Спросите у Марии БутинойО неправосудности системы правосудия США и нечеловеческих условиях в американских тюрьмахКак пишут отечественные издания, освободившаяся из американской тюрьмы Мария Бутина сообщила, что не ожидала ареста, поскольку тешила себя иллюзией в верховенстве права в Штатах. «А в результате попала в СССР, где был бы человек, а статья найдется. Она до последнего не верила, что можно посадить невиновного».
Оставим за скобками представления Марии Валерьевны, родившейся за три года до распада СССР, о законности при Советском Союзе. Для себя отметим фразу человека вполнелиберальных взглядов, Алексея Казанника, генерального прокурора России в 1993-1994 годах: «Даже во времена Сталина законность не нарушалась».
А вот как с законностью в США? И мы видим, что люди, привыкшие видеть именно в этой стране «цитадель мировой демократии», могут испытать сильнейшие потрясения, даже после самого поверхностного знакомства с американской правовой системой.
В
правовом государстве США сотрудникам полиции предоставлены большие права по применению силы. Физическому лицу вступать в пререкания с полицейским, находящимся при исполнении своих должностных обязанностей, или, тем более, пытаться ему угрожать – чревато. Правонарушитель в лучшем случае получит заряд электрошокера и тюремный срок заключения, в худшем – пулю на поражение. При разборе инцидента суд будет априори на стороне сотрудника полиции. Это вам не Россия.
В США, как известно, огнестрельное оружие находится в легальном обороте.
Потому, согласно американскому законодательству, сотрудник правоохранительных органов имеет право на применение огнестрельного оружия в любой ситуации, которую он сам считает опасной для жизни и здоровья. В настоящий момент существует лишь два национальных стандарта применения полицией силы: запрет применения огнестрельного оружия против невооруженного убегающего преступника и более широкий запрет применения какой-либо меры силового принуждения без наличия на то объективной необходимости. В США общий приказ о применении огнестрельного оружия был отменён в 2016 году. С применением специальных средств, не являющимся оружием, ещё проще. Случай, ставший «классикой жанра». В декабре 1979 года в городе Майами, штат Флорида, 33-летний чернокожий мотоциклист Артур МакДаффи, совершив нарушение правил дорожного движения, не остановил свой мотоцикл по требованию полиции. После непродолжительного преследования в жилых кварталах он был задержан и подвергнут избиению дубинками, в результате которого скончался спустя четыре дня. По итогам проведенного судебного процесса жюри присяжных, не имевшее в своем составе ни одного афроамериканца, вынесло вердикт четырём обвиняемым полицейским: «Не виновны». Это вызвало среди чернокожего сообщества шквал негодования, спровоцировало массовые беспорядки, унесшие жизнь в общей сложности 67 человек. 1400 были арестованы. На судьбу полицейских, применивших силу, это не повлияло никак. Догадываетесь, что случилось бы с ними у нас?
В 2017 году от пуль американских полицейских погибли 987 человек, в 2016-м – 963, в 2015-м - 995. Суммарно же безоружных среди застреленных американскими полицейскими было 68 (в 2016-м году - 51, в 2015-м - 94). В 2018 году полиция США убила 992 человека, из них в 47 случаях (около 5% всех случаев) убитый был совершенно безоружен, еще в 38 случаях (около 4%) погибший от полицейских пуль был вооружен игрушечным оружием, а в 105 случаях в качестве оружия было указано «иное». За шесть с половиной месяцев 2019 года от полицейских пуль в США погибло уже 566 человек.
В отличие от законодательства США, в УК РФ зафиксирован более широкий спектр обстоятельств привлечения к уголовной ответственности сотрудников полиции за незаконное применение огнестрельного оружия. Ответственность за его неправомерное применение по законодательству России закреплена в статьях 38, 39, 41, 108, 114, 286 УК РФ, тогда как в США всего лишь 2 статьи устанавливают ответственность за незаконное применение огнестрельного оружия — 1.8.1 «Убийство», 1.8.2 «Причинение телесных повреждений».
Каждый факт применения полицейским оружия, безусловно, влечёт за собой служебное и прокурорское расследование, однако, как уже говорилось, чаще всего оно заканчивается в пользу представителя власти.
