Русская беседа
 
29 Марта 2024, 16:12:01  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Александр Ведерников: «Через музыку я усвоил евангельские заповеди»  (Прочитано 898 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 11 Января 2018, 22:55:12 »


Александр Ведерников: «Через музыку я усвоил евангельские заповеди»


На 91-м году жизни отошел ко Господу русский оперный певец, народный артист СССР …



Вчера вечером стало известно, что на 91-м году жизни отошел ко Господу советский и российский оперный певец, народный артист СССР Александр Ведерников, сообщает ТАСС. Он по праву считался легендой Большого театра России и оставил после себя целый пласт музыкального наследия, воспитал плеяду выдающихся учеников. Такое мнение высказал министр культуры РФ Владимир Мединский.

«Александр Филиппович служил сцене долго и беззаветно, оставил после себя целый пласт музыкального наследия, воспитал плеяду выдающихся учеников. Его уход из жизни - огромная потеря для отечественного и мирового исполнительского искусства», - сказал Мединский.

По словам министра, Ведерников был «одним из крупнейших оперных певцов современности, обладателем редких вокальных данных и поразительного актерского темперамента». «Александр Ведерников по праву считался легендой Большого театра России, фигурой поистине уникального масштаба. Его творчество всегда отличалось широтой репертуара, жанровым разнообразием, оно было обращено к зрительским сердцам, покоряло их своей искренностью и глубиной», - подчеркнул он.

«В этот скорбный час прошу родных и близких Александра Филипповича Ведерникова принять слова соболезнования и поддержки. Светлая память», - добавил глава Минкультуры.

Заместитель председателя комитета по культуре Госдумы Александр Шолохов в беседе с RT выразил соболезнования.

«Это, безусловно, очень тяжёлая утрата. Особенно для российского вокала в широком смысле слова. На искусстве Александра Ведерникова не одно поколение выросло. Он отличался удивительным долголетием», — сказал он.

По словам депутата, Ведерников «достиг всех возможных званий в советском искусстве и в российском».

«Человек, который будет жить в своих учениках. Приношу глубочайшие соболезнования семье, родным, близким, всем, для кого эта утрата будет чувствительной, — всем, кто любит русскую оперу, для кого «Ария варяжского гостя» будет в его исполнении просто незабвенной», — отметил Шолохов.

23 декабря минувшего года митрополит Астанайский и Казахстанский Александр поздравил Александра Филипповича с юбилейной датой – 90-летием со дня рождения, сообщает сайт Митрополичьего округа в Казахстане.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Александр вручил юбиляру орден Славы и Чести. Высокой награды Русской Православной Церкви Александр Филиппович был удостоен за многолетние труды по духовно-нравственному просвещению, активную общественно-церковную деятельность, а также по случаю 90-летия со дня рождения.

Глава комиссии по культуре Мосгордумы Евгений Герасимов сообщил РИА Новости, что память оперного певца могут увековечить в Москве.

«Ведерников замечательный певец, любимый многими почитателями, поэтому будем рассматривать любую заявку, у нас опера сегодня очень высоко ценима нашими жителями и гостями», — сказал Герасимов.

Александр Филиппович был глубоко верующим православным человеком. В интервью «Фоме» он отмечал:

«...Родители мои были выходцами из крестьянского сословия, наверно, потому сохраняли благоговейное отношение к православной вере. Мама нечасто, но все же ходила в церковь, отец знал все основные молитвы и иногда пел в храме. Однако близко я узнал христианство позднее, когда учился на четвертом курсе консерватории. В 1954 году я ездил с делегацией от Советского Союза во главе с Галиной Улановой в Ирак, в Багдад. Мы выступали, я пел на концертах, а в свободное время ходил на знаменитый багдадский базар, присматривал нарядные ковры. Помню, как случайно заметил человека в европейском костюме, он продавал толстую черную книгу. Оказалось, что это Библия, да еще и на русском языке. Стоила она как-то очень дешево, и я ее купил. Конечно, это был большой риск, не то что провозить, иметь такие книги было опасно. Но, поскольку я состоял в делегации, меня не обыскивали. Эта Библия и по сей день хранится у меня.

