«Россия – моя история» глазами историков и учителейОльга ОрловаПретензии, предъявленные к мультимедийным историческим паркам «Россия – моя история», опротестовывают востребованность выставок в школьном и высшем образовании и открытие экспозиций в регионах.
Говорят практики-педагоги школы и вуза, а также директора региональных парков:Это историяМарина Витальевна МатвееваМарина Витальевна Матвеева, учитель истории и обществознания, школа № 1400, Москва:– Нападки на исторический парк «Россия – моя история» просто обескуражили. Это явно заказная кампания, потому что в Интернете распространено даже не одно письмо. Я все это распечатала и специально поехала на ВДНХ еще раз на все посмотреть своими глазами: точно ли эти претензии имеют хоть какое-то основание? Все надумано!
Доходит до смешного: кому-то, видите ли, тач-конструктор танка не понравился. Я его, честно говоря, тоже собрать не смогла. Но у мальчишек-то получается! У них сразу такой боевой дух и веселый настрой! Мы там долго с детворой материал осваиваем, – это разминка. Они потом и про войну все совершенно по-другому воспринимают.
Или, мол, зачем на исторической экспозиции крутить мультфильмы? Там действительно есть панели, на которых при активации запускаются рисованные мультики, например, об устройстве русской избы. И мне малышей от экрана не оторвать! Облепили его, стоят, смотрят. Какие-то предметы из русского быта им знакомы, другие нет – интересуются.
Те, кто помладше, особенно любопытно глазеют и на стенды с историей вещей: ложка, картошка... Ребенок видит – ему все понятно. Ну, согласитесь, что это дознание, «при ком и когда картошка распространялась», – вымороченная склока тех, кого явно истории учили в системе каких-то безжизненных – шаг влево, шаг вправо – заучиваний и сдач.
Как будто те, кто выступил с претензиями, на выставке-то и впрямь не побывали.
Быт дает вжиться в эпохи
А это очень здорово, что на экспозиции представлена не только сухая схоластика событий, дат, фактов, персоналий, терминов... Кто? Что? Где? Когда? И не только в таком эрудийно-состязательном жанре брейн-ринга: кто знает правильный ответ? Но явлена и живая синкретичность: все времена и пространства сразу, где строгое и академически выверенное повествование еще и так щедро растворено обаятельной повседневностью мирных будней, а порою скудной, минусовой – голод, война, – вызывающей сострадание жизнью простых людей. Быт дает вжиться в эпохи.
Здесь кто-то заплакал, там – глядя на кичку (вот бы еще и померить что-то можно было), рассмеялся. Эта эмоциональная вовлеченность снимает усталость, апатию, как-то животворит историю и твое пребывание в ней. Добились эмоции – значит, ребенок запомнил. Я в школе работаю уже около 15 лет. Сейчас у меня ребята в 10-11 классах, бывает, по предмету надо что-то из уже изученного актуализировать: «А вы помните, в 5 классе...». Что они вспоминают? То, что через сердце пропустили. Был момент, что родство поколений ученик ощутил, – все! этот опыт с ним и остался!
Разве суть в этом натужно вдалбливаемом «историзме», о внедрении которого в детские мозги так пекутся авторы обращения к министру образования? С какой любовью сделана эта колоссальная по трудозатратам тысяч людей экспозиция! Раскритиковать можно все что угодно. Интересно, что эти критики смогли похвалить?
Простого изучения учебников за партой теперь недостаточно. Иногда я даже задаюсь вопросом: а раньше-то мы как могли все это объяснить? Но тогда и дети были другие. Можно, конечно, попытаться у них отобрать все гаджеты: «Так! Быстро все планшеты и телефоны ко мне на стол!!» Но можно поступить и по-другому. В парке «Россия – моя история» нам помогли во благо детям совладать со всей этой современной мультимедийностью.