В отличие от России, в США основным видится принцип доказывания судом полицейскому его вины, а не доказывания полицейским в суде своей невиновности.В России ежегодно погибает при исполнении служебных обязанностей почти в три раза больше сотрудников правоохранительных органов, чем в США. Причем, более половины из них - погибает в результате применения огнестрельного оружия преступниками. Как говорится, «почувствуйте разницу».
Теперь немного о правосудии и содержании в тюрьмах США.
Как известно, в своём интервью, взятом после освобождения из тюрьмы и возвращения в Россию, Мария Валерьевна поделилась деталями составления обвинения. Делалось это, по словам россиянки, на основе ее сообщений в Twitter, которые были очевидно не корректно переведены. В одном из ее постов было выражение «техника на грани фантастики», в котором слово техника перевели как «equipment», то есть оборудование. И получилось «секретное оборудование». Как призналась Бутина, она была шокирована тем, что на основе этого составлялись обвинения. Агенты ФБР, как рассказала россиянка, общались с ней 52 часа, и после этого явно поняли, что она ничего не скрывает. Но решили, что её нужно «хоть в чём-то обвинить». Обвинили. Умело создав надлежащие условия заключения (не пытки, что вы, всего лишь детальное соблюдение правил), что жителям совсем не демократической России покажется издевательством и несоблюдением прав человека, добились того, что Бутина была «вынуждена пойти на сделку со следствием и признать себя виновной», ее приговорили к 18 месяцам тюрьмы.
«Если тюрьмы оказываются неспособными реабилитировать заключенных, люди выходят на свободу с тяжелым багажом, накопленным в условиях жестокого обращения и наказаний. На сегодняшний день пенитенциарная система отрицательно влияет на общество, поскольку выпускает на свободу еще более ущербных и неполноценных людей, чем они были до заключения под стражу. Мы должны требовать реформ, чтобы обеспечить безопасность нашего общества», — сказано основателем консультационной фирмы Anthonybelieves.com Энтони Грейвсом, 18 лет «отсидевшим» в техасской тюрьме в ожидании исполнения смертного приговора за преступление, которого не совершал. И сказал это американский правозащитник совсем не о тюрьме российской.
Американский юрист Алексиc Агатоклеос еще в 2013 году описал одно из таких мест лишения свободы для «непокорных» осужденных:
«Условия содержания в SHU (камеры индивидуальной изоляции – авторы) шокируют. Заключенные этих модулей в «Пеликан-Бэй» томятся в тесных бетонных клетках без окон от 22 до 24 часов в сутки. Они никак не взаимодействуют с другими людьми за исключением надзирателей и получают еду — зачастую протухшую, холодную и не соответствующую человеческим потребностям в калориях и питательных веществах — через маленькую щель в металлической двери. Раз в день на один час их могут выводить в маленький пустой бетонный выгульный двор для занятия физическими упражнениями в полном одиночестве, но иногда лишают и этого. Им отказывают в телефонных звонках и свиданиях с родственниками, они не могут участвовать в рекреационных и образовательных программах и не имеют возможности общаться с другими узниками. Единственный способ коммуникации — это говорить так громко, чтобы быть услышанными заключенными других камер, однако любое общение с представителями тюремных группировок может обернуться для них увеличением срока пребывания в SHU. «Пеликан-Бэй» расположена в сотнях миль от города, поэтому многие не видятся со своими близкими в течение нескольких лет. Между тем редкое общение с родными проходит через стекло с помощью телефона и исключает любые физические контакты».По словам Марии Бутиной, её нахождение в тюрьме в США «не напоминало профилакторий», питание крайне низкого качества, продукты просрочены, медицинского обслуживание крайне низкого качества, но зато есть психолог, который всем выписывает снотворное. За малейшее нарушение порядка – карцер.
Большинство же американских тюрем банально перенаселены. Потому, уважаемые сограждане, не будем спешить обвинять Россию в нарушении прав человека и критиковать российскую законность. Всё познаётся в сравнении.
Валерий Медведь, полковник в отставке, Сергей Доценко, подполковник запаса, ветераны боевых действийhttp://ruskline.ru/news_rl/2019/10/28/sprosite_u_marii_butinoi