Алтай: от кочевников до староверовЛегенды и реальностьЧто есть Алтай? Это люди или горы? Это реки или степи? Это высокогорные озера или плодородные долины? Это неприступные вершины или изобильные водопады? Это живописные луга или горные плата? Это культура многочисленных народов, населяющих эту территорию, или искусство людей, сохранивших традиции своих предков. Это все вместе и еще многое-многое другое, нечто неуловимое, витающее в воздухе Алтая и наполняющее души людей чудотворным эфиром. Это тысячи и тысячи талантливых людей, рожденных этой чудесной и таинственной землей. Это художники, фотографы, писатели, поэты, инженеры и музыканты, приехавшие однажды в этот благодатный край и оставшиеся навсегда.
Это староверы, кержачи, бежавшие в эти земли от Церковной реформы и заселившие недоступную Уймонскую долину. Им удалось не только жить в мире с алтайцами, но и привнести в эту жизнь часть своей культуры, придать этим местам свой колорит первозданных отношений людей друг с другом и окружающим миром.
***
Отправляясь в путешествие по Алтаю надо понимать, что оно может растянуться на всю Вашу оставшуюся жизнь. Вы должны быть готовы к тому, что он вытеснит из Вашего сердца многие другие опыты, познания и практики.
Тысячи людей попадая сюда первый раз, меняли профессии, меняли свои представления о мироустройстве и жизненных ценностях, распродавали свою недвижимость там и покупали здесь, оставаясь навсегда. С десятками таких людей мне посчастливилось встретиться уже во время первой моей поездки и я благодарен им за то, что они приоткрыли мне дверь в этот сказочный и загадочный мир.
Невозможно забыть наших проводников Александра Ханта, собирателя легенд и преданий, который вел нас по Чуйской степи, и сменившего его на Мультинских озерах Алексея Боровикова, старовера, травника и хранителя леса. Невозможно не помнить его отца, поэта и писателя Федора Лукича, проводника в культуру людей, населяющих издревле Уймонскую долину. Конечно же, навсегда останется в нашем сердце и собиратель народной мудрости и традиций старообрядческих поселений и семей, писатель, замечательный рассказчик Раиса Павловна Кучуганова и талантливый мастер резьбы по дереву, художник, наставник и преподаватель в местной школе, хранитель музея самоцветов в Верхнем Уймане Виктор Лихачев, как и фотохудожник Виктор Ковчин, в течение пятнадцати лет воспевающий красоту Алтая, с которым дорога свела на Мультинских озерах...
***
Если вы все же решились рискнуть и, несмотря на все предупреждения, собрались в свое путешествие по Алтаю, и хотите, чтобы Вам сопутствовала удача, я бы Вам рекомендовал получить благословение на это у Шукшина на его родине в селе Сростки. Трудно найти более искреннее и пронзительное напоминание нам живущим. Взгляд Шукшина, продолжающийся в его позе, пронзая тебя насквозь и обнажая твою совесть устремляется за горизонт. Здесь лучше оказаться рано утром и побыть наедине с Василием Макаровичем. Не просто Вам будет отвечать на его прямые вопросы. С лукавой душой за поддержкой лучше и не соваться.
И еще, непременно, надо помнить, Алтай – это солнечное сплетение на живом плотском теле нашей Планеты. Здесь переплетены и оголены нервные волокна. И поэтому каждый из нас может остро почувствовать дыхание Земли. Но и отнестись мы к этому должны с почтением, потому как Земля здесь особенно чувствительна и ранима.
Если человек приходит с уважением к земле, людям, камням и деревьям, горам и воде, то и дорога перед ним открывается.
***
Какие красивые и емкие названия у местных рек. Катунь, Бия, Чуя, Юстыт, Чулышман, Башкаус, Джазатор, Мульта, Каракол, Шавла, Ак-Кем, Чульча…
Рек и речушек здесь тысячи и в каждом названии звучит мужское или женское начало, запечатлен свой образ. Например, если приглядеться к Катуни, то можно представить образ многоликой шаманки – озорной, прозрачной, звонкой, угловатой в своем истоке; игривой, завораживающий в девичестве; молочный женский образ, впитавший в себя воды Ак-Кема; и, наконец, полноводный, неспешный, но напористый образ с многообразием опытов и оттенков ниже слияния с Чуей.
