Русская беседа
 
20 Апреля 2024, 08:51:31  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Преподобный Паи́сий Величковский  (Прочитано 1992 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103610

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 20 Ноября 2017, 20:05:15 »

Впервые в Киев прибудут мощи великого старца прп. Паисия Величковского

 Киев, 20 ноября 2017 г.



С 25 по 29 ноября впервые в Киев будут принесены для поклонения верующих ковчег с мощами и посох выдающегося подвижника и возобновителя православного старчества прп. Паисия Величковского (1722 – 1794). Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Принесение святынь из Ново-Нямецкого ставропигиального монастыря организовывается по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия ко дню памяти прп. Паисия Величковского (28 ноября) и по случаю празднования 295-летия со дня его рождения.

Торжественная встреча святынь состоится 25 ноября (в субботу) в 16.00 у центральных Святых врат Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, после чего будут перенесены в Трапезный храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских (ул. Лаврская 9, корпус № 29). С 26 ноября (воскресенье) доступ к святыням для всеобщего поклонения будет открыт в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской Лавры (у входа в Ближние пещеры, корпус № 24). Здесь святыни пробудут до 29 ноября. 28 ноября, в день памяти прп. Паисия Величковского, в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской Лавры с 6.30 до 8.30 будет совершена праздничная Литургия.

Принесение святынь организовывает Международный институт афонского наследия (МИАН) в рамках проведения в Киево-Печерской Лавре 27 — 28 ноября 2017 года Международной конференции «Киевские Паисиевские чтения», посвященной 295-летию со дня рождения прп. Паисия Величковского.

Преподобный Паисий Величковский

Прп. Паисий Величковский (1722 – 1794) – выдающийся православный подвижник и старец, стараниями которого было возрождено православное старчество в Украине, России, Молдове, Румынии и других странах. Его последователями были основаны знаменитые Оптина и Глинская пустыни, возобновлены Святогорская и Нямецкая Лавры, Валаамский монастырь и многие другие. На Афоне старец Паисий основал Свято-Ильинский скит. Будучи выходцем из рода казачьих священников с Полтавщины, свое начальное духовное становление он проходил в Киевской духовной академии и Киево-Печерской Лавре. Стараниями старца Паисия были впервые переведены на славянский язык «Добротолюбие» и другие святоотеческие творения. После того как в 1743 г. прп. Паисий Величковский покинул Киев и Украину, он больше никогда не возвращался в родные края. Принесение ковчега с мощами прп. Паисия в Киев в год 295-летия со дня его рождения совершается впервые.


http://www.pravoslavie.ru/108345.html
« Последнее редактирование: 28 Ноября 2023, 11:46:35 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103610

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 26 Ноября 2017, 15:29:56 »

Виктор БОБЁР

Полтавский возродитель Святой Руси



 Несколько месяцев назад мне пришло письмо от нашей постоянной читательницы Яны Нестеровой: «Спасибо за замечательный житийный обзор! И за очень важный цикл статей по церковной истории, которую уже норовят переписать наши «свидомые» пастыри и журналисты. Тотальной украинизацией пытаются захватить уже и Царство Небесное.

Среди «великих украинцев» – святитель Димитрий Ростовский, ставший вдруг покровителем украинской журналистики. Просто немыслимо: кристально честный бессеребреник и интеллектуал с широчайшим кругозором митрополит Димитрий и украинские журналисты – образец продажности, злобы, убожества, низости и деградации. Правда, чтобы «Ростовский» не вызывал нежелательных эмоций, святитель теперь именуется Димитрием Туптало.

Или еще один «великий украинец» – преподобный Паисий Величковский. Родился в Полтаве (в Российской империи), подвизался на Афоне, основал Нямецкий монастырь в Молдавии (нынешняя Румыния), перевел святоотеческое наследие на русский, а в итоге – именно украинец! Если бы действительно украинское монашество стремилось жить по заветам преподобного Паисия, возрождая духовные традиции, а не только безбедную жизнь в роскоши и довольстве…  

Мне вот что непонятно – неужели никто из современных украинизаторов наследия Святой Руси не задумывается о реакции самих святых на изменение их национальности, на оголтелую русофобию, клевету и неблагодарность в адрес России и Русской Церкви? Ведь можно вместо помощи получить гнев Божий и наказание – именно это и происходит сейчас на Украине! И страдают от их безумия все не потерявшие стыд и совесть».


Вспомнил об этом письме, когда увидел объявление о том, что 25 ноября в Киев впервые будут принесены мощи преподобного Паисия Величковского по случаю празднования 295-летия со дня его рождения.

Потрясение в зоне Вранча

Преподобный Паисий родился в 1722 году 21 декабря, в день памяти великого галичанина митрополита Киевского, святителя Московского Петра и наречен был в честь этого святого. Отец мальчика (у которого он был одиннадцатым ребёнком), дед и прадед служили священниками.

С большой вероятностью можно предположить, что дедом Петра был видный деятель восточнославянской культуры, русский просветитель, богослов, духовный поэт эпохи Барокко, писатель, переводчик, теоретик стихосложения на церковнославянском языке русского извода пресвитер Иоанн Величковский (1630-1701). Одним из учителей Иоанна Величковского в Киево-Могилянской коллегии являлся покровитель святителя Димитрия Ростовского, митрополит Киевский и Галицкий Варлаам Ясинский. По окончании учёбы Величковский трудился в знаменитой черниговской типографии великого русского просветителя архиепископа Лазаря Барановича, который также всячески покровительствовал «звезде российской от Киева воссиявшей» – святителю Димитрию Ростовскому.

В двенадцать лет Пётр Величковский поступил в Могилянку, этот «рассадник духовного просвещения среди русского народа». Она уже была академией, статусом которой наделяет её Петр I – сын царя Алексея,  освободившего «мать городов русских» от польского владычества.

Через пять-шесть лет, утвердившись в желании монашеского служения, Пётр Величковский отправился в Любечскую обитель, основанную прп. Антонием Печерским. Первым послушанием инока стало переписывание книг.

В рясофорные монахи Величковский был пострижен в Медведовском монастыре святителя Николая (Чигиринский уезд) и был наречён именем Парфений. Однако братия, очевидно, в виду учёности инока, дала ему прозвище Платон. Когда же и игумен стал так его называть, Платон-Парфений смирился.

Через некоторое время польские власти (Чигирин находился на польском ещё правобережье Днепра) стали принуждать медведовских монахов к унии. После того как был опечатан монастырский храм, братия разошлась по другим монастырям.

Платон некоторое время нёс послушание в Киево-Печерской лавре, где набрался бесценного духовного опыта, а затем направился в «мунтянскую землю» (восточную часть Валахии). Землю, никак не чужую для русских.



Обратимся к исторической справке от ОВЦС РПЦ: «Общая церковная традиция молдаван и славян начала формироваться еще в период нахождения дунайских княжеств под омофором Болгарской Церкви. Тогда молдаване и влахи, еще не имевшие своей письменности, приняли алфавит, изобретенный равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, и славянский язык в качестве церковного. В Молдавии вплоть до XVI века славянский оставался книжным языком. Но и после того, как он был заменен в богослужении молдавским языком, взаимодействие двух культур не прервалось... Молдавские господари приглашали русских иконописцев для росписи храмов. В 1640 году в Яссах при соборе Трех святителей была создана школа, в которой преподавали молдавские и русские монахи… В 1640-х годах по просьбе архимандрита Варлаама (впоследствии митрополита Молдавии) в Яссы из Киева, Львова и Москвы было отправлено типографское оборудование и присланы мастера-печатники… В 1679 году, по ходатайству митрополита Молдавии Досифея, Московский Патриарх Иоаким содействовал организации второй типографии в Яссах. Определяя роль России в развитии просвещения в Молдавии, митрополит Досифей в одном из своих стихотворных посвящений писал: “И от Москвы сверкает свет, распространяя длинные лучи и добрую славу на земле”.

Позднее много церковных книг на молдавском языке печаталось и в Санкт-Петербурге. В 1770-х годах с русского и других европейских языков на молдавский были переведены учебники по истории, географии, арифметике».

