(Окончание)Программа съезда этим докладом Сергия Четверикова заключалась. На малой вечерне – исповедь, очищение от своих грехов, припадание к святым иконам и к мощам Преподобного Корнилия. Последний день съезда, 11 августа, начался торжественной службой и причастием богомольцев, а после чая – поездка в Тайлово. Шли полями, пригорками, беседовали на родном просторе. Незаметно подошло время заключительного собрания. В монастыре дружной семьёю собрались на Горе под сенью дубов святого Марка и у камня, на котором он молился много веков назад. Лев Александрович Зандер открыл последнее собрание. «Одному человеку совершенно невозможно подвести итог всей той полноте и богатству пережитого, которое дал нам съезд. А поэтому для того, чтобы бросить ещё раз общий взгляд на проведённый в течение этих дней путь, предлагаю всем желающим свободно высказаться о съезде. Это одна из традиций – посвящать последнее собрание тем чувствам и впечатлениям, с какими покидаем съезд. И чем проще и задушевнее сказанные здесь слова, тем сильнее звучат они в ушах, тем ярче запечатлеваются в памяти»… И люди говорили от души. Съезд в Печёрах силой молитвы растопил сердца, огнём умиления спаял одиноких и потерянных в мирской суете в одну дружную братскую семью. «И уходя отсюда на новый путь и на новый труд, мы уносим с собой бесценное сокровище: воистину наше Движение призвано к святому труду, что это вольно принятый на себя Крест – есть радость, дарованная нам Христом, дабы мы прославляли в мире Его Святую Церковь».
Съезд закрыт. После благодарственного молебна пустеет Святая Гора. В Успенском соборе в сверкающих ризах службу правит Владыка Иоанн. Уже не хор, а все предстоящие в могучем порыве стройно поют молитвы. С небывалым вдохновением и радостью раздаётся молитвословие «Царица моя Преблагая, надеждо моя Богородице». Последнее «прости» монастырю. И вот уже лентой тянется дорога, лентой идут движенцы.
Вскоре после завершения Съезда «Русского Христианского студенческого Движения в Прибалтике» была в Ревеле издана отдельная книжка, составленная Л.А. Зандером, а в ней отчёт работы этого памятного события в Зарубежье.
О великой святыне, что на северном порубежье России, о Псково-Печерском монастыре, написано много исследовательских и художественных произведений. Из последних упомянем роман Сергея Минцлова «Под шум дубов» (1919) и повесть Леонида Зурова «Отчина» (1928). Кроме того, существует значительное число ярких паломнических впечатлений, в опубликованных записках, взволнованных этюдах, очерках и стихотворениях. Русские люди, отрезанные обстоятельствами от Родины, притекали в обитель, чтобы надышаться молитвенной благодатью, наслушаться близких людей и унести отсюда горсть святой земли, чтобы она, зашитая в ладанку, согревала на чужбине паломников, в каких бы далёких местах они не оказались. Печатались тексты, в основном, в газете «Православная Русь» в 50-60-е годы XX века, на Родину эта монастырская газета из-за океана к нам практические не попадала. Рассмотрим часть публикаций этой церковной и общественно-культурной газеты.
В своих воспоминаниях Л. Башкирова (1954) рассказывает о том, как она, будучи ребёнком, встречала Пасху в Печерском монастыре. И было это ещё в довоенную пору. «Пасха в том году, – пишет паломница два десятилетия спустя, – была ранняя, чуть что не до Благовещения. Густо лежал снег. Мы часто ездили в Печеры летом, и я даже не представляла себе, что там бывает зима. Чистый снег, как белый плат, у стен и у главных врат монастыря, а сбоку, справа, на малом пригорке, весёлая стайка чётко темнеющих ёлочек, чуть припудренных снежком. Горит, как всегда, лампадочка у иконы над воротами, и светится, далеко его видно – золотой крест на башенке. Расчищенная дорожка ведёт внутрь. Идут по ней люди. Идём и мы. Будем жить в самом монастыре, том доме, что теперь отведен под гостиницу. Как скоро все узнали о нашем приезде! Да, любят нас, а за что? За то, верно, что мы «образованные», из города, а в церковь ходим. Не привыкли теперь к этому. Только простонародье ещё крепко верит, как в старину верили предки, сто и двести лет назад.
