(Окончание)Вторым «ренессансом» Европы было событие, которое в истории Церкви принято называть «Великой схизмой». Формальной стороной события было следующее: в 1054 году папа Лев IX предал анафеме патриарха Константинополя. Но это стало фактически констатацией того, что католицизм отпал от Христианской Церкви (хотя Ватикан настаивает на формулировке «раскол»). Идея языческой империи Рима получила новое дыхание. Только теперь на роль главы такой европейской империи претендовал не светский монарх (типа Карла Великого), а сам папа. Постепенно папство расширило свою власть до самых границ Западной Европы. В свое время Христос был искушаем дьяволом в пустыне, и Он отверг предложение дьявола поклониться ему и взамен получить все царства и города земли. Папы поклонились дьяволу, и на какое-то время получили такую власть. Но потом она у них была отобрана. Кстати, в это время начинает оживать и языческая философия. Философия до этого была строго на положении «служанки» богословия (теологии). Но в XI веке западные (католические) богословы начинают увлекаться Аристотелем, возникает теология превращается в рациональную схоластику, «служанка» порой начинает командовать «хозяйкой».
Третий «ренессанс» – обращение христианской Европы к языческой культуре. Это период XIV-XVI вв. Термин «ренессанс» или «возрождение» встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета. Святитель Николай Сербский обращает внимание, что именно в это время культура стала языческой, материя стала довлеть над духом, человек стал поклоняться материальным «идолам», Бог стал уходить из жизни человека. С этого времени культура стала уничтожать Европу.
Третий «ренессанс» с его идеями гуманизма и антропоцентризма создал питательную почву для критической оценки католицизма. Наверное, не случайно, что взлет культурного ренессанса дал толчок Реформации, которая началась в 1517 году с 95 тезисов Мартина Лютера, в которых он обличал иерархов и доктрину католицизма. Однако Реформация не стала духовным возрождением Европы, т.к. реформаторы были поглощены исключительно решением земных дел, а о Христе они вспоминали лишь тогда, когда надо было привести в споре нужную цитату из Священного Писания. Вся борьба в эпоху Реформации велась за земную власть и устройство в этой земной жизни.
Наконец, можно сказать, что в истории Европы был и
четвертый «ренессанс». Это связано с появлением философских теорий, основанных на языческих философах Платоне, Аристотеле, Пифагоре, Гераклите и других. Этот философский «ренессанс» пришелся преимущественно на период XVII-XVIII вв. Апофеозом этого «ренессанса» стало французское «просвещение». Философы-«просветители» заявили о своем агностицизме и даже атеизме. Даже если европейские философы и признавали существование Бога, то у них это был безличный бог наподобие «абсолютной идеи» Гегеля. Но ведь нечто похожее было и у Сократа, и Платона.
Сократ. Фото: www.globallookpress.comИтак, в результате чреды языческих «ренессансов» Европа вернулась к такому же состоянию, в каком она была две тысячи лет назад. Святитель пишет:
«Одним словом, крещеный мир вернулся к своему дохристианскому язычеству. Святой апостол Петр, с которым нарочито связывали себя западные первосвященники, выражает это своим резким и неприкрытым словом, говоря, что
пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи (2 Пет. 2:22)» (с. 384).
Святитель отмечает, что отдельные люди и христианские общины апостольских времен уже проделывали подобную метаморфозу: были язычниками, потом крестились, а потом вновь возвращались к своему языческому образу жизни. Примером такой метаморфозы, как отмечает Николай Сербский, являются галаты, к которым апостол Павел обращался с посланием[4]:
«Что называет Апостол блевотиной? Поклонение идолам, древним вымышленным божествам под разными именами, целой их пестрой толпе, на самом деле представляющей собой людские страсти и похоти. Это возврат от духа к телу, от жизни духовной к жизни плотской. Как и произошло это с легкомысленными галатами, которым апостол Павел, их духовный родитель, адресует такую укоризну: О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине?.. Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? (Гал. 3: 1,3). Что сделали галаты? Крестились, приняли Христа, а затем отвергли Его, и вернулись к своим прежним фантастическим богам, и – что всегда случается – снова оказались под гнетом природных стихий, и принялись обожествлять грозные силы естественной природы, уподобляясь в этом неразумным детям, живущим лишь в мире собственных ощущений, горизонты которых ограничиваются возможностями обычного зрения» (с. 385).
Европа, как отмечает святитель, повторила путь галатов, только он был растянут на века:
«…она крестилась во имя Пресвятой и Животворящей Троицы, во имя Отца и Сына и Святого Духа, приняла апостольское свидетельство и тысячу лет хранила его как самое драгоценное сокровище. После этого начала она свергать с себя это свидетельство и соскабливать печать Духа Христова, возвращаясь на доисторическую блевотину своих языческих прадедов-каннибалов, живших до Христа.
