Русская беседа
 
01 Мая 2024, 08:53:27  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Россия и Персидский залив: окна возможностей  (Прочитано 890 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103822

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 08 Сентября 2017, 04:33:51 »

Петр ИСКЕНДЕРОВ

Катар нуждается в российском оружии



 Сохраняющаяся напряжённость в районе Персидского залива открывает перед Россией объективные возможности для укрепления её военно-политических позиций в государствах региона. Это касается как оказавшегося в региональной блокаде Катара, так и его оппонентов во главе с Саудовской Аравией и Объединёнными Арабскими Эмиратами, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

Наибольшую активность в данном отношении проявляет Доха. Судя по имеющейся информации, в Москве серьёзно отнеслись к намерению катарского руководства приобрести у России технологии производства систем противовоздушной обороны. Соответствующий вопрос обсуждался в ходе состоявшейся в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2017» в подмосковной Кубинке встречи министра обороны России Сергея Шойгу с государственным министром по вопросам обороны Катара Халидом бен Мохаммадом аль-Аттыйя. «Что касается нашего взаимного сотрудничества, это не только покупка систем ПВО, но и технологии. Мы бы хотели развивать отрасль и перевезти эту технологию в Катар, – сообщил катарский министр. – У нас есть поручения его величества эмира Катара укрепить отношения с Россией в военной области, и мы просим российскую сторону помочь нам в этом деле».

В России положительно отнеслись к катарской инициативе. По словам Сергея Шойгу, специально для делегации эмирата продемонстрировали боевые возможности самых современных систем, включая С-400 «Триумф» и «Панцирь-С». Приезд катарской делегации,

    «безусловно, послужит дополнительным стимулом для более тесных отношений между Россией и Катаром в деле борьбы с терроризмом, поскольку Катар играет важную роль в арабском мире»,

отметил глава российского оборонного ведомства. Сергей Шойгу также выразил надежду, что посещение катарской делегацией Международного военно-технического форума «Армия-2017» «будет полезно для налаживания новых контактов между вооруженными силами» России и Катара.

Интерес Дохи к современным российским зенитно-ракетным и ракетно-пушечным комплексам особенно показателен в силу двух обстоятельств. С одной стороны, потенциальная покупка систем «Панцирь-С» явится прямым военно-техническим ответом одному из главных конкурентов Катара в регионе Персидского залива – ОАЭ. Последние уже являются заказчиком аналогичных систем у России. Всего же по состоянию на сегодняшний день покупателями системы «Панцирь-С» выступают четыре государства: помимо ОАЭ, это также Сирия, Алжир и Экваториальная Гвинея.

С другой стороны, Катар закупает военную технику у разных государств – и Россия до недавних пор не находилась в верхней части соответствующего списка. В частности, в течение последних лет катарские власти закупили или ведут переговоры о закупке современных систем вооружений в США, Франции и Германии на общую сумму более 50 млрд долларов. Важное место среди контрактов занимают системы ПВО. В 2014 году Катар заключил контракт на поставку 11 американских зенитно-ракетных систем Patriot PAC-3 на общую сумму около 10 млрд долларов, а также приобрел систему ПРО США THAAD.

Тема российско-катарского военно-политического и военно-технического сотрудничества обсуждалась и в ходе визита в Доху министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Подчеркнув, что, по мнению Москвы, эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани

    «всецело привержен поиску решения всех проблем, которые испытывает данный регион», глава российского внешнеполитического ведомства обсудил в катарской столице широкий перечень двусторонних и региональных вопросов, в том числе в военно-технической области. У России и Катара «взаимный интерес к развитию контактов и в этой сфере»,  подтвердил Сергей Лавров.

В самом Катаре оптимистично оценивают перспективы углубления взаимодействия с Россией в разных сферах, учитывая, конечно, и фактическую блокаду Дохи государствами-членами ССАГПЗ. «Санкции – ничто, когда есть помощь от России», – пишет катарское издание Al-Watan Qatar.

Базирующийся в Катаре телеканал Al Jazeera высказывается более определённо: «Катар приехал за российским оружием». Сообщая о переговорах глав оборонных ведомств двух стран, телеканал подчёркивает, что государственный министр по вопросам обороны Катара Халид бен Мохаммад аль-Аттыйя «подтвердил намерения эмира Катара Хамада Аль Тани развивать отношения с Россией в оборонной сфере и выразил надежду на сотрудничество Москвы с Дохой в вопросе развития вооруженных сил».

