«Пусть и не везде, но мы стараемся выравнивать позиции и движемся вперед»Православные священнослужители о гордости за Россию …Доля жителей России, которые уверены в особой роли русского народа в мировой истории, достигла максимума с 1992 года. Если в 1992 году так считали 13% опрошенных, то в 2017 году этот показатель поднялся до уровня 64%. За это время существенно снизилось количество респондентов, которые считают, что русский народ такой же, как и другие: с 80 до 32%, сообщает «Левада-центр».
Около 82% опрошенных посчитали, что «Россия должна сохранить за собой роль великой державы», 13% ответили, что Россия не должна претендовать на эту роль. В прошлом году доля сторонников первого ответа составляла 76%, второго — 17%.
Эмоциональное восприятие своего сообщества по-прежнему связывается у респондентов в первую очередь с историей» (46%). На втором месте по эмоциональной значимости располагается локальная идентичность — «место, где я родился и вырос» (39%). На третьем — территориальная идентичность («наша земля, территория на которой мы живем»). Между тем за прошедший год снизилась значимость позиции «государства, в котором я живу» (с 26 до 17%)», отметили в Левада-центре.
Не ощущают гордости за свою страну 26% россиян (в 2013 году таких было 40%), в то же время о своей гордости за нынешнюю Россию заявили 67% (53% в 2013 году).
Корреспондент Regions.ru попросил священнослужителей прокомментировать итоги этого опроса.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что этот опрос вызывает противоречивые чувства.
«Очень хорошо, что многие гордятся своей страной, говорят об ее особой роли, но есть и такие, кто никакой гордости не ощущает», - сказал о. Александр.
Священник напомнил, что Александр Сергеевич Пушкин в письме к Чаадаеву говорил: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал».
«Видите, как сильно выражена та же мысль? И мне кажется, что для наших соотечественников такие чувства по отношению к своей стране должны быть естественными», - продолжил он.
«Не думаю, чтобы кто-то из древних римлян или древних греков не захотел видеть свою страну великой. А у нас таких людей, судя по опросу, немало. Слава Богу, тех, кто считает иначе, большинство. Но, видимо, что-то не в порядке в нашем общем доме, если значительное количество людей считают: мы не вправе претендовать на какое-то заметное положение в истории. Это значит, мы либо искаженно изучаем свою историю, либо обращаем внимание только на то, что не вызывает у нас восторга. Но Пушкин же критически смотрел на действительность и на историю, но при этом любил свою страну! Мне кажется, нам нужно очень внимательно и вдумчиво изучать свою историю, знать, за что мы любим родину и стараться преодолевать недостатки, которые, к сожалению, подчас просто режут глаза», - заключил священник.
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, отметил, что «итоги этого опроса вполне прогнозируемы – по той простой причине, что мы стали заметными, играем ключевую роль во внешней политике – не только в евразийской, но и мировой».
«Россия зарекомендовала себя как гарант стабильности, добрососедских отношений, партнерства. И думаю, это способствовали тому, что количество людей, испытывающих гордость за свою страну, увеличилось. Справедливости ради следует сказать: наша страна – самая большая по территории, самая лучшая по вооружению. И это самые главные показатели. И, конечно, это страна, где не только говорят о мире, но и всячески способствуют миротворчеству. К тому же наше государство ориентировано на нравственность, духовность – что тоже не может не радовать», - продолжил священник.
«Конечно, есть показатели, по которым мы ослабли, и значительно. Но думаю, все вышеперечисленное возьмет верх и выровняет показатели, по которым у нас либо низкие значения, либо мы и вовсе в минусе. Да, у нас в стране плохо с сервисом, с зарплатами. С одной стороны, вырос уровень жизни. Сейчас человеку много что доступно, но приобрести не получается – не хватает средств. Социальное расслоение – тоже тревожный симптом. И это не может не беспокоить. Но начал выправляться спорт, очень патриотично себя ведет наша олимпийская сборная», - добавил он.
«Я считаю, гордиться нам есть чем, и рейтинг этот заслуженный. Мы, пусть и не везде, но стараемся выравнивать позиции и движемся вперед», - заключил о. Александр.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, напомнил, что в Священном Писании есть такое выражение про учеников Христа: «Если они умолкнут, камни возопиют». Как отмечает священник, «Левада-центр» – камни, которые возопили. В этом учреждении бессмысленно искать русофилов. «Левада-центр», может, и захотел бы еще больше занизить показатели, но не смог. «Насколько смог, настолько и занизил. Поэтому, конечно, нужно учитывать данные этого опроса – как минимальное мнение о роли России в мировой истории», - продолжил он.
«Серафим Вырицкий, святой уже нынешних времен, который подвизался в поселке под Петербургом, говорил, что Россия никогда не будет богатой страной, в ней никогда не будет благополучной жизни – по сравнению с другими странами. Но в России будут решаться судьбы мира. Есть люди, которые говорят: да, мы горды миссией, которую исполняет Россия, и будем следовать за ней», - отметил священник.
«Россия, как известно – третий Рим. И дело не в том, что она претендует на господство в этом мире. Главенство и господство как раз отстаивает Рим, ушедший в историю (Соединенные Штаты). А Россия не претендует на мировое господство, на доминирование. Но она готова нести ответственность за судьбу мира», - подчеркнул он.
«Были такие персонажи – Исав и Иаков. Первый был принят в качестве наследника благодати Божьей, а второй отвергнут. Но Исав был очень голоден и сказал, что ему не нужно первородство, а нужна похлебка. И его брат дал ему чечевичной похлебки. Исав предпочел ее богоизбранности. Мы – дети единого отца нашего, Иакова, но один предпочли первородство, а другие чечевичную похлебку. И мир, предпочитающий чечевичную похлебку, – мир материального благополучия. А признающий высшее предназначение – духовное, – это Россия. Так что все решает сюжет Ветхого Завета – кто-то предпочитает чечевичную похлебку, а кто-то – промысел Божий. Россия, даже в нынешнем ее формате – демографическом, посткоммунистическом, политически уязвимом, – все равно наследница Третьего Рима. Поэтому русские предпочитают быть с нищей Россией и не выбирают чечевичную похлебку Запада», - заключил о. Александр.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что «кто что-то там ощущает, кто нет – это одно, но сейчас речь идет о самосохранении русского народа, и это гораздо важнее».
«Русскому народу, чтобы остаться на арене мировой истории, какой бы она дальше не была, нужно рожать детей, а не убивать их в утробе. Да, это началось не с русского, а с советского народа. В советское время появилась новая общность – советский народ, который от русского отличался очень существенно. А советская история привела к крайне печальным демографическим тенденциям, которые мы наблюдаем и сейчас. Так что задумывайся-не задумывайся об особой роли русского народа, нужно и народу, и властям наконец понять: речь идет о сбережении и выживании нации. И если это нам удастся, можно будет задумываться о какой-то особой роли нашей страны в дальнейшем», - заключил священник.
28.12.2017http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/28/pust_i_ne_vezde_no_my_staraemsya_vyravnivat_pozicii_i_dvizhemsya_vpered/