Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 05:23:53  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Утреннее Правило. О чем мы молимся? Размышление о первой молитве  (Прочитано 1135 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 12 Февраля 2017, 09:40:13 »

Утреннее Правило. О чем мы молимся? Размышление о первой молитве.

Часть 1

 Нет ничего прекраснее, радостнее и умилительнее для христианина, чем живое общение с Богом. Вникая в слова молитв, поражаешься бесконечной глубине заключенного в них смысла. Молясь каждый день утром и вечером, можно не только повторять одни и те же молитвы, но каждый раз открывать их для себя по-новому…

«…и утро молитва моя предварит Тя» (Пс. 87:14).

Советы святителя Феофана Затворника


Свт. Феофан Затворник

«Для Вас я полагаю совершенно достаточным исполнение утром и вечером положенных в молитвенниках молитв утренних и на сон грядущим. Только старайтесь всякий раз исполнять их со всем вниманием и соответственными чувствами. Чтобы это успешнее совершать, потрудитесь в свободное время особо прочитать их все, обдумать и обчувствовать, чтобы, когда станете читать их на молитвенном правиле, вам известны были святые помышления и чувства, содержащиеся в них. Не то значит молитва, чтобы прочитать только молитвы, но то, чтобы воспроизвести в себе содержание их и так их произносить, как бы они шли от нашего ума и из нашего сердца... Так подготовясь, когда стоите на молитве, заботьтесь удерживать ум от парения и чувство — от холодности и равнодушия, всячески напрягаясь и внимание хранить, и теплоту чувства возгнетать… Особенно по окончании молитв подольше сами помолитесь, прося прощения за невольные отбегания ума и предавая себя в руки Божии на целый день».

Мысли о молитве

Мы читаем молитвы в храме, дома, по пути на работу, в метро. Ведь совершенно неважно, где обращаться к Богу с молитвой. Размышляя о прочитанной первой молитве из утреннего правила, можно задуматься о том, искренно ли мы говорим с Богом, все ли понимаем, что прочитываем. Задуматься, от всего ли сердца произносим слова, обращенные к Богу святым Макарием Великим:

Молитва первая, святого Макария Великого

Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго, я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю; но изба́ви мя от лука́ваго, и да бу́дет во мне во́ля Твоя́, да неосужде́нно отве́рзу уста́ моя́ недосто́йная и восхвалю́ и́мя Твое́ свято́е, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Преподобный Макарий Великий

Что мы знаем об авторе этой молитвы?

Преподобный Макарий родился около 300 года в Египте. Время юности провел он в доме родителей, был пастухом стад своего отца. Получил образование. Примечателен один случай из его детства. Однажды сверстники будущего старца Макария пошли в чужой сад за смоквами и, когда бежали назад, уронили одну из них, а Макарий поднял ее и съел. Эта погрешность так тяжело легла на его чистую совесть, что осталась навсегда в его памяти, и всю жизнь свою, как говорил сам Макарий, он не мог вспоминать о ней без слез.

    Ему было 30 лет, когда он переселился в пустыню. Уже в первые годы его подвижнической жизни его называли отроком-старцем.

После смерти родителей святой Макарий стал послушником. Сначала он жил в селении, в келье. Чтобы было пропитание, плел корзины. Однажды одна девица, забеременевшая вне брака, оклеветала его как виновника ее греха. И преподобный терпел бесчестие, которому подвергли его жители селения. Он даже доставлял еду этой женщине, для чего себя изнурял усиленными трудами. Но вскоре по Промыслу Божию всем была явлена праведность святого подвижника. Когда той женщине наступило время родить, она не могла разрешиться от бремени, пока пред всеми не объявила о невинности Макария. Мучимые раскаянием за оскорбление, без вины нанесенное отшельнику, жители селения собрались к нему просить прощения. Услышав это, Макарий скрылся в далекую пустыню — скитскую (на расстоянии чуть меньше 100 км к северо-западу от Каира).

Ему было 30 лет, когда он переселился в пустыню. Уже в первые годы его подвижнической жизни его называли отроком-старцем.

Святой Макарий ходил за монашеским опытом к Антонию Великому. Сначала Антоний, искушая его терпение, не допустил его в свое жилище, но потом открыл ему дверь и, приветствуя, сказал: «Я давно желал видеть тебя» и с любовью принял его. Так, плетя корзины из пальмовых ветвей, провели они вечер в беседе о спасении души.