...Я начал читать Евангелие. Поначалу мне было очень трудно: я пытался понять, что же самое главное в этой книге да и в вере вообще. В итоге понял: сердцевина христианства - идея любви. Я и раньше об этом задумывался, ведь мне приходилось исполнять много классической музыки, а вся русская классическая музыка по сути христианская. Через музыку я прикоснулся к христианству, усвоил евангельские заповеди, по которым и стараюсь жить».

«Русская народная линия» скорбит вместе с родными, близкими и миллионами почитателей таланта Александра Филипповича. Да упокоит Господь душу его в селениях праведных.


Краткая биография:

Александр Филиппович Ведерников родился 23 декабря 1927 года в старинном селе Мокино Вятской области в крестьянской семье. Семья была многочисленная, жили все в большом двухэтажном доме. Братья были хорошими мастерами: плотничали, делали кареты, тарантасы. «Все братья обладали хорошими голосами. У отца был бас. И я заслушивался их многоголосием. Когда родные мои пели за работой, а это было почти всегда, вся деревня собиралась слушать. И я с тех пор многие песни знал и общеизвестные, и местные, деревенские», – рассказывал Александр Филиппович в одном интервью. В 30-е годы Ведерниковых раскулачили. Семья уехала из родных мест. Детство и юность Александра Ведерников прошли на Южном Урале, в Челябинской области. Жил будущий певец в городе Копейске, окончил школу в городе Еманжелинске. Отец работал плотником, потом строителем, мама окончила курсы и стала медсестрой. Мамина любовь и взыскательность отца, крепкая вера, которой в семье все измерялось, дали Александру Филипповичу духовную крепость, силы, вдохновение на всю будущую длинную, яркую и совсем непростую жизнь. «Для меня ориентиром в искусстве всегда было христианство», – не раз говорил «Золотой бас России».

Горным мастером, на которого он учился в городе Коркино Челябинской области, выполняя волю отца он так и не стал. В 1949 году, окончив два курса Свердловского музучилища, Александр Ведерников поступил в Московскую консерваторию. В 1955 году он окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, получил приглашение в знаменитый театр оперы и балета имени Кирова в Ленинграде, а в 1958 году стал солистом Большого театра СССР, в котором трудился до 1990 года.

Александр Ведерников – один из самых выдающихся исполнителей главных басовых партий русского оперного репертуара. Все любители оперного пения отмечают потрясающую глубину проникновения в суть образов, которые он представлял на сцене. В этом отношении с ним мало кто мог сравниться из его современников. Дар перевоплощения, высочайшая артистичность, сочетание в его натуре качеств артиста, музыканта и художника – всегда восхищали знатоков оперы. А его талант великолепного рассказчика, открытого, яркого человека, влюбленного в свою страну и ее народ, привлекал к нему внимание всех, кто с ним хоть когда-либо сталкивался или видел его в ТВ-программах, на встречах, на интервью.

В 1960-1961 годах Ведерников стажировался в Италии, в миланском театре «Ла Скала», где его педагогом был маэстро Барра. Вершинами считаются созданные Ведерниковым образы хана Кончака и Владимира Галицкого в «Князе Игоре» А.Бородина, Ивана Сусанина в «Иване Сусанине», Руслана и Фарлафа в «Руслане и Людмиле» М.Глинки, Мельника в «Русалке» и Лепорелло в «Каменном госте» А. Даргомыжского, царя Бориса, Варлаама и Пимена в «Борисе Годунове», Досифея и Хованского в «Хованщине» М .Мусоргского, Собакина в «Царской невесте», князя Юрия в «Сказании о невидимом граде Китеже Н. Римского-Корсакова, Гремина в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Кутузова в «Войне и мире» С. Прокофьева, Даланда в «Летучем голландце» Р. Вагнера, Дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Дж.Россини, Мефистофеля в «Фаусте» Ш. Гуно, Рамфиса в «Аиде» Дж. Верди, Король Филипп и Великий инквизитор в «Доне Карлосе», Лепорелло в «Доне Жуане» Моцарта, а также роли в операх современных композиторов: «Неизвестный солдат» (Командир) и «Зори здесь тихие» (старшина Васков) К. Молчанова, «Октябрь» В. Мурадели (Иван Тимофеевич), и многие другие.

