит, и укрепит, только бы мы совершали свое восхождение с доверием и простотой, «не мечтая о себе ничего», но с усердием и постоянством.

http://www.pravoslavie.ru/100126.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106504

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 19 Января 2017, 06:11:42 »

«Может ли мирянин творить молитву Иисусову? И может, и должен!

Беседа с митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом

 Невозможно представить себе жизнь христианина без молитвы. Но всегда ли, произнося слова молитв, мы действительно молимся? Как правильно настроиться на молитву? Что делать, если кажется, будто «Господь тебя не слышит»? В чем действенность молитвы по соглашению? И можно ли мирянам творить Иисусову молитву? Об этом мы беседуем с владыкой Даниилом, митрополитом Архангельским и Холмогорским.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=LwqC6Bkxbrw

 – Владыка, спасибо, что согласились ответить на вопросы портала «Православие.ру». Сегодня хотелось бы поговорить о молитве. Что такое молитва?

– Мне очень нравятся слова преподобного Серафима Саровского – слова святых отцов, которые он особенным образом явил. Преподобный Серафим говорил: молитва – царица добродетели. Любая добродетель нам приносит благодать, но больше всего благодати нам приносит молитва.

Жизнь христианина заключается в его молитве. В древности, когда монахи встречались, они, в отличие от нас, не говорили друг другу: «Здравствуйте. Как себя чувствуете? Как здоровье?» Они всегда спрашивали: «Как, идет молитва? Есть ли молитва?» Если есть молитва, значит, есть жизнь в человеке, значит, Дух Святой живет в тебе.

Мы отличаемся от святых. Чем? А вот как раз этим. Дух Святой в них жил. Они молились: «Прииди и вселися в ны» – и Он вселялся и жил в них. А к нам Он приходит, а мы Его изгоняем. Он придет, чуть побудет, и мы Его снова теряем.

    Самое опасное – это состояние нечувствия, когда человек не понимает, с Богом он или без Бога

Самое, наверное, опасное в наше время – это состояние нечувствия, когда человек не понимает, не чувствует, с Богом он или без Бога в этот момент. Кто в его сердце обитает? Господь или же другая сущность, противоположная? Мне нравятся слова святого Иоанна Кронштадтского из его «Дневника» – наверное, потому, что я живу на земле батюшки отца Иоанна, а наша земля пропитана его молитвами. Отец Иоанн пишет, что если ты стоишь у Престола Божия или просто молишься и в твоем сердце нет глубокого покаяния, то в твоем сердце – диавол. Значит, сокрушая свое сердце, проси у Бога помощи. Если возможно, сделай земные поклоны, чтобы сердце было сокрушенно и смиренно. Тогда Бог поможет тебе.

– Да, после молитвы чувствуешь мир в душе, успокоение, а потом, по прошествии какого-то времени, это уходит… А бывает и так: молишься, и у тебя возникает ощущение, что Господь тебя не слышит. Как это понять? И возможно ли понять мирянину, слышит его Бог или нет?

– Бог нас всегда слышит.

У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть такой образ: бывает день, когда на небе и облака, и солнышко светит; бывает день, когда облака, а солнышка нет, но все-таки еще светло, а бывает такая погода: дождь, небо свинцовое, солнца словно вообще и нет и никогда не будет, но это нужно претерпеть. Отец Никон (Воробьев), замечательный подвижник благочестия, святой человек, подобный пример приводит. Когда наступает осень, слякоть, мы же не унываем, мы знаем, что всё это пройдет и наступит хорошая морозная погода, а потом и лето придет. Так и здесь: нужно просто претерпевать. Самое главное – держать удар, не смущаться и не опускать рук. Отцы Церкви об этом пишут. Становишься, бывает, на молитву и очень сильная рассеянность, и хочется оставить молиться: не готово сердце, внутренне не настроен… Думаешь: отложу чтение акафиста до следующего раза. А нельзя откладывать, нужно всегда исполнять свое правило и компенсировать рассеянность исповеданием своей немощи пред Богом: «Господи, прости меня, я такой. Мое сердце молчит и мысли забиты».

Я вспоминаю, как мы приехали на Сахалин 15 лет назад. Принялись за ремонт, сняли батареи, и, когда их разрезали, увидели, что труба полностью забита накипью, только маленькое отверстие осталось. И я тогда подумал: «Надо же! Вот так и сердце наше забито». Сердце забито всякой ерундой, грехами, и благодать Божия просто не может войти туда. Как не может пройти через такую батарею горячая вода и обогреть помещение, так же невозможно согреться, когда сердце забито всякой ерундой. Но батарею не вычистишь, ее только меняют, а сердце возможно вычистить, и самое сильное средство – это наше покаяние, вопль к Богу. Это обращение, констатация: «Господи, Ты видишь! Помоги мне, Господи». Тогда Господь будет помогать.



– Владыка, Вы сказали про рассеянность. А как достичь внимания в молитве?

– Молитва требует настроя. Я всегда привожу пример с вождением автомобиля. Есть у меня помощник, умненький, замечательный, но машину не водит. Я спросил как-то: «Что же ты не водишь автомобиль?» Он говорит: «Мне жена не разрешает». Я не понял, промолчал. Через какое-то время встретился с его супругой и задал ей этот вопрос. «Владыка, – отвечает она, – если бы вы знали, какой он рассеянный! Он или сам врежется в кого-нибудь, или в него кто-нибудь врежется. Это нам дорого обойдется». Я тогда говорю: «Ты вторая половина, вот тебе благословение: сдавай на права. Я тебе помогу и финансово… Выберем какую-нибудь простенькую машиночку, ты будешь ездить». Она сейчас машину водит, его возит. Когда мы садимся за руль, первое – это внимание, то есть пристегнул себя ремнем – и всё отставил в сторону; главное для тебя сейчас то, что ты будешь делать. Вот начинаешь движение, смотришь по сторонам… Процесс пошел.

