Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 19:27:24  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Тысяча оттенков Казани. Студенческое путешествие  (Прочитано 1762 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 17 Февраля 2017, 13:43:03 »

Тысяча оттенков Казани

Студенческое путешествие


Свияжск. Собор иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость».

«О, Казань, ты грусть и бодрость! Святозарная Казань», – так воспевал старинный родной город в своих стихах татарский народный поэт – Габдулла Тукай. Но прекрасная столица Татарстана – это место, где в гармонии не только грусть и бодрость. Здесь живут в мире и согласии больше 120 наций и народов, которые почитают историю русских царей и татарских ханов. Здесь на общей дороге делят небесное господство мусульманские мечети и православные храмы. Здесь равноправно существуют два государственных языка – татарский и русский. Здесь обед с борщом и закусывают «губадией» (татарским мясным пирогом), а в сувенирной лавке продают матрёшек, разодетых в татарские национальные платья.

Знакомиться с Казанью и её близлежащими памятниками истории далёкой и близкой можно долго. На то, чтобы обойти все статуи студента Казанского университета Владимира Ильича Ульянова-Ленина (их здесь 23!), понадобится, как минимум, два дня. А если только на минуту зайти во все казанские храмы и мечети, то не хватит и недели.

В первый же день путешествия я попала на обзорную экскурсию и увидела основные достопримечательности третьей, по сути, столицы России.

Поразила своей мощью огромная чаша-фонтан «Большой казан», расположенная в центре парка Тысячелетия Казани. По периметру фонтан охраняют восемь мифических стражников – Зилантов. Имя столицы Татарстана по одной из легенд произошло от «казана» – котла, причём, кипящего. А сам город, тоже, если верить легенде, появился так. Хан послал слугу за водой, тот долго не возвращался, как выяснилось, потому, что у реки залюбовался девушкой. Но хан не стал за это наказывать слугу, а сам женился на этой девушке, и на том месте основал город.

Как полагается, воздвижение любого города не могло обойтись без строительства мест духовного уединения – мечетей и храмов. Их в Казани на пальцах рук не перечесть. В первый день мне удалось посетить только знаменитую, если можно так сказать о храме, Крестовоздвиженскую церковь, в которой сейчас хранится «ватиканский список» чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, особенно чтимой в наших воронежских краях. Церковь находится в Богородицком монастыре. Здесь святое место первоначального обретения Казанской иконы Божьей Матери. Монастырь был девичьим, сейчас восстанавливается как мужской. В 1904 году образ в драгоценном окладе украли. Сохранялась икона в списках-копиях. После Февральской и Октябрьской революций 1917 года в зданиях святой обители расположили военные части, а позже – разместили студентов педагогического техникума. Летний храм стали использовать как склад. Резные лестницы и перила вырубили на дрова. Храм лишили колоколов. Сейчас монастырский комплекс медленно восстанавливают. А все православные паломники спешат сюда просить помощи у иконы Богородицы Казанской…

Увидев вечернюю Казань в 26-градусный мороз, поняла, что город просто сказочный в ночных огнях. Перебежками замёрзшего напрочь зайца я пролетела мимо известного театра кукол «Экият», сделала несколько памятных фотоснимков на фоне мерцающих огоньками ледяных дворцов и пообещала себе, что вернусь сюда завтра, когда хоть немного согреюсь.

Каждый последующий день казанских путешествий радовал меня всё больше. Теперь уже не боялась бродить в одиночестве, знала, сколько тёплых одёжек мне нужно одеть, чтобы не околеть. На экскурсии брала с собой диктофон, писать от руки в такой мороз у меня не получалось. Перед сном заносила в тетрадь всё то, что произвело на меня впечатление.

«3 февраля. Казанский Кремль. Всегда думала, что ничего величественнее Московского Кремля не встречу. И ошибалась! Здесь, в резиденции Президента Татарстана, чувствуешь себя, как в другом мире, спокойном и белоснежном. Псковские мастера постарались на славу! Чего стоят лишь Благовещенский собор, Спасо-Преображенский монастырь или дозорная башня Сююмбике, называемая «падающей». Легенда гласит, что с этой башни некогда спрыгнула татарская красавица, не желавшая выходить замуж за Ивана Грозного. Будто под стать самой легенде, фундамент просел с одной стороны, и она действительно слегка наклонилась.

Напротив башни красуется самая яркая и богатая здесь царица, главная мечеть Татарстана – великолепная Кул Шариф. Мечеть поименована в честь религиозного деятеля, а также поэта и политика. Во времена падения золотоордынского ханства он был главой мусульманского духовенства. Мечеть открыли к тысячелетию Казани в 2005 году. Она вмещает под сводами полторы тысячи верующих, на уличной площади – более десяти тысяч. Нижний этаж изначально спланирован как музей. Здесь нет икон святых и нет мощей, к которым можно было бы приложиться, зато здесь можно послушать непрерывное чтение Корана, увидеть уменьшенную модель Кул Шариф из драгоценных и полудрагоценных камней и метала, а также ознакомиться со списком тех граждан и организаций, которые участвовали в строительстве мечети.

