Русская беседа
 
17 Июня 2019, 04:30:06  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 12 13 [14]
  Печать  
Автор Тема: Арктика и безопасность России  (Прочитано 36615 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 74612

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #195 : 10 Апреля 2019, 12:10:08 »

В Санкт-Петербурге проходит V Международный арктический форум



В Санкт-Петербурге стартовал V Международный арктический форум — самый представительный за всё время проведения: в его работе принял участие президент РФ Владимир Путин, а также президенты Исландии и Финляндии Гудни Торлациус Йоханнессон и Саули Ниинистё, премьер-министры Швеции и Норвегии Стефан Лёвен и Эрна Сульберг. Всего на форум прибыло около 3000 гостей: политики, бизнесмены, учёные. В центре внимания — новые перспективы, которые открываются в Арктике. Главная тема форума – «Арктика. Океан возможностей».

«Сегодня Арктика переживает стремительные перемены... Это, прежде всего, изменение климата, который с одной стороны остается серьёзным общим вызовом, а с другой, предоставляет новые возможности, например, в деле расширения использования Северного морского пути для судоходства. Дополнительные перспективы для наращивания экономической деятельности, связанной с продолжающимся развитием технологий. А возрастающий глобальный рост на углеводороды и морепродукцию способствует модернизации инфраструктуры и притоку инвестиций», — отметил глава МИД РФ Сергей Лавров в ходе выступления.

«Россия, имеющая самую большую арктическую зону, неизменно рассматривает Арктику как территорию мира, конструктивного взаимодействия и добрососедства. Последовательно продвигаем позитивную, объединительную арктическую повестку дня во имя эффективного решения проблем, с которыми сталкивается наш регион, располагающий уникальной, но крайне уязвимой экологической системой. Его устойчивое развитие возможно только при ответственном и бережном подходе, при безусловном отказе от архаичных геополитических игр с "нулевой суммой", – сказал дипломат. – Убеждены, что в Арктике нет конфликтного потенциала и все возникающие здесь вопросы могут и должны решаться политическим путём, за столом переговоров. Ни один из этих вопросов не требует военного решения. В интересах укрепления доверия и взаимопонимания, предотвращения любых видов эскалации выступаем за восстановление полноформатного военно-политического диалога арктических государств. Эффективным механизмом поддержания региональной стабильности были ежегодные встречи начальников Генеральных штабов вооружённых сил государств – членов Арктического совета. К сожалению, с 2014 г. практика их проведения заморожена. В целях возобновления совместной работы предлагаем в качестве первого шага наладить контакты на уровне военных экспертов арктических государств».

Позднее выступил Путин.

«В 2021 году Россия примет председательство в Арктическом совете. И мы предлагаем всем странам – участницам этой организации, а также другим государствам сотрудничество в Арктике. Приоритеты нашего председательства – жизненно важные темы для развития Арктики: продвижение природосберегающих технологий во всех сферах, в промышленности, на транспорте и в энергетике», – сказал он.

По словам российского лидера, сейчас на долю Арктики приходится более 10% всех инвестиций в РФ. Путин убеждён: значение арктического фактора в экономике страны будет только расти.

«Уже в этом году намерены подготовить и принять новую стратегию развития российской Арктики до 2035 года. Она должна объединить мероприятия наших национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов. По ключевым социально-экономическим показателям, по качеству жизни людей все арктические регионы необходимо вывести на уровень не ниже среднероссийского. Обращаю внимание: именно такая задача должна быть не только чётко обозначена в новой стратегии развития Арктики, но и служить ориентиром для работы всех федеральных ведомств и региональных властей России. Обязательно нужно учесть и специфику проблем, касающихся коренных малочисленных народов Севера. Особое внимание – развитию транспорта и другой опорной инфраструктуры», – указал глава государства.

Среди ключевых инфраструктурных проектов Путин назвал строительство Северного широтного хода – железнодорожной магистрали, которая позволит приступить к освоению природных богатств Полярного Урала и Ямала, а в перспективе – и севера Красноярского края. Кроме того, будет продолжена работа по развитию глобального транспортного коридора, включающего Северный морской путь, который будет действовать бесперебойно и круглогодично. Также, по словам президента, Россия будет обновлять свой ледокольный флот и  выпускать больше судов ледового класса.

«Для наращивания капиталовложений в регионе и запуска новых проектов намерены использовать все инструменты поддержки инвестиций, в том числе те, что уже успешно апробированы в рамках программ развития дальневосточных регионов России. Говорю, прежде всего, о льготных ставках на прибыль, о понижающих коэффициентах по НДПИ и заявительном порядке возмещения НДС, об упрощённом порядке предоставления земельных участков и неизменности условий реализации инвестиционных проектов. С учётом особенностей Арктики, преференции для инвесторов должны быть и будут здесь, как говорится, ещё более продвинутыми, более устойчивыми, – отметил Путин. – Правительству России – здесь я уже обращаюсь к своим коллегам – вместе с экспертами, представителями бизнеса уже дано поручение разработать проект специального федерального закона об особой системе преференций для инвесторов арктической зоны. И прошу провести эту работу оперативно, с тем, чтобы закон был принят Госдумой уже в осеннюю сессию».