Неутомимый бунтарь Чулышман со своим младшим братом – воином Башкаусом без устали трудятся над тем, чтобы заполнить чашу Телецкого озера талыми водами ледников Курайского и Шапшанского хребтов. Для этого им пришлось проточить в горных массивах сотни километров ущелий и каньонов самых причудливых конфигураций.
Однако Бия, с легкостью ветренной девушки, сводит на нет все их усилия, изо дня в день вычерпывая из чаши Телецкого озера водные богатства, с таким трудом добываемые братьями, и неспешно уносит их к своей старшей сестре Оби.
***
Много тысяч лет создавалась уникальная культура Алтая. Огромное количество свидетельств того, как на протяжении сотен веков этот небольшой уголок планеты таинственным образом притягивал к себе самые разные культуры и народы. Как в лаборатории они перемешивались, обогащая друг друга, создавая тот неповторимый колорит, которым наполнена эта земля сегодня. Кочевник и воин, скотовод и крестьянин, ремесленник и торговец, охотник и пчеловод. Казах и монгол, теленгит и тубалар, русский и кумандинец, калмык и уйгур трудились, не покладая рук, на протяжении многих веков создавая затейливый, неповторимый узор на ковре алтайской культуры.
Чуйский тракт – часть Шелкового пути, соединяющий Китай и Сибирь, рассекает эту горную страну пополам с юга на север. Задолго до появления шелкового пути древние Арии осваивали эти земли во время своей миграции на Восток.
Результаты исследований артефактов, найденных при раскопках Денисовой пещеры недалеко от Черного Ануя, убеждают нас в том, что эти земли были населены еще 100-300 т.л. до нашей эры.
А сколько древнейших захоронений и обрядовых каменных кругов сохранила вечная мерзлота высокогорного плато Укок. Эти удивительные послания прошлого будоражат воображения и вселяют в душу благоговения. Все превратилось в тлен – а эти камни остались.
***
Что чувствует человек, вышедший из палаточного лагеря в Курайской степи до восхода солнца и поднявшийся на близлежащие холмы?
Перед ним расстилается бархатистая равнина, а по горизонту обрамляя ее из тени обнажаются белки Курайского хребта подобно короне. Что чувствует человек сидящий на вершине скалы, наблюдая за тем, как скользит свет по вырастающим из горизонта белоснежным вершинам, как солнце выхватывает из тени выступающие фрагменты и неровности и, наконец, заполняет красновато-сизой пастелью все пространство долины? – Величие Создателя!
К югу от Кош-Агача и Ташанты на самом краю Чуйской степи у подножия горного хребта уходящего вдоль Монгольской границы уютно расположилось дивное озеро Киндыктыкуль. Камни на берегу покрыты мхом кораллового цвета. Скалы возвышаются над противоположным берегом гигантскими графитовыми кристаллами. Свободно пасутся табуны лошадей на берегу реки, сбегающей к озеру с гор. Воздух заполнен легким ароматом трав и многоголосьем птиц. Поляны эдельвейсов покрывают склоны луга… Киндыктыкуль!
Таких мест, где замирает сердце, чтобы своим стуком не нарушать совершенство пространства и времени на Алтае великое множество.
Долина реки Юстыд и реки Сайлюгем, плато Укок, и Софийский ледник, Большой Арктру и Карагемский прорыв на реке Аргут, Шавлинские озера и ущелье Ярлу, перевал Кара-Тюрек и долина реки Ак-Кем, Каракольские озера и перевал Кату-Ярык.