Молдавия отплатила России сполна: отец всей российских просветителей – от Ростовского до Иркутских, основатель Могилянской школы/коллегии/академии, митрополит Киевский и Галицкий Пётр был сыном господаря Валахии (1601-1607) и Молдавии (1607-1609) Симеона Мовилэ.

Не случайно с введением унии на Южной Руси в Молдавию устремились многие православные монахи. Одним из них был и преподобный Василий Поляномерульский. В 1749 г. старец был вызван в Бухарест – его воззрения казались некоторым местным владыкам подозрительными. Однако Александрийский, Иерусалимский и Антиохийский патриархи не только не нашли у о. Василия ереси, но, наоборот, рекомендовали всем наставления преподобного. Со временем Поляномерульский скит, где подвизался старец, становится одним из духовных центров Молдавского и Валашского княжеств. Под руководством преподобного находились 11 монастырей и скитов. В одном из них инок Платон получил послушание стеречь виноград. Преподобный Василий сразу увидел в нём образованного и достаточно опытного монаха и предложил принять священнический сан. Но тот по смирению отказался.

Как-то после бессонной ночи на страже Платон не услышал в кратком, но глубоком утреннем сне колокольного призыва на богослужение. Опоздав в церковь, он, как описывает житие святого, «от смущения не дерзнул войти в нее, впал в отчаянный плач и сетование, и даже на литургию и трапезу не явился, седяше под древо на земли и горько плакаше». По распоряжению игумена его привели к братии. Инок «упал пред всеми на землю, плача горько, и рыдая неустанно, и прося прощения». Старец, видя такое раскаяние, молвил: «Видите, какую ревность о Боге и печаль всесжигающую имеет сей ваш брат. Да будет он всем вам примером в подражание». Платон же, чтобы не проспать службу впредь, спал отныне только сидя на лавке.

Небесное возвращение

Предгорные Трейстены стали лишь промежуточной ступенью подвижника в духовном совершенствовании. Через некоторое время он поселился в Карпатском скиту Кырнул. Здесь началось пустынножительство о. Платона, его самообучение в монашеском безмолвии – «матери покаяния и умной молитвы, в сердце совершаемой». Наконец, почувствовал он, что может идти на святую гору Афон. Там в отшельничестве и нищете провёл он сорок месяцев. В этом подвиге и застал его «отец молдавских пустынников и старцев» Василий Поляномерульский. На сей раз, после долгих бесед, продолжавшихся несколько дней и ночей, он облачил блаженного Платона в мантию, переименовав в Паисия. Последнему было в то время 28 лет.



Как это обычно устраивается, к обретшему духовную высоту отшельнику стали прибиваться другие искатели. Но не учениками просил называться их Паисий, а друзьями. Он настаивал, что место наставника должно занять среди них учение святых отцов. Так возникло в среде преподобного стремление к собиранию святоотеческого наследия. Традиция книжности не была тогда свойственна афонским монастырям, большинство монахов книг не имело.

Старец Паисий вспоминал позже, как однажды увидел он на столе у одного монаха книгу св. Петра Дамаскина: «Не могу сказать, какой неизъяснимой духовной радости я исполнился, когда увидел ее. Я думал, что на земле вижу небесное сокровище».

Собирание подобных «богатств» соседствовало с совершенным нестяжанием в духе преподобного Нила Сорского. Паисий, не имея даже нательного белья, носил только подрясник и рясу – всё в заплатах.

Когда вокруг преподобного собралось двенадцать монахов, стал вопрос о священнике. Не только братия, но и другие афонские подвижники умоляли его принять сан. Рукоположен он был в 1758 году в 36 лет. Став служить литургию, отец Паисий никогда не мог совершать её без слёз.

Через некоторое время братия преподобного переселилась в Ильинский скит монастыря Пантократор. С тех пор этот скит стал традиционной обителью малороссов. Здесь традиционно заканчивали свои дни многие запорожцы.

Семнадцать лет провёл Паисий Величковский на Афоне, но в 1763 г. ввиду угрозы от турецких властей, увидевших в русских православных монахах неблагонадёжный элемент, отправился с 64 монахами в «молдовлахийскую землю» «для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни». Осели они в молдавской Буковине – в заброшенном и разорённом тогда Драгомирнском монастыре Святого Духа.

За три года число братии утроилось. Устав общежития строился на нестяжании («ниже малейшей вещи не имети»), отсечении собственной воли, умной молитве и чтении книг, физическом труде (в том числе по восстановлению и украшению храмов), благочинии (была устроены образцовая для Валахии больница, странноприимный дом и т.п.), ежедневном (утром и вечером) исповедании помыслов духовникам. С наступлением долгих зимних вечеров старец Паисий читал вслух для братии святых отцов.

«Паисиевская книжность – переводы и переписка – расцвела здесь во всей красе; монахи различных языков трудились по распространению святоотеческих творений и составляли славянский свод Добротолюбия», – читаем в житии.  

Но и в Драгомирне не довелось «закрепиться» Паисиевой братии. Буковина в 1774 году отошла к Австрии. Авва, предвидя католические притеснения, увёл все три с половиной сотни монахов на юг. В 1779 году господарь Молдавии определил им Нямецкий монастырь.

Здесь паства преподобного ещё более умножилась. К 1790 году она уже насчитывала тысячу человек. Обитель стала самой многолюдной в православной церкви. Преподобный Паисий к тому же (как ранее прп. Василий Поляномерульский) продолжал окормлять другие окрестные монастыри и скиты.

В том же 1790 году Молдавия в ходе очередной русско-турецкой войны была занята русскими войсками (на радость молдаванам и валахам, чьи господари с XV в. просили московских государей о вхождении своих княжеств в Россию). Нямц посетил архиепископ Екатеринославский и Херсоно-Таврический Амвросий Серебреников (чья кафедра ввиду несуществования ещё Екатеринослава как такового располагалась в родной для Паисия Величковского Полтаве). Он убедил преподобного, под чьим духовным окормлением теперь находились тысячи монахов и мирян, принять сан архимандрита. Сам и возвёл его в эту степень священства.

Преподобный Паисий прославился и в литературной области. В первую очередь – как переводчик сборника «Добротолюбие», в котором большей частью представлены труды исихастов (делателей «умной молитвы») IV-XV вв. Перевод Величковского выдержал только в Российской империи более десяти изданий. А переводы преподобного Паисия сочинений свт. Иоанна Златоуста, прпп. Исаака Сирина, Феодора Студита, Максима Исповедника, свт. Григория Паламы и других отцов долго были единственными в русской литературе.

Собственные поучительные труды преподобного были взяты за основу возрождения – после преподобного Сергия Радонежского – русского старчества. «Непосредственно связанная с ним Оптина пустынь и Свято-Успенская Саровская пустынь делаются двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замёрзшая Россия», – писал историк, философ, религиозный мыслитель и публицист Г. П. Федотов. «Добротолюбие» было настольной книгой Прохора Мошнина – будущего старца Серафима Саровского. А первые оптинские старцы прпп. Лев (Леонид), Макарий и Моисей были непосредственными учениками учеников преподобного Паисия. Их же учеником явился Амвросий Оптинский. Слава Глинской пустыни во многом связана с деятельностью иеросхимонаха Василия Кишкина, подолгу бывавшего на Афоне и в Молдавии у старца Паисия.

В 1794 году земная жизнь преподобного Паисия подошла к концу. Погребен он был в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.

Собор Русской православной церкви в 1988 году прославил преподобного Паисия Величковского в лике святых.

https://www.fondsk.ru/news/2017/11/26/poltavskij-vozroditel-svjatoj-rusi-45132.html
« Последнее редактирование: 28 Ноября 2023, 11:44:38 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103610

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 28 Ноября 2023, 11:55:52 »

Преподобный Паи́сий Величковский


Дни памяти:

28 ноября
14 октября - Собор Молдавских святых
7 июля (переходящая) - Собор Афонских преподобных
20 мая - Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря


Преподобный Паисий родился в городе Полтаве в семье Иоанна Величковского в 1722 году 21 декабря, на память преставления святителя Петра Московского и всея Руси чудотворца, и наречен был во имя этого святого. Отцовская линия Петра была духовного сословия – брат, отец, дед и прадед были священниками, окормляя один и тот же приход города Полтавы – церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Четырех лет от роду младенец лишился отца, а в отрочестве лишился и брата. Попечителем и воспитателем Петра стала его мать Ирина. Грамоте отрок был обучен по Псалтири и после этого по желанию матери и прихода Успенской церкви на тринадцатом году был отдан на учение в Киевскую духовную академию. Здесь, в академии, впервые Петр стал тянуться душой к монашескому житию; мудрым наставником в этом его стремлении был иеросхимонах Братского Богоявленского монастыря Пахомий, открывший в душе своего воспитанника чувство благоговения перед Словом Божиим.

