Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 01:40:55  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Что такое артос? Зачем он нужен? Как его хранить и употреблять?  (Прочитано 1815 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 22 Апреля 2017, 22:54:18 »

Что такое артос?

Зачем он нужен? Как его хранить и употреблять?

Артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.



 Со времен древнейшей апостольской Церкви хлебу предавали огромное символическое духовное и богослужебное значение. Он символизировал собою Тело Христово. Это установление самого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Луки сказано: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Сама Евхаристия или Божественная литургия называлась в древности «преломлением хлеба».

Вспомним также, дорогие братья и сестры, как в старину в крестьянских семьях относились к хлебу наши дедушки и бабушки. Это сейчас мы с ним обращаемся как с одним из ряда обычных продуктов, которые можно ронять на пол, выбрасывать в мусорную корзину и прочее. Но не так было раньше. В крестьянских семьях хлеб резали аккуратно и бережно, также вкушали его, крошки подбирали и высыпали в реку или отдавали животным.

С апостольских времен твердо установилась традиция во время общей трапезы один хлеб оставлять и откладывать его на возглавие стола Господу. Это было символом того, что Христос и по Своем вознесении на небо невидимо присутствует в Церкви. То же самое случилось и по Успении Пресвятой Богородицы. Апостолы и ученики начали по преданию на трапезе откладывать хлеб и для Девы Марии, назвав его «панагией», что переводится с греческого языка как «всесвятая» (один из эпитетов Божьей Матери). Позже панагией стали именовать и саму просфору, из которой на проскомидии изымалась частичка в честь Пресвятой Богородицы.

Издревле и по сей день в православных монастырях служится чин возношения панагии. После Божественной литургии игумен в специальном сосуде износил из храма на братскую трапезу панагию, где она раздроблялась и вкушалась братией со специальной молитвой перед едой. Таким образом, трапеза, как и в древние времена вечеря любви-агапа, на которой совершалась Евхаристия, становилась частью богослужения, непрерывно связанного с Литургией.

Отголоском данной древней традиции и подтверждением, что мы, православные христиане, и сегодня существуем в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (9-й член Символа веры), является пасхальная традиция освящения и раздробления артоса.

Слово «артос» переводится с греческого языка как «квасной хлеб». Это особая большая просфора цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова. В Типиконе (Уставе) артос назван просфорою всецелою. С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не изымались частички для совершения проскомидии. С другой – это символ Церкви, в которой находится каждый из нас, ее вселенскости и целостности; Церкви, искупленной кровью Агнца и освященной Воскресением Христовым.

Артос на специальном аналое перед началом пасхального всенощного бдения поставляется на солее перед иконой Спасителя на иконостасе. По заамвонной молитве Литургии он освящается священником, произносящим определенную молитву и окропляющим артос святой водой. В молитве есть и такие слова: «Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия, и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, Преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим…» То есть мы приносим артос в дар Богу как символ Светлого Воскресения Христова. И освящение его на самой главной службе в году, когда и сами небеса отверсты, когда Спаситель находится среди нас, а Церковь небесная соединяется с Церковью земной в едином пасхальном славословии Господу за искупление-исцеление человечества, говорит нам о том, что артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.

Подтверждением тому, что артос есть великой святыней, является еще и тот факт, что его носят во время крестного хода вокруг храма во всю Светлую седмицу. Ведь он символизирует собой Воскресшего Бога и то, что Христос пребывает среди нас. И всю Светлую седмицу артос пребывает на почетном месте в храме в открытых Царских вратах.

В субботу же Светлой седмицы обычно по заамвонной молитве Божественной литургии совершается чин раздробления артоса. Священник читает определенную молитву, и затем артос раздробляется, а по окончании богослужения раздается верующим.

