(Окончание)Однако в 1998г. была принята новая версия «Основных направлений военной доктрины Российской Федерации», где «ядерная стратегия как составная часть новой военной доктрины РФ определяет роль и основные задачи ядерных сил, условия, принципы, формы и способы боевого применения, основы их строительства для обеспечения военной безопасности государства.
Ядерный статус России, как историческая реальность и результат существовавшего в период «холодной войны» глобального противостояния двух систем, сохраняется на обозримый период до тех пор, пока существуют другие ядерные государства и угроза распространения ядерного оружия, так и других средств массового поражения».
Шестой этап. Уточнения оборонительной
военной доктрины Путина-Иванова
(март 2001–декабрь 2007гг.) При предпоследнем министре обороны Сергее Иванове, генерал-полковнике ФСБ (2001- 2007гг.), обществу была представлена уточненная новая оборонительная военная доктрина. Военная доктрина демократического государства с многоукладной экономикой, в которой говорилось об «органическом сочетании в ее положениях последовательной приверженностью к миру с твердой решимостью защищать национальные интересы». При этом армии и флоту ставятся несвойственные им задачи – антитеррористические операции, прекращение трансграничной преступности, борьба с браконьерством. За время руководства армией Ивановым была разработана доктрина информационной безопасности. Воссозданы Космические войска. С 2004г. в составе Минобороны функционируют три федеральных службы (по военно-техническому сотрудничеству, государственному оборонному заказу и по технологическому и экспортному контролю) и одно федеральное агентство – Специального строительства. Ликвидированы армейская авиация в Сухопутных войсках (вертолеты). В ходе междоусобицы внутри Минобороны войны министр низвергнул начальника Генштаба. По предложению министра обороны ликвидированы Военно-морская база в Камрани (Вьетнам) и радио- и радиолокационный центр на Кубе. Начато комплектование трех горных бригад. Численность личного состава армии к 2006г. составила около 1.1 млн. человек. На контрактную основу переведены первые части. По словам министра, на это может уйти до 10 лет. На Северном Кавказе (Чечня) начался перевод к смешанному кадрово-милиционному принципу комплектования Вооруженных Сил. Чеченские батальоны стали служить только в Чечне. Главную роль в армии и на флоте стали играть «варяги» из ФСБ и Службы внешней разведки.
Седьмой этап. Разработка очередной
оборонительной новой военной
доктрины Путина-Медведева-Сердюкова
(с декабря 2007г.) Задачу готовить новую военную доктрину поставил перед руководством Вооруженных Сил бывший Верховный Главнокомандующий президент РФ Владимир Путин еще в июне 2005г. на заседании Совета Безопасности. И хотя напрямую об этом не говорилось, это указание следует понимать как провал прежней доктрины, не продержавшейся и пяти лет, поэтому часть положений ныне существующей доктрины оказалась нежизнеспособной. По мнению президента Академии военных наук генерала армии Махмуда Гареева, военную доктрину разрабатывали «неспециалисты».
При нынешнем министре обороне – старшем лейтенанте запаса Анатолии Сердюкове, кандидате экономических наук, работа по разработке новой военной доктрины явно пробуксовывает. Понятно, что вновь назначенный министр ни по образованию, ни по предыдущему опыту работы в принципе не способен стать генератором новых идей в военной политике, тем более стать руководителем разрабатываемого фундаментального труда, который должен определить направления развития российской военной мысли, военной теории на длительную перспективу. Прямую ответственность за разработку военный доктрины в Минобороны никто не несет.
За время руководства армией Анатолий Сердюков продолжает курс своего предшественника на имитацию перевооружения армии и придания Вооруженным Силам более актуальных в свете социальной политики внутренних полицейских функций. Министр обороны решает три главных задачи: во-первых, представляет президента в Вооруженных Силах, во-вторых, пытается сломать хребет армейской корпорации, подчинить себе Генштаб и победить в аппаратной конкуренции генералов, попутно меняя форму одежды и решая задачу стоительстова домов для офицерского состава.
Главную роль в армии и на флоте стали играть советники министра (земляки из Петербурга). Стал популярен лозунг «Бизнес и армия – едины». Началась «приватизация армии». Команда менеджеров пытается провести «Концепцию реформирования организаций, находящихся в ведении Министерства обороны». Одновременно готовится проект федерального закона о создании специального ОАО. Уникальность этого предложения заключается в том, что уставной капитал создаваемого ОАО составят акции нескольких холдингов: по автомобильному, бронетанковому, авиационному ремонту, по ремонту вооружений и военной техники, по строительству и эксплуатации объектов недвижимости, а также по сельскому хозяйству.
