Русская беседа
 
25 Апреля 2024, 18:43:54  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Возвращение. На 200-летие Николая Ивановича Костомарова  (Прочитано 1477 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103705

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 23 Апреля 2017, 01:01:18 »

Возвращение

На 200-летие Николая Ивановича Костомарова



Путешествую в девятнадцатом веке. В отделе редких книг научной библиотеки Воронежского государственного университета листаю и просматриваю журнал «Киевская старина». Срабатывает присловье: кто ищет, тот найдёт. Выписываю в свой блокнот заметку – «в прошлом 1894 году в слободе Юрасовка Острогожского уезда Воронежской губернии» был сложен добротный кирпичный дом. Новоселье в нём справило «одноклассное училище имени Николая Ивановича Костомарова Министерства Народного Просвещения, устроенное на капитал в сумме 8920 рублей золотом», завещанный Николаем Ивановичем на учреждение народной школы в родимом селе.

Костомаров в духовном распоряжении просил жену Алину Леонтьевну «припроводить» в сельское училище портрет матери Татьяны Петровны, писанный художником Николаем Николаевичем Ге. Вдова же, видимо, распорядилась иначе. Та картина позже попала в Киевский музей русского искусства и бесследно исчезла в годы Великой Отечественной войны. Старожилы Юрасовки точно помнят, что «в школе до войны, до фашистской оккупации висел портрет самого Костомарова».

Судьба школьного дома сразу сложилась довольно счастливо. Прослужил он не одному поколению сельских жителей без малого век, лишь в старости оказался в запустении. Имя знаменитого земляка, его труды тоже надолго были преданы забвению. Если называли Костомарова, то в таком неблагодарном словесном обрамлении, что лучше бы и вовсе не упоминали. Одно утешение: крепка ещё народная мудрость – всё минет, а правда останется...

Минувший девятнадцатый век стал поистине «золотым» не только для русской литературы и искусства. Невиданно ожила отечественная история. Славную плеяду российских летописцев открывает имя Николая Михайловича Карамзина. Среди великих учёных в отечественной исторической науке видное место занимает и сын земли Воронежской. Современники с почтением говорили о Костомарове, как о первом после Карамзина историке-живописце.

«Историк всегда писал так, как если бы он сам присутствовал при том, о чём он рассказывает».

Исторические герои оживали под его пером. Слушая чтение «Бунта Стеньки Разина», малограмотный пекарь – герой рассказа Максима Горького «Коновалов скрипел зубами, и его голубые глаза сверкали, как угли. Он навалился на меня сзади и тоже не отрывал глаз от книги. Его дыхание шумело над моим ухом и сдувало мне волосы с головы на глаза. Коновалов увидал это и положил мне на голову свою тяжеленную ладонь.

«Тут Разин так скрипнул зубами, что вместе с кровью выплюнул на пол...».

– Будет!.. К чёрту! – крикнул Коновалов...

Он плакал...

... Можно было подумать, что именно Коновалов, а не Фролка – родной брат Разину. Казалось, что какие-то узы крови, неразрывные, не остывшие за три столетия, до сей поры связывают этого босяка со Стенькой, и босяк со всей силой живого, крепкого тела, со всей страстью тоскующего без «точки» духа чувствует боль и гнев пойманного триста лет тому назад вольного сокола.

... Мы оба с ним были как пьяные под влиянием вставшей пред нами мучительной и жестокой картины пыток.

– Ты мне её ещё раз прочитай, слышишь? – уговаривал меня Коновалов».

…До недавнего времени в справочниках и энциклопедиях, в учёных книгах – в случае, где Костомарова «ни объехать, ни обойти», называли его и сразу же выносили приговор-суждение, что труды историка безнадёжно устарели, поскольку выражал он отжившие взгляды. Впрочем, сам Николай Иванович, восстань он из вечного покоя, этому бы, скорее всего, не удивился. При жизни судьба куда как сильно мяла ему бока. «По мысли тех, кто писал о Костомарове, – подытожил наш современник, киевский учёный Юрий Пинчук, – он есть: крестьянский, дворянский, дворянско-буржуазный, буржуазный, либерально-буржуазный, буржуазно-националистический, революционно-демократический, народовольческий историк; демократ, социалист и коммунист; панславист, украинофил, федералист; историк народной жизни, народного духа, историк-правдолюбец; учёный-романтик, лирик, художник, беллетрист, артист, наконец – историк, какой был слабый диалектик, философ и социолог, или – как очень серьёзный аналитик».