Да, любят нас и знают. Все знают, и все нам рады. Ласково улыбается нам и благостный хозяин, Владыка Иоанн, и милый схимник о. Симеон; Сысой Иваныч из хора и последний мальчишка-прислужник. Даже нищие нас помнят и узнают, а зрячие объясняют подслеповатым (мы слышим): это те, из Риги, дама с дочкой. Начинают звонить у Успенского к всенощной, в большой колокол, тихо, неторопливо, печально-великопостно. Мы идём приложиться к чудотворному «Успению» и к раке Св. Корнилия. В храме полумрак, горит уже много свечек около чтимых святынь. По углам и за толстыми колоннами густые тени. Хорошо встать там, никто не видит, как молишься. Служит старенький о. Симеон, Владыка – за чтеца. Как всегда, удивляюсь чудесному его голосу, неутомимому. Он может петь и читать целый день, с утра до вечера; ясно читает, не спеша, всё можно понять. И «Чертог Твой» поёт он, знакомый с детства. Тонко струится ладан, благоухают восковые свечи. Церковь наполняется богомольцами. Когда после службы выходим из храма, небо было осыпано трепещущими звёздами, крупными, близкими. Завтра – вставать к ранней литургии.
Опять читает Владыка, чёрный клобук на плече, сам тонкий и моложавый, голос певучий. Предстоит Великая среда, мы исповедуемся, а причащаться – в четверг у самого Владыки. Служить будут в Михайловском соборе, он большой, вместительный, народу ожидается много. Мне жаль покидать Успенский собор, он древний, намоленный, видел и польскую осаду и немецких рыцарей. А Михайловский собор – сравнительно новый. Правда, и в нём святыни – чудотворные иконы «Одигитрия», «Умиление», «Троеручица» и моя любимая, старая «Казанская», вся унизанная мелким, тусклым жемчугом из Псковского озера. Будет что-то совсем особенное – редкая служба Омовение ног. Двенадцать священников нужно, по числу Апостолов. Ну, в Печерах наберётся столько, мы высчитываем по пальцам – даже скромнейший о. Герасим, который больше сидит на скотном дворе, будет. Будет и рыжий Никон, хороший такой, простой, с своей клокастой бородёнкой, тихий и нелюдимый, долго не признававший нас «своими». Это он рассказывал, что у него было три сына, и у всех имена начинались на букву «М» – Микита, Микола и Митрий.
В среду вечером мы исповедуемся у схимника о. Симеона. Исповедует он неторопливо. Исповедников много, и мы выходим из собора позже обыкновенного. Чуть задерживаемся на мостках. Трепещут звёзды, как живые. Я узнаю Большую Медведицу и Полярную звезду, старых знакомых. Душа сейчас чистая, и я на минуту ощущаю явственно не только бытие, а близость Бога, Его присутствие, дыхание в этих вечерних звёздах, в инеем отороченных главках и карнизах любимого Успенского собора, во всей безмятежной монастырской атмосфере.
Великий Четверг! Мы встали особенно рано, дочитали начатое вчера вечером правило и идём в Михайловский собор. Поднимаемся по новой бетонной лестнице, построенной трудами Владыки Иоанна на пожертвованные деньги. Чудесный с неё вид – на Святую Гору с главками Успенского собора, на дубы и стены с башнями. После светлой заутрени пойдём оттуда смотреть, как солнце играет, а пока спешим в собор – уже отзвонили. Служит о. Александр Сахаров, из Ревеля. Голос у него поразительный, низкий, бархатный, как виолончель. Мы стоим на клиросе, около самого алтаря. Литургия идёт медленно, торжественно. Мы причащаемся, нас поздравляют. Просфорок надарили столько, что не знаем, как и донести. Все такие ласковые, благожелательные, точно мы всем подарок сделали».