Александр Филиппович провел множество филармонических концертов, записал более 30 компакт-дисков с романсами, песнями, ариями, ораториями. В его репертуаре произведения многих русских и зарубежных композиторов: А. Бородина, М. Глинки, А. Гречанинова, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, В. Гаврилина, Д. Кабалевского, Р. Леднева, А. Николаева, В. Рубина, Г. Свиридова, Н. Лебедева, О. Тактакишвили, Д. Шостаковича, а также Баха, Бетховена, Брамса, Вагнера, Гайдна, Генделя, Грига, Дебюсси, Массне, Шумана, Шуберта, Бартока, Бриттена, Перселла, Скарлатти, де Люка, Монтеверди и др.

Как писали о Ведерников специалисты и критики: «Ведерников – камерный исполнитель способен не только к точному прочтению текста. Он обладает даром проникновения в глубины слова и музыки в их соединении, даром обнаруживать символический смысл, заключенный в том или ином сочинении. Для него все созданное народным гением, великими композиторами прошлого и лучшими мастерами настоящего является тем жизненным материалом, который помогает проявить разные стороны жизни и через это показать слушателям их собственный мир».

Работа над музыкой Георгия Васильевича Свиридова – особая страница биографии певца. Георгий Свиридов называл Ведерникова человеком «огромного дарования, огромной души, огромного «нутра» и первооткрывателем широкому слушателю своей вокальной музыки. Александр Ведерников – первый исполнитель многих вокальных сочинений композитора, в том числе: «Страны отцов» на стихи А. Исаакяна (1958), «Патетической оратории» на стихи В.В. Маяковского (1959), «Петербургских песен» на стихи А.А. Блока, его циклов на стихи А.С. Пушкина, С.А. Есенина, П.Ж. Беранже, Р. Бернса, а также посвященных ему песен и романсов «Рыбаки на Ладоге», «В Нижнем Новгороде», «Легенда», «Видение». Часто артист и композитор давали совместные концерты, где автор выступал в качестве аккомпаниатора. Георгий Васильевич высоко ценил Александра Ведерникова как выдающуюся личность в отечественной культуре, как подлинно национального художника: «Глубина в нем огромная. Там, где он чувствует музыку, он извлекает, может извлечь из нее всю ее глубину. И передать! Тут он просто несравненный артист, – и необъяснимый».

Александр Ведерников – один из самых выдающихся исполнителей главных басовых партий русского оперного репертуара. Все любители оперного пения отмечают потрясающую глубину проникновения в суть образов, которые он представлял на сцене. В этом отношении с ним мало кто мог сравниться из его современников.

Александр Филиппович Ведерников – лауреат многочисленных премий. Его исполнительское мастерство высоко отмечено отечественной и зарубежной музыкальной общественностью. Еще в 1956 году он удостоился золотой медали и первой премии на Международном конкурсе имени Шумана в Берлине. В том же году стал лауреатом первой премии на Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение советской музыки. Он – народный артист СССР (звание народного артиста СССР певец получил к 200-летию Большого театра в 1976 году), народный артист РСФСР, заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов. Александр Филиппович Ведерников награжден орденами Русской Православной Церкви святого Даниила Московского II степени, Великого князя Владимира III степени, Преподобного Сергия Радонежского II степени и Почетным знаком Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства. Настоящий патриот, человек преданный России он имеет орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Прославленный русский певец является действительным членом Академии народной музыки и Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства, членом Всероссийского театрального общества. О своем многолетнем творчестве он рассказал в вышедшей в 1989 году книге «Чтоб душа не скучала».

