(Окончание)Собственно, само слово кулич происходит от греческого κόλλιξ – «хлеб круглой или овальной формы», что также как бы намекает на ложность сектантских утверждений. Наконец, пасхальный кулич по своему значению – домашний эквивалент артоса, церковного хлеба, выпекающегося только для пасхальной недели. Артос, как известно, всегда горизонтальный. «В литургических комментариях происхождение артоса часто связывается с апостольской практикой: привыкнув вкушать трапезу вместе с Учителем, апостолы отлагали для Него часть хлеба и после Вознесения, переживая Его невидимое соприсутствие с ними. В древнерусской литературе это сказание об апостолах содержится в послании епископа Тверского Нила Грека († 1521)… тот же сюжет использовался в XVII веке для настенных росписей ярославских церквей… Таким образом, артос напоминает верующим о пребывании с ними Воскресшего Сына Божия, ставшего для них истинным хлебом жизни (Ин. 6: 35). Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими кулич»[2].
АртосСектанты любят цитировать некоего А.А. Опарина, который первым стал фантазировать насчет происхождения кулича от древних языческих культов, утверждая, что якобы «во всех этих праздниках весны у разных народов присутствовали те же символы мужского начала: куличи и яйца». Хотя адвентисты ссылаются на него как на историка, в действительности по образованию он медик. Что бывает с математиком, взявшимся учить истории, мы уже видели на примере Фоменко, с врачом, взявшимся за религиоведение, получилось не лучше. По уровню невежества и фейков тексты Опарина не сильно отличаются от разобранного выше текста Иосифа Шмуэля, подробно о нем говорить нет смыла, учитывая, что ответы на его опусы уже были[3].
Что же касается обычая красить вареные куриные яйца в красный цвет, то он известен еще у ранних христиан Месопотамии и давно распространился как на Западе, так и на Востоке христианского мира. Объяснений у него много – например, красный цвет традиционно объяснялся как символ крови Христовой, пролитой на кресте за грехи мира, сама форма яйца – как символ того камня, которым была завалена гробница с телом Иисусовым и который увидели отваленным мироносицы и апостолы. Есть и другие версии – например, что поскольку Великим постом запрещено вкушение яиц (наряду с молоком и мясом), а холодильников в древности не было, то яйца варили, чтобы сохранить их до Пасхи, когда ими можно разговеться, а чтобы не спутать с сырыми яйцами, вареные окрашивали.
И, конечно, нигде и никогда не было ни правила, ни обычая, что яиц может быть только два и их нужно класть непременно рядом с вертикально ориентированным куличом, как требуется для похотливой фантазии сектантов. Поистине, только человеку с совершенно извращенным и растленным умом могло прийти в голову, что будто бы где-то люди, называющие себя христианами, могли сознательно готовить угощение в виде полового члена, нести это сначала в храм, а потом давать своим детям! Адвентисты, распространяющие подобные бредни, обличают себя больше, чем думают обличить нас.
Сексуальная фантазия сектантов не останавливается только на куличах. В упомянутом уже тексте Зарубы есть и такое «откровение»: «Можно еще говорить и о другом фаллическом символе в сегодняшнем христианстве, который проявляется в форме возводимых церковных зданий… Круглое высокое здание, венчающееся куполом, является тем же самым символом».
Эти идеи начали бродить на Западе еще во времена популярности вульгарного фрейдизма. Приходят на память слова Честертона: «Мы сидели на лугу, лениво глядя на вершины деревьев и шпиль деревенской церкви. Вдруг мой спутник сказал: “А вы знаете, почему этот шпиль так торчит?” Я ответил, что не знаю, и он беспечно бросил: “То же самое, что обелиски. Фаллический культ”. Я взглянул на него – он лежал на спине, задрав к небу козлиную бородку, – и вдруг он показался мне дьяволом… но тут ощущение чудовищной нелепости спасло меня. “Ну конечно, – сказал я, – если бы не фаллический культ, он бы стоял на острие”»[4].
Как видим, на Западе шпили, на Востоке барабан с куполом – не важно что, лишь бы что-то вертикальное и продолговатое, и дело в шляпе! Фаллический символ найден!
Можно порекомендовать господину Зарубе и его единоверцам присмотреться внимательнее, когда они придут в следующий раз на свою субботнюю службу. Нет ли там чего вертикального и продолговатого в интерьере? Ну, например, кафедры, за которой произносит проповеди пастор. Подходит под описание? Поздравляю! Вы нашли фаллический символ! Можно сказать, слегка модернизированный лингам в самом центре адвентистского храма. А еще стоит посмотреть на фотографии адвентистских церквей в Орле, Киеве, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, английском Лейчестере, румынском Бузэу, индийском Ковдиаре и многих других местах. Тут даже и приглядываться не надо.
Церковь адвентистов седьмого дня в ОрлеЧто, господа адвентисты? Не нравится сравнение? Ну так или перестаньте говорить бред про пасхальные куличи и православные храмы, либо признайте и свои храмы и их элементы происходящими от языческих культов.