Далее паломница Л. Башкирова сподобилась, после отдыха, быть благочестивой свидетельницей церковного обряда Омовение ног. «Вечером, на 12 Евангелий, созывает людей опять великопостный звон. Сегодня продаются особые свечи – зелёные. Делаются они тут же, на маленьком заводе монастыря, в них ничего не примешивается, и горят они перед бесчисленными иконами, как когда-то в старой России, благоухая и роняя чистые, янтарные слёзы. Здесь и пахнет совсем особенно. Свечи монастырские тонкие, а горят долго. Воск собирают на пасеке, на Святой Горе, где под святыми дубами стоят пчельники, и неторопливо ходит между ними схимник о. Симеон. Это его работа. Всегда он там, и резко выделяется его чёрное схимническое одеяние, с черепом и костями. Сам он кроткий и всегда улыбается, монахи про него говорят, что пчела его любит, не боится». Далее Л. Башкирова описывает, какой это прекрасный сад. Цветов на Святой Горе много, много, а весной, чуть стает снег, цветут фруктовые деревья, насаженные в монастырском саду: вишни, груши, яблони. Расположен по склону этот сад. Когда смотрят на него сверху, даже не поймёшь: что это такое? Белым-бело, а пчёлы так и вьются над этими белыми видениями, запасая мёд и воск для Дома Пречистой. Нигде, кажется, нет такого пахучего мёда, как в Печерах…
«Ночью нас будят, загодя, – повествует паломница, – и мы идём по снегу опять к Михайловскому собору. Народу много. Мы стоим на клиросе, и мне видно, как зажигаются свечи. Тянутся друг к другу огненные, тонкие змейки и, наконец, сливаются в сплошное яркое трепетное горение». Службу, посвящённую обряду Омовение ног, давно когда-то служили. А вот теперь посредине церкви положен большой низкий помост, на нём 12 сидений, по 6 с каждой стороны. Служба посвящена евангельскому сказанию о том, как Господь наш умывал ноги Своим ученикам. «Двенадцать священников, одетые в красные хитоны, с туфлями на босу ногу, занимают по старшинству места. Служба совершается под чтение Евангелия. Мягким бархатом стелется бас протодиакона: читает медленно, повторяя одну и ту же фразу по нескольку раз, чтобы Владыка, воплощающий Христа, мог произвести данное действие. Паломница вспоминает: «Медленно, как капли старого мёда, падают слова его из уст и навсегда запечатлеваются в моём сердце».
Послышалось второй раз: «Препоясася…». Владыка опоясывает свой стан полотенцем-лентием, им будет отирать ноги учеников. Диакон-чтец благовествует низким своим певучим голосом положенные слова и так, пока не кончится умилительный чин Омовения ног. Глубоко западает в душу эта редкая служба.
На малом повечерии Великой пятницы дивный канон «Плач Богородицы». Засыпанная цветами плащаница…
Наступает Великая Суббота. На утренней службе священники в светлых одеждах, лишь сверху чёрные ризы. Читают Евангелие уже во всём светлом. Вечером вся церковь залита светом горящих свечек-огоньков, и всё уже сияет светлыми облачениями. Возжигают свечи. Строго звучит пение на свежем воздухе, когда обходят церковь крестным ходом. И вот ликующее «Христос Воскресе!» Радостная служба, ангелами на небесах сложенная! Евангелие читается на 12 языках. Сам Владыка – по-славянски, и по-сэтски, ведь он по рождению сэт, из чудского племени, давно перешедшего в Православие, затем благочинный Агафон читает по-латышски (по рождению латыш) и далее по-немецки, по-гречески и т.д. Многие идут слушать колокольный звон. Владыка сам звонит, звон пасхальный, радостный. Сердце ликует! Любили богомольцы в такую пору взбегать на Святую Гору, полюбоваться, как солнышко играет. Разговляются, дожидаясь пасхальный трезвон. Будто с людьми сама вселенная радуется Празднику праздников. И никакая власть не сможет отнять у человека это божественное чувство.