Одно мнение, как видим, полностью противоположно другому. Что любопытно, каждый пишущий о нём утверждает свою точку зрения ссылками на труды Костомарова. Благо, что неполное собрание сочинений, изданное в начале века в Петербурге, составляет двадцать один том. При желании всегда можно найти и вырвать нужные тебе примеры, перетолковать на свой лад мысли историка.

Да, Костомарова можно «побивать» и цитатами из самого Костомарова. Ничего удивительного в этом нет. Открывались, скажем, новые документы, по-иному проливающие свет на исторические события и личности. Это меняло вроде устоявшиеся взгляды, заставляло учёного признать свою неправоту. Так и бывает, если исследователь из когорты ищущего истину. Костомаров боготворил Богдана Хмельницкого, называл его человеком, который «стоял выше своего века». Но когда Николай Иванович открыл в архиве иностранных дел в Москве неизвестные документальные источники, утверждающие, что гетман поддерживал тайные связи с Турцией, то Костомаров написал о знаменитом казацком вожде сурово – «данник Оттоманской Порты».

Несмотря на то, что есть довольно ёмкая «Автобиография» Костомарова, напечатаны воспоминания многих людей, близко знавших Николая Ивановича, нередко точно так же надуманно преподносятся факты из его жизни. Как и в научной литературе, так и в художественной исторической беллетристике.

А вымороченные легенды очень живучи.

Будущий историк родился 5(17) мая 1817 года в острогожской слободе Юрасовка, ныне – село Ольховатского района Воронежской области. Отец Иван Петрович – помещик, мать Татьяна Петровна, по разным сведениям Мельникова или Мыльникова, – его крепостная, сын – незаконнорожденный. Рос и воспитывался Николай в барской усадьбе. Всё складывалось вроде благополучно, его определяют на учёбу в один из пансионатов Москвы. Отец начал хлопотать о том, чтобы узаконить свою женитьбу на крестьянке, чтобы усыновить ребенка. И вдруг – погибает. Кони понесли пана на дрожках с крутого обрыва, где он и расшибся насмерть. Так объяснил кучер. Спустя  годы выяснилось, что барина убили дворовые из-за корысти, прибрали к рукам его деньги. Об этом довольно подробно рассказано в воспоминаниях самого Николая Ивановича и его близких.

Убийство с грабежом – случай не первый, к сожалению, и не последний в роду человеческом. Но со временем в литературе о Костомарове подбрасывается иное объяснение: не выдержав гнёта, крепостные за великие прегрешения убивают своего жестокого барина-злодея. Выдумка понуждает видеть в прошлом только «тёмное царство» и диву даваться, как в нём могла появиться светлая личность, вроде талантливого историка.

Схоже порой преподносится другая трагичная страница в жизни Костомарова. Выпускник Воронежской гимназии и Харьковского университета, учитель истории, автор поэтических книг и научных работ избирается в профессуру Киевского университета, с успехом читает курс лекций по русской истории. Он уже определил свою твёрдую позицию в науке, которой оставался верным до конца дней своих. «Читал много всякого рода исторических книг, вдумывался в науку и пришёл к такому вопросу: отчего это во всех историях толкуют о выдающихся государственных деятелях, иногда о законах и учреждениях, но как будто пренебрегают жизнью народной массы? Бедный мужик, земледелец-труженик как будто не существует для истории; отчего история ничего не говорит о его быте, о его духовной жизни, о его чувствованиях, способе его радостей и печалей? Скоро я пришёл к убеждению, что историю нужно изучать не только по мёртвым летописям и запискам, а и в живом народе».

