Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 05:47:56  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Неделя 32-я по Пятидесятнице  (Прочитано 1363 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 28 Января 2017, 08:07:01 »

Неделя 32-я по Пятидесятнице

Слово Патриарха

Неделя 32-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом



Без Бога нравственность становится относительной

В юриспруденции есть понимание связи нравственности и права. Не может существовать право в отрыве от нравственности. А сегодня нам говорят: никакого нравственного закона, обязательного для всех, не существует.

А при каком условии люди дерзнули провозгласить отмену этого нравственного закона? Это можно было сделать только в том случае, если люди отказываются от Бога. Тогда нравственность становится относительной — она привязывается к авторитету политиков, философов, поп-звезд. Подражая таким «героям», люди начинают копировать и их образ жизни, но это все частности, не имеющие отношения ко всему обществу, ко всему роду человеческому.

Нравственный закон основывается на Божественном законе

Нравственный закон может быть обязательным для всех только в том случае, если он основывается на Божественном законе. Вот для того чтобы этот нравственный закон изничтожить и превратить нравственную жизнь в неуправляемую стихию, и надо было отказаться от идеи Бога. У этого богоборчества не просто философская задача, как нас пытались убедить. Вера в Бога имеет совершенно конкретное осуществление в жизни каждого человека, потому что если ты в Бога не веришь, у тебя нет никакого абсолютного нравственного закона. Твоя внутренняя стихия раскрепощается, ты можешь творить, что хочешь. А разве не это мы наблюдаем сегодня в жизни нашего народа, — может быть, в меньшей степени в жизни нашего народа, если посмотреть на все то, что в мире происходит.

 Живя в семье, каждый совершает маленький подвиг

Нет более сложных отношений, чем между мужем и женой, потому что эти отношения претерпевают множество испытаний. Ведь никто больше постоянно не живет бок о бок друг с другом. Когда мы приходим на работу, мы с кем-то некоторое время общаемся, а потом уходим в семью. Но в семье мы пребываем всегда, и в семье мы такие, какие есть на самом деле. Семья снимает все условности, разрушает все предрассудки, и непросто воспринимать человека таким, какой он есть, потому что есть в этом не только хорошее, но и плохое.

Что же сохраняет семью перед лицом этой ничем не приукрашенной реальности? Существует только одна сила, которая может соединять людей, живущих друг с другом, — это сила любви.

Голос Церкви совпадает с голосом народа

Не стремясь подменить органы власти, Церковь, однако, оставляет за собой право давать нравственную оценку принимаемым законопроектам и уже действующим правовым актам. Потому что Церковь состоит, в первую очередь, из граждан РФ, у которых есть свой взгляд на происходящее, есть свое мироощущение, есть потребность и желание разделять свои взгляды, убеждения и точки зрения в том числе с представителями власти. Особенно это важно в наши дни, когда размываются понятия добра и зла, когда вообще исчезает такое понятие, как грех, то есть нарушение некоей законодательной нормы, и на место традиционных моральных норм нашего народа приходят псевдоидеалы, чаще всего навязываемые извне, но очень часто при этом бездумно воспринимаемые и нашими людьми. Помня об этом, Церковь оценивает не только нормотворчество, но и все процессы, происходящие в жизни страны, от экономики до культуры; и в большинстве случаев голос Церкви совпадает с голосом народа, с чаяниями его души, а иначе и быть не может, потому что в Церкви – не кто иной, как наш народ.

Сегодня само понятие семьи испытывается на прочность

Стремительные изменения, происходящие в современном мире, бросают серьезные вызовы духовному благополучию личности и семьи. Последние десятилетия Церкви и государству приходится бороться с рядом социальных проблем: это сиротство, алкоголизм, наркомания, бытовая преступность, демографический кризис. Думаю, что корни многих этих проблем нужно искать именно в семейном неблагополучии или в отсутствии семьи. Беспокоит и укоренившееся в общественном сознании снисходительное отношение к нарушению супружеской верности, разрушению целостности семьи, следующим из этого разводам, абортам, оставлению детей родителями.

