Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 12:29:27  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Беседа митрополита Лимасольского Афанасия со студентами Кипрского университета  (Прочитано 1133 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 08 Марта 2017, 03:49:40 »


Мир, который дарует Церковь

Беседа со студентами Кипрского университета

Митрополит Лимасольский Афанасий




Великое утешение и отдых для человека после утомительных забот дня – уделить молитве хотя бы немного времени. Посвятить какую-то часть суток своей душе, чтобы молитвой привлечь к себе благодать Святого Духа, так щедро изливаемую на человека в Церкви. Только таким образом он сможет действительно «отдохнуть», потому что отдых не зависит от количества часов сна или дней, проведенных в путешествиях, хотя, конечно, и это тоже является видом отдыха – телесного. Но отдых душевный, духовный имеет несравненно большее значение для человека. Когда человек действительно приобретет живую связь с Богом, это становится для него самым большим и приятнейшим утешением.

    Такое умиротворение, которое человек получает от молитвы или церковной службы, он не получит больше нигде

Я так говорю, потому что видно, как утешается и радуется душа человека на церковных службах или, например, от пения молебного канона Божией Матери или других церковных гимнов и тропарей, написанных святыми, у которых был личный опыт общения со Святым Духом. В их сердцах присутствовал Сам Бог, и поэтому они с такой точностью могли выражать свой опыт богообщения в церковной музыке, в исполненных глубокого смысла тропарях, канонах и гимнах. Делясь своим опытом через церковные гимны, святые помогают человеку подняться к Богу и стать причастниками Святого Духа, Который щедро изливается на тех, кто Его ищет и желает. Всё это создал Господь в Церкви, чтобы нам передать правильное чувство Его присутствия в храме, чтобы мы могли умиротвориться, чтобы мы смогли ощутить психогогику правильного отдыха и отвлечения, скажем так, потому что я совершенно уверен, что такое умиротворение, которое человек получает от молитвы или церковной службы, он не получит ни в одном центре психотерапии, где иногда бывает совершенно обратное: люди возвращаются оттуда еще более уставшими и раздраженными, чем до посещения.

И вот что странно: ожидается, что люди, посещающие центры релаксации и психотерапии, должны находиться в мирном состоянии духа и душевном спокойствии, на лицах у них должна быть улыбка. Но зачастую бывает обратное: как только они просыпаются, то включают радио или телевизор и принимаются кричать, и потом весь день они на нервах. Выезжая из монастыря утром, мы не раз наблюдали, как люди на улице из-за ничтожных пустяков начинают ругаться, ссориться, говорить проклятия. Видя все это, я задаюсь вопросом: что же происходит с этими людьми? Ну, можно еще понять, когда кто-то поругался в полдень после ряда событий. Но когда в 7 часов утра люди, еще полусонные, еще толком не разлепившие глаза, такие нервные практически на ровной почве – это уж точно какая-то общая патология! Хотя, возможно, они всю ночь провели в увеселительном заведении или клубе или даже в центре психотерапии, из которых вышли на улицу в еще более худшем состоянии.

Но в Церкви так не бывает! Святитель Иоанн Златоуст прекрасно пишет об этом: «Хочешь узнать, что такое Церковь и в чем состоит чудодейственность Церкви? Это довольно просто. Войди в храм и виждь: в храме волки превращаются в овец; входит разбойник, а выходит преподобный; входит гневливый, а выходит кроткий; входит человек, а выходит ангел. Да что я говорю: ангел! Входит человек, а выходит из него бог по благодати».

Вот что значит Церковь. Никто не может оспорить, что, участвуя в службах, молебнах, слушая церковные гимны, человек обретает истинное умиротворение. По этой причине в Православной Церкви существует такое обилие богослужений. Я обратил внимание, что на Святой Горе и вообще в монастырях бывает так: приезжает совершенно дикая молодежь, с дикими глазами, с диким выражением лиц и дикими манерами. Порой на их лицах отпечатывается вся их внутренняя дикость. А по прошествии нескольких дней их жизни в монастыре – а в монастыре они волей-неволей вынуждены ходить на службы – происходит вот что: постепенно на их лицах начертывается некая приятность и кротость благодати Божией. И хотя эти ребята иногда приезжают в монастырь просто чтобы посмотреть, Дух Божий их преобразил, умирил и даровал им подлинную тишину.

