Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 18:11:55  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Святитель Николай Сербский: Натурализм как духовная зараза  (Прочитано 1456 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 18 Июня 2017, 19:45:19 »

Катасонов Валентин

Святитель Николай Сербский: Натурализм как духовная зараза


Памятник Руссо Жан Жаку в Женеве. Фото: Валерий Христофоров/ТАСС.

В работах Святителя Николая Сербского не раз встречается слово "натурализм". Этим термином он описывает состояние общественного сознания в Европе в XIX - начале XX века. Что это значит для европейской христианской цивилизации объясняет доктор экономических наук, публицист Валентин Катасонов

Святитель Николай Сербский полагает, что "натурализм" сыграл немалую роль в разрушении европейской христианской цивилизации. Хочу подробнее остановиться на этом тезисе.

"Натурализм" сегодня насаждается и в России - через систему образования, СМИ и институты науки и культуры. Подобно тому, как вода камень точит, "натурализм" разрушает христианское мировоззрение русского человека.

Грамотные люди в России знакомы со словом "натурализм" применительно к литературе и живописи. Напомню, что натурализм (фр. naturalisme от лат. naturalis - "природный, естественный") - поздняя стадия развития реализма (или позитивизма) в литературе конца XIX - начала XX века. Натурализмом называют также художественный метод, для которого характерно стремление к внешнему правдоподобию деталей, к изображению единичных явлений - без обобщений и типизации. У знающих людей литературный натурализм ассоциируется с именами, прежде всего, французских писателей Эмиля Золя (считается отцом-основателем данного метода), Ги де Мопассана, братьев Гонкур, Альфонса Доде, Гюисманса и Поля Алексиса. В самостоятельную школу за пределами Франции натурализм сложился в Италии и в США. Американские писатели-натуралисты - Теодор Драйзер, Стивен Крейн, Фрэнк Норрис, Джек Лондон, Джон Стейнбек. Были писатели-натуралисты и в России. Так, к натурализму следует отнести почти все произведения А.В. Амфитеатрова, которого современники называли "русским Золя".

В 1870-е годы в той же Франции возник натурализм в живописи, который можно назвать "фотографическим методом". Он пришел на смену реализму, а позднее был вытеснен импрессионизмом. Наиболее ярким представителем можно назвать художника Курбе

Но святитель Николай Сербский акцентирует внимание не на литературно-художественном натурализме (хотя, безусловно, он внес немалую лепту в разрушение христианской цивилизации Европы). Он говорит о натурализме в науке, философии, социологии. В естествознании натурализм проявился еще в начале эпохи Нового времени в виде вульгарного материализма, рационализма, детерминизма. Я уже подробно рассматривал важнейший тезис Николая Сербского: возникший в эпоху Реформации институт науки вознес на невероятную высоту значимость законов природы; эти законы сначала потеснили на второй план высший нравственный закон, данный человеку Богом; позднее они были использованы для того, чтобы вообще "отменить" этот высший закон .

Такое положение святитель назвал "диктатурой законов природы", или "тотальным натурализмом". Такая диктатура изменила общественное сознание европейца, заставила его забыть о высшем законе и установила принципы: "что естественно, то и нравственно", "что естественно, то и истинно", что "естественно, то и справедливо" и т.п.

У нас в России о натурализме в философии пишут и говорят достаточно бесстрастно и толерантно - как об одном из направлений поиска "любителями мудрости" истины. Даю обобщенное определение философского натурализма из наших учебников: универсальный принцип объяснения всего сущего физической природой и ее законами. Философы видят истоки этого направления уже в идеях Джордано Бруно. И уж тем более относят к школе натурализма французского "просветителя" Руссо, немецкого поэта Гёте, а также "профессиональных философов Канта, Конта, Маркса, Ницше, многочисленных представителей философской "школы жизни" (продолжателей Ницше) и т.п.

Все они так или иначе объясняют понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов. Бог как законодатель норм жизни им абсолютно не нужен.

Зараза натурализма из философии перекинулась на социологию. Она стала объяснять историю и функционирование общества различными природными факторами (климатическими, географическими, биологическими и т.д.). Это так называемый онтологический натурализм. Также на социальные явления и процессы стали проецироваться законы и механизмы функционирования живой и неживой природы ("методологический натурализм"). Считается, что отцом-основателем натуралистической социологии является англичанин Герберт Спенсер. После появления в свет книги английского биолога Чарльза Дарвина "Происхождение видов" (1859) пышным цветом расцвело такое направление натуралистической социологии как социал-дарвинизм. На научной основе стали обосновываться войны, конкуренция, "практическая" евгеника, программы "контроля рождаемости" и т.п.

Слова "естественный", "природный", "натуральный" заполнили научные публикации XIX века, а затем они перекочевали в университетские и даже школьные учебники, политические программы и т.п. В обращение были вброшены такие термины как "естественный порядок", "естественное право", "естественная нравственность", "естественная этика", "естественные законы", "естественная религия".

Взять, к примеру, классика английской политической экономии Адама Смита.  Центральное место в методологии "основоположника" современной экономической "науки" занимает концепция экономического либерализма, которая, в свою очередь, основывается на идеях "естественного порядка" и "экономического человека". "Экономический человек", по Смиту, также "естественное" состояние хозяйствующего субъекта, который преследует такую "естественную" цель как получение прибыли, используя для этого такой "естественный" способ как конкуренция.

Напомню, что Смит по своему образованию и опыту работы был специалистом в области этики. Смит говорит, что только "экономический человек" может обеспечить "естественный порядок" в обществе (под последним он понимает стабильное развитие, обеспечивающее рост богатства как отдельного человека, так и общества в целом).

Для обеспечения естественного порядка, по мнению Смита, необходимо создание "системы естественной свободы" (laisser faire), которой является рыночный механизм. Нынешние либералы, призывающие к сворачиванию государства, опираются на тезис Смита о том, что государство мешает "естественной свободе". Напомню, что свой труд под названием "Происхождение богатства" (1776) он писал, будучи служащим "Ост-Индской компании". Также отмечу, что наш император Александр III благоразумно запретил издание и распространение в России упомянутой работы.

На философских и юридических факультетах наших университетов студенты постоянно слышат словосочетание "естественное право" (лат. jus naturale). В словарях оно определяется как совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека, и независимых от субъективной точки зрения. Только вот "природа человека" подавляющим большинством юристов и философов понимается применительно к праву точно также как у Адама Смита применительно к экономике. У английского политэконома - "человек экономический", а у юристов на первое место выступает звериная ипостась такого человека. Человекоподобного зверя с его желанием обогащения надо держать на цепи законов, дополняя цепь судами, тюрьмами и полицией.

