Русская беседа
 
17 Июля 2018, 15:43:26  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: О старце Ипполите (Халине)  (Прочитано 300 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 7714


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 03 Марта 2018, 02:12:42 »


Подвижник молчаливого духа

Беседа с Владимиром Савочкиным о старце Ипполите (Халине)

Надежда Шелепова


15 лет назад отошел в вечность архимандрит Ипполит (Халин) – один из великих старцев современной России. В последние годы о нем издано несколько книг: «Самый добрый батюшка на земле», «Звезда утренняя», «Послушник в стране святителя Николая», «Аланский крест», «Крылья любви», «Когда открывается вечность». Снимаются фильмы и передачи о старце.

Воспоминаниями о старце Ипполите – подвижнике, прошедшем школу монашества на послушании у глинских и валаамских старцев, а затем на Святой Горе Афон, настоятеле и духовнике Рыльского Николаевского монастыря, пастыре, воплотившем в своей жизни евангельские идеалы любви, милосердия и смирения, – с нами поделился Владимир Савочкин, староста московского храма Воскресения Христова в Кадашах, автор книги «Самый добрый батюшка на земле».



Архимандрит Ипполит (Халин)

– Владимир Николаевич, как отец Ипполит вошел в вашу жизнь?

– Мои первые воспоминания об отце Ипполите относятся к 1993 году. Знакомые попросили меня отвезти их к тогда еще неведомому мне старцу. Я не понимал, кто такие «старцы», для чего люди идут в монастырь. За три года до этой поездки я крестился, однако духовную жизнь не вел. Но уже читал жития святых и тогда уже задумывался, какие же счастливые были люди, жившие рядом со святым человеком. Например, с преподобными Сергием, Серафимом… Они могли наблюдать за ними, слушать их речи, видеть их удивительные лица. Я и не мог предположить, что сам буду свидетелем жизни такого же святого человека.

В Рыльске мы увидели разрушенный монастырь. Нас провели в архимандритский корпус к келье отца Ипполита. Увидев нас, он просто спросил: «А вы откуда?» Я с досадой подумал: «Вот тебе и пророк! Он же сам должен всё знать». Вид батюшка имел убогий: в старом выцветшем подряснике, в кедах. «Какой же это старец?! – подумал я. – Просто добродушный дедушка». Тогда это было разочарование. Мне казалось, что после отъезда я навсегда забуду об отце Ипполите и монастыре. Однако не забыл.

Это был интересный момент моей жизни: меня явно коснулась благодать Божия. Из моей памяти не выходил образ этого человека, его слова, необыкновенно добрый взгляд и исходившая от него благодатная тишина. У меня «горело сердце», когда я вспоминал и рассказывал об отце Ипполите, подобно евангельским Луке и Клеопе при встрече с Господом. Я стал чаще думать о Боге, читать духовные книги.

– Как в дальнейшем складывались ваши отношения?

– Вторая наша встреча произошла в переломный период моей жизни. Как раз тогда на меня навалились сложнейшие проблемы, искушения, и в сонном видении мне явился батюшка Ипполит и трижды перекрестил меня. После этого все беды постепенно отступили, произошли самые настоящие чудеса Божии по молитвам старца. Я воспринял это как посещение свыше, как помощь Самого Господа Бога через Своего служителя. С тех пор я стал частым гостем далекого Рыльского монастыря. Но все эти годы батюшка никак не открывался мне как прозорливый старец и чудотворец.


Церковь Воскресения Христова в Кадашах

– Когда вы по-новому взглянули на старца?

– С 1999 года я стал возить паломников от храма Воскресения Христова в Кадашах к батюшке в Рыльский монастырь. И вот тут, с каждым моим новым приездом в обитель, старец все больше открывался мне в полноте своих благодатных даров. Кто не мог с нами поехать, просили меня задать старцу свои вопросы. И у меня всегда был целый список чужих вопросов и проблем, которые надо было разрешить с отцом Ипполитом. Это удивительно: я читал ему вопросы о незнакомых ему людях, а он как-то смущенно, как бы стесняясь своей прозорливости, отвечал на эти вопросы, и видно было, что он проникает во все эти ситуации, изложенные в записках. Батюшка принимал за день всех, кто приезжал к нему, – любое количество людей.

Мои паломники делились со мной впечатлениями от встреч с батюшкой. Некоторым отец Ипполит давал неожиданные, невероятно точные ответы, сказать которые мог только пророк, прозорливец. Чувствовалось, что он без слов всё понимает до мелочей. И всегда меня сопровождало состояние небесной радости. Не нужно даже пророчеств, нужно было приехать и просто почувствовать эту атмосферу благодати. И паломники мои тоже в одну сторону ехали унылые, озабоченные, задумчивые, а назад – радостные, разговорчивые, сияющие. С людьми происходило что-то необыкновенное, это было удивительно.

    Он за нас всех молился, и жизнь начинала меняться, души отогревались

– Какие главные черты духовного облика отца Ипполита вы могли бы выделить?