Путь избран, работы непочатый край. А вскоре историк был арестован вместе с товарищами по Кирилло-Мефодиевскому братству, помышлявшими об объединении всех славянских народов в единую федерацию. Отбыл заточение в каземате Петропавловской крепости и ссылку в Саратове.

Пострадал человек сполна, как сейчас говорим, за благую идею. Надолго отлучили от любимой науки. Сломали ему личную жизнь – арестовали в канун свадьбы. Под венец они встанут с наречённой уже людьми в возрасте, спустя почти три десятка лет после помолвки, сватовства.

Эти «крутые» события вновь и вновь описываются на страницах новых книг. Очередной роман о кирилло-мефодиевском товариществе напечатан, скажем, журналом «Дружба народов», вышел он отдельным изданием из-под пера украинского писателя Романа Иванычука. И вот на страницах этой вещи в который раз утверждается мнение о малодушии, о трусости Костомарова, даже о его предательстве.

Документы же, а они изданы в Киеве трёхтомником, говорят, что поведение Костомарова во время следствия было мужественным и мудрым. Своими признаниями Николай Иванович не отяготил ни одной из судеб своих соузников.

При оценке научных трудов, случается, не учитывается то, что Костомаров стремился «оживить» историю, чтобы прожитая народом судьба свободно принималась любым человеком, имеющим лишь начальное школьное образование, и была интересна читателю образованному. По его мнению, именно к широкой доступности должна идти историческая наука. Только так она сможет приобщить к себе большой круг сограждан, осуществить идею народного самопознания. Талант Художника и Учёного позволял ему создавать живые портреты исторических деятелей, какие нравились читателю, но критически принимались собратьями по научному цеху. Последним казалось – Костомаров поступается правдой точного факта, слишком смел на вымысел. Действительно, бывало и такое. Но сам Николай Иванович не считал и не утверждал, что только он знал истинную природу. Чаще отдавал предпочтение спору, дискуссии, в которых рождалась истина.

Непривычные, нетрадиционные взгляды учёного на историю славянских народов, на отдельных известных исторических лиц по сей день стоят ему дорого – от современников доставались «синяки и шишки», не скупятся на них и потомки.

Очень не хотелось, чтобы Костомарова делили надвое русские и украинцы. Особенно сейчас, в пору перекройки нашего Отечества. Да, учёный выступал за самобытность славянских народов, много сделал для утверждения украинской культуры, но будущее наше видел в плодотворном единении славян. Творческое наследие Костомарова, как и его ближайшего друга Тараса Шевченко, должно не разъединять, как нынче того хотелось некоторым политикам и нашим недругам, а крепить узы святого товарищества. Нелишне ещё и ещё вспомнить завет Кобзаря: «Пусть рожью-пшеницею, как золотом покрыта, неразмежованной останется навеки от моря до моря – славянская земля». Нелишне знать и Костомарова. Пройдя сквозь тюремные застенки и ссылку, он выстрадал свою веру в федерацию свободных и равноправных славянских народов. Костомаров убеждал, что «только Россия – одна Россия может быть центром славянской взаимности и орудием самобытности и целости всех славян от иноплеменников, но Россия просвещённая, свободная от национальных предрассудков, Россия – сознающая законность племенного разнообразия в единстве, твёрдо уверенная в своём высоком призвании и без опасения с родной любовью предоставляющая право свободного развития всем особенностям славянского мира, Россия – предпочитающая жизненный дух единения народов мертвящей букве их насильственного, временного сцепления».

Костомаров, как и его сподвижник Тарас Шевченко, не сомневался, что «дух Переяславского договора говорит красноречиво, что народ южный осознавал свою целостность как народ и добровольно пожелал соединения с великорусским народом; это самое повторил бы народ и в продолжение двухсот лет после Переяславского договора, и он повторял это, коль скоро приходился случай; это самое южнорусский народ скажет и в настоящее время».

Костомаров писал о Шевченко: «Он не был поэтом тесной исключительной народности: его поэзия приняла более высокий полёт. Это был поэт общерусский, поэт не малорусского народа, а вообще Русского народа». Таким поэтом в истории являлся и сам Костомаров.