Основные принципы "естественного права" были сформулированы в начале XVII века голландским юристом, философом и государственным деятелем Гуго Гроцием, а затем развиты и углублены его английскими последователями Томасом Гоббсом, Джоном Локком, Дэвидом Юмом. Главнейшими идеологами и пропагандистами "естественного права" в Германии стали Пуфендорф, Томазий, Лейбниц и Вольф. Во Франции это такие "просветители" как Руссо, Монтескье, Вольтер. Были они и в России, например, Радищев и Десницкий.

Некоторые идеологи натурализма основное внимание уделяли "естественной этике" и "естественной нравственности". В этой связи можно вспомнить работу французского просветителя Д`Аламбера "Деизм и естественная мораль". Или немецкого философа Людвига Фейербаха, который спорил с представителем английского натурализма Томасом Гоббсом. Натурализм англичанина базировался на формуле "человек человеку волк". Немец ей противопоставил свою формулу "человек человеку бог". Это гуманистический, облагороженный натурализм, но и ему Истинный Бог не нужен. 

Наконец, венцом европейского натурализма стала "естественная религия". Такой "интеллектуальный продукт" родился в Западной Европе в XVII - XVIII вв. на основе деизма. Ее суть заключалась в недогматическом толковании духа Библии и выявлении основных идей, общих различным религиям, которые рассматривались в качестве врожденных, первичных, непроизвольных и доказывающих разумный, "естественный" характер религии.

Основоположником "религиозного натурализма" считается английский лорд Герберт Чербери (первая половина XVII века), английские последователи которого (Локк, Толанд) стали отстаивать принцип безграничности человеческого разума. В дальнейшем адепты "естественной религии" подхватили масоны и "просветители" Франции ("культ Верховного Существа" при Робеспьере, взгляды Руссо и Вольтера), а также философы Германии (Мендельсон, Лессинг, Реймар, Фейербах). В конце XIX - XX вв. некоторые представители позитивизма и экзистенциализма продолжали пользоваться концепцией "естественной религии".

Вера в Бога была замещена верой в природу и ее законы. Святитель Николай Сербский в книге "Наука закона" в главе XXVI "Сеятели ветра" пишет: "Европейская школа была при этом главным очагом, главной цитаделью натурализма, который означал, в сущности, отрицание Бога и Его нравственного закона и веру в природу и в законы природы".

Проникновение идей натурализма в разные сферы человеческой жизни достаточно быстро привело к катастрофическим последствиям в Европе: "Натурализм" в литературе стал означать описание аморальности, в искусстве и моде - бесстыдство оголения, в гостях и дома на кухне - презрение к посту, в браке - плотскую, скоро расторгаемую связь, в семье - самоволие молодых, в делах - состязание в обмане, в обществе - борьбу во что бы то ни стало, в политике - стремление к власти и обогащению, в международных отношениях - захват чужого либо искусным обманом, либо силой".

Некоторые представители науки, политики, общественные деятели в Европе пытались остановить разрушительные последствия насаждения натурализма путем конструирования собственных моральных норм (тот же самый Фейербах, выступивший против циничного натурализма Томаса Гоббса).

Святитель пишет: "Видя в какую пропасть и к какому хаосу влечет натурализм европейцев вообще, некоторые ученые попытались прописать все же некие моральные правила для людей, некую этику. Были написаны книги "Естественная мораль", "Мораль без санкций", "Гуманность как социальная этика", "Социальная этика в свете естественных законов" и тому подобные".

Увы, полагает святитель, этические правила, придуманные слепыми мудрецами от науки, не сумели остановить нравственную энтропию в европейском обществе: "Это была этика, не подкрепленная авторитетом, без света и силы, но все-таки работы эти показывали озабоченность некоторых потоками мутных вод натурализма, захлестнувших Европу. То были пригоршни песка, которыми трезвомыслящие хотели остановить наводнение после разрушения плотины. А плотиной этой, вековечной плотиной, был твердый нравственный закон Бога. Никакая сила не могла заменить ту плотину, и менее всего надуманная теория о естественных законах".

Одним из модных лозунгов модернизированного натурализма стали слова французского "просветителя" Руссо "Назад к природе!" Он, однако, также не помог затормозить нравственную энтропию. По мнению святителя, он, наоборот, "подлил масла в огонь": "…таким был девиз европейского натурализма. При этом не подразумевалось, что человек должен жить в соответствии со своей духовной и нравственной природой, ибо это неминуемо привело бы к духовному идеалу, данному человечеству в заповеди "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48). Напротив, этот лозунг подразумевал, что человек должен жить так, как живет вся остальная природа, то есть: достичь совершенства в хитрости как лисица, в жестокости - как волк, в коварстве - как змея, в прожорливости - как одно известное домашнее животное, в  похотливости - как другое известное домашнее животное, в  хищничестве - как ястреб, в ненависти и убийстве собственных детей - как некоторые другие пернатые и, наконец, в самоубийстве - как скорпион, даже тогда, когда в натурализм перестанут верить".

Святитель заключает: "Христианский народ давал отпор ученому натурализму, защищаясь верой и защищая свою веру. Однако проповедники натурализма в науке, литературе, искусстве, да и в личной жизни, далеко не праведной, старались подорвать веру и совесть людей, сея в душе народной ветер, чтобы впоследствии вместе с народом пожинать бурю".

Нам надо помнить те уроки, которые были преподаны Западной Европе в Новое время, когда натурализм захватил умы сначала некоторых ученых, потом политиков, а затем и миллионов простых граждан. Они по инерции продолжали считать себя христианами, но это уже было номинальное христианство.

Святитель писал в ХХ веке: "Между тем ветры зла науки предшествующих столетий всей своей мощью обрушились на Восток и бешено носятся над Балканами, над Россией, над Индией и Китаем. Прошлогодняя мода столиц всегда становится модой нынешнего сезона в провинциальных городках". Натурализм во второй половине ХХ века уже стал себя изживать в Европе.

