Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 19:07:46  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Труды и дни проповедника Иоанна Восторгова. Очерк  (Прочитано 1906 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 24 Января 2017, 13:17:44 »

Труды и дни проповедника Иоанна Восторгова

Очерк



Очерк посвящён новомученику, протоиерею Иоанну Восторгову, настоятелю Храма Василия Блаженного на Красной площади, видному миссионеру и проповеднику. Его публицистика, духовная и светская, была издана в пяти томах в 1914 году. Иоанн Восторгов – издатель и постоянный автор еженедельной газеты «Церковность» (выходила в свет с 1911 года, не прекращалась и в первые месяцы после Октябрьской Революции). Бесстрашный священнослужитель и патриот открыто бичевал насилие новой власти, отстаивая достоинство и свободу выбора человека, в кризисных обстоятельствах призывал враждующих людей к совести. За смелую публичную деятельность Иоанн Восторгов приговорён Революционным трибуналом к расстрелу. Погиб в сентябре 1918 года. В очерке прослеживается жизненный путь этого энергичного подвижника, раскрывается его уникальная способность открыто отстаивать истину.

 

В августе 2000 года в Москве состоялся юбилейный Архиерейский собор – событие весьма памятное для страны. Тогда  к лику святых причислили священномучеников, пострадавших за Христа, и среди них настоятеля Храма Василия Блаженного на Красной площади прот. Иоанна Восторгова. Это всенародное почитание видного духовного подвижника, патриота и яркого публициста явилось достойным приношением потомков борцу с силами зла и поработителями духа истины. Всего пять лет служил о. Иоанн настоятелем Покровского собора, известного в народе как  Храм Василия Блаженного, что у самых Кремлёвских стен. И за этот недолгий срок Храм сделался главным средоточием церковной и общественной жизни древней столицы. Здесь проповедовал Иоанн Восторгов – и сюда шли люди со всех сторон, чтобы послушать и вразумиться от слов смелого и благодатного батюшки. Раньше этот исстари намоленный Храм посещали больше полюбоваться дивной красотой – ведь подобного белокаменного чуда больше нигде нет и не было. Но до настоятельства о. Иоанна святой Храм богомольцами мало посещался, так что здесь и вправду не приход был, а проход через площадь. Новый – молодой, энергичный и образованный священник сразу оживил и наполнил приходскую жизнь современными интересами, в своих проповедях он умело вскрывал язвы современного общества – богоотступничество и равнодушие части граждан к судьбе государства, а заодно и к устоям семьи; развязность инстинктов у населения, безудержная пропаганда разложения личности – всё это вместе крайне обострилось после революционных событий 1905 года, а уж ближе к Семнадцатому, катастрофическому, году беда и вовсе приняла характер безумия и прямого преступления. Чем ближе двигались к концу Империи, тем острее чувствовалась необходимость крепкого церковного назидания здоровой народной толщи, - тоже, впрочем, уже затронутой смутой и посулами перемен. Всякого рода авантюристы, выжиги, провокаторы – в первых рядах опрокидывателей трона. И вожаки их – террористы да заговорщики. Сладить ли с такой напастью?

Если в самый почин XX века, И. Восторгов был преисполнен «радости осмысленного труда» и надеялся на плодотворную жизнь, уповая: «Мы живы, мы сохранены для земли, для работы, для покаяния, для спасения», то в грозный, гибельный Семнадцатый год в его речи зазвучали исповедальные ноты. Накануне Октябрьского переворота, 15 октября 1917 года он написал в своей газете «Церковность»: «Если нас теперь заточат, убьют, разорвут на части, то и в преследованиях и в смерти сохраним чувство удовлетворения, сознание нашего морального торжества… Мы сильны силою истины». Далее православный исповедник и мудрый пастырь, будто предвидя свой близкий мученический венец, сказал: «Наша, может быть, теперь скоро будет пролита кровь, наши недруги могут быть спокойны: на них наша рука не поднимается, так как мы слишком мирные люди». Это он говорил о себе и подобных ему. Прямая, пламенная речь протоиерея Иоанна всё также настойчиво произносилась им и в дни жестокого Октября. Народ валом валил на его молебны – служились не в тесном древнем Храме, а прямо на Красной площади. Здесь с новой силой зазвучал его умиротворяющий голос, призывая горожан, а с ними и весь народ православный, преодолеть в душах ненависть, всеваемую смутьянами, преодолеть вражду, столь бедственную для людей последствиями.

