(Окончание)Андрей Пойманов: – Я сейчас в Волгограде узнал, что скульптура Родины-матери выше американской статуи Свободы.
Мария Жук:– Это самый высокий памятник на планете. Творение скульптора Евгения Вучетича восхищает. Америка гордится своей статуей, а мы мало знаем о наших памятниках.
Волга в лучах утреннего солнца мне показалась будто нарисованной на картине. Не верилось, что я на набережной.
Анастасия Моругина: – О городе можно судить по тому, как его жители относятся к собственной истории. Волгоград – город и герой, и хранитель исторической памяти. Сколько интересных музейных выставок. Сколько мемориалов, все памятники в цветах.
Всюду чисто, ухожено. Широкие улицы разделены парками и скверами. Зелёные травяные газоны. Город почти на сто километров протянулся полосой по берегу Волги. А на уличных дорогах нет пробок автомобильных. Нам сказали, что скоростной трамвай всех выручает в поездках.
Ольга Пыж: – На экскурсиях встречались школьники и ветераны, молодежь и взрослые.
Марина Нутрякова: – Хотела бы ещё побывать в Волгограде.
Надежда Пушкарская: – Волга ошеломила. Напомнила мне чем-то море. Вода синевато-голубая и прозрачная. Чайки летают над волной. Свежесть в воздухе.
На Мамаевом кургане в Зале воинской славы чеканили шаг солдаты. Шла смена почётного караула. Застыли, как вкопанные, не шевельнутся. Поднимаюсь выше. На площади скульптурные стены-руины, как каменная книга-летопись Сталинградской битвы. Её герои будто восстают из развалин. Где-то в глубине слышится музыка. Стою и плачу...
Цвета времени Лет двадцать назад в Россоши состоялась, наверное, первая коллективная выставка, на которой широко представили своё творчество местные художники – любители и профессионалы.
Мне запомнился портрет сельской женщины. Вроде присела она отдохнуть у печки. Но – нет. Глаза, непривычно сложенные руки выдавали, что в мыслях хранительница семейного очага жила заботами о доме – о текущем и вечном. За плечами на простенке золотился свежесвязанный венок лука…
Автором картины была Надежда Радевская, молодой преподаватель живописи детской школы искусств. А недавно круглую дату – пятидесятилетие – Надежда Михайловна, кстати – лауреат фестивалей Слободской украинской культуры, отметила персональной выставкой. На ней побывали мои ученики – студенты Россошанского колледжа мясной и молочной промышленности. Картины, исполненные художницей в традиционной русской реалистической манере, тронули души семнадцатилетних.
* * *
Конечно, когда идёшь в галерею, представляешь себе огромный зал с красивыми люстрами. Но понимаешь, откуда в Россоши взяться такой галерее, ведь для этого нужны большие деньги.
И вот мы на пороге стеклянного «аквариума», пристроенного к девятиэтажке. Стены густо увешаны картинами. Какая-то женщина стоит, волнуясь, в углу, возле стола. Перед тем, как идти сюда, нам дали задание – выбрать картину и написать о ней сочинение. И мы сразу двинулись вперёд выбирать картины.
Женщина подходила к каждому и пыталась что-то объяснить, но все так были увлечены, рассматривали портреты, пейзажи и натюрморты, что просто не слышали её. Потом успокоились и сбились в одну «кучу», обсуждая, кому что понравилось.
Нас попросили рассесться на лавочках, и только тогда мы поняли, что тихая и неприметная хозяйка и есть автор картин. (
Надя Гончаренко).
Этой выставкой я была просто поражена. Направляясь туда, думала только о том, как бы быстрее прошло время, и я оказалась дома. Но, у картин забыла обо всём.
Надежда Михайловна Радевская – женщина средних лет, с очень доброй душой. Это видно по её улыбке, глазам, выражению лица. Её очень приятно слушать. Она необычный и интересный собеседник (
Лена Мекка).
Я вошла в зал и сразу почувствовала какое-то умиротворение, уют и тепло. Всё это исходило от картин Радевской. (
Катя Бондарева).
Когда прошла во второй зал картинной галереи, в мои глаза бросилась картина, на которой изображена горящая свеча. На столе, рядом со свечой, сидит сова и лежит книга, а на книге – очки. Меня очень заинтересовало, что же художник хотел выразить в этой картине. На первый взгляд мне показалось, что художницей владело чувство ночного романтизма. Я имею в виду свечу и полумрак, сова – это человек, которому не спится зимней ночью, а книга и очки означают, что эту бессонницу можно совместить с чтением какой-то интересной книги.
Но на самом деле всё оказалось иначе. Эта картина посвящена памяти художника Басова, с которым работала Радевская. Так что свеча означает вечную память и скорбь, сова – это символ мудрости, а книга – символ учения и света. Вот так можно увидеть одну и ту же вещь. (
Катя Грицынина).
Самое большое впечатление на меня оказали две её работы. Это картины, на которых изображен пятикупольный храм в разные времена. Первая была написана в 1995 году, на ней изображена разрушенная церковь. Смотришь – сначала кажется, что храм поднимается из земли, вокруг пустота и дорога, уходящая куда-то вдаль, всё это наводит на мысль, что у людей отняли веру, и ничего уже не вернуть. Но к храму ведёт маленькая тропинка, и сквозь тучи на небе пробивается лучик света, освещая разрушенный храм веры. Всё это оставляет надежду на то, что люди одумаются и возвратятся назад, они задумаются над своими ошибками.
