Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 06:10:10  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Благоговение пред идеалом святости. Слово на втором св. Владимирском Съезде  (Прочитано 2585 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 28 Июля 2017, 07:27:41 »

Благоговение пред идеалом святости

Слово на втором св. Владимирском Съезде



Православная русская молодёжь – духовные чада наши о Господе!

Милостью Божиею, собрались мы, сегодня на второй наш съезд, дабы подвести итоги тому, что сделано нами за истекший год, и в торжественном прославлении памяти нашего великого просветителя св. равноапостольного князя Владимира почерпнуть духовные силы для предстоящей нам работы на будущий год.

Пусть каждый из вас в сегодняшний день спросит свою собственную совесть: преуспел ли он хоть сколько-нибудь на пути осуществления заветов св. кн. Владимира в своей личной жизни? Потрудился ли он достаточно добросовестно над этим в окружающей среде?

Хочется напомнить вам здесь, дорогие мои чада духовные, о замечательном предсказании, широко распространившемся несколько лет тому назад в эмиграции. Оно приписывается великому подвижнику земли русской преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу, и гласит следующее:

За грехи русского народа, постигнет русскую землю страшное кровавое бедствие, во время которого ангелы Божии едва будут поспевать принимать души человеческие. Значительную часть русских людей Господь рассеет по всем народам земли, как рассеял некогда ветхого Израиля. Но так как Промысл Божий всегда всякое зло направляет к добрым последствиям, то и это рассеяние русских людей должно будет послужить тому, чтобы они весь мир познакомили с исповедуемой ими св. православной верой. Кто будет ревностно исполнять эту апостольскую миссию, тех сподобит Господь великой радости возвратиться на освобождённую от ига безбожников родину. А те, кто всецело погрузятся в житейскую суету, отдавшись лишь эгоистическим заботам об устройстве своего собственного земного благополучия и об удовлетворении своих низменных страстей и похотей, те погибнут от той страшной «болезни», которая из России распространится по всем народам земли.

Итак, на всех нас лежит апостольская миссия. Но осуществить ее мы сможем, конечно, лишь в том случае, если сами пребудем верными заветам нашего духовного вождя и просветителя св. равноапостольного князя Владимира.

Возвышенный образ его должен быть светочем для нас, вдохновляющим примером для подражания.

Как и в чём можем мы подражать нашему Просветителю?

Владимир до крещения и Владимир после крещения это как бы два совершенно разных человека. Мрачный, жестокий, подозрительный, сластолюбивый варвар, каковым его характеризовал летописец до крещения, он стал после крещения ласковым, приветливым, милостивым, любвеобильным, целомудренным, полным христианского милосердия и снисхождения к людям, князем – подлинным отцом своих подданных, заслужив наименование «Владимира – Красное Солнышко».

Что может быть ярче, выразительнее, этой трогательной характеристики?

А этого язычник Владимир достиг потому, что в купели крещения он как бы заново родившись, оправдал вполне наименование «пакирождения», «второго рождения», которое даёт Церковь таинству св. крещения. Примером своего дивного перерождения св. Владимир вдохновил весь крещеный им русский народ, духовно породил его, сделал его «СВЯТОЮ РУСЬЮ».

Что значит это наименование?

Означает ли оно то, что все русские люди были прежде святыми? Что не было на Руси людей грешных, порочных и преступных?

Конечно, не такой смысл вкладываем мы в это понятие.

Мы отлично знаем, что, по учению Слова Божия, нет человека без греха, «аще токмо и един день житие его на земли».

И на Святой Руси, хотя она и дала целый величественный сонм «всех святых в земли Poccийстей просиявших», прославляемых Церковью ежегодно во 2-ую неделю по Пятидесятнице в Петровом посту, были люди грешные, порочные и преступные. Но особенностью православного русского человека тех времён было то, что как бы он низко ни падал, его никогда не оставляло вполне СОЗНАНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ ГРЕХА И БЛАГОГОВЕНИЕ ПРЕД ИДЕАЛОМ СВЯТОСТИ.

«БОЮСЬ ГРЕХА», – сказал однажды св. Владимир, когда его спросили, почему он не казнит разбойников. Эта «БОЯЗНЬ ГРЕХА» и определила собой мировоззрение русского человека на целый ряд столетий, пока не подули нам с Запада «иные» веяния, приведшие русский народ – Святую Русь – к страшной катастрофе. Даже совершая грех, русский человек не утрачивал вполне сознания преступности греха, а потому нередко и поражал всех необычайной силой и глубиной своего искреннего покаянного чувства. Подлинно: если умел русский человек грешить, то умел и каяться!