– Отец Ипполит был подвижник молчаливого духа, тишины, благодатности. Преподобный Серафим Саровский призывал: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». Похожие мысли высказывал преподобный Паисий Святогорец: «Облагодатствованный человек Божий передает благодать другим, изменяет плотских людей и тем самым приближает их к Богу, и они спасаются». Народ действительно находил спасение около батюшки Ипполита, который стяжал мирный дух и благодать Божию. Он за нас всех молился, и жизнь начинала меняться, души отогревались. Антоний Великий говорил, что святые соединены с Богом своею простотой. И Сам Господь призывает нас: «Будьте просты, как голуби». Батюшка достиг этой святой простоты.

Другой важной чертой старца является доброта. «Самый добрый батюшка на земле», – сказал архимандрит Кирилл (Павлов) об отце Ипполите. Батюшка был очень скромным, искренним. Он просто лучился любовью. Свято-Николаевский Рыльский монастырь вел самую настоящую христианскую работу: поили и кормили жаждущих и голодных, утешали души унылых и отчаявшихся. Явление в нашем современном жестоком и холодном мире совершенно исключительное. Чтобы заниматься этими несчастными людьми, нужна настоящая любовь Христова, которая не различает ни добрых, ни злых.

    Видя, что происходит на отчитках, люди задумывались о своих грехах

– Рассказывают, что отец Ипполит проводил отчитки.

– Отчитки проводились почти каждый день. Это было страшное действо. Когда батюшка или монахи начинали вычитывать заклинательные молитвы, всё вокруг в храме начинало бурлить, кипеть, происходило что-то иррациональное. С виду обычные люди начинали издавать дикие вопли и протяжный вой. Слышались выкрики и ругань. Происходила какая-то страшная вакханалия, приводившая в оцепенение.

Батюшка благословлял идти на эти молебны всех: и явно больных, одержимых, и тех, кто считал себя здоровым. Но что интересно: большинство из тех, кто приезжал на отчитки, впервые в жизни исповедовались и причащались Святых Христовых Таин. Для них это было воцерковлением. Видя, что происходит на отчитках, люди начинали задумываться о своих грехах.


Рыльский монастырь

– Расскажите, пожалуйста, об исцелениях, прозорливости, чудотворениях отца Ипполита, о каком-нибудь неожиданном событии в монастыре, которое вас удивило, запомнилось.

– Когда к батюшке обращались за помощью в каких-то скорбях или болезнях, часто происходило следующее: или отец Ипполит благословлял остаться пожить в монастыре – потрудиться и помолиться, или же давал какое-то особое благословение, например заказать в монастыре определенное количество отчиток заочно.

Был такой случай. Приехали к отцу Ипполиту бесплодные муж и жена. Он отправил их на месяц в скит в село Макеево потрудиться. Они так и сделали. А через несколько месяцев приходит телеграмма: «Поздравьте, мы ждем ребенка!»

    Батюшка сказал родителям больного ребенка: «Вы не венчаны. Повенчайтесь, и всё будет хорошо». Так и вышло

У годовалого сына Евгения Тарасова из Калужской области были обнаружены в крови патологические микроорганизмы – паразиты, от этого у ребенка все время болела голова, врачи не знали, что делать. Родители поехали к отцу Ипполиту, который сказал им простую вещь: «А вы еще не венчаны. Пойдите повенчайтесь, и всё будет хорошо. Господь поможет». Так и вышло: супруги повенчались, и новый анализ крови показал, что никаких паразитов в ней нет.

Батюшка скрывал по смирению силу своей молитвы перед Богом. Старался, чтобы люди получили исцеление благодаря таинствам Церкви, через святое маслице, послушание или через «компресс» из подорожников.

Сейчас происходит множество посмертных чудес. Матушка Фотиния, которая была в монастыре швеей, рассказывала мне: в 2012 году она застала у могилки отца Ипполита двух женщин. Это были мать с дочерью 19 лет, которая болела раком. Они собрались в Германию на операцию, но узнали, что есть чудотворец, который может их исцелить. Матушка Фотиния уговорила их остаться здесь на несколько дней и помолиться отцу Ипполиту. Они так и сделали, потом уехали в Москву. И через несколько дней возвратились поблагодарить старца: произошло исцеление, в Германию ехать не пришлось.



Вот случай с одним рыльским жителем. Этот человек, далекий от Церкви и не знавший батюшку, собрался ехать в Курск на операцию по удалению камней из почек. За три дня до операции приснился ему отец Ипполит и говорит: «Пойди на источник святителя Николая и попей водички». Он так и сделал. Операция ему не понадобилась, камни вышли сами.

Поразительное событие произошло с одной жительницей Санкт-Петербурга. Она приняла бесовскую мысль совершить очень тяжкий грех. Ей во сне явился спускающийся с небес на облаке какой-то старец в священническом облачении, сиявший подобно солнцу. Старец сказал ей такие грозные обличающие слова, что желание грешить у нее вдруг пропало. Через некоторое время знакомые попросили ее передать для одного священника фотографии отца Ипполита. На них женщина узнала того самого сияющего небесного старца.