Николай Сербский писал: "А в него рано или поздно должны перестать верить, как и во всякую другую ложь". На смену натурализму в Европе сегодня уже пришли другие искушения и обманы. Например, опасные утопии "цифрового общества" (о них планирую со временем поговорить специально). А вот говоря о натурализме как идеологии, следует признать, что Россия похожа на "провинциальный городок", в который пришла мода из европейских столиц на безбожный натурализм. Кто не верит, может, например, взять и полистать современные вузовские учебники по философии, социологии, экономике. Предупреждения святителя Николая Сербского о разрушительности натурализма для Православия надо воспринимать серьезно.

https://tsargrad.tv/articles/naturalizm-kak-duhovnaja-zaraza_67517
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 18 Июня 2017, 20:02:10 »

Катасонов Валентин

Святитель Николай Сербский: Существуют ли "исторические законы"


Статуя Моисея (1513) работы Микеланджело в ватиканском соборе св.Петра. Фото: Родионов Юрий/ТАСС

Святитель Николай Сербский достаточно критично относился к исканиям европейских ученых, пытавшихся сформулировать законы исторического развития на зыбкой почве натурализма. Об этом в своей статье пишет доктор экономических наук, ученый, писатель-публицист Валентин Катасонов

Наука Нового времени высокомерно заявила, что она может все объяснить. И даже предсказать. Требуется лишь выявить устойчивые причинно-следственные связи между явлениями, событиями, объектами, которые называются "законами". А для этого, мол, требуется лишь время, терпение и настойчивость. В будущем весь мир - Вселенная, Земля, общество, человек - будет как на ладони. От вооруженного знаниями природных (физических, химических, биологических и других) и социальных законов человека ничего не будет сокрыто. С такими настроениями наука вступала на путь поисков тайн мира в XVI, XVII, XVIII веках, воодушевленная открытием ряда законов механики, физики, астрономии и биологии. 

От естественных наук старались не отставать и науки социальные (общественные), которые стали появляться несколько позднее. Адам Смит и Давид Рикардо, например, заложили фундамент экономической науки, получивший название "английская классическая политическая экономия". Карл Маркс продолжил их творчество, написав фундаментальный труд "Капитал". В нем он сформулировал так называемый закон стоимости. Этого оказалось достаточным для того, чтобы заявить о том, что экономика стала полноценной "наукой". В социологии англичанин Герберт Спенсер (XIX век) также пытался вывести свои законы (при этом он опирался на теорию эволюции Дарвина, проецируя ее на общество).

Пожалуй, лишь история продолжала носить описательный характер, что делало ее крайне субъективной и мешало получению почетного статуса "науки". Первым, кто озадачился тем, что история должна иметь свои законы, был итальянский философ и социолог Джамбаттиста Вико (1668-1744). Основное его сочинение - "Основания новой науки об общей природе наций" (1725). В нем изложена теория исторического круговорота.

Каждый народ, по учению Вико, проходит в своем развитии три эпохи: божественную, героическую и человеческую, аналогичные периодам жизни человека - детству, юности и зрелости. Государство возникает лишь в героическую эпоху и представляет господство аристократии. Позднее появлялись другие учения, претендующие на открытие законов исторического развития.

Например, в рамках марксизма в первой половине ХХ века сложилась школа исторического материализма (истмата), претендующая на звание науки. Ведь в истмате был сформулирован закон: историческое развитие представляет собой смену общественно-экономических формаций под влиянием развития производительных сил. И называется "железный алгоритм" такой смены формаций: 1) первобытное общество; 2) рабовладельческий строй; 3) феодализм; 4) капитализм; 5) коммунизм (с двумя фазами: социализм и полный коммунизм).

Исторические события опровергают законы мирового общественного развития, сформулированные упомянутым выше итальянцем Вико и классиками марксизма. Но появляются новые искатели устойчивых причинно-следственных связей и тенденций мировой истории. Вот одно из последних достижений в этой области - книга наших современников: Коротаев А.В., Малков А.С., Халтурина Д.А. Законы истории. Математическое моделирование исторических макропроцессов. Демография, экономика, войны. - М.: КомКнига/URSS, 2005. Что же скрывается за интригующим названием этого фундаментального труда? Авторы предлагают математическую модель технико-экономического, культурного и демографического развития человечества. И на основе этой модели выводят вековые циклы и тысячелетние тренды исторического развития. Книга не выдерживает никакой критики. Видимо, авторы рассчитывают на гипнотический эффект, который могут произвести на искушенного читателя формулы, графики и динамические ряды.

Увы, все искатели законов и формул, способных объяснить ход истории, исходят из тех ложных посылок, которые были взяты наукой на вооружение еще в начале Нового времени. Это атеизм, материализм, рационализм, детерминизм. То, что в одной из своих статей я назвал "натурализмом". Максимум, на что претендуют искатели - ответить на вопрос: "Почему?" Им не приходит в голову вопрос: "Зачем?" Они отказывают истории в существовании смысла. А это обусловливается тем, что такие искатели исключают из своих поисков Бога, довольствуясь бездушной природой.

Святитель Николай Сербский достаточно критично относился к исканиям европейских ученых, пытавшихся сформулировать законы исторического развития на зыбкой почве натурализма. В своей работе "Наука закона" (глава XVI "Нравственный закон определяет судьбы народов") он пишет: "От чего зависят исторические судьбы народов? Существуют ли некие специальные законы истории? Историки утверждают, что они есть".

И далее святитель лаконично и точно описывает "научную кухню" историков: "Каковы же они, эти законы истории, диктующие развитие драмы жизни народов всей земли? Европейские историки нашего времени делятся на две группы: на тех, что изъясняются туманно, и на тех, что говорят ясно. Мы не станем принимать во внимание тех, что изъясняются туманно, именно потому, что они изъясняются туманно. Но другие, выражающиеся ясно, которых преобладающее большинство, считают законы истории законами природы, то есть идентифицируют исторические законы с естественными законами, с законами природы. Все формулировки, которыми оперируют физики, химики или биологи в отношении неорганической, органической природы и низших форм биологической жизни, эти историки применяют и к жизни - расцвету или упадку, выживанию или гибели - отдельных народов.

Эти историки рассуждают об эволюции человеческого общества, о борьбе народов за существование, о непременном влиянии на судьбы народов окружающей среды и условий существования, климата, моря, качества земли, о роли соревнования и о прочем точно так же как физики - об эволюции туманностей во вселенной, биологи - об эволюции живых организмов из протоплазмы или о борьбе насекомых или микробов за выживание, о влиянии климата на расселение и жизнь животных на нашей планете, о соревновании видов и так далее. Одним словом, по мнению большинства вчерашних и сегодняшних историков, естественные законы являются одновременно и историческими законами. И в этом - одно из губительных и фатальных заблуждений западного человечества".