Но процесс молитвы еще сложнее. Перед молитвой нужна подготовка. Не так, что Молитвенник открыл и давай… «Так, быстренько, за 15 минут мне нужно прочитать вечерние молитвы…» Так часто делают, но это неправильно. Нужно читать молитвы, не втискивая их в рамки времени. Пускай ты прочитаешь не полностью эти молитвы, но постарайся максимально не спешить. Должна быть золотая середина, как пишут святители Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник…

    И благодарственная молитва должна быть растворена покаянием

Святитель Игнатий говорит: есть три составляющие молитвы – это внимание (вот как за рулем), благоговение – то есть надо понимать, перед Кем ты стоишь, кто ты и кто Бог, – и покаяние. Вся наша молитва должна быть растворена этим покаянием. Даже благодарственная, славословная молитва имеет покаянную основу. Иисусова молитва – это, как пишет игумен Никон (Воробьев), молитва мытаря, которую отцы переработали и сделали из нее Иисусову молитву.

– Преподобный Исаак Сирин говорит: «Ничего не проси у Бога, если веришь Ему». Как эти слова понимать?

– Это совершенство – не просить Бога. Мы всегда должны просить, но просьба должна быть такая: «Господи, на всё воля Твоя». По-настоящему это, конечно, не просьба. Это некое напоминание. Это возможность замолвить слово, но так, чтобы не было некоей дерзости. Дерзновение и дерзость – похожие слова, а сущность разная. Конечно, идеально – это полное предание себя в руки Божии. Господь знает, что нам полезнее. Но мы же несовершенные, поэтому и обозначаем… Это не столько просьбы, сколько обозначение своих желаний, своих проблем. Бывает же так, что встречаемся с человеком, понимаем, что ничего от него не зависит, что он не поможет нам в каком-то нашем вопросе, но мы изливаем перед ним свою душу, свое сердце. Вот так же пред Богом.

А самая высокая молитва – это молитва покаянная. Мне очень нравятся слова святителя Иоанна Златоуста; он пишет, что самое высокое – это благодарение пред Богом. Но больше всего благодарит Бога тот, кто кается в своих грехах. Человек осознает и чувствует, что Бог его прощает, и у него вопль благодарности.


Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил

    «Господи, как хорошо не болеть! Господи, как тебя благодарить?!» А когда был здоров, что же ты Его не благодарил?

Часто мы живем с неправильными установками. Мы молимся, ходим в храм, что-то пытаемся делать, исполнять заповеди с тем, чтобы всё было хорошо в жизни. Это некий обман, некий Ветхий Завет в Новом Завете. И преподобный Исаак Сирин пишет, что на самом деле всё совсем не так. Господь даже Своим угодникам, Своим святым дает почувствовать и падение, и восстание, и скорбь, и радость, и болезнь, и здоровье – потому что человек, почувствовав этот контраст, благодарит Бога за милость. Не болел – тут раз, температура подскочила, грипп свалил, кашель. Потом всё это проходит. Господи, как хорошо жить без температуры, без кашля! Господи, как тебя благодарить?! А перед этим что же ты Его не благодарил? Сам по себе? Неделю назад, две недели назад, месяц назад? Не было такой глубокой сердечной благодарности! И Господь дает нам скорби, чтобы как пишет преподобный Исаак Сирин, «мы не подумали, что это (то есть состояние благости) естественное состояние, которое во многом зависит от меня».

Мир, тишина помыслов должны быть. А нас просто сбивает шквал помыслов. Как ветер. Я вспоминаю, какой ветер был на Сахалине… В храме только послужили, только покадили, проходит несколько минут, и запаха ладана не остается. Стены не успевали его впитать, всё выветривалось. То же и с молитвенным состоянием. Бывает, что у тебя всё выносится. Вроде начал «Отче наш», пока дошел до «избави нас от лукаваго», уже не помнишь, с чего ты начал. Бывает такое. И всё равно нужно себя заставлять, укорять. Хорошо святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о том, что такое самоукорение. Часто мы не можем выдать формулу той или иной добродетели, а он вот пишет: «Самоукорение – это есть вид смирения, без которого нам невозможно спастись». Компенсировать всё самоукорением.

– Владыка, Вы вспомнили слова святителя Игнатия (Брянчанинова). Хотелось бы привести и другое его высказывание: «Тот, кто хочет научиться молиться, должен простить всех». Как бы Вы прокомментировали это утверждение?

– Тут речь об условиях молитвы. Слова святителя Игнатия очень любит цитировать отец Никон (Воробьев). Сильная рассеянность – результат осуждения. Или, может быть, тщеславится человек, или же начинает злостно осуждать. Бывает спонтанное осуждение, которое проскакивает через наше сознание, через наше сердце или же приносится другим человеком, а мы – соучастники этого преступления: «Ты знаешь, вот то-то и то-то…» – «Да что же он творит?!» Ты уже осудил человека. А бывает еще хуже, когда ты постоянно осуждаешь и твое сердце наполнено негативом. Конечно, тогда благодать Божия отступает от тебя.

За свое недолгое миссионерское служение я понял: надо, чтобы человек не сознанием, а сердцем постиг истину. Можно говорить замечательные проповеди, можно с человеком беседовать и приводить сногсшибательные аргументы, и он будет соглашаться с тобой на уровне сознания, но сердце его не дает положительных импульсов, и этот человек в храм всё равно не придет; а бывает, когда говоришь, и информация прямо в сердце человека идет. И слышишь от него: «Знаете, у меня какая-то радость появляется. Мне хорошо с вами». Понимаешь, что ты в состоянии правильного духа находишься. Духа покаянного, не на себя уповаешь, не на свою аргументацию. «Господи, если Ты расположишь его сердце, то Он придет к Тебе. Господи, помоги через мою немощь». Начинаешь так Бога просить, умалять себя, тогда результат появляется. Вот это любой добродетели мы говорим в молитве, в самоуничижении, в служении.