Но события зловеще развивались, и конца им не виделось. Наперекор угрозам батюшка Иоанн по-прежнему выпускает в свет свою газету «Церковность», каждое воскресенье выходит свежий номер. А в нём поставлены на видное место злободневные вопросы, выдвигаемые яростными буднями. И мучимые очередями и голодом люди жадно читают статьи, огненные проповеди Восторгова, заполняющие почти всё пространство 40-страничной газеты, ведь автор подавляющего большинства публикаций – сам отец Иоанн. Ночами служитель алтаря описывает в дневнике события прошедшего дня, убедительно изображает живые лица, знакомые и незнакомые, то, что увидел на московских стогнах и площадях - репортажи его ёмки, рельефны, почти скульптурны, и на письме он – талантлив как литератор.

Почитая этого новомученика, хочется подробнее остановиться на его жизненном пути – кто наш герой и откуда? Родился прот. Иоанн Иоаннович, в миру Иван Иванович Восторгов, 30 января 1867 года в станице Кавказской на Кубани, в семье священника, профессора духовной семинарии, и наречен в память Иоанна Златоуста. Впоследствии и самого его назовут Русским Златоустом, за мужество и преданность святой вере. Учился юноша в Ставропольской духовной семинарии, а по окончании её в 1887 году побыл там же и надзирателем, и учителем русского и церковно-славянского языков. И. Восторгова вскоре епископ Владимир (Богоявленский) определит служить в одну из станиц всё той же Кубанской области. Место то было заражено расколом, и молодому батюшке пришлось поначалу приложить руки к постройке храма, украсить его всем необходимым, освятить и войти в доверие прихожан, целое столетие не имевших священника. Так начиналась миссионерская работа – привлечение закоренелых сектантов к Православию. И всего-то в посёлке этом Восторгов служил побольше года, а как преобразилась станица! Михаило-Архангельская церковь наполнилась богомольцами, в посёлке уменьшилось буйство, а сто раскольников присоединились к благочестию. Рвение молодого иерея оценило начальство – назначения и повышения следуют одно за другим. Вот он в 1890 году наблюдает за всеми церковно-приходскими школами целого округа Кубани, затем назначен законоучителем в Ставропольскую мужскую гимназию, а чуть позже по настоянию владыки Владимира – экзарха Грузии, его переводят на Кавказ, в Елисаветполь (теперь Гянджа). Даровитый проповедник, усердный законоучитель и педагог-словесник отмечен грамотами и знаками отличия. А с 1900 года он на важном миссионерском посту в Тифлисе. Просветительское дело началось с открытия трёх миссионерских школ, с тремястами учащимися. Занятия в классах, службы и собеседования – всё, как задумано заведующим школами о. Иоанном. От Синода его посылают в Персию для обозрения школ духовной миссии. Проповеди этого миссионера были столь поучительны и успешны, что в середине 1902 года И.И. Восторгова избирают пожизненным членом Императорского Палестинского общества.

