Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #1 : 13 Сентября 2017, 18:40:20 » |
|
(Продолжение)
Этот список сам по себе грандиозен, впечатляющ, поучителен! Один он о многом говорит.
И дальше с кем удалось встретиться или ощутить корни, связи Белгородчины со всей страной, с Россией. Вот дважды Герой Социалистического Труда Василий Яковлевич Горин. Мне посчастливилось поговорить с ним в больнице, видеть вручение знаменитых «Горинских премий», которые ой как много значили и значат на Белгородчине. Был Горин на фронтах войны, там его ранило, после тяжёлого ранения оказался в плену, в концлагерях на территории Латвии, потом снова служил в Красной Армии. Будучи лейтенантом медицинской службы, на родине, на Белгородчине, работал фельдшером, руководил фельдшерскими акушерскими пунктами. В 1959 году был избран председателем колхоза имени Фрунзе в родной Бессоновке.
В этой беседе я убедился, сколь высок круг интересов: сельскохозяйственная практика и наука, экономические показатели, жизнь человека, его характер. Поразился я и широкому знанию литературы, о которой он подробно расспрашивал, показывая глубину знакомства с книгами и авторами, жизнь ведь часто не оставляет времени работающему человеку на чтение. Горин время находил, сам увлекался литературой, книгой. Высказывал своё мнение о многом, о селе, деревне, о «Жатве» Николаевой, «Кавалере Золотой звезды Бабаевского», будоражащих публикациях в «Правде» Ивана Васильева из Пскова, Леонида Иванова из Омска. Да, работник такого масштаба знал много, учился сам. У нас в стране всегда были мудрецы-земледельцы, вносящие свой созидательный вклад в жизнь. Они выступали за улучшение жизни крестьянина, его хозяйства, его условий проживания, его бытия, но против очернения его усилий, объявления его неперспективным. Помню спор Белова с казаками на Дону: «У вас тут оглоблю ткни, вырастет дерево!» Сошлись в конце концов на том, что надо работать и тут, и там. Вспомнили народного академика с Южного Урала Мальцева и великого организатора председателя колхоза «Рассвет» Кирилла Орловского из Белоруссии, партизана, Героя Советского Союза с войны и Героя Социалистического Труда за поднятый колхоз, вспомнили и дважды Героя Социалистического Труда с Украины Макара Посмитного, который, как и многие селяне, был избран в Верховный Совет СССР депутатом. Помню, как на него обрушили свои язвительные, «убийственные» вопросы в Англии журналисты Би-Би-Си: Господин Макар Иванович, как Вы относитесь к демократии, к правам человека?» Макар Иванович – человек бывалый, отвечал спокойно и уверенно: «Демократию мы уважаем, развиваем, любим». Потом подумал и ударил по столу кулаком: «Но у себя в колгоспи (колхозе) я люблю порядок». Вот так все эти умелые созидатели любили демократию, но чтобы в доме был порядок! Таков «порядок» был в колхозе у Горина. Стоит тут и спортивный центр, и детский сад, школа. На вопросы о цели его жизни он отвечал: «Чтобы люди жили лучше». Просто и, главное, созидательно и со смыслом. Пятьдесят лет во главе колхоза! Его памятники в родной Бессоновке и в Белгороде напоминают во имя чего жил этот человек.
И вот, когда погружаешься в книгу «Знаменитые земляки», поражаешься этому многообразию исторических и духовных корней, которыми связана область со страной, с Россией, да и со всем миром. Ведь соками этой Белгородской земли, характерами людей был взращен для нашей культуры великий реалист, артист, основоположник того направления, которое сыграло роль в отечественном сценическом искусстве, как человек, спасший его от формалистических изысков и ерунды беспредметности – М.С. Щепкин. Недаром позднее, когда он вышел из своего крепостничества, его творчество узнавали и любили Пушкин, Гоголь, Герцен, Некрасов, Грановский, Тургенев, Островский. Московский Малый театр недаром называется домом Щепкина. Белгородский академический драмтеатр назван его именем. А дом-музей Щепкина открыт на его родине, в селе Алексеевка Яковлевского района.
А рядом железо. Выдающийся русский инженер, строитель, изобретатель, учёный, почётный академик АН СССР, применивший многие новые технологии в строительстве, Герой Социалистического Труда Владимир Шухов. Как все мы любуемся в Москве выдающейся Шуховской ажурной вышкой первого советского телевидения, а в украинском Николаеве, ещё в 50-е годы я увидел и восхитился возвышающейся над всем городом изящной водонапорной башней. Награды, награды. Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже. Его кипящий ум порождал и порождал великие технологические открытия. В 2001 году памятник Шухову был открыт в Белгороде, а в 2008 году – в Москве. Его имя носит Белгородский государственный технологический университет, школа и парк в Грайвороне. Золотая медаль русского гения В.Г. Шухова присуждается за выдающийся вклад в развитие науки и техники. И все эти достижения начинались на земле Белгородчины.