   

Народ очень чувствует состояние предстоятеля, будь то священник или епископ. Когда ты стоишь у Престола Божия и с каждой минутой приближаешься к самому главному – к причащению Христовых таин, в этот момент ты должен не умом, а сердцем почувствовать свое несоответствие, свою неготовность. Ты не готов, это милость Божия, дар, но дар дается при одном условии: если ты себя глубоко смиришь. «Бог гордым противится, смиренным дает благодать».

Помните случай, как к праведному Иоанну Кронштадтскому пришли причащаться два молодых человека? Они исповедовались, чтобы утром причаститься, и после вечерней службы пошли в разные места на ночлег. Утром встретились. Один говорит: «Я так хорошо отдохнул и подготовился, всё правило прочитал, комната хорошая, люди хорошие, пирогами накормили…» Другой: «А я не буду сегодня причащаться. Я ночевал в одной комнате с больным человеком. У него горячка была, и я всю ночь платками, намоченными водой, ему лицо и голову обтирал, ухаживал за ним… Я не успел прочитать правило». И вот отец Иоанн выходит с Чашей. Тот, кто хорошо отдохнул, подходит, а отец Иоанн и говорит ему: «Молодой человек, вы не готовы, отойдите в сторону». – «Батюшка, я всё правило прочитал». – «Вы не готовы. А вы, молодой человек, идите сюда. Причащайтесь». – «Батюшка, я ничего не успел прочитать». – «Идите причащаться».

    «От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены…» Это же нужно всё почувствовать сердцем. Не умом, а сердцем!

Часто мы забываем, что цель молитв ко Святому Причащению, цель Канона покаянного – только одна: привести наше сердце в правильное состояние. Как молитва святого Симеона Нового Богослова начинается? «От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены…» Это же нужно всё почувствовать сердцем. Не умом, а сердцем! Если святые себя чувствовали так пред Богом, то я-то должен быть еще ниже их, еще смиреннее их. Тогда Господь идет тебе навстречу. Так же и в молитве. Добиться этого состояния, максимально привести себя в это правильное состояние духа.

– В последнее время широкое распространение получила молитва по соглашению. В чем ее сила?

– «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). Это единство. Я замечаю, есть приходы, где священнослужители готовят прихожан к молитве друг за друга. У них связи sms-ками. Кто-то из их общины заболел, они тут же друг другу посылают сообщения и начинают читать Псалтирь. Как наши древние христиане всегда читали Псалтирь. А кто не может – допустим, человек в дороге, – тот читает Иисусову молитву или своими словами молится. Вот такое единство. И Господь дает результат. Что-то случается, кто-то заболел, я сразу в монастыри посылаю sms-ки или звоню своему секретарю, все начинают активизироваться: «Этому человеку нужна помощь». И Господь всегда помогает. Это проверено даже не десятилетиями, а тысячелетиями.

– Хотелось бы задать Вам вопрос об Иисусовой молитве. Что должен помнить мирянин, который творит ее? И может ли мирянин творить Иисусову молитву?

    Может ли мирянин творить Иисусову молитву? И может, и должен!

– Конечно, может и должен. Я вспоминаю слова святителя Симеона Солунского, он жил в XV веке. Он пишет, что Иисусову молитву творили все христиане. У нас какое-то отстранение произошло. «Иисусова молитва? Нет, только монахи!» Это утверждение абсолютно не соответствует опыту Церкви. А я сам с этим сталкивался. Вспоминаю свою молодость. К сожалению, у нас тогда не было столько святоотеческой литературы, как сейчас, и невозможно было общаться с опытными священнослужителями. Моя молодость – это город Воронеж. Тогда там со священнослужителями и не поговоришь, да и они мало знали. А сейчас всё богатое наследие благодаря замечательным сайтам «Православие.ру» и другим доступно. И я всегда говорю своим знакомым на их сетования, мол, «у нас нет возможности»: «А вы в интернет заходите?» – «Заходим». – «Так заходите на такие сайты, которые будут давать вам плоды Духа Святого. Заходите на сайт “Православие.ру”. Там вы всё необходимое для спасения найдете». Мы растем как зернышки. Это древо, которое не только принесло цветы, но благоухающие плоды принесло. Я вспоминаю таких замечательных батюшек, не буду их имена называть, их много…

Так вот, когда я был еще студентом, некий священнослужитель, такой мирской, увидел у меня четки (а мне подарил один батюшка четки) и спрашивает: «А зачем тебе четки?» – «Молитву творить». – «Да ты что?! Это же монашеская привилегия. Нет-нет, сними, это не нужно тебе». Я тогда пришел к другому священнику, он меня успокоил: «Ты четки просто никому не показывай, но пускай они у тебя будут».


Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил

Иисусову молитву мы творим, как афонские монахи, в сокращенном варианте: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Для новоначальных она удобна. Потому что пока ее полную прочитаешь – уже рассеешься. Есть и еще более сокращенная Иисусова молитва: «Господи, помилуй». Творишь ее в состоянии искушения или когда тебе сосредоточиться совсем невозможно. Не «Отче наш», не полную Иисусову молитву, а только «Господи, помилуй». И все те же методы, как в обычной молитве. Основа та же: внимание, благоговение, покаяние. «Помилуй мя» – и добавляем: «грешнаго». Чтобы человек чувствовал свою греховность по природе.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: мы должны чувствовать, что вся наша природа человеческая поражена болезнью. И эта болезнь страшнее, чем рак, чем СПИД. Эта болезнь называется «грех». И вся наша природа грехом пропитана. И даже все наши добродетели – это бочка, где мед с дегтем перемешан. Для того чтобы понять это, попробуйте после Литургии провести «разбор полетов»: сколько времени вы были в состоянии сосредоточения и сколько – в состоянии рассеянности. А ведь мы должны Богу полностью предстоять. Значит – это уже не ложка дегтя. Значит, в нашей молитве много больше дегтя намешано.