Преподобный всегда избегал славы. Когда приходившие к нему за наставлениями сильно его беспокоили, он удалялся в особое место. От своей кельи Макарий прокопал подземный ход, длиною примерно 90 метров, в конце этого хода была пещера, в ней-то он и находил время для недолгого покоя от посетителей. Один из учеников его, знавший об этом ходе, рассказывал, что Макарий прочитывал 24 молитвы, идя в пещеру, и столько же на обратном пути.

    Спустя более чем 1500 лет мы можем через литературное наследие святого Макария познакомиться с его внутренней жизнью, центром которой был Христос

Святой Макарий постоянно пребывал в молитве и трудах. Отошел ко Господу он в 391 году. И спустя более чем 1500 лет мы можем через литературное наследие святого Макария познакомиться с его внутренней жизнью, центром которой был Христос.

Интересно попробовать узнать и поразмышлять, о чем преподобный Макарий говорил с Богом, что двигало его помышлениями и воздыханиями, что дошло до нас и что мы каждое утро произносим, – например, в первой утренней молитве.



«Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго, я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю». Здесь святой обращает молитву к Богу от первого лица: «Боже, очисти меня грешного, так как я не сделал ничего благого».

Обратите внимание. Выражение «николи́же сотвори́х» – это одиночное отрицание, часто встречающееся в церковнославянских текстах. Например, в начале Евангелия от Иоанна: «Бо́га никто́же ви́де нигде́же» (Ин. 1:18). Это явление присуще многим языкам: греческому, английскому и др. Мы же привыкли к тому, что для отрицания используется «не» или «ни» для обоих слов во фразе, то есть «(я) ничего не сотворил».

Остановимся на самом начале молитвы. Обращение «Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго» встречается не только здесь. Священник, прежде чем начать службу, произносит перед Богом эти слова, прося Его очистить от грехов, от всяких суетных мыслей, от всего, что мешает направить ему свой взор к Богу и совершить богослужение. Эти же слова мы произносим во время чтения молитвы святого Ефрема Сирина Великим постом, в период, когда мы призваны обратить особый покаянный взгляд внутрь себя.

«Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й. И по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́», – обращался царь Давид к Господу. Как писал толкователь Священного Писания монах Евфимий Зигабен, «по беспредельной милости Твоей, взывает он (Давид. – ред.), помилуй меня; потому что и грехи мои беспредельны пред Тобою».

    «Чем больше преуспевает человек в духовной жизни, тем больше видит себя грешным»

В богослужебных текстах выражение «Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго» часто встречается вместе с молитвой мытаря «Бо́же, ми́лостив бу́ди мне́ гре́шному». О молитве мытаря писал епископ Михаил (Лузин): «Он (мытарь. – ред.) сознает себя величайшим грешником…, не видит в себе ни одной добродетели и молит только об одном — помиловать его, не взыскивать с него за грехи его, простить их ему».

Размышляя об этом простом и глубоком покаянном воздыхании мытаря, праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что эти слова «сказаны были без всякого притворства, от глубины сердца, от совершенного признания своей виновности перед Богом и решимости непременно исправиться».

Иногда может показаться несправедливым, почему каждое утро нужно говорить, что мы грешные? Неужели святые, произнося постоянно «очи́сти мя гре́шнаго», всегда так себя ощущали, в то время как люди почитали их ангелами на земле? На этот вопрос отвечает святитель Феофан Затворник: «Посмотрите на покаянные молитвы, кои суть излияние душ святых Божиих, прославленных Церковию. Как они там осуждают себя пред Господом!.. Думаете ли, что тут была неискренность? Нет! Это был искренний вопль души к Богу!».

Еще одна замечательная мысль – у схиигумена Иоанна (Алексеева): «Чем больше преуспевает человек в духовной жизни, тем больше видит себя грешным». Святой Петр Дамаскин пишет: “Если увидишь свои грехи, аки песок морской, и это есть начало просвещения души своей и знак ее здоровья”. И просто душа делается сокрушенною и сердце смиренным и считает себя поистине хуже всех».

Итак, вначале, прежде чем молиться далее, полагает преподобный Макарий, – необходимы осознание себя грешным и просьба очищения.

Продолжение следует…

Валентин Фролов, магистрант I курса

http://sdsmp.ru/news/n3228/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 12 Февраля 2017, 09:53:19 »

УТРЕННЕЕ ПРАВИЛО. О ЧЕМ МЫ МОЛИМСЯ? Размышление о первой молитве.