Вот еще одно посмертное чудотворение отца Ипполита. Когда была издана книга «Самый добрый батюшка на земле», я подарил ее моему хорошему знакомому врачу-хирургу Виктору Николаевичу Волкову. У его матери образовался нарыв на пальце ноги, да такой, что она не могла ходить. Долго лечили, пришлось делать операцию, после чего образовалась нарывающая мозоль, и ей стало еще хуже. Виктор Николаевич дал матери почитать книгу об отце Ипполите. Она за ночь ее прочитала и обратилась к старцу со слезами: «Батюшка, помоги!» К утру у нее все прошло, не осталось и следов от операций.

– Владимир Николаевич, как у вас возникла идея написать книгу? Она была одной из первых книг о батюшке, и мы, знавшие отца Ипполита, были рады ее появлению.

– Когда батюшка преставился, настоятель нашего храма отец Александр Салтыков благословил меня написать об отце Ипполите, сказав, что нельзя молчать о делах Божиих, которые Он творит через Своих святых.

Прошло 15 лет со дня упокоения отца Ипполита. Сейчас мы задумываемся над жизнью и подвигом батюшки. Господь явил нам такого светоча, чтобы нас встряхнуть, показать, что и ныне возможен подвиг любви и милосердия, чтобы каждый из нас задумался о своей жизни. Чтобы увидели, как далеко мы отошли от Господа, как завязли в пучине грехов, страстей и мирской суеты. Кто не видел батюшку наяву, сейчас узнают о нем через живых свидетелей, из наших рассказов, книг.

Мы верим, что приобрели заступника и молитвенника у Престола Божия и благодарим Бога, что Он даровал нам великую милость встретить на нашем земном пути такого великого старца.


28 февраля 2018 г.

http://www.pravoslavie.ru/111050.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 7714


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 16 Апреля 2018, 11:08:51 »


Исполин духа

К 90-летию со дня рождения архимандрита Ипполита (Халина)

Инок Григорий (Пенкнович)



Архимандрит Ипполит (Халин)

18 апреля 2018 года исполняется 90 лет со дня рождения архимандрита Ипполита (Халина; (1928–2002) – афонского старца, настоятеля Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, «самого доброго батюшки», по определению архимандрита Кирилла (Павлова). Могилка старца в Рыльском монастыре Курской митрополии стала местом паломничества тысяч людей из разных регионов страны и из-за рубежа.

В день юбилея батюшки – 18 апреля – в Москве в конференц-зале гостиницы «Даниловская» (Большой Староданиловский переулок, д .5) пройдет презентация новой книги о старце – «Когда открывается вечность». Начало в 17:00.

На вечере планируются выступления людей, знавших отца Ипполита, просмотр кинофильма «Старец» (автор – игумения Нонна (Багаева)). В концертной программе – выступление хора Московской консерватории (художественный руководитель – профессор С.С. Калинин); специальный гость вечера – певица, заслуженная артистка РФ Евгения Смольянинова.

Отец Ипполит принадлежит к поколению «бывших афонских» монахов, участвовавших в возрождении духовной жизни в России. Воспоминаниями о старце с читателями портала «Православие.ру» делится духовное чадо батюшки, бывший насельник Рыльского Свято-Николаевского монастыря инок Григорий (Пенкнович).



«Батюшка явил нам новый мир»


Архимандрит Ипполит (Халин)

– Отец Григорий, как отец Ипполит вошел в вашу жизнь? Поделитесь впечатлениями от первой встречи.

– Впервые я приехал в Рыльск студентом факультета журналистики МГУ в 1995 году. Родом я из Северной Осетии (Алании), из города Владикавказа. Меня привезла в Рыльск замечательная христианская подвижница Аза Георгиевна Осипова (сейчас ей 88 лет), духовная дочь старца, имеющая дар молитвы. Батюшка любил и ценил ее. Она проторила дорожку из Алании в Рыльск. Нас было пятеро в одной из первых паломнических групп из Осетии, а потом поехали тысячи.

Первая встреча, конечно же, особенно запомнилась. Мы поднялись в келью батюшки, на незабвенный второй этаж. Обаяние и простота старца поразили сразу, наши сердца оттаяли. С первой минуты я принял и полюбил его. Отец отправил нас в трапезную со словами: «Вы любовь здесь будете кушать, а не картошечку». А потом были послушания. Неделю мы откапывали и очищали пещеру около монастыря, в которой в древние времена жили схимники.

Запомнилась еще одна важная встреча. В монастыре я познакомился с женщиной из Петербурга, которая обращалась со своей проблемой к известной старице блаженной Любушке Сусанинской (Любови Ивановне Лазаревой, † 1997). Сейчас ее называют Ксенией Петербургской XX века. Любушка в 1994 году сказала этой женщине: «Есть такой город Рыльск, там в Николаевском монастыре живет второй Серафим Саровский – Ипполит. Поезжай туда, он поможет тебе». И батюшка ей помог. Так Господь устами блаженной старицы открыл, что передо мной носитель великих духовных дарований. Мы вернулись в Осетию как на крыльях – так часто бывало после общения с рыльским аввой. Как будто из небесных обителей вернулись на грешную землю.

– Как эта встреча изменила вашу жизнь?

– До этой поездки я посещал храмы на родине в Осетии и в Москве. Считал себя верующим человеком, но не предполагал, что наша православная вера имеет такую глубину. Я это понял только в Рыльском монастыре, когда ощутил там дух первых веков христианства – любовь и свободу. Батюшка явил новый мир – это стало главным открытием моей жизни.