Мне говорили некоторые люди: «Мы не ощущаем от посещения Святой Горы какой-либо пользы, но по крайней мере мы здесь спим как младенцы, абсолютно спокойно и беззаботно, как нигде в другом месте. Там, в миру, мы не можем так расслабиться и успокоиться».

Это происходит не потому, что в монастырях тихо и спокойно, ведь и в миру есть много мест еще более тихих и спокойных, но так бывает потому, что на Святой Горе царит мир – мир духовный и душевный. Это бывает так очевидно, что даже самые простые и далекие от религии люди это замечают.

Некоторые паломники наивно полагают, что все монахи на Афоне имеют дар прозорливости и якобы нам стоит только взглянуть на них, как сразу открывается вся их жизнь. Они нас явно перепутали со святыми!!! Представляете их наивность? И вот однажды я решил немного развлечь паломников. Я спросил:

– Хотите, я скажу вам, кто приехал сюда впервые, а кто нет?

– Да! Конечно, хотим!

Я внимательно вглядывался в лица, и было хорошо видно, кто приехал сюда впервые, а кто уже бывал тут. Понимаете?! Лица тех, кто уже посещал Афон, были совершенно другими. Я им начал говорить:

– Ты, и ты, и ты уже здесь не в первый раз!

И я всегда оказывался прав. Таким образом и я приобрел славу имеющего пророческий дар! (Смеется.)

Так что великим благословением для человека является умение молиться. И нужно этому учиться. Ведь в каждодневной вашей жизни вы можете встретить множество сложностей, скорбей, разочарований. От этого в нашу эпоху много молодежи зашло в тупик. В юности, когда человек еще довольно беззащитен, ко всему прочему прибавляется и этот мрак неведения: человек не знает, кто он такой, что он делает, куда шествует, чего он, собственно, хочет. Но он может получить исцеление, если научится правильно молиться. Когда человек начинает молиться, тогда он получает в молитве силу. А молитва – это еще и свет, который исходит от Отца светов – Бога. Свет Божий, просвещающий человека, постепенно освещает и разрушает духовную тьму. Если же в некоторых случаях тьма настойчива и не сразу покидает душу человека, это означает, что Благой Бог, подобно искусному врачу, хочет исцелить душу смирением. Господь прежде всего хочет, чтобы душа научилась смирению. Но и нам самим нужно приобрести эту силу, чтобы переплыть бескрайний и бушующий, полный подводных камней океан этой жизни и достигнуть тихой и надежной пристани и «базы».

Сегодня существует множество «баз», на которые надеется человек: «базы» нашей логики, «базы» надежды на материальные средства, «базы» надежды на телесное здравие и физическую силу, «базы» надежды на другого человека, на друга, на супруга и т.д. Впрочем, конечно, некоторые из этих «баз» очень полезны, но все они без исключения временны, ненадежны и подвержены тлению по причине изменения окружающей нас обстановки: меняется наша внешняя жизнь, меняются люди вокруг нас. Единственная не подверженная изменению «база» – это «база» веры в Бога. Бог не изменяем, не скрывается, не доводит человека до отчаяния, никогда его не предает. Он никогда не оставляет начатых дел на середине, но все начинания Свои исполняет, потому что Он – совершенный Бог. Вы студенты, и так как вы молоды, то встречаете на своем пути множество проблем, начиная с экзаменов и трудностей в учебе и кончая жизненными потрясениями. Вам необходимо приобрести эту силу молитвы, чтобы противостоять всем этим жизненным сложностям и превзойти их, подобно самолету, который набрал высоту и парит над облаками, а облака часто оказываются грозовыми тучами, но так как самолет набрал высоту и у него мощный двигатель и крепкий корпус, гроза не повредит ему.

    Часто нам желают: «Удачи!», но нам нужны и пожелания неудачи: неудачи дают нам возможность духовно возрасти

Господь в Церкви дает не только силы противостоять этим трудностям, но и извлекать из них духовную пользу. Зачастую неудача становится самой душеполезной удачей! Потому что имеет такое благое действие на душу человека и в целом на его личность, что оказывается необходимым средством для его вразумления и исцеления. Часто нам желают: «Удачи!», но иногда нам нужны и такие пожелания: «Неудачи!» Эти неудачи нам нужны для того, чтобы духовно возрасти. И не нужно нам привыкать к тому, чтобы все было так, как хотим мы, а потом из-за малейшего пустяка бегать к психотерапевтам и считать, что у нас психологические проблемы.

