Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 04:44:30  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Дорогие соотечественники  (Прочитано 901 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 19 Марта 2017, 12:19:23 »

Алексей Славин

Дорогие соотечественники



В Германии около 4 миллионов выходцев из СССР. Маленькая страна в стране

Европарламент принял резолюцию о противодействии российской «пропаганде». Между тем есть сила, над которой не властны никакие резолюции. Это русскоязычная диаспора. Мы хоть помним об этом? Берём ли в расчёт в связи со скорыми выборами в бундестаг?

Начало

ФРГ не была иммигрантской страной. Но Западный Берлин, находящийся под контролем союзников, по сути, был. «Объединённое бюро путешествий» (одно из подразделений американской разведки) выдало сотни разрешений нелегально пробравшимся из Вены или Рима эмигрантам из СССР.

У большинства здесь были родственники. Но и остальные, как правило, неплохо устраивались. Тем более что социальные пособия выдавались без всяких условий. Врачам и выпускникам престижных вузов почти сразу подтверждали дипломы. Ну а простые ребята шли в «экспорт-импорт» или открывали игорный бизнес.

Западный Берлин был раем для игроков. Залы игровых автоматов (Spielhalle) – «шпильки» – здесь процветали, и властям было до них мало дела. К тому же казна города пополнялась вовсе не налогами, а перечислениями из Западной Германии.

Почти вся здешняя эмиграция – великие Черновцы, замудрённая Одесса, дёшево-понтовая Рига – сделала деньги, как и в 20-е годы, на торговом посредничестве. И – «шпильках». С иными их владельцами, например, покойным Сашей Волковым, дружили знаменитые артисты – Кобзон, Винокур, Розенбаум. А какой Новый год устроил Саша за 11 месяцев до падения Стены в отеле «Штейглиц Интернационал»! Сам советский генконсул Рудольф Алексеев отплясывал «Хаву нагилу».

Исход

Он начался стремительно. В конце 80-х открылись шлюзы для «русских немцев» (читай: сибирских, среднеазиатских, казахских). Их стали называть «поздними переселенцами» («ранние» – тоненький поток из СССР). И вот сначала тысячи, потом десятки тысяч, а к середине 90-х по 150–300 тысяч человек в год оказывались в ФРГ. Получали гражданство, кредиты, курсы языка и всё остальное.

Местные власти не могли переварить такое количество новых соотечественников (и своих-то гэдээровских до сих пор не переварили), а потому более половины сидели на пособии. По вечерам общежития превращались в подобие районных дискотек, и появляться вблизи было небезопасно.

«Приветствуем еврейских иммигрантов» – такая надпись висела у входа в одно из зданий МВД в Восточном Берлине (еврейских эмигрантов из СССР принимала и ГДР) в 90-м году. Вскоре канцлер Коль договорился с еврейской общиной Германии, и новые иммигранты повсеместно получили статус «контингентных беженцев», т.е. почти все права, кроме права голосовать и занимать госдолжности.

Чтобы снять сносную квартиру, например в Берлине, (которую потом оплачивало государство), нужно было заплатить посредникам и связанным с ними квартирным дельцам по 10–20 тысяч марок. Откуда брались эти деньги, трудно представить. Впрочем, некоторые дамы из Днепропетровска или Питера, оставив в машинах шубы и бриллианты, шли в еврейскую общину получать «пасхальные деньги» – неимущим поначалу выдавали по сто марок. Приехало много пожилых. По сравнению с тогдашней Россией старики чувствовали себя защищёнными...

Между двумя главными потоками эмиграции незримо начался психологически тяжёлый делёж пирога. При этом «поздние переселенцы», чувствуя себя представителями коренной нации, явно были недовольны конкурентами, которые, по их мнению, изымали часть причитающихся благ.

Капитал

Кто-то из «переселенцев» смог неплохо заработать в ходе вывода частей и подразделений Западной группы войск. Прапорщики и офицеры ТБП (торгово-бытовых предприятий) продавали, что могли – от аэродромного покрытия до якобы списанных вертолётов. Одновременно закупали на немецкие деньги (вывод войск обеспечивался за счёт ФРГ) товары для армии у «русских» поставщиков – нередко втридорога.