Правда в конце концов пробивает себе дорогу. Исчезнут из нашей памяти кривозеркальные литературные двойники Костомарова. Пылью забвения припадут-покроются навсегда надуманные толкования его трудов. Теперь мы можем самостоятельно судить о даровании того, чью «Русскую историю в жизнеописаниях её важнейших деятелей», выдержавшую кряду семь изданий, знала вся читающая Россия. Пусть россыпью и бессистемно печатаются книги историка. Хоть наш базарный рынок не жалует серьёзную литературу, издано в Москве его наиболее полное собрание сочинений. Если кому-то очень хочется, чтобы «перестала память родителей наших и наша, и свеча бы погасла», то, дай Бог, чтобы не сбылось его желание.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103705

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 23 Апреля 2017, 01:02:07 »

(Окончание)

В памяти Николай Иванович не однажды возвращался домой, в край, «где великорусская и малорусская народности сходятся между собою рубежами».

Обживая Киев в середине сороковых годов, он, сын помещика и сын своего времени, ещё мечтал иметь усадьбу в донской стороне. Об этом известно из письма дяди. Братья, крепостные крестьяне, стараниями сестры, матери Костомарова Татьяны Петровны, получили «вольную», переселились в Новокалитвенскую волость своего же Острогожского уезда, приписались к Обществу государственных крестьян. Родичи ещё не знали, что отсылают письмо арестанту, взятому под стражу по делу о Кирилло-Мефодиевском братстве.

«Милый мой племянник Николай Иванович! Пожелав вам от всевышнего Творца всех благ, и в ваших делах скорых успехов; сожалею я очень о том, что судьба меня разлучила с вами так, что я с вами не могу и видеться и знать о вашем здоровье и благополучии. Вы по отъезду изволили мне приказывать, чтобы я отыскал для вас землю, таковая есть у помещика Батовского близ слободы Калитвы, земля подходящая до 600 десятин со всею хозяйственною устройкою, и если вам угодно будет, то можно купить оную со всеми крепостными людьми онаго помещика Батовского, а продажа земли оной для Батовского необходимо нужна, к тому же – нужно сказать вам, что оную землю все соседние помещики советуют купить, ибо она очень удобна и выгодна. Если вам угодно будет оную купить, пишите ко мне письмо, а я по получении от вас письма уведомлю вас подробно, какая на ней есть постройка, заведения, сколько душ крестьян и чего она стоит.

Адрес письма пишите ко мне так: Воронежской губернии в город Павлов, помещику Тимофею Лукьяновичу Г. Шапошникову, живущему в Слободе Новой Калитве.

За сим, пожелав вам всех благ, остаюсь жив и здоров, покорный к вашим услугам.

Захарий Мыльников.

1847 года июня 14-го дня.

Слобода Ивановка».

А узнику Петропавловской крепости было уже не до обзаведения имением.

…Поселившись после ссылки на жительство в северной столице, Костомаров издавал «сочинительские» рассказы под литературным псевдонимом – Иван Богучаров. Ему, видимо, запомнилось-приглянулось знакомое с детства звучное имя воронежского уездного городка. Скорее всего, бывал там с отцом у родичей и на ярко шумливых и красочных ярмарках, которые вряд ли уступали знаменитым Сорочинским в гоголевской Малороссии.

Сказку-легенду «Сорок лет» навеяли, скорее всего, воспоминания об убийстве отца – «старого Костомара». Речь в ней шла о судьбе преступника, коему впоследствии во всём сопутствовала удача и благополучие, «деньги за деньгами сыпались в карман». Но грешник не остался безнаказанным, не минула его кара Божья.

Этот рассказ уже после кончины Костомарова попал в руки Льва Николаевича Толстого. Удивительное совпадение! Писатель посылает «легенду» – «эту превосходную вещь» – в родимый Николаю Ивановичу Острогожский уезд, где на хуторе Ржевск стараниями друга Толстого существовало и действовало издательство «Посредник», выпускавшее большими тиражами дешёвые книги «в народ» для его просвещения, самообразования и духовного воспитания. «На меня эта история производит ужасающее впечатление. И мне кажется, что такое же она должна производить на всякого простого русского человека», – пишет Лев Николаевич издателю Черткову.

