Правозащитные организации, как пример кризиса
международных институтов глобального урегулированияС каждым годом в мире все отчетливее ощущается рост напряженности и уровня конфликтности. Конфликты были всегда и это нормально, такова сегодняшняя природа человека. Но противостояние различных политико-экономических систем становится все более и более ожесточенным. Это можно отчетливо видеть на примере противостояния ведущих мировых держав и блоков государств. Международными санкциями теперь уже никого не удивишь, наоборот – это даже стало восприниматься, как рутина, обыденность. Гражданские конфликты внутри различных государств (Ирак, Ливия, Сирия, Балканы, Украина и многие другие), терроризм, о котором мы практически ничего не слышали в 90х, теперь стали неотъемлемой частью наших новостных лент. Постепенно становится заметно, что перестают работать привычные нам институты регулирования международных конфликтов. ООН, ОБСЕ, ПАСЕ и другие западные международные организации в реальности сегодня могут выступать только наблюдателями или вообще просто отстраниться от проблемы и перестать ее замечать, делая вид, что ее как бы не существует или она вот-вот сама разрешится. Время убеждает нас в обратном – не разрешится, наоборот, только усугубится.
Лично я это очень отчетливо почувствовал за последний год, когда в ноябре 2016 года к нам за помощью обратился гражданин Украины, Вадим Чеховский. Я являюсь руководителем небольшой организации, которая объединяет выходцев из украинского города Харькова в России, а Вадим – мой земляк, который в марте 2015 года был похищен бойцами националистического батальона «Азов». Вадима 3 месяца втайне от родных содержали в импровизированных тюрьмах, регулярно избивали, довели до такого состояния, что ему срочно потребовалась операция, которую в итоге сделали тайно без соблюдения каких-либо официальных процедур.
Самое страшное – это когда вместе с тобой страдают твои самые близкие люди и ты им никак не можешь помочь, кроме как согласиться на выдвигаемые тебе условия. Когда Вадим отказался признавать выдвинутые ему обвинения в хранении оружия и членство в «террористической» организации, сотрудники Службы безопасности Украины похитили жену Вадима и стали демонстративно избивать в соседней допросной комнате, «допрос» продолжался до тех пор пока Вадим не согласился подписать нужные бумаги. Ни Вадиму, ни его жене при задержании не были предъявлены какие-либо официальные обвинений, не было получено разрешение суда на арест, нарушены практически все права человека и юридические процессуальные нормы.
В итоге Вадима отвезли в суд только через 3 месяца после его первого задержания, где он уже был полностью сломлен и морально и физически, его запугали и заставили отказаться от адвоката. Суд приговорил Вадима к 1 году колонии строго режима. Весьма странный срок, как для «опасного террориста». Представленные доказательства были настолько слабыми, что судья понял реальное положение дел и просто не захотел брать на себя ответственность за принятие убийственного для невиновного человека решения. К сожалению, сегодняшняя ситуация в Украине такова, что суд вынужден идти на компромиссы с силовыми органами и принимать такие решения, которые были бы приемлемы для Службы безопасности Украины.
Осенью 2016 года Вадим вышел из тюрьмы и решил рассказать все то, что с ним произошло, а также истории тех, с кем он познакомился в тюрьме, таких же, как и он политических заключенных. Вадим написал текст и сделал видеообращение
http://simonzzz2.livejournal.com/688.html, в котором рассказал свою историю в надежде на то, что это поможет обратить внимание на ситуацию, сложившуюся в Украине и облегчит участь тех, кто еще остался в украинских тюрьмах.
Когда Вадим показал нам это видео и попросил помочь донести эту информацию до правозащитных организаций, сообщить о тех людях, которые еще остались украинских застенках, мы сразу согласились и первым делом написали несколько официальных писем в ведущие западные правозащитные организации, такие как Amnesty International и Human Rights Watch. Письма были отправлены, как на официальные электронные адреса, указанные на сайтах организаций, так и заказным письмом по физическому адресу. Мы были убеждены в том, что мы сможем наладить диалог и выстроить эффективную совместную работу. Особенно после того, как в июне 2016 года помощник генсека ООН Иван Шимонович обвинил СБУ в том, что служба проводит "массовые задержания сторонников повстанческого движения в стране и систематически применяет к ним пытки. Происходит это в пяти секретных центрах». Тогда СБУ не пустила инспекционную комиссию ООН на свои объекты, тем самым, фактически, сорвав инспекционную поездку, после чего специальная комиссия ООН демонстративно покинула Украину. Позднее ООН и Amnesty International выпустили доклады о системном нарушении прав человека и жестоком обращении с заключенными в Украине.
В своем письме мы просили включить случай Вадима в реестр дел по расследования фактов нарушения прав человека, изучить списки людей, которые остались еще в заключении, многие на тот момент также, как и Вадим в начале, находились в заключении без предъявления каких-либо официальных обвинений, то есть были просто похищены. Мы просили проведать заключенных, взять их под свой контроль и опеку.