Средства массовой информации Ближнего Востока со всей серьёзностью относятся к новым военно-политическим тенденциям в регионе. Примером может служить публикация иорданского издания Al Ghad, напоминающая об интересе Турции к приобретению российских ЗРК С-400 и показательно озаглавленная «Турция, Иран и Катар: тройственный союз и российское оружие».

    «Учитывая недавние визиты в Россию, совершенные турецкими, катарскими и иранскими военными должностными лицами для обсуждения вопроса о покупке российских систем противовоздушной обороны, в том числе систем С-400, можно заключить, что три страны готовятся изменить региональную геополитику на Ближнем Востоке путем формирования трехстороннего альянса, объединяющего Тегеран, Доху и Анкару»,

– заявляет иорданское издание. И хотя подобные оценки грешат преувеличением, определённые тенденции подмечены верно.

Тем временем западные и в первую очередь американские источники прогнозируют затягивание противостояния в районе Персидского залива. «Как и в случае катастрофической войны в Йемене, Саудовская Аравия и ОАЭ радикально переоценили перспективы своего успеха и не смогли составить надежный план Б на случай, если дело пойдет не по плану. Квартет, выступающий против Катара, похоже, переоценил страх Катара перед его изоляцией в ССАГПЗ и их собственной способностью причинить вред своему соседу», – отмечает эксперт Университета Джорджа Вашингтона Марк Линч. А газета The Washington Post указывает на существующий «диссонанс» между Белым домом и Госдепартаментом США «в вопросе кризиса» и прогнозирует, что «в ближайшее время спор в Персидском заливе не прекратится».

Возникающая ситуация открывает перед Россией новые возможности для укрепления её позиций в регионе, который до недавнего времени не относился к числу приоритетных направлений во внешней политике Москвы.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103822

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 08 Сентября 2017, 04:37:05 »

Петр ИСКЕНДЕРОВ

Россия и Персидский залив: окна возможностей



 Развитие ситуации в Персидском заливе открывает возможности для укрепления отношений России с монархиями этого региона. И если Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты, с одной стороны, Катар – с другой, больше заинтересованы в получении поддержки, в том числе и военной, в плоскости противостояния Эр-Рияда и Дохи, то интересы более умеренных государств (в первую очередь Кувейта) лежат в сфере посреднических услуг в урегулировании политико-дипломатического кризиса, который несёт странам – членам Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) потери, негативно влияющие на мировой нефтяной рынок.

Вопросы преодоления кризиса и расширения экономического взаимодействия России и стран ССАГПЗ находились в центре внимания российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, совершившего 28-30 августа блицтурне по странам Персидского залива. Выступая по итогам переговоров в Эль-Кувейте, Лавров отметил: «Товарооборот в прошлом году у нас вырос на 14 %, а за первые месяцы в текущем году – на 43 %. Эти темпы говорят о том, что мы скоро выйдем на уровень более полумиллиарда долларов США. Это далеко не предел».

Развитие экономических связей со странами ССАГПЗ тесно связано с углублением политического диалога, в том числе в контексте кувейтской посреднической инициативы в конфликте Эр-Рияда и Дохи. Россия подтвердила поддержку данной инициативы, а заодно устами министра иностранных дел напомнила о собственной инициативе, выдвинутой задолго до нынешнего кризиса, по разработке всеобъемлющей концепции безопасности в зоне Персидского залива. «Отрадно, что Кувейт, наряду с такими членами ССАГПЗ, как Бахрейн и Оман, изначально являлся активным сторонником этой инициативы, о чем сегодня вновь сказали нам наши коллеги», – сообщил в кувейтской столице Сергей Лавров.

Что же касается посредничества в урегулировании текущего кризиса, то Москва обоснованно и чётко выступает за налаживание политического диалога, не становясь при этом ни на чью сторону.

    «Мы поддерживаем кувейтскую инициативу и не хотим ни с кем конкурировать. Действительно, у нас добрые отношения со всеми странами, оказавшимися в этой не очень простой ситуации. Мы исходим из того, что инициатива Кувейта заслуживает поддержки всех, кто сможет повлиять на эту ситуацию позитивно. Мы будем готовы оказывать поддержку в формах, приемлемых для всех участников этой ситуации»,

– подтвердил глава российского внешнеполитического ведомства.