Из приведенного отрывка можно сделать три вывода:

1) часть историков вообще "не заморачивается" вопросами методологии и поиском законов; они просто описывают события, факты, героев истории; безусловно, эти описания субъективны, они отражают нравственные взгляды наблюдателя, его интересы, личный опыт, уровень знаний и т.п. (именно поэтому некоторые авторы вообще полагают, что исторической науки не может быть по определению);

2) развитие общества осуществляется по тем же законам, по каким развивается природа; некоторые ученые проецируют на исторические процессы законы мертвой материи (физические, механические, химические), другие - законы живого мира (биологические законы);

3) заимствуемые у природы законы (для объяснения истории) базируются на эволюционной теории дарвинизма, которая сама по себе ложна. 

Ложные представления об истории, забвение высшего нравственного закона крайне губительно отражаются на человечестве: "Вследствие этого заблуждения западное человечество пребывает в постоянном страхе и беспокойстве, в неврозах и недовольстве, в состоянии непрекращающейся борьбы, восстаний, переворотов и войн. И всё это происходит потому, что нравственный закон Бога, презираемый и забытый, действует и требует к себе должного уважения".

Натуралистические воззрения историков святитель рассматривает как одну из форм идолопоклонства: "Подобно тому, как признание единого живого Бога есть истинное богопочитание, а поклонение идолам - язычество, точно так же признание и почитание единственно существующего нравственного закона Бога есть исповедание истины, в то время как пропаганда и следование естественным или историческим законам равны идолопоклонству".

Весь Ветхий Завет - учебник, объясняющий судьбы разных племен и народов - их назначение, их чудесные спасения от нашествия иноплеменников или, набор, изгнания со своих земель и даже полное исчезновение.

Как отмечает Николай Сербский, в Библии наиболее подробно описана судьба народа еврейского, которого Бог избрал для того, чтобы через евреев спасались все народы мира, и которому для выполнения этой миссии Бог дал закон: "От семидесяти душ, которых праотец Иаков привел в Египет, со временем появился многочисленный народ. Этот народ страдал в египетском рабстве 430 лет. Господь Бог вызволил его из рабства и установил для него закон. С тех пор на протяжении нескольких тысяч лет судьба евреев зависела от этого Завета. Ни одно событие, значимое для отдельных людей или целиком народа, ни одно изменение к лучшему или к худшему, ни одна победа, ни одно поражение, ни один шаг вперед и ни один назад, точно так же как ни один дождь, ни один урожай - словом, не происходило ничего, что не было бы взвешено и объяснено нравственным законом Бога.

Вот как Псалмопевец резюмирует злую судьбу своего народа: Забыли Господа, Спасителя своего, совершившего великое в Египте... смешались с язычниками и научились делам их; служили истуканам их... и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих... И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим и предал их в руки язычников... Много раз Он избавлял их; они же раздражали Его упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие свое (Пс. 105:21, 35-38, 40-41, 43). Так говорил псалмопевец Давид в свое время.

Однако трагический конец еврейства произошел так, как предрек с удивительной ясностью еще пророк Моисей: "И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли... Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей. И Господь даст тебе там трепещущее сердце... и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей (Втор. 28:64-66). Это настолько точно, что напоминает реальную картину судьбы еврейского народа, а не пророчество. Мы все сегодня свидетели исполнения этого пророчества, которое Господь повторил, сказав евреям: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:38)".

К истории еврейского народа святитель обращается и в других главах "Науки закона". Например, в главе XIV "Неотвратимость нравственного закона и судьбы людей и народов". В ней он показывает, что наказание евреев было постепенным, поэтапным. Сначала он разделил их единое государство на два, затем уничтожил северное (Израиль), а несколько веков спустя и южное (Иудея): "Множество грехов привело к гибели двух держав. На оба государства народа Иакова вследствие греха, поразившего, словно ржа, народ и дворы царские, пал меч Господень - и обе державы погибли. Ассирийский царь Салманассар напал на Самарию, пленил царя Израиля Осию и бросил его в темницу, захватил страну и установил там свою власть. Кроме того, он приказал выселить израильтян в Ассирию, а Самарию заселил ассирийцами. Впоследствии на Иерусалим напал вавилонский царь Навуходоносор, захватил и разорил город до основания вместе с храмом Соломона. Пленив Седекию, последнего царя иудеев, Навуходоносор приказал на его глазах ослепить его сыновей, а потом ослепить и его самого, и в кандалах, как рабов, отвести в Вавилон. В вавилонское рабство был угнан также и весь народ, кроме бедняков, которым велено было обрабатывать землю.

Так погибли государство и свобода народа, которого Бог избавил от рабства египетского и вывел из Египта, которому открыл волю Свою и даровал заповеди Свои, погиб избранный народ Божий, чтобы никогда больше не вернуть своего былого могущества. Ибо презирали уставы Его, и завет Его, который Он заключил с отцами их, и откровения Его, какими Он предостерегал их, и пошли вслед суеты и осуетились... и оставили все заповеди Господа Бога своего... И прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего (4 Цар. 17:15-16, 18). Тысячелетнему терпению Господню пришел конец, а с ним пришел и конец тысячелетнему царству Израиля. И всё это произошло не по какому-то закону природы, но вследствие действия святого и неотвратимого закона Господа Бога".

Не менее поучительна история древнего Египта: "Почему исчез древний Египет? Почему истребили жителей Египта до единого (за исключением одного миллиона коптов, считающих себя потомками древних египтян; но и они не выжили бы, если бы не приняли крещение), а Египет заселили арабы из пустыни? По причине мерзкого язычества его. Из-за множества идолов, кудесников, ворожей и гадалок. Из-за высокомерия и разнеженности, вызванных баснословным богатством. Из-за того, что египетский фараон говорил: "Река Нил моя, и я создал ее для себя". И был Суд Господень над Египтом, и сказал Господь: Вот, Я - на реки твои, и сделаю землю Египетскую пустынею из пустынь (Иез. 29:10).