Как уже говорилось выше, артос – великая святыня. Зачем нам его хранить и вкушать? Об этом говорят слова молитвы на раздробление артоса «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия». Мы видим, что артос нам дается для нашего телесного и душевного здравия. Потому полезно его вкушать во время болезни или особенных скорбей в жизни. Он оживит нас. Ведь артос есть символом – духовным составляющим вечной жизни, которую мы получаем в Светлом Воскресении Христовом с Его победой над адом, диаволом, грехом и смертью. И тот, кто вкушает артос или хотя бы даже просто хранит его дома, становится сопричастником вечной пасхальной радости, которую никто и никогда у нас не отнимет, радости, исцеляющей душу и тело человека.

Конечно же, нельзя путать артос с Телом и Кровью Христовыми. Это совершенно разные вещи. Святые Дары – самая великая церковная Святыня. Артос же одновременно духовное и телесное средство, подобное антидору, святой воде и просфоре, которое служит для поддержания духовных сил человека в нелегком нашем земном борении-странствии.

Хранить артос дома полагается возле святых икон. Так как это великая святыня, то желательно перед службой в субботу Светлой седмицы запастись пакетиком (лучше всего полотняным из органической ткани), куда следует положить полученный вами кусочек раздробленного артоса, чтобы не ронять крошек святыни. Желательно подробить артос на маленькие кусочки: так вам будет удобнее потреблять их. Артос можно раздавать, но перед этим вы должны убедиться, что он попадет к благочестивым верующим людям. Пакетики со святыней храните в открытом виде, чтобы артос не зацвел. Если же все-таки это случилось, то его следует либо принести в храм, либо пустить в проточную воду – реку или море (но не в озеро). Пакетик, в котором артос хранился, нужно сжечь в чистом месте. В небрежном отношении к артосу желательно потом поисповедоваться.

Вкушается эта святыня с обычной молитвой для святой воды и просфоры с прибавлением «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

В заключение, дорогие братья и сестры, хочется всем пожелать, чтобы пасхальная радость нас не покидала круглый год. Вспомним преподобного старца Серафима Саровского, приветствовавшего каждого приходящего к нему словами: «Радость моя! Христос Воскресе!» И овеществленным выражением этой всеобъемлющей вселенской удивительной радости о Господе Воскресшем как раз является артос. Частичка хлеба, который был принесен нами в дар Богу и который возвращен Господом нам для того, чтобы оберегать, исцелять нас, грешных, величайшей силой Своего Воскресения.

Иерей Андрей Чиженко

Портал «Православная жизнь»

http://www.pravoslavie.ru/102913.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 10 Мая 2021, 19:41:08 »

Владимир Ештокин

Артос: пасхальный хлеб



Всю светлую седмицу в православных храмах можно увидеть большую просфору, лежащую на специальном столике на самом почетном месте – перед открытыми Царскими вратами. Это артос. Так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос в переводе с греческого, собственно, и означает «квасной хлеб».



Традиция употребления артоса восходит к апостольским временам. Когда в сороковой день после Воскресения Иисус Христос вознесся на небо, его ученики и последователи находили утешение в воспоминаниях о своем Учителе – они вспоминали каждое Его слово, каждое действие. Собираясь на общую молитву, они, вспоминая Тайную вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Во время общей трапезы ученики по традиции оставляли за столом первое место незримо присутствующему среди них Учителю и полагали на это место хлеб.

Продолжая Апостольскую традицию, первые пастыри Церкви установили традицию в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. В православных монастырях эта традиция сохранилась практически в неизменном виде: всю Светлую седмицу артос приносят в трапезную и поставляют на свободное место за столом или же на отдельный столик. Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа в нашей жизни.

Как пекут артос



Как правило, артосы начинаю выпекать в дни Великого поста или незадолго до его начала. Это зависит, в первую очередь, от их необходимого количества. В приходских храмах, где выпекают небольшое количество хлебов, вполне управляются за неделю до Пасхи; в больших монастырях, где счет идет на тысячи, делать это начинают задолго до Великого поста.