На форуме обсуждаются вопросы комплексного развития арктических территорий, включая рациональное использование природных ресурсов, экологическую безопасность, транспортное обеспечение, защиту интересов коренных народов Севера, а также другие аспекты устойчивого роста в Арктическом регионе. Много говорят о социальных задачах – здравоохранение, создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры северных городов, вопросы безопасности. Конечно, речь идёт и сохранении уникальной природы, хрупкой экосистемы Арктики. Например, в центре внимания сегодня – новые технологии по переработке мусора, защита флоры и фауны от пагубных техногенных воздействий. В павильонах «Экспофорума» – конкретные проекты, как уже реализованные, так и те, что ещё ищут своих инвесторов.

Со всеми лидерами государств, которые приехали в Санкт-Петербург, у Владимира Путина запланировали двусторонние встречи. С финским коллегой она уже состоялась. Говорили в том числе о развитии туристического потенциала.

Президент РФ в начале встречи отметил, что отношения двух стран «развиваются поступательно»: поддерживаются контакты на уровне администраций президентов, на уровне правительств, парламентов, что сказывается и на товарообороте: он растёт.

«Что касается наших двусторонних отношений, они являются добрососедскими, – отметил, в свою очередь, Ниинистё. – Санкт-Петербург является первым городом по посещаемости финскими туристами на территории России. Когда я это услышал, мне пришли на ум Ваши слова, произнесённые несколько лет назад, когда я говорил, что в Хельсинки и Финляндию приезжает очень много российских туристов. Вы сказали, что надеетесь, что они умеют себя вести. Наверное, я могу то же самое сейчас сказать: надеюсь, что финские туристы тоже ведут себя правильно».

«Нормально, туристы ведут себя нормально, закусывают, так что всё с ними в порядке», – заметил Путин. На что Ниинистё ответил: «Так и надо».

По материалам сайта МИД РФ, Первого канала, РИА Новости, сайта Президента РФ.

http://www.stoletie.ru/lenta/v_sankt-peterburge_prohodit_v_mezhdunarodnyj_arkticheskij_forum_862.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 74612

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #196 : 10 Апреля 2019, 18:03:35 »

Дмитрий Лекух

Арктика: приз или угроза. Почему для США так опасен Северный морской путь


© РИА Новости / Алексей Даничев

Официально открыл свою работу пятый по счету международный арктический форум "Арктика — территория диалога", который в текущем году стал весьма представительным: его даже пришлось перенести из Архангельска в Санкт-Петербург в связи с необходимостью принять столь большое количество гостей.
Архангельск с таким наплывом мог банально не справиться. Достаточно сказать, что в нем принимают прямое участие главы пяти основных арктических государств: уже традиционно — российский президент Путин и президент Финляндии Саули Ниинистё, к которым добавятся исландский президент Гудни Йоханнессон, премьер-министры Норвегии и Швеции Эрна Сульберг и Стефан Левен. Владимир Путин, кстати, вчера уже направил телеграмму-приветствие участникам и гостям международного форума (несмотря на то, что форум открылся только во вторник, первые встречи, дискуссии и сессии прошли на площадках уже в понедельник, 8 апреля), а сегодня примет уже и личное участие в мероприятиях.

Основными темами пятого форума заявлены устойчивое развитие арктических территорий и повышение качества жизни на Крайнем Севере.

Впрочем, по порядку.

Обсуждение пойдет на нескольких площадках и по нескольким темам, среди которых такие остроактуальные, как перспективы освоения нефтегазовых месторождений региона, судостроение, инфраструктурное развитие в условиях Крайнего Севера, экологические проблемы и даже такая региональная экзотика, как развитие полярной авиации (никаких, кстати, шуток: в настоящее время в России разрабатывается перспективное оборудование для нужд региональной полярной авиации, в том числе способное работать на грунтовых аэродромах, а также экранопланы и гидросамолеты). Но, безусловно, главными в экономической и геополитической повестке мероприятия станут вопросы и перспективы развития Северного морского пути.

Так, в частности, участники сессии "Северный морской путь — ключ к развитию Российской Арктики", которая пройдет в рамках форума, обсудят выполнение целевой задачи по развитию Северного морского пути, сформулированной Владимиром Путиным, который, кстати, почти наверняка примет личное участие в обсуждении. Грузопоток по СМП к 2024 году должен быть увеличен до 80 миллионов тонн, что, безусловно, требует глобального осмысления и стратегических решений. И тут реально есть что обсудить.

Такое внимание вполне понятно.

Просто чтобы было наглядно: в настоящее время порядка десяти процентов всех не то что трансевразийских, но вообще всех мировых морских перевозок осуществляется через узкое "бутылочное горлышко" Суэцкого канала.
Очередь — чуть ли не на несколько месяцев вперед.

Не помогло даже строительство так называемого Нового Суэца: ну да, обороты изрядно выросли, но "расшить потоки" до конца все равно так и не удалось. Тут все несложно считается: морской транспорт по определению самый дешевый и выгодный, и спрос, соответственно, прилично выше предложения.