Замечательно характерна в этом отношении всем хорошо известная песнь о «лютом разбойнике» Кудеяре-атамане, который вдруг стал «иноком честным Питиримом». А разве не характерно и то, как умирали величайшие злодеи – преступники, известные нам из русской истории, как например Стенька Разин!

Взойдя на плаху, где ожидала его смертная казнь, и осенив себя крестным знамением, он на все четыре стороны кланялся земно народу, прося у него прощение за совершённые им злодеяния.

Что понуждало их это делать, как не то же, всегда присущее душе русского человека сознание преступности греха, которое особенно ярко возгоралось в этот последний страшный, смертный час?!

Нет ничего, что так омрачало бы жизнь человека, как грех. Все бесчисленные виды зла на земле, от которых так страдает человек, имеют свой корень в грехе. И наоборот – нет ничего на свете, что давало бы такое полное духовное удовлетворение, такой свет, мир и радость, как искреннее стремление к идеалу святости.

Посмотрите, что делается на земле в настоящее время!

Как изуродовалась, обезобразилась жизнь во всех своих проявлениях уже на наших глазах – за эти последние десятилетия! Почему это?

Только потому, что почти исчезла ныне «боязнь греха», что всё больше и больше утрачивают люди сознание преступности греха – грешат бесстрашно и бесстыдно. И вот жизнь становится настоящим адом. «Если Бога нет, то всё позволено». О, как оправдалось это мудрое изречение нашего великого провидца-писателя в жизни нашего несчастного русского народа, отравленного ядом безбожия! Мы все – свидетели ужасов, неслыханных, неописуемых, невыразимых ужасов, разыгравшихся на нашей родине в результате потери «боязни греха» и утраты благоговения перед идеалом святости!

А теперь и весь мир находится на пороге этих же ужасов, ибо, как показал опыт жизни, БЕЗ СВЯТОЙ РУСИ НЕВОЗМОЖНО МИРНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ И ВСЕГО ОСТАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

В свете всего вышесказанного вам должно быть ясно, ЧЕГО мы хотим от вас и для вас, дорогие русские юноши, девушки и молодые люди!

Мы хотим помочь вам оградить себя от растлевающей, убийственной силы греха, которая особенно грозит вам в этой стране, изобилующей земными благами, но вместе с тем и всякими соблазнами, и укрепить в душах ваших те возвышенные идеалы, которыми жила наша родина на продолжении многих столетий.

Мы хотим, чтобы вы были достойными духовными чадами нашего общего духовного отца и просветителя св. князя Владимира – Красное Солнышко.

Мы хотим видеть вас носителями того духовного света, мира и радости, которые обычно излучали от себя наши подвижники благочестия, начиная от самого князя Владимира и его сыновей-страстотерпцев Бориса и Глеба, этого «дивного цвета новокрещёной земли русской», по выражению летописца, вплоть до последнего, ближайшего к нам по времени канонизованного святого преп. Серафима Саровского, всегда подобно солнцу сиявшего неземной радостью и приветствовавшего приходивших к нему словами: «Христос воскресе, радость моя!».

Мы хотим, чтобы вы не только не потерялись, не растворились, не потонули, среди моря иноверцев, вас окружающих, но сами сделались бы для них светильниками истинной веры и нелицемерного христианского благочестия, дабы они, глядя на вас, прославляли веру православную, как несомненно подлинную веру Христову.

Это – не пустая мечта. Мы знаем множество иностранцев, пленившихся возвышенной красотой православной русской души и сделавшихся пламенными почитателями православной русской культуры. А сколько из таковых всем сердцем приняли св. православную веру и вполне, как принято выражаться, «обрусели», – стали совершенно русскими.

Мы и хотим, чтобы сила вашего православного русского духа побеждала всегда все иностранные иноверные тлетворные влияния и соблазны.

Мы этого хотим для вас всем сердцем.

Но осуществить все это на деле, в той или иной мере, зависит, конечно, от вас самих. Нужно крепко осознать себя подлинно русскими, православными людьми, всей душой полюбить этот возвышенный многовековый идеал русского народа.

Да поможет вам в этом Всемогущий Бог, молитвами великого просветителя нашего св. равноапостольного князя Владимира!

Кассвилль, 1952

* "Православная Русь", 1952 г., № 16.


Архимандрит Аверкий (Таушев)

http://www.voskres.ru/bogoslovie/averkiy.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!