Наши головы наполнены психологическими проблемами, наши карманы – медицинскими препаратами, а кошельки психиатров – нашими деньгами. Например, здесь, на Кипре, 45 минут психотерапии стоит примерно 40 евро. Знаете, здесь некоторые психологи ненавидят меня, потому что я освободил кое-кого из их клиентов от зависимости от лекарств и психотерапии. Вы только представьте себе, до чего доходит: приходит к врачу человек, обремененный проблемами, не знающий, куда податься, а врач смотрит на часы и, когда заканчивается время, за которое заплатил пациент, говорит ему: «Хочешь, назначим еще один час терапии?» А сам пациент только начал рассказывать врачу свою жизнь. Врач объясняет пациенту, что время ограничено, дорого стоит и он должен все это учитывать, когда приходит на прием. Несмотря на такое отношение и дороговизну лечения, а порой и вообще на шарлатанство, люди идут и платят – платят за то, чтобы иметь возможность выговориться и их просто бы выслушали! Подумайте, до какого состояния дошел человек, прервавший свою связь с Богом!

Господь нас направляет к Себе, просит нас, умоляет нас, давит на нас, ставит нас в трудное положение, чтобы мы обращались к Нему и разговаривали с Ним. Смотрите, что Он Сам говорит в Евангелии: «Ищите, просите, стучите в двери, и вам откроют! (Ср.: Мф. 7: 7) Все, что ни попросите с верою, даст вам Господь!» (Ср.: Мф. 21: 22). И если мы научимся молиться, тогда мы приобретем мир в душах наших. А мир душевный – это та сила, которая не дает нам потонуть в пучине мира сего. Человек, который научился молиться, с легкостью может понять, в чем состоит смысл жизни. А когда человек обретает смысл жизни, он с помощью Божией может наладить свою жизнь.

Один студент высказал мне свое недоумение:

– Вот вы верите, что Бог хранит и защищает семьи. Тогда почему одни все время сталкиваются с большими проблемами, в то время как другие живут без каких-либо серьезных трудностей?

Этот вопрос соответствует духу времени. Если мы понимаем подлинный смысл нашей жизни в этом мире, тогда мы сможем понять, какой смысл и какое значение в нашей жизни имеют скорби, трудности, проблемы и злоключения. Тогда мы сможем нашу жизнь освятить и все наши неудачи и скорби при правильном духовном делании обратить в духовное сокровище.

Всем нам надо иметь в виду, что Господь, как об этом пишут отцы Церкви, не создал никакого зла в мире и Сам, как Любящий Бог, не желает никакого зла никакому созданию; следовательно, Он не желает, чтобы человек, венец Его творения, мучился или страдал. В Ветхом Завете говорится: когда Бог сотворил землю, Он посмотрел на деяние рук Своих – «и увидел Бог, что это хорошо!» (Быт. 1: 10). Все было создано настолько гармонично и прекрасно! Совершенно! Бог не сотворил ни смерти, ни скорбей для человека, ни болезней, ни тления, не придумал ни печальных последствий, обрушивающихся на нас, ни стихийных бедствий – в общем, ничего злого. Даже стихии не вредили человеку: ни огонь, ни вода, ни другие. Все это вошло в нашу жизнь после грехопадения человека в Раю, после его преслушания. Грехопадение Адама и Евы прервало непосредственную связь человека с Богом, в результате этого в мире появились смерть, тление, болезни, скорби и разного рода неудачи. Свобода человека, которой он воспользовался неправильно, стала причиной разрыва отношений с Богом; неправильное распоряжение свободой создало проблемы в человечестве в целом, в наших семьях и конкретно в каждом из нас.

Кто-нибудь может задаться вопросом: что же теперь делать? Сядем и будем сидеть сложа руки, будем просто терпеть эти скорби и таким образом освятимся? Однако же Церковь не верит в судьбу и предначертание судьбы, потому что она является местом духовной борьбы, борьбы даже до крови, где Господь смотрит, куда приклонится воля человеческая – к добру или ко злу, и в соответствии с тем, куда она приклонится, будет судить человека. Поэтому у Церкви не так много последователей. А ругатели Церкви, наоборот, часто говорят, что верующие – слабые, безвольные люди, не занимающие никакой активной позиции в обществе. Однако действительность доказывает обратное: если бы в Церкви не было никакой борьбы и христиане не подвизались бы, то у Православной Церкви было бы много последователей, ведь, как показывает практика, много последователей там, где легко и не требуется борьба. Православная Церковь и «последователи Христа» – это люди, которые из своего опыта знают, что такое жертва и жертвенность; это люди, которые полюбили жертву и даже самую смерть ради Христа.