Духовные традиции семьи и любовь к России пробудили в Александра Филипповича интерес к духовной музыке. Он возник у него еще в 1950-е годы, когда церковная музыка была фактически под запретом. Певцом тогда были нелегальным путем приобретенные диски эмигрантского хора регента С.Г. Соколова – записи службы Пасхи и Рождества Христова. Он был лично знаком с замечательным хормейстером Александром Юрловым и с ним, несмотря на все запреты, они разучивали церковные песнопения, даже исполняли в камерных концертах. «Мы пели «Символ веры» А.Т. Гречанинова, пели произведения П.Г. Чеснокова. И что любопытно, особенным успехом наши концерты пользовались в студенческой аудитории», – вспоминал Александр Филиппович.

В 1954 году он впервые прочитал Евангелие и священный текст произвел на душу певуца неизгладимое впечатление. «Я начал читать Евангелие. Поначалу мне было очень трудно: я пытался понять, что же самое главное в этой книге, да и в вере вообще. В итоге понял: сердцевина христианства — идея любви. Я и раньше об этом задумывался, ведь мне приходилось исполнять много классической музыки, а вся русская классическая музыка по сути христианская. Через музыку я прикоснулся к христианству, усвоил евангельские заповеди, по которым и стараюсь жить… Там все важно! Потрясающее чудо жертвенной смерти на Кресте! А затем Воскресение! Все события Его жизни, встречи. Там сконцентрирована вся Истина, вся Правда, важная для жизни человеческой, для понимания главного – зачем мы рождаемся, живем, а потом умираем. Именно тогда открылось мне, в чем оно, подлинное христианство», – говорил Александр Филиппович.

В 90-е годы начинается его совместная творческая деятельность с архиерейским хором Костромской епархии, созданным по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра (ныне – митрополит Астанайский и Казахстанский) Олегом Овчинниковым. На протяжении многих лет Александр Филиппович активно и плодотворно сотрудничал с Отделом по делам молодежи Московского Патриархата, председателем которого в то время являлся архиепископ Александр, оказывал поддержку духовному просвещению, выступал за включение курса основ православной культуры в программы российских учебных заведений, участвовал в церковных культурно-просветительских проектах и благотворительных концертах.

Вместе с выдающимися деятелями отечественной культуры Е.В. Образцовой, Н.С. Михалковым и другими он активно выступал в поддержку возвращения Православной Церкви великой Всероссийской святыни, исторической и духовной жемчужины России – Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря города Костромы.

14 января 2015 года вместе с хором Казахстанского Митрополичьего округа под управлением Заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова А.Ф.Ведерников принял участие в V Рождественском фестивале духовной музыки, а 2016 году он вошел в состав жюри I Всеказахстанского фестиваля «Пасхальная Песнь».

Несмотря на свой солидный возраст, А.Ф.Ведерников занимался педагогической деятельностью, воспитывал в своих учениках любовь к традиционным духовным ценностям, убедительно свидетельствовал о Православии в среде творческой интеллигенции.

Александр Филиппович обладал большим художественным талантом. Он – портретист, пробовал себя в написании икон.

Александр Филиппович Ведерников отмечал, что искусство без христианства невозможно: «Если искусство не несет в себе христианские идеалы – идеалы добра, сочувствия страждущим, то эти произведения имеют короткую жизнь. Они умирают очень быстро …. Сейчас довольно часто бывает так, что люди искусства, не заботясь о сохранении подлинной глубины произведения, оригинальничают, искривляют, а то и извращают суть той же оперы. Для чего? А чтобы все сказали: «Да! Вот это постановка, такой еще не было». А ведь это ненастоящее, неглубинное, неправдивое искусство. Правда искусства – это когда ты ему веришь, когда оно украшает твою жизнь, не вызывает отвращения, неприязни. Все истинное, все, что от Бога, – оно прекрасно»!



10.01.2018

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/10/aleksandr_vedernikov_cherez_muzyku_ya_usvoil_evangelskie_zapovedi/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!