Святитель в главе XVI "Науки закона" также подробно останавливается на истории древнего Вавилона, Тира, Сидона, Моава. В итоге святитель обращает внимание на то, что рассмотренные им страны очень различны по географии, языку, хозяйству численности населения: "Все эти страны и народы весьма различались друг от друга. Древний Египет омывался морем, а Вавилон и Ассирия выхода к морю не имели. Тир и Сидон были торговыми приморскими городами, а в Израиле занимались земледелием и скотоводством. Страна Моав располагалась по другую сторону Иордана, на берегах Мертвого моря. Одни из этих народов были сильны и многочисленны, другие малочисленны".

Но все естественные, материальные факторы, по мнению святителя, мало влияли на судьбы стран и народов. Единственным определяющим фактором оказывается нравственный закон, устанавливаемым Богом и его исполнение (или неисполнение) народом: "И несмотря на такие большие различия, всех их постигла одна судьба. Если бы они подпадали под законы природы или под так называемые законы истории, подобный результат был бы исключен, ибо, согласно историческим законам, совершенно разные народы, живущие в разных условиях, не могут пройти один и тот же исторический путь. Поэтому никакими другими законами, кроме нравственного, невозможно объяснить судьбы этих народов, городов, стран, ибо и нет никакого другого закона, помимо нравственного закона Бога - фактора всемогущественного, решающего, определяющего судьбы всех народов земли. Вся природа, вся история находятся в зависимости от одного-единственного закона - закона нравственного".

Когда мы начнем вспоминать о том, что есть Высший Законодатель и высший нравственный закон, требующий неукоснительного исполнения, только тогда может начаться возрождение России.

https://tsargrad.tv/articles/svjatitel-nikolaj-serbskij-sushhestvujut-li-istoricheskie-zakony_68226
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 18 Июня 2017, 20:10:01 »

Катасонов Валентин

Святитель Николай Сербский о трех этапах мировой истории



О законах в жизни человека и общества по трудам святителя Николая Сербского рассказывает в своей статье доктор экономических наук, ученый, писатель-публицист Валентин Катасонов

В своей работе "Наука о законе" святитель Николай Сербский подводит читателя к мысли, что так называемые естественные законы и социальные законы - плод фантазии падшего человека. В созданном Богом мире действует один универсальный закон. Святитель называет его высшим законом, или нравственным законом Бога. Адресован этот закон исключительно человеку.

Природа же - лишь орудие в руках Бога-Законодателя, с помощью которого Он направляет человека, помогая ему постигать высший закон и исполнять его. Природа, выражаясь современным языком, - монитор, на котором отражаются сигналы (знамения), посылаемые Богом человеку и напоминающие последнему, насколько он выполняет или нарушает установленный закон. Природа - также орудие наказания человека за грубые нарушения закона. Такие наказания выражаются в засухах, землетрясениях, извержениях вулканов, разных "египетских казнях" (книга "Исход", главы 7-11) и прочих природных катаклизмах.

На протяжении человеческой истории происходило частичное изменение высшего закона и способов его донесения до людей. Даже на заре человеческой истории, когда первые люди находились в раю, Бог определял правила их поведения. Во-первых, Он возложил на них обязанность возделывать и охранять Эдемский сад (Быт. 2:15). Во-вторых, Он запретил им вкушать плоды со древа познания добра и зла (Быт. 2:17). Между Богом и первыми людьми было прямое общение в раю, они могли Его и видеть, и слышать.

После первого грехопадения и изгнания из рая люди получили новые установки от Бога. Бога они помнили, с Богом они общались, хотя связь с Ним постепенно ослабевала. И так тянулась жизнь людей до второго страшного грехопадения - убийства Каином Авеля. Потомки Каина вообще забыли Бога и даже стали стихийными богоборцами. Другая ветвь человечества, исходившая от Сифа (брата Авеля), сохранила связь с Богом. Эта связь называется совестью. 

Так вот, начиная от Авеля и Сифа до последних времен, Бог продолжил и продолжает управлять людьми, посылая им свои законодательные установки и направляя их в русло исполнения закона - где знамениями, а где и жесткими наказаниями. Эта история, по мнению святителя, может быть разделена на три части (периода): детство, юность и зрелость. По мере взросления человечества установки Бога для человека меняются, меняются и способы донесения их до людей.  Под тремя периодами имеются в виду следующие:

1) От Авеля до Моисея - люди управляются совестью (детство).

2) От Моисея до Христа - люди управляются Законом писанным (юность).

3) От Христа до последних времен - люди управляются Законом любви (зрелость).

Впрочем, святитель скромно отказывается от авторства данной схемы истории человечества.  Напомню, что Николай Сербский за несколько лет до начала Первой мировой войны учился в Духовной академии в Российской империи, прекрасно знал русский язык, русскую историю и многих наших святых. Особенно он уважал преподобного Серафима Саровского. Именно на него святитель ссылается, говоря о трех периодах (этапах) мировой истории:   

"Великий русский святитель и тайновидец Серафим Саровский, упокоившийся 2 января 1833 года, в разговоре с ученым архимандритом Макарием, ректором семинарии, объяснял, что всюду есть нечто лучше лучшего. Этот свой тезис он ставил в один длинный ряд всечеловеческой драмы, от начала ее до конца."Радость моя, есть нечто лучше лучшего, - говорил он. - Это истина и под водой, и на земле, и на небесах. Под водой водоросли хороши, рыбы еще лучше, а жемчуг прекраснее всего. На земле растения хороши, животные еще лучше, а человек совершеннее всего. На небесах стоит чин над чином, лик над ликом, круг над кругом, всё совершеннее, лучше лучшего. Такой порядок действует и для всей истории рода людского: детство человечества длилось до Закона, юность - под Законом, а когда пришло время, то есть в зрелые годы человечества, послал Бог Сына Своего Единородного. С того времени, радость моя, и начались последние дни, которые завершатся светом невечерним" (Святитель Николай Сербский. Наука о законе. Глава XXIII "Последнее средство". Курсив мой - В.К.).

Итак, установки Бога люди первого периода получали не через писаный закон, а через совесть. Это закон, по образному выражению святых отцов, писанный не на каменных скрижалях, не на бумаге, не на пергаменте, а на сердцах человеческих. Они, в свою очередь, ссылались на апостола Павла, который говорил в отношении язычников так: "Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их (Рим. 2:14-15)".

