22 апреля — раздача артоса во всех православных храмахНа Пасхальном богослужении после Литургии перед Царскими вратами на специальном столике ставят артос - большую просфору с изображением Креста или Воскресения Христова. Священник совершает чин освящения артоса. Всю светлую седмицу – неделю после Пасхи - освященный артос остается на столике перед Царскими вратами. Каждый день после Литургии с артосом совершается крестный ход вокруг храма, и после этого его снова возвращают на свое место.
В светлую субботу после Литургии совершается последний крестный ход и священник совершает чин раздробления артоса. Батюшка читает специальную заамвонную молитву и копием разрезает тело артоса на небольшие кусочки.
Артос раздают после литургии Светлой Субботы. А́ртос в переводе с греческого означает «квасной хлеб». Но, конечно, это не обычный хлеб, а большая святыня.
Чем артос отличается от антидора и просфоры- Прежде всего – тем, что, согласно церковному Уставу, артос – это «всецелая просфора», то есть из нее не вынимаются частицы, как из просфоры обычной.
Этим артос отличен:
- от антидора (просфора, средняя часть которой была вынута для совершения Евхаристии и претворилась в Тело Христово);
- от других просфор, из которых отделяются малые части в честь Богородицы, святых, живых и усопших христиан.
Кроме того, артос еще и гораздо больше обыкновенной просфоры.
Если частицы антидора раздают после Причастия, а обычные просфоры можно взять в церковной лавке после богослужения, то артос верующие берут только в субботу Светлой Седмицы по окончании литургии.
Традиционно считается, что «по благодати» выше всех других церковных хлебов стоит антидор, по словам свт. Симеона Солунского, «как запечатленный копием и принявший Божественные слова»; за антидором следует артос, как Пасхальный хлеб; и, наконец, как говорят в церковной практике, «вынутая» просфора, от которой отделялись частицы с молитвой за живых и усопших.
Артос: История и традицииСчитается, что обычай полагать на столе хлеб в честь Господа идет от Апостолов, а возникла очень рано – возможно, сразу по Вознесении Христа, когда Он, воскресший, восшел от учеников на небеса. С тех пор Апостолы, собираясь, оставляли одно не занятое место и клали против него на столе хлеб – как знак присутствия с ними Учителя. По окончании же трапезы они с молитвой «воздвигали» (поднимали вверх) этот хлеб, посвящая его Господу, а затем разделяли между собой.
Традиция следования Апостольской практике родилась, вероятно, в монастырях, откуда «родом» и нынешний действующий Устав (он называется Иерусалимским, так как впервые появился в Палестине, в лавре прп. Саввы Освященного). Самое раннее упоминание об артосе содержится в Уставах XII в.
В России до середины XVII в. принято было освящать его во алтаре, до начала первого (ночного) богослужения Пасхи. А в современной практике артос освящают уже по окончании пасхальной литургии.
Устав предписывает в монастырях на трапезах Седмицы после Пасхи полагать этот освященный хлеб или на отдельно стоящий небольшой стол, или даже – на свободное место за столом братии. По окончании трапезы издревле пели пасхальные песнопения, молясь Христу Воскресшему, прикладывались к освященному хлебу. Соблюдается эта традиция и сейчас. Ну а в приходских церквях пасхальный хлеб все дни Светлой Седмицы стоит перед открытыми царскими вратами. Его же несут на крестных ходах.
Если приход (или монастырь) очень большой и хлебов требуется много, выпекать их начинают задолго до Пасхи, иногда же – еще до начала Великого Поста; затем хранят в особом месте, причем правильно приготовленные, такие хлебы могут сохраняться свежими даже до нескольких месяцев.
В современной практике Русской Церкви вверху артоса чаще всего – изображение Воскресения Христа, а также текст пасхального песнопения: «Христос новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира».
Получить артос можно после литургии субботы Светлой седмицы. Раздроблять и раздавать артос именно в этот день – также древняя иноческая традиция. В отличие от просфор, которые можно взять даром или за небольшое пожертвование в церковной лавке, артос, либо его частицы «приобрести» нельзя, а можно лишь получить в Светлую Субботу.
Как и где хранить артосПолученные части артоса можно раздробить на небольшие кусочки, высушить и благоговейно хранить у икон или в шкафу на полке, где у вас хранится святыня – святая вода, просфоры, освященное масло. При этом необходимо беречь освященный хлеб от сырости, плесени.
Артос: что не стоит делать- Думать, что артос можно заменить Причастие. Подобные заблуждения были распространены в России еще в XVIII в., однако Синод в 1723 г. признал такое мнение ложным.
- Хранить артос до следующей Пасхи – так святыня может и испортиться.
Как принимать артосТрадиционно артос вкушают натощак, запивая святой водой. Однако, если необходимо – например, человека охватило уныние, он заболел, находится в горе – принимать артос можно в любое время.
При этом традиционно необходимо совершить крестное знамение, произнести «Христос Воскресе» или полностью пасхальный тропарь и прочитать молитву, подобную той, что читается при вкушении просфоры и святой воды:
«Господи Боже мой, да будет дар Твой святой – артос – и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистая Твоею Матери и всех Святых Твоих. Аминь».
Что дает его употребление артосаВот что говорится об этом в особой молитве священника в Светлую Субботу, разделяя хлеб на части:
«…да все вкушающие от него телесного и душевного благословения и здравия сподобятся благодати и щедротами Твоего человеколюбия».
22 апреля 2023Источник