Каково было наше удивление, когда мы столкнулись с полным игнорированием. Мы не получили никакого ответа, совсем. Только с адреса парижского отделения Human Rights Watch пришел автоматический ответ от бот-системы, что наше обращение принято и с нами свяжутся, как только будет возможность. Мы ждали несколько месяцев до конца 2016 года, но с нами так никто и не связался. Под конец года мы созвонились с главными офисами AI и HRW и попытались узнать судьбу наших обращений. Нам ответили, что никаких писем от нас не получали и попросили повторить. В феврале 2017 года мы дополнили и актуализировали информацию и повторно отправили по указанным адресам наше обращение, но столкнулись с той же проблемой – полное игнорирование. Только в этот раз нам пришел ответ от автоматической бот-системы лондонского отделения AI, в котором говорилось, что наше обращение принято и взято к рассмотрению. Мы решили убедиться в том, что наше обращение действительно было получено и позвонили по указанному в письме телефону. Нам ответили, что наше письмо получено и с нами свяжутся для уточнения деталей. Мы очень просили обратить внимание на список людей, которые по нашей информации до сих пор остаются в тюрьме и в неопределенном статусе, мы готовы были помочь установить контакты с родственниками и адвокатами других заключенных. Однако, после этого звонка с нами так больше никто и не вышел на связь. Впоследствии мы пытались установить отношения и с украинским отделением Amnesty International и московским представительством Human Rights Watch, но каждый раз эффект был абсолютно идентичным. Сотрудники, с которыми мы разговаривали, даже отказались написать официальный ответ о том, что они приняли от нас письмо, а случай Вадима Чеховского внесен в реестр дел для разбирательств, его регистрационный номер и хотя бы приблизительные сроки его рассмотрения.
Также в июне 2017 года мы обратились в Украинскую Хельсинскую группу по правам человека с той же просьбой, где нам в письме официально ответили, что приняли к сведению предоставленную нами информацию, но, к сожалению, ничем помочь не могут, так как данный случай – это юрисдикция Генеральной Прокуратуры Украины и только она может дать правовую оценку произошедшим событиям. При этом в том же письме юрист организации откровенно написал, что он сомневается, что «палачи» будут привлечены к ответственности.
Хорошо, как же быть тогда в такой ситуации, когда все известные нам правозащитные организации, фактически, оказались беспомощны и бесполезны? При этом, это огромные уважаемые международные структуры, что тогда говорить о волонтерских региональных образованиях. Ключевой вопрос в том данные правозащитные организации действительно ничего не могут сделать или просто по каким-то, например политическим, причинам решили отстраниться от такого рода проблем?
В итоге в июле 2017 года согласно инструкции мы оформили и отправили официальную жалобу в Комитет ООН против пыток и в Комитет ООН по правам человека. Нам ответили, что с нами свяжутся через несколько месяцев после изучения обстоятельств и деталей жалобы. Сейчас мы ждем обратной связи. Конечно, для большинства заключенных, кого мы указывали в списках – это просто потерянное время и условия у каждого из них уже несколько раз поменялись.
Возвращаясь к началу, сколько конфликтов в последнее время нам реально удалось урегулировать в рамках глобальных международных организаций? Работает ли реально международное право, не стало ли оно инструментом в руках политиков, которые предпочитают трактовать закон и права человека так, как им это будет политически выгодно? Украина и ситуация, которая сложилась там – это лишь яркий пример той глобальной проблемы, с которой сталкиваются и в Европе. И не важно это проблема беженцев из Африки или это все увеличивающееся число региональных конфликтов. Мы должны пересмотреть свои привычные взгляды, отказаться от политических мифов, которые нам навязывают во многих СМИ и четко отделять политическую пропаганду от реально происходящих событий.
P.S. Cтатья о методах работы СБУ и об игнорировании соответствующих фактов «правозащитными» западными организациями былb опубликована на нескольких иностранных ресурсах.
Французских: AgoraVox -
http://www.agoravox.fr/actualites/international/article/l-inutilite-des-organisations-de-196823 и
Reseau International
http://reseauinternational.net/linutilite-des-organis..
и немецком (правда, русских немцев) партии Единство —
https://yadi.sk/i/gRuRTLXD3Md6kw.
Есть и на английском -
http://www.stalkerzone.org/human-rights-organizations-example-crisis-global-regulation-institutions/Сейчас они в землячестве также организовали помощь арестованному в Харькове 83-летнему Логунову Мехти Феофановичу.
http://kharkovchane.ru/2017/09/08/sbor-sredstv-na-advokata-dlya-logunova-mexti-feofanovicha/http://kharkovchane.ru/2017/09/07/intervyu-s-docheryu-xarkovskogo-politzaklyuchennogo-logunova-mexti-feofanovicha/https://apostrophe.ua/news/politics/judiciary/2017-09-18/v-harkove-razoblachili-uchenogo-kotoryiy-hotel-prodat-rossii-voennuyu-taynu-ukrainyi-video/107497 lukyanov@kharkovchane.ru С уважением,
Алексей Лукьянов, Председатель общественной организации “Харьковское землячество «Харьковская слобода»http://www.voskres.ru/taina/lukianov.htm