Однако фактически это единственное, чем эффективно занимается команда Сердюкова. Тыл Вооружённых сил уже давно трансформируется в разного рода холдинги. Например, ОАО «Оборонсервис», являющийся, по моему мнению, откровенной кормушкой для спешно снимающих погоны тыловиков. Вместе с триллионной собственностью армии акционируется «по своим» весь тыл. Общая стоимость активов, которые могут быть переданы на баланс ОАО «Оборонсервис», по словам представителей Минобороны, является «военной тайной» (!), и их будут оценивать не по рыночной, а по балансовой стоимости.
Министерству обороны разрешено под предлогом модернизации техники, выставлять ее на продажу вместо Рособоронэкспорта и выставлять земли Минобороны. Из-за московской земли провалена попытка перевода Главного штаба Военно-морского флота в Петербург. Ликвидированы Военно-инженерная Академия, переведена из Москвы Военная Академия химзащиты, выводится из Москвы и Академия Петра Великого.
Реагируя на протесты общества по поводу «советников-менеджеров министра, неспециалистов по профилю», принято решение на должности, связанные с решением вопросов приватизации, модернизации, закупок продовольствия, вооружения, вместо генералов и офицеров назначить гражданских специалистов! Практически решается вопрос, как «растворить эти должности советников» и сделать их незаметными для общества на фоне всех гражданских специалистов.
Не определив, какие военные угрозы грозят России, какие структуры, силы и средства, вооружения нужны для ликвидации этих угроз, не ставя задачи перед наукой по совершенствованию стратегии и тактики, кулуарно министром обороны фактически уже проводятся реформы. Но общество и армия не знают, для каких структур и сил, целей проводятся эти реформы. Хотя реформы уже отражаются на судьбах многих военных.
Главным отличием от переходной военной доктрины Ельцина-Грачева является подтверждение «демократического государства», «оборонительный характер». В новой доктрине прямо сказано, что «Россия может применять силу и защищать интересы своих граждан за рубежом, если их жизни угрожает опасность». Российская армия может участвовать в приграничных конфликтах по периметру своей территории, где происходит «нарушение принципов международного права, попадающее под определение агрессии в отношении ее граждан».
Выводы по так называемой «военный реформе» Сделан шаг «вперед » без принятия военной доктрины. «Стратегия социального развития Вооруженных Сил до 2020 года» принята 8 февраля 2008г. на расширенном заседании Госсовета. Планируется реализовывать стратегию в три этапа. На первый (2008-2012гг.) денежное довольствие повысят до 95% от заработной платы в обычных отраслях экономики и обеспечат жильем – пока служебным. На втором (2013-2017гг.) денежное довольствие поднимут до 110% от средней «гражданской» зарплаты и полностью обеспечат жильем тех военных, которые участвуют в накопительно-ипотечной системе. На третьем этапе (2018-2020гг.) денежное довольствие подскочит до 125% от уровня «гражданской» зарплаты. Обозначены примерные конечные результаты. Военнослужащие по контракту (а это и все офицеры) становятся средним классом страны. Определены и критерии достижения цели – «до 90% и более» личного состава будут удовлетворены «профессиональной служебной деятельностью».
Масштабная реорганизация Вооружённых Сил России и центрального аппарата военного ведомства, рассчитанная на период до 2012г., проводится без тщательного анализа экономических, социальных и военных последствий. Забыт опыт создания в СССР с 1984г. Главных командований войск направлений как органов оперативно-стратегического управления Вооружёнными Силами на театрах военных действий. Генштаб сейчас поставлен в тупик. Офицеры и генералы Генштаба узнают о многих новшествах министра обороны как об уже принятых решениях, а не на стадии их проработки. Если менять все документы, уставы, наставления, то под откос пойдёт значительная часть военного опыта, теория и практика военного дела.
Численность центрального аппарата Минобороны РФ к 2012г. сократится в 2,5 раза и будет насчитывать 8,5 тыс. человек вместо нынешних 21,8 тыс. К массовым сокращениям рабочих и служащих прибавится ещё и огромная армия военных безработных, большинству из которых трудоустроиться будет практически невозможно. ВМФ сократится почти в 2 раза! Главкомат ВМФ переедет в Санкт-Петербург. Оценочные затраты на этот переезд – от 40 до 50 млрд. руб., а проектирование, создание и развёртывание всей защищённой системы управления силами ВМФ потребует более 1 трлн. рублей! Для сравнения: строительство одного корвета типа «Стерегущий» обходится примерно в 2 млрд. рублей.
В Сухопутных войсках количество частей и соединений будет сокращено в 12 раз. В ВВС из 340 частей в строю останется только 180, ликвидируются все воздушные дивизии и авиационные полки. На их основе предполагается сформировать 55 авиабаз, структурно состоящих из эскадрилий. А из расформированных управлений авиационных дивизий и полков планируются сократить свыше 50 тыс. офицерских должностей.