Когда Петру исполнилось семнадцать лет, он пожелал удалиться в монастырь и там постричься в монахи. В это время с ним произошла история, сохранившаяся в памяти старца Паисия всю жизнь. Петр обратился к настоятелю Китаевской пустыни, что под Киевом, с просьбой оставить его в монастыре для принятия пострига. Настоятель пригласил Петра в келлию и там троекратно предложил ему сесть на стул, но Петр остался стоять у дверей, явив этим в глазах настоятеля несовершенное смирение. На это игумен сказал ему: «О брате, ты молишь меня принять тебя во святую обитель нашу монашества ради. Но я в душе твоей не вижу и следа монашеского устроения. Не вижу в тебе смирения Христова. Не вижу в тебе послушания и отсечения воли своей и рассуждения, но сопротивное все». Этот отказ сильно опечалил юношу, но через того же наставника услышал он, что на все укорения, от кого бы они ни исходили, истинный инок должен отвечать: «Прости, отче святый, согреших» и не говорить более ни слова оправдательного. Эту историю потом всегда рассказывал преподобный ученикам своим как урок для послушания.

После случившегося Петр должен был опять приступить к академическим занятиям. Однако, прожив так до лета, он вновь оставил академию и по благословению духовника своего Пахомия отправился в Любечский монастырь, основанный преподобным Антонием Печерским. Чадолюбивый игумен Никифор (Коханский) принял юношу и благословил его келарствовать. Образ этого первого для Петра игумена оставался образцом ему всю жизнь во все дни его старческих подвигов. Здесь же, в Любечском монастыре, началось для Петра его первое послушание по списыванию книг. Один из иноков обители, иеромонах Иоаким, увидев большую любовь Петра к святоотеческим творениям, предложил юноше «Лествицу» Иоанна, игумена Синайского. Послушанием инока стала теперь работа по переписыванию «Лествицы». Вскоре в Любечском монастыре произошли перемены. Игумена Никифора сменил Герман (Загоровский), который настоятельствовал «не по подобию прежнего игумена, но властительски». Однажды Петр, со страху не выяснив, о какой пище просил его настоятель, досадил последнему своей непонятливостью, за что был с гневом выгнан. Петр рассудил, что если за малый грех такое ему наказание, то каковое же будет за большое прегрешение. После случившегося он ночью тайно вышел к Днепру и, помолившись Богу, перешел на другую сторону по льду.

Между тем во время пребывания Петра в монастыре его мать Ирина скорбела об уходе сына. Дабы вернуть его домой, она, наложив на себя пост, стала ежедневно читать акафист Божией Матери. Вскоре ей было открыто, что сын ее Петр непременно будет монахом. Как она потом рассказывала духовному своему отцу и родственникам, ей был явлен Ангел, сказавший: «О, окаянная, что это ты делаешь? Вместо того, чтобы от всей души и от всего сердца возлюбить Господа Бога Создателя твоего; ты больше твоего Создателя возлюбила создание Его – твоего сына и ради нерассудной и богопротивной любви твоей умыслила сама себя голодом уморить, что сын твой, благодати Божией споспешествующей, непременно будет монах. Подобает же и тебе подражать в этом сыну твоему – отречься от мира и всего, что в мире, и быть монахинею; такова есть воля Божия; да научатся и прочие родители не любить чад своих паче Бога». В скором времени приняла Ирина монашество с именем Иулиании в Старопокровском монастыре близ Полтавы. Это освобождало Петра от домашних обязанностей и открывало ему путь к постригу.

Выйдя из Люблича, Промыслом Божиим достиг Петр пустынника Исхия у Монашеских гор, постоянным рукоделием которого была переписка книг святых отцов. Два раза просился Петр к нему в послушание, но смиренный старец всякий раз отвечал: «Немощи ради души моея не могу тебя принять». Петр, сочтя причиной отказа свое недостоинство, опечаленный и расстроенный, решил продолжить свой путь в какую-нибудь другую обитель.

По приходе в обитель святителя Николая – в Медведовский монастырь на реке Тясмин, в день Преображения Господня в 1741 году Петр был пострижен в рясофор с именем Парфений. Однако братия, смиряя его, постоянно, как бы по ошибке, стала называть его Платоном. Неоднократно просил Парфений у игумена позволения называться именем пострига, но никак не преуспел в этом и смирился. Старец-восприемник, не дав ему никакого правила, сам не ученый, удалился через несколько дней после пострига, так что постриженик лишился не только имени, но и духовного отца своего, не видав его потом уже никогда. Недолго пришлось подвизаться иноку Платону, ибо униаты воздвигли гонение на Православие. Медведовским монахам было предложено принять унию, и по их отказе церковь монастырскую власти опечатали, а братия разошлась; Платон же, Маркирий и Крискент ушли в Киевскую Лавру, где и нашли приют. Здесь хотел остаться инок Платон на постоянное жительство, однако один лаврский прозорливец, старец Ковальский, предрек ему новое странничество. Инок Платон сначала сомневался в его словах, но появившийся в Лавре друг по академии Алексей вновь пробудил жажду пустынничества и странствия, напомнив об их обете юности: не жить в обителях телесного довольствия и достатка.

На этот раз инок Платон направился в Валахию. Путь странствия пролегал через келлии и пещеры подвижников скитских и пустынных Матроненского монастыря, скита Кодрица, скита Дорогоуцы и, наконец, скита Трейстены – Свято-Никольского. Все эти обители были окормляемы старцем Василием Поляномерульским (или Мерлополянским).

Видя ревность по Боге и опытное восхождение в смиренномудрии инока Платона, братия предупредила его о том, что когда придет старец Василий Поляномерульский, он будет звать его к себе в скит Мерлополяны на священническое служение. Однако монах Досифей предостерег Платона, чтобы он принимал сан лишь в том случае, если уверен, что, будучи в сане, сохранит в себе правила и заповеди святых отцов, в противном случае пусть принимает сан в зрелом возрасте телесном и духовном. Старец Василий, действительно, удивившись опытности молодого монаха, предложил ему принять священное рукоположение, на что преподобный отец ответил: «аз не имам намерения в такой великий и страшный сан и до смерти моей вступить».

Послушание Платона было стеречь монастырский виноград. В трудах он однажды, не услышав монастырское било, проспал на богослужение. Дойдя до церкви ко времени чтения канона, «от смущения не дерзнул войти в нее, впал в отчаянный плач и сетование, и даже на литургию и трапезу не явился, седяше под древо на земли и горько плакаше». Инок Афанасий по повелению игумена отыскал его и принудил явиться перед братиею. Платон упал перед игуменом и собором «на землю, плача горько, и рыдая неустанно, и прося прощения». Старец Михаил, видевший слезы Платона, сказал: «Видите, братие, сего брата, толику ревность по Бозе и печаль огненну имуща: пусть он будет всем вам в образ и в подражание к усердному на правило востанию и хождению». После этого события инок Платон, чтобы более не проспать, решил совсем не ложиться на одре, но отдыхать только, сидя на лавке.

Но через некоторое время Платон вновь решил отправиться в путь. На этот раз он пошел в горный скит Кырнул во имя св. Архистратига Михаила. Здесь с благословения старца Михаила Трейстенского и начальника Кырнульского скита иеромонаха Феодосия началось пустынножительство отца Платона, который, «седе в келлии своей радуяся и со слезами славя Бога, обучаяся истинному монашескому безмолвию – матери покаяния и молитвы». К этому времени плодом странствования отца Платона по обителям и пустыням Малороссии и Молдо-Влахии явилось опытное знание послушания и смирения и умной молитвы, в сердце совершаемой, которую старец непрестанно совершал до самой своей смерти.