Вторая картина написана спустя годы. На ней изображён уже отреставрированный храм, но, несмотря на это, от картины веет отчуждённостью и холодом. Вдумавшись, понимаешь истинную проблему нашего времени. Это отсутствие веры и наша неготовность прийти на помощь ближнему в трудную минуту. (
Катя Бондарева).
Я очарована изображением храма на пустынной местности. Чёрное небо и виднеющиеся из просвета солнечные лучи скользят по куполам церкви, создавая какое-то притягивающее и завораживающее чувство. Эта картина как будто показывает настроение рисующего её человека, которому очень плохо, но он видит просвет и исцеление в церкви. Стрижи, бросающиеся вниз и снова взлетающие вверх, показывают смятение художника, но он уже выбрал свой путь – надо идти к храму, к которому ведёт маленькая узенькая тропка. (
Надя Гончаренко).
Голубые купола храма как бы уходят высоко в небо, но небо покрыто тучами. Кажется, что начнётся ливень, но ему не закрыть храм – памятник веры, символ чистоты в огромном земном пространстве. (Аня. Цимбалист).
Всматриваясь в эти две разные картины, понимаешь, как хрупок мир, когда в него вмешивается человек, стараясь переделать его, сминая всё на своём пути. (
Алла Ворона).
Я ради интереса посчитала картины. Их оказалось сто одиннадцать. (
Ира Мельникова).
Поэтесса Раиса Ефремовна Дерикот изображена на портрете в оранжевом платье, с русским платком на плечах на фоне природы. Она смотрит на нас, приподнятая своими чистыми мыслями и любовью ко всему окружающему. (
Лиза Доронова).
Портрет Дерикот написан на фоне природы, потому что все стихи, которые пишет Раиса Ефремовна, о природе, о красоте нашей земли. На мой взгляд, Радевская в этой картине показала частичку нашего русского наряда: на плечи поэтессы накинут платок с узорами. Он словно подчеркивает красоту, доброту и нежность в женщине. (
Катя Деева).
Очень интересна картина с обнаженной девушкой, выходящей из моря на берег. Эта девушка – символ чистоты, искренности, а море нарисовано так, как будто сливается с небом. Приятные голубые, розовые краски придают картине особую красоту. Такое впечатление, что девушка не сама выходит из воды, а воздух и вода несут её на своих руках, как богиню (
Римма Евченко).
Все картины по-своему красивы, но почему-то из этой большой коллекции моё внимание привлекла лишь одна. Это очень простая картина, на которой изображены старые хатки. Всё вокруг укрыто снегом: деревья, соломенные крыши домиков, заборы. Мне захотелось наяву увидеть снег, серебристый иней на деревьях, вдохнуть свежий морозный воздух. (
Люда Лубкина).
Мне запомнились две картины. На первой изображено зимнее солнце, в чистом небе оно особенное… Возникает ощущение, будто сейчас зима, будто на улице полно переливающегося бриллиантовыми цветами снега, а дым, который вьётся из труб, позволяет почувствовать себя в этой тёплой слободской хатке и почувствовать ту лёгкую морозную свежесть.
А на второй картине изображен – заброшенный домик, который почти не виден из сугроба. Дивные деревья наклонились от тяжести снега, привалившего их сверху. Наверное, ночью шёл тихий пушистый снег до самого утра. А яркое ослепительное солнце разбудило утром всю природу. (
Наташа Ливинская).
Я очень люблю осень, и поэтому меня привлекла картина с осенним пейзажем. Дорога, укрытая листьями, уходящая в гущу леса, листва, падающая с деревьев тихим шорохом, опускается на землю, как бы стараясь быстрее выполнить свою миссию на это время года, и уснуть, то есть лечь на землю тихо и спокойно, и оставить этот мир. Среди листьев, которые были повсюду, прорывались деревья – коричневые вертикальные линии, которые уходили своими верхушками прямо в небо. Они, сбрасывая свою листву, помогали освободиться от тяжести осеннего настроения. На одном из деревьев, почти на самом верху, сидела сорока. Среди красок осени, желтых, красных, тускло-зелёных, виднелось чёрно-белое пятнышко, которое прилетело в этот чудный уголок осеннего леса. (
Юля Тесля).
Осенний пейзаж. С веток деревьев падают жёлтые листья. Лес в полном смысле слова звенит. Дорога ведёт в необычайный мир, который наполнен чудесным пением птиц, где это пение не прекращается ни на минуту. Так и кажется, что художник не просто рисует эту картину, а наслаждается звонким голосом птиц, дышит свежим воздухом и приглашает тебя вместе порадоваться жизни. (
Таня Гвоздикова).
* * *
На выставку Радевской попали зарубежные гости, оказавшиеся в нашей Россоши по служебным делам. Дама из Швейцарии надолго остановилась у картины. Перед ней Дон, просторы, белые горы. Спросила у Надежды Михайловны, что ей дорого в этом.
– Сама река. Радость, с которой рисовала, – ответила художница.
Иностранка вдруг призналась:
– Всю Европу проехала, а у вас в России нашла и я то, что моя душа искала…
Нина Чалая, Заслуженный учитель Российской Федерации (Россошь Воронежской обл.)http://www.voskres.ru/literature/library/chalaya.htm