Часть 2

 Нет ничего прекраснее, радостнее и умилительнее для христианина, чем живое общение с Богом. Вникая в слова молитв, поражаешься бесконечной глубине заключенного в них смысла. Молясь каждый день утром и вечером, можно не только повторять одни и те же молитвы, но каждый раз открывать их для себя по-новому…



Снова обратимся к словам святителя Феофана Затворника: «потрудитесь в свободное время особо прочитать их все (молитвы. – ред.), обдумать и обчувствовать, чтобы, когда станете читать их на молитвенном правиле, вам известны были святые помышления и чувства, содержащиеся в них».

Вчера мы говорили о первых словах первой утренней молитвы: «Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго». Итак, от чего мы просим Бога нас очистить? С покаянным настроем говорим, что не сделали ничего доброго («николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю»). Но должны быть какие-то причины, по которым мы не делаем доброго. И далее преподобный Макарий как раз продолжает: «но изба́ви мя от лука́ваго». Становится видна взаимосвязь: Боже, очисти меня грешного, потому что я до сих пор ничего благого не сделал, и избавь меня от лукавого, потому что лукавое во мне мешает делать добро ради Тебя («благо́е пред Тобо́ю»).

    Несомненно, «лукавое» – это все, что связано с противлением Богу

Вопрос: что же мы понимаем под «лукавым»? Несомненно, «лукавое» – это все, что связано с противлением Богу. Церковнославянское слово «лукавый» – это, прежде всего, название диавола. Синонимы этому слову – «злой, коварный». «Дни лукавы» – значит, дни злые, опасные; «время лукаво» – время злое, несчастное; «око лукаво» – значит, завистливое око (ср. Мф. 6:23: аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет). Диавол – завистник и Богу и человеку.

Нужно сказать, что выражение «изба́ви от лука́ваго» – это мысль, переданная Христом в молитве «Отче наш». Преподобный Макарий использует выражения из главной молитвы всех христиан – той молитвы, которая была постоянно на устах всех подвижников. Они жили этой молитвой. Это просматривается в составленной им молитве и далее – «и да бу́дет во мне во́ля Твоя́» (ср. Мф. 6:10: да будет воля твоя, яко на небеси, и на земли). Поэтому обратимся к некоторым толкованиям молитвы «Отче наш».

Святитель Иоанн Златоуст комментирует прошение об избавлении от «лукавого», говоря, что «он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно дьявол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань».

    Господь «научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против диавола как виновника всех зол»

Итак, продолжим словами священномученика Киприана Карфагенского: «говорим: Но избави нас от лукавого, понимая под этим всякие беды, которые враг замышляет в этом мире против нас и от которых у нас будет верная и надежная защита, если Бог избавит нас от них, если, по нашему прошению и молению, Он дарует нам Свою помощь». Именно лукавый дух делает все возможное, чтобы отвлечь нас от следования за Христом. Кстати, святитель Иоанн Златоуст добавляет практический совет: Господь «научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против диавола как виновника всех зол».

Однако не стоит все списывать на диавола. Он имеет доступ к нам и может внушать недобрые намерения. Но от нас самих зависит, принимать их или нет. В связи с этим митрополит Вениамин (Федченков), также комментируя молитву «Отче наш», обращает внимание на одну важную деталь: «почему употребляется в этом прошении союз “но” («но изба́ви мя от лука́ваго».– ред.)? Думается, что это прошение собственно представляет вторую половину предыдущего, и тогда оно будет понятнее. Мысленно “не введи” – “не попусти” нам войти в искушения, а уж если, по праведному суду Твоему, введешь нас в них, – мы примем их: “но” тогда только избавь нас от диавола, чтобы он не воспользовался ими и не употребил их для нашей погибели. Значит, это прошение говорит нам о том, что искушения бедствиями могут быть нами обращены и во спасение. Однако избавиться нам от использования их диаволом можно только силою Божиею, но никак – не нашею силою: будут ли эти искушения от нас самих, или от мира, или непосредственно от диавола и бесов его – избавиться от них мы можем лишь Богом».

Нужно добавить, что, прося избавления от лукавого, мы еще молимся, предупреждая появление лукавых семян на почве сердца, чтобы ничто не мешало быть посеянным в нем семенам воли Божией. Чтобы только благие, а не лукавые ростки выходили из нашего сердца. Одно дело – избавить от «лукавого», которому уже где-то разрешено в душе действовать, другое дело – молиться о том, чтобы этот процесс не разросся как цепная реакция, и диавол бы не заполонил все отделы души.