И в этом смысле возникновение альтернативного маршрута перевозок посредством круглогодичной навигации по Северному морскому пути очень трудно переоценить.

 К тому же на севере нет политических рисков: таких, в частности, как конфликты, столь присущие региону Ближнего Востока, пиратство в том же Аденском заливе и многих других. Маршрут по СМП, по сути, является маршрутом каботажного плавания вдоль берегов российской ядерной сверхдержавы, частично в исключительных территориальных водах Российской Федерации. И там противопоказано шалить не только пресловутым "сомалийским пиратам", но и пиратам куда более серьезным, с офисами в ведущих западных столицах: к охране своей собственной территории Россия в последние годы относится весьма вдумчиво, и туда лучше не лезть.

И неслучайно наши заокеанские партнеры относятся к перспективам СМП настолько резко отрицательно: его полноценный запуск будет означать подрыв главного фактора их экономического могущества, осуществляемого через контроль глобальной торговли через логистику морских перевозок.

Северный морской путь наносит удар по самому дорогому, что есть у Вашингтона: по его собственному бумажнику, и такое Вашингтон не может не только простить: он тупо не имеет права этого допустить. Это вам даже не "Северный поток — 2", который для одной из отраслей американской экономики, конечно, весьма неприятен, но отнюдь не смертелен. Здесь же, по мнению многих экспертов, США могут сразу же потерять в системообразующем для них вопросе регулирования глобальной мировой торговли через банальный "вопрос цены".

В итоге Россия сталкивается с противодействием проекту даже сейчас, с первого этапа, когда вопрос о постановке контейнерных перевозок на поток через СМП является по определению еще только "перспективным" и остро вообще не стоит.

Собственно, именно об этом и говорит российский президент Путин, когда в рамках арктических форумов предлагает к обсуждению самый ключевой вопрос развития региона: вопрос обеспечения региональной безопасности. Арктика должна стать, по словам Путина, "территорией мира": мы готовы об этом договариваться, готовы сотрудничать, нам это нужно и важно. И вовсе не потому, что мы недостаточно сильны в регионе, как раз наоборот: военная мощь России в высоких широтах вполне достаточна и не имеет конкурентов.

Просто именно безопасность и бесконфликтность является очевидным конкурентным преимуществом Северного морского пути: для нас, в отличие от американских партнеров, Арктика — приз, а не экзистенциальная угроза. И любой, даже локальный, конфликт нам в этом регионе совершенно ни к чему. Тут достаточно привести мнение нынешнего главы Минприроды Дмитрия Кобылкина: "Один рубль, вложенный в арктические проекты, привлекает еще 15 рублей, это хорошая пропорция, которую мало какой сегмент экономики может дать". И те российские проекты в Арктике, которые уже сейчас по факту используют возможности Северного морского пути, типа проектов того же НОВАТЭК — такие как действующий "Ямал СПГ" и активно строящийся "Арктик СПГ" — тут очень хороший и, самое главное, весьма наглядный пример.

https://ria.ru/20190409/1552487085.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 74612

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #197 : 13 Апреля 2019, 14:51:54 »

ИГОРЬ ШУМЕЙКО

Северный морской путь — каботажная линия России

Арктика – территория диалога



9-10 апреля 2019 г. в Петербурге прошел V Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», объединивший работу  органов государственной власти, международных организаций, представителей научных и бизнес-сообществ, массмедиа России и многих зарубежных стран. Главный  девиз и главная тема форума – «Арктика  –  территория диалога. Арктика – океан возможностей».  Деловая  программа включала  три трека:

– Прибрежные территории;

– Открытый океан;

– Устойчивое развитие. 

Проявленный в ходе подготовки большой интерес, резко выросшее число заявок  гостей и участников форума привели к решению о его переносе из планировавшегося Архангельска в Санкт-Петербург.

В форуме участвовали главы государств и правительств скандинавских стран: финский президент Саули Ниинистё, премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг, премьер-министр Швеции Стефан Лёвен, исландский президент Гудни Йоханнессон. 

Россия в лице президента Путина поставила в центр внимания форума инвестиции, экологию, торговлю, права коренных северных народов. Скандинавские лидеры согласились с этими приоритетами, и хотя на пленарном заседании под закадровым давлением США (оно выражалось в наборе вопросов западных корреспондентов) упомянули «проблему Крыма», но быстро перешли к реальной «арктической работе».

Новрвежская Dagbladet пишет: «Выезд Эрны Сульберг на ледокол «Красин» был очень символичен. Ведь она отправилась в Россию именно затем, чтобы ломать лед… После визита Эрны Сульберг в Россию чувствуется какое-то облегчение. И дипломаты, и норвежские бизнес-лидеры выражают надежду, что самые суровые морозы в отношениях между Россией и Норвегией вот-вот подойдут к концу». В том же ключе высказался президент Финляндии Саули Ниинистё: «Необходимо найти общий язык, несмотря на напряженность в отношениях между Россией и Западом».