Отец Ипполит предсказал мое иночество. Не могу сказать, что я обрадовался этому известию. По окончании МГУ я работал корреспондентом по Северо-Кавказскому региону московского информационного агентства. Занимался освещением политических событий в горячих точках. А затем поступил в Рыльский монастырь послушником и принял от старца иноческий постриг. Еще он советовал мне подучить английский язык: «Он тебе пригодится». Старец предвидел мой жизненный путь. Сейчас я вожу паломников из России на Святой Земле и английский язык мне необходим.


Закон любви

   Простота батюшки, добродушие, открытость – естественность души-христианки

– Ваше общение со старцем было длительным. Какие главные черты духовного облика отца Ипполита вы могли бы выделить?

– Прежде всего, простота Христова. Это не только в подражание древним подвижникам «худость ризная». Простота батюшки – естественность души-христианки, ее добродушие, открытость, легкость. Батюшка был немногословным, молчаливым. Такими были древние монахи-затворники, жившие в пещерах, вдали от людей. А батюшка жил в народной гуще, но сохранял покой и молитву, мог затвориться в келье своего сердца. Его молчание – тайная сокровенная молитва, Божественное созерцание. Это «язык будущего века», проявление высокой ступени духовного совершенства.

Обладая подлинным смирением, батюшка никогда не показывал, что он в чем-то выше нас. Однажды он мне сказал тихим голосом с неподдельной грустью: «Я уже сорок лет монах и ни одного дня не прожил как монах». Свою власть он не демонстрировал, ни духовную, ни административную. Будучи архимандритом, редко носил крест с украшениями, митру. В засаленном ватнике и старом подряснике его порой принимали за послушника.

Батюшка имел любовь Христову – самый великий дар, который Господь дает человеку. Выполняя обетование Христа Спасителя – «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37), – он принимал каждого, самого падшего человека. Людей, которых везде просто изгоняют: бомжей, наркоманов, блудниц, пьяниц, – он принимал к себе, за всех молился. Часто именно таким людям он уделял личного времени намного больше, чем внешне благополучным. Многим это было непонятно. О Спасителе во время Его земной жизни тоже говорили: «Что это Он ест и пьет с блудницами и мытарями?»

Помимо дара любви он обладал Христовым терпением. Неслучайно на его могильном кресте начертаны апостольские слова: «Любовь милосердствует, долготерпит». Месяцами и даже годами терпеть рядом с собой людей опустившихся, неблагодарных, навсегда, казалось, погибших для общества, не обличать, а вымаливать их – такое под силу подвижникам, имеющим особую харизму, особое изволение Святого Духа.

Я однажды сказал: «Батюшка, как хорошо, что я именно с вами познакомился, не с каким-то законником». Старец признавал главное – закон любви. О некоторых пастырях он говорил: «Отец, знаешь, он не моего духа, он – законник». После смерти отца Ипполита мне пришлось разбирать мешки писем, присланных ему со всех концов страны и из зарубежья. Это были бесконечные благодарности любимому батюшке. Благодарности в том числе и за материальную помощь. И, конечно же, просьбы о молитвах. Многие письма начинались словами: «Всемилостивый батюшка», «Многомилостивый отец Ипполит».

Вспоминается такой случай. У одного скитоначальника Рыльского монастыря была индейка с индюшатами. Они залезли в соседний огород и потоптали лук и морковь. Хозяйка потребовала компенсацию. Узнав об этом, отец Ипполит велел отдать ей индюшку и индюшат. Скитоначальник расстроился: «Я их чуть ли не сам высиживал, кормил, поил». Это яркий пример отношения старца к ближнему.



Батюшка часто у местного населения покупал больных коров, а платил за них как за здоровых. И некоторые горе-продавцы полагали, что им удалось обмануть «дедушку». Монахиня Агафия (Богаткина) вспоминала, как возмущалась: «“Батюшка, что ты делаешь? Эта корова не стоит таких денег, она "литровая", совсем без вымени, молока будет давать очень мало”. А старец отводит меня в сторону и шепчет: “Матушка, ты не понимаешь. Я куплю у нее больную коровку дороже, чем примут на мясокомбинате, я ее выручу, и у хозяйки умягчится сердце”». Слова рыльского подвижника поразительны. Это живое Евангелие. Так заботиться о посторонних людях, порой лукавых и далеких от Церкви, в убыток своей обители, мог тот, кто на земле уже стал жителем Небесного Иерусалима.

Период настоятельства старца – 1990-е годы – был очень тяжелым для страны. Первое, что делал батюшка, принимая паломников, – отправлял всех в трапезную, открытую с утра до вечера. Подобного нет ни в одном монастыре. Такой любви, какая была у нашей братии, я не видел нигде. Это не достижение насельников обители – это заслуга отца Ипполита, который создал невероятно благодатную атмосферу. Запомнился отклик паломницы: «Все монастыри Европы объездила, но такого монастыря не видела».