    Ты един благ! И един – премудр! ... Не слушай наших прошений, наших пожеланий, – но да будет на всё воля Твоя!

Далее в молитве святого Макария снова слова, которые похожи на слова из молитвы «Отче наш»: «И да бу́дет во мне во́ля Твоя́». Здесь «да» – это церковнославянский элемент. «Да» показывает обращение к Богу, по смыслу оно н – на пересечении желательного и повелительного наклонения. «Да» можно еще понимать и как «пусть». Мы просим, чтобы воля Божия была в нас. Как это? То есть, чтобы не просто я о ней знал или хотя бы догадывался о воле Божией, но чтобы она наполняла всего меня, чтобы двигала моими мыслями и делами. Чтобы подвигала на те самые благие дела («благо́е пред Тобо́ю»), которых нам не достает. Поэтому нужно очистить душу от недоброго – «лукавого», чтобы поместить туда волю Божию.

Почему единственно правильная – воля Божия? Митрополит Вениамин размышляет об этом так: «Сознавая, что корень падения в самоволии нашем, мы и просим теперь Бога, чтобы творилась не наша дурная воля, человеческая, земная, а Божия воля, небесная, разумная, совершенная, благая, святая… Принимая во внимание эту самостную испорченность нашу, мы и отрекаемся теперь от неё … И мы уже заранее и вообще просим Его: не по нашей твори воле, а по Своей Божественной! Наша воля – дурная, злая, нерассудительная. Ты един благ! И един – премудр! ... Не слушай наших прошений, наших пожеланий, – но да будет на всё воля Твоя!»

    Смиренно просите, допуская в мыслях и сердце, что вы можете ошибаться, и потому готовьтесь принять волю Божию, даже если она и будет отказом вашему желанию

Что же есть воля Божия? Об этом сказал еще апостол Павел: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18). Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет: «Воля Божия о нас та, чтобы мы, живя на земле, научились познавать Бога и с радостью и желанием следовать воле Божией – единственной спасительной и наполняющей жизнь истинным содержанием».

Мы просим о том, чтобы воля Божия была в нас. Но готовы ли мы ей следовать? И потому отец Иоанн предостерегает: «Смиренно просите, допуская в мыслях и сердце, что вы можете ошибаться, и потому готовьтесь принять волю Божию, даже если она и будет отказом вашему желанию».

Радостью наполнены слова святителя Николая Сербского о ежедневной нашей просьбе «да будет воля Твоя»: «Мы молимся Тебе, Святой Отец наш: сделай так, чтобы поскорее настал день, когда воля всех людей будет мудра, свежа и свята, как Твоя воля, и когда все творения на земле будут двигаться в согласии со звездами на небе; и когда наша планета будет петь в хоре со всеми Твоими удивительными звездами: Господи, научи нас! Боже, веди нас! Отче, спаси нас!»

Валентин Фролов, магистрант I курса

Продолжение следует

http://sdsmp.ru/news/n3229/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 12 Февраля 2017, 10:06:59 »

УТРЕННЕЕ ПРАВИЛО. О ЧЕМ МЫ МОЛИМСЯ? Размышление о первой молитве.

Часть 3

 Нет ничего прекраснее, радостнее и умилительнее для христианина, чем живое общение с Богом. Вникая в слова молитв, поражаешься бесконечной глубине заключенного в них смысла. Молясь каждый день утром и вечером, можно не только повторять одни и те же молитвы, но каждый раз открывать их для себя по-новому…



Продолжая размышлять о первой молитве, снова напомним себе столь важные для нас слова святителя Феофана Затворника: «потрудитесь в свободное время особо прочитать их все (молитвы. – ред.), обдумать и обчувствовать, чтобы, когда станете читать их на молитвенном правиле, вам известны были святые помышления и чувства, содержащиеся в них».

После того как мы просили Бога очистить нас, сказав, что ничего благого не сотворили, просили избавить от лукавого, просили, чтобы воля Божия была в нас, мы продолжаем: «да неосужде́нно отве́рзу уста́ моя́ недосто́йная и восхвалю́ и́мя Твое́». То есть «и пусть я отверзу уста для славословия имени Твоему». Просим именно о неосужденном славословии. А как можно «осужденно» славословить Бога?

    И вот определение Божие об «осужденной» молитве: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что… лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение» (Мф. 23:14)

В Евангелии Господь говорит: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:19-21). Также можно вспомнить, как молился фарисей в сравнении с молитвой мытаря: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18:11-12).