Переведя дискуссию в практическое русло, президент РФ подчеркнул, что темпы потепления в Арктике в четыре раза превосходят аналогичные по миру, но климатический вызов оборачивается и новыми возможностями – судоходство по Севморпути в ближайшее время может стать круглогодичным. Уже сейчас объем трафика в 20 млн тонн/год в три раза перекрыл рекорд Советского Союза 1987 года, а к 2025 году он должен достигнуть 80 млн. тонн.

На форуме обсуждались проблемы добычи нефти и газа в Арктике, отношения с ОПЕК, но  именно  вопрос о Северном морском пути, о его преимуществах интересовал участников больше всего. Он и попал в фокус внимания СМИ, где сошлись разные точки зрения. Washington Examiner (США), например, процитировала командующего  ВМС США в Европе и Африке адмирала Джеймса Фогго: «Эта территория [Арктика] не принадлежит никому.  К ней должен быть свободный доступ у всех стран Арктического совета, членом которого мы являемся».

Однако РФ подошла к «морским вопросам» Арктического форума хорошо подготовленной. Один из его участников, министр транспорта РФ (2004-2012 гг.), ныне помощник президента России Игорь Левитин, выступая с программным докладом на конференции Общероссийского движения поддержки флота, прошедшей незадолго до форума в Санкт-Петербурге, сформулировал позицию  российских моряков. США выпустили массу заявлений о «всеобщности Арктики», но у них самих с 1920 года действует закон о каботаже («движение коммерческого грузового,  пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства»), требующий  «осуществлять каботаж только своими судами».

Весь Северный морской путь, от Мурманска до портов Дальнего Востока, – каботажная линия России. При этом  уровень перевозки 80 миллионов тонн/год по Севморпути – это национальный проект, уточнил Игорь Левитин. Выполнение на первых порах потребует анализа, какой класс судов у России отсутствует и составления списка исключений с допуском иностранцев, например, на три года. Однако эти исключения будут рассматриваться на основе закона, утверждающего  полное, неотъемлемое право России на свой Севморпуть.

Знание истории «владычицы морей» Великобритании тоже помогает кое-что понять. Например, затёртую фразу о «невидимой руке рынка», которая «сама всё расставит», повторяли бессчётное множества раз, но недосуг было задуматься о связи этого тезиса с морем. Ведь это был фрагмент речи Адама Смита, затем его статьи, восхвалявшей «Навигационный акт» (1651) Кромвеля. По этому «Акту» товары ввозились в Англию только на английских судах. Было там несколько исключений, но каботажное плавание осуществляли только английские суда! Трудно назвать что-то, более противоречащее свободе торговли. Адам Смит остаётся, конечно, столпом экономического либерализма, но ради интересов британского флота он попирал все либеральные каноны. Потому призывы открыть российскую Арктику, сделав её «общечеловеческим достоянием», рядом с цитатами о «невидимой руке рынка» – это очередное жульничество.

На конференции Общероссийского движения поддержки флота вице-президент Объединённой судостроительной корпорации Дмитрий Колодяжный, рассказывая о программах строительства военных, торговых, промысловых судов, не забыл и новый их класс: корабли для арктического морского туризма, ставшего в США и Канаде многомиллиардным бизнесом. На той же конференции руководитель Администрации морских портов Охотского моря и Татарского пролива Николай Татаринов объяснил суть «курильского вопроса»: «Японцам нужны не острова, а проливы меж ними!» Здесь – важнейшее продолжение Севморпути к портам Приморья, Приамурья, Сахалина, богатейшему гидробионтами Охотскому морю, вообще – один из важнейших мировых маршрутов. И самые сложные погодные условия – шторма, туманы, с мостика не видно своего флагштока. Обладание Курилами позволяет по обстановке выбирать маршрут: западнее, по Охотскому морю, или восточнее – по океану. Установив на островах станции автоматизированной проводки судов, японцы стали бы контролировать весь трафик вдоль Курил. И как судам, прошедшим Арктику, дойти до Приморья, Кореи, важнейших портов Восточной Азии, решать будут всегда хозяева проливов.

https://www.fondsk.ru/news/2019/04/12/severnyj-morskoj-put-kabotazhnaja-linija-rossii-47981.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 74612

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #198 : 07 Июня 2019, 08:46:05 »

"Россия может силой оспорить доступ к Арктике" - Пентагон



Пентагон опасается, что Россия может силой оспорить доступ к Арктике. Об этом говорится в новой опубликованной стратегии Минобороны США. В Вашингтоне не исключили, что военную силу Москва может применить, если процедуры по установлению границы расширенного континентального шельфа окажутся не в пользу РФ.

В США обнародовали новую стратегию Пентагона в Арктике. Её текст появился на сайте Минобороны Соединённых Штатов. В тексте, в частности, есть и провокационное подозрение в адрес России.

Согласно документу, Пентагон опасается, что Россия может силой оспорить доступ к Арктике. Такой исход в американском военном ведомстве не исключили, в том случае если процедуры по установлению границы расширенного континентального шельфа окажутся не в пользу РФ.