Недавно в залах Третьяковки состоялась выставка замечательной русской художницы Зинаиды Серебряковой, родившейся в селе Нескучное Белгородского уезда (ныне оно в Харьковской области). Зинаида Серебрякова соединяла в себе знаменитые художественные династии Бенуа и Лансере, училась у многих мастеров в Париже и Риме. Но, без сомнения, её художественным истоком была её малая Родина – Нескучное Белгородского уезда. Тут она открыла целый художественный мир природы и людей. Тут она создавала портреты детей, любимого мужа Бориса Серебрякова, умершего позднее от тифа, образы крестьянок, вообще лица русской деревни. Замечательная ее картина «Беление холста»… Народу на выставке было много. Художница ещё раньше пришла к нам в 50-е, 60-е годы, хотя в силу разных обстоятельств в Россию она не смогла приехать. В общем, и тогда, и сейчас Зинаида Серебрякова соединяла с художественным миром Европы, Парижем, Римом, Марокко всю Россию, ибо её работы находятся во многих музеях страны, музеях СССР, есть и в музеях Белгорода. Вот какой художественный свет пролила на нас Зинаида Серебрякова с Белгородской земли.
А вот имя известное не только в киномире, но и в сонме созидателей духа нашего Отечества – В.П. Басов. Он пришёл в этот мир из пограничных районов Белгородчины. Воевал, был ранен, закончил войну капитаном, учился в знаменитом ВГИКе, снял 19 фильмов, написал 9 сценариев. Известны его «Школа мужества», «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Битва в пути», «Тишина», блестяще экранизировал пушкинскую «Метель», а также «Дни Турбиных» и «Щит и меч», вошедших в золотой фонд нашего кинематографа. А как актёр снялся в 80 фильмах. Удивительная работоспособность и многогранность артиста и человека. Вот таков Владимир Павлович Басов, народный артист СССР, лауреат Государственной премии. Великими талантами запечатлелась Белгородчина.
А вот уникальная личность – Василий Ерошенко. Первый раз упомянут в историческом альманахе «Прометей», вышедшем в 60-е годы в нашем издательстве «Молодая гвардия». Ослепший в 4 года, он не сдался. «С тех лет я покинул сказочный мир солнца. Ночь моя продолжается и будет продолжаться, пока я жив. Но разве я проклинаю её? Нет, вовсе нет. …Я учился слушать звёзды, поющие в небе, учился познавать природу». Мир не без добрых людей. Его в 1894 году отправили в Московское учебно-воспитательное заведение воспитания и обучения слепых детей. Он закончил успешно школу, получил профессию музыканта-скрипача. В 1912 году он едет в Англию и обучается в Королевской коллегии для слепых. Он полон энергии и хочет всё больше и больше знать. «Солнце – поводырь слепых» утверждает он в 1914 году и отправляется навстречу солнцу в Японию. Там, обучаясь в токийской школе для слепых, изучает японский язык, иглоукалывание, массаж, игру на японских струнных инструментах. В 1916 году печатает на японском языке «Рассказ о бумажном фонарике», выступает с лекциями о русской литературе, даёт концерты в филармонии, выступает с лекциями. Появляются издания об этом в японских энциклопедиях. С 1916 по 1919 год живёт в Тайланде, Бирме, Индии. Везде интересуется судьбой незрячих людей, пытается понять их особенности и взгляды. С 1921 года он снова в Китае, где классик китайской литературы Лу Синь перевёл его произведения на китайский язык. Затем Париж, конгресс незрячих. Преподает в Коммунистическом университете трудящихся Востока в японской секции. Через пять лет посещает Чукотку, чтобы узнать жизнь и быт незрячих людей в тех краях. В 1934 году создаёт в Туркмении для слепых туркменский алфавит на базе шрифта Брайля. Позднее в Сергиевом Посаде (Загорске) преподаёт русский язык и литературу ослепшим военным. Жизнь его окончилась в 1952 году в родной Обуховке в Старооскольском районе, где у музея его имени стоит бюст со словами, в которых он сам описал свою жизнь: «Учил, путешествовал, писал». Честно говоря, мне не хватает ни в музее, ни в его жизни разгаданных загадок, какой-то, если хотите, мистики, фантазии. Ведь не многое увидел, но многое услышал, что нам не дано, а таким людям, как болгарская Ванга, которые восхищали людей, был дан дар свыше – предвидение. Да, такого рода люди – знак великого дара, культурной, исторической, духовной силы человека. И судьба Ерошенко ещё не раз будет открыта снова.