Костомаров в строке воссоздал отеческий дом – край «привольный и плодородный». Когда у него резко ухудшилось зрение, Николай Иванович вслепую диктовал свою обширнейшую «Автобиографию». Крепкая память хранила давние детские впечатления, слободу Юрасовку – «местоположение, где лежала усадьба, в которой я родился и воспитывался, было довольно красиво. За рекою, тёкшею возле самой усадьбы, усеянною зелёными островками и поросшею камышами, возвышались живописные меловые горы, испещрённые чёрными и зелёными полосами: от них рядом тянулись чернозёмные горы, покрытые зелёными нивами, и под ними расстилался обширный луг, усеянный весною цветами и казавшийся мне неизмеримым живописным ковром. Весь двор был окаймлён по забору большими осинами и берёзами, а обок тянулась прилегавшая ко двору тенистая роща с вековыми деревьями».

Что любопытно, заезжему стороннему человеку, чьи впечатления сохранились на страницах старинного журнала, Юрасовка показалась «ординарною», с «незначительной речонкой... с длинной вереницей убогих малорусских усадеб... самый заурядный помещичий дом, одноэтажный, квадратный, с зелёною крышею и с небольшим балконом или «крыльцом», обращённым на восток. С запада к дому примыкает маленький садик, с естественным, образуемым самою Ольховаткой прудом, заросшим по окраинам вётлами и затянутым тиною».

Разница во взгляде вполне объяснима: родина человеку всегда милее, здесь он как дома.

А что помнят в Юрасовке о самом Костомарове, спустя век после его кончины? Посоветовали поговорить со старожилом «в здравом уме». Было это 15 сентября 1988 года. После хороших дождей, которым радовался крестьянин – на озимые хлеба, наступила тёплая солнечная погода. На выезде из села в сторону райцентра Ольховатки – «спиной» к лугу дома в густой зелени. Захар Иванович Ерёмин как вроде поджидал у двора. Сидел на бревнах, два костыля рядышком – больны ноги. Сухощав. Ухожен. Лицо чисто выбрито. Старческое, в морщинах. Часто улыбается и глаза какие-то смешливые. С шутки начался разговор. Спросил:

– Не посадят за то, что стану рассказывать? – И сам себе ответил, мол, в годах, уже ни тюрьмы, ни самой смерти не страшно.

Ровесник двадцатому веку. Родился и прожил на отцовском подворье. Из Юрасовки выезжал лишь однажды. Отлучался в Новочеркасск и Ростов. В первую германскую войну в армию хотели забрать. На врачебной комиссии признали негодным к службе из-за болезни ног. После скорого возвращения живёт в Юрасовке безвыездно.

О прошлом девятнадцатом веке помнил по рассказам старших. Слышал от отца Ивана Елисеевича, а тот, в свою очередь, – от батька Елисея Никифоровича. Сам Захар Иванович дедушку не знал, «бачив его деревянную ногу-колодянку, под крышей на горищи довго валялась».

Елисей Никифорович был крепостным у Костомарова «старого». Работали люди день у барина, «на пана», а день дома. Или на постоянную работу к помещику «командировали» одного человека из семьи. Помогал «пан» обзаводиться семенами хорошими на посев, породистым скотом. «На Костомара зла не держали. Недобрыми были управляющие, от них всё зло. А убил его, пана, кучер, крепкий мужик. Убил из-за богатства, позарился на чужое. В лесу на Белой горе подковой наставил ему синяков. Затем пустили тарантас вниз в трясину – в Камплыцю, так то место называется. Пана схоронили в ограде у церкви. Кучера долго таскали, допрашивали, но убийцей не признали. Сам покаялся прилюдно после.

Сыну Костомарова не давали учиться, раз по бумагам он незаконнорожденный. Мать выхлопотала документы, и Николай уехал учиться на писателя. Часто приезжал потом в Юрасовку.