Наконец, инок Платон оставляет и это место, отправляясь в новое странствие, на сей раз на гору Афон. Это было последнее путешествие, которое преподобный совершил по своему желанию; все последующие его хождения были вынужденными оставлениями монастырей. До Афона отец Платон поселялся в пустынях, а после Афона – в общежитиях.

Умолив старцев Василия Поляномерульского, Михаила Трейстенского и Онуфрия Кырнульского отпустить его и благословить на гору Афон, добрался Платон до Святой Горы со многими трудностями, и спустя четыре дня по прибытии на Афон отец Платон остался один – спутник его иеромонах Трифон, заболев, скончался. Многие места Святой Горы обошел инок Платон, ища старцев, сильных в подвиге и в знании святоотеческих писаний и, не найдя таковых, вселился один в пустыню, пробыв в этом подвиге сорок месяцев. «Кто же может исповедать вся его подвиги, егда пребываше один с Единым Богом, сущу ему в разженном богорачении». В это время на Афон явился отец молдавских пустынников и старцев Василий Поляномерульский. Найдя блаженного Платона, беседовав с ним несколько дней и ночей, по просьбам пустынника облачил его в мантию с переменой имени на Паисий. Ему в это время было двадцать восемь лет. Спустя некоторое время монах Виссарион пришел к старцу Паисию, прося оставить его жить при себе в послушании. Старец, знающий на опыте своем такую же жажду, предложил Виссариону жить вместе и творить равно для обоих все подвиги – телесные и духовные.

Преподобный Паисий учил, что истинным наставником в деле спасения души может быть только тот, который сам понуждает себя творить все заповеди Господни, по слову Писания: «Иже сотворит и научит, сей велий наречется. Какого бо инаго наставити на путь может, иже сам не хождаше?» Соблюдение заповедей Господних и научение всему тому ближних – таков образ святости, достигнутый старцем Паисием.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103610

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 28 Ноября 2023, 11:56:34 »

(Окончание)

Старец Паисий не считал себя достойным учительствовать, поэтому согласился принять Виссариона только в качестве друга, но не ученика, чтобы обоим вместо отца и наставника иметь учение святых и богоносных отцов Церкви. С таким условием принимал святой Паисий и других братьев, посему возникло среди Паисеева братства стремление собирания писаний святых отцов, традиция книжности. Это было необычно для афонских монастырей того времени – большинство монахов книг не имело, а о святых писателях даже и не слышало. Поэтому каждая находка древней книги была поводом для большой радости преподобного Паисия. Однажды он увидел у монаха-каппадокийца на столе книгу св. Петра Дамаскина, которую тот переписывал. Старец много позже писал: «Не могу сказать, какой неизъяснимой духовной радости я исполнился, когда увидел ее. Я думал, что на земле вижу небесное сокровище». Такое книжное накопление сопутствуемо было нестяжанием в духе преподобного Нила Сорского, ибо преподобный Паисий «не имяше бо срачицы (нижней одежды), точию един подрясник и ряску искропаны (изодраны) и в заплатах». Вскоре братии собралось до двенадцати, и назрела необходимость в священнике и духовнике, поэтому не только собратия, но и другие афонские подвижники стали умолять Паисия принять священный сан. Рукоположен отец Паисий был в 1758 году в возрасте тридцати шести лет. Будучи иереем, преподобный Паисий никогда не мог совершать святую литургию без слез.

Братия с благословения патриарха цареградского Серафима переселилась в Ильинский скит монастыря Пантократор. Этот скит стал, по примеру других национальных на Афоне монастырей, обителью малороссов. Здесь находили упокоение выходцы из Запорожской Сечи и других мест Украины. Старец Паисий за сто лет предсказывал славу этого скита: «Со временем будет в скиту другой Паисий, и при нем обитель устроится, возвеличится и прославится». Пророчество осуществилось в середине XIX века при игуменстве Паисия II. В Ильинской обители было установлено общежитие, которое по примеру святых отцов преподобный Паисий уподоблял страстям Господним или «земному небу», посреди которого насаждено Богом древо жизни – треблаженное послушание.

Вскоре начали посещать Паисиево братство испытания. Один монах афонский, имевший под своим началом скит Кавсокалив, начал публично осуждать образ жития Паисиева братства за их книжное собирание и опущение молитвенных правил. Отец Паисий по ряду выражений в письме понял и объявил Афанасию, что он даже и Евангелие не читал, а пытается учить братию и хулить священное предание, содержащееся в святоотеческой письменности. По поводу же молитвенных правил старец ответил – слово в слово как на такое же обвинение ответил тысячу лет назад Нил Синайский – для пения тропарей, прокимнов, канонов, и прочего необходимы иерархические чины: чтецы, певцы, диаконы, священники; пустынникам же подобает читать Псалтирь, молитвы и святоотеческие писания.

Афонское пустынно-общежительное пребывание преподобного Паисия длилось семнадцать лет. В это время на Афоне начались притеснения христиан со стороны мусульман, по причине этого старец оставляет Святую Гору и возвращается в Молдавию. В Молдавии нашелся пустующий Драгомирнский монастырь Святого Духа, куда с позволения господаря Григория и благословения митрополита Ясского Гавриила вселился старец Паисий с братией. Молдо-Влахия тех времен была прибежищем монашествующих со всех окрестных стран – это время закрытия монастырей в России (введение штатов) и униато-католического наступления на православных юго-западных славян. За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел устав по чину св. Василия Великого, св. Феодосия Великого, св. Феодора Студита и Афонской Горы. Основные идеи этого устава: нестяжательность («ниже малейшей вещи не имети»), отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимница, церковные художества и другое). С наступлением долгих зимних вечеров до Лазаревой субботы по вечерни старец Паисий собирал вокруг себя всю братию, попеременно славян и молдаван, и читал от святых отец поучения – св. Василия Великого, «Лествицу», авву Дорофея, св. Симеона Нового Богослова и других. В этом же монастыре преподобный принял схиму без перемены имени.

Паисиевская книжность – переводы и переписка – расцвела здесь во всей красе; монахи различных языков трудились по распространению святоотеческих творений и составляли славянский свод Добротолюбия. Земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны (1774 г.) отошла к католической Австрии. Авва Паисий, не видя возможности мира духовного Восточной Церкви в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию – 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Житие в Секуле было по образу Драгомирнскому, но братия умножилась, переполняя все келлии и строения. Поэтому преподобный отец обратился к господарю Константину Мурузу о помощи в строительстве келлий. К изумлению и смущению старца, Константин повелел переселиться братии в богатейший Нямецкий монастырь. «Предвидя разорение и погибель устроения душевного братии, к сему же яко имать упразднится общее поучение братии», старец стал просить господаря не переводить его мирное братство в многолюдный монастырь, часто посещаемый мирянами. Константин же на все мольбы ответил: «Сотвори послушание, иди в Нямец, ничтоже рассуждая». В Секуле осталась часть братии, а другая вместе с аввой Паисием переселилась в Нямец. Войдя накануне Успения в 1779 году в соборную церковь Нямецкого монастыря с пением «Достойно есть», братия поклонилась святым иконам, старец же, подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, вручил себя и братию покрову и окормлению Божией Матери.

В Нямце житие было устроено отцом Паисием по образу Драгомирны и Секула – общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. Паства преподобного умножилась – в Нямецком монастыре были иноки более чем десяти национальностей, и число их к 1790 году возросло до тысячи человек. В то время это была самая многолюдная обитель Восточной Православной Церкви. Авва Паисий, кроме этого монастыря, окормлял по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты. Подлинно, вселившись в пустыню, заселил он ее плодами Божественного добротолюбия.

Окормляя многочисленных пасомых, авва по достоинству должен был принять сан архимандрита, что и совершилось в 1790 году при посещении Нямца архиепископом Екатеринославским Амвросием. На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия: св. Григория Синаита, св. Григория Паламы и прп. Нила Сорского. Отец Паисий приводит многочисленные доказательства и свидетельства святоотеческого почитания умной молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», которая есть и моление, и исповедание веры, и само спасение. Всяким видам христианской молитвы старец находит место и значение по их достоинствам и благоплодию: «Умно-сердечная молитва – для преуспевающих, для средних – пение, то есть обычные церковные песнопения, и для новоначальных – послушание и труд». Многотрудная жизнь старца подходила к своему земному концу. Поболев пред кончиной и преподав через Софрония – духовника славянской братии и Сильвестра – духовника молдавской братии благословение всем, с кем был связан духовными узами подвижничества, он с миром преставился в 1794 году 15 ноября, пожив 72 года. Погребен преподобный Паисий в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня у южной стены. Житие и деяния старца Паисия сказались на духовной истории сотни российских монастырей. Известные пустыни – Софрониевская, Глинская, а в особенности Оптина, определявшие духовное возрождение русского народа в XIX веке, были продолжательницами духовного наследия старца Паисия.