Сама я 10 лет руководила школьной телестудией, – меня поразило, насколько оптимально продуман на выставках видео-контент. В этих запроектированных для просмотра сюжетов нишах установлен таймер, так что экскурсовод или учитель-гид краем глаза всегда видит, сколько минут/секунд осталось до следующего видеофрагмента, и понимает, в какой момент плавно свою экскурсию остановить: раз! – и все ребята тут же расселись на мягких пуфиках и смотрят короткометражный фильм. Идеальная с точки зрения режиссуры детского внимания смена работы с материалом: то тексты, то картинки, то визуально-тактильно, то на слух…
Сейчас на сайте городского методического центра даже уроки, в том числе для исторического парка «Россия – моя история», разработаны: там сценарии, задания, рабочие листы, которые дети скачивают себе на планшеты. Потом ходят-бегают там по историческому парку группками и по отдельности – вписывают, решают. У них там проходят настоящие изыскательные работы. Это, как мы раньше в «Зарницу» играли.
Хорошо и то, что сейчас на выходе из залов сделают интерактивные формы для подготовки к ЕГЭ. А это, кстати, тоже сейчас отнюдь уже не просто тесты: там есть и сопоставление визуальных рядов, и работа с источниками, и задания с картами – как ты ориентируешься в них.
Поражает, конечно, в историческом парке «Россия – моя история» всеохватность и в то же время подробность проработки тем. Почему еще это такое живое пространство? Да там просто ощущение целого мира! Поэтому так и смешны все эти частные придирки: а вот то… а вот действительно ли?..
Сюда хорошо приходить всей семьей
Это экспозиция для всех поколений. Даже разновозрастных братьев и сестер, которых трудно бывает где-либо еще собрать вместе, эта выставка объединяет. С бабушками и дедушками вдруг, оказывается, о чем-то чрезвычайно серьезном надо успеть поговорить. Сюда хорошо приходить всей семьей.
У нас, к сожалению, сейчас даже внутри семьи может быть разное восприятие и оценка нашей, даже совсем недавней, истории. Выставка ничего не навязывает. Помню стенды, посвященные гражданской войне: с одной стороны красные, с другой – белые, а между ними – фраза-цитата о том, как гибельна братоубийственная война. То есть нет ярлыков, размежевывающих и современников: эти, дескать, виновны, а другие нет. Ничего подобного. Показана катастрофа кровавой розни внутри одного народа-семьи. Все выводы собравшиеся у стенда делают сами.
Дети на экспозиции «Россия – моя история» ощущают себя, может быть, впервые реальными действующими лицами истории.
Что самое сложное в преподавании истории? Надо не просто вызубрить: кто, что, когда сделал? Это будет полный провал, если историю, тыча в учебники, изложенные суховатым языком, преподавать так. И дело даже не в оценках тех или иных событий, хотя неимоверно важно в истории назвать зло злом и показать детям образ подвига конкретных героев. Но прежде всего надо дать ощутить реальность – пусть и прошедшего – века, тогда они смогут с этими героями соотнестись.
И тут сразу же опять на создателей выставки обрушились: вы, де, актуализируете (что обзывали «модернизацией») историю. Но это самое важное: приблизить ее и одухотворить возможностью нового проживания!
Мы же, сегодня живя, ощущаем время, – а тогда каково было? Нашим дедам и прадедам? Прапрабабушкам? Благодаря каким их заслугам, самоотвержению, силе воли, крепости веры мы сегодня живем? А их бессонные ночи у кроватей тех, кто станет потом нам прадедом, а многотрудные будни, чтобы воспитать тех, кто нас потом родит и будет поднимать, – чем мы оправдаем их заботу о нас?
Этот выход через историю из рамок модного индивидуализма очень важен. Ребенок здесь, в историческом парке, начинает ощущать, что он не сам по себе. До него, оказывается, поколения и поколения небезучастных к его появлению на этой земле предков жили, и после будут жить. Он не один в истории.
Помню, мы остановились с детьми у стенда с новгородскими берестяными грамотами. Там была фотография и перевод: что написано. Чувствую, девочки затрепетали, вчитываюсь – любовное письмо! Там такая душевная трагедия на одной из этих «грамот» изложена! Вот как надо историю преподавать. Я замерла, ощущаю – что-то в их душах очень серьезное происходит. Быть может, мои девочки переживали впервые: оказывается, влюблялись и те, кто жил раньше нас, также плакали, волновались – как и мы... В фильмах-то они это видели, но то кино. А тут жизнь. Это история.