***
Озорной босоногий и зеленоглазый мальчишка Чульча – ручей, сбегающий с Чулышманского нагорья любил посмеяться над неподвижными древними скалами, окружающих его хребтов, подтачивая их своими быстрыми водами. Однако в какой-то момент они решили проучить мальчишку и сбросили в его русло нависший над водой утес, который разбился на огромные валуны и завалил ручей на протяжении сотен метров. В этом противостоянии из Чульчи вырос батыр Учар – гигантский водопад, мужественный рев которого, заглушил звонкие, беззаботные песни ручья.
***
Когда вы будете подниматься к Мультинским озерам дорогу вам преградит огромная скала, возникшая ниоткуда посреди кедрового леса. Пронзительный взгляд Хранителя остановит вас и оценит – Кто вы? Зачем пришли? С чем пришли? И, если помыслы чисты, откроет для вас сокровенное, подарит то, что вы ищете или просто не будет вам препятствовать на пути к неизведанному.
***
Имена горных вершин Алтая: Белуха, Маашей-Баши, Таван-Богдо-Ула, Ирбисту, Ортолык – звучат вполне одушевленно. И если на рассвете, солнце застанет врасплох духов гор и они замешкаются в утреннем тумане, то внимательному наблюдателю может быть позволено их увидеть.
На Алтае, как и в Саянах, горы, горные перевалы, родники – это святые места, места поклонения. Поклонитесь и вы.
***
Если вы уже были на Алтае, но по какой-то причине не попали на остров Патмос, что возвышается утесом поперек стремнины Катуни, то это значит только одно – вы туда еще вернетесь. Две самовозрождающиеся иконы в храме святого апостола Иоанна Богослова в скиту Барнаульского Знаменского женского монастыря на острове, образ Богоматери, высеченный монахиней-скульптором Филофеей в скале над обрывистым берегом Катуни, а также икону с библейским сюжетом поклонения волхвов младенцу-Христу в Вифлеемской пещере, выполненную в нише скалы. Необыкновенно проникновенное пение прихожан в церкви на берегу – это место создано для молитвы.
***
Однажды Бог решил создать на земле Золотой край – обитель мира и счастья. Он призвал оленя, сокола и кедр, приказал каждому искать для себя лучшее место, где сойдутся их пути – там и быть золотому краю.
Долго скакал по земле олень.
Высоко в небо поднимался сокол.
Глубоко в землю уходил корнями кедр.
И, наконец, встретились они в горной стране, где всем троим им было хорошо и вольно. Там и возник край, название которого Алтай, что в переводе означает «золото».
***
Озеро горных духов Дены-Дерь. Сорок км вверх по Аргуту до реки Юнеур потом еще 5-6 км от реки левым берегом Аргута до ручья – далее вправо по долине ручья вглубь Катуньского хребта; там, где долина сворачивает вправо, крутой порог и за ним 5 озер. Последнее 5-ое озеро – Дены-Дерь. Легенда гласит, что каждый проводивший и встретивший солнце на левом берегу озера не возвращается.
Огромное количество легенд и преданий сопровождает наш путь по Алтаю.
Все реки, горы и озера и родники Алтая имеют своих духов и свои легенды.
– Легенда об алтайском богатыре Сартакпае, проложившим русла рек через горные хребты и долины и о его сыне, раскидавшем камни по ним и образовавшем знаменитые Катуньские и Чуйские пороги.
– Легенда о великой любви и предательстве, связана с озером Ак-Кем.
– Легенда о Каракольских озерах, где богатырь Бучай одержал победу над чудовищем Каракулом.
– О горе Белухе, которая однажды ночью поднялась над долиной и защитила людей от надвигающихся на них ледников.
– Легенда о таинственной земле Беловодье, где люди и звери, природа и создатель пребывают в гармонии.
– Это, наконец, легенда о Шамбале, месте на земле, где открывается другая реальность, где сосредоточены многие знания, вход в которые открывается на Алтае и в Тибете...
Все увиденное и пережитое во время путешествия по Алтаю не оставляет сомнений в красоте этого края.
Владимир Толкачевhttp://www.voskres.ru/articles/tolkachev.htm