"Россия может решить установить эти границы в одностороннем порядке, если процедуры окажутся не в их пользу, - говорится в тексте документа. - И может использовать свою военную силу для запрета доступа к оспариваемым водам и ресурсам в Арктике".

В Вашингтоне также нагнетают ситуацию предположением, что именно с Севера может исходить опасность нападения на Соединённые Штаты. В Пентагоне не исключили, что ухудшение обстановки в регионе может затруднить мобильность американской армии.

Впрочем, в той же стратегии Пентагон всё же признаёт, что Москва "следовала международному праву и процедурам установления границ своего расширенного континентального шельфа".

https://tsargrad.tv/news/rossija-mozhet-siloj-osporit-dostup-k-arktike-pentagon_202857
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 74612

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #199 : 10 Июня 2019, 20:05:40 »

Арктический фронт. По поводу движения России на север

Наша страна исторически является мировым лидером по освоению арктических богатств и построению экономики в высоких широтах. Ещё с тех пор, когда главным портом нашей страны был Архангельск, роль северных территорий России была критически важной для включения страны в мировую торговлю хотя бы в каком-то виде. Спустя века север для нас стал намного важнее.


Порт Дудинка, один из лидеров по приросту грузооборота на СМП

Холодная экономика на ледяном поле боя

Ключевыми факторами присутствия людей и наличия инфраструктуры в Арктике являются необходимость добычи и вывоза полезных ископаемых, наличие в регионе незаменимых промышленных объектов Норильска, наличие населения в северных районах страны, и на её северо-востоке, и военные факторы.

Рассмотрим все эти факторы по отдельности.

От Кольского полуострова до Берингова пролива тянется длинная береговая «дуга» из территорий, снабжаемых почти исключительно морским транспортом в ходе Северного завоза. В «ту» сторону везётся всё необходимое для жизни населения, в обратную – местные продукты, как правило полезные ископаемые, но в случае с Норильском вывозятся уже сплавы, готовые к промышленному использованию. Также огромное значение для экономики имеет освоение газовых месторождений Ямала, завода по сжижению газа, нефтедобыча на арктическом мелководье. Экономика, выросшая в Арктике, не является ни эффективной, ни самодостаточной, но то, что государство прилагает огромные усилия для её развития – абсолютно правильно и вот почему.

По мере своего эволюционного развития человек оперирует всё большими и большими энергиями. Когда – то это была энергия горящей древесины, потом уголь, пар, нефтяное топливо, атом. И каждый раз, когда люди переходили к новому уровню использования энергии, для них становились доступными возможности, которые ранее были запредельными. Так, например, в девятнадцатом веке организация жизни в арктическом посёлке была бы подвигом. Сейчас это банальность.

Однако к моменту, когда энерговооружённость человека оказывается достаточной для штурма новых границ и освоения находящихся за ними богатств, крайне полезными являются и опыт жизни у этих штурмуемых границ, и наличие инфраструктуры в осваиваемых районах, которая может быть использована.

Экспансия России в Арктику, начатая много десятилетий назад, ещё в дореволюционную эпоху, создаёт для нас и инфраструктуру в Арктике, и даёт опыт жизни там, который не получить более нигде. Рано или поздно технологии позволят добывать сырьё и топливо в арктическом холоде куда проще и дешевле, чем мы это делаем сейчас. И в этот момент огромным «бонусом» для наших потомков (а может ещё для нас – кто знает) будут города, порты, маяки, посёлки и заводы, подведённые кое-куда или строящиеся сейчас железные дороги, корабли ледового класса, включая ледоколы как дизельные, так и атомные, и инфраструктура для их обслуживания, склады и аэродромы.

Да и сейчас арктическая экспансия уже имеет серьёзное экономическое значение. Сплавы Норникеля, нефть Приразломной, сжиженный газ Ямала – только вершина айсберга, «прославленная» прессой – сам же айсберг куда больше.

Просто маленький пример.

Это городок (по нашим стандартам – посёлок) Уткиагвик. Это самое большое поселение США внутри Полярного круга.


Уткиагвик

А у нас самое большое – Мурманск, с населением, чуть-чуть не дотягивающим до 300 000 человек, с аэропортом, морским портом, у которого ещё совсем недавно был огромный прирост грузооборота.


Мурманск

Да, сейчас у северных городов имеется проблема оттока населения. Но они остаются гарантией того, что при необходимости Россия сможет с минимальными ограничениями использовать свою часть Арктики. Там есть рабочие места, там есть спрос на судовые дизеля, вездеходы КАМАЗ, топливо, стройматериалы, высококалорийные продукты питания, совокупно оказывающий существенное влияние на экономику страны в целом.