Сегодня само понятие семьи испытывается на прочность. Дискредитация института христианского брака, связанная с отказом от традиционной морали, является весьма болезненной для российского общества, ибо расшатывание семейных устоев приводит к нарушению преемственности поколений и утрате исторического опыта. Даже в некоторых с виду благополучных семьях воспитанию детей уделяется недостаточно внимания. Многие родители в погоне за карьерным ростом и материальной выгодой забывают о своей ответственности за ребенка, о необходимости проявлять любовь и заботу о нем. Всё это негативно сказывается на воспитании детей, которые в подобных условиях остаются оторванными от духовных и культурных традиций своего народа, складывавшихся на протяжении веков. Очень важно, чтобы ребенок с самого юного возраста усвоил твердые представления об истинных ценностях, научился различать добро и зло и противостоять искушениям.

Вечные ценности – это ценности веры

Что мы имеем в виду, когда говорим о традиционных ценностях? Традиционные, а лучше сказать: вечные ценности – это ценности веры, любви, долга, ответственности, солидарности. Это ценности, восходящие еще к дохристианскому представлению о естественных нравственных нормах, которые установлены не людьми и потому не зависят от конкретных условий общественного бытия. Это нормы, вложенные Богом в природу человека. И ведь никто не может опровергнуть идею объективной нравственности, не зависящей от внешних обстоятельств. Утверждение, что нравственность сформировалась в результате эволюционного процесса, в том числе политического, культурного, не соответствует истине. «Не убий» звучит одинаково и для папуаса, и для американца, и для русского. И если бы культурная эволюция определяла нравственную природу человека, то не было бы общечеловеческих ценностей, о которых так любят говорить, в том числе люди либеральных взглядов. Само понятие общечеловеческих ценностей обращает наше внимание на Божественную природу нравственности. А если человек создан в соответствии с этим Божиим замыслом, то разрушение нравственного начала есть разрушение человеческой личности. Вот почему я говорю, что нравственный закон восходит не к христианству или к исламу. Он восходит к самым первым шагам человеческой цивилизации, потому что нравственный закон вписан Богом в человеческое сердце. Этот закон действительно вписан в саму структуру мироздания, и потому отвергнуть его значит встать на путь, ведущий к разрушению и личности, и общества.

В наше время мы всё чаще сталкиваемся с системой воззрений, которая ставит в центр мироздания изолированного индивидуума и рассматривает любые его действия и предпочтения как равно приемлемые – до тех пор, пока они не причиняют вреда другим, то есть пока закон исполняется. А затем восклицаем: что делать с преступностью, что делать с коррупцией? Да ничего не делать, если нутро гнилое. Никаким законом не остановить эту преступность. Эксперименты с нравственностью оборачиваются социальной нестабильностью, конфликтами, ростом преступности, всем тем кошмаром, от которого страдает современное общество. Нельзя на вагон возлагать ответственность, если паровоз испорчен. Никакого движения вперед не будет. Это не значит, что не надо совершенствовать законодательную систему, – это абсолютно правильный путь. Но эта работа должна идти вместе, рука об руку с нравственным воспитанием личности и общества.

Можно с уверенностью сказать, что тот, кто разделяет подобные релятивистские убеждения относительно нравственности, буквально не видит дальше своего носа. Вред, причиняемый действиями и поступками, не обязательно видим и осязаем: он может наноситься не отдельным людям, а обществу в целом, и уже потом возвращаться в виде бед и несчастий в жизнь отдельных людей. Последствия неправильных решений, принятых в соответствии с ложным целеполаганием, могут оказаться просто катастрофическими, но при этом проявляться не сразу же, а спустя какое-то время, спустя десятилетия…

Приверженность традиционным ценностям предполагает гораздо более широкий взгляд на мир. Мы видим в человечестве не кучу песка, где отдельные песчинки могут пересыпаться произвольным образом, а органическое единство, в котором люди включены в различные общности: семьи, профессиональные группы, народы, страны, цивилизации. И благополучие отдельных людей тесно связано с благополучием тех общностей, которые они составляют. Благополучие общества, в свою очередь, невозможно без сохранения у людей четких и ясных представлений об обязательствах по отношению друг к другу и по отношению к стране, в которой они живут.

Патриотизм – это средство и способ выживания, способ формирования общности, которая называется народом. Если мы разрушаем любовь к своей стране, мы пилим сук, на котором сидим. Только люди, которые действительно дальше своего носа не видят, могут пропагандировать идеи релятивистского отношения к национальной традиции, к национальной культуре, к национальной самобытности и к любви к Отечеству.