Ресурс национального самосознанияИнна Николаевна ПетелинаИнна Николаевна Петелина, учитель истории и обществознания, школа № 15, Москва:– Когда исторический парк «Россия – моя история» только открылся, я поехала на разведку. Сама еду и думаю: «Неужели у них там в одном месте вся Россия, да еще и так, что тысячи лет одним днем махнуть можно?!» Я уж молчу про интригующее название, что это все – моя история...
Конечно, когда тебе все это открылось, этим хочется делиться. Авторы критического обращения к министру образования, наверно, действительно там не были, раз им это все, тем более для детей и для своих же соотечественников в регионах, захотелось запретить.
С тех пор, как я там в 57-м павильоне на ВДНХ, впервые, как лазутчик, одна побывала, мы с детьми в историческом парке «Россия – моя история» завсегдатаи, часто приезжаем. Надо видеть их глаза, слышать их голоса, когда они, еще не успев выйти с экспозиции «Рюриковичи», наперебой щебечут: «А на Романовых?» А после их посещения: «А дальше?» Но, побывав и на следующей выставке: «А новая, – интересуются, – когда?!»
Им интересно. Они все теперь такие патриоты!
Андрей Евгеньевич Петров, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, сказал на пресс-конференции, что воспитательная компонента возвращается в наше школьное образование. Помимо обладания знаниями и умениями, человек должен осознавать, для чего они ему даны. Для спонсирования американского рынка труда мозгами, что ли? Если из наших детей формировали «потребителей» – то это, конечно, был один из внедряемых в сознание вариантов.
Есть же элементарные качества честности, порядочности, благодарности. Любви к Родине. Пусть она и не столь состоятельна в плане материальных преференций. Хотя, разумеется, на выставке представлен образ могучей России, живущей своими богатствами, и самоотверженного служения граждан Отечеству трудом ради его процветания (что отнюдь не исключает личного блага). Это образ России, в которой хочется жить, остаться.
На пресс-конференции была приведена статистика, что дети за 11 лет проводят в стенах школы 15000 часов (если соблюдаются нормативы: 38 часов в неделю). Безусловно, они рады выбраться в эту распахнутую в века и вбирающую русские просторы «Россию...», – ставшую их историей.
Этот исторический парк, как отметил ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Владимирович Лубков, член-корреспондент РАО по Отделению общего среднего образования, стал для наших школьников и студентов вторым домом.
Нашу молодежь так последовательно и нагло развращали разного рода проплаченными суррогатами – «Дом-2» и пр. Сегодня те, кому выгоден этот порабощающий разврат и, разумеется, ненавистно патриотическое воспитание (если в пику ему устраиваются опросы о блокадном Ленинграде: не лучше ли было сдаться?), больше всего суетятся. Устраивают клеветнические провокации, настраивая общество на скандалы по поводу инвестирования в региональные мультимедийные исторические парки «Россия – моя история».
Я, кстати, поинтересовалась: а есть ли где-нибудь за рубежом что-нибудь подобное этому проекту? Ведь нету! Такого огромного мультимедийного исторического комплекса, где собраны все исторические вехи и конкретные события в жизни народа, от древности до наших дней, – нет нигде в мире! Это наш беспрецедентный ресурс национального самосознания, доступный школьникам, студентам. Конечно, вокруг него началась война.
Дети же все это усваивают. Здесь можно фотографировать. Делать записи. Что-то вызывает удивление – так это можно перепроверить по другим источникам. Вообще, как писал Александр Сергеевич Пушкин: «Как уст румяных без улыбки, // без грамматической ошибки // я русской речи не люблю». Ну, и замечательно, что и в экспозиции есть ошибки. Век живи – век учись.
Откуда вообще у этих «вольных» критиков такая стерильная дотошность? Это очень нездоровое явление. Умные люди учатся на чужих ошибках. А не требуют у Министерства образования публичных профессиональных экспертиз.
А детей все это живое, интерактивное, требующее вдумчивого – и слава Богу, что порою и критического – участия пространство просто цепляет. Провоцирует докопаться: как это так? Так и архивы вновь придется в стране открыть.