А главным должно быть желание покаяния и неосуждения. Неосуждения в широком плане. Стараться человека пожалеть и посочувствовать ему, когда он находится в неестественном состоянии. А неестественным состоянием мы называем состояние греха, погруженности в него. Этого «завели», и он разгневался; этот хохочет; тот еще что-то. Молись за этих людей: «Господи, помоги». Каждый из нас – это икона, образ. Но как в советские годы на иконах рисовали что-то другое или просто их закрашивали, такие и мы. Рисунок другой. Но мы знаем, что первичный рисунок совсем не тот.

– Владыка, хотелось бы, чтобы Вы обратились к нашим читателям и зрителям со словами напутствия.

– Зрителям и читателям хочу пожелать глубже читать то, что вы печатаете. Часто мы хотим сохранить быстрый темп, когда читаем что-то светское. Мы через строчку прыгаем. А здесь нужно сразу сбавлять темп. Есть очень глубокие статьи, которые я перевожу еще и на бумагу. Я люблю бумагу, потому что на бумаге можно нужное подчеркнуть, она лежит у тебя в столе, не нужно компьютер включать… Я люблю по старинке: подчеркнешь, ударение сделаешь, какое-нибудь надписание на полях, а потом возвращаешься к этому… Такое чтение уже другой эффект дает. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что святых отцов нужно один раз читать, второй раз – перечитывать, а третий – изучать. Невозможно изучить, если ты не перечитаешь. Так же и глубокие статьи на портале «Православие.ру» нужно именно глубоко читать, перечитывать, а некоторые даже изучать.

– Владыка, от лица редакции, читателей и зрителей портала «Православие.ру» благодарим Вас за увлекательную и полезную беседу.

С митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом (Доровских)
беседовал Никита Филатов


http://www.pravoslavie.ru/90620.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106504

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 19 Января 2017, 06:24:32 »

Архимандрит Андрей (Конанос)

Сад в глубине души

Беседа о безумном уме, мудром сердце и Иисусовой молитве



 Я буду говорить о молитве. Что имеют в виду, когда говорят, что ум наш чрезвычайно смятен? Пока не началась наша беседа, во всем храме слышны были разговоры. Мы что-то обсуждаем, говорим. Ум человека очень трудно успокоить. Мы не можем успокоиться, хотим постоянно о чем-то думать, говорить о чем-то, чтобы нас что-нибудь занимало, а ум, словно два мельничных жернова, перемалывал бы это, выполнял бы какую-нибудь работу.

Если кто-нибудь скажет тебе: «Успокойся немного!» – ты приходишь в затруднение, ибо не можешь успокоиться, и в этом причина всех наших проблем. А именно в том, что ум наш терзается помыслами, разочарованиями, отчаянием, тревогой, стрессом, страхом, неуверенностью. Например, сегодня, когда беседа закончится и 20 человек из вас скажут мне: «Батюшка, то, о чем ты говорил, нам так понравилось!», – но один скажет: «Батюшка, то, что ты говорил, мне вообще не понравилось!», – и что станет делать мой ум? Он начнет терзаться из-за этого одного человека и размышлять: «Ну почему ему не понравилось? Как он может говорить так? Он же меня обидел! Меня, такого-то, и такого-то, и такого-то».

А о чем говорит всё это? О том, что это игры ума – постоянные терзания помыслами, тогда как реальность совершенно не такова. Я не завишу от того, хорошее слово вы скажете мне или плохое, и ты не зависишь от того, похвалю я тебя или поругаю. Почему? Потому что наша душа, наше сердце, сердцевина нашего существа сотворена Богом и таит в себе всецелое величие и красоту Христовой благодати.

Однако ум способен довести нас до болезни. Потому что все мы зависим от того, что думают о нас другие: насколько я высок, насколько хорош или я вовсе не таков. И не говорите мне, будто идете в церковь, вообще не взглянув в зеркало. Или не подумав, что наденете, как встанете. Вот что делает наш ум, ведь всё это – наш ум, который говорит тебе: «Оденься получше, дитя мое, приведи себя в порядок, не делай себя посмешищем! Что о тебе скажут и что подумают?»

Или ты только что получил какой-нибудь диплом, а когда тебя представляют, забывают о нем упомянуть. И ты тут же начинаешь раздражаться. А почему? Это кто раздражается? Ум, потому что он говорит: «Они должны сказать обо мне всё! И о дипломе, и что я знаком с этим правителем и этим известным политиком, и что я сделал то-то и то-то!»

    Это игры ума, который убеждает нас вешать на себя ярлыки, фальшивые таблички, чтобы мы терзались и мучились

Это игры ума, который убеждает нас вешать на себя ярлыки, фальшивые таблички, чтобы мы терзались и мучились из-за того, что не является нашей сущностью. Я – это не мой диплом, не мой рост, не моя красота или безобразие, не очки, не ряса, я нечто, стоящее за всем этим. В Церкви это нечто называется сердцем. Если мы соберем себя там, внутри, в сердце, сосредоточимся каждый в своем сердце и перестанем мучиться из-за того, что другие говорят о нас, тогда мы успокоимся. Почему? Потому что в сердце у всех заложена полнота, огромное счастье, такое изобилие благ, чтобы ты мог оставаться счастливым долгие годы, всю свою жизнь.

– Почему ты несчастна, дочь моя? – спрашиваю я.

– Потому что меня бросил тот, кого я любила. Он оставил меня!

– А сейчас что ты чувствуешь?

– Я чувствую себя плохо. Сейчас я чувствую себя ненужной, преданной, недостойной, чувствую, что ничего не стою!

Представь себе! Человек говорит: «Он меня не любит», – и весь приходит в расстройство. Он приходит в расстройство. А кто его доводит до этого? Сердце? Нет, ум. Ум заставил тебя думать, будто если мужчина предал тебя или оставил (или наоборот: если женщина оставила какого-то мужчину), то из этого следует, что ты ничего не стоишь. И даже если все остальные нас любят, но он тебя не любит, ты чувствуешь себя совершенно погубленной.