Традиционные ценности, таким образом, согласны с учением Христовым, но они не являются исключительно христианскими: мы разделяем их с приверженцами других традиционных религий, которых я хотел бы поприветствовать в этом зале, – наших старых друзей, с которыми мы вместе работаем на протяжении десятилетий. Мы разделяем эти ценности и со многими нравственно здоровыми людьми, которые вообще не причисляют себя к какой-либо религии, а живут по закону совести, – это наши единомышленники.

Брак – это союз мужчины и женщины

Говоря о сохранении института семьи, хотел бы предложить на государственном уровне пресечь попытки изменить российское законодательство, признающее браком именно союз между мужчиной и женщиной. В ответ на широкую международную дискуссию по этому вопросу мы решительно заявляем: брак – это союз мужчины и женщины, основанный на любви и взаимопонимании, для рождения детей.

Рука Божия ведет Церковь нашу по историческому пути

Прошло пять лет, и я убедился в том, что те самые мысли, которые посетили меня в день Патриаршей интронизации, оказались справедливыми. Труден патриарший крест, и символ этого труда – великий патриарший параман. Но одновременно Господь сопровождает это служение и великими радостями. И главной радостью для меня является возможность совершать Божественную службу в любом храме Русской Православной Церкви, в любом монастыре, у великих святынь, посещать замечательные святые места нашей Церкви, соприкасаясь с Божественной благодатью, проистекающей от тех святынь, и напояя свой разум и свою душу всем тем, что исходит от реальной церковной жизни, впитывать эти очень важные для Патриарха сигналы, которые идут от народа, от паствы, от архипастырей, от монашествующих. Именно этот духовный поток и есть самое главное влияние, которое оказывается на Патриарха.   

 

Знаю, что люди порой применяют к церковной власти светские мерки. Знаю, что иногда спрашивают: «А кто самый влиятельный из тех, кто окружает Патриарха? А к кому прийти, чтобы донести до Патриарха свои слова, свои мысли и убедить его сделать то или другое?» В этот день, когда я праздную вместе с вами пятилетие своего служения, могу сказать, что самое сильное влияние, которому открыт Патриарх, – это влияние Церкви, епископата, духовенства, монашествующих и благочестивого народа. Под этим влиянием я нахожусь каждый день своего патриаршего служения и считаю долгом своим впитывать и умом, и сердцем всё, что идет от вас, преломляя это в патриаршие решения, предлагая те или иные решения Священному Синоду или Архиерейскому Собору. И я убедился, что если именно в ответ на воздыхание всей Церкви Патриарх принимает те или иные решения, они единодушно принимаются и Синодом, и Собором, и всей Церковью и не вызывают никакого противления, за исключением, может быть, самого небольшого круга людей, которые не столько о благе Церкви пекутся, сколько о своих политических взглядах или неких идеях, которые, по их мнению, должны реализоваться в церковной жизни.

За эти пять лет я имел возможность убедиться в том, что рука Божия ведет Церковь нашу по историческому пути. Признаюсь, что некоторые решения, которые мы приняли, были сформулированы мною, несомненно, под действием непреодолимой Божией силы. И только теперь, оборачиваясь вспять, я понимаю, что то была действительно Божия помощь: то, что было неведомо мне за некоторое время до принятия решений, вдруг становилось не только ведомым, понятным, но и поддерживаемым абсолютным большинством нашего епископата, духовенства и верующего народа.

Я вижу руку Божию, которая всех нас ведет. Чувствую, как Бог отвечает на наши молитвы, как, проводя нас через радости и скорби, Он ясно свидетельствует о том, что в этом духовном процессе совершенствования нашей жизни присутствует и Он, и мы со своими сильными и слабыми сторонами; что созидание Церкви Божией есть Богочеловеческий процесс, ведь Богочеловек Христос Иисус есть Глава Церкви. И будем просить Господа, чтобы и в предстоящие годы, которые, несомненно, будут иметь в себе и радости, и скорби, мы могли бы чувствовать Божие присутствие, слышать голос Божий и устроять церковную жизнь в соответствии с Его волей, напрягая при этом все свои человеческие силы для того, чтобы воля Божия не преткнулась о нашу леность, о наше незнание, о нашу неспособность, о наши греховные человеческие чувства. Об этом я молился сегодня и верю, что многие своими словами и своими мыслями молились о том же самом.

http://www.pravoslavie.ru/68110.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!