    Если жизнь имеет целью только этот временный мир, тогда всё в ней становится трагедией: и неудачи, и болезни, и смерть

Итак, когда мы поймем, что смыслом нашей жизни и ее главной целью является примирение с Богом, мы станем с Богом единым целым, мы освятимся, мы извергнем из себя все наши страсти и грехи. Тогда наше «я» оторвется от вещественного и вещей мира сего и стремительно направится к любви Божией и Небесному Царствию. Тогда все наше естество будет направлено к связи с вечностью, и мы с легкостью научимся переносить скорби. Потому что, если наша жизнь имеет своей целью только этот мир, только все временное, тогда она, эта жизнь без высшей цели, становится трагедией, тогда и смерть, и болезни, и неудачи, и каждая трудность – всё будет нас тяготить. Если мы, прожив даже 80 или 90 лет, ни в этой жизни ничего не добьемся, ни для вечности ничего не приобретем, тогда наше существование на земле было напрасным.


Фото: Александр Осокин

Верующий в Бога человек знает, что эти немногие годы земной жизни, отпущенные ему Богом, определяют его жизнь вечную. С верою, с надеждой на Бога, с опытом Христова Воскресения человек побеждает смерть, побеждает фактор времени, побеждает совокупность всех трудностей и таким образом поднимается к Богу, понимая, что благодаря настоящим разным скорбным событиям он двигается в Царствие Небесное. Осознавая все это, христианин с большой радостью переносит утомление и неприятности сей жизни. Можно заметить, что самые радостные люди на земле – это православные христиане, которые постигли, что не стоит заострять все внимание на проходящих событиях, что все эти события временны и имеют свой предел, но все внимание их обращено горе, то есть очи их направлены в Царствие Небесное.

Человек, благодарящий и славящий Бога за всё, – самый счастливый человек. Благодать, привлекаемая благодарением, постоянно утешает такого человека и помогает ему переносить скорби мужественно.

Вот так мы понимаем глубинный смысл проблем, даже семейных. Бог нелицеприятен, то есть Он не взирает на лица, как это делают люди, и не судит поверхностно. Господь является Отцом всего мира, Отцом всего человечества. Господь любит как святых, так и грешников – это Свое заблудшее создание. Как Он любит Свою Пречистую Матерь, так Он любит и всех людей, даже диавола – падшего ангела. Потому что Господь есть совершенная Любовь. Его любовь – безгранична, она одинаково распространяется на всю тварь. Вот только некоторые люди способны отозваться на Его любовь и делают навстречу Ему ответные шаги, но есть и такая категория людей, которые совершенно отвергают Бога и Его Божественную любовь. То, что Господь есть Любовь, мы уже сказали, но каков Его суд и каким образом Он будет судить весь мир – это великое таинство, которое человек не в состоянии постигнуть без Божественного просвещения.


(Окончание следует)
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 08 Марта 2017, 03:50:07 »

(Окончание)


Ответы на вопросы студентов


Митрополит Лимасольский Афанасий. Фото: В.Ходаков / Православие.Ru

– Какую участь будут иметь дети, погибшие от абортов?

– Меня больше беспокоит, какую участь будут иметь матери (если их так можно назвать), сделавшие аборт!

Смотрите! Эти детки, несомненно, являются жертвами – жертвами, которые несправедливо страдают от людей. И от каких людей?! От собственных матерей и врачей-гинекологов! Господь помещает таких деток в Царствии Небесном вместе с мучениками.

Но что будет с матерями, пошедшими на такой шаг, что будет, если они не покаются от всего сердца перед Богом и не принесут достойный плод покаяния, – я не знаю. Это настоящая трагедия!

Вы знаете, что на Кипре ежедневно совершают сотни абортов? Посчитано, что за год на острове происходит 40 000 абортов!!! При этом турки, захватившие северную часть Кипра, имеют самый низкий показатель абортов в регионе.