С военной точки зрения Арктика представляет собой открытую область, которую невероятно трудно оборонять в силу её протяжённости. Именно через Северный полюс и далее на юг проходят трассы по которым в случае гипотетической войны полетят американские бомбардировщики, добивать то, что осталось после баллистических ракет. Именно здесь зреет потенциально конфликтная зона, где США могут попытаться «поставить на место» дерзкого оппонента в ходе ограниченной по масштабам военной операции. С этой точки зрения крайне важно иметь мощное военное присутствие в регионе, причём не просто многочисленное, но ещё и правильно организованное. Мощные силы авиации должны не дать американцам даже малейшей надежды, что у них может получиться хотя бы провокация, не говоря уже об успешной боевой операции. Сеть военных баз и аэродромов должна обеспечить возможности манёвра силами и средствами по всему арктическому театру военных действий. Флот должен не дать противнику использовать прилегающие к российским территориальным водам акватории для ударов крылатыми ракетами, действий против наших подводных лодок и морских коммуникаций входящих в состав Северного морского пути. Хорошо оснащённые сухопутные и десантные войска должны быть готовы очень быстро отодвинуть наши оборонительные рубежи на запад, блокировать и уничтожить вражеские десанты на наших арктических островах и удержать берег и аэродромы везде, где это потребуется.

Перспективы экономики

Довольно долго пресса, с подачи официальных лиц пыталась позиционировать в общественном сознании Арктику как нечто, что «строится» вокруг Северного морского пути, а сам СМП, чуть ли не как конкурента торговым маршрутам, идущим через Суэц. На самом деле, всё несколько не так. О перспективах СМП как альтернативы Суэцу хорошо написано в статье «Севморпуть. Мировое транспортное будущее или грандиозное прожектерство?» ( https://topwar.ru/158311-sevmorput-velikoe-transportnoe-buduschee-ili-velikoe-prozhekterstvo.html ), статья строго рекомендуется к прочтению. Скажем так: маленькую часть грузооборота у южных маршрутов «откусить» вполне можно и нужно, но конкурентом маршрутам, проходящим через тёплые моря, СМП не будет никогда. Грузооборот по нему, однако, продолжает расти. И причин этого в том, что Россия активно развивает в Арктике добычу полезных ископаемых, прежде всего углеводородов, и их экспорт. И связанный с этим процессом грузопоток и дают прирост грузооборота по СМП, а заодно и показывают в какую сторону России надо развиваться в этом регионе.

Надо понимать, никакое производство в обозримой перспективе в Арктике рентабельным не будет, а вот добыча полезных ископаемых пусть на грани окупаемости, пусть с массой льгот и выгодами для бюджета немногим выше ноля, там уже есть и у неё есть потенциал. И это и есть тот «задел на будущее», о котором говорилось в начале статьи. А ещё это рабочие места по всей стране, платёжеспособный спрос, поддержка судоремонту и судостроению, пусть и небольшая, обеспечение работой и всем необходимым местных, кто не хочет уезжать «на материк». К счастью, здесь есть консенсус и у властей, и у бизнеса, и у народа, а значит, масштабные инфраструктурные проекты в Арктике и дальше будут развиваться. И цифра в 80 миллионов тонн годового грузооборота по СМП, когда-то озвученная президентом Путиным как желаемая цель, хоть и в разы больше того, что есть сейчас, но нереальной не является. И к ней нужно стремиться, за счёт внутренних ресурсов арктических территорий, а не надежд сделать из СМП новый Суэцкий канал.

Это, однако не значит, что не стоит пытаться «откусить» часть судового трафика в летнее время, когда ледовая обстановка позволяет проводить торговые суда по СМП за разумные деньги. Правительству стоило бы обдумать вопрос создания судоходной компании с государственным капиталом, аналогичной «Совкомфлоту», в задачу которой и входило бы, действуя на грани окупаемости «получить максимум возможного» в деле перехвата грузопотоков. Даже если она всегда будет действовать с налоговыми льготами и минимальной прибылью, то почему бы и нет? Ведь это как минимум рабочие места во-первых, кое-какие выгоды для собственников инфраструктуры, тех же портов, какой-никакой спрос. Почему бы, собственно, такая компания не могла бы существовать? «Совкомфлот» же существует.

Вызывает, однако, настороженность то, что важный законопроект, требующий осуществлять вывоз углеводородов с СМП только на судах под российским флагом, так и не стал федеральным законом. По идее, СМП это как раз и есть то место, где правительство могло бы диктовать правила. Конечно, надо всё взвесить и обойтись без шоковых методов, аккуратно выводя весь экспортный грузопоток под российскую юрисдикцию, и облагая его хоть какими-то сборами. Пока, однако, это не так, налицо победа интересов судовладельцев. Но это не значит, что так должно продолжаться вечно.

Стоило бы просчитать рентабельность в северных широтах такого экзотического для Арктики бизнеса, как строительство дата-центров – в тех регионах, где имеются электрические мощности, такие сооружения будут иметь очень хорошую по сравнению с любыми конкурентами стоимость охлаждения. Возможно, это даже перевесит более дорогое капитальное строительство и другие, очевидные при размещении в Арктике, проблемы. Такую возможность как минимум кто-то должен проверить.

Отдельно необходимо вложиться в экстремальный туризм, у которого в условиях Арктики немалый потенциал. Во всяком случае, у американцев и канадцев даже круизные лайнеры в Арктике ходят, и нет никаких причин, по которым они не могли бы ходить у нас.