Здесь, в историческом парке «Россия – моя история», растет очень небезразличное поколение. Бог даст, еще не одно поколение молодежи взрастят эти исторические парки по всей стране.
Можно, кстати, конкурс объявить: найди ошибку. Это же весьма подогревает остроту мысли и деятельный интерес.
В конце концов, история не лишена, в том числе, личных и общественных, а отнюдь не только фактических, ошибок. Именно в историческом парке «Россия – моя история», как отметил на состоявшейся пресс-конференции исполняющий обязанности ректора РГГУ Александр Борисович Безбородов, все увидев своими глазами, прочитав телеграммы Ленина, – точно хакерски взламывая на тач-панелях гриф «Совершенно секретно», – молодежь и дети отмежевываются от этой истории: не моя.
Когда нам так зримо в этом честно смоделированном пространстве явлена суть происходившего в стране в годы революции и после, проще понять тот обман, который до сих пор нам вменяют в пространстве реальных, в том числе расположенных в самом центре страны, площадей, улиц, станций метро.
Надо бы уже навести порядок?
«…И создавать для молодежи и детей единую историческую среду»Елена Петровна МалышеваЕлена Петровна Малышева, кандидат исторических наук, доцент, руководитель УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России», декан факультета архивного дела РГГУ:– Что происходит на выставке «Россия – моя история»? Россия знакомится сама с собой. Дети и молодежь здесь зачастую впервые узнают, как выглядит тот или иной государь или просто достойный человек.
Раньше в старинных учебниках обязательно были картиночки – визуализации образа того или иного императора, царя. Пусть хотя бы парсуны, – в предыдущие века в России еще не было анатомической живописи. А в современных учебниках с портретами – беда. Вообще, в последнее время в учебниках точно намеренно выдавали исключительно фрагментарное визуальное представление о русской истории.
А нынешние поколения уже ориентированы на визуальное восприятие. Теперь, благодаря историческому парку «Россия – моя история», эта разбивающая облик исторической России подтасовка побеждена.
То, как выглядит Ленин на пьедестале или без, в Мавзолее и пр. и пр. – наша молодежь, не говоря уже о более старших поколениях, знает... А вот то, как выглядело большинство убиенных по прямой указке этого прославленного палача достойных сыновей и дочерей России, не знали. Теперь знакомятся. (Кстати, экспозиция и начиналась с выставки 2012 года «Православная Русь», открывающейся коридором образов новомучеников).
Четко усваивается отрезвляющий хронометраж жизни
С одной стороны, устанавливается с историей личный контакт. С другой стороны, четко усваивается отрезвляющий хронометраж жизни. Каждый конкретный персонаж в сознании ребят попадает в исторический ряд. В этом смысле в экспозиции очень хорошо как раз представлены государи. Это позволяет ребенку или студенту в модульном, что называется, формате воспринять ту или иную эпоху.
Личность, через которую ты войдешь в это время, ты можешь выбрать сам, – кто тебе более импонирует, кому ты соответствуешь (кстати, журнал «Фома» примечательный тест придумал: «Кем ты был в Иудее перед Рождением Христа»). Но в любом случае будет соотнесение с первым лицом: да, Сперанский, – это, значит, правит Александр I; Сперанский – это вовсе не Иоанн Грозный и т. д. А как иначе? Тогда начинаются вопросы, часто задаваемые студентами-не-гуманитариями: «А кто был первым – Иоанн Грозный или Петр I?»
В чем бы там ни обвиняли вольноотпущенные историки принцип построения экспозиции, – но это нормальный, вполне приемлемый ход. Государь есть государь. У русского человека есть здоровая патерналистская склонность к почитанию старших, в том числе правителей, – особенно если они того достойны. Русский человек привязан к семье, к отцу, который несет ответственность, помогает тебе. Такого больше нигде в мире нет. Это очень ценное качество, как бы против него ни восставали ниспровергатели традиционных устоев. И этот существенно важный для русского самосознания принцип как раз и отражен в экспозиции.
(Окончание следует)