При этом сам процесс выпекания артосов, по сути своей мало чем отличается от выпечки обычных просфор, и, может, не столько сложен, сколько трудоемок. Достаточно сказать, что только сама выпечка продолжается более четырех часов. А ведь еще надо подготовить тесто, остудить выпеченные артосы…



Полный технологический цикл выпекания артосов длится без малого двадцать четыре часа. А выпекают артосы в… обычных алюминиевых кастрюлях, обмазанных изнутри воском. Готовность выпеченного хлеба определяют по цвету. Тело артоса должно иметь цвет человеческого тела, то есть практически белый с легким желтоватым оттенком.











Готовые артосы убирают в специально отведенное место , где они и лежат до Пасхи. Правильно испеченный артос при правильном хранении может храниться несколько месяцев, ничуть не теряя своих качеств.

И вот, наконец, светлый праздник Воскресения Христова. На Пасхальном богослужении после Литургии артос выносят в храм и устанавливают перед Царскими вратами. Совершается чин освященяя артоса. Священник читает подобающие торжественному моменту молитвы и окропляет артос святой водой.



Освященный артос, положенный на специальном столике перед Царскими вратами мы и видим всю светлую седмицу. Каждый день, после Литургии, с артосом совершается крестный ход вокруг храма, и после этого он снова водворяется на свое место.

Когда раздают артос



Ну а в светлую субботу, опять же после Литургии совершается последний крестный ход и священник совершает чин раздробления артоса. Батюшка читает специальную заамвонную молитву и копием разрезает тело артоса на небольшие кусочки.



Откроем читателю небольшую тайну. На больших приходах, где на праздничную службу приходит очень много народу, артосы, а их бывает очень много, начинают дробить уже в пятницу, иначе в субботу можно просто не успеть одарить всех желающих святым хлебом.

Получив благословение от батюшки, где-нибудь в самом спокойном уголке храма собираются бабушки и с Божией помощью, под пение молитв совершают они это почти что таинство, чтобы утром следующего дня никто не остался обделенным.



Артос считается наряду со святой водой одной из святынь православной церкви, и, так же как и святая вода, обладает особыми свойствами. В Православной церкви артос используют для подкрепления телесных и душевных сил.



При этом артос, как любая святыня, требует к себе трепетного отношения – при небрежном к нему отношении он, как и обычный хлеб, может заплесневеть. Для длительного хранения его обычно разделяют на мелкие кусочки и, высушив их, хранят в стеклянной таре. Употребляют его натощак, как правило, запивая святой водой.

Берегите артос. Берегите себя.

Христос Воскресе!

Благодарим приход храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе за возможность фото- и видеосъемки.

https://foma.ru/artos-pashalnyiy-hleb.html
« Последнее редактирование: 10 Мая 2021, 19:42:43 от Александр Васильевич » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 22 Апреля 2023, 06:07:32 »


22 апреля — раздача артоса во всех православных храмах





На Пасхальном богослужении после Литургии перед Царскими вратами на специальном столике ставят артос -  большую просфору с изображением Креста или Воскресения Христова. Священник совершает чин освящения артоса. Всю светлую седмицу – неделю после Пасхи -  освященный артос остается на столике перед Царскими вратами. Каждый день после Литургии с артосом совершается крестный ход вокруг храма, и после этого его снова возвращают на свое место.

В светлую субботу после Литургии совершается последний крестный ход и священник совершает чин раздробления артоса. Батюшка читает специальную заамвонную молитву и копием разрезает тело артоса на небольшие кусочки.

Артос раздают после литургии Светлой Субботы.



А́ртос в переводе с греческого означает «квасной хлеб». Но, конечно, это не обычный хлеб, а большая святыня.


Чем артос отличается от антидора и просфоры

- Прежде всего – тем, что, согласно церковному Уставу, артос – это «всецелая просфора», то есть из нее не вынимаются частицы, как из просфоры обычной.

Этим артос отличен:

- от антидора (просфора, средняя часть которой была вынута для совершения Евхаристии и претворилась в Тело Христово);
- от других просфор, из которых отделяются малые части в честь Богородицы, святых, живых и усопших христиан.

Кроме того, артос еще и гораздо больше обыкновенной просфоры.

