Андрей Карпов, Русская народная линия Почему веганство - вне христианстваНа первый взгляд веганская культура пересекается с христианской пищевой практикой. Строгий христианский пост исключает мясо, молоко, яйца, а также рыбу. Постный стол вполне соответствует предписаниям веганства. Более того, в иные дни устав устанавливает сухоядение, что может быть поставлено в параллель с сыроедением - крайней формой веганства. Наши монахи не едят мясо - уже, вроде как, вегетарианцы. Получается, что христиане с веганами смотрят на мир с близких позиций, и на веганство падает некий отсвет, делая его более возвышенным. Человек, следующий веганству, - уже чуть ли не духовный человек, во всяком случае, он чувствует себя более утончённым, «продвинутым», чем жующие мясо обыватели. С веганской точки зрения веганство - это правильный образ жизни.
И вот здесь звучит первый сигнал тревоги. Если правильно жить - это соблюдать ограничения, накладываемые веганством, то более ничего и не нужно. Не нужна Церковь, не нужен Христос. Веганство не превращается в ступеньку, ведущую к вере, а вот христиане, потерявшие веру в Бога и доверие к Церкви, порою становятся веганами. Сохраняется иллюзия духовности, по крайней мере «надтелесности». Есть основания считать себя «хорошим», лучше многих других людей. Это - и самоутверждение, и способ примириться с самим собой, не требовать от себя чего-то большего. Веганство - это своего рода эрзац-вера.
Иногда веганство мимикрирует под диету. Но суть его вовсе не в заботе о здоровье. Веганский стол подобен экстремальному спорту. Спортсмен ведь не самоубийца, он рассчитывает выжить, и, если всё сделает как надо, безусловно, уцелеет. Также и веганство. Если чётко просчитывать содержание полезных веществ в том, что ты ешь, здоровье не пострадает. Но пища неизбежно должна находиться в центре внимания. Питаться тем, что подвернётся, для вегана - непозволительная роскошь. Несерьёзное отношение к еде неизбежно скажется на здоровье. Не ради здоровья было придумано веганство. Это, прежде всего, идеология.
Христианский пост и веганские запреты имеют разную мотивацию. Мы постимся, чтобы обуздывать страсти. Монахи не едят мясо, поскольку мясная пища даёт силу плоти и подпитывает её страстные устремления. Время поста - это период, когда мы учимся заглушать голос тела и видеть то, что происходит у нас в душе. Меньше внимания телу - больше духовной жизни. Пост научает нас тому, что еда, а вместе с ней и другие вещественные параметры нашей жизни не очень-то важны, главные ценности - не материальные. Пост - это духовная практика, а не просто набор пищевых запретов. Предписания поста - не табу. Их соблюдают не ради их самих, и не любой ценой. Тем, у кого и так мало телесных сил (больные), дозволяется послабление. Беременные и кормящие матери тоже могут не соблюдать всю полноту пищевых установлений. Послабление есть и путешествующим, чтобы человек, вырванный из привычного быта, не концентрировался на мысли, где же и чем он теперь будет питаться. Наконец, есть общая мысль о том, что пост должен быть посильным: каждый человек имеет свою меру, которую он может понести без того, чтобы впасть в уныние и отвратиться от Церкви.
Если человек имеет правильное духовное устроение, он будет постоянно повышать уровень требований к себе и поститься всё более строго. Но и пост может быть не во благо, если постящийся находит в нём основание считать себя совершенным. Человеку нечем гордиться: собственными усилиями, без благодатной помощи Божией он не может победить в себе грех. Поэтому и поститься чрезмерно, сверх того, что предписано правилами Церкви без особого благословения не следует. Церковь специально напоминает нам об опасности гордыни, установив отказ от поста в среду и пятницу Недели о мытаре и фарисее. А самое главное: христианский пост не сводится к пищевым запретам. Ограничения в пище нужны для особого духовного устроения, видения своих грехов, концентрации на том, правильно ли мы поступаем. Как говорят батюшки, в пост, прежде всего, не следует "есть" людей, угрызать своего ближнего. Это и есть базовый, самый главный запрет.
Веганы не имеют другой практики, кроме следования ограничениям, поэтому в их пищевых запретах есть что-то сакральное. Эти запреты категоричны, их нельзя нарушать. Быть веганом, собственно говоря, и означает соблюдать запреты (другого содержания там нет), поэтому, если ты нарушил запрет, то ты - не веган. Единичное отступление оказывается полным крушением.
Запреты определяются, как уже было сказано, не диетологическими соображениями, а философией. Философия эта весьма проста и сводится к идее непричинения зла животным. Вернее, это - лицевая сторона обёртки веганства, его официальная идеология. В действительности же этическая формула веганов в отношении животных звучит несколько иначе: их следует оставить в покое. Человек не вправе не только эксплуатировать животных, но и просто что-то решать в их судьбе.
Веганы вербуют себе сторонников, распространяя сюжеты, как бедные животные страдают в условиях промышленного производства: коровы, превращённые в устройство по выработке молока и не покидающие своих стойл, цыплята на птицефабриках, не видящие солнечного света и живущие в ужасной тесноте. Это действительно ужасно. Чтобы не поддерживать жестокую промышленность, веганы предлагают не покупать продукты животноводства. Тогда производить подобные товары будет невыгодно, и эксплуатация животных прекратится. Но что будет с животными, которых они так жалеют? А их просто не будет. Веганы принадлежат к современной культуре, которая боится страданий. В этой системе несуществование то и дело оказывается лучше жизни. Аборты, эвтаназия и веганство - явления из одного ряда.
