«Молочный фронт» американско-канадской дружбы открытВзглядНа прошедшей неделе госсекретарь США Рекс Тиллерсон проинструктировал работников Госдепартамента о том, какими должны быть теперь подходы ведомства к внешней политике при Трампе, сообщает The National Interest (
http://nationalinterest.org/feature/tillerson-defines-america-first-20552). Иными словами, Тиллерсон объяснил своим подчиненным, как им предстоит понимать «America first» во взаимоотношениях США с остальным миром. Как считает издание, «если он (Тиллерсон) и администрация успешно применят новые принципы политики, то администрация Трампа успешно переориентирует внешнюю политику США в соответствии с вызовами 21 века».
Что же сказал госсекретарь своим подопечным? Что он и президент Трамп видят слегка разбалансированными «американское партнерство и союзничество», подразумевая при этом, прежде всего, торговое партнерство, особенно «со странами с формирующейся рыночной экономикой». Причем, делать это надо будет без отступлений или изоляции этих стран, а «со взаимным участием». Как это понимать? А вот так: «Нам надо понять, что в любой стране и любом регионе мира, с которыми мы имеем дело, в чем заключаются наши интересы национальной безопасности, интересы нашего экономического процветания и затем, как мы можем защищать и поддерживать эти наши ценности». И все те, кто не захочет разделять тиллерсоновы «ценности», подчеркнул госсекретарь, «они должны. Нам надо этого требовать».
Как видите, ничего нового - «на пинках» заставлять разделать «американские ценности» другие страны и народы стало главным принципом внешней политики США давно, как только они прибрали к рукам после Второй Мировой войны экономику Европы. Причем, не надо думать, что этот принцип применим только к России, Китаю или иным, менее значимым участникам мирового сообщества. Возьмите самого близкого – в том числе и территориально – друга Вашингтона Оттаву.
Пока домашние аналитики спорят, как далеко расходится такая внешняя политика США с американской Конституцией, не предполагающей распространение американских ценностей на весь мир, Вашингтон увеличил до 20 процентов пошлину на ввоз канадской древесины, чтобы выправить торговый дефицит со «страной кленового листа»: 75 процентов канадского экспорта пересекают границы США и только 18 процентов – в обратном направлении. И уже на следующий день – буквально 1 мая - американские фермеры в Висконсине обнаружили, что их молоко с утренней дойки некому продать: десятилетия существующие контракты на продажу молока в Канаду вдруг разом закончились, пишет Fox News (
http://www.foxnews.com/us/2017/04/26/nafta-wisconsin-dairy-farmers-uncertain-fate-escalates-us-canada-trade-war.html). Если не в процентах, а в долларах, то в прошлом году канадские производители молока заработали в США 112,6 миллиона долларов, а американские в Канаде – в четыре раза больше: 631,6 миллиона. Так что с 1 мая десятки фермерских хозяйств только в Висконсине оказались на пороге ликвидации: « Мы будем вынуждены продавать коров, у нас нет другого выхода», - заявил Мэтт Гартман (Matt Gartman), один из владельцев 75 ферм, потерявших контрактов на 150 миллионов долларов и оказавшихся на пороге банкротства.
Встречаясь на «круглом столе» в минувший четверг с фермерами, Доналд Трамп заявил, что «Люди не осознают, что Канада грубо ведет себя с Соединенными Штатами. Каждый думает, что Канада это прекрасно, и я тоже. Я люблю Канаду. Но они давно обхитрили наших политиков». И теперь Тиллерсон объяснил своим подчиненным, как обхитрить канадцев. Понятно, что соглашение о свободной торговле (NAFTA) только путается под ногами у чиновников в Вашингтоне, получивших общую установку «они должны. Нам надо этого требовать». Так что остались считанные дни до выхода США из этой организации. Но гораздо важнее то, что обращение администрации Трампа к сугубо внутренней американской проблематике никак не означает перемены во внешней политике, ставшей орудием для выколачивания прибылей для американских корпораций. И не только новый, «молочный», фронт на границе с Канадой свидетельствует об этом.
На днях Вашингтон в очередной раз прикрикнул Пекину, что тот «несправедливо субсидирует» свое сельское хозяйство (
https://www.bloomberg.com/view/articles/2017-04-29/milk-wars-curdled-u-s-canada-relationship-long-ago). При этом, начиная еще с 30-х годов прошлого века, США создали огромную сеть поддержки собственных производителей молока, включая Программу поддержки цен на молочную продукцию, гарантирующую получение прибыли, выплачивая фермерам дотации, если цены падали слишком низко, и так далее: Штатам – можно. А Китаю – нельзя. Собственно, в этом и состоит главный тезис новой политики США при Трампе, озвученный в Вашингтоне. Найдите в ней хотя бы одно отличие от существовавшего при Обаме…
Но если молоко американских фермеров в Висконсине еще можно переработать хотя бы в масло, что Boeing 737 ни во что иное уже не переработаешь. Поэтому торговая война американских самолетов Boeing с канадскими CSeries компании Bombardier, начавшаяся еще год назад, становится смертельно опасной. Как сообщают Вести (
http://www.vestifinance.ru/articles/84786), в Министерстве торговли США началось расследование несправедливого, как считают американские производители самолетов, ценообразования на новый самолет CSeries канадской компании Bombardier. Аэрокосмический гигант Boeing просит комиссию по международной торговле подтвердить, что компания понесла ущерб из-за того, что Вombardier выиграла ключевой заказ от Delta Air Lines, предложив свои самолеты по слишком низким ценам - 19,6 миллиона долларов за штуку. Boeing рекомендует Министерству торговли наложить пошлины на продукцию канадского авиастроителя, которые сделают невыгодным приобретение канадских авиалайнеров, и Boeing 737 с его ценой в 83,4 миллиона долларов получит карт-бланш на американском рынке.
Boeing – это, конечно, стратегические интересы США. Стало быть, не только Тиллерсон и его ведомство обязаны их защищать, но и Министерство торговли тоже. И не важно, что ближе друга, чем Канада, у Штатов нет. Важно, чтобы все остальные – дальние и ближние – друзья и партнеры, не говоря уже о «развивающихся рыночных экономиках», помнили, что «они должны. Нам надо этого требовать».
Елена Пустовойтоваhttp://www.voskres.ru/kolonka/pustovoitova7.htm