   Золотых куполов не было, но в день кормили 300–400 человек, пришедших в обитель

Золотых куполов у нас не было. Был восстановлен только один соборный двухэтажный храм святителя Николая. А монастырь был миллионер, деньги лились рекой. Причем отец Ипполит спонсоров не искал. Он молился, и Господь через людей помогал обители. Отец жертвовал страдающему народу; не дожидаясь просьбы о помощи, первым ее оказывал. Меня спрашивали: «Куда отец Ипполит тратит деньги?» Я знал куда: в день кормили 300–400 человек, восстанавливали 5 скитов, и были великие дела милосердия. Отец Ипполит помогал всем нуждающимся – верующим и неверующим. К нему приходили люди разных вероисповеданий, он не делил их на своих и чужих. Вот истинно христианская любовь, которая распространяется на всех. Подобных примеров я не знаю в современном мире, это сравнимо только с подвигом праведного Иоанна Кронштадтского. Действенная любовь Христова в сочетании с невероятной кротостью и смирением принесла великие плоды: чудотворения и исцеления.



Батюшка имел великий дар утешения. Он не обладал даром слова, не был проповедником в классическом смысле. Он проповедовал примером собственной жизни – это самая живая и действенная проповедь, которая только может быть на свете. Всего лишь два слова: «Ну, отец, терпи», «Помоги тебе Господь», «Здоровья тебе», «Спаси, Господи» – и еще несколько фраз говорил отец Ипполит человеку, и те, кто приходили к нему с величайшим грузом греховным, с тяжестью житейских проблем, скорбей, уходили обновленными, с сияющими лицами и просветленной душой. Порой они ничего особенного от батюшки не слышали, но та благодать Божия, которая почивала на нем, производила преображающее действие, порой круто изменяющее жизнь. Меня поражало ощущение необыкновенной радости и легкости от общения с ним. Я видел, как тысячи людей подходили к отцу Ипполиту со слезами на глазах, а от него уходили с улыбкой.

   «Кто же после Пасхи спит? Как же можно спать?! Идите вокруг монастыря, славьте Бога»

Всё свое время он посвящал людям и молитве. Неизвестно, когда он спал. Я помню, после Пасхального богослужения, мы, молодые, уставшие после ночной Литургии, собирались идти спать по кельям. А батюшка встретил нас и сказал: «Кто же после Пасхи спит? Как же можно спать?! Идите вокруг монастыря, славьте Бога». И мы прошли с пасхальными стихирами вдоль монастырской стены с радостью, и усталости как не бывало! И видим, что батюшка уже разоблачился, выходит из своей кельи в фуфаечке, с посохом и идет в лес. Вот молитва праведника! Он шел в лес, чтобы продолжать молитвенно предстоять пред Богом за всех нас.

Я знал более ста представителей организованных преступных группировок Северного Кавказа, Ростова, которые приезжали к отцу Ипполиту. И многие из них оставили свое преступное занятие. В монастыре спасались тысячи людей. Мусульмане становились христианами. Я свидетельствую об этом как очевидец. Бандиты становились кроткими как ягнята. Например, человек, который был правой рукой предводителя преступной группировки, стал преподавателем юридического факультета. Вот что происходило в нашем монастыре с его обшарпанными стенами и непозолоченными куполами. «Взыскание погибших» совершалось в нашей обители. Погибающие воскресали для жизни – земной и вечной.

Его наставления, советы были действенны потому, что он возвещал волю Божию – и душа-христианка пробуждалась. Один монах вспоминал свой период воцерковления: «Он взял меня за руку – и мир перевернулся». Его простое слово было посолено благодатью Святого Духа, проникало глубоко в сердце и, со временем, спустя месяцы, а порой и годы, прорастало и давало плоды. Поэтому батюшку по праву можно назвать «детоводителем ко Христу».


Старец Ипполит, представитель русского Свято-Пантелеимоновского монастыря, в Священном
Киноте Афона. Отец Ипполит сидит третий справа


Удивительно, что при всех высоких духовных дарованиях отец Ипполит был прекрасным хозяйственником. Он в течение долгих лет восстанавливал Свято-Пантелеимоновский монастырь на Афоне и был его экономом. На родине поднял из руин 15 храмов Курской области. Он основал четыре монастыря и принимал участие в их строительстве. Это два монастыря – Свято-Успенский мужской и Богоявленский женский – в Северной Осетии–Алании; Казанский женский в Курской митрополии и Воскресенский женский в Белгородской митрополии. Батюшка из руин восстановил Рыльский монастырь и основал около него пять скитов.

   Его духовный взор любовно обнимал всю Россию, батюшка понимал важность ее целостности

Важно отметить, что у батюшки было масштабное, государственное мышление, чего порой не хватает современным политикам. Его духовный взор любовно обнимал всю Россию, он понимал важность ее целостности. Об Алании он говорил, что ей необходимо быть в единстве с Россией.

Это основные штрихи к портрету отца Ипполита. Без них мы не поймем, кто же был с нами рядом. А это – истинный ученик и посланник Христов. Масштаб его личности открывается с годами, мы до сих пор не осознали это. Многие называют отца Ипполита Серафимом Саровским XX века. И не только потому, что они земляки: батюшка родился в 20 км от родины преподобного. Они были близки по духу и подвигам. Батюшка тоже был богородичным подвижником. Он 17 лет провел на Афоне в уделе Божией Матери. Богородица являлась ему и на Афоне, и в России.

