(Окончание)– Владимир Сергеевич, вы родились и выросли в Белоруссии. Сможем ли мы собраться – с белорусами, украинцами – вновь в славянское братство, ощутить себя снова единым народом, одной славянской семьей?– Думаю, только какое-то тяжелое испытание может нас всех объединить. И я не знаю другого фундамента для подобного объединения, кроме Православия. Раньше была общая экономика, идеология и т.д. Сегодня все это уже не сработает. Большая роль в объединении принадлежит, конечно, Русской Православной Церкви. Но это очень и очень сложная задача, при том что такой клин вбили между нами и украинцами. Теперь должны пройти годы, десятилетия, должны, может быть, поколения смениться, чтобы та боль, которая причинена народам, уже так остро не напоминала о себе. Все равно, я уверен, мы должны быть и будем вместе.
– Не знаю, какие каналы смотрят в Министерстве обороны, но когда ждала вас, транслировались новости, где явно информация подается не в духе заповеданного Господом миротворчества (см.: Мф. 5: 9) – такой православный подход как раз гасил бы конфликты, не дав им разгореться, а тут, напротив, провоцируются мстительность и вражда. Чем тогда наши СМИ отличаются от проплаченных украинских? Это же все равно что диверсия?– Да, идет информационная война, хотим мы того или не хотим. Люди и здесь, в России, и – что особенно наглядно показали события – на Украине подвержены этой «обработке», потому что постоянно включены телевизоры, компьютеры, сотовые телефоны.
– В Средней Азии сотовые телефоны называют «шайтан-машинка»[5] – это недавно рассказывал протоиерей Валериан Кречетов, вернувшийся оттуда, и изумлялся: насколько же меткое название.– Была бы у меня власть, я бы все эти экраны выключил – пусть люди книги читают!
– Ту же «Науку побеждать» Александра Васильевича Суворова. В Сибири, кстати, есть предприятие, где эта книга является корпоративным кодексом.– А все эти мультимедиа – такая зараза, что, запутавшись в этой информационной сети, даже православный человек, смотришь, а стал мусульманином.
– Так и в ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории России. – Ред.) подаются. Какой призыв вы бы обратили к тем, кто сражается сегодня каждый на своих фронтах – к тем же журналистам? Надо очищать информационное пространство от грязи и цинизма. Прямо и просто говорить о любви к Родине, к своему народу
– Самое главное – говорить правду, объединять людей, работать на созидание. Для журналистов их служение – тоже крест, который надо пронести. У нас и так сегодня сложное время, а включишь телевизор, там один негатив: убийства, изнасилования, грабежи, война. Надо же давать людям надежду, чтобы они понимали, ради чего жить. Иначе безысходность отнимает последние силы. Разве у нас мало добрых примеров, которые могли бы служить образцами для подражания? Тогда и жизнь будет выправляться. Надо очищать информационное пространство от всей этой грязи и цинизма. Прямо и просто говорить о любви к Родине, к своему народу – воспитывать чувство патриотизма! Нашим людям надо вновь научиться уважать собственную страну, ценить то лучшее, что у нас есть. А начинается все с малой Церкви и микрогосударства – с семьи.
Главная линия обороны– Вообще считаю, что самая главная опасность – это война, которая ведется сегодня против семьи. Надо возрождать уклад семейной жизни, чтобы вновь у нас в России преобладали большие семьи. Как говорят: борода – это богатый род. Хотелось бы пожелать, чтобы каждый был богат своим родом. Так, чтобы не решать проблемы выживания. Надо, чтобы народ развивался. У нас же богатейшая страна – все у нас есть. Мы единственная в мире держава, которая по всем своим потенциалам может быть полностью независима от других государств. Господь нам всё дал. Только исполняйте заповедь: плодитесь и размножайтесь.
– А далее продолжение заповеданного: и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1: 28). Иначе просто народ уже не сможет покрывать свою исконную территорию. У такого народа земля отнимается с войнами или без таковых. И никакая армия не поможет.– Да и воевать будет некому.
– Патриарх Сербский Павел говорил: «Если албанская женщина рожает 7 детей, а сербская делает 7 абортов, то эта земля нужнее албанцам, чем сербам. Вот Господь и распорядился землями Косово и Метохии так, как посчитал нужным».– Так и в современной России рождаемость ниже критического уровня: 1,8 ребенка на семью – это даже не восполняет уходящие поколения. Православных мало. Если у мусульман 8,1 ребенок на семью, то сколько у православных?