А что это такое? Это заблуждение ума. Все наши проблемы начинаются с этого ложного чувства, и мы терзаемся, доводим себя до болезни и думаем, будто этот дом, эта машина, этот человек, который любит нас, – для нас всё, и «если он перестанет любить меня, я сойду с ума!»

Один духовник спросил девушку:

– Почему ты губишь из-за него свою жизнь?

– Но он был такой хороший! – отвечает она. – Я его слишком люблю! Я не могу без него жить!

– Однако семь миллиардов человек на планете как-то живут нормально, вообще не думая о нем! Им даже никто не интересуется. А ты сходишь с ума! Почему?



Потому что человек привыкает оперировать только помыслами, умом и не понимает красоты своего внутреннего мира. Ты прекрасен, ты прекрасна и ценна, даже если другой не уважает и не любит тебя. Что сказал Христос? «В вас есть нечто, чего никто у вас отнять не может». Даже если вас бросят в огонь, даже если сожгут, в душе у вас есть нечто красивое, подлинное, вечное, чего никто у вас отнять не может, поколебать вас и свалить.

Входишь ли ты во внутреннее соприкосновение с этим? Удается ли нам войти в соприкосновение с нашей душой, с красотой нашего внутреннего мира? Думаю, нет, потому что целый день мы что-то делаем, целый день о чем-то думаем, ум наш носится где-то и не дает нам покоя.

Почему покончили с собой все эти люди в Греции с тех пор, как начался кризис, и доныне, около трех тысяч человек, люди молодые и постарше, пенсионеры? Потому что они не научились подпитываться от сердца, а ум сделал их безумными. Думаю, когда они кончали с собой, они не были голодны, никто в этот миг не страдал от голода, вообще не было ничего ощутимого, что создавало бы им проблему. А что создало для них проблему? Мысль о будущем, о кредите, обществе, детях, о том времени, «когда я стану посмешищем потому, что не смогу заплатить».

А что это всё такое? Помыслы. А кто внес эту проблему? Ум. Ум сделал их безумными: еще не дойдя до тюрьмы, они сами заключили в темницу свою душу путем самоубийства. Поэтому я и говорю вам, что это очень важно – понять, что ум говорит нам ложь, много лжи.

Например, сейчас я могу решить, что вы на меня посмотрите и скажете что-нибудь плохое, а вы ничего плохого даже не думаете. Это ум говорит эти вещи. Или девушка идет по дороге и думает, что все на нее смотрят и критикуют: «Ты посмотри, ты посмотри на эту». А никто и не говорит так. Это ум порождает эти сценарии и делает тебя больным. Поэтому Церковь и дала нам возможность молитвы.

А что такое молитва? Она – именно это погружение ума в наше сердце, туда, где имеется океан спокойствия, где тишина, покой, полнота Бога, слава от Бога, свет от Бога, любовь от Бога, туда, где у тебя нет такого чувства, будто тебе чего-то не хватает. У тебя есть всё. Но чтобы сделать это, ты прежде всего должен туда погрузиться. Успокоиться, избегая того, о чем ты думаешь, и сказать в себе: «Успокоюсь-ка я немного, поразмышляю немного!»

Святые использовали (если вы помните из книг, которые читали) метод так называемой Иисусовой молитвы. Это краткая молитва: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»[1]. Все, пробовавшие ее совершать, на исповеди говорят, что не могут сосредоточиться на одном этом, а думают еще и о других вещах. Почему? Потому что, как мы сказали, ум не хочет успокаиваться, шум и гам ему нравятся, он не выносит спокойствия.

Женщины летом говорят: «Поедем в отпуск!» И вы едете отдохнуть, но и там находите себе новую работу. Я вижу это на своих близких: они едут отдохнуть на дачу или куда-нибудь еще и там затевают уборку, и пока она закончится, прошло уже два дня, а на четвертый возвращаются обратно. Ты говоришь ей:

– Ну сядь немного, отдохни!

А она:

– Не могу! Если я что-нибудь не буду делать, я не могу!

Нет, это не так, это наш ум хочет, чтобы стоял постоянный шум. Он не выносит покоя.

Поэтому святые и установили эту молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» – пять слов, чтобы ум мог сосредоточиться. Ты можешь говорить и другое: «Пресвятая Богородице, спаси меня!» – «Святый ангеле мой, храни меня!» Или же обращаться к твоему личному святому. Не обязательно использовать только одну эту молитву, а любую, лишь бы ум твой не носился без конца и не доводил тебя до безумия – в ложь, потому что всё, о чем он думает, – это суетные вещи, которые изматывают.

Один приятель на Святой Горе Афон сказал мне:

– Прошло какое-то время, пока я научился молиться и сосредотачивать свой ум. Это было нелегко, но когда я это сделал и смог с Божией помощью, знаешь, что я почувствовал? Я почувствовал себя так, словно уехал в отпуск на Карибские острова, словно я отдыхаю на экзотических островах, так хорошо себя чувствуешь, когда успокаиваешься и перестаешь терзаться мыслями, которые мучают тебя и держат в стрессе.

Это очень тихий уголок в нашей душе. У всех нас внутри имеется сад, весь в цветах благоуханных, однако мы не часто заглядываем в этот сад. Вы видели эти таблички в центре Афин, где чрезвычайно шумно, а на табличках написано: «Во дворе есть сад». Они будто говорят: «Не смотри снаружи, где шум, ты зайди внутрь и увидишь! Там спокойно, там есть и сад, и виноград».



Так же происходит и в жизни, за шумом и гамом, который мы сейчас поднимаем, думая о всяких вещах, от которых ночью уснуть не можешь. Но если ты перестанешь тревожиться умом, войдешь в сердце, то почувствуешь Бога и услышишь голос, которым Бог говорит тебе:

– Дитя Мое, Я люблю тебя! Дитя Мое, Я существую и буду тебе помогать! Дитя Мое, ты дорог Мне! Что бы ни говорили тебе другие, ты для Меня важен! Не беспокойся! Всё будет хорошо.