Более определённо акценты в пользу углубления взаимодействия России и стран ССАГПЗ были расставлены в ходе визита Сергея Лаврова в Объединённые Арабские Эмираты. Глава российского внешнеполитического ведомства отметил, что у России и ОАЭ «совпадающие или очень близкие позиции» по ситуации в Сирии, Ливии, Йемене, Ираке и по палестинской проблеме. «Мы еще раз подтвердили заинтересованность в координации наших действий по этим животрепещущим вопросам», – подчеркнул российский министр.

В развитие достигнутых в Абу-Даби договорённостей российская сторона рассматривает возможность укрепления в ОАЭ своих позиций в банковско-финансовой сфере. В частности, открыть до конца текущего года свое региональное представительство в ОАЭ намерен «Внешэкономбанк».

«Что касается Эмиратов, то для нас очень важно там иметь присутствие, принимая во внимание и язык, и традиции, и уважение к партнеру, что важно для обеих сторон. Наш наблюдательный совет принял решение создавать такое представительство. Я думаю, что до конца года наш эмиратский офис уже будет существовать в Абу-Даби. Мы думаем, что этого офиса будет достаточно для региона, – заявил первый замглавы ВЭБ Николай Цехомский. – Мы считаем, что там возможны сделки. Россия экспортирует высокотехнологичную продукцию в эти страны. Безусловно, есть потенциальное финансирование, поскольку там есть крупные игроки. Вы знаете о Mubadala, которая сотрудничает с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). Есть очень крупный фонд, который пока не так активен в России, – ADIA, мы с ним очень подробно общаемся на эту тему. Мы считаем, что потенциал создания совместных фондов, совместных инвестпроектов высок». Ранее глава ВЭБ Сергей Горьков сообщил, что новая стратегия развития банка предполагает ориентацию в первую очередь на страны Ближнего Востока и страны исламского мира.

Развивая отношения с монархиями Персидского залива, Россия стремится поддерживать определенный паритет в военно-технической области. В частности, по информации Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), Россия, ведя переговоры с Катаром о продаже Дохе систем ПВО С-400 «Триумф» и «Панцирь-С», намерена поставить ОАЭ партию истребителей Су-35. «Очередной раунд переговоров о поставках 24 истребителей планируется провести в ближайшее время по взаимной договоренности сторон», – сообщила в конце августа официальный представитель ФСВТС Мария Воробьёва. Кроме того, по её словам, «на рассмотрении эмиратской стороны находится российское предложение по модернизации ранее поставленных БМП-3 в ОАЭ».

Оценивая конфликтную ситуацию, возникшую в отношениях между арабскими странами Персидского залива, следует иметь в виду, что конфликт коренится в попытках Эр-Рияда противодействовать появлению в регионе нового «центра силы» в лице Катара.

    «Арабские соседи, которые любят называть себя «братьями» Катара, бунтуют, так как маленькая страна на полуострове, расположенная перед Саудовской Аравией в Персидском заливе, не уступает ни миллиметра. Если они примут эту ситуацию и не ответят более жесткими мерами, то «потеряют лицо», – в особенности новый наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман. Он хочет провести радикальные реформы в стране и при помощи жесткого курса во внешней политике как в Йемене, так и в Катаре отвести от себя критику консерваторов в связи с ослаблением статусных правил внутри страны»,

– отмечает германское издание Handelsblatt и делает тревожный прогноз: «Положение настолько нестабильно, что ни Катар не может выполнить требования других, ни противники без ощутимых успехов не смогут бездействовать, не потеряв при этом лицо... В Персидском заливе наступили драматические времена».

Сложившаяся ситуация указывает на устойчивую востребованность российской поддержки всех региональных игроков, включая поддерживающую Катар Турцию. В зависимости от расклада сил данная поддержка может носить политический, торгово-экономический или военно-технический характер – при условии соблюдения в регионе баланса интересов и выхода сторон на долгосрочные договорённости.

https://www.fondsk.ru/news/2017/09/06/rossia-i-persidskij-zaliv-okna-vozmozhnostej-44604.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!