– А как бы вы охарактеризовали служение отца Ипполита?

– Его служение было многогранным. Прежде всего пророческое служение: способность старца заглянуть в тайники человеческой души, увидеть скрытые помыслы, но не обличить, а уврачевать и исцелить. Чтобы исполнить пророческое служение, Господь даровал батюшке дар уникальной прозорливости.

Батюшка был и целителем – это редчайший дар Духа Святого. Ежедневно в монастыре проходили отчитки, а по субботам – большие «вычиты», как их называл старец. Совершались они не только ради одержимых людей. Батюшка говорил: «Наши вычиты от всех немощей». Мы все, жившие в монастыре, присутствовали на этих отчитках.

Подражая святителю Николаю, которого особо почитал, батюшка сам был скорым помощником. Старец говорил: «Молитесь святителю Николаю. Я ему молился всю жизнь. Он и вас не оставит». Он слышал мысленные просьбы о помощи. Удивляясь, его спрашивали: «Как вы слышите наши обращения к вам из разных мест?» Старец отвечал: «Как слышу? Как вас сейчас». Вот так и сказал в простоте.


«Алания спасется монастырями»

– Отец Григорий, вы родом из Осетии. Каким было влияние отца Ипполита на православную жизнь вашей малой родины?

– В 1998 году (я был тогда послушником) мы с батюшкой шли лесом на источник Серафима Саровского. И он впервые поведал мне волю Божией Матери в том, чтобы в Алании были монастыри: нужно на границе с мусульманским миром открыть первый Аланский мужской монастырь. Батюшка говорил: «Как у вас красиво в горах, какие хорошие люди. Вся Алания будет в монастырях». Это казалось невероятным, в то время в наших краях не было ни одного монастыря. Он говорил, что только монастырями Алания спасется.

По поручению старца я приехал к митрополиту Ставропольскому и Владикавказскому Гедеону († 2003) передать благословение архимандрита Ипполита на открытие в Осетии мужского монастыря. Батюшка посвятил его Успению Божией Матери. Владыка Гедеон с радостью принял это благословение, он почитал старца и называл его святым человеком.


(Окончание следует)
« Последнее редактирование: 16 Апреля 2018, 11:10:44 от Дмитрий Н » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 7714


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 16 Апреля 2018, 11:09:27 »

(Окончание)


Аланский Свято-Успенский мужской монастырь находится в 50 километрах от Владикавказа в живописном Куртатинском ущелье. Это самый высокогорный монастырь России. Позже был основан второй – Аланский Богоявленский женский монастырь. Старец с точностью определил места основания обителей, не побывав там ни разу. Также по благословению отца Ипполита в Осетии был создан благотворительный фонд «Успение», который оказывал помощь духовному строительству – созданию этих двух монастырей. Его возглавила духовная дочь старца Наталья Федоровна Носова.


Аланский Свято-Успенский монастырь

Аланы – предки осетин, они восприняли христианство от Византии в начале X века. Старец Ипполит на расстоянии в полторы тысячи километров окормлял свою осетинскую паству. Это подвиг апостольского служения, сотворенный духом и молитвой. Даже у апостолов такого не было, чтобы они просвещали землю, не побывав в ней. Это величайшее чудо.

С середины 1990-х годов вся Осетия непрекращающимся огромным потоком ехала в никому не известный город Рыльск, чтобы получить благословение и помощь отца Ипполита. От бандитов до министров – все бывали там. Осетины начали постепенно возвращаться к исконной вере своих предков – Православию. Сама Матерь Божия и Николай Чудотворец приводили наш народ в Рыльский монастырь. Через отца Ипполита люди открывали для себя Отца Небесного.

Алания – маленькая страна, осетины – единственный древний христианский народ на Северном Кавказе. Это форпост на юге России; от положения в Алании зависит надежность ее южных рубежей. Алания должна превратиться в духовную твердыню, а фундамент этой крепости заложил архимандрит Ипполит.


Умирал – и ожил, пропадал – и нашелся

– Расскажите, пожалуйста, о случаях прозорливости и чудотворений отца Ипполита.

– Море чудес совершено отцом Ипполитом, свидетелем которых я был. Это исцеления от многих страшных болезней, рака, СПИДа, наркомании. Но самое великое чудо, которое сотворил отец Ипполит, – это преображение человеческих душ, изменение уже сформировавшегося характера, когда человек вошел в зрелость. Был наркоманом – стал семьянином, отцом. Умирал – и ожил, пропадал – и нашелся. Эти блудные дети Христовы тянулись со всех концов страны в Рыльский монастырь. Старец их встречал, обнимал своими натруженными руками и любовью. Тельца упитанного предлагал в пищу и приводил в Церковь.


Вид храма Аланского Богоявленского женского монастыря

Однажды к батюшке подошла послушница-осетинка и попросила: «Отец Ипполит, помолись, пожалуйста, за мою мать Уарди». Сказала и сама забыла. Через несколько месяцев приходит телеграмма о том, что ее мать в тяжелом состоянии. Она подходит к старцу, а он, не видя телеграммы, говорит: «Поезжай домой, Уарди с покаянием». Когда эта послушница приехала на родину, то мать со слезами на глазах попросила у нее прощение за все годы унижений и оскорблений, которые пришлось дочери претерпеть от нее. На смертном одре Уарди говорила своим родственникам: «Никого не осуждайте и молитесь Господу Богу».