А вот что пишет святитель Николай Сербский о совести как неписаном законе: "Преподобный Кассиан в своих размышлениях о праотцах, живших прежде данного на Синае закона, вопрошает: "Чем руководствовались люди до заповедей Божиих? На основе чего они создавали свои законы, не имея Закона? На основе чего Авель мог быть праведным? Как он мог знать, что нужно принести жертву Богу от первородных стада своего (Быт. 4:4)? Как Ной различал чистых животных от нечистых? Откуда Сим и Иафет знали, что стыдно открывать наготу отца своего? Откуда Авраам знал, что должен давать Мелхиседеку десяток от всего? Кто ему подсказал отказаться от добычи после победы над язычниками? Кто научил его быть гостеприимным? Что научило Иова смирению, терпению, целомудрию и человеколюбию? Как вышло так, что ни один из праведников того времени не нарушил Закон?"

Совесть - вот ответ на все эти вопросы. Закон Бога отпечатался в душах людей и до писаного закона. Не нужен был внешний закон тем, которые носили закон в себе…Таким образом, хранителем закона и до закона была совесть. Именно совесть была регулятором всех мыслей, желаний и поступков праотцев от Авеля до Моисея. Тот период истории людей преподобный Серафим Саровский называл временем детства человечества".

Второй этап человеческой истории - когда люди получили писаный закон. По мнению святителя Николая Сербского, такой закон был реакцией Бога на то, что совесть человеческая стала угасать. Это было свидетельство не прогресса, а регресса человечества, это была попытка Создателя спасти Свое творение.

Святитель в "Науке о законе" (глава XXIII) пишет: "Затем людям был дан писаный закон. Это был закон внешний. Он был дан тогда, когда совесть у людей настолько ослабла, что больше не могла управлять людьми. Когда печать воли Божией в душах людей истерлась, стала нечеткой, неясной и разгладилась совсем, тогда необходимо было начертать волю Божию на скрижалях закона. Но это не значит, что заповеди Господни должны были полностью заменить совесть, словно совесть стала излишней, ненужной. Нет, ни в коем случае. Напротив, закон должен был оживить совесть, напомнить о ней, укрепить ее, углубить и утвердить.

Тот закон, суть которого выражена в десяти заповедях, начертанных на Синайских скрижалях, был регулятором людских мыслей, желаний и поступков до момента воплощения Сына Божия и, значит, длился тысячи лет. Этот период человеческой истории преподобный Серафим называет юностью человечества".

Иногда возникает вопрос: почему Бог дал писаный закон именно еврейскому народу? Почему евреи стали богоизбранным народом? Неужели не было более достойных народов? На эту тему написано и сказано очень много. Мнения различны. Ход мысли святителя подсказывает нам еще одну версию ответа: потому что этот народ оказался наиболее диким и заповеди Бога, написанные на сердцах этого народа, оказались наиболее стертыми.   

Увы, получив писаный закон ("скрижали Синайские"), еврейский народ не сумел выполнить возложенную на него миссию - привести к вере в Единого Бога другие народы. Еврейский народ неправильно истолковал свою "избранность", постепенно изолируясь от других народов и пытаясь над ними возвыситься. В конце концов, еврейский народ перестал выполнять те десять заповедей, которые были начертаны на скрижалях Синайских, стал забывать Единого Бога и впадать в идолопоклонство.

Бог в очередной раз пришел на спасение людей, послав им Сына Единородного. После земного служения Иисус Христос послал людям Духа Святого и оставил Евангелие - Благую весть.

Святитель пишет об этом третьем периоде мировой истории: "Однако и писаный закон в конце концов потерял силу, ибо через закон пришло познание греха. Таким образом, именно под законом умножился грех (Рим. 5:20) и род людской пал в крайнее бессилие и растерянность. Настало время дать людям третье лекарственное средство. И третье средство было дано - через Евангелие, Благую весть Сына Божия, воплощенного и лично явленного среди людей. И так, согласно преподобному Серафиму, наступили "последние дни". Разумеется, это надо понимать в том смысле, что некое четвертое лекарство людям от Бога не будет и не может быть дано, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1:17). Изнемогшим, заблудшим странникам было недостаточно указать верный путь, нужно было еще и поддержать их, вдохнуть в них силы, чтобы они смогли преодолеть этот путь. Истина освещает, благодать укрепляет. Свет и сила приходят чрез Господа Иисуса Христа, Который явился не для того, чтобы отринуть совесть, но чтобы ее исправить, не для того, чтобы умалить закон, но чтобы его исполнить. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5:17). Чтобы исполнить закон до конца, исчерпывающе.

Чтобы отсечь не только ветви зла, запрещаемого законом, но и уничтожить сам корень зла. Например, если закон запрещает убийство, Христос запрещает и гнев как корень убийства. Если закон запрещает прелюбодеяние, Христос не допускает и взгляда похотливого, ибо похоть рождает дела прелюбодеяния. Именно таким образом закон исполняется всеобъемлюще, во всей полноте, ибо зло пресекается в корне. Но если древо зла только подрезать, оно разрастется еще пышнее, как это бывает и с обычным деревом. Если душа человека полна мыслями об убийстве и похотливыми желаниями, закон не сможет помешать свершению убийства или прелюбодеяния, как это не раз случалось до Христа и как это случается и сегодня у тех, кто не принял в себя лекарство Христа. Явился Господь Иисус Христос, чтобы быть нам и Совестью, и Законом, и еще более того. Мудрейший его апостол, Павел, евангелист и миссионер, сказал: конец закона - Христос (Рим. 10:4). Что же тогда? Что поставлено вместо закона? И снова мудрый Павел отвечает: весь закон в одном слове заключается (Гал. 5:14), и слово это - любовь".

О соотношении Ветхого и Нового Закона у святителя Николая Сербского сказано и написано много. Справедливости ради следует признать, что на эту тему размышляли многие другие святые и богословы. Особо я выделил бы такое произведение как "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона (середина XI века). Обращаю внимание, что и митрополит Иларион, и преподобный Серафим Саровский, и многие другие святые и старцы говорили, что Новозаветные времена - "последние дни" человеческой истории. Благая весть, Евангелие - высший закон, других законов человечеству дано не будет.

Сегодня мы как никогда ощущаем, что времена действительно "последние". И не только потому, что в мире усиливается хаос, а человечество пребывает в ожидании чего-то страшного, катастрофического (атмосфера всеобщего террора и ужаса). Все это - проявление того, что христианство переживает кризис, христиане стали "номинальными", а закон Бога они воспринимают в лучшем случае как древние евреи - формально, а не сердцем, как Закон любви. Христиане, которые хвастаются тем, что не нарушают десять заповедей, записанных на скрижалях Синайских, хуже тех евреев, которые жили по Ветхому закону. Потому что евреи не знали Христа.