Не стоит питать иллюзий – Арктика не будет Эльдорадо. Там огромные логистические и климатические издержки. Но она может дать нам намного больше, чем даёт сейчас, и мы должны воспользоваться этими возможностями.

Нам, однако, будут мешать, и к этому надо готовиться.

Противодействие врагов

Ни США, ни Канада никогда не смогут добиться такого же развития в Арктике, которое есть у России уже сейчас. У них там нет крупных городов, населения и инфраструктуры, а у нас есть. У них нет ни одного относительно свободного ото льда порта внутри полярного круга, а у нас есть. У них нет по сути никакой экономики в Арктике, нет массовой организованной добычи полезных ископаемых, нет столько судов ледового класса… кто возит топливо в Ном, когда американцы срывают свой северный завоз? «Ренда», танкер под российским флагом. Своих нет.


Ледокол Береговой охраны «Healy» эскортирует на Аляску танкер «Ренда»

В англоязычной Википедии даже есть статья, посвящённая этому судну, такое значение оно для них имеет. И конкурента СМП из Северо-Западного прохода им никогда не создать, хотя бы потому, что СМП ведёт из Тихоокеанского региона в Европу, а СЗП не ведёт никуда – буквально. А если добавить к этому ещё и неурегулированность его статуса между США и Канадой, то становится ещё очевиднее, что шансов нет.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 74612

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #200 : 10 Июня 2019, 20:06:42 »

(Окончание)

Но всё вышеперечисленное не помешает американцам вести саботаж наших усилий по развитию в Арктике. Ещё в 2018 году они планировали провокацию с отправкой по СМП ледокола без требуемого (и абсолютно законного с точки зрения международного права), причём возможно, как это планировалось ими в 60-е и 70-е, с проходом через российские территориальные воды в проливе Вилькицкого.

Тогда их остановило то, что единственный ледокол, которому в силу толщины преодолеваемого им льда, можно было поручить такую провокацию, «Polar Star» находится в настолько ужасающем состоянии, что может сломаться в любой момент. И тогда придётся обращаться за помощью к самой России, что было бы политической катастрофой. Тогда, в начале 2018 года, американцы не рискнули.

Но сегодня их новая программа строительства ледоколов уже стартовала. Под головной корабль, разработанный Fincanteri уже выделены деньги, они уже осваиваются, уже проведен тендер на постройку и его победитель уже получил заветный контракт, причём с опционом на ещё два корабля следом за первым. Если не случится никакого ЧП, то первый новый с иголочки ледокол Береговая охрана США получит в 2024 году, и, если не будет срочной необходимости двигать его в Антарктиду, то столь желаемое ими «учение по обеспечению свободы судоходства», как они называют свои провокации подобные запланированной ранее, будет проведено в том же 2024 году. Впрочем, с учётом выделенных Конгрессом 15 миллионов долларов на ремонт «Polar Star», возможно, и раньше.


Новые американские ледоколы будут вот такими

Планы американцев и их возможности, касающиеся строительства ими ледоколов и увеличения своего присутствия в Арктике, подробно изложены в статье в «Независимом военном обозрении» «Америка рвётся в Арктику» ( http://nvo.ng.ru/realty/2019-03-01/14_1036_arctic.html ), и она рекомендуется к ознакомлению всеми, кто интересуется данной темой.

Сейчас стройка головного ледокола уже «в процессе», на стадии заказа оборудования и финальных проектных работ, над следующим пока сгущаются тучи из-за намерения Дональда Трампа потратить огромные деньги на его «стену», но даже если у Трампа получится перенаправить финансы с кораблей и самолётов на мексиканскую границу, то это лишь отсрочка, и не более чем на пару лет. Больше времени они нам не дадут.

Надо понимать – американцы не конкуренты нам в мирном освоении Арктики, но они вполне могут очень многое испортить. Так, невозможно создать надёжную судоходную линию там, где США ведут военные провокации – это будет отпугивать потенциальных клиентов посильнее сомалийских пиратов. Да и информационно США обыграют эту провокацию «на все деньги» — для западной медиамашины не будет проблемой объявить наши территориальные воды нейтральными и заставить двуногих овощей, из которых в значительной степени состоит население западных стран верить в это.

Мы должны быть готовы к этим провокациям, причём не столько в части техники, сколько в части тактики, оснащения и абсолютной, полной безжалостности к американцам. Мы должны будем пытать их акустическими пушками, сиренами, слепить прожекторами и лазерами, давить связь и РЛС помехами, заливать им палубы слезоточивым газом, на многие недели «учений» создавать им абсолютно невыносимые для жизни условия, если понадобится, и, в конечном счёте – накрепко вбить в их головы мысль, о том, как сильно им тут не рады. СМП это то место, где любая провокация со стороны США должна пресекаться максимально жёстко.

Впрочем, и военная сила должна быть наготове. С этой точки зрения, строительство двух вооружённых ледоколов проекта 23550, ранее многими экспертами критиковавшееся, неожиданно оказывается весьма «к месту» и очень вовремя.