Пасха для православных христиан – это не кролики, не яйца и не куличи. Это празднование победы Христа над смертьюНо самое главное, что надо сказать: Пасха для православных христиан – это не кролики, не яйца и не куличи. Все эти вещи не то что на первом – даже на втором месте не стоят. Потому-то для нас и не принципиально, какое именно объяснение есть для крашеных яиц. Это всего лишь добрые народные обычаи, связанные с разговением. Сама Пасха – это празднование воскресения Христа из мертвых. Такова суть праздника, она происходит непосредственно из Евангелия и никакого отношения к культам плодородия не имеет. Мы празднуем не то, что урожая будет много, а то, что Христос победил смерть и даст нам всем воскресение из мертвых. Было бы это зимой или летом – смысл праздника бы не изменился, потому что его средоточием является не природный цикл, а Христос. Но если бы Пасха приходилась на лето, или осень, или зиму, то и аргументы сектантов не поменялись бы – потому что у язычников были и летние, и осенние, и зимние праздники, так что попытаться привязать их к Пасхе с той же нулевой долей обоснованности не составило бы труда.
Однако адвентисты выражают претензии и к самому содержанию нашей Пасхи. Они утверждают, во-первых, что мы не в правильное время ее отмечаем, а надо тогда же, когда евреи, а во-вторых, что Пасха вообще не должна быть связана с Воскресением Христа. Как некоторые адвентисты спрашивают православных: на основании чего вы ввели такой праздник, если он не предписан в Библии?
Прежде всего, давайте вспомним, что ветхозаветная Пасха была установлена в память о чудесном переходе еврее из Египта в землю обетованную. Но в Новом Завете говорится, что
Пасха наша – Христос (1 Кор. 5: 7), значит, новозаветная Пасха уже не связана с ветхозаветной, не дублирует ее.
Что именно в служении Христа на земле составляет его вершину? Воскресение! Без воскресения из мертвых это была бы просто еще одна история про убитого проповедника из числа тех, которые похоронены и истлели в земле. Воскресение Богочеловека Христа – это центр нашей веры. О чем апостол Павел вполне определенно говорит:
если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15: 14). И апостол Петр подчеркивает, что именно
воскресением Иисуса Христа из мертвых Бог возродил нас (1 Пет. 1: 3) и что крещение нас спасает
воскресением Иисуса Христа (1 Пет. 3: 21). Воскресение Иисуса Христа – это самое великое событие в человеческой истории, и оно имеет ключевое значение для нашего спасения. Что еще праздновать христианам, как не это? Переход евреев из Египта явно меркнет по сравнению с победой Господа над смертью.
Адвентисты полагают, что во время Пасхи надо просто вспоминать о тайной вечере Иисуса Христа, и они настаивают, что она была в день еврейской пасхи. Но апостол Иоанн свидетельствует, что тайная вечеря Иисуса, которую Он назвал пасхой (см.: Лк. 22:
, была за день до еврейской пасхи. Уже на следующий день иудеи от
Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху (Ин. 18: 28). И позднее Пилат в этот же день предлагает отпустить Его на Пасху (Ин. 18: 39). Евангелист Матфей говорит, что Спаситель предупредил учеников:
через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26: 2), поэтому они на следующий день, то есть за день до еврейской, предложили:
где велишь нам приготовить Тебе пасху? (Мф. 26: 17) – и приготовили.
Кто первым отмечал пасху не вместе с иудеями? Ответ прост – Иисус ХристосТак что если адвентисты спросят, кто первым изменил время празднования Пасхи и отмечал ее не вместе с иудеями, то ответ прост – Иисус Христос.
Конечно, в Новом Завете нет заповеди праздновать Пасху, не рассчитана Пасхалия, не содержится чинопоследование службы в этот день, как и многое другое. Но там описывается, как Христос сказал апостолам, из которых составил Свою Церковь:
что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18: 18). Установление праздника Пасхи и определение его содержания и порядка – это одно из проявлений той самой власти, которую получила основанная Христом Церковь. Эта Церковь существует доныне и известна сейчас под именем Православной.
В древности некоторые малоазийские христиане отмечали Пасху в один день с иудеями, а другие христиане, в том числе римские, отмечали ее в воскресный день после иудейской пасхи. Первые ссылались на апостола Иоанна, вторые – на апостолов Петра и Павла. Наконец Церковь, подобно апостолам, собрала большой Собор их преемников-епископов, на котором осуществила полученное от Христа право «вязать и решить», признав правоту римской традиции.
Принципы, которыми руководствовалась Церковь, вполне логичны: 1) день Пасхи не должен совпадать с еврейской как знак того, что
ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве (Рим. 7: 6); 2) поскольку Воскресение Христа произошло в воскресный день – первый после субботы, то именно этот день недели и подходит более всего для такого празднования, следовательно, оно должно совершаться в воскресенье.
И всё это произошло более чем за 1500 лет до появления первых адвентистов.
Подводя итог, следует признать, что в настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с такого рода недобросовестной полемикой со стороны наших оппонентов, когда ими предлагаются заведомо ложные тезисы – в расчете на то, что некомпетентный человек не сможет это перепроверить и «клюнет на удочку». Православным христианам стоит иметь это в виду и не быть чрезмерно доверчивыми, чтобы, по слову апостола,
мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4: 14).
______________________________________________
[1] Например, см: Журавлев Ф.С. Праздник Пасхи; Маковский В.Е. Молебен на Пасху. 1887 г.; Пимоненко Н.К. Пасхальная заутреня в Малороссии. 1891 г.
[2] Желтов М.С., Рубан Ю.И. Артос // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 471.
[3] Например: Почему кулич это кулич //
http://www.mirmagdalina.ru/?p=716.
[4] Честертон Г.К. Вечный человек. Гл. 8.
____________________________________________
http://www.pravoslavie.ru/78593.html