А большинство людей вообще говорят, что Бог у них "в сердце". Или что они поступают "по совести". Увы, совесть людей последних времен совсем не то, что совесть первого этапа человеческой истории. Это совесть людей, забывших Христа, она не может не быть поврежденной и ущербной.

Вот что пишет об этих формах "благочестия", возродившихся на третьем этапе мировой истории, святитель Николай Сербский: "…встречаются два типа людей. Одни прислушиваются лишь к своей совести, а другие стараются не нарушить правила закона. Против первых нельзя было бы сказать ничего предосудительного, если бы они могли доказать, что их совесть, как у Авеля, Авраама и Мелхиседека, не повреждена. Не о чем было бы спорить и с теми, кто опирается лишь на закон, если бы и они могли доказать, что понимают закон так же как Моисей и Иисус Навин, или как Исайя, Иеремия и Даниил.

Что же делать, когда кто-то свершил злое дело, но в свое оправдание говорит, что поступил по своей совести? Или как быть в том случае, когда двое мыслят и поступают совершенно по-разному, но оба твердят, что делают так "по своей совести" или, что еще хуже, "по своему убеждению", то есть по заключению своего ума? Всем им можно сказать одно: совесть ваша должна оцениваться и взвешиваться Евангелием. Совесть спорна, но Евангелие бесспорно. Если ваша совесть противится Евангелию, тогда она - ваш слепой поводырь, советник ада. Но если она согласуется с Евангелием, тогда все в порядке. Тогда это означает, что Евангелие вошло в душу вашу и выявило знаки печати совести, истершейся и почти изгладившейся со временем, которую поставил Творец в начале сотворения.

А как и что думать о людях, которые хвастаются, что не лгут, не крадут, не прелюбодействуют, но между тем отрицают Христа и Его Евангелие? Да то же самое, что мы думаем о еврейских старейшинах, которые хвалились законом, но в то же время осудили Господа Славы на смерть и распяли на кресте.

Совесть была умерщвлена, и закон опустошен, выхолощен тогда, когда в пещере Вифлеемской родился Всемогущий Мессия".

Почему-то мне в связи с приведенными выше словами святителя Николая Сербского вспоминаются слова апостола Петра: "Но с ними случается по верной пословице: пёс возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идёт валяться в грязи» (2-е Петра 2:22). Кажется, что человечество, по словам апостола, возвращается в то время, которое относится к концу второго периода мировой истории. Только в конце второго периода Христос пришел на Землю, чтобы спасать людей. А в конце нынешнего, третьего периода, Он придет для того, чтобы судить. Именно об этом говорится в Никео-Цареградском Символе веры, в его 7-м члене: "Верую во Единого Господа Иисуса Христа <…> паки Грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца".

https://tsargrad.tv/articles/svjatitel-nikolaj-serbskij-o-treh-jetapah-mirovoj-istorii_69277
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 19 Июня 2017, 14:38:45 »

Катасонов Валентин

Человек и природа: Кто раб, а кто господин



Доктор экономических наук, ученый, писатель-публицист Валентин Катасонов, исследуя труды святителя Николая Сербского, в своей статье раскрывает тему взаимоотношений человека и природы

Тема взаимоотношений человека и природы - одна из ключевых в философской и научной мысли. Причем разброс мнений о характере отношений "человек - природа" весьма широкий. Одни мыслители и ученые утверждали (и утверждают), что в этих отношениях человек выступает в качестве властителя, хозяина природы, а другие, наоборот, полагают, что человек находится в сильной (буквально рабской) зависимости от природы.

 Так кто же прав? Кто есть раб, а кто господин? Размышляя на тему законов в своей работе "Наука закона" святитель Николай Сербский говорит, что положение человека по отношению к природе напрямую зависит от его (человека) отношения к Богу.

Создавая мир и человека, Бог поставил человека над природой, сделал его хозяином, господином природы: "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт. 1:28). Господствующее положение человека по отношению к природе также вытекает из следующего наставления Бога человеку: "И взял Господь Бог человека (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2:15).

Наконец, об этом же свидетельствует повеление Бога человеку наречь имена всем тварям (Быт. 2:19-20). Бог торжественно вручил первозданному Адаму право власти как "великое наставление, показывающее, что истинный Владыка тварей есть Бог, и что человек должен пользоваться даруемым ему владычеством в совершенном послушании и преданности воли Божией.<…> Ему поручено было также хранить рай (Быт. 2:15) не столько от тварей, подчиненных ему, сколько от собственного своего невоздержания", - замечает святитель Филарет Московский (Филарет (Дроздов), святитель. Толкование на книгу Бытия. М.: Русскiй Хронографъ, 2004. С. 53, 75).

Согласно библейско-святоотеческому учению, первозданный Адам получил в дар от Творца царственное достоинство (Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. СПб.: АХIОМА, 1995. С. 13-21).  Священник Олег Мумриков в статье "Христианство и экологический кризис: православный взгляд на проблему" пишет: "Он (первозданный Адам - В.К.) несет ответственность перед Богом за весь Космос, является единым и в то же время духовно-материальным существом, соединяющим в себе все творение".

Увы, первые люди не оправдали высокого доверия Бога, после первого грехопадения (нарушение запрета на вкушение плодов с древа познания добра и зла) они были изгнаны за пределы рая. Это самым радикальным образом поменяло положение человека по отношению к природному миру. Люди захотели стать "как боги" (Быт. 3:5), а в результате получили проклятие земли: "Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3: 17-19).

В послании Апостола Павла к римлянам мы читаем о том, что страданиям подвергся и сам человек, и всякая тварь, которая под ним находилась: "Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего" (Рим. 8:20-23).

А вот как образно описал святитель Николай Сербский жалкую судьбу изгнанного из рая человека, его превращение из хозяина в раба природы: "Изгнание из рая, или удаление человека от предстояния пред ликом Божиим, имело своим последствием то, что человек, бывший прежде властелином природы, стал рабом природы. Он, питавшийся вблизи Бога каждым словом Божиим, то есть духом и истиной, иначе говоря, духовным смыслом и значением всякой сотворенной твари, теперь стал питаться зеленью полевой, желая иногда наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи (Лк. 15:16). Но и это ему никогда не удавалось в полной мере" ("Наука закона", глава VII "Истина и ее символы").