В моей жизни был подобный случай. Во Владикавказе у меня была родственница, которая не доверяла священнослужителям. Считала себя верующим человеком, но не соглашалась ни исповедоваться, ни причащаться, утверждая: «Чего плохого я сделала в жизни? Я безгрешна, потому что делала людям только добро». Я подошел как-то к отцу Ипполиту и сказал: «Я хочу пожаловаться на Тамару: ей уже 94 года, а она не хочет причащаться. Как же она отойдет ко Господу?» Старец ответил: «Ну, надо молиться, отец, надо молиться». Через полгода приезжаю в Осетию и узнаю, что Тамара при смерти. Прихожу к ней в дом, у нее левая часть тела парализована, а правой рукой она постоянно осеняет себя крестным знамением, чего не делала с юных лет. Она захотела пригласить священника. Он ее спросил: «Тамара, ощущаешь ли ты себя грешной?» Она кивнула головой, исповедалась и причастилась. На мой взгляд, отец Ипполит имеет дерзновение пред Богом молиться, чтобы люди не умирали без покаяния и примирения с Церковью.

    Он отправлял на луг потрудиться, говорил: «Там ангелы летают». И больные после этого послушания выздоравливали

Был такой случай. Двое немцев, жителей ФРГ, приехали в монастырь на месяц. Оба были больны СПИДом. Батюшка благословил их посещать ежедневно храм, отчитки и ходить на луг. А что такое луг? За Рыльским монастырем есть территория 2000 кв. м, где болотистая местность перемежается с лесистой. И всех паломников отец Ипполит отправлял на луг потрудиться: рубить лозу, расчищать кустарник. Он говорил: «Там ангелы летают». По этим местам проходил на поклонение киевским святыням Серафим Саровский и останавливался в нашем монастыре. Отец Ипполит постоянно молился на лугу и на целебных источниках. Еще до революции неоднократно были зафиксированы явления святителя Николая на источнике, освященном в его честь. Немецкие паломники выполнили батюшкино благословение, и больше ничего – вот и вся терапия. Возвратившись в Германию, сдали повторные анализы: СПИД не обнаружен. И потом из Германии пришло к нам письмо с просьбой наладить регулярные автобусные рейсы в наш монастырь.


Старец Ипполит с паломниками из Осетии

У меня родственники живут в Москве. Однажды они прислали в монастырь знакомую – администратора гостиницы «Космос», у нее был рак. Батюшка сказал: «У тебя ничего нет, поезжай, только молись Богу и читай акафист святителю Николаю». Вот и весь разговор. По возвращении в столицу она сдала повторный анализ на гистологию. Лечащий врач, держа в руках свежие результаты анализов, спросил ее: «Ты где была два дня? Поздравляю, у тебя ничего нет».

Или такой случай. Молодой человек Игорь П. был болен СПИДом и гепатитом С. Он был худым, с язвами на теле. По благословению старца ходил на луг, был на отчитках. Трудиться он не мог. Через полгода анализы оказались чистыми по двум заболеваниям. Еще пример: Кирилл, у него был СПИД, через полтора года выздоровел.

Подобные чудеса происходят и сейчас. Сегодня рыльская братия собирает горы записок на могилке старца. Люди знают, что эти записки не остаются в земле. Старец принимает их и молитвенно предстоит пред Христом. Еще при жизни батюшки были случаи, когда люди даже не успевали дописать свою просьбу, отправить письмо в Рыльск, а уже получали помощь и проблемы разрешались.


«У человека сколько любви, столько и крыльев»

– Какие поучения старца вам особенно запомнились?

    Постоянные наставления старца: не осуждать, не превозноситься и терпеть

– Постоянные наставления старца: не осуждать, не превозноситься и терпеть. Отец Ипполит не любил, когда люди жаловались и осуждали друг друга. Вспоминаются слова преподобного Антония Великого, что нет большего нечестия под небом, как если кто осуждает ближнего и превозносится над ним. Он сам никогда никого не осудил. В страшных грехах ему каялись люди. Вот один паломник приезжает, говорит громко, не стесняясь никого: «Батюшка, я убийца, я людей убивал», – и он не сказал ему ни слова осуждения.

Как-то отец Ипполит сказал: «Сколько грехов, сколько немощей у людей, а Господь все покрывает Своей благодатью». Как бы наши грехи ни были тяжелы – это капля в море Всепрощения Божия. И из уст такого человека особенно убедительны были эти слова.

Однажды батюшка спросил у паломника: «Сколько крыльев у Ангела?» – «Два крыла». – «А у Серафима?» – «Шесть». – «А у человека сколько?» – «Батюшка, не знаю». – «А у человека – сколько любви, столько и крыльев».


Скорая помощь

– Расскажите, пожалуйста, о посмертных чудесах старца.