    “Господи Иисусе Христе” – на вдохе, и “Помилуй мя” – на выдохе

Этот голос существует в нас, он слышен, но чтобы он был услышан, в душе должен наступить покой, и поэтому святые кроме молитвы «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» использовали и свое дыхание. Это тайна. Не произносите молитву очень долго, а всего пять раз на дню, то есть совершайте глубокие вдохи, при которых, однако, говорит «Добротолюбие», ты сосредоточишь свой ум на дыхании и вложишь Христа в это дыхание, в воздух, входящий внутрь, и Христос будет в тебе. «Господи Иисусе Христе» – на вдохе, и «Помилуй мя» – на выдохе. Однако не надо думать ни о чем другом, а следить за спокойствием своей души, быть спокойным.

Во сколько вы уснули вчера? Одна дама ответила мне:

– Во сколько я уснула? Или во сколько легла?

Я сказал ей:

– И то, и то.

– Легла в 12, а уснула в 1 час 15.

– А почему?

– Потому что не могла, я думала. Я не могла, меня словно за горло душило беспокойство о налогах, о ребенке, который не нашел работу, мне не дают покоя и мысли о дочери, которая еще не вышла замуж, и о второй, которая вышла замуж, но у нее еще нет ребенка. Я думаю об этом, думаю, схожу с ума, не могу спать. Утром просыпаюсь, измеряю сахар – он повышен, а я ничего не ела вечером, как странно!

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106504

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 19 Января 2017, 06:25:50 »

(Окончание)

– Эти мысли сводят тебя с ума и изматывают. А что если бы ты научилась входить в сладость молитвы, доверяясь Богу, и класть свои проблемы пред Богом? Научилась говорить: «Моя дочь? Я предоставляю ее Богу. Работа? Я доверяю ее Христу. Чего я добьюсь, если помешаюсь от ужаса?» Чего? Весьма скоро – инсульта или инфаркта. Вот чего ты добьешься.

Кто-нибудь возразит мне: «Другими словами, ты сейчас говоришь мне, чтобы я ничего не делал?»

    Не думать о проблеме, а потопить ее во Христе, доверить ее Ему. Но это очень трудно

Нет, то, что я говорю тебе делать, – это самое великое. Самое трудное – это не думать о проблеме, а взять ее и потопить во Христе и доверить ее Ему. Это очень трудно. То есть сегодня я говорю тебе о совершении этого дела, а не говорю, чтобы ты не делал ничего. Я говорю тебе, чтобы ты сделал нечто конкретное, но не то, что ты делаешь. Потому что то, что ты делаешь, тебя вымотало и прежде времени состарило.

Я пришел сюда сегодня, чтобы сказать вам о том, чтобы вы оставили проблемы, занимающие вас, однако чтобы вы не просто бросили их, как говорят, а чтобы сложили их перед Голгофой, перед Крестом Христовым – в Божиих объятиях и под покровом Пресвятой Богородицы нашей. Это очень трудно. Как бы просто это ни казалось, это чрезвычайно трудно.

Женщине очень трудно заставить себя сказать: «Я вечером усну, а ребенок пусть пропадает где-то, я оставляю его Пресвятой Богородице. Он вернется в три, четыре, так что же мне делать? Утром надо идти на работу, не могу же я ждать до трех, пока он вернется, чтобы потом с ним ругаться еще до трех с половиной, и лишь потом я лягу, а утром пойду на работу никакая».



Нет, не в этом выход. То, о чем я вам говорю, выглядит, как бы это сказать, как-то несерьезно, как-то несущественно, но по сути дела это решение – самое существенное. Выйти из безумия мира и войти в покой Бога. Вот это делает молитва. Если хочешь помочь себе преодолеть безумие мира, не входи в это безумие, а немного выйди из него. На сколько немного? Минут на 15, на полчаса.

Я знаю одну бабушку, которая каждую ночь молится по два часа, и когда она с тобой говорит, лицо у нее светится. Она не смотрит турецкие сериалы. У нее есть время помолиться. Она не смотрит сериалов, не смотрит фильмов, а почему? Она хочет молиться о других, любит других, думает обо всем мире, о своей душе – вот что она делает и поэтому молится, и душа ее светится и насыщается этим.

Молитва – не пытка, пытку испытываем мы, потому что не услаждаемся молитвой. Кто услаждается ею, тот знает, что не теряет времени, потому что после этого, когда выходит в жизнь, чувствует себя намного лучше. Он спокоен, давление, сахар, всё тело у него в гораздо лучшем состоянии, и врач, к которому он ходит, говорит ему:

– Вижу, результаты гораздо лучшие на этот раз. Я говорил тебе, чтобы ты кончал с этим стрессом, и молодец, тебе это удалось!

С этого начинается всё. А что такое стресс? Ум думает, думает, думает, и ты заболеваешь от множества мыслей.

    Помолись о ком-нибудь другом, если не можешь о себе

А если вы не можете молиться сами, подумайте о каком-нибудь человеке, которого любите и который немного займет ваше сердце, то есть пусть это будет ваша жертва ради него. Помолись о ком-нибудь, кого любишь: о ребенке, муже, жене, каком-нибудь соседе, близком.

Почему я это говорю? Потому что когда любишь кого-нибудь, тебе легче молиться, и ты говоришь: «Помолюсь-ка я ради него!» Матери добры и чувствительны, потому что когда у детей бывает какая-то боль, они поневоле молятся о своем ребенке; о себе много не молятся, но если с ребенком что-нибудь случится, они всегда помолятся.

Это тайна: помолись о ком-нибудь другом, если не можешь о себе, войди в соприкосновение с Богом по любому поводу. Найди какой-нибудь повод.

Одна женщина сказала духовнику:

– Батюшка, я не могу сосредоточиться на Боге в молитве, не могу полюбить Его, это очень трудно – то, о чем ты говоришь. Батюшка, это всё теории!

И он ей сказал:

– Чадо, сказать тебе что-то? Ты в известной степени права, что не можешь войти в соприкосновение с Богом, но любишь ли ты хотя бы какого-нибудь человека?