Витражи музея украшены плетущимися цветами. Поначалу мне казалось, что все они имеют один и тот же рисунок. Но, приглядевшись, обнаружила, что это далеко не так – расположение цветов подобно, но, отнюдь не идентично.

А вот второй этаж мечети точно уникален и неповторим! С высокого потолка, расписанного 99-ю именами Аллаха (все имена мусульмане произносят по памяти, используя специальные чётки для счёта), свисает огромная пятиметровая люстра весов в две тонны. По словам экскурсовода, её делали чешские мастера. Мозаика с красными тюльпанами (в мусульманстве – символ Аллаха) и витражи на первом этаже – это тоже их работа. Вечером, гуляя по городу, я оценила Кул Шриф уже в ночном свете, и она мне показалась ещё более прекрасной. Жаль только, что, на мой взгляд, душевной теплоты не ощущаешь, не хватает тебе простоты, которая исходит здесь же от православных храмов. Это моё личное мнение.

После прогулки по Кремлю нашу группу ждало новое знакомство – с двухсотлетней историей Казанского университета. Те, кто любят ходить в музеи, останутся довольными: вас познакомят со знаменитейшими учёными и их трудами. Удивишься – в этих университетских лабораториях хирург Александр Васильевич Вишневский создал знакомую каждому лечебную мазь. Русский химик, профессор Карл Карлович Клаус тут «добыл» новый химический элемент рутений. А ректор Иван Михайлович Симонов – основал астрономическую обсерваторию. Он же – участник полярных экспедиций, один из первооткрывателей Антарктиды. Здесь вы заглянете в импровизированный кабинет выдающегося математика, создателя неевклидовой геометрии Николая Ивановича Лобачевского. Он тоже был долгое время ректором университета. Познакомитесь с коллекцией бабочек Александра Михайловича Бутлерова – основателя «бутлеровской школы» русских химиков и учёного-пчеловода.

В университетских аудиториях учился будущий классик мировой литературы Лев Толстой.

В актовом зале на торжествах в первом ряду сидели дорогие гости из царской семьи. А 4 декабря 1887 года в этом зале состоялась политическая сходка студентов, среди них был и Владимир Ульянов, будущий вождь революционного пролетариата. Буквально в нескольких шагах лекционный класс юридического факультета, где можно посидеть за партой. Можно и сфотографироваться у музея рядом с памятником Ленину-студенту.

4 февраля. Самый тяжёлый (было очень холодно) и одновременно самый необычный день моего путешествия. Вместе с группой я побывала на острове-граде Свияжск (омывается рекой Свиягой, отсюда такое название). Это бывший военный плацдарм Ивана IV(тогда ещё не грозного, а молодого двадцатидвухлетнего юноши). Цитадель в те времена полностью окружённая водой (чтобы ни один враг не подступился), созданная для завоевания Казанского ханства, сейчас превратилась в маленькое село с единственной в округе школой – «девятилеткой».

Но былое величие Свияжска чувствуется уже с первой минуты прибытия на остров. Огромная вьющаяся железная лестница ведёт гостей к белокаменным воротам, после которых открывается невероятный вид целого комплекса монастырей – Богородицко-Успенского и Иоанно-Предтеченского с соборами. Церковь Николая Чудотворца (древнейшее каменное строение в Свияжске), чуть дальше – деревянная Троицкая церковь и запавший мне в душу более всего – собор иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость». Храмовый комплекс сейчас реставрируют, поэтому посмотреть внутреннее убранство многих святынь пока не разрешают. Зато охотно рассказывают историю строительства города и хранящиеся в памяти о нём легенды.

Самая интересная, на мой взгляд, о Святом мученике Христофоре – почитаемом в православии и католичестве защитнике от болезней, покровителе путешественников и автомобилистов. На иконах молодой воин в лошадином или собачьем образе запоминается раз и навсегда. По одной из легенд Святой Христофор был очень красив и постоянно подвергался искушениям, потому попросил Бога изуродовать его. А вот по другой легенде Христофор был из племени «собакоголовых», которое когда-то перебрались сюда жить.

Вот такой действительно сказочный остров – Свияжск! Говорят, что когда-то сам Александр Сергеевич Пушкин побывал здесь и сказал, что именно об этом острове Буян, о Лукоморье он писал в своих стихах.

5 февраля. Этот день можно считать моим последним полноценным днём в столице Татарстана. Рано утром отправляемся в музей Тысячелетия Казани, где собрана вся история этого старинного города. Пока экскурсовод подробно рассказывала о хане Батые, Золотой Орде и первой победе Дмитрия Донского, я разглядывала интереснейшие экспонаты. Вот картина царевны Сююмбике с сыном Утямыш-Гиреем, одетым в женское платье. Царевна боялась, что сына могут убить, поэтому «маскировала» его. Вот огромные ядра, которыми обстреливал Казань Иван IV, первая печатная афиша национального татарского театра и целая коллекция картин татарских сказочных персонажей – Домовой амбара, Хранитель ворот… В лесу за елью подстерегает непослушных малышей леший Шурале, а на Голубом озере плавает, опустив голову, царица-лебедь Сююмбике.

