Многоглавый храмИсторический этюдВообразите себе скопище маленьких разной высоты,
башенок, составляющих вместе куст, букет цветов;
вернее, вообразите себе корявый плод, весь усеянный
наростами, дыню-канталупу с бугристыми боками, или,
ещё лучше, разноцветный кристалл, ярко сверкающий
своими гранями в солнечных лучах…Астольф де Кюстин. Россия в 1839 году.
«С Покрова охотнички запохаживают, собачки заполаивают», – говорил мой дед. Жил он в Архангельской области, в деревне Михайловка, ранее называемой Монастырской, появившейся на месте Уздренской Введенской пустыни. Было когда-то в этой деревне два храма: каменный, одноглавый, с двумя приделами и деревянный, с тремя приделами, пятиглавый. В деревянном один из приделов – в честь Николая Чудотворца. Много Никольских церквей на Руси, куда не глянь – всё Никола, да Никола. Много таких храмов (и деревянных, и каменных) повидал некий Хромушкин, расслабленный, ехавший из Москвы в Уздреньскую пустынь по откровению. Привёз он две иконы Нерукотворного Спаса и исцелился. А в это время стоял уже в Москве знаменитый Покровский собор. Вышел он из кремлёвских стен за ров ещё в 1561 году. Победитель в Казанском походе Ивана IV. Стоит богатырь из-под ладони поглядывает на свою землю. Вышел он с дружиною. Девять башенок – девять шапочек – девять богатырских шлемов. Девять приделов. И каждый из них участвовал в победе. С праздником Троицы связан, например, выход Ивана IV в поход, в Покров состоялся решающий штурм с проломом крепостной стены, на Киприана и Устинью – окончательное взятие города… И только придел Николы Великорецкого не имеет отношение к Казанскому походу. Мне нравится та вера людей, что придел Николы Великорецкого определил сам Господь, что хотели сделать только восемь, а вот он девятый сам сказался. Вместо восьми приделов, вместо восьми куполов, вдруг появляется девять. Чудо. Так начинается приращение собора.
Можно вспомнить картину Ф.Я. Алексеева «Красная площадь в Москве» (1801г.) На этой картине в частности изображён Покровский собор, и среди его куполов видна главка придела Феодосии Девы. Но придел этот упразднён ещё в 1783 году. В чём же дело? Можно, конечно, предположить, что художник выписывал детали храма по какому-то уже ранее известному полотну, на котором данный придел существовал. С другой стороны, может, это чудо? Может, придел виден только чистому сердцем, как Китеж Град? Тогда должны стоять на своих местах (как минимум!) тринадцать приделов. Это церкви «на Рву», расположенные когда-то между Спасскими и Никольскими воротами, а в конце IVII века, перенесённые и построенные около Покровского собора: Параскевы Пятницы; Василия Кесарийского; Богоявления Господня; преподобномученицы Феодосии Девы; Рождества Богородицы с двумя пределами: зачатия святой Анны и Всех святых; Рождества Христова; Николая Чудотворца; Положения Ризы Богоматери; Усекновения главы Иоанна Предтечи с пределом преподобного Сергия Радонежского; евангелиста Марка.
Есть ещё придел Василия Блаженного. А то, что Ризположенская церковь позже стала Рождества Богородицы и её, к тому же, называют приделом Иоанна Блаженного? Не надо забывать, что при ремонте храма в IVIII веке по просьбе жертвователей придел Киприана и Устиньи был переименован в придел святых мучеников Андриана и Наталии (1786г.), а Григория Армянского – в Иоанна Милостивого (1788г.) Считайте – считайте, я уже сбился со счёту. Как вам такой храм в двадцать семь приделов? Но этого мало. В начале XIX века Покровскому собору придали две часовни, построенные с обеих сторон Спасских ворот: Великого Совета Ангел и Великого Совета Откровение. А в 1770 году разобраны два кремлёвских собора (собор Михаила и Фёдора Черниговских и собор Александра Невского). Их иконостасы установлены в Покровском соборе!
Помнится, и про обетованный храм Василия III. Храм этот, выстроенный в честь взятия в 1514 году Смоленска, стал аналогом при возведении Покровского собора.
А временные храмы на месте Покровского собора. Деревянные Святой Троицы (1553г.), Покровский с приделами (1554г.), Николы Великорецкого (1555г.)
Нельзя забывать и о иконах, и о людях. Хотя бы те же самые жертвователи Н.М. Хрущёва и И.Е. Кислинский, по просьбам которых переименовали в своё время два придела. Не будь этих людей, не знаю ещё, чтобы стало с храмом. (В деревне Михайловка, где жил мой дед, от двух храмов осталась только нижняя часть каменного, используемая в советское время как пекарня). А Иоанн Кузнецов, который не бросил храм с приходом к власти большевиков? Да мало ли таких людей?
Не разрушили храм ни Наполеон, ни Гитлер, ни революция, ни советская власть. Был он ранен, изуродован, испоганен, но восстанавливался, возрождался, воскресал. И стоят все эти приделы, видны все главки, на всех колокольнях гудят колокола!.. Все люди, что остались, стоят и молятся.
Не даром, так много названий у нашего храма: Святой Троицы, Василия Блаженного, Иоанна Блаженного, На Рву (на рубеже стоит богатырь), Иерусалим, Покрова. В свой праздник свой придел именинник!
Иностранцы называли его Иерусалимом. В самом деле: столько церквей в одном месте, столько главок; и всё это связано между собой, переплетено. В пору заблудиться. Стой же, стой Иерусалим! Не будь разрушен. Стой Покровский собор!
…Конечно, самое правильное название нашего собора – в честь Покрова Божьей Матери. Самые любимые заступники у русского народа Николай Чудотворец и Божья Матерь. Не просто так каждое первое октября почти три с половиной века подряд шёл крестный ход из Успенского собора в Покровский. Божья Матерь вознеслась и вот уж Покров свой раскрыла над христианами. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь <…> всё покрывает» (1Кор.13).
Дед мой в Благовещенье Пресвятой Богородицы любил говорить так: «Благовещенье большой праздник: девка косу не плетёт, а птица гнездо».
Сергей Мурашев (г. Каргополь)http://www.voskres.ru/oikumena/murashev.htm