Печеры привлекали к своим святыням даже иноверцев, привлекали своей подлинной исторической достоверностью, представленной в её многовековом облике, в укладе православного быта, уцелевшего здесь вопреки яростному напору времени. Воспоминания инославных тоже интересны и важны. Вот страничка записей лютеранина Вильгельма Хольберга – путешествовал в Печерский монастырь вместе с детьми перед войной. Этот посетитель рассказал о чуде поновления иконы в обители. Он пишет: «На скотном дворе монастыря, в помещении трудников, конечно, находились иконы, иногда и довольно большие. Там один из трудников видел ночью сон, который побудил его, проснувшись, первый взгляд устремить к иконе – и что же он увидел! Перед его глазами была совершенно новая икона! Впрочем, не совсем новая – по краям она казалась ещё старой. В страхе устремился он к своему духовнику и поведал ему о свершившемся. Тот к отцу Игумену, и все отправились смотреть икону. Всё, что рассказано трудником, было правдиво. Икона тотчас была снята и перенесена в Успенский храм, вырытый в Горе и имевший стену с несколькими окнами только на одной стороне. Там поместили икону, а о. Игумен строжайше запретил о том говорить. Всех монахов обязали молчать. Но Игумен на этом не успокоился. Он вызвал на консультацию художников-реставраторов и показал им икону, не открывая, что она обновилась. Целая комиссия художников обследовала икону и могла только поздравить о. Игумена: работа совершена превосходно! Просто невероятно, как человек мог добиться таких результатов; непонятно только, почему не вся икона реставрирована, и как достигнут этот совершенно незаметный переход от черноты краёв иконы, не тронутых реставрацией, к самому образу. Игумен был вполне удовлетворён и остался при наложенном запрете. Спутники Вильгельма Хольберга – дети и юный учитель, не могли успокоиться: им непременно хотелось своими глазами увидеть обновлённую икону. Они хотели, чтобы он просил монаха, какая это из множества икон в соборе чудесно обновилась. На следующее утро паломники после завтрака двинулись в монастырь. Как только все вошли во внутренний двор монастыря, то увидели, что Успенский собор открыт. Спутники вошли, склонились к гробнице убиенного царём Грозным святого Корнилия, удивляясь тому, с какой силой был нанесён удар мечом – на гробнице лежал медный крест Игумена, насквозь пробитый царём Иоанном. Вильгельм Хольберг разговорился с подошедшим монахом, посочувствовал тому, что эстонское правительство удалило епископа Иоанна из монастыря за не позволение превратить обитель в экскурсионный объект. Монах расчувствовался, и лицо его просияло доверием и радостью. Ведь братия весьма скорбела вмешательством властей в церковную жизнь.
Далее читаем по тексту воспоминаний: «Внезапно, совершенно безотчётно сорвался у меня вопрос об обновлённой иконе. На меня устремлён был взгляд, исполненный любви. Быстро монашек схватил несколько свечей с ближайших подсвечников, зажёг их все вместе, как бы факелом, и повёл нас за одну из многих находящихся в храме толстых квадратных колонн.
– Тут! – сказал он, подняв высоко свечи перед одной иконой.
И мы увидели… Перед нами была икона Одигитрии, величиной 50 на 100 сантиметров. Образ Пречистой Девы с Младенцем на руках производил впечатление, точно художник только вчера сделал последний мазок кисти. На край киота, шириной около пяти сантиметров, был совершенно чёрен, и тут уже ничего нельзя было разобрать. Надпись шла от левого края почти к самому образу. Буквы у края разобрать было невозможно, а чем ближе к середине, тем они становились яснее. Это был постепенный, в отдельности почти не заметный, переход от краёв к самому, совершенно обновлённому Образу. Изумлённые, стояли мы перед иконой».
В Псково-Печерском монастыре всё изумляет и радует. Каждый великодушный человек уносит отсюда в сердце духовное веселие, ощущение жизни правдивой.
ЛИТЕРАТУРА:
1. У родных святынь. Второй съезд Русского Христианского студенческого Движения в Прибалтике. Печерский монастырь. 3‒11 августа 1929 г. Под ред. Л.А. Зандера. Ревель: Р.Х.С.Д. 1929. VIII, 71 с.
2. Л. Башкирова. Пасха в Печерах. Воспоминание // Православная Русь. 1954. № 9. С. 5–8.
3. Вильгельм Хольберг. Печоры. Из воспоминаний лютеранина // Православная Русь. 1951. № 21 (15 ноября). С. 3–6.
4. Антуан Нивьер. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920‒1995: Биографический справочник / Библиотека-фонд «Русское Зарубежье». М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press. 2007. 576 с., илл.
5. Б.В. Плюханов. РСХД в Латвии и Эстонии. Материалы к истории Русского Студенческого Христианского Движения. YMCA-Press. 1993. 312 с., илл.
А.Н. Стрижев, М.А. Бирюковаhttp://www.voskres.ru/idea/biryukova.htm