Христианская Европа, идя наперекор своим церковным вождям, возвратилась – как некогда и безбожные галаты – на свою блевотину. К чему же вернулась? К естественным стихиям, к природе как верховному божеству. Отвергнув Жизнодавца-Христа, Европа поклонилась полумертвой и вообще неодушевленной природе, то есть делам Христовых рук. Это все равно, как если бы некто, будучи допущен на царев двор, вместо того, чтобы почитать царя, стал бы кланяться царским борзым, [породистым] кошкам и скакунам. До такого омрачения и безумства дошла Европа в XIX и XX столетии» (с. 385).
Святитель Николай Сербский сравнивает омрачившуюся язычеством Европу с теми странами и народами, где христианства до сих пор нет, где до сих пор царит язычество. Но они менее грешны перед Богом, потому что христианства никогда не принимали, от христианства не отказывались. Так что современная Европа находится в гораздо более тяжелом духовном состоянии:
«Насколько было бы лучше этим западным еретическим народам, если бы никогда не слышали они о Христе и Его Евангелии и не крестились бы в Его имя. Об этом говорит им и апостол Петр, которого присвоили они себе как исключительного своего любимца и ключаря рая. Так, свидетельствует он им:
Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди (2 Пет. 2: 21). Меньший грех – не принять Христа, нежели, приняв, отвергнуть Его. Если бы Европа осталась некрещеной и нехристианской, то сегодня была бы она пред Богом Творцом тем же, что и некрещеная Индия. И ее ответственность была бы небольшой, и бита была бы она меньше (Лк. 12, 48)…
На Страшном Суде легче будет Индии, Китаю и Японии, нежели Европе – ей там будет весьма нелегко. Ведь поначалу была она верной, а затем изменила вере» (с. 384, 385).
Святитель не раз в своих работах обращал внимание на страшный грех Европы: мало того, что она сама отвернулась от Христа; своим поведением она настраивает против себя другие народы, которые полагают, что христианство – что-то в высшей степени безнравственное.
Вот рассуждения Николая Сербского:
«Что вы думаете о Европе? Африка и Азия именуют европейцев белыми демонами; исходя из этого, они могли бы назвать Европу Белой Демонией. Белой – из-за цвета кожи, а Демонией – из-за черноты души. Ведь Европа отреклась от единого истинного Бога и заняла престол и позицию римских кесарей» (с. 277).
Завершая свои размышления о том круге, который проделала Европа за две тысячи лет, святитель опять завершает их своим обращением к сербскому народу:
«А ты, Сербия, куда отправилась ты вслед за Европой? Никогда не шла ты по ее пути и не ступала за ней по пятам. Своя была у тебя мысль, своя вера, свой Господь и свой путь. Вернись назад – к тому, что твое, если хочешь спастись и жить. Возвратись с чужой блевотины к своему Христу, и Он осветит тебя и спасет. Аминь».
В очередной раз напомню, что эти слова святителя в полной мере обращены и к России, которую Николай Сербский любил и на которую возлагал большие надежды. Он был свидетелем того, как Россия через девять с лишним столетий после ее крещения святым равноапостольным князем Владимиром в 1917 году вновь вернулась на «блевотину свою». Он был уверен, что русский народ найдет в себе силы выбраться из этой «грязной лужи». Господь попустит русскому народу увидеть агонию языческой Европы. Она заставит Россию ужаснуться и начать свое возвращение к Богу.
----------------------------------------------------------------------------
[1] Святитель Николай Сербский. Сербскому народы – из окна темницы // Святитель Николай Сербский (Велимирович). Творения. С нами Бог. Пер. С. Фонова. Том 8. – М.: Паломник, 2010. Далее приводятся цитаты из этого источника с указанием страниц в скобках.
[2] См.: Катасонов В. Философия и христианство. – М.: Институт русской цивилизации, 2017.
[3] Прот. Андрей Филлипс. Европа, куда ты идешь? (http://www.dorogadomoj.com/dr852evr.html)
[4] Галаты (греч. Γαλάται, лат. Galatae) — союз кельтских племён. По сообщению древнегреческого историка и географа Страбона (жившего во времена Христа) галаты первоначально делились на три племени, каждое из которых, в свою очередь, делилось ещё на 4 племени, 12 вождей этих племен в греческих источниках именуются тетрархами (греч. τετραρχίαι); каждому тетрарху были подчинены судья племени-тетрархии и военачальник. Все 12 тетрархий имели общий совет из 300 человек. В I веке н. э. власть над галатами перешла Дейотару, который, будучи тетрархом одного из племен, воевал на стороне Рима в третьей Митридатовой войне, получил от римлян земли всей Галатии (см.: Страбон. География. В 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994 // Книга XII).
_______________________________________
https://tsargrad.tv/articles/evropa-cherez-vozrozhdenie-vozvrashhaetsja-na-svoju-blevotinu_94311