Онтологическая взаимосвязь духовного состояния человека и состояния земной природы была показана и осмыслена в традиции святоотеческого богословия Владимиром Николаевичем Лосским (1903-1958). Согласно Божественному замыслу, высшая в иерархическом отношении часть первозданного человека - дух - должен был жить исключительно Богом, душа - духом, физическое тело - душой. Но в результате грехопадения прародителей и неправильного расположения ума, чувств и воли у современных людей "дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями не Божественными <…> Душа, в свою очередь, становится паразитом тела - поднимаются страсти. И, наконец, тело становится паразитом земной вселенной, <…> и так обретает смерть" (Лосский В. Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. М., 1991. С. 253).

По словам Лосского, человек ответственен за мир именно потому, что он есть то слово, тот логос, в котором мир может высказываться, и "только от нас зависит - богохульствует он или молится" (указ. соч. С. 242).

Отношения между падшим человеком и природой приобретают характер самой настоящей войны, человек хочет "покорить природу". Посылая человека в космос или перекрывая Енисей, ему кажется, что он, наконец, сумел выиграть эту войну. Но это самообман, иллюзия. Срабатывает эффект бумеранга, который в современных условиях принято называть "экологическим кризисом" и который способен принести человечеству множество неприятностей или даже уничтожить его. На это обращается внимание в Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви:"Антропогенная основа экологических проблем показывает, что мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преображения души" (Разд. 13:5).

Святитель Николай Сербский пишет в "Науке закона" о том, что по мере того как человек отпадал от Бога, он потерю Духа пытался компенсировать приобретением контроля над материальной природой. Человек в силу образовавшейся слепоты подменил сущность (солнце Духа) формой (тени, символы материального, природного мира): "Но лишь только у прародителей после отпадения от Бога телесные помышления стали преобладать над духовными, солнце Духа для них скрылось за темными тучами, и они оказались в царстве смертных и сиюминутных символов, в царстве изменений, беспокойства и смерти. Форма заслонила сущность, явление затемнило смысл, видимое встало пред невидимым; картины заслонили Художника, за многими песнями невозможно стало услышать Поэта".

Следствием такой подмены стало полное забвение закона духовного и фанатичное увлечение законами физическими, природными: "Закон духовный был забыт, и его место в разуме человеческом заняли придуманные законы физические, или законы природы, естественные законы".

Забыв Бога, человек стал идолопоклонником, в качестве идола стала выступать природа: "Однако взоры людские всё больше уставали смотреть с арены тени, где пал Адам, вверх, на духовную сущность. И постепенно, охваченный усталостью и замешательством, замешательством от путаницы истины с символами истины, человек, наконец, в страхе стал поклоняться природе как божеству. Как только из его духовного поля зрения выпал истинный и единственный Бог, он вынужден был наполнить пустоту, и сделал это таким образом, что природу - то есть творение Божие - обожествил и стал почитать вместо Бога». 

Итак, современный человек имеет безграничную веру в природу, ей он поклоняется, он ее раб. Развивая свои знания в области естественных наук, он становится жертвой самообмана: ему кажется, что он постигает истину. На самом деле он все более погружается в тень и удаляется от истины: "Но как только человек признал природу богом, он начал считать природу законодателем и признал законы природы. Истина для него была потеряна, и человек в полном замешательстве оказался в тени истины" (глава VII "Истина и ее символы").

Признаюсь, что тема "Человек и природа" для меня является далеко не новой. И кандидатская, и докторская диссертации у меня были по экономическим проблемам охраны окружающей среды. Мною были прочитаны на русском и иностранных языках сотни книг и статей по вопросам экологии и природопользования. Но, увы, многознание пониманию проблемы не помогало, общая картина не выстраивалась. А потому, что в мысленной конструкции не было третьего и самого главного элемента - Бога.

Но все сложные и, на первый взгляд, запутанные вопросы по теме "Человек и природы" мне стали  понятны лишь после того, когда я прочитал в Евангелии следующие слова: "Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф.17:20). Похожие слова имеются также в другом месте Нового Завета: "Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам" (Мк.11:22-24).


"Иоанн Златоуст", вторая половина ХУ века. Из Введенской церкви деревни Кузьмино на Княжострове (Архангельская область). Фото: Людмила Пахомова/ТАСС

Многие святые высказывались по поводу этих замечательных строк Евангелия. Вот, например, святитель Иоанн Златоуст: "Скажешь, где они сдвинули с места гору? Я скажу, что они сделали гораздо более, воскресив тысячи мертвых. Ибо не столько нужно силы, чтобы передвинуть гору, сколько - чтобы выгнать из тела смерть. Между прочим, повествуют, что святые, после них жившие и их гораздо меньшие, передвигали и горы, когда требовала того нужда. Поэтому очевидно, что и апостолы могли бы сдвинуть, если бы только нужно было, но не было тогда нужды. А, может быть, это и случилось, но нигде не упоминается, ибо не все чудеса описаны. Подивись здесь их любомудрию и силе духа: любомудрию, что не скрыли своей слабости, силе духа, потому что тех, которые не имели веры и с зерно горчичное, в короткое время Господь так возвысил, что потекли в них реки и источники веры".

А вот и фрагмент из жития преподобного отца нашего Марка Афинского (ок. 270-400), имеющий отношение к обсуждаемой нами теме:

"Потом он спросил меня:

   - Есть ли ныне среди мира некоторые святые творящие чудеса, как сказал Господь в Евангелии Своем: "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф.17:20).

   В то время как святой произносил эти слова, гора сдвинулась со своего места приблизительно на пять тысяч локтей и приблизилась к морю. Святой Марк, приподнявшись и заметивши, что гора двигается, сказал, обратясь к ней:

   - Я тебе не приказывал сдвинуться с места, но я беседовал с братом; посему ты встань на место свое!

   Когда только он сказал это, гора действительно стала на своем месте. Увидав сие, я упал ниц от страха. Святой между тем, взяв меня за руку и поставив на ноги, сказал мне:

   - Разве ты не видывал таких чудес в течение дней жизни твоей?

   - Нет, отче, - отвечал я.

   Тогда святой, вздохнувши, горько заплакал и сказал:

   - Горе земле, потому что христиане на ней таковыми только по имени нарицаются, а на деле не таковы!"

Впору и нам заплакать, ибо слова преподобного Марка Афинского относятся к нам с вами. 

https://tsargrad.tv/articles/chelovek-i-priroda-kto-rab-a-kto-gospodin_69281
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!