Старцы оптинские – Моисей, Леонид, Макарий и Амвросий – явились учениками того дела, которому так много послужил знаменитый архимандрит Нямца и Секулы преподобный Паисий.

Преподобный Паисий канонизован за святую подвижническую жизнь, как молитвенник, совершитель и учитель умной Иисусовой молитвы, как восстановитель в русском монашестве спасительного подвига старчества, как духовный писатель, оставивший в своих трудах назидательный пример для восхождения чад церковных по пути духовного совершенства.



Тропарь преподобному Паисию Величковскому, глас 2
Стра́нен быв на земли́, Небе́снаго Оте́чества дости́гл еси́/ преподо́бне о́тче Паи́сие,/ добротолю́бия подви́жниче,/ ве́рных научи́л еси́ ум к Бо́гу возводи́ти/ и се́рдцем к Нему́ взыва́ти:/ Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий,// поми́луй мя, гре́шнаго.

Кондак преподобному Паисию Величковскому, глас 8
Избра́нный и́ноческаго жития́ ревни́телю,/ я́ко пчела́ многотру́дная,/ писа́ньми оте́ческими ду́ши на́ша снабди́л еси́,/ коего́ждо наставля́я на путь спасе́ния, сего́ ра́ди зове́м ти:// ра́дуйся, Паи́сие прему́дре, ста́рчества духо́внаго в стране́ на́шей возроди́телю.


Молитва преподобному Паисию Величковскому

О, вели́кий наста́вниче и учи́телю прему́дрый всех ча́ющих спасе́ния и по́двига духо́внаго, преподо́бне о́тче наш Паи́сие!
Ты́ от ю́ности любве́ ра́ди Бо́жия оста́вил еси́ оте́чество твое́ и, в ины́х страна́х безмо́лвия ища́, во Святе́й Горе́ Афо́нстей и оби́телех и́ноческих Молдовла́хии Небе́сное бога́тство обрел еси́. Ты вели́ким воздержа́нием, в труде́х, тесно́те и кра́йнем лише́нии плоть свою́ ду́хови покори́в, сокруше́ние нелицемерное, трезве́ние бодренное, безстра́стие ангельское, моли́тву сердечную стяжа́л еси́, и сими обнови́тель дре́вняго и́ночества и столп Правосла́вия показа́лся еси́ и, яко учитель, наставник и отец чадолюбивый, свяще́нный вертогра́д учени́к твои́х, и́же простре́ о́трасли своя́ во вся концы́ Росси́йския земли́, насадил еси. Сего ради, услы́ши на́с, гре́шных, ве́рою и любо́вию призыва́ющих тя и вонми́ проше́нием на́шим. Умоли́ Всеще́драго Бо́га, да сохрани́т святу́ю Це́рковь Ру́сскую и вся святы́я Це́ркви Правосла́вныя в сою́зе ве́ры, ми́ра и бра́тския любве́, па́че же от раско́лов па́губных и междоусо́бных нестрое́ний изба́вит и в непоколеби́мем благостоя́нии утверди́т, во спасе́ние всех и́стинно испове́дающих пресвято́е и́мя Его́. Испроси́, уго́дниче Бо́жий, оте́честву и наро́ду на́шему ми́р и благоде́нствие, изоби́лие плодо́в земны́х и благоустрое́ние ве́сей и гра́дов на́ших, оби́телем же и́ноческим житие богоуго́дное, да сла́вится в них пресвято́е и́мя Го́спода Бо́га и обрета́ют в ни́х ве́чное спасе́ние лю́бящии Его́. Помози́ нам, в су́етнем и гре́шнем ми́ре сем стра́нствующим, о́тче преподо́бне, и умоли́ Го́спода дарова́ти нам оставле́ние всех прегреше́ний, и во исхо́де душ на́ших изба́вити нас возду́шных мыта́рств и муче́ния ве́чнаго, да моли́твами твои́ми узре́вше неизрече́нную сла́ву Христа́ Бо́га, возблагодари́м тя, яко засту́пника и предста́теля нашего, и просла́вим Безнача́льную, Единосу́щную и Неразде́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

https://azbyka.ru/days/sv-paisij-velichkovskij
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103610

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 28 Ноября 2023, 12:07:05 »

Акафист преподобному старцу Паисию Величковскому


Кондак 1

Избранный воеводо воинов духовных, наставниче монашествующих и пастырю предивный, писании отеческими души наша напитавый и святостию жития просиявый, многи обители иноческия обновивый и подвиги твоими Церковь Христову озаривый, преподобне отче Паисие, восхваляем тя с любовию, заступника нашего. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи молитвами твоими, да зовем ти:

Радуйся, преподобне отче Паисие, старче благодатный и наставниче монахов богомудрый.

Икос 1

Ангела земнаго и человека небеснаго воздвиже тя, отче Паисие, десница Божия в пределех страны Российския, да вострубиши трубою добротолюбия в землях Молдовлахии, на Святей Горе Афонстей и во всех странах словенских, и собереши разсеянныя пустыннолюбцы народов христианских, и сим оплот православнаго братства во обителех мнозех утвердиши. Темже мы, любовию к тебе подвизаемии, взываем сице:

Радуйся, благочестиваго иерейскаго корене отрасле пречестная; радуйся, любве ради ко Господу дом матере твоей и отечество оставивый.

Радуйся, ангельскаго жития подражателю; радуйся, заповедей Божиих усердный хранителю.

Радуйся, на жатву духовную Господом посланный; радуйся, в вертограде Божия Матере — Святей Горе Афонстей Богу послуживый.

Радуйся, многих на путь иноческаго жития наставивый; радуйся, обителей монашеских добрый строителю.

Радуйся, светом боговедения просвещеный; радуйся, плоды богомудрых писаний твоих множество иночествующих напитавый.

Радуйся, душеспасительную книгу Добротолюбия народом словенским даровавый; радуйся, к преподобных лику сопричтенный.

Радуйся, преподобне отче Паисие, старче благодатный и наставниче монахов богомудрый.

Кондак 2

Ведый Господь велика тя быти светильника Православия и монашеския жизни обновителя, благоволи рождению твоему от благочестивых родителей – священника Иоанна и супруги его Ирины во граде Полтаве. Темже по смерти родителя и старшаго брата иерея преосвященный Киевский Рафаил повеле взяти тя на учение книжное, да обучен будеши к восприятию священнаго сана. Ты же усердие, благонравие и ревность в учении явил еси, воспевая Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом Божественным просвещен, блаженне, утвердился еси в непреложнем своем намерении в монашестве пожити и, душею к странствованию разжигаем, оставил еси учение и изшел еси из Киева, якоже нищий и странный, ища духовнаго руководства, и Богом наставляем, пришел еси во обитель святителя Николая, идеже игумен с любовию прият тя в послушание и облече тя в рясофор с именем Платон. Сего ради и мы, взирающе на ревность твою о Господе, со умилением зовем ти:

Радуйся, в день памяти святителя Киевскаго Петра родивыйся; радуйся, в крещении именем его нареченный.

Радуйся, родителей благочестивых чадо благословенное; радуйся, от юности на служение Богу призванный.

Радуйся, измлада в вере истинней воспитанный; радуйся, во учении книжнем прилежание усердное показавый.

Радуйся, Господа ради путь тесный и скорбный избравый; радуйся, нищету телесную и духовную возлюбивый.

Радуйся, во обитель святителя Николая спасения ради пришедый; радуйся, монашеское житие достойне восприявый.

Радуйся, иноческих подвигов ревнителю; радуйся, добрый странниче к Отечеству Небесному.

Радуйся, преподобне отче Паисие, старче благодатный и наставниче монахов богомудрый.