В январе 1906 года прот. И.И. Восторгов назначен Святейшим Синодом проповедником-миссионером Московской епархии. Настал самый яркий период жизни этого выдающегося деятеля. Отец Иоанн молод, ему 42 года, и он полон энергии, готов послужить России, изнемогающей от язв, нанесённых ей ещё не до конца подавленной революционной смутой. В церкви он видел наше спасение, радость, счастье и жизнь. Теперь в полную меру развернулся в нём дерзновенный талант миссионера. Творческие его силы укреплялись замыслами, его писания насытились конкретным опытом противостояния подрывным акциям ненавистников мирной, спокойной жизни. Теми же устремлениями были охвачены и многие участники патриотических союзов - по стране их насчитывалось до шести миллионов, представителей всех слоёв общества. К ним в первую очередь и обращался со словами ободрения и горячей проповедью стойкий миссионер-патриот. Он и сам был видным монархистом-союзником, отстаивал, как государственник, интересы Державы, оберегал её национальные ценности. Чтобы слово его и таких же людей, как и он, было слышнее и понятнее, с 13 ноября 1911 года миссионер И.И. Восторгов стал издавать газету «Церковность». Этот православно-народный еженедельник выходил по воскресеньям и праздникам, основная задача его – «открывать правду христианскую», бороться с безверием и сектантством, прилагать усилия к искоренению пьянства и распутства; здоровая семья и душевное воспитание детей – важное попечение патриотической печати. Газета Восторгова в каждом номере разъясняла простым людям основы общественно-политического устройства, к примеру, что такое социализм и как его понимать верующему человеку? Насилие и власть – непременная тема в революционной действительности. Мировая война, всенародная помощь фронту и переживания, страдания наших людей – всё это отражалось на газетных полосах. Здесь можно было встретить крепкую публицистику, вышедшую из-под пера историка и порядочного журналиста, большой массив публикаций касался предсоборных раздумий – ведь Русская Церковь готовилась к избранию Патриарха на предстоящем Всероссийском Соборе. Естественно, в газете прот. И. Восторгова публиковались мнения и соображения на этот счёт.

В спокойной обстановке предыдущего десятилетия роста рядов монархических и патриотических движений не наблюдалось. Более того, численность союзников резко сократилась, а от взаимных пререканий их руководителей единство и вовсе развалилось: появились новые отделения со своими программами. Не отошли от коренных установок движения разве что твёрдые и последовательные защитники державности и церковные монархисты. Иоанн Восторгов был в их рядах, а его газета оставалась противницей распада многовековых устоев нации, духовности и нравственных её начал. Ревностный миссионер о. Восторгов стал известен не только благодаря своему красноречию и верности долгу, но и как обличитель врагов России, поносителей её культуры. Иоанн Кронштадтский в своё время назвал Восторгова «современным Златоустом» и слушал его пламенную проповедь в Андреевском соборе 6 декабря 1907 года. Через год после кончины Кронштадтского пастыря, его, как церковного трибуна, сменит прот. Иоанн Восторгов, пожалованный митрой, высшим отличием приходского священника, отдающего всего себя служению людям, а в лихолетье противоборствующего смуте, беспорядку и гибели России. По поручению Великой княгини Елизаветы Федоровны миссионер Восторгов едет в город Бари, где покупает участок земли и строит там храм и странноприимный дом для паломников. А в августе того же 1911 года он уже в Белгороде, на торжествах по прославлению Иоасафа Белгородского, и произносит там при огромном стечении верующих проникновенную проповедь, посвящённую деяниям Чудотворца. С таким художественным воодушевлением он говорил разве, что в день памяти просветителя Японии, миссионера-подвижника Николая, которого И.И. Восторгов имел счастье знать лично.