Вот другой великий человек советской эпохи Андрей Кириленко, родившийся в Алексеевке на Белгородчине. Крепкий советский хозяйственник, организатор производства, партийный лидер, возможный преемник Леонида Брежнева, он был инженером в Запорожье, становится там секретарём обкома партии, курирует авиастроение. В начале войны чётко и организованно проводит эвакуацию заводов Запорожья на Урал. Был назначен в Военный совет 16 армии, затем снова направлен на Урал, где был уполномоченным Комитета Обороны. После войны возглавляет обком партии, восстанавливает город. Затем Николаевский обком партии, где его присутствие уже я сам чувствовал. Затем Днепропетровский обком, стратегическое строительство знаменитого Южмаша. С 1955 года – Свердловский обком партии. Урал – опорный край державы, как писал Александр Твардовский. С 1966 года работал в ЦК КПСС, курировал всю советскую промышленность, член Политбюро, брал на себя ответственность за решение многих вопросов. За это время объём промышленности в СССР вырос в 2 раза. Ушёл на пенсию в 1982 году, завещав партии всё своё состояние. На заводе Химмаш в его родной Алексеевке был установлен ему бюст как дважды Герою Социалистического Труда. В общем, неизвестно, конечно, как бы повернулась жизнь, если бы КПСС возглавлял умелый руководитель, строитель, а не говорун Горбачёв.
Вот какова Белгородская область, всегда готовая дать созидательный кадры для страны.
В этом созвездии Белогорья, безусловно, звезда первой величины святитель Иоасаф Белгородский, соединяющий землю и дух России и Украины. Прилуки и Белгород его обручи, стягивающие землю. «Белгородская земля как бы центр России. Она, – как сказал, слегка ухмыляясь, выходец из Белгородчины, – связана памятью, духовными, культурными нитями со всей Россией. Это не какой-то «медвежий угол», а действительно центр».
Занимаясь в 80-е годы написанием исторических повествований «Росс непобедимый» и «Ушаков», я часто сталкивался с известными именами людей XVIII века, столетия, которое было «безумно и мудро», как писал о нем Радищев.
Так вот, одним из таких «любомудров» XVIII века был Василий Рубан, родившийся в Белгороде. Он получил по тому времени прекрасное образование в Киевской духовной академии, в Московской Славяно-латинской академии. Затем Московский университет, что взрастил тогда группу литераторов: Денис Фонвизин, Ипполит Богданович, Михаил Чулков... Рубан владел греческим, немецким, французским, польским и турецким языками. Оставил прекрасные переводы сочинений Горация, Вергилия, Овидия… Василий Рубан участвовал в издании первых русских журналов «Доброе намерение», «Парнасский щепетильник» и «Трутень», «Живописец», активно публиковался в них. Я отчетливо помню запах веков и аромат времени, что источал журнал «Ни то, ни сё», впоследствии переформатированный в журнал «Всякая всячина», который Василий Рубан издавал вместе с Башиловым, по наущению Екатерины II. Я даже, в некотором роде, позаимствовал интонацию названия его журнала для своей небольшой книжки развлекательных историй уже нашего века. Издавал Василий Григорьевич журналы «Трудолюбивый Муравей», «Старина и новизна», книги «Поход боярина и большого полку воеводы А. С. Шеина к Азову», «Устав ратных, пушечных и др. дел, составленный в 1607 и 1621 гг. Онисимом Михайловым», «Описание Императорского столичного города Москвы» – фактически первый путеводитель по Москве, содержавший сведения о топографии, территории, облике, административном устройстве, экономике, социальном составе жителей города.
До конца века Рубан служил у стратега проводимой Екатериной II политики князя Потёмкина. Василий Григорьевич создавал, открывал школы и учебные заведения в Новороссии. Благодаря участию издателя В.Г. Рубана и Г.А. Потёмкина, изданы были «Странствования по святым местам Востока» В. Г. Григоровича-Барского, знаменитого православного путешественника первой половины XVIII века.
К этому же времени относится имя знаменитого белгородца Степана Дегтярёва, композитора, руководителя Шереметьевского крепостного театра, автора одной из первых отечественных ораторий, родившегося в Борисовке Хотмыжского уезда. Этот крепостной мальчишка получил хорошее образование, познал теорию музыки. Дегтярёв был прекрасным вокалистом, скрипачом, музицировал на фортепьяно и гуслях. Получив право посещать Московских университет, изучал французский и итальянский языки. Степан после учебы, служил, как говорили тогда, «учителем концертов», иными словами, музыкальным руководителем Шереметьевского театра.
(Окончание следует)
|