Кондак 3

Сила свыше укрепи тя, отче преподобне, егда Божиим попущением наста гонение на веру православную от латинян и бысть великое смущение во обители, яко церковь стояше запечатана врагами Православия. Тогда по Божию смотрению идоша гонимии иноцы в Киев, и ты, отче, достиг еси с ними матере градов русских и жительство восприял еси в лице иноков Киево-Печерския Лавры, благодарно воспевая Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй в сердце своем огнь любве Божественныя, ревностно подвизался еси о спасении души твоея во обители Печерстей, отче богомудре. Мати же твоя неутешно плакаше о сыне, из дому ушедшем, и умысли ни ясти ниже пити, дондеже умрет. Тогда увиде множество бесов мрачных и начат молитися ко Пресвятей Богородице, и посем узре Ангела Божия, иже обличи ю и рече: «Веждь, яко сын твой, благодати Божией споспешествующей, непременно будет монах. Подобает и тебе отрещися от мира и быти монахинею, такова бо есть воля Божия». И абие бесы исчезоша, Ангел же Господень, радуяся, взыде на небо. Послежде мати твоя в монастырь девичий вниде, постригшися с именем Иулиании, и, пребывши в монашестве десять лет, преставися ко Господу. Темже, яко избранника Божия, ублажаем тя песньми сими:

Радуйся, суету мира сего оставивый; радуйся, во обитель Киево-Печерскую пришедый.

Радуйся, юность твою непорочностию жития украсивый; радуйся, в скорбех и искушениих надежду на промысл Божий хранивый.

Радуйся, славу и богатство ни во чтоже вменивый; радуйся, житию нестяжательному во обители научивыйся.

Радуйся, во славу Христову потрудивыйся; радуйся, на высоту добродетелей возшедый.

Радуйся, града твоего Полтавы крепкий заступниче; радуйся, обители Киево-Печерския усердный молитвенниче.

Радуйся, яко матерь градов русских Киев тобою хвалится; радуйся, яко тебе ради и вся Русская земля веселится.

Радуйся, преподобне отче Паисие, старче благодатный и наставниче монахов богомудрый.

Кондак 4

Бури житейских волнений в тихом пристанищи обители Печерския избегл еси, отче, и благословением отцев Киево-Печерских стезям подвижников последовал еси. Того ради любовию Божиею распаляем, отечества удалился еси, направив стопы твоя в Молдовлахию, и тамо сретил еси старца Василия, учителя и наставника монашескаго жития, иже многими душеполезными словесы братию свою наставляше. Ты же, блаженне, слышал еси глаголы сия с неизреченною радостию и со слезами прославлял еси Бога, воспевая Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав от братий многих и отец-подвижников в скитах Молдовлахии, яко обилие благодати Божия пребывает на Святей Горе Афонстей, просил еси их благословения на путь, хотя пожити в вертограде Божия Матере. Онии же отцы не хотяху сподвижника своего лишитися, удивляющеся о благодати Божией, на тебе почивающей, и юным старцем тя нарицаху, обаче не могуще удержати тя, благословиша и отпустиша с миром. Мы же, любовию подвизаемии, дерзаем воспевати тебе таковая:

Радуйся, от земли отечествия твоего в Молдовлахию стопы твоя направивый; радуйся, с посохом странника скиты и обители иноческия тамо обшедый.

Радуйся, в неустанней молитве дни и нощи проводивый; радуйся, имя Господа Иисуса Христа неусыпно возносивый.

Радуйся, благое иго Христово на себе возложивый; радуйся, талант, врученный ти, умноживый.

Радуйся, к подвижническому житию призванный; радуйся, яко с плотию на земли безплотное житие показал еси.

Радуйся, постническим подвигом себе укрепивый; радуйся, в юности твоей старческую мудрость явивый.

Радуйся, благодатию Святаго Духа просвещенный; радуйся духом премудрости и ведения обогащенный.

Радуйся, преподобне отче Паисие, старче благодатный и наставниче монахов богомудрый.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобился еси, угодниче Божий, егда пришел еси на Святую Гору Афонскую, благодаря Пречистую Матерь Христа Бога нашего, яко сподоби тя приити в святый Ея Жребий, и вселися тамо един в каливу, обучаяся истинному монашескому безмолвию, внимая же прилежно молитве и чтению отеческих писаний. И тако восходя благодатию Божиею от силы в силу достигл еси в мужа совершенна, украсившагося даровании Святаго Духа. Тогда прииде во Святую Гору старец Василий от Молдовлахии и облече тя в мантию с именем Паисий. Ты же, блаженне, безмолвии келейнем пребывал еси, поя Богу песнь хвалы и благодарения: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше братия Святыя Горы и приходящии от мира дивное и подвижническое житие твое, отче преподобне, начаша убеждати тя прияти их в послушание. Ты же многа лета отрицался еси сего, послежде же начал еси приимати братий, упование на Бога возлагая; и собрася дванадесять братий, иже начаша молити тя прияти священство и духовничество. Тогда рекл еси: «Буди воля Божия», и приял еси священство послушания ради, во еже наставляти словесное твое стадо ко спасению. И бысть радость велия всем чадом твоим духовным, благодарне взывающим ти тако:

Радуйся, Святыя Афонския Горы Божиим изволением благополучно достигнувый; радуйся, многих тамо любомудрым твоим житием удививый.

Радуйся, сладость пустыннаго жительства возлюбивый; радуйся, уединенно в богомыслии и слезах нощи проводивый.

Радуйся, великих пустынножителей верный подражателю; радуйся, подвигом богоносных афонских отец последователю.

Радуйся, яко тело твое постом и бдением смирил еси; радуйся, яко душу твою молитвою и ума чистотою просветил еси.

Радуйся, посещением наставника твоего старца Василия обрадованный; радуйся, благословением и молитвою его освященный.

Радуйся, пустынным житием в подвизе иночестем себе утвердивый; радуйся, скорби многи благодушно претерпевый.

Радуйся, преподобне отче Паисие, старче благодатный и наставниче монахов богомудрый.

Кондак 6

Проповедник покаяния и подвижническаго жития учитель показался еси, отче Паисие, во Святей Горе Афонстей. Егда же умножися братия, тобою собранная, испроси ветху келию, купно и благословение Святейшаго Патриарха Серафима на преселение в келию сию и создал еси тамо скит во имя святаго пророка Илии. Темже мнози святогорцы, увидевше благочиние в скиту, смирение, тихость, между братиями любовь и сердечный мир, и отсечение своей воли, и к тебе, яко благодатному старцу, благоговение и послушание, прославляху тя, яко руководителя и наставника ко спасению, воспевающе Богу благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия слава твоя, отче преподобне, между братиями Святыя Горы, иже дивляхуся даровании твоими, яко был еси многим отцем духовник и самому Святейшему Патриарху Серафиму, иже часто приходя в скит, и в сладости о душеспасительных таинствех, подвизех и дарованиих беседовал еси с тобою. Ты же, отче Паисие, пребывал еси в скиту во дни трудяся на послушаниих, в нощи же писал еси книги отеческия, преводя я из греческаго на словенский язык, да вси сынове словенстии, книжнаго учения возжелевше, словом Божиим и учением святых отец просвещают разум и благодатию да утверждают сердца. Сего ради благодарственно вопием ти:

Радуйся, в иноческих подвизех и трудех великим старцем Святыя Горы поревновавый; радуйся, древо добродетелей, в вертограде Пресвятыя Богородицы насажденное.

Радуйся, Преблагословенныя Игумении Афона верный послушниче; радуйся, на милость и любовь Ея упование свое возложивый.

Радуйся, яко в вертограде Божия Матере множество ученик обрел еси во спасение; радуйся, яко с теми прилежно Господеви поработал еси.

Радуйся, пустынную келию во обитель иноческую претворивый; радуйся, братиею обители твоея возлюбленный.

Радуйся, тобою собраных иноков к свету истиннаго боговедения наставивый; радуйся, всем подвизающимся в иночестве помощниче благодатный.

Радуйся, постников и монахов богомудрый учителю; радуйся, вождю благоискусный воинов духовных.

Радуйся, преподобне отче Паисие, старче благодатный и наставниче монахов богомудрый.