Кроме того, у проходных воинских частей появились передвижные магазины с кожей и мехами, электроникой и обувью. Расцвела контрабанда сигаретами, которые самолётами доставлялись с аэродрома Чкаловский и продавались через русских посредников вьетнамцам, а те уже выводили товар на рынок. В лесах даже устраивались схроны. Самолётами же отправлялись в Россию ворованные машины.

Криминальный бизнес рождал порой всплески насилия. Были и похищения, и убийства, и рэкет, и махинации (например, продажа мнимых земельных участков в Парагвае), и налоговые дела. На русском кладбище в берлинском районе Тегель резко подскочила стоимость места.

Позже, спустя несколько лет, уже по мере расширения Евросоюза, «экспорт-импорт» иссяк, большинство казино перешло под контроль турок и югославов. Профиль бизнеса изменился. Под русской «крышей» появились турфирмы, парикмахерские, авторемонтные, фото, ювелирные или сапожные мастерские, салоны связи, стоянки по продаже автомобилей. Были созданы двуязычные маклерские, концертные и страховые агентства, переводческие бюро, медицинские практики, адвокатские конторы, русские детские сады и школы, рестораны, кафе и закусочные, магазины по продаже «русских продуктов» и даже публичные дома.

Таким образом, солёные огурцы-помидоры, докторская колбаса, сайра, гречка, «Мишка на Севере», вобла, ряженка и т.п. перестали быть экзотикой. Открылись супермаркеты, куда охотно заходят даже немцы – дешевле. Кстати, многие из перечисленных продуктов производятся русскоязычными предпринимателями прямо в Германии. Цены ниже, как правило, московских.

По недавним подсчётам, почти 44 процента русскоязычного населения имеют своё дело или заняты в «сво­бодной профессии». Средний возраст немецких бизнесменов с российскими корнями – 42 года. Доля женщин-предпринимателей среди выходцев из России выше, нежели среди других мигрантов.

В среднем доход одного русскоязычного «домашнего хозяйства», где хотя бы один из супругов работает, около 2600 евро в месяц. По предварительным данным, покупательная способность русскоязычной общины приближается к 40 миллиардам евро.

Кто хранители?

Образовательный и культурный уровень «русской Германии» едва ли не самый высокий в ФРГ. Почти 60 процентов имеет высшее образование. Телевидение, интернет и шоу-­бизнес резко приблизили диаспору к метрополии. Гастроли российских артистов в Германии – обычное дело. Выходят несколько газет и журналов, есть литературные альманахи, театры, художественные школы, танцевальные классы, картинные галереи, научные и спортивные объединения. В их организации часто помогают немцы. Но контактов с Россией у них практически нет.

На мой взгляд, было бы гораздо эффективней напрямую поддерживать подобные инициативы, чем, например, тратиться на содержание Русского дома где-нибудь в Люксембурге, хотя он нужен, конечно, даже в такой маленькой стране.

Нет пока объединяющей идеи. Как нет и объединяющей руки. Над мегапроектами типа «Русского мира» здесь посмеиваются. Может, ещё и потому, что не понимают смысла. Но ведь его тоже нужно растолковывать.

Увы, создаётся впечатление, что помпезные конференции с красивыми речами – прокачка бюджетных денег, ибо стратегии отношений с диаспорой по-прежнему нет. Абсолютно недостаточна даже поддержка русского языка. Действует Центр русского языка при Русском доме в Берлине (открыт в 1984 году). Есть несколько кружков. А между тем в немецких школах обучается около 500 тысяч русскоязычных детей. Для сравнения: Франция содержит за границей 25 своих полноценных центров.

Прямая иммиграция в ФРГ национальных групп теперь сильно затруднена. А потому лишь постоянный контакт на всех уровнях с «русской Германией» может сохранить её неразрывную связь с Россией. Это потенциал (причём не меньший, чем RT или Sputnik), который с государственной точки зрения не использовать по меньшей мере недальновидно и который надо поддерживать, обихаживать.

http://www.km.ru/world/2017/03/18/russkii-mir-v-rossii-i-za-rubezhom/798089-dorogie-sootechestvenniki
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!