– Я люблю своего ребенка.

– Хорошо, помолись о ребенке и войди в соприкосновение с Богом ради своего ребенка. Используй это в качестве повода.


Преподобный Силуан Афонский

Это делал святой Силуан на Святой Горе Афонской, когда говорит, что однажды молился – о ком вы думаете? – о монастырских трудниках, о строителях. Был там некто Николай из России, который оставил жену, детей и пришел на Святую Гору потрудиться, чтобы заработать денег и вернуться в Россию, принести им денег. Святой Силуан молился о Николае и сотворил хорошую молитву – в уме он говорил: «Христе мой, помоги Николе, дай ему здоровья, чтобы он не упал с какой-нибудь лестницы, чтобы ничего с ним не случилось. Защити его жену, которая одна дома, чтобы она не сделала ничего неподобающего, и чтобы дети его были здоровы!»

И в тот час, когда он молился таким образом о Николае, ум его осознал, сколь благ Христос. И после этого, через пять минут, рассказывает он, он забыл о Николае и сосредоточился на Христе. Лишь на Христа смотрел, оставил Николу, потому что увидел Бога (а когда кто-нибудь увидит Бога, он забывает о проблеме, с которой начал) и пребывал с боговидением.

Что он рассказывает затем? В Боге что он увидел, как вы думаете? В Боге, Которого видел, забыв о Николе, он через несколько минут увидел Николу в Боге. Он начал молиться об этом человеке, ум его отрешился и вошел в Бога, и в Боге он нашел того, о ком молился.

Это значит, что глубоко в душе мы все где-то встречаемся. Я и ты – мы любим друг друга в душе, глубоко внутри себя. И твоя невестка со свекровью, то есть с тобой, и те, у кого есть снохи, ваши души и сердца связаны в глубине. Однако существует невероятное столкновение – знаете где? В уме мы разного сорта, там мы не подходим друг другу. Поэтому сноха ругается со свекровью, поэтому муж ругается с женой.

А кто ругается? Наши сердца? Нет, это наши умы ругаются; наши сердца созданы Богом и общаются. Нет человека, который не любил бы сердцем. Даже тот, кто нарочно припарковался перед твоим автомобилем, перед твоим домом, даже тот, кто нарочно выбросил мусор под твоим окном, даже тот, кто причинил тебе зло в жизни… И твоя душа внутренне любит его, потому что, как мы сказали раньше, глубоко внутри нас есть сад.

Глубина твоей души любит весь мир и глубина твоего врага любит тебя, но, к сожалению, мы пребываем не в глубине, а на поверхности. А там что говорит ум? «С тобой всё в порядке?» Наши сердца, по сути, как дети: ребенок идет и обнимает всех. У малого ребенка нет проблем ни с кем, он будет дуться полчаса, а потом опять обнимает тебя, он не таит злобы ни на кого, прощает всех, – таково наше сердце, каким оно создано от Бога.

Однако мы сейчас не таковы, мы стали «цивилизованными»: «У меня какое-никакое положение, я с вот этим не разговариваю! Нет! Он меня не интересует! Я не стану говорить с этим, пусть хоть умрет, я скорее дух испущу, но не заговорю с ним опять!»

Другими словами, это твой ропот. Ты недугуешь, это наша болезнь, а наше сердце в то же время хочет возлюбить даже врагов. Христос этого желает от нас, но мы, к сожалению, не делаем этого и живем в Церкви и состариваемся в Церкви, оставаясь всё такими же. Спросишь кого-нибудь: чему ты научился за столько лет в Церкви? Научился ты иметь мир? Любить? Соединяться с другими посредством молитвы? Ты понял, что другой тебе не враг?

Как одна девушка сказала старцу Порфирию:

– Отче, помолитесь обо мне!

А он сказал:

– Сейчас, я помолюсь перед тобой о тебе!

– Да, чтобы я услышала!

И он сказал:

– Господи Иисусе Христе, помилуй мя!

Ее звали Георгией, и она подумала: «Сейчас он скажет и обо мне», – но старец Порфирий повторил то же самое:

– Господи Иисусе Христе, помилуй мя!

Она его спросила:

– Отче, вы не помолитесь обо мне?

Он ей сказал:

– Дитя мое, я о тебе молюсь!

– Но вы говорите: «Помилуй мя»!

А он ответил:

    Старец сказал: “Я и ты – мы одно. Я люблю тебя так сильно, что молюсь о тебе, как о себе, и молюсь о себе, как о тебе!”

– Дитя мое, разве ты не поняла, что я и ты – мы одно? Я люблю тебя так сильно, что молюсь о тебе, как о себе, и молюсь о себе, как о тебе!

Это самое лучшее. Вот это и дарит нам сад, сад в глубине. Кто молится, а утром просыпается, видит соседа и говорит: «Не буду с ним говорить!», – тот глубоко погружен в сумерки. Он еще спит. Этот человек еще не понял даже азов духовной жизни.

Кто молится, то есть думает, что молится, а утром не просыпается с любовью, бодростью и волей к жизни, тот ничего не взял у Христа, не прикоснулся ко Христу, он прикоснулся к чему-то другому. Может, прикоснулся к неопределенным душевным явлениям, неопределенным духовным переживаниям, но разве возможно прикоснуться ко Христу молитвой и остаться таким же? Разве это возможно?

(Окончание следует.)

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова
Двери.Бг


[1] Другой вариант: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (грешную)».

http://www.pravoslavie.ru/90629.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106504

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 19 Января 2017, 06:35:58 »

Иисусова молитва для мирян

Из наследия Оптинских старцев



Некоторые ошибочно думают, что Иисусова молитва только для монахов. Однако Оптинские старцы наставляли и мирян заниматься Иисусовой молитвой. Преподобный Варсонофий (Плиханков) учил:

«Чтобы всегда иметь память о Боге, для этого и молитва Иисусова».

Преподобный писал о разных ступенях молитвы:

«Молитва Иисусова разделяется на три, даже на четыре ступени. Первая ступень – молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение.