Кондак 7

Хотяй представите Господу чад твоих в люди избранны, отче Паисие, потщался еси собрати чающих подвига иноческаго от всех концев народов словенских и эллинския страны. Темже яко пчела люботрудная, от стражи утренния до нощи подвизался еси, да сокровищем истинным, светом Евангельския истины, напоиши братий твоих, о всех болезнуя и душею своею объемля, ихже поучал еси присным призыванием имене Иисусова побеждати невидимыя супостаты и сим всемощным оружием низпровергати их коварства, ум к Богу возводя и сердцем к Нему взывая: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», купно и воспевая Спасителю и Подвигоположнику нашему ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя Моисея познахом, страстей победителя, якоже бо той древле Амалика победив, люди изведе из рабства, ты же, отче Паисие, множество монашествующих в землю обетованную райскую привел еси. Темже был еси старец дивный и многих чад исцелил еси благими и кроткими словесы, возжигая светильники мудро текущих в сретение Жениху Христу, попаляя терние вселукавых страстей молитвою Иисусовою, насаждая в сердцах чад твоих семена Божественныя любве, да принесут плоды сторичныя, с нимиже и мы вопием тебе сице:

Радуйся, чтение Божественных писаний возлюбивый; радуйся, сокровенный их смысл добре и право уразумевый.

Радуйся, проповедниче, вещавый глаголы жизни вечныя: радуйся, отче святый, чадом твоим путь ко спасению указавый.

Радуйся, молитву Иисусову непрестанно творивый; радуйся, умно-сердечныя молитвы учителю предивный.

Радуйся, яко словеса святых писаний в назидание многим собрал еси; радуйся, яко тех советы на скрижалех сердца твоего написал еси.

Радуйся, престола Божия верный и благоговейный служителю; радуйся, о вечном спасении братии твоея ко Господу взывавый.

Радуйся, Христовы любве и мира небеснаго благовестниче; радуйся, вертограда Афонскаго благодатное украшение.

Радуйся, преподобне отче Паисие, старче благодатный и наставниче монахов богомудрый.

Кондак 8

Странника и пришельца на земли себе помышляя, ничесоже от тленных вещей мира сего стяжати не возжелел еси, но воды живыя испив в вертограде Божия Матере, кладезь добротолюбия явился еси, преподобне, и многих жаждущих правды Божия, любовию ко Господу воспламенив, к ревности ангельскаго жития направил еси. Егда же уразумел еси, отче блаженне, яко таковому собору иноков несть удобства во Святей Горе, совет сотвори с братиею, и вси единодушно начаша готовитися изыти в Молдовлахию. И благослови Святейший Патриарх Серафим исход сей, ты же, отче, пал еси на нозе Патриарха и той плакаше и со многим сожалением отпусти тя, Богу же дивному в рабех Своих, воспевая: Аллилуиа.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103610

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 28 Ноября 2023, 12:08:07 »

(Окончание)

Икос 8

Весь в Бозе быв, упование крепкое на Бога возложил еси, отче преподобне, и вкупе с братиею пришел еси в Молдовлахию, идеже прият тя митрополит Гавриил и благословением господаря Григория Калимаха дарова тебе в жительство монастырь Святаго Духа, именуемый Драгомирна. Ты же, отче, вселился еси тамо со всею братиею, благодаря Бога о неизреченном Его милосердии. По мале времени прииде во обитель старец Алексий и облече тя в схиму, и бе всему собору братий радость велия. Темже и мы, радующеся и прославляюще тя, взываем сице:

Радуйся, седмьнадесять лет во Святей Горе непреткновенно поживый; радуйся, образ и правило жития иноческаго тамо показавый.

Радуйся, от Афона в земли Молдовлахии пришедый; радуйся, многих чад Божиих на подвиг иноческий призвавый.

Радуйся, монашескаго и постническаго общежительнаго жития законоположителю; радуйся, отеческих богодухновенных преданий верный хранителю.

Радуйся, победе в мысленней брани многих научивый; радуйся, проповедниче слова Божия благодатный.

Радуйся, древняго благочестия насадителю; радуйся, яко тобою монахов множество в подвизех своих укрепляются.

Радуйся, равноангельное житие до конца возлюбивый; радуйся, паки и в схиме Паисий нареченный.

Радуйся, преподобне отче Паисие, старче благодатный и наставниче монахов богомудрый.

Кондак 9

Всяких скорбей и искушений житие твое бысть исполнено, преподобне. Тако прииде пагуба, мор и глад во времена воинския брани России и Оттоманския Порты, и мнози пустыннолюбцы за веру православную гонимии, спасахуся во обители, любовию твоею согреваемии. Егда же отдаша монастырь Драгомирну под власть римскаго папы, тогда благослови господарь Григорий дати братии твоей монастырь Усекновения главы святаго Иоанна Предтечи, именуемый Секул. Ты же, пришед в новую обитель, возрадовался еси зело, яко место тихое, безмолвное, ревнителем по Бозе удобное обрел еси, и начал еси житие зде устрояти по чину, якоже бе в Драгомирне, со слезами благодарения воспевая Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витий премудрых превзошел еси благодатным действом словес твоих, отче преподобне, яко собрал еси цветы райския от писаний отеческих и зело прилежал еси к преложению их с греческаго на словенский язык, да вси монаси и мирстии, чающий спасения и подвига духовнаго, паче же из них истиннии по внутреннему человеку подвижницы, не точию православнаго отечества нашего, но и всех словенских народов, чтения их сподобляются. Темже светом Божественным озарив сердце твое, отче Паисие, якоже сокровище духовное оставил еси Церкви Христовой множество писаний твоих, имиже просвещаеши всех чтущих тя и вопиющих тако:

Радуйся, во обители Секул радостно и мирно водворивыйся; радуйся, земли Молдовлахии молитвою твоею облагоухавый.

Радуйся, единодушие и любовь в братии обителей твоих насадивый; радуйся, немощи немощных братии любвеобильно носивый.

Радуйся, книжным научением слова Божия себе напитавый; радуйся, аки богомудрая пчела мед от отеческих писаний собравый.

Радуйся, дни и нощи без сна трудов ради книжных проводивый; радуйся, святых отец писания на глаголы словенския преложивый.

Радуйся, словесы отеческими жаждущих напоивый; радуйся, звездо, греховную тьму светом учения твоего прогоняющая.

Радуйся, яко и во отечество твое иноцы учение сие принесоша; радуйся, многих духоносных отцев и старцев земли Российския духовный наставниче.

Радуйся, преподобне отче Паисие, старче благодатный и наставниче монахов богомудрый.

Кондак 10

Спасти хотя души многих людей, благочестивый воевода князь Константин Мурузу повеле тебе, отче наш Паисие, сотворити послушание и преселитися в Нямецкий монастырь, да будет он во образ инем обителем, подвизая на ревность иноческаго жития. Ты же, сотворив крестное знамение, поклонился еси иконе Пречистыя Богоматере и рекл еси: «Буди воля Божия, идем и не хотяще», и дав всем оставшимся братиям благословение, утешил еси их, глаголя: «Да всяк невозбранно во всякой скорби и нужде душевней же и телесней, ко мне да приходит». Пришед же в Нямец, отче преподобне, пред чудотворною иконою Божия Матере молился еси, вручая себе и братию заступлению и хранению Ея, воспевая укрепившему тя Господу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и прибежище спасения был еси братии твоей, отче наш Паисие, наставляя их царским путем житие свое проводити, душу едину, и сердце едино, и мысль едину имети, и вся к достоянию своей жизни имети обща, духом горяще, преуспевающе в совершением смирении и любви друг ко другу с соблюдением святых заповедей Божиих. Темже молимся тебе, отче преподобне, избави нас от всех искушений, бед, скорбей и напастей, да вси тебе, яко человеколюбиваго отца, воспеваем тако:

Радуйся, апостольскаго духа исполненный; радуйся, яко во всю землю изыде вещание словес твоих.

Радуйся, яко твоими молитвами обитель Нямецкая паки прославися; радуйся, яко о ней весь народ Молдовлахии возвеселися.

Радуйся, обителей молдовлахийских освящение; радуйся, вся службы во обителех твоих по чину монастырей афонских уставивый.

Радуйся, древо благосеннолиственное, имже обители твоя покрываются; радуйся, твердое ограждение и прибежище усердно в них подвизающихся.