– Это как раз норма и православных семей. Ранее возглавлявший Синодальный отдел по взаимодействию Церкви и Вооруженных сил, а ныне переброшенный на защиту семьи, материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов говорит[6], что до революции у русских 8 детей в семье – это было нормально, 15–20 – обычное явление. В подлинно православных семьях и сегодня бывает 8 детей и больше. У протоиерея Валериана Кречетова дочери уже по десятому внуку ему рожают, а всего у батюшки при семерых детях (было 8 детей, один умер в младенчестве) 35 внуков, у протоиерея Александра Ильяшенко – 12 детей и 41 внук. Вопрос в другом: сколько их – этих православных семей? Мы же проигрываем Третью мировую войну именно на этих внутрисемейных фронтах: дети просто не рождаются, а то и убиваются в утробах.– Проблем много. Государство пытается в первоочередном порядке решать вопросы демографической политики. Но в целом ситуация очень сложная. Стоило показать свою силу, как нас «зауважали», но тут же у России не осталось ни одного союзника. Если проследить по истории, то увидим, что в те периоды, когда Россия сильна, она остается без союзников. То же самое и сейчас: история повторяется. Как говорил Александр III: «У России есть только два союзника – это наша армия и флот, остальные при первой возможности предадут».
– Разве своя же армия не предала Верховного Главнокомандующего – святого царя Николая II ровно 100 лет назад? Какие можно извлечь уроки их тех событий?– Тогда всё сошлось. <…> Генералы не то что предали – не поддержали государя. Ему остались верны только двое[7]. Отвернулось от царя в большинстве своем и священство. Революция произошла из-за стечения многих обстоятельств. В 1913 году Россия вышла на передовые позиции по многим показателям. Это был до сих пор не превзойденный максимум подъема. Но мировые деньги проплатили запуск в обществе механизмов предательства. Были сорваны главные кампании, в том числе по захвату Константинополя. Кому-то сильно претила идея мирового первенства самодержавной России.
– Трудно удержаться от вопроса: а сегодня какие цели открываются перед Вооруженными силами нашего государства?– Я не могу об этом говорить. Это решает Верховный Главнокомандующий. Самое главное – безопасность и обороноспособность нашей страны. Это то, для чего предназначены Вооруженные силы. Государство в это тяжелое время вкладывает все, что только может, для того, чтобы армия развивалась и была боеспособна для выполнения поставленных перед ней задач. Мы должны понимать: если не будем содержать свою армию, будем содержать иностранную.
– Денежный вопрос называют одним из главных факторов разделения в российском обществе. Об этом говорил недавно и Святейший Патриарх Кирилл, выступая в Государственной Думе на Парламентских встречах. А Президент России Владимир Владимирович Путин сравнил микрофинансовые организации со старухой-процентщицей из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Заканчивается-то всё, по интуиции писателя-пророка, кровью, в том числе безвинной. Что, на ваш взгляд, сегодня все же способствует единству как залогу мира?– Я считаю, что даже те трудности, которые нам устраивают, в том числе в виде санкций и прочего, работают на объединение нашего народа. Уровень доверия к Вооруженным силам сегодня в обществе достиг самых высоких за последние годы показателей – 86%. Если раньше откупались, лишь бы в армию не пойти, то сейчас уже сами готовы платить, только бы послужить Отчизне. Время сейчас сложное. Наши люди это понимают, молодые уже не хотят просто так прожигать жизнь. В военные училища стремятся поступить даже девчонки, для них конкурс 10 человек на место, и меньше не бывает. Для парней конкурс 5–6 человек на место на простые специальности, не говоря уже про наукоемкие. Единение нации началось, сейчас этот процесс набирает обороты. Верховным Главнокомандующим, Русской Православной Церковью, руководством Вооруженных сил в этом направлении предпринимается множество совместных действий.
Пасха 2017 года. Фото patriarchia.ru Сила, которая противнику не видна– Что для армии России значит духовная сила?– Русской Православной Церковью во главе со Святейшим Патриархом Кириллом, как и ранее Святейшим Алексием II, многое делается для укрепления духа военнослужащих. Практически в каждой воинской части сейчас уже есть помощник командира части по работе с верующими, 95% из занимающих эту должность – православные священники. Они заполнили ту пустоту, которую в советские годы, разоряя Церковь, пытались закрыть работниками идеологии от главенствующей тогда Коммунистической партии: сначала были комиссары, потом замполиты. Но идеология никогда не решала внутренних проблем человека.