Войска ПВО – корпуса и дивизии противовоздушной обороны – будут преобразованы в бригады воздушно-космической обороны, а зенитные ракетные бригады в зенитные ракетные полки. Ракетные войска стратегического назначения планируется сократить на треть, воздушно-десантные войска - на 20%. Управленческие структуры тыла будут сокращены сразу на 70%. В тыловой службе Минобороны планируется расформировать 200 баз и складов, а на их основе создать 34 комплексные базы материально-технического обеспечения, которые будут снабжать войска всеми видами тылового и технического довольствия.
До 2010г. в три раза сократится число военных поликлиник. Обслуживаться в них смогут лишь кадровые военные. Военных пенсионеров и членов семей кадровых военнослужащих отправят в гражданские поликлиники. Почти в два раза станет меньше военных госпиталей.
Армию вынуждают оказаться от мобилизационной подготовки. Переход военной организации страны исключительно на «части постоянной боевой готовности» – бред. Если иметь лишь части, способные начать боевые действия немедленно, государство будет обречено начинать войну только составом войск мирного времени. С точки зрения стратегии это, как минимум, очевидная глупость или грандиозная ошибка (если не сказать сильнее) министра обороны и Генштаба.
Армия мирного времени на начальном этапе войны должна обеспечить переход страны на режим военного времени и мобилизацию армии военного времени. Как правило, «та» армия гибнет. Надо иметь в виду, что укомплектовать войска на 95% контрактниками, как задумывалось, не получилось, тем более что количество призывного состава сокращается. Развертывание армии военного времени возможно только на базе частей сокращённого состава и только при наличии готового резерва офицерского и сержантского корпуса. Другими словами, победоносная армия военного времени формируется из призыва. А у нас готовится уничтожение всей базы мобилизационной подготовки и мобилизационного развёртывания армии военного времени! Выходит, мы готовимся не победить, а проиграть войну?
За последние 17 лет военные академии и училища реформировали трижды. Сократили большую часть преподавательского состава (по достижении 50 лет опытные офицеры-преподаватели были отправлены на пенсию), сократили академии и военные училища. Ныне планируют на базе 65 сохранившихся военных вузов создать 10 военно-научных центров.
Г-ну Сердюкову, кажется, понравился переезд Академии химзащиты в Кострому и вахтовый метод преподавания (из Москвы в Кострому и обратно). Но переезд уже привел к потере до 95% профессорского состава. Таким образом, перемещение равносильно ликвидации вуза. Общее отставание военно-химической службы на фоне других родов войск усугубится прекращением научно-исследовательской работы в Академии.
В планах реформы военного образования не проведена внятная оценка даже прямых затрат. Однако ясно, что будут приостановлены и в большинстве случаев прекращены исследования в оборонной области, проводимые совместно с Российской Академией Наук и другими научными центрами. Прервутся налаженные связи между военной и фундаментальной наукой. Будут утрачены научно-педагогические школы академий, на создание которых ушли десятилетия и миллиарды народных рублей.
Возникает реальная опасность резкого снижения интеллектуального уровня российской армии, ибо учебный процесс будет оторван от достижений современной науки. Есть опасность фактического уничтожения адъюнктуры и докторантуры.
Сколько времени потребуется на создание новой военно-научной школы? Не менее 10-12 лет: один-два года на передислокацию, четыре года – обучение в академии, три года в адъюнктуре, два года в докторантуре. Смысл этих реформ, скорее всего, в том, что деньги за земли, занимаемые академиями в Москве и Петербурге, ставятся выше научной школы. Россия уже потеряла научные школы Военно-инженерной Академии, Военной Академии химической защиты, Инженерной Академии им. Жуковского. Видимо, в ближайшее время Россия потеряет еще и школу Академии Петра Великого.
Однако при различных оценках и подходах в сути новой военной доктрине, следует признать, что Россия и мир уже не те, которыми были в 1993г. или в 2008г. Современность требует иных доктрин, структур, иной теории, иных людей. Основной недостаток всех постсоветских реформ управления армии состоит в том, что, ни одна реформа не покушалась на неприкосновенность «российской элиты» и на «священную корову» - саму структуру управления Генеральным штабом и военные округа.
Поэтому общественное обсуждение содержания военной доктрины, структуры новой оборонной доктрины, как составной части стратегии национальной безопасности, должно улучшить не только сущность военной доктрины, но ознакомить все российское общество с ее положениями. Принципиально важным является главное в разрабатываемой военной доктрине рассмотрение совокупных военных и невоенных угроз и их роль, сказывающихся на уровне общей безопасности России. Поэтому российское общество должно понимать, что не только от только армии, но и от всех других государственных структур зависит наша общая безопасность.
Анатолий Цыганокhttp://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=13&newsid=7946