Вторая ступень – молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал – молитва всё совершается.

Третья ступень – это уже молитва творческая, которая способна передвигать горы одним словом. Тогда такую молитву имел, например, преподобный пустынник Марк Фраческий.

Наконец, четвертая ступень – это такая высокая молитва, которую имеют только ангелы и которая дается разве одному человеку на всё человечество».

Для лучшего понимания того, какие дары посылает Господь молитвенникам и какая молитва соответствует уровню духовного возрастания молящегося, преподобный Варсонофий пояснял подробно:

«Первый от Господа дар в молитве – внимание, то есть когда ум может держаться в словах молитвы, не развлекаясь помыслами. Но при такой внимательной, неразвлекательной молитве сердце еще молчит. В этом-то и дело, что у нас чувства и мысли разъединены, нет согласия в них. Таким образом, первая молитва, первый дар есть молитва неразвлекаемая.

Вторая молитва, второй дар – это внутренняя молитва, то есть когда чувства и мысли в согласии направлены к Богу. До сих пор всякая схватка со страстию оканчивалась победой страсти над человеком, а с этих пор, когда молятся ум и сердце вместе, то есть чувства и мысли в Боге, страсти уже побеждены. Побеждены, но не уничтожены, они могут ожить при нерадении, здесь страсти подобны покойникам, лежащим в гробах, и молитвенник, чуть страсть зашевелится, бьет и побеждает.

Третий дар есть молитва духовная. Про эту молитву я ничего не могу сказать. Здесь в человеке нет уже ничего земного. Правда, человек еще живет на земле, по земле ходит, сидит, пьет, ест, а умом, мыслями он весь в Боге, на небесах. Некоторым даже открывались служения ангельских чинов. Эта молитва – молитва видения. Достигшие этой молитвы видят духовные предметы, например состояние души человека, так, как мы видим чувственные предметы, – как будто на картине. Они смотрят уже очами духа, у них смотрит уже дух».

Как правильно творить Иисусову молитву


Преподобный Лев Оптинский

Преподобный Лев учил молиться в простоте сердца, ожидая милосердия Божия: только один Господь знает, что на пользу для каждого конкретного человека:

«Молитву Иисусову проходи, как творишь, и приидет время, когда самое дело и милосердие Божие просветит и вразумит вашу душу, как и кого вопросить, и послётся, что ищешь и желаешь».

Старцы советовали произносить Иисусову молитву как можно чаще, но не искать при этом каких-то особых приятных чувств, духовных утешений и наслаждений.

Преподобный Амвросий объяснял:

«Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И потому, прежде всего, должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной, со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию святых отцев, опытом прошедших всё это».

На вопрос, как достигнуть сердечной молитвы и что означает «опускать ум в сердце», преподобный Анатолий (Зерцалов) отвечал, предостерегая:

«Сердечного места отыскивать не должно: когда возрастет молитва, она сама отыщет оное. Наше старание – заключать ум в слова: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”».

Во время Иисусовой молитвы часто находит буря помыслов, которые всевает враг.

Преподобный Иларион учил не противоречить вражьим помыслам, так как это под силу только опытным молитвенникам, а просто продолжать молиться в простоте сердечной, уповая на милость Божию:

«А если когда против желания ум пленится, тогда продолжать молитву, а не противоречить – противоречить не твоей еще меры».

Оптинские старцы предупреждали о необходимости смирения при молитве. Как-то духовное чадо отца Амвросия пожаловалась ему на то, что при произнесении Иисусовой молитвы она запинается на словах «Помилуй мя, грешную». Старец отвечал:

«Пишешь ты, что в молитве Иисусовой есть у тебя какое-то запинание на словах “Помилуй мя, грешную”; это показывает, что прежде эта молитва совершалась тобою без должного смирения, без которого неприятна Богу и молитва наша. Поэтому принудь себя ударять на слово “грешную” с должным понятием».

Преподобный Варсонофий напоминал о том, что идущий путем Иисусовой молитвы может претерпевать скорби, которые, однако, нужно принимать без ропота:

«Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не ропщи, ибо всякий идущий этим путем испытывает скорби».

Об опасности «выпрашивания» духовных даров и молитвы высокой степени


Старец Макарий

Оптинские старцы предостерегали от самовольного стремления добиваться более высокого уровня молитвы или домогаться духовных даров, будь то слезы на молитве или чистота и бесстрастие.

Преподобный Лев писал, что, не очистив сердца, не победивши страстей, нельзя сохранить духовное богатство без вреда для себя:

«Вы, вкусивши по милосердию Божию сладость и утешение от молитвы, теперь не обретая сего в себе, смущаетесь, унываете, считаете себя виновницей сей потери, и ваше нерадение – это истинная правда. Но я нахожу здесь и Промысл Божий, отъявший от вас сие утешение. Не победивши страстей и не очистивши сердца своего, можно ли сохранить это богатство без вреда! И не дастся вам оно к пользе вашей, дабы не впали в прелесть».

Преподобный Варсонофий также предостерегал об опасности «выпрашивания» даров и молитвы высокой степени:

«Молиться о даровании молитвы внимательной можно, но молиться о даровании высоких молитвенных состояний, я полагаю, погрешительно. Это надо всецело предоставить Богу. Некоторые выпрашивают себе молитву высокой степени; Господь давал им по безграничному Своему милосердию, но им самим она не была впрок…»

Старец Макарий написал статью «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву», где он предупреждал, что Иисусову молитву нужно читать просто и главным должно быть чувство покаяния, а не искание высоких духовных даров.

Преподобный Макарий учил:

«Помните: дар молитвы, а не собственность твоя; надобно сей дар заслуживать не одною молитвою, но и прочими благими делами: смиренномудрием, простотою, терпением, простодушием, а без сих добродетелей хотя, мнится, кто якобы стяжал молитву, но прельщается: не молитва это, но маска молитвы».

Ольга Рожнёва

http://www.pravoslavie.ru/58415.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!