Юрий РУБЦОВРоссийская армия: вспоминая хрущёвский "волюнтаризьм"Поскольку в нынешнем году обращение Президента России с Посланием Федеральному Собранию, против обыкновения, было сдвинуто на последний месяц осени, оно оказалось «по соседству» с ежегодными сборами руководящего состава Вооруженных Сил РФ, которые традиционно проводятся перед новым учебным годом. Для армии и флота такие сборы – событие. На них не только подводятся итоги, заслушиваются отчеты и намечаются рубежи боевой учебы. Всякий раз с понятными чувствами члены коллегии Министерства обороны, главкомы видов Вооруженных Сил и командующие родами войск, военными округами и флотами, генералы и офицеры центрального аппарата (а через них – и весь личный состав) ожидают участия в сборах Президента – Верховного главнокомандующего, его оценок, критики, наметок на будущее по совершенствованию военной организации страны.
Ждали и в этот раз (лишь дважды за все время существования независимой России эта традиция нарушалась из-за болезни главы государства). Однако Президент на сборах руководящего состава Вооруженных Сил РФ не присутствовал. В военной среде поговаривают, что Д.Медведев встретится с генералами позднее, например, в канун 23 февраля, а пока предоставляет возможность приступить к коренной ломке армейского и флотского механизма, оставляя за собой право при необходимости сделать доворот.
Так или иначе, но отсутствие в президентском графике визита на Арбат позволило руководству военного ведомства изменить формат сборов, объявив их заседанием коллегии Министерства обороны с приглашением руководящего состава Вооруженных Сил. Что, в свою очередь, дало министру обороны Анатолию Сердюкову формальное основание в очередной раз прибегнуть к излюбленной манере общения с прессой (а через нее и со всем обществом), сводящейся к простейшей формуле: никакого общения. СМИ принуждены были удовольствоваться крайне лаконичным сообщением управления пресс-службы и информации МО. В нем, правда, содержатся характерные строки: «Глава российского оборонного ведомства подчеркнул, что результатом работы коллегии должно стать полное понимание задач, стоящих перед Вооруженными Силами на ближайшие годы. В связи с этим необходимо выработать единые подходы к их решению с учетом взятого курса на оптимизацию армии и флота».
Это, надо понимать, министр требует от подчиненных. В «полном понимании» российского общества же наши «оптимизаторы», как видно, не нуждаются. Так, словно им поручено решать какие-то узковедомственные, а не общенациональные, общегосударственные задачи, и расходуют они собственные накопления, а не деньги налогоплательщиков.
Претензий к тем, кто сегодня под предлогом «оптимизации» буквально через колено ломает Вооруженные Силы, у специалистов накопилось много. Отсутствует концептуальное видение путей военного строительства. Продавливаемые «сверху» меры формулируются интуитивно, без всякой опоры на науку, опыт и слишком напоминают хрущевский «волюнтаризьм», последствия которого наша армия расхлёбывала многие годы.
Совершенно не ясно, для решения каких задач создаются новые ВС, какие угрозы они должны отражать и с какими вероятными противниками воевать. А ведь не ответив на эти и им подобные ключевые вопросы, невозможно определить принцип комплектования, минимально необходимую численность армии и флота, их оптимальную структуру (или, как стало модно выражаться в последнее время, «конфигурацию облика») по видам ВС и территории. Наконец, невозможно ответить, сколько на все эти мероприятия необходимо бюджетных ассигнований. Мы уже не говорим о том, что при подобной неразберихе борьба с нерациональным использованием, а то и банальным расхищением средств – а нынешним руководством МО такая борьба прокламируется чуть ли не как его особая заслуга – становится просто бессмысленной. Бессмысленными, если не напрасными, а то и разрушительными оказываются любые даже правильные и нужные меры, если они совершаются по наитию, не вписаны в генеральную концепцию военного строительства. «Нет попутного ветра кораблю, который не знает, куда плыть» (Сенека).
К слову, подобную концепцию военного строительства Минобороны обязан предложить власти и обществу (а не лихорадочно проталкивать пресловутую «оптимизацию»), после чего документ должен пройти сито экспертного сообщества, получить статус закона.