И вот определение Божие об «осужденной» молитве: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что… лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение» (Мф. 23:14). Понятно, что это осуждение – фарисеям. Но как мы, спустя 2000 лет после описанных в Евангелии событий, можем «осужденно» молиться?

Наверное, когда вместо молитвы выходит «вычитывание» правила ради самого правила, «для галочки», то такая молитва может назваться «осужденной». Или мысли наши гуляют во время молитвы. А бывают ситуации, когда муж или жена – невоцерковленный человек, и тогда, если другой человек будет совершать чтение молитв напоказ, это может раздражать кого-то из семьи. Здесь припоминаются слова Христа: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Наверное, в некоторых исключительных ситуациях, когда чтение молитв раздражает членов семьи, лучше помолиться втайне и сохранить мир, чем вызывать раздражение не только к себе, но и к самой молитве.

    Промысел Божий указал святому Макарию Великому на двух женщин, хотя и живших в миру со своими мужьями в городе, но оказавшихся выше преподобного по нравственному совершенству

Кстати, говоря о семейных отношениях, можно вспомнить случай из жития преподобного Макария Великого. Для того чтобы утвердить его в смирении, как сказано в житии, Промысел Божий указал ему на двух женщин, хотя и живших в миру со своими мужьями в городе, но оказавшихся выше преподобного по нравственному совершенству. И старец не поленился из пустыни прийти в город и расспросить этих женщин, как они живут. По просьбе Макария, они рассказали, что прошло уже пятнадцать лет, как они вышли замуж, и в течение этого времени жили они во взаимной любви и согласии, всегда исполняли волю мужей; прежде они имели желание поступить в монастырь, однако, по несогласию на то мужей, решились остаться в миру, но вместе положили обет бдеть над своим сердцем и не произносить ни одного праздного слова. И Макарий смиренно просил Бога, чтобы Он сподобил его жить в пустыни так, как они жили в миру.

Итак, мы молимся, чтобы самая наша молитва была неосужденной, «приятной» Господу. Кстати, выражение «приятная молитва» связано с церковнославянским словом «прия́ти», то есть принимать, а потому «приятная молитва» – это та молитва, которую принимает Бог. Мы за каждым вечерним богослужением слышим о том, какая должна быть молитва, чтобы она была «приятна» Богу: «Да испра́вится моли́тва моя́ я́ко кади́ло пред Тобо́ю». Как дым фимиама, ровно поднимающийся вверх и приятно пахнущий, – такой должна быть и молитва: несуетливой; без того, что оттягивает ее к земле, то есть без слишком земных просьб; неспешной; чистой. Без помощи Божией она таковой стать не может. И потому мы просим Бога благословения на молитву: «да неосужде́нно отве́рзу уста́ моя́ недосто́йная и восхвалю́ и́мя Твое́». Мысль об открытых устах с благословения Божия для славословия Его часто встречается в богослужебных текстах: «Отве́рзу уста́ моя́ и напо́лнятся Ду́ха». Или в 50-ом псалме: «Го́споди, устне́ мои отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́». Чтобы возвещать хвалу Богу, необходимо не от себя это делать, а с благословения Божия. А сами от себя – недостойны, и, как сказал святой Иоанн Кронштадтский, «все мы, возлюбленные, так грешны, что нечего отвечать нам Богу в извинение, не достойны мы глаз возвести на небо».

    Грех обыкновенно связывает язык, заграждает уста, гнетет и принуждает молчать

Почему просим Господа открыть наши уста? Блаженный Феодорит Кирский говорит, что «Грех обыкновенно связывает язык, заграждает уста, гнетет и принуждает молчать. Посему пророк (Давид. – ред.) умоляет, чтобы ему, получив оставление грехов, возыметь прежнее дерзновение и подвигнуть язык к песнопению».

Еще апостол Иаков писал о том, как должны мы себя вести в отношении нашего языка. Он напоминает, что языком мы благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]? Не может… один источник… изливать соленую и сладкую воду (Иак. 3:9-11). Поэтому, имея в памяти эту «соленую воду», просим очищения нас, избавления от лукавого и благословения «неосужденно» «изливать сладкую воду» славословия.

    У каждого молящегося своя причина того, почему его уста «недостойные»

У каждого молящегося своя причина того, почему его уста «недостойные». Но в действительности все недостойны восхвалять имя Божие, потому что, как еще сказал Екклесиаст и что мы слышим в молитвах перед исповедью: кроме Господа нашего Иисуса Христа, «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Каждый в чем-то грешен. И, как провинившиеся сын или дочь перед отцом испытывают некий стыд в разговоре, так же и мы в разговоре с Богом – нашим Небесным Отцом.