Если довести веганство до логического конца, то мы придем к дедоместикации, то есть отказу от одомашнивания. Все домашние животные эксплуатируются человеком. Необходимо отказаться от эксплуатации, отпустить их «на свободу». Куда? Вероятно, в дикую природу. Выживут ли они там? «Освободителей» это мало беспокоит. Это будет уже дело самих животных, человека оно не касается.
А что будет с человеком, который потеряет значительную долю пищевых ресурсов? Тут идёт в ход экономическая аргументация. Во-первых, животные вскармливаются зерном (в том числе в составе комбикорма). Это зерно можно будет пустить «на хлеб». Во-вторых, высвободятся земельные угодья, ранее используемые под пастбища и выращивание культур на корм скоту. Их можно будет засеять злаками или овощами. Всё это, конечно, достаточно наивно. Пищевая ценность продуктов животноводства значительно выше, поэтому, употребив в пищу всё то зерно, которое шло скоту, человек получит меньше калорий и необходимых веществ. К тому же скот кормят не только зерном. Земли, используемые под пастбища, как правило, не очень продуктивны. Урожай зерновых или овощей с них большой не снимешь. К тому же растениеводство гораздо разрушительней для экосистемы планеты, чем скотоводство. Так что последствия такой реформы будут весьма печальны. Однако, всё это - на поверхности. А в глубине веганства прячется убеждение, что людей на планете слишком много, и их количество следовало бы сократить. Вот тогда и прокормить их будет проще, и дикая природа сможет расширить свой ареал.
Посыл веганства - антикультурный. Окультуривание окружающего пространства, создание цивилизации признаётся грехом. Человек - это своего рода вредитель, паразитирующий на биосфере планеты. Животное, которое предало принципы животной жизни. Таким образом, веганство отрицает особое место человека в мироздании. Человеку, получившему разум в силу каприза эволюции или даже системного сбоя, удалось стать доминирующим видом. Вот, собственно говоря, и вся особенность человеческой природы.
Религия с этой точки зрения - это попытка человечества обосновать своё господство, не имеющее нравственного оправдания. Впрочем, языческие верования и религиозные системы на их основе (индуизм, буддизм, джайнизм) веганством воспринимаются благосклонно, ведь в них человек не выпадает из общей системы, а вот авраамические религии (и, прежде всего, христианство) вызывают явное неприятие. В Библии прямо сказано, что человек не только выше животных, но что он имеет над ними власть. Веганов это категорически не устраивает.
Дело даже не в том, что человек эксплуатирует животных, убивает их и употребляет в пищу. Гуманистический пафос распространяется веганами на весь животный мир, но начинается он с человека. Судьба облагодетельствованных животных веганов не очень-то волнует именно потому, что веганство - не столько про животных, сколько про человека. Центр смыслов веганства - отказ от ответственности. Человек не берёт на себя ответственность за переустройство мира. Он не должен его перестраивать, ему следует слиться с природой. Человек не берёт на себя ответственность за животных. Они вовсе не «меньшие наши братья». О животных не нужно заботиться, их надо просто оставить в покое. И заплатив эту жертву (а следование веганским запретам - несомненная жертва), человек получает право требовать, чтобы его тоже оставили в покое. У него нет миссии. Нет ни предназначения, ни призвания. Его нельзя призвать - он прячется от зова. Ему не нужен Бог. Он не хочет идти за Христом. Служение Богу ему непонятно. Служение людям его не вдохновляет, поскольку человечество следует воспринимать критически и человек не достоин быть в центре внимания. Стремление освободить животных от человека тоже не есть служение. Вот она настоящая свобода: избавление от обязательств. Человек никому ничего не должен. Ему следует быть удовлетворённым, поскольку у него нет оснований испытывать чувство вины. Такова истинная суть веганства: это ощущение своей непричастности к злу. Веган в собственных глазах чист и праведен, потому что сбросил с себя ярмо родового греха человечества, состоящего в эксплуатации животных. Приобщаясь к веганству, человек испытывает своего рода катарсис. Он отказывается от всей человеческой истории, и начинает жить новой, правильной и настоящей жизнью.
Таким образом, мы видим, что веганство - это ложная духовность. Попытка избежать духовного труда, получить святость за аскезу, чисто механическим, внешним образом. Без какой-либо помощи свыше, только своими усилиями. Современный человек горд, и веганство - одно из проявлений этой гордыни. Но при этом желание спрятаться от ответственности и не замечать проблем - это чисто инфантильная реакция. В современной культуре вообще много инфантильного. Судя по всему, веганство весьма современно, оно соответствует общему направлению развития умонастроения человечества.
Формально веганство не является сектой. Это - сетевая структура, в которой нет общепринятых лидеров и организационного центра. Но веганское мировоззрение исполнено сектантского духа. Мир делится на правильных и неправильных. Свои легко распознаются, а на тех, кто не свой, принято смотреть свысока. Веганство - один из современных соблазнов, и его опасность состоит не в том вреде, который веганская диета может причинить телу, а в том, что происходит в душе у ставшего веганом.
Более подробный анализ веганства представлен в моей книге «Веганство: обнажение смыслов».
http://ruskline.ru/special_opinion/2017/iyun/pochemu_veganstvo_vne_hristianstva/