Пока все подчинено одной частной задаче – минимизировать расходы на армию и флот. Но если единственный критерий здесь – экономические возможности государства, то не придется ли потом горевать, вспоминая известное выражение Наполеона: «Кто не хочет кормить свою армию – будет кормить чужую»?
Деградация главного щита страны – Стратегических ядерных сил, дырявый «зонтик», который должен прикрывать российскую территорию от воздушно-космического нападения, общая техническая отсталость Вооруженных Сил – эти явления в последнее время лишь нарастают, несмотря на бодрые рапорты реформаторов. Обратим внимание на угрозу нарастания социальной напряженности, которую сулят кадровые перемены. Как объявлено, в течение ближайших трех лет военное руководство планирует уволить с военной службы 160 тыс. офицеров. В скобках отметим: офицеры – становой хребет любой армии, любого флота, и их мало лишь в вооруженных силах, слабо оснащенных технически, нам же обещают самые современные ВС, использующие вплоть до нанотехнологий.
Далеко не все офицеры успеют к моменту расставания с погонами выслужить необходимые для пенсионного обеспечения сроки. Например, в 2009 г., как сообщил на днях «Интерфакс», лишь немногим более 36 тыс. человек достигнут предельного возраста военной службы. Все увольняемые в запас должны по закону быть социально защищены. В первую очередь - обеспечены жильем. Как Минобороны планирует конкретно решать данный вопрос и способно ли оно вообще его решить, хранится в тайне. Поэтому приведём здесь собственные выкладки.
Из указанных выше 36 тыс. человек около 17 тысяч не имеют жилья. Из оставшихся почти 120 тыс. офицеров, которые до 2012 г. подлежат увольнению по оргштатным мероприятиям, более 60 тысяч имеют выслугу 20 и более лет (а значит, право и на пенсию, и на жилье), а 57 тысяч выслужить установленные сроки не успеют, и получат право на получение жилья, но будут неизбежно уволены без пенсионного обеспечения.
О трудоустройстве тех, кому не суждено дослужить десять, пять, а то и один-два года, уже думают, как заявил на днях начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров. С 1 января будущего года им предложат программы переквалификации для получения новых профессий. Правительство уже получило указания о подготовке и развертывании учебных центров для обучения офицеров запаса мирным профессиям. «Для офицеров, увольняемых из армии, разрабатывается государственная программа по их трудоустройству и обеспечению жильем в регионах, где остро заинтересованы в привлечении рабочей силы, притоке на постоянное место жительства высокообразованных людей», – заявил Н. Макаров.
Трудоустройство – это хорошо, но как всё же с жильем? Не забудем, что одновременно с увольнением многотысячного отряда офицеров в ВС ликвидируется институт прапорщиков и мичманов – всего 140 тыс. человек. И среди них тоже велика прослойка не обеспеченных крышей над головой. А проблему уже нельзя будет растянуть во времени: по закону, если человек увольняется с военной службы по выслуге лет или по оргштатным мероприятиям, он в обязательном порядке должен получить квартиру.
Справится ли государство со своими обязательствами? В прошлом году на сборах высшего командного состава ВС РФ В. Путин, помнится, приводил такие цифры: за 2006–2007 гг. число очередников в армии снизилось почти на 17%, но цифра бесквартирных «остается большой – более 130 тысяч». Тогда Президент дал указание «взять новый рубеж и обеспечить военнослужащих постоянным жильем к 2010 году и служебным – к 2012 году».
Что сегодня? 26 сентября Д. Медведев сообщил, что в постоянном жилье нуждается 65,5 тыс. военнослужащих, а в служебном жилье – почти 57 тысяч, итого – 122,5 тысячи. Таким образом, число бесквартирных за год практически не уменьшилось. Но ведь приходят служить новые люди, и им тоже нужна крыша над головой.
Учитывая финансовый кризис, трудно рассчитывать на то, что государство найдет значительные дополнительные средства для решения этого острейшего вопроса. Тем более что федеральный бюджет на 2009 г. и последующие три года свёрстан.
В свете всего сказанного зададимся вопросом: насколько материально обеспечено столь радикальное сокращение офицерского корпуса? Ответ слишком очевиден.
Так что же, будем снова вспоминать о хрущевских «реформах», когда за порогом армии остались без всякой социальной защиты сотни тысяч людей?
http://www.fondsk.ru/article.php?id=1745