Кто сможет заглянуть в душу солдату? В армии нет матерей. Да и не каждой матери взрослый сын откроет то, что у него на душе. Для этого и нужны священники. Когда я возглавлял Военно-технический университет в Балашихе, мы по благословению покойного Патриарха Алексия II построили там храм святителя Николая Чудотворца, и встал вопрос: кто будет священником? Рукоположили выпускника университета – капитана, который закончил также семинарию в Коломне.
Для командира очень важно знать о состоянии духа вверенного ему личного состава в каждом подразделении. По понедельникам и четвергам в нашем храме читается Акафист святителю Николаю Чудотворцу, а по субботам и воскресеньям служатся Литургии. Я периодически не только на службу, но и просто в свободное время приходил в храм. Общаясь со священником, глубже понимал, в каком подразделении какие беды. Кого-то батюшка брал к себе поалтарничать, чтобы воодушевить, особенно если над пареньком как-то подтрунивали. «А с этими, – подсказывал мне настоятель, – это уже вам надо поработать».
Какие бы мероприятия мы ни проводили в Военно-техническом университете, начиная от присяги курсантов и заканчивая выпуском молодых офицеров, а также при выездах на тренировки и построение на парад на Красной площади, – с нами всегда был священник. Батюшка читал молитву перед началом всякого дела, окроплял всех святой водой. Причем не только православных, а вообще всех.
– Известно же, что даже мусульмане и буддисты приходят за святой водой после молебнов святителю Николаю, молятся у икон Чудотворца. Протоиерей Валериан Кречетов недавно побывал в Ташкенте, так рассказывает, как там в православный храм приходят мусульмане молиться в особо тяжелых случаях, говорят: «Нас мулла сюда отправил Бога о помощи просить».– У нас, кстати, всегда все эти мероприятия, когда священник молился и всех благословлял, проходили без проблем. Я считаю, что священники очень нужны в нашей армейской повседневной деятельности. Предпоследнее место моей службы – Санкт-Петербургская военная академия тыла и транспорта, как она тогда называлась (ныне – Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва. – О.О.); там в одном из подчиненных нам институтов служит отец Олег Артемов. В свое время он в 21 год уже был командиром корабля. Потом успел побыть на своей родине в Ставрополье атаманом, и атаманский совет доверил ему стать воинским священником. Уже будучи в сане, он вернулся в море: 15 раз погружался на подводной лодке, в том числе бывал в «автономках» – длительных, от месяца и более, походах. Был первым священником, сопровождавшим океанографическое судно в Антарктику, – а это плавание длилось около полугода. Он рассказывал, что там, в замкнутом пространстве, окормлял всех: и православных, и католиков, и мусульман, и атеистов-коммунистов, – все ему несли записки с именами своих крещенных в Православии родственников и друзей, приходили побеседовать.
Домовая церковь Питерской Академии. Владыка Маркелл и В.С.Ивановский на службе – Что меняется в армии с появлением военного духовенства?– Санкт-Петербургскую военную академию я принял под свое руководство в 2012 году. Когда я пришел, у служащих в основном были обо всем полностью атеистические представления. Скажем так, они имели неглубокие познания о том, что такое Православие, зачем нужен храм и почему надо служить Богу. Все были коммунистами. Особенно те из них, кто был «старой закалки», из возрастных, – эти вообще на дух не переносили ничего церковного.
Мы начали делать ремонт академии и нашли в столовой попранную Казанскую икону Божией Матери. Ее даже глумливо поджигали, что было видно по оставшимся следам. Известно, что именно за поругание святынь страна была наказана Великой Отечественной войной.
– Так же, как и Отечественная война 1812 года, которая, по словам преподобного Серафима Саровского, была попущена за чрезмерное увлечение знати французской, на тот момент уже апостасийной, культурой.– Да. А когда в Москве в 1941 году оставалось не более двух десятков открытых храмов и главный из них – Елоховский кафедральный собор – был объявлен 21 июня к закрытию, Господь вразумил: началась война.