Если частицы антидора раздают после Причастия, а обычные просфоры можно взять в церковной лавке после богослужения, то артос верующие берут только в субботу Светлой Седмицы по окончании литургии.

Традиционно считается, что «по благодати» выше всех других церковных хлебов стоит антидор, по словам свт. Симеона Солунского, «как запечатленный копием и принявший Божественные слова»; за антидором следует артос, как Пасхальный хлеб;  и, наконец, как говорят в церковной практике, «вынутая» просфора, от которой отделялись частицы с молитвой за живых и усопших.


Артос: История и традиции

Считается, что обычай полагать на столе хлеб в честь Господа идет от Апостолов, а возникла очень рано – возможно, сразу по Вознесении Христа, когда Он, воскресший, восшел от учеников на небеса. С тех пор Апостолы, собираясь, оставляли одно не занятое место и клали против него на столе хлеб – как знак присутствия с ними Учителя. По окончании же трапезы они с молитвой «воздвигали» (поднимали вверх) этот хлеб, посвящая его Господу, а затем разделяли между собой.

Традиция следования Апостольской практике родилась, вероятно, в монастырях, откуда «родом» и нынешний действующий Устав (он называется Иерусалимским, так как впервые появился в Палестине, в лавре прп. Саввы Освященного). Самое раннее упоминание об артосе содержится в Уставах XII в.

В России до середины XVII в. принято было освящать его во алтаре, до начала первого (ночного) богослужения Пасхи. А в современной практике артос освящают уже по окончании пасхальной литургии.

Устав предписывает в монастырях на трапезах Седмицы после Пасхи полагать этот освященный хлеб или на отдельно стоящий небольшой стол, или даже – на свободное место за столом братии. По окончании трапезы издревле пели пасхальные песнопения, молясь Христу Воскресшему, прикладывались к освященному хлебу. Соблюдается эта традиция и сейчас. Ну а в приходских церквях пасхальный хлеб все дни Светлой Седмицы стоит перед открытыми царскими вратами. Его же несут на крестных ходах.





Если приход (или монастырь) очень большой и хлебов требуется много, выпекать их начинают задолго до Пасхи, иногда же – еще до начала Великого Поста; затем хранят в особом месте, причем правильно приготовленные, такие хлебы могут сохраняться свежими даже до нескольких месяцев.

В современной практике Русской Церкви вверху артоса чаще всего – изображение Воскресения Христа, а также текст пасхального песнопения: «Христос новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира».

Получить артос можно после литургии субботы Светлой седмицы. Раздроблять и раздавать артос именно в этот день – также древняя иноческая традиция. В отличие от просфор, которые можно взять даром или за небольшое пожертвование в церковной лавке, артос, либо его частицы «приобрести» нельзя, а можно лишь получить в Светлую Субботу.


Как и где хранить артос

Полученные части артоса можно раздробить на небольшие кусочки, высушить и благоговейно хранить у икон или в шкафу на полке, где у вас хранится святыня – святая вода, просфоры, освященное масло. При этом необходимо беречь освященный хлеб от сырости, плесени.


Артос: что не стоит делать

- Думать, что артос можно заменить Причастие. Подобные заблуждения были распространены в России еще в XVIII в., однако Синод в 1723 г. признал такое мнение ложным.

- Хранить артос до следующей Пасхи – так святыня может и испортиться.


Как принимать артос

Традиционно артос вкушают натощак, запивая святой водой. Однако, если необходимо – например, человека охватило уныние, он заболел, находится в горе – принимать артос можно в любое время.

При этом традиционно необходимо совершить крестное знамение, произнести «Христос Воскресе» или полностью пасхальный тропарь и прочитать молитву, подобную той, что читается при вкушении просфоры и святой воды:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святой – артос – и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистая Твоею Матери и всех Святых Твоих. Аминь».


Что дает его употребление артоса

Вот что говорится об этом в особой молитве священника в Светлую Субботу, разделяя хлеб на части:

«…да все вкушающие от него телесного и душевного благословения и здравия сподобятся благодати и щедротами Твоего человеколюбия».


22 апреля 2023

Источник
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!