Завещал деньги Мельниковым, родичам матери, чтобы они построили в селе школу. Я сам в ней учился. В классе висел большой портрет Костомарова».

Рассказал Захару Ивановичу, что в документах мать Костомарова и её родственники записаны Мыльниковыми, а в Юрасовке их называют Мельниковыми. Еремин по-своему представил происхождение фамилий. «У Мельниковых в роду кто-то мельником был, зерно молол. От него и пошло. Мы вот от Ерёмы, наше семейство всему селу дало фамилию. Крестьянин неграмотный, какой-то писарь на свой лад переиначил Мельника в Мыльника».

Встречался в Ивановке, Калитве с Мельниковыми. В эти села когда-то переехали на жительство Иван Петрович и Захар Петрович – родные дяди Николая Ивановича. Собеседники впервые слышали о Костомарове – замечательном историке, чьё имя записано в энциклопедиях. В Ивановке припомнили, что, кажется, был в роду Захар. Сколько знают себя – писались Мельниковыми. А Мыльниковых – о таких не слышали в округе.

 

Диктуя «Автобиографию», Костомаров видел себя беззаботным мальчишкой, который любил стрелять – пускать стрелы из лука, воображал из себя мореплавателя-первопроходца, когда отправлялся в путь-плавание по речке на «корабле» из досок и привязанного к ним тазика.

Студентом на каникулах-вакациях любил ездить верхом на лошади. Баловался с охотничьим ружьём. А, повзрослев, понял, как дорога родимая земля – «меня занимала каждая травка, каждый цветок». Схожее чувство так выразит поэт, наш современник:

Время придет уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.


Ему вспоминались Воронеж и Харьков, где прожил ученические, студенческие годы, Острогожск, а особенно – Дивногорье, монастырь, «расположенный над Доном, близ устья Тихой Сосны. Это одна из живописнейших местностей, которые мне случалось встречать в России».

Современник Костомарова воронежский историк-краевед Григорий Веселовский свидетельствует, что в молодости «известный учёный» поднимался на заречную гору и оттуда любовался Караяшником. Это соседнее селение «под влиянием библейских сказаний он сравнивал с Назаретом», славящемся в Палестине своим красивым местоположением. В Караяшнике «на главной площади и близ неё в разных местах находятся курганы, некоторые из них весьма замечательны по возвышенности (особенно один, расположенный на высокой горе и видный на большое пространство)... Никто, кажется, после Костомарова не занимался их раскопками, да и Николай Иванович в короткое время пребывания своего в слободе не мог, как следует исследовать эти курганы.

Когда Костомаров раскапывал один из таких курганов, то о нём в слободе говорили, «шо вин шукае» сокровища. В народе сохранено довольно сказаний об искателях кладов, но их поиски будто бы оканчивались ужасными приключениями... и потому народ смотрит на курганы с каким-то страхом и почти к каждому из них приурочивает много невероятных событий».

Земляки, что вполне понятно, с особым старанием и интересом разыскивают у Костомарова сведения по истории родимого края. Ведь не мог её обойти учёный. Да, после Харьковского университета он попал на военную службу в Острогожск. В тот самый городок, куда пришли переселенцы из Малороссии, среди них, возможно, и его предок, положив начало казачьим слободским полкам. Здесь начинающий историк открыл богатый уездный архив. Изучив документы, написал первый научный труд об Острогожском слободском полку – начальную главу об очередной волне в заселении степной окраины. «Это был мой первый опыт в занятиях русскою историею по источникам и первою школою для чтения старых бумаг». Но, спустя время, незавершённая работа была изъята при аресте в Киеве и – а вдруг! – бесследно не пропала, ждёт в архивах своего первооткрывателя-исследователя. Замысел же так и остался неисполненным. На закате жизни, на самом её излёте Костомаров не без горечи заметил, что «нет в Европейской России края, которого судьба менее нам известна и исследована, как Слободской Украины».

Пётр Чалый (Россошь Воронежской обл.)

http://www.voskres.ru/literature/library/chaliy31.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!