Так вот, там, где в академии была найдена поруганная святыня, мы решили построить домовый храм. Очень все мы благодарны владыке Маркеллу (Ветрову), епископу Царскосельскому, за то, что он подобрал нам замечательного священника – отца Олега, о котором я как раз говорил. Он оказался человеком, искренне преданным своему служению. Во время самоподготовки слушателей он приходит, общается с ребятами, рассказывает им, что такое Причастие, как исповедовать грехи. А утром, смотришь, они уже на Литургии стоят. Мы раньше даже расписывали каждую группу, кто когда идет в церковь, потому что всем им невозможно было бы поместиться в храме.
Потом стали приходить на службы и женщины, работающие в академии. После подтянулись офицеры, а также гражданский преподавательский состав. Сегодня духовная жизнь в военной академии северной столицы развивается. Недавно, 19 февраля 2017 года, храм, который я на территории Военного инженерно-технического института академии еще закладывал, владыка Маркелл освятил в честь святителя Игнатия (Брянчанинова), который сам некогда по послушанию отцу закончил питерскую инженерную школу.
Или знаю такой удивительный случай, который мне как-то рассказал командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Сергей Иванович Кобылаш. Однажды схиархимандрит Илий проходил где-то у них по внутренней территории, вдруг остановился и говорит: «Вот здесь надо построить храм!» Сергей Иванович сначала не отнесся с должным вниманием к этим словам, а потом именно там храм и был построен! Уже освящен, действует, службы идут. Такие подвижники, как батюшка Илий, видят несоизмеримо больше каждого из нас, им очень многое Бог открывает. Они общаются с самыми Верховными Силами. Нам такие люди нужны.
Победы одерживаются всегда помощью Божией и всем народом сообща. Церковь, служа Богу и объединяя наше общество в народ, несет сегодня свою крайне важную и ничем, как показала наша история, не заменимую миссию, в том числе и в армии. Меняется сам дух, а значит, подтягивается и преображается все остальное.
Парад на Красной площади – Каковы составляющие воинского крестоношения? Душа – Богу, сердце – женщине, долг – Отечеству, честь – никому
– Главное – честь. Написанный еще в 1804 году Кодекс чести настоящего русского офицера актуален по сей день: душа – Богу, сердце – женщине, долг – Отечеству, честь – никому. Мы своих подчиненных сегодня пытаемся воспитывать именно в тех духовно-нравственных традициях, которые были заложены на Святой Руси, привели к расцвету Российскую империю, сохранялись, несмотря ни на что, лучшей частью нашего народа в советские времена, развиваются и в современной России. В военном деле так же, как и в духовном служении, важна преемственность.
– Что такое для военнослужащего Русский крест сегодня?– Каждому человеку вверено свое служение. Будь ты простой солдат или генерал. Добросовестное исполнение своих обязанностей – это и значит достойно нести свой крест.
С Владимиром Сергеевичем Ивановским
беседовала Ольга Орлова
28 апреля 2017 г.[1] См.: Жизнь и благословения старца Илия // http://www.pravoslavie.ru/102039.html.
[2] Само интервью с генерал-лейтенантом В.С. Ивановским, состоявшееся в его обеденный перерыв, также прерывалось экстренными сводками о тяжелейших ранениях и увечьях сослуживцев, друзей-генералов.
[3] «Наука побеждать» – книга А.В. Суворова, в которой он изложил свои взгляды на обучение солдат, тактику боя, поделился методами и приемами ведения войны, принесшими ему славу непобедимого военачальника. На идеях Суворова, изложенных в этой книге, вырос целый ряд русских военачальников, в том числе М.И. Кутузов, П.И. Багратион и др. Написана в 1795 г., после подавления польского восстания, когда Суворов был главнокомандующим армии на юге России.
[4] «Крестик Жени был в Сирии, на Донбассе, в Крыму…» Беседа с Любовью Васильевной Родионовой – мамой воина-мученика Евгения Родионова // http://www.pravoslavie.ru/93541.html.
[5] От шайтан – так в Средней Азии называют нечистых духов.
[6] Евангелие или Апокалипсис Русского креста? Беседа священника и депутата: протоиерей Димитрий Смирнов и Елена Леонидовна Николаева // http://sunofrus.ru/w/евангелие-или-апокалипсис/.
[7] Государю Николаю II остались верными генерал Федор Келлер, командовавший 3-м конным корпусом, и командир Гвардейского кавалерийского корпуса генерал Гусейн Хан Нахичеванский.http://www.pravoslavie.ru/103058.html