Несмотря на смиренное сказание Богу об отсутствии благих дел, наполненности души лукавыми мыслями, желаниями, корешками страстей; о том, что у нас недостойные уста для Его прославления, все равно в этой молитве мы дерзновенно произносим «и́мя Твое́ свято́е, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха», пребывая в надежде на милосердие Божие.

Молитва «Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго, я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю…» поставлена первой в утреннем правиле. Мы только проснулись. Хотя уже возбудили в себе импульсы покаяния (то есть «изменения») через 50-й псалом, восстановили в памяти главнейшие постулаты нашей веры в «Символе веры». И вот сразу молитва преподобного Макария – сразу «Боже, очисти мя грешного, так как ничего благого я не сделал». В буквальном прочтении мы констатируем то, что за прошедшую ночь ничего доброго не сделали, кроме как отдохнули. Но ведь через отдых как раз и можно приготовить себя к деланию благого. А благим может быть и общение с близкими; труды на благо жены, мужа, детей, родителей, на благо общины верующих (прихода); это дела милосердия, сострадания к больным и обездоленным; это все, что приближает нас к Источнику этого блага – Богу. Это хотя бы и улыбка, подаренная близким, вместо недовольного взгляда.

Здесь вспоминается еще один случай из жития автора молитвы – преподобного Макария. Своей кротостью Макарий обратил ко Христу одного идольского жреца, которого старец встретил на пути на Нитрийскую гору. Этого жреца встретил прежде ученик Макария, но был избит им до полусмерти за то, что назвал его демоном. Когда же Макарий встретился с ним, он ласково приветствовал жреца, а тот, пораженный таким поведением, сказал: «Я вижу, что ты человек Божий». Ухватившись за ноги Макария, он воскликнул: «Не отпущу тебя, пока не сделаешь меня монахом». И был принят преподобным в число братии, а позднее чрез него и многие язычники сделались христианами. Указывая на этот случай, Макарий говорил: «Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми». Поэтому актуально, размышляя об этой молитве, подумать о том, как можно исправить жизнь «к деланию заповедей» Божиих – к жизни по принципам Евангелия, чтобы, когда будет Суд, не услышать, что мы «николиже сотворихом благое пред» Богом.

    Сказав «Аминь», мы заявляем, что действительно хотим быть в Царствии Небесном вечно, двигаться по направлению к Богу

Заключительные слова «ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь» отсылают нас к предназначению разумных существ – к тому самому прекрасному и радостному делу – общению с Богом, Его хвалению, благодарению. Только теперь мы просим у милостивого Бога возможности, несмотря на наши грехи, позволить нам даже и после смерти и воскресения славословить Его «сейчас и всегда и в бесконечные веки».

Словом «Ами́нь» (то есть «истинно так») мы, можно сказать, подписываемся под каждым словом, произнесенным в молитве. Сказав «Аминь», мы подтверждаем, что искренно просили избавления от оков лукавого, а значит, действенно собираемся доказать согласие идти по пути Христа, по пути к Богу. Сказав «Аминь», выбираем единственный вектор в жизни – Христа. Сказав «Аминь» мы заявляем, что действительно хотим быть в Царствии Небесном вечно, двигаться по направлению к Богу; в Нем совершенствоваться, забывая себя; и радостно славословить Его непрестанно. Это очень дерзновенно и ответственно.

А начать это шествие можно совсем с малых дел любви. И опять же преподобный Макарий подает нам пример такого дела. Наставляя братию в любви, он сам в обращении с каждым монахом и послушником отличался особенной простотой. Готов был служить каждому. Так, его Житие повествует о том, как преподобный пришел однажды к некоему отшельнику и, нашедши его больным, спросил: не хочет ли он съесть чего-нибудь? Больной сказал: хочу пастилы. Старец не поленился сходить в Александрию (это более 100 км в одну только сторону), чтобы достать больному то, чего он просил.

В завершении размышления о первой молитве преподобного Макария, включенной в утреннее правило, можно привести наставление ее автора:  (2 Сол. 3:10)».«Кто ленив в молитве и в служении братьям, и в другом каком-либо деле, совершаемом ради Бога, ведет себя лениво и нерачительно, того Апостол, прямо называя человеком праздным, оглашает недостойным и самого хлеба; ибо сказал: праздный ниже да яст
 

 Валентин Фролов, магистрант I курса

http://sdsmp.ru/news/n3230/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!