– Когда батюшка преставился, у него не было трупного окоченения, и все, кто прикладывался к ручке, ощущали ее мягкость. На девятый день после упокоения батюшки деревянный крест на его могиле обильно замироточил. Благоуханное миро собирали в бутылочки. А на сороковой день сестры основанного отцом Ипполитом женского Казанского монастыря из села Большегнеушево ощущали благоухание, аромат, исходящий от могилки батюшки. Они взяли с собой земельку, и она у них в монастыре несколько дней еще благоухала.

Чудеса на могилке батюшки происходят постоянно. В Покровском скиту монастыря жил паломник из Ростова-на-Дону. Внешне нормальный, но внезапно началось беснование, он крушил все вокруг, нападал на скитоначальника, послушников, бил посуду. Его связали, чтобы довезти до монастыря. Зимой в одном свитере уложили на могилку батюшки. Полчаса он пролежал, с тех пор никаких приступов нет.


Памятник архимандриту Ипполиту на территории санатория Марьино (дворцово-паркового комплекса бывшего имения Барятинских). Скульптор – В.М. Клыков

Недалеко от монастыря расположен санаторий Управления делами администрации Президента России – Марьино. На его территории поставлен первый памятник отцу Ипполиту работы известного российского скульптора Вячеслава Клыкова. Вячеслав Михайлович глубоко почитал старца Ипполита, называл его великим человеком. Он создал надгробное распятие на могилке старца и свою последнюю работу – теплый памятник отцу Ипполиту. Нам известно несколько случаев исцелений от неизлечимых недугов после молитвы перед этим памятником.

Сейчас даже через фотографию батюшки люди получают скорую помощь. Вот недавний пример. Уже много лет я сопровождаю паломнические группы на Святой Земле. Среди них – богомольцы из русского Никольского храма во Флоренции. Узнав о чудесах старца Ипполита, они попросили подарить его фотографию. И я, в очередной их приезд в Иерусалим, подарил снимок, который когда-то сделал сам в Рыльском монастыре в день 70-летия батюшки.


С этим фото, сделанным в день 70-летия батюшки, связаны чудеса

Вскоре по возвращении в Италию, в ноябре 2016 года одна из паломниц, Мария Милюкова, в тяжелом состоянии была доставлена в больницу города Борго-Сан-Лоренцо. Покидая квартиру на машине «Скорой помощи» и на ходу теряя сознание, она взяла лишь фото батюшки. Даже когда ее на каталке возили на МРТ, она держала в руках фото человека, которого она при жизни не знала, но искренне полюбила. В считанные дни, к изумлению врачей, она пошла на поправку.

В эти дни в ее палату поместили 78-летнего итальянца Джанпаоло из города Виккьо. Больница была переполнена, и не оставалось свободных коек. Его состояние было крайне тяжелым: гнойная пневмония, высокая температура. Надежды на выздоровление не было. Как-то поздно вечером старик начал задыхаться, и Мария спросила: «Можно, я приложу к тебе фото святого человека?» Он согласился, и Мария молитвенно обратилась к помощи старца, крестообразно прикладывая его снимок к голове и груди умирающего. Вскоре дыхание больного восстановилось, температура нормализовалась. Заведующий отделением больницы, узнав о произошедшем, сказал: «E successo miracolo» («Здесь случилось чудо»). По просьбе настоятеля русского Свято-Никольского храма во Флоренции протоиерея Георгия Блатинского Мария передала фотографию старца в алтарь.


«Важно помнить, что именно в наше немилосердное время жил такой многомилостивый батюшка»

– А как чада и почитатели отца Ипполита стремятся поведать о старце, увековечить память о нем?

– В последние годы начался новый этап почитания отца Ипполита. В 2017 году мы отметили 15-летие его упокоения. Тысячи людей приехали в монастырь почтить его память. На федеральных телеканалах вышло несколько передач о старце. Ему посвящено шесть книг. Готовится к изданию сборник воспоминаний и свидетельств о батюшке – Книга памяти. В феврале нынешнего года мы, чада и почитатели старца, создали Общество ревнителей памяти архимандрита Ипполита (Халина). Тем самым мы возрождаем старую традицию почитания святых подвижников. 18 апреля в этом году будем отмечать 90-летие со дня рождения дорогого батюшки.


Выступление братии Рыльского Свято-Николаевского монастыря на ежегодных днях памяти архимандрита Ипполита в Москве. Справа налево: инок Григорий, иеромонах Ипполит, иеродиакон Досифей

Господь пришел в мир, чтобы показать путь на Небо и вернуть нас в рай. Этот путь Христов в XX веке нам показал верный ученик и последователь Спасителя – отец Ипполит. Важно, что именно в наше немилосердное время жил такой человек – многомилостивый батюшка. Он примером собственной жизни, молчаливой проповедью показал, как жить, чтобы спастись. Его можно назвать «единым от древних», духовной глыбой. На Курской земле жил исполин духа. Господь сподобил нас быть рядом с ним.

– Благодарю за интересную и назидательную беседу. Помоги вам Господь во всех ваших делах и начинаниях!


С иноком Григорием (Пенкновичем)
беседовала Надежда Шелепова

16 апреля 2018 г.


http://www.pravoslavie.ru/112172.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!