Патрульный ледокол пр. 23550

Остаётся лишь понадеяться, что БОХР не утратит свои 97П к тому моменту, так как они тоже будут весьма полезны в сложившихся обстоятельствах – те, которые вооружены.

Провокации американских ледоколов на СМП – вопрос нескольких лет, и к нему нужно отнестись максимально серьёзно.


ПСКР пр. 97П. Патрульный ледокол

Военный аспект

В недавно вышедшей статье М. Климова «Реальные угрозы в Арктике: из под воды и воздуха» кратко перечислялись чисто военные угрозы для России в Арктике и то, как их заранее купировать. Для любого вменяемого человека очевидно, что в основном Климов прав.

Можно, конечно, поспорить, как американцам выгоднее штурмовать Котельный: парашютным десантом, с рисками при высадке но быстрой и безопасной доставкой, или же вертолётным, с множественными дозаправками в воздухе, медленной и печальной переброской войск, но зато с высадкой «как по ковровой дорожке». Или, может быть, они его просто крылатыми ракетами с землёй перемешают, и не будут захватывать вообще. Но это частности.

Главное же – экстремально высокая угроза со стороны американских подводных лодок и авиации. Это факт. В настоящее время враждебные воды для нашего флота начинаются сразу же после выхода из базы. Можно твёрдо гарантировать – если отечественная подлодка пошла в поход или на боевое дежурство, то «охотник» американских или британских ВМС уже рядом. И он превосходит нашу лодку и в акустической малозаметности, и в дальности обнаружения цели, и, о чём Климов также писал, – в торпедном оружии. С авиацией всё тоже непросто. Нам не хватает ни самолётов ДРЛО, ни заправщиков, хотелось бы ещё приблизить учения к боевой обстановке, так, например, нет ни одного видео с учебным выводом бомбардировщиков и противолодочных самолётов из-под удара. Рекомендации по поводу выхода из сложившегося положения в общем не секрет, и о них также говорилось – доведение нашего торпедного оружия и подготовки л/с к его применению до требуемого обстановкой уровня, насыщение боекомплекта имеющихся лодок антиторпедами, отработка их боевого применения, восстановление военного присутствия на базе в Гремихе, усиление опорного пункта на острове Котельном, передислокация ракетных комплексов «Бастион» западнее, где у них будут цели, восстановление морской авиации.

Про то, что необходимо привести в порядок противоминные силы, увеличить численность авиации на севере, говорить тоже излишне, как и про необходимость как можно быстрее отремонтировать и, при возможности, модернизировать имеющиеся противолодочные корабли тоже не стоит говорить.

Подвижки в эту здравую сторону начались, да и со стороны подводного флота недавно начали поступать кое-какие позитивные сигналы – пока очень робкие… Есть кое-какие интересные работы и в морской авиации, правда «враги не дремлют» и пытаются вернуть наш технологический уровень в 70-е годы, заморозив прогресс в этой сфере навсегда, что будет для нас смерти подобно, но ничего ещё не закончено. Держим кулаки за наших, в этот раз здоровые силы должны победить.

К сожалению, многое из того, что должно делаться, не делается. Так, под «завесой» шумихи вокруг противоминных кораблей проекта 12700 «потерялись» реалистичные оценки их боевых возможностей (ноль) и возможностей противоминных сил в целом.

Под вопросом сроки возвращения в строй авианосца, который необходим для защиты районов развёртывания РПКСН. Необходим с авиагруппой, по боеготовности которой тоже есть вопросы.

Непонятна ситуация с ремонтом и модернизацией подлодок.


На флоте всё не так радужно, как кажется

В общем, не всё так хорошо и радужно, как многие думаю, хотя и поправимо.

Плюсом последних лет безусловно является создание инфраструктуры для войск в Арктике. Значение этого процесса трудно переоценить.


Наши базы в Арктике в представлении англосаксов. Легенда сверху над рисунком, слева направо: штабы, базы ВМФ, базы ВКС, совместные базы, спасательные центры

Заключение

Движение на север – это стоящий перед нашим обществом вызов. Опасный и трудный. Мы приняли его и теперь надо идти до конца. Заходить, осваивать, извлекать прибыль, обосновываться в негостеприимных краях. Возвращаться, в каком-то смысле. И надо понимать, что никто не гарантировал нам того, что у нас всё получится, – ни мировая экономика, ни враги.

И мы, конечно, должны победить на этом арктическом фронте. Но надо понимать, что победа сама не придёт, и что наши враги используют любую ошибку в наших действиях, чтобы свести к нулю эффект от наших усилий, как в гражданской сфере, так и в военной. И мы должны быть готовы и к этому тоже.

Мы должны извлечь максимум из экономического потенциала этого региона, создать там военную организацию, которая реально бы делала нас неуязвимыми, осознать и исправить все имеющиеся у нас в Арктике недостатки и оставить нашим детям освоенный регион, отталкиваясь от ресурсов которого они могли бы двигаться дальше.

Александр Тимохин

https://topwar.ru/158829-arkticheskij-front-po-povodu-nashego-dvizhenija-na-sever.html
Записан
Страниц: 1 ... 12 13 [14]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!