Один врач-гинеколог сказал мне, что каждый день в течение 16 лет он делает по 4–5 абортов. Представьте, сколько абортов он сделал за эти годы! Я бы еще понял, если бы какая-нибудь девушка забеременела и от отчаяния пошла на аборт, не вполне соображая, что делает. Хотя оправдывать ее действия нельзя. Но врач, профессор, который знает, что такое эмбрион, знает, что такое жизнь, совершает столько абортов каждый день, чтобы побольше заработать денег! Вы только вдумайтесь!

    Когда мы «теряем» Бога, мы теряем и людей! А когда человек «потерян», тогда он и преступления совершает, и аборты

Знаете, почему это происходит? Потому что, когда мы «теряем» Бога, мы теряем и людей! А когда человек «потерян», тогда он и преступления совершает, и аборты, убийства.

– Допустим, какая-нибудь мать, уже вполне зрелая женщина, узнаёт от врачей, что ее ребенок родится недееспособным. Что делать с таким ребенком? Ведь если он появится на свет, его родители будут мучиться, страдать от этого всю жизнь. Допустимо ли рожать таких детей или нет?

– Я знаю, что никто не вправе отнимать жизнь у другого человека! Бог создал человека, и лишь один Он может решить, стоит человеку жить дальше на земле или нет!

Как существует вероятность родиться ребенку абсолютно недееспособным, как растение, так же существует опасность стать «растением» в любой момент из-за несчастного случая. Сколько молодежи травмируется в авариях и впадает в кому! И что теперь с ними делать? Тоже лишить их жизни, потому что они в коме? А где уверенность, что он останется в таком состоянии всю жизнь? Ведь, руководствуясь такой логикой, мы можем дойти до того, что начнем делать эвтаназию старикам, оправдываясь тем, что они не могут обслужить себя сами и жизнь их сплошное мучение, а обществу они в тягость. Потом задумаемся над тем, что делать с больными раком, ведь их болезнь – это одно только страдание и практически не поддается лечению. Потом что будет? Соседи-турки решат: а зачем вообще жить киприотам, они только территорию занимают?..

Или вот история с одним из предыдущих пап. Это был хороший папа, которого выбрали по ошибке: я имею в виду, что католики по ошибке выбрали вместо нечестивого благочестивого человека. В течение месяца они решали, что с ним делать. И вот он таинственным образом умирает. После его смерти один из кардиналов объявил, что папа был настолько добродетельным человеком, что на земле для него уже не было места и его «послали» в Вечность.

Это всё напоминает евгенику – генетический отбор у нацистов Третьего Рейха.

Знаете, я считаю, что, когда мать избавляется таким образом от своего ребенка, она прежде всего убивает саму себя! Какой матерью она может быть после этого? Ведь некоторые делают по несколько абортов за свою жизнь. Последствием этого является бесплодие и другие генетические патологии.

– Что вы скажете о матери, которая ценой своей жизни спасает своего ребенка?

– Это настоящая мать! А как по-другому? Пожертвовать своим ребенком, чтобы жить самой? Сколько матерей отдают свои органы своим больным детям! Почки или еще что-нибудь, чтобы их ребенок жил.

Я вам расскажу один случай. В Лимасоле есть улица, идущая резко под уклон. И вот женщина, гулявшая с малышом, заметила: коляска, которую она оставила буквально на пару минут, покатилась на проезжую часть. Коляска оказалась на середине дороги, а по ней на скорости ехал грузовик. Эта храбрая мать, видя, что не успевает увезти коляску с дороги, подбежала и толкнула ее подальше от машины, а сама попала под колеса и погибла. Она не только мать, душу свою положившая за чадо свое, она еще и мученица! Вот что означает быть верующим человеком: отдать свою жизнь ради другого!

Я думаю, редкая мать предпочтет, чтобы лучше погиб ее ребенок, чем она сама.

– Повинна ли мать в том, что у нее случился выкидыш?

– Если она, как мать, сделала всё возможное, чтобы сохранить ребенка, например не принимала запрещенные при беременности препараты, не употребляла алкоголь и т.д., то ее вины нет. Она повинна в том случае, когда не желает своего ребенка и не обращает внимания на рекомендации врачей, – в этом случае ничего удивительного, что случается выкидыш.

Мать, вынашивающая ребенка, должна чувствовать, что она носит в себе святыню – божественный дар ей от Бога: другую жизнь – своего ребенка!


Митрополит Лимасольский Афанасий
Перевел с новогреческого Димитрий Лампадист

7 марта 2017 г.



http://www.pravoslavie.ru/101632.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!