Радуйся, обитель Нямецкую дом призрения бедных и нищих учинивый; радуйся, иноков ея радование и утешение.

Радуйся, светом добродетелей твоих мир озаривый; радуйся, образ совершенства духовнаго в себе явивый.

Радуйся, преподобне отче Паисие, старче благодатный и наставниче монахов богомудрый. .

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти, преподобне отче Паисие, на месте трудов и упокоения твоего во обители Нямецстей, идеже ты, великим отцем преподобным подобяся, был еси пастырь и наставник всем последующим равноангельному житию твоему. Темже тихо и мирно предал еси душу твою Богу и от земных к небесным возсиял еси, ныне же со Ангелы на Небеси Христу в веселии предстоиши и молитвы о мире принося, поеши Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светильник веры православный и столп благочестия явился еси в Церкви Вселенстей, отче преподобне. Сего ради яко светом Божественным словеса твоя от восток солнца до запад сияют к просвещению людей, ибо Дух Святый содела тя добротолюбия списателя и правил монашескаго жития начертания вложи во уста твоя, да богодухновенных писаний твоих чтением просветятся многии чающии спасения и подвига духовнаго и да воспоют тебе похвалы сия:

Радуйся, блаженною кончиною праведное житие твое запечатлевый; радуйся, преселивыйся от земных обителей во обители Небесныя.

Радуйся, дух твой с веселием в руце Господа предавый; радуйся, блаженство райское со святыми унаследивый.

Радуйся, светильниче, елеем дарований Духа Святаго возжженный; радуйся, вертограда Божия Матере, Святыя Горы Афонския, преславное светило.

Радуйся, земли Молдовлахии красото неувядаемая; радуйся, мощи твоя святыя ей в наследие оставивый.

Радуйся, светом писаний отеческих народы словенския озаривый; радуйся, Церкве Христовы звездо новая и многосветлая.

Радуйся, яко и во успении твоем нас не оставляеши; радуйся, яко о прощении грехов наших Господа умоляеши.

Радуйся, преподобне отче Паисие, старче благодатный и наставниче монахов богомудрый.

Кондак 12

Благодатию Божественною осеняем, просиял еси в житии твоем, богоносне отче Паисие, якоже солнце пресветлое, и ныне с верою и любовию к мощем твоим притекающих не оставляеши. Темже молим тя, просвети души наша к разумению спасительных истин веры Христовы и к научению добротолюбивых писаний святых отец, на путь спасения наставляющих всех, да и мы, поминающе тя, яко дивнаго наставника и пастыря, укрепляющего нас на пути подвига духовнаго, в радости сердечней воспеваем Богу благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 12

Поющи дивное и праведное житие твое, преподобне отче Паисие, веселится ныне обитель Нямецкая, хранящая великое сокровище-святыя мощи твоя, и Драгомирна и Секуло яко учителя своего и духовнаго отца тя почитают. Земля же Полтавская, Киево-Печерская Лавра, такожде и Святая Гора Афонская и вся страна Российская подвигом твоим утешаются, имуще о себе молитвенника предивна. Темже монахов множество наставника тя почитают и вси людие земли нашея имя твое призывающе, радости исполняются, воспевающе тебе похвалы сицевыя:

Радуйся, наставниче монахов и собеседниче Ангелов; радуйся, всех святых Божиих сонаследниче.

Радуйся, яко со апостолы в райских обителех пребываеши; радуйся, яко с лики преподобных о душах наших ходатайствуеши.

Радуйся, яко с Пресвятою Девою Богородицею о мире и благословении всех монашествующих Христа умоляеши; радуйся, яко молитвами твоими ныне мнози монастыри устрояются.

Радуйся, обители иноческия, яко благоплодный сад, насадивый; радуйся, многих иноков собравый и к Пастыреначальнику Христу приведый.

Радуйся, мощами твоими Российскую землю с землею Молдовы духовно соединивый; радуйся, всем притекающим к ним на поклонение дары целебныя щедро подаваяй.

Радуйся, российскаго иночества и старчества насадителю; радуйся, яко имя твое по всей стране нашей прославляется.

Радуйся, преподобне отче Паисие, старче благодатный и наставниче монахов богомудрый.

Кондак 13

О, преподобне и богоносне отче наш Паисие, великий подвижниче и угодниче Христов. Приими сие малое приносимое ти хваление и умоли Господа, да избавит нас от всяких бед, скорбей, враг видимых же и невидимых, нечаянныя смерти и вечныя муки, да сподобимся вкупе с тобою радости святых вечно воспевати Спасителю нашему: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]

Икос 1

Ангела земнаго и человека небеснаго воздвиже тя, отче Паисие, десница Божия в пределех страны Российския, да вострубиши трубою добротолюбия в землях Молдовлахии, на Святей Горе Афонстей и во всех странах словенских, и собереши разсеянныя пустыннолюбцы народов христианских, и сим оплот православнаго братства во обителех мнозех утвердиши. Темже мы, любовию к тебе подвизаемии, взываем сице:

Радуйся, благочестиваго иерейскаго корене отрасле пречестная; радуйся, любве ради ко Господу дом матере твоей и отечество оставивый.

Радуйся, ангельскаго жития подражателю; радуйся, заповедей Божиих усердный хранителю.

Радуйся, на жатву духовную Господом посланный; радуйся, в вертограде Божия Матере — Святей Горе Афонстей Богу послуживый.

Радуйся, многих на путь иноческаго жития наставивый; радуйся, обителей монашеских добрый строителю.

Радуйся, светом боговедения просвещеный; радуйся, плоды богомудрых писаний твоих множество иночествующих напитавый.

Радуйся, душеспасительную книгу Добротолюбия народом словенским даровавый; радуйся, к преподобных лику сопричтенный.

Радуйся, преподобне отче Паисие, старче благодатный и наставниче монахов богомудрый.

Кондак 1

Избранный воеводо воинов духовных, наставниче монашествующих и пастырю предивный, писании отеческими души наша напитавый и святостию жития просиявый, многи обители иноческия обновивый и подвиги твоими Церковь Христову озаривый, преподобне отче Паисие, восхваляем тя с любовию, заступника нашего. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи молитвами твоими, да зовем ти:

Радуйся, преподобне отче Паисие, старче благодатный и наставниче монахов богомудрый.


Молитва преподобному старцу Паисию Величковскому

О, великий наставниче, ревнителю и учителю премудрый всех чающих спасения и подвига духовнаго, преподобне отче наш Паисие! Услыши нас, грешных, тебе верою и любовию призывающих, и вонми прошением нашим. Ты от юности любве ради Божия оставил еси отечество твое и в иных странах безмолвия ища, во Святей Горе Афонстей и обителех иноческих Молдовлахии небесное богатство стяжал еси. Ты великим воздержанием, в трудех, теснотах и крайнем лишении плоть твою духови покорив, стяжал еси сокрушение сердечное, трезвение, истинное безстрастие, молитву сердечную и сим обновитель древняго иночества и столп Православия показался еси; темже десница Божия учителя, наставника и чадолюбиваго отца возведе тя и благоволи собрати священный вертоград ученик твоих, иже простре отрасли своя во вся концы Российския земли.

Умоли всещедраго Бога, да сохранит святую Церковь Русскую и вся святыя Церкви Православныя в союзе единомыслия веры, мира и братския любве, паче же от расколов пагубных, междоусобных нестроений и сеющих раздоры избавит и в непоколебимем благостоянии утвердит, во спасение всех истинно исповедающих пресвятое имя Его. Испроси, угодниче Божий, отечеству и народу нашему мира и благоденствия, изобилия плодов земных и благоустроения весей и градов наших, обителем же иноческим жития богоугоднаго, да славится в них пресвятое имя Господа и Бога и обретают в них вечное спасение любящия Его.

Помози нам, в суетнем и грешнем мире сем странствующим, отче преподобне, и умоли Господа даровати нам оставление всех прегрешений и во исходе душ наших избавити нас воздушных мытарств и вечнаго мучения, да молитвами твоими, узревше неизреченную славу Христа Бога нашего, возблагодарим тя, заступника и предстателя за всех любящих и чтущих имя твое, и прославим Безначальную Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

https://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-prepodobnomu-starcu-paisiju-velichkovskomu.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!