Ознакомившись с историей Казани и татарским фольклорным эпосом, направляемся в посёлок Старое Аракчино – на окраину города. Здесь нас ждёт почтенный Храм всех религий, называемый также Вселенским (я бы его именовала «Радужным», такой он яркий и разноцветный, что глаза слепит). Задуманный архитектором Ильдаром Хановым комплекс, символ духовного и культурного единения всех религий, строят с 1994 года. В ансамбле объединено уже 16 религий. Крест главного купола венчает круг, внутри которого ещё два круга – это символ Рерихов (проживавшей в Индии семьи русского философа и художника Николая Константиновича Рериха). А с тыльной стороны комплекса построены так называемые «Ворота дружбы». Их украшает надпись арабской вязи «Добро пожаловать!» Здесь же охраняют постройку грозные сфинксы, по размерам, правда, больше похожие на уличных дворняг.

Завершала сегодняшний экскурсионный маршрут поездка в Раифский Богородицкий мужской монастырь (Раифа – от хранимый Богом). В XVII веке приглянулось это лесное заповедное место скитавшемуся по казанским землям отшельнику Филарету. Постепенно его монашеская келья привлекла к себе много сторонников и обросла другими зданиями, послужившими основой православному монастырю. Теперь состоящего из трёх храмов: собора в честь главной святыни иконы Грузинской Божьей Матери, собора освящённого в честь преподобных отцов в Раифе и Синае убиенных и Троицкой церкви. Троицкая отличается от всех своею внутренней белоснежностью и отсутствием какой-либо росписи на сводах. По словам путевода, на стенах церкви постоянно заводится плесень, которая и мешает сделать росписи. Поэтому их просто белят. А таким, как я, гостям кажется, будто это особенная задумка – храм без излишеств, по-зимнему холодный и светлый.

Кстати, нынешняя зима одарила ансамбль монастыря прекрасным белоснежным одеялом. Под его укрытием белые церкви, словно невесты с фатою, подле которых ребятишки из здешнего православного детдома смастерили прекрасных ледяных ангелов. Украшенные десяти и пятидесятикопеечными монетками крылья скульптур мерцают огнями от каждого прикосновения солнечных лучей.

* * *

Вечером решила прогуляться по вечерней Казани, запастись на прощанье сувенирами и поужинать на оставшиеся от поездки деньги в «татарской кухне». С друзьями отправились по центральной улице. «Потоптались» чуть ли не по «золотому запасу» (если верить экскурсоводу – находятся сокровища в подземных помещениях расположенного здесь Банка России). Познакомились с памятником разжиревшему казанскому коту (полная противоположность нашему воронежскому Ваське с улицы Лизюкова!). Вдосталь наелись национального лакомства «чак-чака» («щак щака» – именно так по-татарски его нужно озвучивать). Хотели отведать традиционный суп-лапшу, но уже не осилили. Напоследок прокатились на «колесе обозрения». Примечательно оно тем, что каждая кабинка аттракциона имеет наименование отдельной страны и свойственную ей музыку. И, обнаружив, что у всех на тридцатиградусном морозе сели телефоны, побрели в близлежащий аквапарк. Там бесплатно вызвали такси, которое через весь город довезло нас просто по смешной цене – за 90 рублей! Эх, ещё бы денёчков десять впереди, накатались от души.

День отъезда. В девять утра из запотевших стёкол автобуса мы уже помахали Казани рукой и отправились на экскурсию в Древние Болгары – в государственный историко-археологический музей-заповедник на территории столицы Волжской Булгарии. Назад уже возвращаться не будем, а едем прямиком – в Воронеж. Немного грустно, не люблю прощаться. Наблюдаю, как быстро мелькают старинные дома и улицы, по которым я так и не успела пройтись. Через три часа белоснежной пустыни появляются очертания первых построек. Вот и Болгары, где селились некогда первые булгары. Жители Татарстана, кстати, очень обижаются, когда их путают с «золотоордынскими» кочевниками, завоевателями Руси «татаро-монголами». И объясняют, что именно булгары – их предки. Сохранилось здесь лишь древнее городище – остатки мечети, минарета, мавзолеев и даже руины ханской бани... Но главной достопримечательностью этого древнего городища можно назвать уже современной постройки Памятный знак, где хранится самый большой печатный Коран в мире. Два на полтора метра и весом в восемьсот килограммов! Выполненный итальянскими мастерами-полиграфистами и помещённый в стеклянный «футляр», он притягивает восхищённые взгляды паломников и туристов. Конечно, и я не удержалась от того, чтобы взглянуть на завитки арабской вязи его увесистых, выложенных драгоценными камнями страниц.

Тут-то с уверенностью могу заключить, что теперь мой «умственный» багаж до отвала наполнен впечатлениями. Дорога домой далека и любима. И я, надеюсь, ещё обязательно вернусь сюда.

Казань прекрасна – спору нет! Но – «в Воронеж мне – билет!»


Екатерина Мушурова, студентка Воронежского государственного университета

http://www.voskres.ru/oikumena/mashurova.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!