С того дня, как в Храме Василия Блаженного начал служить батюшка Иоанн, либеральная печать буквально захлёбывалась в клеветах на него, выдумывала и лгала, очерняя невозмутимый облик подвижника. Зато домашнее горе переживалось им тяжело. Когда в самом начале 1915 года умерла его жена, Елена Евпловна, И.И. Восторгов воспринял эту смерть, как наказание. В письме первенствующему митрополиту Московскому Макарию он поведал о своём тяжёлом, несказанном горе так: «Теперь уже нет у меня ничего на земле, в смысле земных плотских привязанностей: пусть безраздельная любовь к Святой Церкви и служение ей совершенно заполнит мою жизнь». Владыка Макарий предложил Синоду возвести священника Иоанна, по принятии монашества, в сан епископа. Из-за разных напраслин и клевет определение сверху затягивалось. Потом и вовсе грохнуло начало переворота – Февральская революция. Замутилась Россия, и Держава пала. К тому времени Иоанн Восторгов уже был известен, как видный публицист и духовный оратор. Его произведения широко распространялись отдельными книжками, а накануне революционных событий вышли в пяти томах, где были представлены его впечатления о поездках по Сибири, а также капитальное рассмотрение социалистических учений с точки зрения христианина, конечно же, основное место в Собрании сочинений занимали яркие проповеди, сказанные им в православные праздники. Когда совершался Октябрьский переворот 1917 года, настоятель Храм Василия Блаженного ведёт в своей газете цикл статей «Во дни смуты», а в нём на первое место ставится вопрос о совести и греховности мщения и злодейских убийств. Не смолкал голос пастыря в пору расстрела большевиками святынь Московского Кремля – огонь из орудий вёлся прямой наводкой со стороны Замоскворечья. Несколько снарядов попали и в купол Храма на Красной площади. Батюшка спешит на Пятницкую улицу, где печаталась газета «Церковность» и выступает с гневными статьями, разъясняющими суть происходящих событий. А в своём дневнике он рассказывает о зловещих московских улицах и встречах там с самыми разными людьми, чувствуя тревожный пульс горожан и безнадёжность общего положения.

Разумеется, такой прямой и бесстрашный человек, каким был протоиерей Иоанн, водитель совести и патриот, продолжал «Церковность» и в первые месяцы 1918 года, последний раз газета вышла в конце мая; всего за семь лет существования этого необыкновенного печатного органа обнародовано 366 номеров. В самый последний день мая 1918 года И.И. Восторгова арестовала Чека в его собственной квартире, и сразу же он был увезён в тюрьму. А там провокации, жестокое издевательство. Патриарх Тихон пробовал заступиться за всенародного глашатая истины – не помогло. Обречённого на смерть палачами – не спасти… Четвёртого сентября 1918 года Революционный трибунал приговорил протоиерея Иоанна Восторгова к расстрелу, а утром следующего дня его привезли на Братское кладбище возле Ходынского поля и там в числе других приговорённых, а среди них оказались царские министры, государственные и духовные лица, в упор расстреляли. Первым подошёл к краю могилы отец Иоанн, вдохновенно перекрестил всех обречённых на жертву и, обращаясь к конвою, бодро сказал: «Я готов!». Так на голгофе завершился земной круг жизни замечательного человека. Ныне прот. И.И. Восторгов причислен Церковью к мученикам и исповедникам, и к нему возносятся молитвы предстоящих.
 

Об авторах:

Стрижев Александр Николаевич (1934) – филолог, историк литературы, библиограф. Член Союза писателей России. Много лет печатался в журналах и газетах. Его произведения изданы в пяти томах (2007). Филологические разыскания посвящены редким писателям, оттеснённым временем, но не утратившим ценности в русской словесности. Составитель библиографий публикаций произведений и литературы о писателях: В.К. Тредиаковском, М.М. Хераскове, А.Ф. Лабзине, Е.И. Замятине, Л.Ф. Зурове, и совместно с М.А. Бирюковой опубликованы разыскания о Евгении Тур и М.Ф. Львовой-Ростовской.
 

Бирюкова Маргарита Анатольевна – краевед, библиограф, член Российского союза писателей, лауреат премии «Имперская культура» им. Эдуарда Володина за 2015 год. Автор ряда публикаций в журналах «Новая книга России», «Роман-журнал XXI век» и др.;  совместно с А.Н. Стрижевым опубликованы библиографические разыскания о незаслуженно забытых русских писательницах Евгении Тур и М.Ф. Львовой-Ростовской.

А.Н. Стрижев, М.А. Бирюкова

http://www.voskres.ru/podvizhniki/ctrijev.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!